" В эту субботу мы отмечаем праздник Похвалы Пресвятой Богородицы: Церковь выражает благодарность Матери Божией за то, что Она совершила ради нашего спасения, - сказал владыка в проповеди. - Совет Предвечный избрал отроковицу Марию Храмом Сына Божия, вместилищем Духа Святого. Она достойно выполнила эту миссию - через Нее пришел на землю Сын Божий, и Она стала Богородицей. Дева Мария родилась у престарелых родителей, праведных Иоакима и Анны, научилась за несколько лет, пока с ними жила, любви ко Господу. Родители зажгли в Ней огонек этой любви. Важно в детстве получить от родителей такой огонек, чтобы он всю жизнь возгорался и стал пламенем любви к Богу. Получив этот огонек, Она пришла в Иерусалимский храм, где видела искренне верующих, которые молились Богу, славили Его, соблюдали посты, и в Ней возгоралась любовь. Когда Она уже жила в Назарете и была женой праведного Иосифа Обручника, такой была Ее любовь к Богу, что Он смилостивился над родом человеческим и послал Ей архангела Гавриила. Он возвестил Приснодеве, что Она обрела благодать Бога, зачнет и родит Сына - Спасителя мира. Дева Мария так обрадовалась, что наконец-то совершаются чаяния языков, что Господь приходит на землю! Она никому не говорила об этой тайне, поделилась только с родственницей Елизаветой: " Величит душа Моя Господа " (Лк. 1:46). Дева Мария стала славить Бога за то, что Он возрадовал Ее и весь мир Своим пришествием. Как раба Господня, Она готова была служить Богу. Мы знаем, как Она прижимала Младенца Иисуса к Себе, понимая, что хотя Он и Ее дитя, но дитя Божие. Она сохранила Его, бежала с Ним в Египет, чтобы спастись от Ирода. А потом - помните? - когда они вместе с Иосифом были в Иерусалимском храме, Христос отстал от них, став учить книжников и фарисеев. Те удивлялись - откуда у мальчика такие божественные познания? Мария и Иосиф нашли Его в храме, Она переживала, но Иисус сказал: " Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? " (Лк. 2:49). Все Его слова Матерь Божия слагала в Своем сердце. Она прошла с Ним весь крестный путь, была на Голгофе и хотела расстаться с землей, чтобы быть все время с Сыном, но Он оставил Ее еще пожить на земле, чтобы утвердить первую христианскую общину. Эта община разглядела в Божией Матери такую благодать, что обратилась: " Пресвятая Богородица, помогай нам! " Трудные были времена, гонения, все апостолы, кроме Иоанна Богослова, были убиты, и Матерь Божия каждого укрепляла в страданиях, пока Господь не взял Ее на Небо " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Введение в храм Пресвятой Богородицы 04.12.2008 441 Время на чтение 5 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает; Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Такими словами сегодня Церковь ублажает Матерь Божию и чтит тот величайший момент в истории мира, с которого началось спасение каждого человека. Господь есть величайшая любовь, об этом Он Сам сказал через Своего пророка и евангелиста Иоанна Богослова. Но не только любовь, а еще и величайшая справедливость. И поэтому для того, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти, от первородного греха Адама и проклятия его Богом за этот грех, премудрость Божия выбирает способ, как вновь примирить человека с Богом. Святая Троица посылает в мир Единородного Сына Божия, чтобы Его жизнью и Его смертью искупить род человеческий. Священное Писание нам говорит, что " одним человеком вошел грех в мир, и грехом вошла смерть " (Рим, 5,12); а " правдою Одного всем человекам оправдание к жизни " (Рим,5,18). Христос Своим телом вознес грехи наши на крест, чтобы очистить нас от грехов, т к Он - Тот " Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего " (Рим, 4,25). Но для того, чтобы прийти Христу в этот мир и совершить дело искупления человека, необходимо было Его телесное рождение. Сам Непостижимый Бог становится видимым и осязаемым. И для этого премудрость Божия выбирает и приготовляет из всего рода человеческого богоизбранную Отроковицу - Деву Марию. А родилась Она от праведной четы - престарелых Иоакима и Анны, которые молились Господу день и ночь о ниспослании им благословенного чада, потому что безплодие в еврейском народе считалось величайшим поношением. Каждая семья желала, чтобы именно у них родился Спаситель мира, о котором говорили многие пророки. И Господь услышал их молитву и послал им дитя - Пресвятую Владычицу нашу Деву Марию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

протоиерей Михаил Браверман Храм для живого Бога Нигде, кроме как в Церкви, мы не услышим о той непостижимой высоте человеческого призвания, о которой говорит апостол Павел всем Христовым ученикам: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» [ 1Кор 3:16 ]. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» [ 2Кор. 13:5 ]. Человек в Церкви сам должен стать храмом для обитающего в нем Бога! Но есть ли такие люди среди нас и знаем ли мы вообще о них? Конечно, такие люди – это все святые, ведь святость и есть присутствие Духа Святого в человеке! Именно Христос, открывающий Себя в Духе Святом, сияет во святых! А вот Дева Мария стала Храмом Божиим в совсем особом смысле, ибо Она носила в Себе «Носящего вся» 26 – от Нее Невидимое Слово облеклось плотью. И о том, что Та, Которой уготовано стать храмом для Живого Бога, посвящается Всевышнему, говорит праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот день родители Марии, Иоаким и Анна, исполнили свой обет – посвятили свою дочь Богу. Об этом событии говорит Предание Церкви. Но и в Писании, в Ветхом Завете, в котором скрываются корни всего, что доныне происходит в нашей жизни, есть подобная история: однажды несчастная женщина по имени Анна плакала перед дверями Дома Господня и просила Бога даровать ей сына, обещая посвятить его Богу же – отдать в Храм на служение. Бог исполнил просьбу Анны: ее сын Самуил вырос и стал пророком. Именно он помазал на царство юношу Давида, из рода которого должен был прийти Христос. Прошло десять веков после царя Давида, и Дева Мария, получив в день Благовещения откровение, идет к своей родственнице – Елисавете, уже шесть месяцев носящей в себе Иоанна, будущего пророка и Крестителя. В ответ на приветствие Елисаветы Мария произносит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...» [ Лк. 1:46–47 ]. И это напоминает гимн благодарения матери пророка Самуила, который воспела она, приводя сына в Храм: «Возрадовалось сердце мое в Господе» [ 1Цар. 2 : 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раскрывает, как человек, постепенно удаляясь от истины Божией, оказывается в области греха, раскрывает, как происходит пробуждение и возвращение в отеческий дом. И мне хочется, чтобы мы никогда не удалялись из отеческой ограды, чтобы иго Божие не было для нас тягостным. Оно по существу и не тягостно. Разве мы не слышим голос нашего Божественного Спасителя: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Вот он, истинный глагол Божий! Если мы будем выполнять заповеди Божий с любовью и ради любви, то иго Христово будет для нас легким. Тогда не уйдем мы в страну далекую, тогда не овладеет нами грех, тогда не нужно нам будет и возвращаться. Как хочется, чтобы не испытывали мы той душевной пустоты, которая ведет к погибели вечной! Да сохранит нас от этого Господь! Так приидите, покайтеся, оставьте свой грех, чтобы насладиться вечной блаженной жизнью и славить сердцем и устами великое имя Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Путь Иуды и путь Христа (На Пассии) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! День уже клонился к исходу, когда вооруженная дрекольями толпа доставила во двор иудейских первосвященников Анны и Каиафы преданного Иудой Христа Спасителя. Тот, Кого еще недавно сопровождал предатель, называвший себя Его учеником, Тот, от Которого он слышал глаголы вечной жизни, Тот, Кто исцелял больных и воскрешал мертвых, теперь, возлюбленные братья и сестры, стоял перед незаконным судилищем. Слуги иудейских вождей издевались над ним, ударяли Его, плевали в лицо и, надсмехаясь, говорили: «Радуйся, Царь Иудейский!» Но одного Его уничижения им было мало. Ярость гонителей Христовых могла утолить только Его кровь. И они упорно искали повод для предания Его смерти. Первосвященники и старейшины перебирали в памяти все деяния Богочеловека, но не могли обнаружить в них ничего преступного. Наступила ночь, но они не разошлись по домам, а продолжали свой незаконный суд, спеша подготовить обвинение для утреннего заседания синедриона, на котором могли бы официально объявить Ему смертный приговор.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

6: 8). В книге Судей мы имеем указания на то, что известный судия Сампсон был назореем. О назорействе Сампсона мы читаем следующее – это слова Бога матери Сампсона: Ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий (Суд. 13: 5). Также есть версия, что ветхозаветный пророк Самуил был назореем. Об этом нам говорит I книга Царств. На эту мысль нас наводят слова матери Самуила, Анны, которая дала следующий обет Богу: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его (1 Цар. 1: 11). Как видим, здесь есть указание и на посвящение ребенка Богу (на все дни жизни его), и на то, что он не будет обрит. Есть еще одно важное указание. Это слова Самого Бога, которые Он говорит через Своего пророка Амоса. В этих словах Господь Бог обращается к народу Израиля, говоря следующее: Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших – в назореи; не так ли это, сыны Израиля? (Ам. 2: 11). Что касается новозаветного периода, то в нем мы тоже встречаем указание на существование этой группы людей. Так, например, по Преданию Христианской Церкви, святой пророк Иоанн Креститель был назореем. В обетовании о рождении святого пророка Ангел Божий говорит его отцу следующее: он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (Лк. 1: 15). Объясняя обетование, данное отцу Иоанна Крестителя, Захарии, архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Ангел успокоил его [Захарию – С. М.], сказав, что… сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа» с. 53]. Именно такими чертами и отличались назореи: строгое воздержание с целью достичь особых благодатных даров от Бога. В каком-то смысле, в этом видны некоторые черты, которые будут характерны и для христианского монашества – отречение от мира ради стяжания особой благодати Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Аминь. Любовь плотская и любовь Божия (На Пассии) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Хотя бы мне и надлежало умереть, я не отвергаусь от Тебя». Так заявил, возлюбленные братья и сестры, св. ап. Петр Христу Спасителю на Тайной Вечери. Да, ап. Петр был убежден в своей преданности Христу, в своей любви к Нему. Но посмотрим, что же случилось на деле. Вот двор Анны и Каиафы. Здесь собрались первосвященники и старейшины иудейские, чтобы произвести суд над Христом. Во дворе находились и другие люди: прислужники, рабы. Было холодно, и они развели во дворе костры, греясь вокруг них. Ап. Петр также находился у костра. Здесь-то подошла к нему одна рабыня, всмотрелась в него и сказала: «И этот от них». Но Петр ответил: «Нет, я не знаю Сего Человека». Прошел час. И снова некий служитель, обратив свой взор на ап. Петра, сказал, что он из учеников Христовых. Но ап. Петр вновь с клятвою отвергся Христа. Через некоторое время третий человек стал настоятельно убеждать окружающих, что и Петр был с Иисусом, что он галилеянин, что даже речь его обличает в этом. Устрашившись этих слов, ап. Петр принялся еще более усердно клясться и божиться, что он не знает Сего Человека. И как только он произнес последнее свое отречение, запел петух. Христос Спаситель обратил Свой взор на ап. Петра, и вспомнил тот предсказание своего Божественного Учителя: «Прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» И так ему стало тяжко от своего отречения, что он горько, горько заплакал и вышел со двора. Да, возлюбленные братья и сестры, не устоял ап. Петр в любви ко Христу. Но не ложно было и другое обетование Господа. «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя,— говорил он Петру, прозирая его грядущее отречение.— И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». И, по слову Господа, после отречения вновь пришло обращение. После воскресения Христова, после того, как Дух Божественный сошел на апостолов, малодушие было устранено из сердца ап. Петра и он доказал свою любовь и верность Спасителю мученической кончиной, предав сам себя на распятие вверх ногами.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Но когда надлежало исчезнуть тьме ночной обладавшей землёю, и благодатное солнце – Христос готов был воссиять миру; тогда долженствовал явиться и предтеча солнца, блестящая утренняя денница, Предтеча Христов Иоанн, чтобы приготовить путь Господу. В это время, во дни Ирода, Царя Иудейского, жил от племени Авии сын Священника Варахии, Священник Захария. Он имел и жену из племени же Ааронова Елисавету, внучку Священника Матфана, сестру Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Захария и Елисавета были оба праведны пред Богом, во всём беспорочно поступали по заповедям и уставам Господним. Но Господь посетил Елисавету неплодством. Супруги не имели детей, и пламенно моля Господа даровать им детище, состарились бездетными. Захария с Елисаветою жили в городе Хевроне и, как думают иные, кроме городского дома имели ещё дом загородный в расстоянии полчаса езды от города. Родилась в мир та Жена, Семя Которой должно стереть главу змия; исполнилось Марии три года и Праведные Родители Ея Иоаким и Анна, выполняя обет свой, ввели Пречистую Отроковицу в Храм; в то время Захария (говорят писатели почитающие Захарию Первосвященником), как Пророк восхваляя Отроковицу, ввёл Её во Святая Святых, куда не позволялось входить не только женщинам, но и Священникам; один только Архиерей вступал туда, и то раз в год, а Захария позволил Деве Марии во всякий час входить молиться во Святая Святых. Пребывая во Храме, Мария день ото дня росла и укреплялась духом. Захария, исправляя своё служение во Святилище, видал Её в беседе с Ангелом, приносящем Ей пищу. Так прошло от дня введения во Храм Девы Марии одиннадцать лет, когда однажды Захария по обычаю отправляя во Храме седмицу чреды своей в то время, как множество народа молилось вне Храма, вошёл во Храм Господень окадить алтарь фимиамом; вдруг явился ему Ангел Господень, стоящий по правую сторону алтаря кадильного. Захария узрев Ангела, смутился и пришёл в страх. Но Ангел глаголал ему «не бойся Захария; услышана молитва твоя; жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь ему имя: Иоанн 2 . И будет тебе радость и веселие, и о рождении его возрадуются многие; потому что он будет велик пред Богом, не будет пить вина и никакого напитка; и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцев детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ готовый ( Лук.1:13 –17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прокимен Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделаю имя Твое памятным в род и род 233 . Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. Излило сердце мое слово хорошее 234 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Евангельский рассказ о посещении Пресв. Богородицей своей родственницы 240 прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, читается на утрени всех Богородичных праздников. В этом повествовании рисуется дивный образ Богоматери. Как будущая Матерь Божия, Она преисполнена высокого сознания Своего величия; Ея душа ликует святой радостью, изливающейся во вдохновенной хвалебной песни Богу – Господу и Спасителю (подобной песни прор. Анны, 1Цар. 2:1–10). Но вместе с тем Она преисполнена чувством глубокого личного смирения и благодарности Всемогущему за благодеяния, оказываемые Ей и всему роду человеческому через рождение от Нея Сына.

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Делает некоторым образом сравнение Божественного и плотского рождения, не без цели напоминая нам о плотских родах, но чтобы мы, чрез сравнение познавши неблагородство и низость плотского рождения, устремились к Божественной благодати. Говорит: " которые не от крови " родились, то есть месячных, ибо ими питается и растет дитя во чреве. Говорят также, что и семя прежде в кровь обращается, потом образуется в плоть и прочее устройство. Поелику же некоторые могли сказать, что и рождение Исаака, значит, было такое же, каким рождаются верующие во Христа, так как Исаак родился не от кровей, ибо у Сарры прекратились месячные (отделения кровей) (Быт. 18, 11); - поелику некоторые так могли подумать, то евангелист прибавляет: " ни от хотения плоти, ни от хотения мужа " . Рождение Исаака было, хотя не от кровей, но от хотения мужа, так как муж точно желал, чтоб от Сарры родилось ему дитя (Быт. 21, 8). А " от хотения плоти " , например Самуил от Анны. Итак, можешь сказать, что Исаак от хотения мужа, а Самуил от хотения плоти, то есть Анны, ибо эта неплодная сильно желала получить сына (1 Цар. 1, 6), а может быть, то и другое было на том и другом. Если же ты хочешь научиться и еще чему-нибудь, то слушай. Смешение плотское бывает или от природного воспламенения, ибо часто иной получает очень горячее сложение и от того очень склонен к соитию. Это евангелист назвал хотением плоти. Или неудержимое стремление к соитию бывает от худой привычки и неумеренного образа жизни. Это стремление он назвал " хотением мужа " , и так как оно есть дело не природного сложения, но неумеренности мужа. Поелику же сильная склонность к соитию оказывается иногда в жене, иногда в муже, то, может быть, " хотением мужа " евангелист означил сладострастие мужа, а " хотением плоти " сладострастие жены. Справедливо также под " хотением плоти " можешь разуметь похоть, которая воспламеняет плоть к смешению, а под " хотением мужа " согласие похотствующего на совокупление, каковое согласие есть начало дела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Вот, возлюбленные братья и сестры, каким тяжелым испытаниям подверглись святые апостолы в ту печальную ночь. Такая печальная ночь наступает подчас и в нашей жизни. Бывает иногда так: творим мы добро, Божественный свет освещает наши души, и кажется, что никогда не коснется наших сердец та или иная скорбь, то или иное разочарование. Но вот Господь ниспосылает нам ночь испытаний. Ниспосылает для того.чтобы тверже и крепче стала наша добродетель. А мы, по своей немощи, оказавшись в объятиях этой скорби, подчас колеблемся и в душе своей говорим: «Господи, ну где же Ты? Куда Ты скрылся от нас? Ты видишь, как зло борет нас, истязает, удаляет от Тебя. Где Ты, Сладчайший Иисусе? Где же Твоя мощь, где Твоя сила, которая покрыла бы нас от всякой печали?!» И, конечно, если бы, испытав нас, Господь не посылал нам в нужное время Божественную помощь, то все наши добрые начинания, все добрые чувства растворились бы среди облака зла и лжи. Однако Господь не оставляет Своих истинных последователей и тех, кто творит добро ради добра”. Божественная помощь приходит и разрушает зло и сообщает делателю добра утешение, возвышение, теплоту. Тогда-то мы и осознаем, что Господь всегда был недалеко от нас. Он только наблюдал за нашей немощью, испытывая твердость наших убеждений. Итак, возлюбленные братья и сестры, не устрашайтесь, если постигнет нас ночь испытаний! Да не поколеблется сердце ваше! Веруйте во Христа, веруйте в Его любовь и милосердие, веруйте в Его помощь, ниспосылаемую нам ради веры нашей. Творите добро ради добра! Поклоняйтесь пречистым страданиям Христовым, склоняйте свою главу пред крестом Его! Кровь Господа омывает нас и ведет к вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь. Люди лжи против Христа (На Пассии) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всмотритесь хорошенько, возлюбленные братья и сестры, в лица людей, которые находятся во дворе первосвященника Анны. Проникните в их сердца. Приклоните свой слух, и вы услышите, какая зловещая суета царит в комнате первосвященника. Эти люди собрались на злой совет. На совет не против какого-либо злодея, а против Богочеловека, против своего Творца. Злой дух проник в их сердца и привел их в ужасное беспокойство. Архиереи, книжники и старейшины людские в ту ночь, когда Господь со Своими учениками вышел за поток Кедронский в Гефсиманский сад, окончательно порешили схватить Христа и предать Его смерти. И они уже приводят в исполнение свое решение, ибо снаряжают людей, вооружают их дрекольем и под предводительством Иуды Искариотского направляют их в Гефсиманский сад, чтобы там наедине взять Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010