публикация А. Петровой Примечания: 1 Речь идет о дне Всех святых, в земле Российстей просиявших. 2 2Пет 3:9: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 3 Антоний, митрополит Сурожский . Об истинном достоинстве человека// Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. 4 Антоний, митрополит Сурожский . Духовное руководство в Православной Церкви//Там же; см. также Митрополит Сурожский Антоний . Пастырство. Минск, 2005. 5 Об отце Александре Ветелеве см. Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43). — Ред . 6 Ср. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин 14:21 ) и кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (14:23). 7 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт 3:22 ). 8 Ср. в: Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. С. 580, 784–785, 790–791; первоначально у Лактанция . 9 Ср. Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 793. 10 Ср. Мф 16:26 , Мк 8:36 , Лк 9:25 . 11 Ср. 1Кор 3:16; 6:15,19 . 12 Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 383, 557–558. 13 Об отце Николае Голубцове см.: Мудрый сердцем. М., 2001. 14 Об отце Владимире Смирнове см.: Горе имеим сердца. Протоиерей Владимир Смирнов (духовные дети о духовном отце). М., 2004. 15 Об отце Александре Ветелеве см.: Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43); см. тж. его книгу: ПротоиерейАлександрВетелев . Путь к пробуждению. Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. М., 2002. 16 Точная цитата: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин 20:17 ).

http://azbyka.ru/fragmenty-iz-besed-o-du...

— Антоний! — сказал Господь, — ты обрел благодать предо Мною. Услышав это, преподобный Антоний испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте суша; в другую же ночь он испросил у Господа сушу, а на место, угодное Ему для храма, росу [ 44 ]. На третий день преподобный отец благословил предуказанное место и велел размерить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя и полученным от Шимона, — в тридцать поясов в длину и двадцать в ширину, как повелено было Шимону свыше. Затем преподобный Антоний низвел молитвою своею огонь [ 45 ], уничтоживший поросль того места, которое, после окружения рвом, стало уже совершенно готовым; здесь и была поставлена чудотворная печерская церковь, «небеси подобная» по выражению сказания о ней [ 46 ]. Так преподобный отец наш Антоний столь великими чудесами уготовил место для храма своей обители и благословил самое начало его постройки. После этого он начал приуготовлять самого себя к отшествию к Церкви вечной, нерукотворенной в обителях небесных; об этой Церкви святой Апостол Иоанн в Откровении пишет: «Храма же я не видел в нем  [ 47 ] , ибо Господь Вседержитель его храм» (Откр.21:10,22). Так предсказала и Царица Небесная, во время явления Своего во Влахерне [ 48 ], открывши строителям церкви: — Сей Антоний только благословит вас на дело, ибо он сам отходит в вечный покой; за ним во второе лето последует и Феодосий [ 49 ]. Но в каком приуготовлении к честной кончине нуждался преподобный Антоний, который, проводя добродетельную жизнь в пещере, мог сказать с Апостолом: я каждый день умираю (1 Кор.16:31)? который не ложно применял к себе во все дни слова пророка: (я) спешил не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс.118:50)? Преподобный Антоний готов был в душе своей (к переходу в вечную жизнь) и смущался мыслью не о себе, но за свое богоизбранное стадо, как бы его не оставить в смятении. Так исполнилось на преподобном слово Апостольское: влечет меня то и другое: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (для самого Апостола); а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:23–24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Выслушавши это, все прославили Бога. Антоний же отвечал зодчим: «дети мои! Мы никогда не выходили из этого места». Греки же с клятвою говорили: «из ваших рук взяли мы золото Царицыно перед многими свидетелями, с которыми и провожали вас до корабля. Через месяц после вашего ухода, пустились в путь и мы, и вот уже десять дней, как мы вышли из Царяграда. Спрашивали мы Царицу о величине церкви. Она же сказала нам: «Я послала меру, пояс Сына моего. Сделайте всё по Его повелению». И отвечал Антоний: «дети мои! великой благодати Христос сподобил вас: вы совершители Его воли. Звавшие вас, те благообразные юноши, были пресвятые Ангелы; а Царица во Влахерне сама, чувственно явившаяся вам, пресвятая, и чистая, и непорочная Владычица наша, Богородица и приснодева Мария; стоявшие же при Ней, воины – бесплотные силы ангельские. А что до нашего образа, и данного, как бы чрез нас, золота; то Господь ведает, как изволил Он сотворить это со своими рабами. Благословен приход ваш: добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи. Да даст Она вам, как обещала, чего ухо не слышало, что на сердце человеку не всходило. Этого никто не может дать, кроме Ея и сына Ея, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пояс же и венец Его принесены сюда варягами, и сказана была мера ширины, и длины, и высоты той пресвятой церкви: голос такой был с неба, от велелепной славы». Тогда греки со страхом поклонились святым и сказали: «где такое место? дайте нам посмотреть его». Преп. Антоний сказал: «будем молиться три дня, и Господь явит нам место». И в первую ночь, когда он молился, явился ему Господь и сказал: «нашёл ты благодать передо Мной». Антоний же сказал: «Господи! если я нашёл благодать перед Тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое Тебе угодно освятить, пусть будет сухо». На другой день нашли сухим то место, где ныне стоит церковь , а по всей земле была роса. На другую же ночь также помолился преподобный и сказал: «Господи! пусть будет по всей земле сухо, а на месте святом роса». Пошли и нашли так. На третий же день, ставши на месте том, помолились, благословили место, измерили золотым поясом ширину и длину, и преп. Антоний, подняв руки к небу, сказал громким голосом: «послушай меня, Господи, послушай меня ныне огнём! Пусть разумеют все, что Тебе это угодно». И спал огонь с неба и пожёг деревья и терновник и росу полизал, а на долине сделал как бы рвы, на том месте, где начал копать благоверный князь Святослав. И от страха упали, как мертвые, все бывшие со святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И благословил его и отпустил, сказав ему: «Иди с миром». Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и нигде ему не нравилось, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, в поисках места, которое бы ему указал Бог . И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и полюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет на нем благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали о нем добрые люди и приходили к нему, принося все, что ему требовалось. И прослыл он как великий Антоний, и, приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь Ярослав, принял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний же прославлен был в Русской земле. Изяслав, узнав о житии его, пришел с дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стали приходить к нему братья, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом двенадцать, и ископали пещеру великую, и церковь , и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: «Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал, – да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы». И так сказал им: «Живите же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в другой горе, так как и прежде уже привык жить в уединении». И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никогда и никуда из пещеры в течение сорока лет, в ней лежат мощи его и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но старец всегда молчал. Я пошел и сказал об этом старцам. Они пришли к авве и сказали ему: " Авва! Брат пришел к твоей святости, чтобы получить для себя пользу; почему же ты ничего не заставляешь его делать? " . Старец отвечал им: " Разве я начальник общежития, чтобы ему приказывать? Конечно, я ничего не говорю ему, но если хочет, пусть делает то, что на его глазах делаю я " . С того времени я предварял старца и делал то, что он хотел делать. Сам же он, если что делал, то делал молча, и таким образом научил меня делать молча " .Рассказывали об Иоанне Колове, что он однажды плел две корзины и уже окончил одну корзину, но не приметил сего, пока не приблизился к стене, ибо ум его занят был созерцанием.Авва Макарий Великий пришел однажды к авве Антонию в гору. Когда он постучался в дверь, Антоний вышел и спросил: " Кто ты? " .– " Я Макарий " ,– отвечал он. Антоний затворил дверь и ушел, оставив старца. Увидев терпение Макария, отворил ему дверь, приветствовал его и сказал: " Слышав о твоих делах, я давно желал видеть тебя " . С любовью принял его и успокоил, ибо Макарий очень утомился. Когда наступил вечер, авва Антоний намочил для себя пальмовых ветвей. Авва Макарий сказал ему: " Позволь и мне намочить для себя " .– " Намочи " ,– отвечал Антоний. Макарий, сделав большую связку ветвей, намочил их. Сев с вечера, они плели корзинки, беседуя между тем о спасении душ. Корзинки через отверстие спускались в пещеру. Блаженный Антоний поутру вошел в пещеру и, увидев много корзинок аввы Макария, сказал: " Великая сила выходит из рук сих " .Брат спросил авву Моисея: " Что помогает человеку во всяком труде его? " . Старец отвечал: " Бог помогает. Ибо написано: Бог нам прибежище и сила (Пс. 45, 2) " .Авва Серин говорил: " Во всю жизнь мою жал я, шил и плел, но при всем том, если бы рука Божия не питала меня, не мог бы я прокормиться " . Прежде и больше всего ищи Царствия Божия и оправдания Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф. 6, 33 Помни, что если дело Божие будешь почитать главным делом, то легко и удобно будет делать все нужное для себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Особняком от других произведений стоит «Житие св. Антония» – первое в истории христианской письменности житие, послужившее образцом для всей средневековой агиографической литературы. Для нас особенно интересны детали, раскрывающие идеологию и взгляды раннего монашеского движения. Описание того, как Антоний решил стать монахом, стало традиционным для жанра житий святых: По смерти родителей остался он с одною малолетнею сестрою, и будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме, и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, он, идя по обычаю в храм Господень и собирая воедино мысли свои, на пути стал размышлять, как апостолы, оставив все, пошли вослед Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам апостольским для раздаяния нуждающимся, какое они имели упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм; в чтением тогда Евангелия слышит он слова Господа к богатому: «...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). Антоний, приняв это за напоминание свыше,... выходит немедленно из храма, и что имел во владении от предков, дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его, ни сестру; а все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры. Но когда, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф.6:34 ), ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное раздает людям нуждающимся; сестру, поручив известным ему и верным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении. («Житие Антония», гл. 2) В этом описании важны следующие моменты: во-первых, обычное представление связывало монахов с пустыней. Афанасий же подчеркивает, что св. Антоний ходил в церковь , т.е. участвовал в сакраментальной жизни общины; во-вторых, в основе его решения стать монахом лежит не стремление к личному, мистическому общению с Богом, а библейское учение: Антоний просто хочет жить согласно Евангелию. Он удаляется от мира не потому, что хочет уединения, бежит суеты, а потому, что он послушен библейской заповеди о бедности. Еще живя в миру, св. Антоний «работал своими собственными руками», «молился часто», и, что особенно интересно, «память заменила ему книги» – святой подвижник был неграмотен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Прихожанка. Теперь вы должны эту поучительную историю рассказать, раз заинтриговали. Пресвитер. Я лучше ее вам прочитаю из жизнеописания преподобного Павла. Вот слушайте. Однажды к преподобному Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога. Но Антоний сказал: – Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему: – Авва Павел, изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога. Но Павел сказал: – А ты, отче, почему же не изгнал его? Антоний отвечал: – Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе. И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу: – Диавол, авва Антоний велит тебе выйти из человека сего. Диавол же с бранью ответил: – Не выйду, всезлобный и лживый старик. Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря: – Выходи, так повелел тебе святой Антоний. Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал: – Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо. Но бес, хуля Христа, говорил: – Не выйду. Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу: – Господи Иисусе Христе, распятый при Понтие Пилате, Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши. Когда еще говорил он сие, бес начал кричать: – Выхожу, выхожу! И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея, длиной в 70 локтей, и поселился в Чермном, т.е Красном, море. «Так, – по мнению святителя Димитрия Ростовского , – святой Павел победил диавола простотою и смирением, ибо слабейших бесов изгоняют люди силою веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силою смирения» 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Публикация А. Петровой 1 Речь идет о дне Всех святых, в земле Российстей просиявших. 2 2 Пет 3:9: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 3 Антоний, митрополит Сурожский. Об истинном достоинстве человека//Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М., 2002. 4 Антоний, митрополит Сурожский. Духовное руководство в Православной Церкви//Там же; см. также Митрополит Сурожский Антоний. Пастырство. Минск, 2005. 5 Об отце Александре Ветелеве см. Ветелева О. Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петров­ская). Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43). — Ред. 6 Ср. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин 14:21) и кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (14:23). 7 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт 3:22). 8 Ср. в: Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М., 2002. С. 580, 784–785, 790–791; первоначально у Лактанция. 14 Об отце Владимире Смирнове см.: Горе имеим сердца. Протоиерей Владимир Смирнов (духовные дети о духовном отце). М., 2004. 15 Об отце Александре Ветелеве см.: Ветелева О. Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петров­ская). Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43); см. тж. его книгу: ПротоиерейАлександрВетелев. Путь к пробуждению. Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. М., 2002. 16 Точная цитата: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-besed-o-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Искушения и подвиги святого Антония: в чем суть революции, которую совершил великий святой? 6 мин., 06.04.2022 Святой Иоанн Лествичник, которого Церковь особо вспоминает Великим постом, говорит, что мы не будем судимы за то, что не творили чудес, или за то, что не достигли небесных видений; но будем судимы за то, что не плакали непрестанно о нашей отлученности от Бога. Но как почувствовать ее — не умом, а сердцем? И тут Церковь предлагает нам примеры первых отцов-пустынников, монахов-первооткрывателей. И конечно, прежде всего — Антония Великого. «Если хочешь быть совершенным…» В отличие от большинства первых египетских пустынников Антоний был далеко не простолюдином. Он родился в середине III beka в семье богатых коптов-христиан. Что само по себе вовсе не типично для Римской империи того времени: в конце III — начале IV beka христианство приняло лишь около одной десятой подданных Рима. Но в Египте оно закрепилось еще при апостолах. И Антоний с детства видел аскетов, постепенно обживавших пустынные места вдоль нильских берегов. К двадцати годам, похоронив родителей, он остался один с младшей сестрой на руках. И однажды в церкви, услышав евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной  (Мф 19:21), Антоний вдруг — как Алеша Карамазов у Достоевского — подумал: «Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди за мной” ходить лишь к обедне». Слова Христа словно были сказаны лично ему. Антоний отказался от наследства в буквальном смысле в пользу бедных. Но оставалась еще одна проблема — на кого оставить сестру. Ответ опять нашелся в Евангелии: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо  завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы  (Мф 6:34). И Антоний, поручив сестру заботам знакомых христианок, навсегда ушел из родного дома. Сначала просто к благочестивому старцу, жившему за городской чертой. А потом… в гробницу неподалеку.

http://foma.ru/iskushenija-i-podvigi-svj...

Стр. 188 (286). Будет ли противно смиренномудрию, когда учишь или обличаешь ближнего? Сказал авва Пимен: Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его. Стр. 336 (60). Велико ли то делание человека, когда он увидит себя худшим всякой твари? Браг сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари. Стр. 351 (4). Почему необходимо во всяком действии нашем обращать главное внимание на смирение? Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтоб неопустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Державшийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели. ( Авва Исаия ). Стр. 215 (475). Должно ли наблюдать смирение во внешнем поведении? Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келлии и принадлежностях ее. Во всем жительстве твоем усвой себе обычай нищеты: не тщеславься ни в речах твоих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, – слова твои да не будут растворены хитростию, коварством и обманом. ( Антоний Великий ). Стр. 28 (123). Приводится ли душа к смирению посредством воздержания в пище? Авва Пимен сказал: если не отъято будет насыщение хлебом, то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению. Стр. 337 (65). Если нет смирения душевного, то должно ли стяжать телесное? Если не имеешь смирения в душе, то стяжи телесное; от тела оно перейдет к душе. Стр. 444 (24). Примеры о том, что живущие в миру достигали в меру духовного совершенства путем смирения. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, – и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии. Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города от большого до малого войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать. Услышав это, блаженный Антоний отвечал: поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие, я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими. ( Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010