Особенностью христ. эпитафий, найденных в К., является частое указание на профессию покойного, а также сообщение о покупке участка для погребения. IV. Почитаемые погребения. Ряд персональных гробниц был открыт в базилике мч. Кодрата (кон. V в.) и в святилище Палемон на Истме (разрушено в кон. IV в.). В первом случае в погребальную камеру в центральном нефе базилики (кафедральной церкви К.?) сквозь пол была выведена бронзовая трубка - вероятно, для возлияний на тело епископа. Такой способ известен во многих древних гробницах римского мира, а сама практика возлияний на усопших или в их честь - один из древнейших погребальных обрядов. Применение обряда для погребения епископа указывает на высокий уровень синкретизма религ. верований. Погребение в древнем святилище Палемон находилось в бетонном подиуме с арочным проемом, ведущим в туннель, который соединял храм с древнейшей подземной камерой, где, согласно традиции, покоилось тело мифического персонажа. Новая могила была врезана (нач. V - сер. VI в.) в бетон подиума рядом с туннелем; в нее поместили деревянный гроб с телом женщины, украшенный гипсом, а вход в могилу заложили камнем на растворе. Те, кто сооружали могилу, не использовали туннель, но самим расположением отметили связь могилы со священной камерой. Знатная дама (в погребении найдены височные кольца и ожерелья), вероятно, была христианкой, к-рая пожелала использовать древние предания, чтобы указать на свой высокий статус, т. е. сочла погребение в полуразрушенном святилище Палемон вполне почетным. Изобразительное искусство ранневизант. К. известно значительно хуже. Сохранились мозаики в технике opus sectile, в т. ч. на полу и стенах Лехейской базилики и в т. н. агиасме , фрагменты скульптурной архитектурной декорации и статуя Доброго Пастыря (в Византийском музее в Афинах). В юж. части трансепта Лехейона найдены фрагменты аниконической орнаментальной живописи, похожей на роспись коринфских склепов. Археология средних веков Долго считалось, что в VII-VIII вв. К.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Среди памятников светского искусства примечателен комплекс мозаичной декорации полов дворцового ансамбля в Аргосе (1-я пол. VI в.). В первоклассных мозаиках, сопоставимых с декором полов Большого имп. дворца в К-поле, представлены персонификации времен года, сезонные работы и занятия, античные вакхические мотивы. Иконоборческий и средневизантийский периоды На территории Г. сохранилась аниконическая декорация эпохи иконоборчества. В мозаиках апсиды и вимы собора Св. Софии в Фессалонике (783-787) на склонах и на своде изображены кресты, растительные орнаменты, пальметты. Росписи иконоборческого периода имеются и в церкви на Эгнатиевой дороге в Фессалонике. Пейзажные и сложные орнаментальные мотивы украшали церкви на о-ве Наксос, где аниконическая декорация фрагментарно сохранилась в 11 (или 14) храмах. Лучше всего она представлена в церквах св. Иоанна Богослова в Адисару (Аператосе; IX в.), св. Кириакии, св. Артемия (обе предположительно 829-842). Ангел. Мозаика ц. Св. Софии в Фессалонике. 883 г. Ангел. Мозаика ц. Св. Софии в Фессалонике. 883 г. После восстановления иконопочитания в куполе собора Св. Софии в Фессалонике в 883 г. была выполнена мозаичная композиция «Вознесение». Для нее был избран архаический иконографический извод, включающий кроме апостолов образы Богоматери и ангелов. В стиле памятника проявились архаические и провинциальные влияния (неправильные пропорции фигур, угловатые движения, акцентированное линейное начало) эпохи иконоборчества, но вместе с тем использованы богатые и сложные колористические эффекты. Композиция «Вознесение», написанная в тот же период в апсиде ротонды вмч. Георгия в Фессалонике, сходна с мозаикой Св. Софии грубоватым экспрессивным стилем. С Фессалоникой были связаны и др. северогреч. и македон. центры. Росписи их памятников - это местные произведения провинциального характера: в нартексе и на галерее ц. св. Стефана в Кастории сохранились росписи 1-го слоя (кон. IX в.), включающие «Страшный Суд» и образы святых; в нартексе ц. св. Бессребреников в Кастории (кон. X в.) - фрагменты фигур святых Василия и Николая; на вост. стене и в нартексе ц. Таксиархов (Старая Митрополия) в Кастории - росписи 1-го слоя (X в.; лучше всего сохр. Деисус в нартексе).

http://pravenc.ru/text/166461.html

В XI в. скальных ресурсов Гёреме хватало для удовлетворения творческих потребностей неск. местных художественных мастерских. Интересна Мерьемана-килисеси (нач. XI в.) - церковь, бывшая частью жен. мон-ря. Ее наос имел 2 ассиметричных свода, расписанных сценами праздников и группами святых. В церкви была отдельная ниша, внутри и вокруг нее изображены фигуры св. жен. Отлично выписанные лики и декоративные узоры повторяются в Сарныч-килисеси, к-рая тоже была частью небольшого мон-ря, в Карабулут-килисеси, погребальной часовне к югу от Авджылара. Одну из загадок украшения церквей долгое время представляла безыскусность распространенных в Гёреме росписей. Большинство сохранившихся церквей украшены простым геометрическим орнаментом, крестами и др. изображениями, нанесенными красной краской прямо на скальную поверхность (напр., роспись Айналы-килисе близ Гёреме). Эту аниконическую декорацию было принято связывать с периодом иконоборчества, но тип церквей заставляет относить подобные памятники к более позднему периоду. Так, вероятно, когда ц. св. Варвары высекали в скале, ее строители и заказчики не нашли искусного художника для создания более сложной росписи. Во всяком случае в К. фигуративную роспись всегда выполняли по штукатурке. Интерьер Дирекли-килисе в долине Ыхлара. Кон. X — нач. XI в. Интерьер Дирекли-килисе в долине Ыхлара. Кон. X — нач. XI в. В долине Ыхлара церкви кон. X - XI в. демонстрируют большое разнообразие форм, декора, стиля и иконографии росписей. Вблизи Белисырмы, на левой стороне долины Ыхлара, находится Бахаттин-Саманлыгы-килисеси («Церковь гумна Бахаттина», освящена во имя св. Константина (?), кон. X или 2-я пол. X - нач. XI в.). Это одноапсидный храм, возможно, изначально построенный как часовня для частной резиденции. Церковь имеет один неф, завершающийся алтарной апсидой. Неф перекрыт цилиндрическим сводом, к-рый опирается на плоскую аркаду с пилястрами, образующую в стенах неглубокие ниши. Росписи, ориентированные на лучшие образцы столичной школы, покрывают поверхности стен и свода нефа и алтаря. Также богато украшены архитектурные элементы самой церкви - арки и пилястры.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Неотъемлемой частью внутреннего убранства арм. храмов V-VII вв. являлись настенные мозаики и росписи. Археологические находки свидетельствуют о высокоразвитой культуре фресковых росписей еще в урартскую эпоху (Эребуни) и о традиции мозаичной живописи в позднеантичный период (напольные мозаики бани в Гарни). Фрагменты раннехрист. мозаик обнаружены в соборах Эчмиадзина, Двина и Звартноца. В трактате Вртанеса Кертога (VII в.), посвященном борьбе с иконоборцами, перечисляются сюжеты, изображаемые в храмах. Фресковой росписью по тонкой известковой обмазке покрывался основной объем храма. Зона сводов и купола часто украшалась геометрической росписью по камню, обычно белым и красным цветом (ц. св. Гаяне в Эчмиадзине, Гарнаовит). Такая аниконическая декорация , подчеркивающая достоинства кладки (напр., на арках и тромпах), наносилась и снаружи храма (ц. Зоравар у Егварда, 661-685). Исследования храмов VII в. выявили существование устойчивой традиции росписей в интерьерах. Почти во всех храмах этого времени сохранились фрагменты известковой обмазки, а в нек-рых - остатки живописного слоя. Иконографической особенностью росписей церквей Лмбата и Коша являлось изображение в апсиде «Видения пророка Иезекииля» и «Вознесения Господня». В алтарной конхе Аруча сохранился образ Иисуса Христа со свитком в левой руке. Судя по живописным фрагментам церквей Аруча, Талина, Лмбата, Коша и др., уже в VII в. существовала система декорации, к-рая в более развитом состоянии представлена в росписях X в. Церковь в Птгни. VII в. Церковь в Птгни. VII в. Внешний облик арм. храма характеризуется строгостью геометрической пластики, достигаемой в т. ч. кладкой четкими широкими рядами. В раннесредневек. храмах встречаются различные формы апсид, скрытых в кубовидном или многогранном объеме постройки либо выступающих за ее пределы. Арм. зодчими VII в. широко применялись глубокие трапециевидные или треугольные фасадные ниши по сторонам от объемов апсид (ц. св. Рипсиме, Аруч и др.), внутри к-рых иногда устанавливались стройные колонки с крестами (Талин, Артик). Окна, иногда и ниши имели изящные обрамления (Ереруйк, V-VI вв.), но, как правило, оформлялись тонкими бровками с горизонтальными отворотами; монументальные порталы чаще всего состояли из арки на сдвоенных пристенных колонках. С сер. VII в. широко применяются пристенные аркатуры на сдвоенных полуколонках, опоясывающие по всей высоте основной объем храма, выступающие апсиды и барабан (Звартноц, Талин, Артик). Архитектурные формы покрывались резьбой в виде геометрического или растительного орнамента, в ряде случаев раскрашенной (Кармравор в Аштараке). Над входами или по оси вост. фасада создавались большие рельефные «процветшие» кресты (ц. св. Рипсиме, Аруч), а на юж. стене иногда помещались солнечные часы (Звартноц).

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001   002