Св. блгв. кн. юрьевский Димитрий (3 февраля; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1270, 19 июля Св. блгв. кн. рязанский Роман, мученик. † 1275, 12 июня Свт. Серапион, еп. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1276, 29 сентября Прп. Киприан Устюжский (3-я неделя по Пятидесятнице –Собор Вологодских святых). † 1278, 13 декабря Св. блгв. кн. Глеб Ростовский, Белоезерский (23 мая –Собор Ростово-Ярославских святых). † 1281, 6 декабря Свт. Кирилл II (III), митр. Киевский и всея Руси (25 мая). Прп. Харитина Новгородская (кнж. литовская) (5 октября). † ок. 1281–1284 гг. Св. блгв. кнг. ярославская Мария (22 июля). † 1285, 3 февраля Св. блгв. кн. угличский Роман. † ок. 1285 г., 20 сентября Св. блгв. кн. брянский Олег (в крещении Леонтий, в иночестве Василий). † 1286, 26 ноября Свт. Феодор, еп. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). † ок. 1287 г. Св. блгв. кн. ярославский Михаил (19 сентября). † 1288, 28 мая Свт. Игнатий, еп. Ростовский. † ок. 1288 г. Св. блгв. кн. смоленский Михаил (19 сентября; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1289, 3 февраля Свт. Симеон, еп. Тверской. Св. блгв. кнг. ярославская Анна (в иночестве Анастасия) (19 сентября). † после 1289 г. Св. блгв. кнг. ярославская Ксения (24 января). † 1290, 29 июня Прп. Петр, царевич Ордынский (30 июня). Св. блгв. вел. кн. владимирский Димитрий (26 октября; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1295, 3 июля Свт. Василий, еп. Рязанский (10 июня; 12 апреля). † 1299, 4 марта Св. прмч. Иоасаф Снетогорский и с ним семнадцать иноков преподобномучеников. † 1299, 4 марта † 1299, 4 марта Св. прмч. Василий Мирожский. † 1299, 4 марта Св. сщмч. Иосиф пресвитер, Псковский. † 1299, 4 марта Св. сщмч. Константин пресвитер. Псковский. † 1299, 20 мая Св. блгв. кн. псковский Довмонт (в крещении Тимофей). † 1299, 19 сентября Св. блгв. кн. смоленский и ярославский Феодор (5 марта). XIII в. Св. сщмч. Анфим, еп. Сарский (11 июня). XIII в. Свт. Василий, архиеп. Сурожский (15 декабря – Собор Крымских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Свт. Димитрий Ростовский своими богословскими трудами оказал неоценимую услугу Русской Церкви 121 . И до нашего времени в нашей богатой духовной литературе он остается одним из самых читаемых авторов. 1 Речь идет лишь об общецерковном прославлении. Не учитываются некоторые местночтимые святые, память которых совершалась издавна, и которые были внесены в месяцесловы Типикона и Следованной Псалтири, что, фактически, подразумевало установление общецерковного почитания: свт. Михаил, митр. Киевский, и благоверный князь Феодор Новгородский, брат благоверного князя Александра Невского. 2 Канонизация свт. Димитрия имела огромное значение для русского народа. Свящ. М. Попов отмечает: «Прославленный святитель Димитрий Ростовский стал любимым наставником русскаго человека. Творения святителя Димитрия читались с особенной любовью, представляя и доныне неподражаемую по доступности духовную пищу. Сам он является образцом жизни и молитвенником за всех. Для Церкви, во время ее борьбы с расколом, прославление святителя Димитрия было необычайно важным. Оно было прямым поражением противников Церкви. Всю свою жизнь Угодник вразумлял ожесточенных раскольников, а теперь чудодейственная сила его мощей и нетленность его тела ясно указывали на правоту борца за Православие и неразумное стояние старообрядцев за букву. Противники Церкви это чувствовали, и, не имея средства против очевидной победы на ними, производили попытку уничтожить мощи св. Угодника». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 346. В 1766 г. шайка раскольников решилась было украсть и сжечь мощи Святителя, но не смогла совершить это преступление, так как Святитель сам известил архимандрита Спасо-Яковлева монастыря о замысле злодеев. 3 Так, патриархом Иоакимом в 1677 году была деканонизирована прп. Анна Кашинская; в 1682 г. прп. Ефросин Псковский переведен из общецерковнопочитаемых святых в местночтимые; вероятно, устным запрещением был деканонизирован прп. Максим Грек . Эти деканонизации были связаны, главным образом, борьбой с расколом. См. Андроник (Трубачев) , игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви//Православная энциклопедия. РПЦ. М., 2000. С. 352–353

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

607 Так в ркп. полном житии прп. Паисия. О чудесах см.: Ярославские епархиальные ведомости. 1861. 39. 609 По другому известию, «святый Киприан, Христа ради юродивый, суздальский, бе л. 7140 (1632), июля в 25 д.». Едва ли в этом году и в это число не удостоверялись в нетлении мощей. 615 Собр. л. 1, 66, 67; 5, 137; Joannis Zonarae. Annales/Ed. Weberï In 2 v. Bonnae, 1841–1844. V. I. 616 Собр. л. 1, 67; 3, 2, 121; 5, 134. Супрал. л. 13. В новой летописи освящение отнесено к 6560 г. Но по другим оно было 14 сентября 6558 г. (летопись 5, 138; 7, 332). 618 Исследование в переводе пророчеств, вошедших в список священника Упира см. в: Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855–1869. Отд. I (далее – Горский А.В., Невостру- ев К.И. Описание рукописей Синодальной библиотеки. – Ред.). Обзор толкований см. там же. Отд. II. 619 Собр. л. 1, 69; 3, 2, 121, 212; 5, 138. В новгородском синодике супруга кн. Владимира – кн. Александра, а мать – христолюбивая кн. Анна (Описание Румянцевского музеума. 571; Соловьев П. Описание новгородского Софийского собора. СПб, 1858 (далее – Соловьев П. Описание новгородского Софийского собора. -Ред.)). 622 Собр. л. 1, 63; 5, 138. Февраль мартовского 1050 г. принадлежит к 1051 январскому году. Потому и в надгробной надписи справедливо показан 1051 г. годом кончины св. Анны. 623 Митр. Илариона похвала кагану Владимиру (Прибавление к Творениям святых отцов: В 48 ч. М., 1843–1892. Ч. 2). Иларион говорил похвалу свою ранее 10 февраля сентябрьского 6559 г. 624 Несторово житие прп. Феодосия (Ученые записки второго отделения Императорской академии наук. СПб., 1856. Т. 2 (далее – Ученые записки академии. -Ред.)). 625 Собр. л. 1, 65; 2, 24, Синопсис 62 (Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. II, прим. 34). Недавно ошибочно писали: «мать Владимира во Св. Крещении названа св. Анною». Стыдно ныне говорить такую неправду. 627 В нынешней Славонии. О переселениях сербов 1481–1526 гг. с правого на левый берег Дуная см.: Попов Н.А. Сербы в Австрии//Русский Вестник. 1865. 5 (далее – Попов Н.А. Сербы в Австрии. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 . Имена тех угодников Божиих, о которых достоверно известно, что они не были канонизированы ни местной, ни общецерковной властью, но которые прославились богоугодной жизнью, мученической кончиной за веру во Христа и благодатными явлениями и вследствие этого почитались верующим народом, а имена их вносились в различные агиографические памятники. В данном списке их имена выделены курсивом. Список, основанный на этих принципах, впервые составлен в русской агиологии специально для данного издания. Он позволяет увидеть неиссякаемость святой жизни в Церкви, он может быть использован как пособие для деятельности местных и общецерковной канонических комиссий. Время преставления к Богу, день памяти Канонизированные святые, подвижники благочестия и мученики (в скобках указаны другие дни памятей) † 869, 14 февраля Св. равноап. Кирилл, учитель Словенский (11 мая). † 885, 6 апреля Св. равноап. Мефодий, учитель Словенский (11 мая). † Х в. (?) Прп. Сергий Валаамский (11 сентября, 28 июня). † Х в. (?) Прп. Герман Валаамский (11 сентября, 28 июня). † 936, 28 мая Св. блж. Андрей (славянин из Новгорода), Христа ради юродивый. Константинопольский (2 октября). † 969, 11 июля Св. равноап. блгв. вел. кнг. российская (киевская) Ольга (в крещении Елена). † 983, 12 июля Св. мч. Феодор варяг. Киевский. † 983, 12 июля Св. мч. Иоанн варяг. Киевский. † 992, 15 июня Свт. Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси (30 сентября). Ок. 1005 ? Св. мч. Дионисий Туровский (28 апреля). † 1015, 15 июля Св. равноап. блгв. вел. кн. российский (киевский) Владимир (в крещении Василий). † 1015, 24 июля Св. блгв. кн. ростовский Борис (в крещении Роман), страстотерпец российский (2 мая). † 1015, 24 июля Св. мч. Георгий отрок, угрин. † 1015, 5 сентября Св. блгв. кн. муромский Глеб (в крещении Давид), страстотерпец российский (24 июля, 2 мая). Св. блгв. кнг. новгородская Анна (10 февраля, 4 октября). † ок. 1023 г., 8 нюня Свт. Феодор, еп. Ростовский. Свт. Иоаким Корсунянин, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вообще Горицкая обитель была в древнее время местом ссылки и в этом отношении представляет значительный исторический интерес. В конце XVI в. здесь жила некоторое время царица Дарья. В 1606 г. сюда была сослана с пострижением в иночество царевна Ксения, дочь Бориса Годунова. В XVII веке здесь же проживали в ссылке княгиня Елена Масальская и кн. Анна Хилкова, а в XVIII в. – Варвара Арсеньева. Храмов три: в честь Воскресения Христова, в честь Св. Троицы и во имя Иоанна Предтечи. В Воскресенском храме обращает на себя внимание шитая золотом плащаница, присланная сюда императором Александром I. К числу святынь относятся местночтимые иконы Смоленской Богоматери, вмчц. Екатерины и царевича Димитрия. Монастырь многолюден. Управляется игуменьей. Летом по Шексне ходят пароходы; пристань Горицы у самого монастыря. Деревяницкий Воскресенский монастырь в Новгородском уезде расположен в четырех верстах от Новгорода к северу, на правом берегу Волхова, при впадении реки Деревяницы. Основана обитель в 1335 году прп. Моисеем, архиепископом новгородским, и долгое время была мужскою. Преобразована в женский лишь в 1875 году. Инокинь весьма немного; управляет ими игуменья. Храмов два: Воскресенский и Успенский. В Успенском храме находится точный снимок с чудотворной Коневской иконы, с которою 10 июля совершается крестный ход вокруг монастыря. В притворе Воскресенского храма погребены Алексеи и Иоанн, архиепископы новгородские. В монастыре сохраняется много старинной церковной утвари и облачения. При нем находится епархиальное женское училище. Десятинов Богородицкий монастырь в Новгороде. Эта обитель находится в самом Новгороде на Софийской стороне, у Псковской заставы. Это урочище в старину называлось «десятиной», поэтому и монастырь получил подобное же наименование. Основан в он XIII веке княгиней Феодосией Мстиславовной, супругой Ярослава II и матерью знаменитого князя Александра Невского. Но собственно устроителем монастыря был прп. Моисей, архиеп. новгородский, который воздвиг здесь каменную церковь Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преподобный Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста руки его соединены совершенно ровно, а безымянный и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если бы кто захотел дать иное положение перстам его, тот скорее мог бы переломать их, чем выполнить свое желание. Вот проповедь громкая для мнимых старообрядцев! Память преподобных совершается 31 октября/13 ноября, также 28 сентября/11 октября и во 2–ю Неделю Великого поста. Анатолий Печерский, в Ближних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный отец Анатолий подвизался в то же время, когда и преподобные Спиридон и Никодим. В службе преподобным отцам (28 сентября/11 октября), погребенным в Ближних пещерах, говорится: «Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый, оба просфорницы святии… Причисляется к сим и Анатолий, ихже вси величают». Прп. Анатолий почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи преподобных Спиридона и Никодима. День его памяти по церковной службе Киево–Печерским подвижникам также отнесен к памяти преподобных Спиридона и Никодима. 31 октября/13 ноября совершается память святых 100000 мучеников Тбилисских, пострадавших от монгол, Грузинских († 1240). Ноябрь 2 Киприан Стороженский, преподобный Преподобный Киприан жил в XVI столетии. Ему приписывают основание Николаевского Стороженского монастыря, который находился в Новгородской Обоненской пятине, при Ладожском озере, на месте, называвшемся Сторожки. 14 мая 1587 года царь Феодор Иоаннович пожертвовал Николаевской Стороженской пустыни несудимую грамоту, в которой, между прочим, писано: «Строитель Киприан нам бил челом и сказал: было де и в том монастыре двадцать братов, а ныне де и в том монастыре тридцать братов, а нашей де милостины оброчнаго хлеба и денег в тот монастырь ничего не идет, питаются от своих трудов: и отец наш блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал, дал в тот монастырь обжу земли, на воск и на ладан, и в руги и в милостивы место, и обелил им тое обжу ото всяких податей». Грамоту эту еще при жизни строителя Киприана, 25 июня 1598 г., подтвердил царь Борис Годунов. Неизвестно, когда и в каком году скончался прп. Киприан. В 1722 г. Стороженский Николаевский монастырь был приписан к новгородскому архиерейскому дому. Мощи преподобного Киприана почивали под спудом в Николаевской, бывшей монастырской, церкви. Ноябрь 3 Анна Всеволодовна, преподобная

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Сестры Мансуровы, Екатерина (1861–1926) и Наталия (1868–1935), дочери известного дипломата, государственного деятеля, правоведа Бориса Павловича Мансурова (1828–1910) и Марии Николаевны Мансуровой (урожденной княжной Долгоруковой). В 1886 г. тяжело заболела младшая дочь Мансуровых, и семья переехала в Ригу. В доме напротив их особняка были устроены на средства матери детский приют и богадельня. Решением Святейшего Синода в 1892 г. благотворительное учреждение Мансуровых было преобразовано в Рижскую Свято-Троицкую женскую общину, в которой установилась молитвенная жизнь по монастырскому чину. Был выстроен небольшой деревянный храм во имя прп. Сергия Радонежского, освященный в 1893 г. В 1894 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Глебов, 1904), духовно окормлявший сестер Мансуровых, с благословения архиепископа Арсения совершил в Риге иноческий постриг в рясофор Екатерины и Наталии. В 1901 г. приняли постриг в мантию: Екатерина с именем Сергия, а Наталия с именем Иоанна. Определением Святейшего Синода 1901 г. Рижская община была переименована в Троице-Сергиев женский монастырь. Настоятельницей обители была назначена учредительница общины монахиня Сергия, при ней складывался как внутренний строй жизни, так и облик монастыря. На участке земли, пожертвованном монастырской общине, в двенадцати верстах от г. Митавы (Елгавы), в 1899 г., выстроили кирпичный храм в честь Преображения Господня, и пустынь получила название Спасо-Преображенской. Пустынь находилась в формальном подчинении Рижскому Свято-Троицкому монастырю с игуменией Сергией. Старшей сестрой в пустыни стала монахиня Иоанна. Основательницы монастыря игумения Сергия и монахиня Иоанна были духовными наставницами для сестер, подвизавшихся в пустыни, часто беседовали с ними. Летом 1909 г. Преображенскую пустынь посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. В годы Первой мировой войны на территории монастыря был открыт лазарет. Помещения монастыря одно за другим отводились для помощи нуждавшимся. В 1915 г. война приблизилась к Спасо-Преображенской пустыни, началась эвакуация. Взяв самое необходимое, сестры покинули пустынь. Больные и немощные монахини выехали последним пароходом. Насельницы были эвакуированы из Риги в Новгородскую губернию. Сестры Мансуровы прожили под Новгородом десять лет. В 1924 г., в связи с закрытием монастырей, они перебрались под Москву, поближе к преподобному Сергию, и поселились в Пушкино, духовно окормляясь у прп. Алексия (Соловьева) . В 1926 г. матушка Сергия скончалась и там же похоронена. Монахиня Иоанна (Мансурова), приняв схиму с именем Анна, после кончины своей сестры переехала в город Геническ на Азовском море, где скончалась, место ее захоронения неизвестно. В 1985 г. останки игуменнии Сергии (Мансуровой) были перевезены и перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

И особенно во времена взаимных раздоров князей Киевской Руси пример св. страстотерпцев служил важным напоминанием о мире, любви и согласии, которых не было среди удельных князей; их рознь и предала Русь татарам. Каким отрадным светом сияют лики двух святых братьев; какою они озарены новою для Руси красотой — красотою смиренной и кроткой души! Их короткая жизнь и славная смерть показывают, как быстро и богато поднялось на русской почве посеянное их отцом семя. Немного и недолго потрудились для родной земли благоверные князья-мученики, но зато явились сильными и теплыми ходатаями за нее на небе, и забота их о русской земле, и помощь подтверждаются следующими знамениями. Когда великий князь Александр Невский боролся с немцами и должен был вступить с ними в бой на берегах Невы, один из военачальников его, стоя ночью на страже, имел такое видение. Лишь только забрезжил свет, появился на реке корабль; гребцы сидели как бы покрытые тьмой, а посреди корабля в блестящих одеждах стояли святые мученики Борис и Глеб. И сказал св. Борис: «Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику нашему князю Александру против немцев». И в тот день св. Александр одержал великую победу. Также, когда благоверный князь Димитрий Иоаннович боролся с нечестивым Мамаем, стоявший ночью на страже Фома Халцибеев видел следующее. В высоте показалось густое облако, и от полуденной стороны явились двое светлых юношей; в руках у них были зажженные свечи и мечи. То были святые мученики Борис и Глеб. И сказали они татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Наутро страж поведал видение великому князю Димитрию, и он молился: «Пресильный Боже, подай мне помощь молитвами святых мучеников Бориса и Глеба, как Давиду на Голиафа, как Ярославу на Святополка, как пращуру моему Александру на короля немецкого!» То был день Куликовской битвы, которая положила начало освобождению России от татарского ига. Семья Ярослава Мудрого. Св. великая княгиня Анна и св. князь Владимир Новгородские. Прп. Никола Святоша, князь Черниговский

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

— Приими, Богомати, сего возлюбленного сына моего, которого родила я по Твоей благодати. Тебе поручаю его; буди ему Матерью и покровительницей. Помолившись Пресвятой Богородице, Анна возвратилась домой. Преподобный Стефан впоследствии известен был как глубоко праведный муж. Ревность свою по вере он засвидетельствовал во время господства нечестивой иконоборческой ереси. Отстаивая почитание святых икон, он возбудил ненависть к себе во влиятельных лицах императорского иконоборческого дома. Враги не пощадили его, и Стефан в 767 году приял мученическую кончину, удостоившись нетленной и блаженной небесной жизни. Явление Богоматери св. Феодору Ростовскому В 1388 г. ученик и племянник прп. Сергия Радонежского Феодор, бывший еще в это время простым иноком в Сергиевой обители, удостоен был во время молитвы таинственного видения. Он услышал внезапно чудный и неземной голос, обращенный к нему и изрекший: — Феодор, иди в пустыню; ты устроишь обитель, соберешь в ней многих подвижников и получишь великую награду на небесах. Никому не поведал о своем видении блаженный Феодор. Но прозорливый Сергий, спустя уже значительное время, сказал своему ученику: — Я, чадо, надеялся, что ты предашь мое тело погребению и станешь после меня игуменом на сем месте; но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица. Святой Феодор, видя в сказанном ему преподобным непреложное соизволение Божие, не стал медлить с исполнением небесного повеления и скоро же двинулся в путь из Сергиева монастыря. Он пришел в Ростов и здесь основал обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В тропаре св. Феодору говорится, что он «извещением Святого Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея». В память бывшего ему видения он написал икону и поставил ее в новосозданном монастырском храме. На этой древней иконе изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, Который благословляет предстоящих прпп. Антония и Феодосия Печерских, свмч. Стефана Нового, свтт. Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского; внизу сделана надпись: «Сие изображение Пресвятыя Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святому Феодору, архиепископу Ростовскому, коим основана богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы».

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010