Преподобный Сисой схимник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Софроний затворник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Аммон (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Кассиан (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Пиор (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Феодор (молчаливый), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Анатолий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Евлогий старец, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Павел (послушливый), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Григорий затворник и чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Захария (постник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Моисей (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Силуан схимник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Агафон (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лаврентий затворник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Мартирий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV XIV век Преподобная Марфа Псковская Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Даниил Московский Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский Св. Михаил III Ярославич (1305 – 1318) и в Твери Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский Мученик блгв. кн. Михаил Тверской Блгв. кн. Давид Ярославский, сын блгв. кн. Феодора Георгий III Даниилович, внук Александра Невского (1319 – 1322) Димитрий II Михайлович (1322 – 1326) Блгв. кн. Феодор Стародубский Иоанн I Данилович (1328 – 1340), в Москве Преподобный схимонах Кирилл, отец прп. Сергия Радонежского Ок. 1337 Преподобная схимонахиня Мария, мать прп. Сергия Радонежского Ок 1337 Преподобная Анна Кашинская Мученик Антоний Литовский Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353) Мученик Иоанн Литовский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

  Православные праздники 20 сентября  Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186).   Архиепископ Новгородский Иоанн почитается в лике святителей как покровитель Новгорода, молитвами которого город был спасен от осады в 1170 году.   Православные праздники 21 сентября   Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Рождество Богородицы Относится к числу двунадесятых праздников. Родители Богородицы, Иоаким и Анна, дожили до преклонных лет, будучи бездетными. Во время молитвы безутешных родителей, к ним явился Ангел, сказав: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о твоем потомстве будут говорить во всем мире».  После этого Анна зачала. Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.       Православные праздники 22 сентября  Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы Имя Анна Праведная Анна и праведный Иоаким в святоотеческом предании почитаются как родители Пресвятой Богородицы и именуются Богоотцами.   Православные праздники 23 сентября   Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Преподобный князь Андрей Спасокубенский известен как подвижник и чудотворец.     Православные праздники 24 сентября   Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Троица всегда: Путешествие на Валаам Волонтером на Валаам Один день волонтером на Валааме Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, по Церковному Преданию, были греческими священниками, пришедшими в земли Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Праздник установлен в память перенесения мощей преподобного Сергия из Великого Новгорода в Валаамский монастырь. Прп. Силуана Афонского (1938). 5 поучений Силуана Афонского Афон Преподобный Силуан Афонский, аскет и подвижник, автор известных поучений о христианской жизни.   Православные праздники  25 сентября   Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

552 О распространении искаженных представлений об отце Иоанне среди нижних военных чинов свидетельствует также письмо к нему начальника Офицерской кавалерийской школы В. Безобразова, датированное 10 февраля 1907 г.: « В командуемой мною Офицерской Кавалерийской школе оказалось 14 человек солдат, которые составили себе особое понятие о Вас, не соответственное правилам нашей Православной церкви, а потому я счел необходимым направить их к Вам, чтоб они лично от Вас могли бы услышать увещевание и соответствующее наставление…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Он. 1. Д. 26. Л. 98–99). 554 Прп. Синклитикия Александрийская († ок. 350); память чтится 5/18 января. Свт. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский († 373); память чтится 18/31 января и 2/15 мая. В труде свт. Афанасия «Жизнь и наставления прп. Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV в.» говорится о том, что Господь прославляет «любящих Его ради исправления слышащих»: наставления прп. Синклитикии принесли большую душевную пользу приходившим к ней монахиням. Святая Синклитикия считается начальницей пустынного общежития для дев и жен. 555 Предыдущее служение отца Иоанна в Иоанновском женском монастыре состоялось 4 января (Вед. 1907. 11 янв., 8). 556 Температура воздуха в Кронштадте 9,10,11 января опускалась до 28° мороза (Котлин. 1907. 12 янв., 9). 559 Духонина по благословению отца Иоанна жила в Иоанновском монастыре с 16 октября 1903 г., но монашеский постриг не принимала. см. также письмо к Е. В. Духониной от 8 октября 1908 г. и примеч. к нему. 560 Первой в русском великокняжеском доме иноческое пострижение с именем Анна приняла Великая княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого, – святая преподобная благоверная княгиня Анна Новгородская († 1051). Среди святых русских жен – преподобные благоверные княгини Евфросиния Полоцкая († 1173), Феврония Муромская († 1228), Евфросиния Суздальская († 1250), Харитина Литовская, Новгородская, игумения († 1281), Анна Кашинская, Тверская, схимонахиня († 1368), Евфросиния Московская († 1407), София Суздальская († 1542) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прп. Макарий Калязинский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1684 г. В Новое время мн. древние престолы во имя М. уже не существовали и ареал почитания преподобного и распространения его изображений несколько сузился, в основном он был ограничен Тверской епархией, включая те территории, к-рые ранее управлялись Новгородскими архиереями, и охватывал соседние земли В. Поволжья. Образ М. как одного из самых чтимых Тверских святых помещался на иконах и в храмовых росписях вместе с др. местными чудотворцами, в т. ч. со святыми некогда новгородских Торжка и Осташкова; иногда он составлял пару с прп. Нилом Столобенским. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и блгв. кн. Михаила Тверских, М. и прп. Нила Столобенского, а также икона, на которой к этим святым были добавлены фигуры преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских (Ист. б-ка Тверской епархии. Т. 1. С. 153-155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Музей русской иконы, Москва; Иванникова А. П. Возрожденные из небытия//Русское искусство. М., 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. сходный по композиции образ св. Иоанна Предтечи, 3 К-польских святителей, преподобных Антония и Феодосия Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. и Нил Столобенский изображены в верхней части композиции на 2-м плане. Сохранились данные и о др. иконах, в к-рых образ М. соседствовал с образами Тверских святых и рус. преподобных, в т. ч. прп. Сергия Радонежского: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского и М., а на парном образе были представлены свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, а также супруга последнего кнг. прп. Анна Кашинская; в ту же обитель кашинский купец И. И. Осекин вложил аналойную икону святителей Иоанна Златоуста и Арсения Тверского, М. и ангела-хранителя с мощами свт. Арсения и М. ( Лебедев А. Н. Описание кашинского Сретенского жен. 2-кл. мон-ря и его пустынно-кладбищенской церкви Тверской епархии. Ярославль, 1866. С. 71-72, 77-78). На рубеже XIX и XX вв. для Троицкой ц. в Кашине была написана икона «Собор Тверских святых и местночтимых угодников Божиих», снимок с к-рой был прислан известному агиологу Казанскому (бывш. Тверскому) архиеп. Димитрию (Самбикину) старостой храма И. Я. Кункиным (см.: Димитрий (Самбикин), архим. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местно чтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4. Ил. на с. 2). На этой иконе, отличавшейся полнотой подбора святых, связанных с Тверской епархией, М. представлен в 5-м снизу ряду справа, среди преподобных, рядом со своим племянником прп. Паисием Угличским; мн. преподобные держат в руках макеты храмов основанных ими мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

•  Св. Тихон был родом из Киева, по преданию, принял постриг в московском Чудовом монастыре.  •  Место для подвижничества преподобный избрал в 17 верстах от Калуги и в 15 верстах от Медыни, на берегу р. Вепрейки при впадении ее в Угру.  •  Монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы более известен как Тихонова Трехсвятителъская пустынь близ Калуги.  •  Всероссийское празднование памяти святого было установлено вскоре после преставления, на Соборе 1584 г. Преподобный Ефрем Перекомский (+ 1492) Память его празднуется 16 мая в день перенесения мощей, 2б сент. в день преставления, 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Преподобный Ефрем, в миру Евстафий, родился в 1412 г. Родителей его звали Стефан и Анна. Иноческая жизнь рано стала привлекать кроткого, духовно одаренного юношу, и он в юности ушел в  Калязинский монастырь, при жизни его основателя прп. Макария (память его 17 марта). Огорченных родителей своих ему удалось уговорить последовать его примеру. В самом начале его подвига ему была показана в видении его будущая жизнь. Повинуясь этому видению, он перешел в  Савво-Вишерский монастырь, принял там постриг и немедленно ушел на пустынное Ильменское озеро. Здесь он основал  Перекамский монастырь, принял священный сан и в 1450 г. стал настоятелем. Скончался он 26 сентября 1492 г. Ученик его Роман написал его житие.  Так как Перекомскую обитель во время наводнения заливало водой, то она была перенесена на другое, более безопасное место, на берегу того же озера. 16 мая туда же были перенесены мощи прп. Ефрема. •  Прп. Ефрем родился в Твери, послушничество проходил в Калязинском монастыре в Тверской земле.  •  Савво-Вишерская обитель, в которой принял постриг преподобный, находилась в Новгородской епархии в 10 верстах от Новгорода, на р. Вишере.  •  Перекамский Николаевский монастырь был основан около оз. Ильмень, на берегу р. Черной (в 24 верстах от Новгорода). Называется обитель Перекомской по прокопанной протоке от озера к монастырю иноками обители в настоятельство прп. Ефрема.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)

http://pravenc.ru/text/64418.html

Амвросий. Мелиоланский св., 300. Амвросий Оптинский 348, 376–383. Алимпий (Алиппий), 52, 53. Андрей Боголюбский,  25.          Андрей Заозерский (в иноч. Иосиф),  67, 132. Андрей юродивый,  241, 244. Анна Кашинская св. блаж. кн., 253–254. Антоний Великий св., 33. Антоний Конс-ский патр., 154–155. Антоний Печерский преп, 31–34, 36, 43, 48, 50–51, 190 181, 228, 409. Антоний Путилов, прп., 365. Антоний Сийский, 233. Антоний Римлянин, 60. Арсений Комельский прп., 127. Афанасий Великий св., 34, 76, 219, 286, 300. Афанасий Русин, 109. Афанасий Затворник, 48. Борис и Глеб страстотерпцы Свв., 14, 21, 80–81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150. Бернард Клервосский св., 410. Бонавентура св., 295. Бригитта св., 89. Бруно св., 413. «Васенька» юрод. 248. Василий блаж. юродивый, 243, 245–246, 250. Василий Великий св., 14, 55, 82, 186, 191,219, 286,300, 358. Варвара Великомученица, 22. Варлааам Хутынский, 60, 190, 214 Варсонофий Тверской, 78, 198. Василий Мангозенский, 26. Василий, муч. св., 52. Василько кн. муч. св., 69. Вассиан Патрикеев, 189, 195, 206–207, 362. Владимир Мономах , 67–69. Владимир равнап. св., 14, 23, 30, 64, 67, 139. Вячеслав муч. св., 22, 25.. Гавриил Слуцкий, 27. Гедеон Киевский м-т, 271. Геннадий св., 232. Георгий Венгр, слуга св. Бориса, 22. Геннадий Новгородский архиеп., 78, 160, 162, 176, 227. Герасим св., 115, 223, 225. Герентий Мсков. м-т., 169. Герман Каз-ский, 78. Гликерия, 251. Григорий богосл., 14, 182, 145. 219 286.  Григорий Синаит , 191, 362. Григорий муч, св., 52. Григорий Нисский , 295, 300. Григорий Палама , 152, 171, 361. Григорий Лелшемский прп., 135. Григорий Чудотворец , 47. Гурий Казанский, 78, 79, 290. Даниил митр., 207. Даниил Переяславский, св., 223. Димитрий Прилуцкий св., 135. Димитрий Ростовский , 54, 267, 302, Димитрий Солунский св., 14, 295. Димитрий Угличский, 26. Дионисий Глушицюий, 131, 133, 226. Дионисий Игумен, 131, 135. Дионисий Суздальский святит., 78. Евсевий Самосатский св., 300. Евстатий пленник, 52. Евдоким Праведн., 64. Евфалий св. 33, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основные народные приметы этого месяца, по В. И. Далю, были таковы: 1. Св. прор. Наума. Наума Грамотника. Батюшка Наум, наведи на ум! В этот день начинают учить детей грамоте; 4. Вмц. Варвары. Варварин день. Варварины морозы. Трещит Варуха, береги нос да ухо! Варвара заварит, Сава засалит, Никола загвоздит. Варвара ночи урвала, украла, день приточила; 5. в этот день празднуются св. Иоанн Дамаскин учитель церкви и св. Геннадинй Новгородский , борец с ересью жидовствующих; 5. Прп. Саввы Освященного (Савва Зимний). Савин день. Сава стелет, гвозди острит, засалит; 6. Свт. Николая, Чудотворца Мирликийского. Никола Зимний, морозный. Два Николы: один травный, другой морозный; или: один с травой, другой с зимой. Никола зимний лошадь на двор загонит, а летний откормит. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий мостит, Никола гвоздит. Никольские морозы. Зима на Николу заметает – дороги не бывает. Хвались зимой по Николе! Красна Никольшина пивом да пирогами. Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют. Никола строит цену на хлеб. Благому Чудотворцу два праздника в год, а Касьяну Немилостивому – в четыре года один. Всем богам по сапогам, а Николе боле, за тем, что ходит доле, а это потому, что от Холмогор до Колы тридцать три Николы; 9. Зачатие прав. Анны (см.: Анна Зимняя). На Зачатие Анны беременным бабам пост. На Зачатие волки сходятся, а после Крещенья разбегаются; 12. Прп. Спиридона, еп. Тримифунтского. Спиридона Солнцеворота. Солнце на лето, а зима на мороз. Полагают, что в этот день медведь повернется на другой бок и корова на солнце нагреет один бок. С Солнцеворота дня прибудет хоть на воробьиный скок. Кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше неслись они. Спиридонов день, подымайся вверх! – приговаривают садовники, встряхивая яблоки; 24. Мц. Евгении (см.: Сочельник Рождественский). В этот день с вечера поют коляду; 25. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святки. На Святки Христа славят с вертепами, со звездой, гадают, колядуют. Темные Святки – молочные коровы, светлые – ноские куры. Небо звездисто – к гороху, метель – пчелы роиться будут, иней – к урожаю хлеба, путь хорош – к урожаю гречи. На Рождество не надевай чистой рубахи, а то жди неурожая. На Святой рубаха хоть плохонька да беленька, а к Рождеству хоть сурова да нова: суровую и можно обновить. Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий (к Святой) да пост Малый-лакомка (Успенский). Пять раз солнышко в году играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещенье, Воскресенье (Светлое) и Иваново рожденье; 26. Собор Пресвятой Богородицы. Бабьи каши; 30. Мц. Анисии. Анисьи Желудочницы: в этот день гадают по свиной печени о зиме; 31. Прп. Мелании Римляныни. Меланки. Щедрый вечер, Васильев вечер. Свинку да боровка для Васильева вечерка. Авсень. Таусень. Гадания. Васильева ночь звездиста – лето ягодисто. Под Василья ведьмы крадут месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобный чин (на омытие мощей) существовал в дореформенное время. В пореформенное время, в XVIII в., этот чин убран из Требников и стал считаться суеверным. Архиереями подписана последняя (третья) корректурная рукопись Типикона (ГИМ, Син. 321, 1682г.), с которой проводилась потом печать. В рукописи два предисловия: первое скреплено собственноручными подписями архиереев (8 митрополитов, 3 архиепископа, епископ и архимандрит - см. Горский, Невоструев, 346 ), второе предисловие составляет копию с первого и служило оригиналом для печати (см. Мансветов I I, 337 ). Рукопись после освидетельствования была еще раз правлена. Причём, в печатном издании Типикона (М., 1682) значится большее количество подписавших (16 подписей), чем на самом деле в указанной рукописи (13 подписей). “Излишек, вероятно, составился из лиц, которые не участвовали непосредственно в комиссии, свидетельствовавшей устав, но дали своё согласие письменно” ( Мансветов I I, 337 ). Нам здесь, в отличие от Мансветова, видится простой подлог, каковых впрочем много в ходе книжной справы, и в подлогах этих власть не видит особого греха. Мнение членов собора (со времени патр. Никона) о справе имело лишь формальное значение (о чём с особой силой свидетельствует судьба еп. Павла Коломенского). Подробнее о деканонизации Анны Кашинской, и о продолжении почитания, и повторной канонизации см.: Анна Кашинская, 200-220; Манухина; Полознев II, 339-340 (и прим. 51) ). После Собора 1677-78 гг. начался поток деканонизаций. Епископом Афанасием Холмогорским в 1683 г. был деканонизирован прп. Евфимий, игумен Михайло-Архангельского монастыря (см. журнал «Церковь», 1913, 29). Другой холмогорский архиерей, Варнава, в 1716 г. «разжаловал» прп. Георгия Шенкурского чудотворца (см. журнал «Церковь», 1909, 32-33). Запрещено было почитание прп. Евфросина Псковского , как ревнителя сугубой аллилуйи (особую неприязнь к нему питал еще Никон, см.: Каптерев II, т. 2, 301-302; Голубинский, 168-169; Ключевский, 157-161 ). Прекращены службы свят. Нифонту Новгородскому, Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию и пр. ( Мельников, 106 (прим. 117) ). «Новые» власти подчас в почитании святых по-протестантски были склонны видеть признак народного невежества. «Реформаторское» отношение к русской святости и святости вообще будет характерно для всего синодального периода.

http://bogoslov.ru/article/376316

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010