Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусствознание АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ богатейшее собрание древностей различных эпох и цивилизаций и крупный научно-исследовательский центр в Лондоне БРЮСОВА Вера Григорьевна (род. 1917), исследователь древнерус. искусства, реставратор, общественный деятель БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры ВАГНЕР Георгий Карлович (1908-1995), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси ВАРБУРГ Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВЗДОРНОВ Герольд Иванович (род. 1936), историк искусства, специалист по истории древнерус. искусства и культуры ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВИНКЕЛЬМАН Иоанн Иоахим (1717 - 1768), нем. просветитель, теоретик и историк искусства, основоположник научного искусствознания ВЫГОЛОВ Всеволод Петрович (1929 - 1995), историк искусства, д-р искусствоведения, специалист по истории архитектуры Др. Руси ГЕОРГИЕВСКИЙ Василий Тимофеевич (1861- 1923), исследователь древнерус. и традиц. церковного искусства, архивист, многолетний служащий по духовному ведомству

http://pravenc.ru/rubrics/123064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ [от греч. (ν) - не, без, εκων - образ], термин, принятый для определения программы росписи христ. храма, не имеющей иконных изображений (т. е. сюжетов из Свящ. Писания, истории Церкви) и антропоморфных образов; применяется в основном в области религ. восточнохрист. и ислам. искусства (см. Храмовая декорация ). А. д. обычно ограничена условно-символическими, пейзажными, архитектурными, орнаментальными и др. мотивами. В А. д. наиболее широко использовалось изображение креста - символа жертвы Иисуса Христа. Примеры ранней А. д. можно видеть в мозаиках Рима (мавзолей Санта-Костанца, 1-я пол.- сер. IV в., капелла Руфины и Секонды Латеранского баптистерия, ок. 315, и др.), где стены и своды покрывают изображения птиц, животных, цветов и растений. В К-поле даже в V-VI вв., когда иконные изображения стали обязательными в церковных росписях, А. д. сохраняла свое значение. Так, купол и апсиду собора Св. Софии (532-537) украшали сложные сочетания крупных («латинских») крестов и орнаментов, такой же была первоначальная декорация VI в. в ц. святых Апостолов. В Византии А. д. получила особое распространение в период иконоборчества (730-843, с перерывом между 787 и 813), когда поклонение иконам и священным образам было запрещено. Стены церквей на территории Византийской империи украшали практически только А. д., многие произведения предыдущих эпох уничтожались. Примеры А. д. этого периода (мозаики с изображениями крестов, пейзажные и сложные орнаментальные мотивы) сохранились в церквах К-поля (ц. св. Ирины, сер. VIII в.; Малый секретон патриархата в соборе Св. Софии, сер. VIII в.), Фессалоники (апсида и вима собора св. Софии, 783-787; церковь на ул. Игнатия), в росписях VIII-IX вв. в Каппадокии (капеллы св. Василия в Синасосе, св. Стефана в Джемиле, капеллы в Зильве и Гюлю-Дере, пещерный храм в Кызыл-Шукур), в базиликах Херсонеса (VIII в.) и о-ва Наксос (ц. св. Кириак, 2-я четв. IX в., ц. св. Артемия, 2-я четв. IX в.). Известны и отвлеченные символические композиции (напр., «Поместные Соборы» в ц. Рождества Христова в Вифлееме, кон. VII -1-я треть VIII в., в виде текста соборных постановлений, окруженных орнаментами). Роль А. д. в визант. искусстве уменьшилась только с победой православия (843), когда иконные образы вернулись в восточнохрист. искусство. Лит.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 36-37, 53-58; Cormack R. The Byzantine Eye: Studies in Art and Patronage. L., 1989. Vol. 3. P. 1-11; Teteriatnikov N. B. Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute. Wash., 1998. О. Е. Этингоф Рубрики: Ключевые слова: АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры

http://pravenc.ru/text/аниконической ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии ANDACHTSBILD [благочестивый образ] тип неканонич. изображения с религ. сюжетом, распростр. в североевроп. странах в XIV-XV вв. АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_5.html

В советский период «социалистический реализм» был нормой академизма. В области церковного искусства в XVIII-XIX вв. А. х. считалась одним из высших арбитров художественной оценки и основным исполнителем крупных гос. заказов (возведение, скульптурное и живописное убранство Казанского и Исаакиевского соборов в С.-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве). Немаловажен вклад А. х. в дело сохранения и реставрации правосл. святынь. С появлением в А. х. археологического направления в изучении рус. древностей связана расчистка фресок кремлевских церквей Рождества Богородицы, Воскрешения Лазаря, Воздвижения Креста Господня, Дмитриевского собора во Владимире, Св. Софии в Киеве и т. д. В 1856 г. по инициативе Г. Г. Гагарина в А. х. был основан «класс православного иконописания» под руководством Т. А. Неффа . Класс просуществовал недолго и к 1859 г. прекратил работу. В наст. время в рамках академической программы в разных отд-ниях активизировалось выполнение заданий, связанных с правосл. тематикой и церковными заказами. В 1997 г. А. х. выиграла конкурс на воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве. Лит.: Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования/Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864-1866. Ч. 1-3; Юбилейный справочник Императорской Академии художеств, 1764-1914/Сост. С. Н. Кондаков. СПб., 1914. Ч. 1-2; Лисовский В. Г. Академия художеств: Ист.-искусствоведческий очерк. Л., 1982; Ванслов В. В. Исторический путь Академии художеств СССР//Тр. АХ СССР. М., 1987. Вып. 4. С. 8-25; Воробьёва Т. А. К истории мастерской религиозной живописи в Академии художеств//Наследие и современность: Сб. науч. ст. Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 1992; Бородина С. А. Реформа Академии художеств и ее значение в истории отечественного искусства: АКД. М., 1987; Императорская Академия художеств, 2-я пол. XVIII - 1-я пол. XIX в. М., 1997; Императорская Академия художеств, 2-я пол. XIX - нач. XX в. М., 1997. С. В. Соловьёв Рубрики: Ключевые слова: АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/text/Академии ...

Самые ранние из сохранившихся произведений христ. монументальной живописи в Риме были созданы не раньше 30-40-х гг. IV в. Ок. сер. IV в. мозаиками украсили своды кругового обхода, купол, башню и подпружные арки ц. Санта-Костанца. Мозаики свода кругового обхода разделены на 12 секторов (сохр. мозаики 10 секторов). Для каждой пары расположенных симметрично относительно входа секторов были выбраны одинаковые орнаментальные мотивы, стиль к-рых восходит к классическому искусству. Мозаики сев. и юж. ниш, реставрированные в XIX в., с изображениями «Traditio legis» исследователи относят к 1-й пол. IV в. ( Andaloro. 2006. P. 87), а «Traditio clavium» (Дарование ключей) - к 3-й четв. IV в. (Ibid. P. 81). В них появились новые стилистические акценты: искажение пропорций и отдельных черт образов придает им большую выразительность. Мозаики купола и башни известны только по рисункам. Цилиндрический свод был разделен на 12 компартиментов изображениями канделябров, в нижней части - водные пейзажи с путти, лебедями, утками и рыбами, выше расположен регистр ветхозаветных, над ним - новозаветных сцен. На зап. стене башни находилась композиция, восходящая к тексту Откровения Иоанна Богослова: Агнец с нимбом, 6 сосудов по сторонам от Него, агнцы внизу и Небесный Иерусалим в верхней части, на северной - Иисус Христос с апостолами, на южной - сидящие фигуры с 2 жен. аллегорическими образами по сторонам; декорация вост. стены и крестового свода неизвестна. В замках подпружных арок были хризмы на белом, покрытом синими звездами фоне (сохр. фрагмент). По поводу даты создания мозаики апсиды базилики св. Петра есть 2 т. зр.: годы, последовавшие за правлением имп. Константина Великого (306-337), или последние годы понтификата св. Либерия (352-366). Нек-рые исследователи (Р. Краутхаймер ( Krautheimer. 1967. P. 121. Not. 13), М. Гвардуччи ( Guarducci. 1981. P. 803-806), С. де Блау ( Blaauw. 1994. Vol. 2. P. 458), М. Андалоро ( Andaloro, Romano. 2000. P. 34-37)) полагают, что первоначальную аниконическую декорацию сменило изображение «Traditio legis», в то время как другие (Ф.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Практически все произведения критского искусства так или иначе носят религиозный характер, поскольку «до отказа» наполнены сложной религиозной символикой. Вообще насыщенность критского искусства изображениями сакрального характера (культовые символы, аниконические изображения божеств) составляет важнейшую его особенность. Аниконическая декорация (от греч. (ν) – «не», «без», εκνα – «образ») – декорация без использования антропоморфных образов. Столь частое воспроизведение таких священных предметов, как знаменитый лабрис (двойной топор), « рога посвящения », букраний , щит в виде восьмёрки , колонна , бетил (священный камень) и др., даёт основания предполагать, что в религии Древнего Крита содержался некоторый оттенок фетишизма, который, вероятно, является рудиментом архаичного мировоззрения. Использование предметов в качестве условно-символической замены божества свидетельствует о первоначально слабой выраженности личностного начала в минойской религии. Причина этого кроется в том, что подобно древнему человеку критяне верили в то, что божественная сила не сосредоточена в каком-то определённом месте, не облечена в какую-либо форму, но разлита по всему окружающему миру. Потому и священные предметы почитались не просто как символы определённых божеств, но чтились сами по себе, поскольку являлись вместилищами и источниками этой высшей энергии. Со временем, с развитием религиозных представлений и формированием минойского пантеона, данные предметы постепенно теряют свою сакральную независимость и закрепляются за определённым божеством. У предметов появляется своя символическая интерпретация. Остановимся на основных, наиболее ценных религиозных символах. Важным религиозным артефактом являются найденные статуэтки и изображения женщины в традиционной критской одежде и часто со змеями в руках. Некоторые исследователи вслед за сэром Артуром Эвансом склонны видеть в них образ Великой богини, пользовавшейся огромным почитанием в минойском обществе. Благоговейный трепет критян перед землёй как дарительницей жизни 449 и в то же время скрывающей тайны смерти выразился и в особом социальном статусе критских женщин. Можно сказать, что женщины в минойском обществе занимали привилегированное положение. Об этом мы можем судить и по обилию «женских сцен» на фресках, и по количеству изображённых на них дам, и по той свободе и непринуждённости в поведении (немыслимой для цивилизаций Древнего Востока), с которой женщины беседуют между собой и принимают участие в торжествах и религиозных церемониях. Безусловно, женщины пользовались особым уважением на Крите, и объясняется это тем, что они воспринимались как существа, тесно связанные с сакральной сферой бытия – рождением жизни и в силу этого способные быть посредниками между людьми и миром божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Особенностью христ. эпитафий, найденных в К., является частое указание на профессию покойного, а также сообщение о покупке участка для погребения. IV. Почитаемые погребения. Ряд персональных гробниц был открыт в базилике мч. Кодрата (кон. V в.) и в святилище Палемон на Истме (разрушено в кон. IV в.). В первом случае в погребальную камеру в центральном нефе базилики (кафедральной церкви К.?) сквозь пол была выведена бронзовая трубка - вероятно, для возлияний на тело епископа. Такой способ известен во многих древних гробницах римского мира, а сама практика возлияний на усопших или в их честь - один из древнейших погребальных обрядов. Применение обряда для погребения епископа указывает на высокий уровень синкретизма религ. верований. Погребение в древнем святилище Палемон находилось в бетонном подиуме с арочным проемом, ведущим в туннель, который соединял храм с древнейшей подземной камерой, где, согласно традиции, покоилось тело мифического персонажа. Новая могила была врезана (нач. V - сер. VI в.) в бетон подиума рядом с туннелем; в нее поместили деревянный гроб с телом женщины, украшенный гипсом, а вход в могилу заложили камнем на растворе. Те, кто сооружали могилу, не использовали туннель, но самим расположением отметили связь могилы со священной камерой. Знатная дама (в погребении найдены височные кольца и ожерелья), вероятно, была христианкой, к-рая пожелала использовать древние предания, чтобы указать на свой высокий статус, т. е. сочла погребение в полуразрушенном святилище Палемон вполне почетным. Изобразительное искусство ранневизант. К. известно значительно хуже. Сохранились мозаики в технике opus sectile, в т. ч. на полу и стенах Лехейской базилики и в т. н. агиасме , фрагменты скульптурной архитектурной декорации и статуя Доброго Пастыря (в Византийском музее в Афинах). В юж. части трансепта Лехейона найдены фрагменты аниконической орнаментальной живописи, похожей на роспись коринфских склепов. Археология средних веков Долго считалось, что в VII-VIII вв. К.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Стефана Нового]//PG. 100. Col. 1120). Эти росписи также были уничтожены после восстановления иконопочитания и анафематствования иконоборчества. О том, как выглядели столичные церковные интерьеры в период иконоборчества, можно судить по аналогии с орнаментальными мозаиками храма Скалы в Иерусалиме (691-692) и Большой мечети Омейядов в Дамаске (705-711). Эти мозаики, отличающиеся живописным мастерством, были выполнены, по свидетельству источников, к-польскими художниками. Композиция, украшающая портик мечети в Дамаске, построена в виде фриза, ограниченного снизу и сверху полосами коврового орнамента. На переднем плане перед высокими деревьями, кроны к-рых на золотом фоне играют всеми оттенками зеленого, протекает река. На берегу, среди деревьев и холмов, изображены разнообразные архитектурные сооружения - аркады, портики, домики с причудливыми башенками, экседры, купольные здания. Иконоборцами были разработаны принципы т. н. аниконической декорации (от греч. (ν) - без, εκν - образ), главным мотивом к-рой был крест. Изображение креста сохранилось в конхе апсиды ц. Св. Ирины в К-поле; орнаменты в виде крестиков до сих пор видны на склонах алтарного свода Софии Святой собора в Фессалонике , апсиду к-рой украшал крест, а впосл. фигура Богоматери; в ц. Успения в Никее первоначальный образ Богоматери в апсиде в период иконоборчества заменили крестом, а после 787 г. там вновь поместили изображение Богоматери с Младенцем. Неск. сохранившихся памятников, гл. обр. провинциальных и несравнимых по качеству исполнения с мозаиками Иерусалима и Дамаска, позволяют примерно представить репертуар аниконического декора. В росписях пещерных церквей Каппадокии (св. Никиты Столпника в Кызылчукуре (VII-IX вв.), Кокар в долине Ыхлара (1-я пол. IX в.)) сочетаются фигуративные и аниконические элементы; на о-ве Наксос во 2-й четв. IX в. одновременно были выполнены росписи ц. св. Кириаки, в алтаре к-рой изображен фриз из сасанидских птичек с лентами на шее, крестов и чешуйчатого орнамента, и ц.

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

415-416 416-417 416-417 417-418 418-419 АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта) 420-421 АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) 421-423 423-424 424-427 427-428 АНДРОПЕЛАГИЯ мц. Александрийская (пам. греч. 6 сент.) - см. Кириак, Фавст, Авив и 11 мчч. Александрийских 428-429 429-431 431-433 433-434 АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), 434-435 435-436 436-437 АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель 437-438 АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов 438-439 439-440 440-441 АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог 441-442 442-443 АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 443-444 444-445 445-446 АНКАРАФУ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, в юрисдикции Константинопольского Патриархата 446-447 448-449 АННА мц. Адрианопольская (пам. 22 или 23 окт.) - см. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия 449-450 450-452 АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) 452-453 АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) 453-454 АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

обр. в Эксо-Мани, присутствует влияние архитектуры Морейского деспотата. В декоре фасадов доминирует керамопластический декор, характерный для поздневизантийских памятников Юж. Пелопоннеса: зубчатые ленты, ломаные линии, сетчатая плетенка. Стремление к разнообразию и многоцветию фасадов усиливают вмонтированные в стены сосуды. Зап. влияние прослеживается в определенных строительных приемах, таких как кладка из отесанных камней, использование блоков туфа в кладке сводов или в оформлении окон «сросшимися» с кладкой каменными рамами, а также в нек-рых подражаниях готическим образцам, что связано с господством франков на Пелопоннесе. В области резьбы, продолжая средневизант. традицию, маниотские мастерские изготавливали в нач. XIII в. мраморные архитектурные детали высокого качества, однако с середины столетия резьба по мрамору уступает место резьбе по туфу в сочетании с широким использованием сполий, что связано с дезорганизацией местных мастерских мраморной резьбы. Живопись византийского периода По сравнению с др. районами Пелопоннеса на п-ове Мани сохранилось большое количество храмов с фресками, часто росписи имеют неск. слоев. Самая ранняя сохранившаяся живопись находится в однонефном храме вмч. Прокопия близ Мезапоса. Стершаяся в наст. время аниконическая декорация датирована 1-й пол. IX в., т. е. 2-м периодом иконоборчества. К 843-976 гг. относится древнейший слой живописи в ц. ап. Петра в Палеохоре, к 1-й пол. Х в.- 1-й слой фресок в ц. арх. Михаила в с. Керия. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Создание в кон. Х в. фресок, к-рые сохранились в маленьких однонефных церквах (вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии (первоначальный слой), ап. Филиппа в Корогоньянике, вмч. Георгия Победоносца в Пьонтесе, вмч. Никиты в Кипуле, Таксиарха в Алике, вмч. Георгия Победоносца в Керии и ап. Петра в Палеохоре (2-й слой)), приписывают одной местной мастерской ( Panayotidi. 2005. P. 196-197).

http://pravenc.ru/text/2561832.html

  001     002