В этот период Церковь совершала патриотическое служение. Еще в 1910 г. по указанию императора Святейший Синод разработал специальный план по работе духовенства в воинских частях, на флоте и в госпиталях (ЦГИАГЛ. Ф. 796. Оп. 198. Ед. хр. 329. Л. 1). В 1911 г. экзарх Иннокентий через благочинного рус. мон-рей архим. Антония поручил настоятельницам жен. мон-рей в Бодбе, Самтавро, Мамкоди организовать курсы по подготовке сестер милосердия (ЦГИАГ. Ф. 1612. Ед. хр. 44. Л. 38). В 1912 г. в Тифлисе было основано братство св. Надежды, целью к-рого была подготовка резервных кадров сестер милосердия. Подготовительные курсы действовали также при мон-рях в Мокви, Теклати и др. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 53507. Л. 23). Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Преемник экзарха Иннокентия архиеп. Алексий (Молчанов) управлял Г. Э. со 2 нояб. 1913 по 20 мая 1914 г.; скончался от тяжелой болезни. На экзаршем престоле его сменил архиеп. Питирим (Окнов ; 26 июня 1914 - 23 нояб. 1915). С первых же дней войны Святейший Синод стал разрабатывать комплексную программу мер, обращенных на нужды отечества: особое значение приобрело общественное богослужение, церковная проповедь, издательская деятельность. В сент. 1914 г. Г. Э. опубликовал «Молитвы о победе в войне русского воинства» (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26425. Л. 3). Сотрудники Г. Э. (работники канцелярии и духовенство) систематически посещали госпитали и полевые лазареты с проповедью, благотворительной и медицинской помощью. 15 янв. 1915 г. на специальном собрании Г. Э. было принято решение об обеспечении раненых в госпиталях религ. лит-рой и периодическими изданиями (Кавказ. 1914. 86. С. 3). Вслед за внутренними епархиями Российской империи при Г. Э. были созданы благотворительные об-ва и комитеты, в т. ч. Комитет по сбору пожертвований на военные нужды (1905), куда вошли экзарх Питирим, епископы Эриванский Пимен (Пегов) и Горийский Антоний (Гиоргадзе), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов, протоиереи С. Городецкий, С. Шошиашвили, Н. Мамарашвили, Т. Веселовский (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). На фронте вместе совершали богослужения вблизи передовых позиций и проповедовали среди воинов архиеп. Питирим с епископами Варшавским Николаем (Зиоровым) и Минским Митрофаном (Краснопольским) ( Щеглов. 2005).

http://pravenc.ru/text/168201.html

18 сент. 1918 г. скончался митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) . На овдовевшую кафедру было 3 претендента: еп. Урбнисский Давид (Качахидзе), архим. Николай (Наморадзе) и архим. Назарий. Священноначалие проголосовало за архим. Назария. 16 нояб. 1918 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони состоялось его наречение во архиерея, 17 нояб. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели митр. Тифлисским Леонидом (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), митр. Чкондидским исп. Амвросием (Хелаей ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927), еп. Цилканским Георгием (Аладашвили) и еп. Алавердским Пирром (Окропиридзе) был хиротонисан во епископа Кутаисско-Гаенатского и в тот же день возведен в сан митрополита ( Асатиани. 1995. С. 7). В 1919 г. митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии : 1 окт. 1919 г. побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 нояб.- в Свирском, 11 нояб.- в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 дек. 1919 г. на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения (Чвени квекана (Наша страна). 1919. 175. С. 4; 200. С. 4; 224. С. 3). 1-7 сент. 1921 г. митр. Назарий участвовал в 3-м Церковном Соборе ГПЦ, прошедшем в Гелати, на к-ром рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр. исп. Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования исп. Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 6478. Л. 51). 24 окт. 1921 г. митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА» [груз. ] , ж., офиц. печатный орган Грузинского Экзархата РПЦ (ГЭ) (1891-1906; в 1907-1917 «Вестник Грузинского Экзархата», 15/16-20 за 1917 «Вестник Кавказского Экзархата»). Выходил в Тифлисе на издательской базе Тифлисской ДС в формате книги на рус. языке и с частичным переводом на грузинский, со средней периодичностью 2 раза в месяц (за год до 24 номеров). Офиц. и неофиц. части журнала были оформлены в виде 2 выпусков: «Д. в. Г. Э.» (объем до 20 страниц) и Прибавления к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» (объем до 48 страниц). В 1910-1917 гг. журнал издавался 2 раза в месяц объемом до 12 страниц. Печатался в типографиях Е. Хеладзе (1891-1905, по 21/22), (скоропечатной) А. Кутателадзе (с 23/24 за 1905-1906), Канцелярии наместника Его Имп. Величества на Кавказе (1910-1916), Особого Закавказского комитета (1916-1917). Редактором журнала был ректор (инспектор) Тифлисской ДС. В разные годы эту должность занимали архим. Николай (Зиоров) (1891), прот. Георгий Хелидзе (1891), архимандриты Тихон (Морошкин) (1891-1893), Серафим (Мещеряков) (1893-1898), Ермоген (Долганёв) (1896, 1898-1901), Стефан (Архангельский) (1901), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (1901-1905), свящ. Никандр Покровский (1901, 1905-1906), И. А. Греков (1905), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов (1910-1915), архим. Пирр (Окропиридзе) (1914-1915; в 1916-1922 епископ Алавердский), епископы Ереванский Леонтий (Вимпфен) (1915), Горийский Антоний (Гиоргадзе) (1915-1917), Ереванский Дамиан (Говоров) (10-е гг. XX в.), прот. И. Орехов 19/20, 21/22 за 1917). Помощника редактора назначал экзарх Грузии из владевших груз. языком образованных представителей духовенства и преподавателей. Цензоры также назначались экзархом из числа городских протоиереев или священников с высшим богословским образованием; в разное время ими были прот. Евстафий Елиев (Елиашвили) (1891-1902; в 1903-1905 еп. Алавердский Евфимий), архим. Амфилохий, И. А. Греков, архим. Григорий, свящ. Никандр Покровский и др.

http://pravenc.ru/text/180680.html

кн. Александра Невского, 2 апр. еп. Имеретинский Георгий (Аладашвили) рукоположил его во диакона. 16 мая 1917 г. Совет Кутаисского епархиального уч-ща избрал Н. на должность делопроизводителя школ Кутаисского и Окрибского округов, 20 июля Временное управление Имеретинской епархией подтвердило назначение Н. В 1918 г. митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) рукоположил его во иерея и определил настоятелем ц. во имя Спасителя в с. Кока-Охомира (Семейный архив митр. Наума). По совместительству Н. работал зам. заведующего Отделом образования церковноприходских школ Кутаисско-Гаенатской епархии (до установления в Грузии советской власти в февр. 1921) ( Жвания. 1994. С. 75). В сент. 1921 г. участвовал в заседаниях III Собора ГПЦ, проходившего в мон-ре Гелати , был избран членом секретариата Президиума Собора (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 6 478. Л. 5). В 1928 г. на Пасху за добросовестное служение награжден золотым наперсным крестом (Сборник новостей. 1928. С. 33). С 1924 г. настоятель Спасской ц. с. Чогнари (близ Кутаиса, ныне в муниципалитете Терджоли, обл. Имерети). 1 сент. 1929 г. с сохранением должности настоятеля чогнарской церкви назначен благочинным церквей Гелатского окр.; 1 сент. 1930 г. переведен настоятелем в кутаисский храм во имя св. Архангелов в комплексе Мцване-Квавила с сохранением должности благочинного. По данным от 1 окт. 1931 г., также управлял канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии (до 1940). В списке духовенства от 1 окт. 1932 г. упомянут как протоиерей (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1630. Л. 29, 126, 241). Со 2 окт. 1938 г., после ареста митр. Кутаисско-Гаенатского Варлаама (Махарадзе) (нояб. 1937), Н. фактически руководил епархией, осуществлял переписку с канцелярией Грузинской Патриархии и с католикосом-патриархом всей Грузии Каллистратом (Цинцадзе) . С 6 дек. 1938 до 23 янв. 1939 г. временно занимал должность благочинного церквей Кутаиси (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 2216. Л. 13, 15). В 1940-1943 гг. с закрытием храма в Мцване-Квавила был лишен места настоятеля и должности благочинного (ЦГА новейшей истории Грузии.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Храм Баграта. 1003 г. Фотография. 2012 г. [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (янв. 1927). Одна из главных епархий ГПЦ; митрополит Кутаисско-Гаенатский занимает 1-е место среди др. архиереев в Синоде ГПЦ. Кафедрой К.-Г. е. в разное время были храмы Кутаиси: собор во имя св. равноап. кн. Александра Невского (с 1919 - во имя царя Грузии св. Давида IV Строителя (Агмашенебели), разрушен в 1923), собор в честь Успения Пресв. Богородицы - т. н. Баграта храм (1923-1924), ц. во имя св. Архангелов в комплексе Мцване Квавила (груз.- Зеленый цветок), ц. во имя апостолов Петра и Павла (с 1947). С 2011 г. кафедральным собором епархии является храм Баграта. Образование епархии и ее территория После восстановления автокефалии ГПЦ (март 1917) был созван I Поместный Собор ГПЦ (сент. 1917), на к-ром был избран глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) , а также решены вопросы устройства Церкви. В числе 13 новых епархий, восстановленных в пределах территорий древних епархий, были Кутаисская и Гаенатская епархии. Ввиду недостаточной численности епископата нек-рые архиереи окормляли по 2 епархии. Так, митр. Кутаисский Антоний (Гиоргадзе) возглавил Гаенатскую епархию и неофициально именовался Кутаисско-Гаенатским. 17 сент. 1917 г. на Соборе было принято «Положение об управлении Грузинской Церковью», установлены границы новых епархий. В юрисдикцию Кутаисской епархии вошли приходы Н. Имерети (территории древних Кутаисской и Хонской епархий; Кутаисский у., ниже р. Цкалцители), кафедрой и резиденцией митр. Кутаисского стал г. Кутаиси. В состав Гаенатской епархии вошли земли В. Имерети (территория древней Гаенатской епархии; Шорапанский у., регион Окриба, выше р. Цкалцители) с кафедрой в мон-ре Гелати и резиденцией в г. Зестафони ( Анания (Джапаридзе). 2003. Т. 1. С. 342). В принятом на церковном Соборе ГПЦ 21-27 янв. 1927 г. новом «Положении об управлении Грузинской Церковью» эти епархии были объединены в К.-Г. е. с приходами в Н. Имерети и Окриба (территории Кутаисского у.) и кафедрой и резиденцией митрополита в Кутаиси (Там же. С. 369).

http://pravenc.ru/text/2462343.html

С. 193). Еп. Софроний (Цулукидзе), близкий родственник митр. Германа (Цулукидзе), был последним никорцминдели. При нем произошло упразднение Мцхетского (Восточногрузинского) (1811) и Абхазского (Западногрузинского) (1814) Католикосатов ГПЦ, эти территории были введены в юрисдикцию РПЦ в качестве Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . В Зап. Грузии процесс реформирования Церкви был более болезненным, чем в Восточной: в 1819-1920 гг. вспыхнул т. н. церковный бунт, восстание возглавили митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели), митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), еп. Хонский Антоний (Чиджавадзе). Священномученики Досифей и Евфимий погибли, еп. Антония отстранили от управления епархией. В состав Имеретинской епархии, включавшей территории Имерети и Рачи, были включены территории Кутаисской, Гелатской, Хонской епархий и Н. е. Еп. Софроний принял сторону российских властей, что было ими оценено. После подавления восстания 19 нояб. 1821 г. он был официально утвержден архиеп. Имеретинским, хотя фактически управлял Имеретинской епархией с кон. марта 1820 г. (Описание груз. рукописей: А. 1954. С. 390). Б. Гаприндашвили После 1917 г. В связи с провозглашением автокефалии ГПЦ в 1917 г. в числе др. епархий была восстановлена и Н. е. Согласно Положению об управлении Грузинской Церковью, принятому на 1-м Поместном Соборе ГПЦ (9-17 сент. 1917), в состав территории Н. е. вошел Рачинский у. (Онский и Амбролаурский районы), кафедрой стал храм Никорцминда, резиденцией архиерея - г. Они. Однако архиерей на Никорцминдскую кафедру назначен не был, окормление епархией было поручено митр. Кутаисскому и Гаенатскому Антонию(Гиоргадзе; до 1918). До кон. 70-х гг. XX в. Н. е. окормляли либо Кутаисско-Гаенатские архиереи, либо католикосы-патриархи всей Грузии. После советизации Грузии в 1921 г. антирелиг. кампания развернулась по всей стране; к апр. 1923 г. в Раче было закрыто 117 церквей, к 1937 г. почти 80 священнослужителей были репрессированы или лишены сана. В июле 1978 г.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Груз. общественность, еще во 2-й пол. XIX в. поднявшая вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ, возлагала большие надежды на Февральскую революцию. Однако, когда стало ясно, что Временное правительство, обещавшее восстановление независимости ГПЦ, сохранило Г. Э. и все права экзарха, груз. духовенство приняло решение объявить о неподчинении Временному правительству (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 52; Оп. 27. Ед. хр. 4671. Л. 31; Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 488. Ед. хр. 26429. Л. 3; Иверия. 1906. 4. С. 12; Цагарели. 1912. С. 324-327; Закавказье. 1907. 188. С. 3). Мцхетский Собор и провозглашение восстановления автокефалии ГПЦ 12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, где была провозглашена автокефалия ГПЦ. В Постановлении Мцхетского Собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тыс. чел., говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» ( Егоров. 1917. С. 9). Во Временное управление (ВУ) ГПЦ вошли: епископы Антоний (Гиоргадзе), Леонид (Окропиридзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, свящ. Василий и прот. Полиевкт Карбелашвили, миряне И. Вартагава, В. Барнов, С. Георгадзе, Т. Сахокия, Г. Кипшидзе, С. Мгалоблишвили, Д. Давидов-Давиташвили, А. Натрошвили (Сакартвело. 1917. 59. С. 4). ВУ должно было разработать необходимую документацию для передачи ее во Временное правительство, Положение об управлении ГПЦ, а также взять на себя подготовку груз. Архиерейского Собора, к-рый должен был подтвердить акт восстановления автокефалии ГПЦ и избрать Католикоса-Патриарха всей Грузии. Кавказский Экзархат (1917-1920)

http://pravenc.ru/text/168201.html

22 сент. 1917 г. благочинный Феодосий (Забытин) докладывал экзарху Платону о насилии груз. духовенства над русским (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23247. Л. 6). Груз. сторона отрицала свою вину. «Сыновья и дочери дорогой нам Русской Церкви! - призывал еп. Леонид (Окропиридзе).- Не верьте словам искушения, которые на протяжении веков поднимали брата против брата. Эти сотрясающие душу голоса исходят из сердец тех, кто дышит лишь местью, жаждет чужой смерти и припадает к братской крови, льющейся из нанесенной им же раны… Грузинское духовенство готово вместе с вами к равноправной и братской работе во имя осуществления новых государственных положений и осуждению сильного противника, являющегося злейшим врагом всяческих свобод» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 24-25). 19 марта 1918 г. митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским был назначен архиеп. Тамбовский и Шацкий сщмч. Кирилл (Смирнов), к-рый радикально настроенным груз. духовенством не был допущен в Тифлис; в 1920 г. он был перемещен на Казанскую и Свияжскую кафедру. 27 марта 1918 г. обе Церкви поставили перед ОЗАКОМ вопрос о создании общей комиссии по решению имущественных проблем, учитывавшей интересы обеих сторон. 4 апр. состоялось совещание с участием руководства ОЗАКОМ, а также представителей рус. (свящ. Тбилисского военного храма В. Н. Егоров, прокурор синодальной конторы Попов, педагог Тифлисской ДС В. П. Тихвинов, свящ. И. Лозовой, педагог жен. епархиального уч-ща И. И. Авраменко) и груз. духовенства (еп. Горийский Антоний (Гиоргадзе), ректор Тифлисской ДА прот. К. Кекелидзе, прот. К. Цинцадзе, педагог жен. епархиального уч-ща С. Р. Горгадзе). Было решено создать комиссию из 5 чел., в состав к-рой входили бы председатель ОЗАКОМ В. Харламов и по 2 представителя от каждой стороны. До окончательного разрешения дела обеим Церквам было запрещено посягать на имущество друг друга (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 1). 11 апр. председателем комиссии был назначен А. Миткевич, а также в члены комиссии выбраны инспектор Тифлисской ДС П. В. Беклемишев и прокурор синодальной конторы Попов с рус. стороны и прот. Н. Талаквадзе и К. Кекелидзе с груз. (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 20; Ед. хр. 230. Л. 23-25; Ф. 2081. Оп. 1. Ед. хр. 602. Л. 5; Ф. 1818. Оп. 1. Ед. хр. 139. Л. 5). 20 апреля председатель ОЗАКОМ М. Пападжанов сообщал обер-прокурору Синода: «Участившиеся в последнее время недоразумения между грузинами и русскими по церковным делам настоятельно требуют немедленного разрешения вопросов по управлению Церковью и по распределению церквей и монастырей между грузинами и русскими. Ввиду устранения нежелательных осложнений и ожидаемых эксцессов, прошу возможно скоро утвердить положение по управлению Церковью и распределению церквей и монастырей между этими народностями» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 62). Упразднение Кавказского Экзархата

http://pravenc.ru/text/168201.html

15 янв. 1925 г. на заседании Президиума ЦИК Грузии был выслушан вопрос о мон-рях Гареджи. «Древнейшие комплексы древностей пустынь Давида Гареджи с их историческими и художественными надписями, также крепостями, которые расположены в долине Карая приблизительно длиной в 20 км и шириной в 8 км» были признаны «имеющими большое научное значение не только в масштабах Грузии, но и всего мира». Было решено «организовать защиту этих древностей. Эта территория является безводной пустыней, здесь нет населения и сами древности превратились в укрытие бандитов» (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 284. Оп. 1. Д. 153. С. 2). Однако никаких реальных мер за этим решением не последовало. В 1980-1981 и 1983-1987 гг. археологическая экспедиция Спелеистической лаборатории Гос. музея Грузии осуществила в Н. археологические работы небольших масштабов с целью изучения культурных слоев и стратиграфии на территории мон-ря; было выделено 3 археологических участка, заложено неск. шурфов (Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1988. 2. С. 15 (на груз. яз.)). В 2000 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Н. восстановлена монастырская жизнь, настоятелем назначен архим. Иоанн (Киквадзе), также являющийся настоятелем церкви Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда в Тбилиси. В Н. постоянно живет иеродиак. Неофит (Джобава). Г. Мачуришвили Настоятели Н. Иоанн (кон. X в.), Онуфрий (Мачутадзе; 1690 - нач. XVIII в.), Харитон (1702-1718), Серапион (с 1724), Симеон (Орбелишвили; 1742-1746), Авраам (1749-1751), Зенон (1752-1760), Симеон (Инауридзе; 1760-1772), Николай (Кипиани; 1773-1775), архим. прп. Евфимий (Мчедлишвили; 1775 - март/апр. 1804), архим. Доментий (Давиташвили-Багратиони; апр. 1804 - † 21 марта 1815), архим. Афанасий (Петриашвили; 29 сент. 1815 - 19 янв. 1819), архим. Димитрий (Лионидзе; 19 янв. 1819 - 21 авг. 1819), архим. Ириней (Ключарёв; 21 авг. 1819 - 1 июня 1821), архим. Елевферий (Элептер) (Зукакишвили; авг. 1821 - окт. 1822), архим. Евгений (30 нояб. 1822 - 2 июня 1826), архим. Феодосий (Хелашвили; 2 февр. 1827 - 24 февр. 1844), игум. Феофан (Мачабели; 27 февр. 1844 - 15 июля 1844), архим. Иоанн (Джорджадзе; 15 июля 1844 - 1865), архим. Макарий (Мататашвили; 10 сент. 1865 - 7 июня 1892), архим. Евсевий (Цабадзе; 4 сент. 1892 - 14 июля 1897), еп. Леонид (Окропиридзе; 14 июля 1897 - 12 авг. 1900), архим. Георгий (Аладашвили; 12 марта 1902 - 29 авг. 1905), архим. исп. Амвросий (Хелая; 24 нояб. 1905 - 22 янв. 1909; 23 авг.- 14 окт. 1917), еп. Давид (Качахидзе; 1909-1910), архим. Антоний (Гиоргадзе; 30 янв. 1910 - 7 июня 1911), архим. сщмч. Назарий (Лежава; 17 нояб. 1911 - 5 мая 1917), архим. Тарасий (Канделаки; окт. 1917 - май (?) (официально с 12 нояб.) 1918), иером. Михаил (Мандария; нояб. 1918 - 1919), архим. Иоанн (Киквадзе; с 2000).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010