Лик святых Б. Русской Церкви, к-рый включает ок. 50 князей (княгинь) и царей (цариц), прославленных к общецерковному или местному почитанию, возглавляют св. равноапостольные вел. кн. Владимир († 1015, пам. 15 июля) и вел. кнг. Ольга († 969, пам. 11 июля). Равноапостольство святых Владимира и Ольги во многом было определено их единодержавным княжением. В житии Владимира выводится образ Б. князя как покровителя Церкви, просветителя Русской земли, храмоздателя, смиренного, милостивого к нищим правителя. Образ рус. Б. княгинь наследовал существенные черты св. Ольги: целомудрие, супружескую верность, мудрость, милосердие. Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в. Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в. К лику рус. святых Б. правителей, многие из к-рых почитаются и в др. ликах, относятся: Всеволод († 1138, пам. 11 февр.), кн. новгородский и псковский; кн. Петр (в иночестве Давид) и кнг. Феврония (в иночестве Евфросиния) муромские († 1228, пам. 25 июня); Александр Ярославич Невский (в иночестве Алексий; † 1263, пам. 23 нояб.), вел. кн. владимирский; кн. Довмонт († 1299, пам. 20 мая) и кнг. Мария (в иночестве Марфа; † 1300, пам. в Соборе псковских святых) псковские; кнг. Анна Кашинская (в иночестве Евфросиния; † 1368, пам. 2 окт.); вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской († 1389, пам. 19 мая) и прп. Евдокия (в иночестве Евфросиния; † 1407, пам. 7 июля), вел. кнг. московская, и др. Иноземные нашествия на Русь стали причиной мученичества за Христа, освятили ратный подвиг и смерть от врагов веры в плену. Среди Б. князей, претерпевших мученическую кончину: мч. Михаил Всеволодович († 1245, пам. 20 сент.), кн. черниговский; мч. Роман Ольгович († 1270, пам. 19 июля), кн. рязанский, и др. К мученикам были сопричислены Б. княгини и их дети, к-рые при взятии рус. городов монголо-татар. завоевателями не сдавались на милость победителей: желая избегнуть надругательств и осквернения, княгини с детьми запирались в храмах, где погибали от пожара, удушья и обвала стен. Особой группой Б.

http://pravenc.ru/text/149259.html

О деятельности Святослава Давидовича вплоть до его пострижения больше ничего не известно, что косвенно может свидетельствовать в пользу его пребывания у отца на Черниговской земле. По крайней мере Новгородская первая летопись (НПЛ) указывает на Чернигов как на место пострижения князя: «В то же лето пострижеся Святоша князь, сын Давыдов, в Цьрнигове, тьсть Всеволожь» (НПЛ. Стб. 19, 203). Лаврентьевский список «Повести временных лет» , не уточняя места этого события, относит его к 17 февр. 6614(1107) г.: «В то же лето пострижеся Святославь, сын Давыдов, внук Святославль, месяца февраля в 17 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281). Любопытно указание НПЛ на Святослава как на тестя новгородского блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича , старшего сына блгв. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича (1125-1132). Это подтверждает указания КПП на то, что до пострижения Святослав Давидович был женат и имел детей, однако их число и имена остаются неизвестны. Среди исследователей встречается мнение о том, что его супругой была дочь Святополка Анна ( Котляр. 2014. С. 726). В лит-ре дискутируется вопрос о том, являлось ли христ. имя Николай крестильным именем святого или было принято после пострижения. Первая т. зр. представляется более вероятной. Об этом кроме уже отмеченного выше факта наследования Н. мирского и христианского имен деда говорит и существование в Др. Руси практики сохранения крестильного имени при пострижении ( Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. 2017. С. 82-90; так, напр., согласно Житию прп. Феодосия Печерского нач. XII в. (по др. мнению - кон. XI в.), имя Феодосий было дано святому при крещении; под 6714(1206) г. в Лаврентьевской летописи говорится, что супруга Владимиро-Суздальского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича (1176-1212) при пострижении была наречена своим крестильным именем - Мария (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424)). Рассказ о монашеском периоде жизни Н. читается в древнейшей части КПП, где помещено особое повествование - слово «О князи о Святоши» (так в Арсеньевской редакции; в Кассиановской редакции - «О преподобнем Святоши, князи черниговьском. Слово 20»), написанное в нач.- сер. 20-х XIII в. еп. Владимиро-Суздальским свт. Симоном ( 22 мая 1226) для печерского мон. Поликарпа ( после 1232). Согласно КПП, первые 3 года жизни в мон-ре Н. трудился в поварне, где в течение 2 лет колол дрова, к-рые часто приходилось носить с берега Днепра, с тяжелой ношей на плечах подниматься вверх по склону. С большим трудом князьям Изяславу и Владимиру удалось уговорить брата прекратить заниматься этим делом. Тогда Н. добился разрешения, чтобы еще один год ему позволили работать на монастырской кухне. Затем на протяжении 3 лет он выполнял обязанности монастырского вратаря. На 7-м году жизни в обители местом служения Н. стала трапезная, тогда же по воле игумена и братии он построил себе келью, рядом с которой впосл. развел огород (сад).

http://pravenc.ru/text/2692185.html

АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_10.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1863 г. Анастасия была направлена Святейшим Синодом для устроения иноческой жизни в созданную в том году в Алтайском крае миссионерскую Улалинскую жен. общину (с 1881 мон-рь), указом Томской консистории от 20 марта 1864 г. утверждена настоятельницей общины. Стараниями А. обитель разрасталась, был построен келейный корпус с домовой церковью, увеличилось число насельниц, среди к-рых были бурятки, обращенные в Православие; подвижница занималась миссионерской деятельностью, лечила больных, не делая различий между православными и язычниками. С марта 1866 г. Анастасия жила на покое среди сестер обители, в янв. 1868 г. вновь определена на должность настоятельницы. 9 дек. 1869 г. миссионером игум. Акакием пострижена в монашество с именем А. 8 мая 1870 г. по собственному прошению из-за преклонного возраста и болезненного состояния уволена с должности настоятельницы. А. была строгой постницей и усердной молитвенницей, отличалась большим смирением, обладала даром прозорливости, тайно выполняла послушания за сестер, несмотря на болезнь ног. Незадолго до кончины она приняла схиму. Подвижница похоронена на монастырском кладбище близ храма. Местные жители почитали А. при жизни, после ее кончины с благоговением брали землю с ее могилы, от к-рой получали исцеления. Арх.: ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 6. Л. 47об.-49; Д. 8. Л. 46об.-47. Лит.: Алтайская подвижница: (Из светлых портретов близкого прошлого)//Ист. летопись. Б. м., б. г. 3. С. 229-239; Путинцев М. , прот. Святыни Алтая//ДЧ. 1884. Ч. 1. С. 229-232; Приклонский А. , свящ. Жизнь пустынницы Анастасии Семеновны логачёвой, впосл. инокини Афанасии, и возникновение на месте ее подвигов жен. общины. М., 1912; ЖПодв. Февраль. С. 176-193; Доп. т. Кн. 1: Январь-июнь. М., 1912. С. 256-268; Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 272-279. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/77040.html

Организованный В. мон-рь полностью обеспечивал себя и многочисленных паломников, содержал больницу, бесплатно обслуживавшую окрестное население, детский приют на 25-30 детей (девочек и мальчиков - как православных, так и лютеран), школу, 2-классное уч-ще. За неск. лет своего настоятельства В. снискала такое уважение и любовь окрестных жителей, что они отдавали на воспитание и обучение в обитель своих детей. Первой начальницей приюта стала мон. Арсения (Блохина), сестра В. При монастырской лечебнице В. в 1896 г. учредила общину сестер милосердия под покровительством Российского общества Красного Креста, в которой обучались пюхтицкие послушницы и воспитанники приюта. В 25 верстах от обители игумения организовала Гефсиманский скит для больных и престарелых сестер по уставу прп. Пахомия Великого. Определением Синода от 23 окт. 1897 г. В. была назначена настоятельницей в Черемисский козьмодемьянский во имя Св. Троицы монастырь Казанской епархии; с ней были переведены мон. Арсения (Блохина) и неск. сестер обители. В козьмодемьянском мон-ре стараниями В. были устроены иконописная мастерская, больница, богадельня, церковноприходская школа и приют для девочек-сирот. В Чебоксарах В. организовала жен. Владимирскую общину, в которую вошли 100 сестер. В. была похоронена в козьмодемьянском мон-ре близ алтаря Троицкого собора. После упразднения монастыря в 20-х гг. XX в. собор был разобран, на его месте выстроили школу-интернат. По свидетельству очевидцев, могилу В. раскопали, из кирпичного склепа изъяли гроб, извлекли кости и облачение с клобуком. Совр. местонахождение останков В. неизвестно. Арх.: Летопись Пюхтицкого мон-ря//Архив мон-ря. Лит.: Пюхтицкий Успенский женский монастырь. СПб., 1893; Савченко И. Сион Прибалтийского края: Св. Богородичная Гора. Ревель, 1894, 19012; Пюхтицкий Успенский жен. мон-рь: Путев. М., 1991. Рубрики: Ключевые слова: ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/338942.html

Святые правители Сейчас расскажем о трех святых северных земель, которые входят в число самых выдающихся представителей королевских и княжеских родов того времени и являются одними из ярчайших примеров православных святых правителей земель северной Европы за их историю. Святой Олаф Шведский, или Олаф Шётконунг (Olof Skötkonung), которого не следует путать с королем Норвегии Олафом Трюггвасоном и со святым королем Олафом Харальдссоном, был первым королем Швеции, принявшим христианство. Он является ключевой фигурой в истории страны того периода и важной частью ее духовного наследия. Различные политические союзы, походы, сражения и прочие события его жизни до обращения в веру не представляют духовного интереса, поэтому мы их не будем касаться в данной статье. Примечательно, что именно он пригласил святителя Зигфрида и попросил его вновь просветить эти земли. Впоследствии святитель Зигфрид его крестил. Святой Олаф Шведский проявил себя как ревностный христианин и оставался предан своей новой вере до конца жизни. Он хотел разрушить главное языческое капище в Упсале (Uppsala), но идолопоклонники все еще были слишком многочисленными и сильными и не позволяли ему осуществить свое желание. Поэтому король был вынужден применить более мягкий подход в деле обращения своего народа. Однако его усилия по христианизации Швеции постоянно сталкивались с мощным сопротивлением язычников. В итоге святой Олаф принял мученическую кончину в Стокгольме в 1022-м году. Дочь мученика Олафа, преподобная Анна Новгородская, является одной из замечательных фигур, связывающих Православную Церковь Запада с Церковью Востока, напоминая нам о нашем общем наследии. Благоверная княгиня, прп. Анна (Ингегерда) Новгородская Преподобная Анна при рождении получила имя Ингегерда. Вместе со своим отцом, его семьей и дружиной она приняла православное Крещение в местечке Хусаби – их крестил святитель Зигфрид. В 1019-м году принцесса Ингегерда (получившая в Крещении имя Ирина) была выдана замуж за святого благоверного князя Ярослава Мудрого (†1054). Таким образом, она стала Великой княгиней Киевской. Будучи высокообразованной, весьма начитанной (в частности, знала скандинавские саги) и обладая от природы многими другими талантами, Ирина стала верной помощницей своему мужу в государственных делах. Она оказала большое влияние на добрые отношения Киевской Руси со странами Северной Европы, с ее родной землей. Праведная княгиня также приютила изгнанных из Англии королевичей Эдуарда и Эдмунда Этелингов, сыновей короля Эдмунда Железнобокого (Edmund Ironside), после восшествия на престол датчанина Кнуда Великого (Canute) [позднее оба королевича переехали в Венгрию, а Эдуард перед самой смертью вернулся в Англию – примеч. перев.], что еще раз говорит о тесных связях между Востоком и Западом в ту эпоху.

http://pravoslavie.ru/156392.html

В 1727 г. число насельниц обители приблизилось к 400. Царевна Елизавета Петровна любила посещать Успенский монастырь. В 1730 г. по совету Бирона царица Анна Иоанновна запретила Елизавете Петровне покидать монастырь; царевна ежедневно присутствовала на службах и часто пела на клиросе. В период царствия Елизаветы Петровны (1741-1761) монастырь не оставался без её заботы. Перед революцией в монастыре было 218 сестёр. Действовали церковно-приходская школа, странноприимный дом. С 1918 г. началось постепенное вытеснение монахинь из помещений. В 1923 г. монастырь был ликвидирован. В келье прп. Корнилия устроили общественный туалет. Останки сестёр Петра I были украдены из гробов, их судьба неизвестна. Современное состояние [ править править код ] Свято-Успенский женский монастырь Монастырь Александрова возобновлён в 1991 г. В нём около 35 сестёр. Но в части зданий по прежнему располагается музей Александрова , где церковная утварь и иконы составляют основу экспозиций. Обители вернули Троицкий собор (1513), надвратную церковь Феодора Стратилата (1682), церковь Сретения Господня (XVII в.), часть келейного корпуса и дом настоятельницы. Троицкий собор в Александрове радует полнотой и целостностью своего внутреннего убранства; здесь нет значительных новшеств, которые могли бы исказить картину, сложившуюся в XVI в. Храм богато украшен каменной резьбой, росписями. Внутри установлены двое врат XIV в., вывезенных Иоанном Грозным из Твери и Новгорода (тверские врата, украшенные гравировкой, – в западном портале, врата новгородского Софийского собора, украшенные золотой наводкой, – в южном портале). В соборе находятся мощи прп. Корнилия Александровского. Со времени положения их здесь записано много исцелений. Восстановлена келья преподобного, которую могут посетить паломники. Возобновлена учреждённая прп. Лукианом традиция крестных ходов из Лукиановой пустыни в Успенский монастырь с иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Ход совершается в шестую неделю по Пасхе. Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

покровители обители - праведные Иоаким и Анна. В центре иконы с точностью воспроизведен архитектурный облик Московского Кремля, ниже представлен совр. вид Зачатьевского мон-ря с 5-главым собором, одноглавой ц. Сошествия Св. Духа, надвратным храмом и монастырскими стенами красного цвета. Единоличные ростовые парные образы святых располагаются по сторонам входа на фасаде храма Покрова Пресв. Богородицы в Барвихе (подворье Зачатьевского мон-ря в Одинцовском р-не Московской обл.). И. изображена слева в оливковой рясе и красно-коричневой мантии, с посохом игуменьи в левой руке, в правой - развернутый вверх свиток. Е. представлена справа в светлой охристой рясе и темно-коричневой мантии, ее правая рука поднята к груди, в опущенной левой - свиток с текстом. Ростовые парные иконы подобной иконографии (2008) находятся в трапезной Зачатьевского мон-ря; на свитках преподобных жен тексты: «                  » (у И.), «                  » (у Е.). На храмовой иконе (2011, иконописец Л. Н. Шеховцова) в иконостасе придела, освященного во имя И. и. Е. в Рождественском соборе, преподобные изображены в монашеских одеяниях, держат в руках модель обители (совр. вид). Лит.: Первый на Москве: Зачатьевский жен. мон-рь. М., 2010. С. Н. Липатова Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/1237863.html

235-237 «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига 238-239 239-241 АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 241-242 242-243 АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский 243-244 245-246 246-247 244-245 АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) 247-248 АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) 248-250 АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) 250-251 251-252 АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости 252-253 АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах 253-254 254-255 255-256 АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека 256-257 257-258 258-259 259-260 АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии 260-261 261-262 262-263 АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) 263-264 264-265 АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях 265-266 266-267 267-268 270-271 АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010