Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН [αυδ, αβδ Μϒας Κομνηνς] (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина , основателя Трапезундской империи. Внук визант. имп. Андроника I Комнина . После свержения Андроника I (1185) пребывал в изгнании, возможно, в Грузии, при дворе родственницы по отцу царицы Тамары . В 1204 г. возглавил один из отрядов войска, захватившего районы Зап. Понта и Пафлагонии от Синопа до р. Сангарий. Вместе с братом принял эпоним Великого Комнина, но не носил имп. титул и не был соправителем Алексея I, хотя и управлял подконтрольными ему землями. Стремясь к восстановлению Византии, пытался выйти к Пропонтиде и К-полю, захваченному крестоносцами. Однако авангард его армии, к-рым командовал молодой стратиг Андроник Синадин, был разгромлен войсками никейского правителя Феодора I Ласкаря у Никомидии осенью 1205 г. Д. В. К. заключил антиникейский военный союз с имп. Латинской империи Генрихом I , видимо признав себя его вассалом и оказывая ему помощь продовольствием. Когда в кон. 1206 г. Феодор I напал на Пафлагонию и осадил Ираклию Понтийскую, помощь Генриха I вынудила никейского императора к быстрому отступлению. В нач. 1207 г. Д. В. К. перешел в наступление и овладел крепостью Плусиада. Выбранный в Никее в 1208 г. К-польский патриарх Михаил IV Авториан и его клир присягнули в верности никейскому государю, что усилило его позиции, хотя местные церкви Пафлагонии и Понта не признавали юрисдикцию Никеи и оставались верными Великим Комнинам. Осенью 1208 г. Феодор I осадил крепость Ираклию, но не смог ее взять из-за удара во фланг войск Генриха I. Никейский император быстро отступил со значительными потерями, а Д. В. К. перешел к обороне и укреплял стенами и башнями свои главные крепости - Ираклию и Амастриду. Умер Д. В. К., возможно, на Афоне, приняв монашество с именем Даниил. Лит.: Vasiliev A. A. The Foundation of the Empire of Trabizond (1204-1222)//Speculum. 1936. Vol. 2. P. 3-37; Ostrogorsky. Geschichte. S. 351-352, 356; Janssens E. Trébizond et Colchid. Brux., 1969; Kuršanskis M. Autour des sources géorgiennes de la foundation de empire de Trébizonde//ΑΠ. 1970. Τ. 30. Σ. 107-116; Карпов С. П. У истоков полит. идеологии Трапезундской империи//ВВ. 1981. Т. 42. С. 103-105; он же. История Трапезундской империи. СПб., 2006 (в печати); Savvides A. G. C. Byzantium in the Near East: Its Relations with Seljuk Sultanate of Rum in Asia Minor, the Armenians in Cilicia and the Mongols, A. D. C. 1192-1237. Thessal., 1981. P. 67-70; Weiss G. David Komnenos//LexMA. Bd. 3. S. 599; Brand Charles M. David Komnenos//ODB. P. 589-590; Шукуров Р. М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб., 2001. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168546.html

Иоанн Петралифа – византийский полководец, великий хартуларий 306 Иоанн Синайский («Лествичник») – церковный писатель, подвижник, преподобный (VI в.) 131 Иоанн Скилица – византийский историк (2-я пол. XI – нач. XII в.) 155, 158, 161, 180, 184, 186, 187, 200, 209, 212, 214, 216–218, 223, 226, 234 Иоанн Скиф – византийский придворный 111 Иоанн Фага – византийский полководец 69 Иоанн (Скилоиоанн, Иванко, Иван Калоян) – болгарский царь (1197–1207) 286, 290–293, 296, 303, 304 Иоанникий Критопл – командующий «масагетами» 264 Иовин – знатный галл, провозглашенный римским императором (411–413) 60, 61 Иона – отец апостолов Андрея и Петра 16 Иордан – историк 18, 43, 58, 60, 108 Ипаос – архонт пачинакитов 170 Ираклий – византийский император (610–641) 97, 115 Ираклий – византийский полководец 47 Ирина – византийская императрица, супруга Льва IV 193 Ирина Комнина – дочь Феодора Комнина 312 Ирина Комнина – супруга Андроника Комнина 269 Ирина (Чичак) – супруга императора Константина V Копронима 125 Исаак I Комнин – византийский император (1057–1059) 234–236, 240–244 Исаак II Ангел – византийский император (1185–1195, 1203–1204) 274, 276, 282, 283, 285, 301–303 Исаак Комнин – севастократор, брат императора Uoahha II 267 Исидор Киевский – митрополит киевский (ок. 1380/1390–1463) 183 Исидор Пелусиот – церковный писатель, преподобный (IV – нач. V в.) 151 Итаксий – предводитель алан 123 Ифигения – дочь героя Троянской войны Агамемнона 85, 275 Иштван – см. Стефан Кадлубек, Викентий – польский хронист, епископ краковский (ок. 1150–1223) 267 Каидум – архонт пачинакитов 170 Кай-Хосров II – см. Ятатин Каламан (Кальман) – византийский военачальник, вероятно, венгерского происхождения 279 Калиман Асень – болгарский царь (1241/42–1246) 306, 312 Каллий – афинский политик, заключивший мир с персидским царем Артаксерксом I в 448/449 г. 265 Калокир – патрикий, византийский дипломат 189–192, 201, 219, 223 Калоподий – кувикулярий и препозит 111 Калоян – см. Иоанн Кальман (Коломан) – венгерский король (1095–1116) 252, 261

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большой полусферический купол, напоминающий небесный свод, опирался на восемь массивных столбов, объединенных арками, но он не перекрывал полностью центральную часть. Внутренняя поверхность купола была украшена мозаикой золотого цвета. В нишах каждого яруса между столбами со всех сторон, кроме восточной, были поставлены по две колонны с украшенными кружевной резьбой капителями в форме корзин. Верхние галереи были перекрыты цилиндрическими сводами. Окна у основания купола освещали просторную центральную часть здания, в которой, видимо, находился во время службы император с семьёй и придворными. Алтарная апсида, многогранная снаружи и полукруглая внутри, и открытый двор-атриум (не сохранился) завершали это здание, выложенное из кирпича с немногочисленными вставками из камня. Церковь Спасителя монастыря Хора в Константинополе – была основана в 413 г. Феодосием II. К XI в. она почти полностью разрушилась, и император Исаак I Комнин (10571059) приказал построить одноглавый храм, который был перестроен в шестиглавый при императоре Андронике II Палеологе (12821328). С запада к нему пристроили два нартекса, а с юга дополнительный неф – параклезий. Северный неф был переделан в монашеские кельи. Поскольку церковь находилась на склоне холма, одни стены были выше других. Асимметрия присутствовала и в расстановке куполов, уравновешивавших здание. Внутреннее пространство церкви было разделено на несколько различных по форме помещений, служивших молельнями для феодалов. На углу западного фасада находилась винтовая лестница, которая вела на плоскую крышу, похожую на балконы жилых домов и, видимо, ограниченную парапетом. Предполагают, что при хорошей погоде здесь размещались монахи, представители знати и строитель храма со своей семьей во время богослужения. Пол и нижние части стен были облицованы мрамором. Широкие тройные окна освещали церковь, сложенную из чередующихся рядов хорошо отесанного камня и кирпича. Заказчиком мозаичных и фресковых композиций был глава гражданской администрации (великий логофет) при Андронике II Феодор Метохит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Илии во внутренней политике Новгорода, хотя, как правило, владычная летопись отмечает смену князей и посадников в нейтральном тоне. Уникальное сообщение содержится в новгородской владычной летописи под 1186 г.: незадолго до кончины архиеп. Илии «приде цесарь грьцскыи Алекса Мануиловиць в Новъгород» (НПЛ. С. 38, 228). Очевидно, имеется в виду не самозванец, как предположил еще Н. М. Карамзин ( Карамзин. 1991. С. 574. Примеч. 153), а буд. основатель Трапезундской империи Алексей I Великий Комнин (ок. 1180/82 - 20 февр. 1222), которого привезли в Новгород ребенком (вероятнее всего, окольным путем вокруг Европы). После свержения в 1185 г. его деда имп. Андроника I Комнина Алексей находился в изгнании, как предполагают исследователи, в Грузии, у царицы Тамары , к-рая приходилась ему теткой. (С. П. Карпов , не учитывая сообщения НПЛ, полагает, что «реальных данных для установления местопребывания Алексея и Давида (брата Алексея.- М. П.) в 1185-1203 гг. нет»; см.: Карпов С. П. Образование Трапезундской империи (1204-1215)//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 13.) При архиеп. Илии продолжалось ведение новгородской владычной летописи. В кон. 60-х гг. XII в., по гипотезе А. А. Шахматова , появилась новая редакция летописи (свод 1167 г.), в начальной части соединившая местную летописную традицию с ПВЛ (см.: Шахматов А. А. История рус. летописания. СПб., 2002. Т. 1. Кн. 1. С. 137-145; Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской I летописи//НИС. СПб., 1997. Вып. 6(16). С. 3-72; Гимон Т. В. Как велась новгородская погодная летопись в XII в.?//ДГВЕ, 2003. М., 2005. С. 339-343). Как показал Гиппиус, владычным летописцем был Герман Воята . Архиеп. Илия способствовал становлению почитания в Новгороде своего предшественника еп. Аркадия. По мнению В. О. Ключевского , ранее 1188 г. было составлено проложное Житие еп. Аркадия ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 64-65). В. И. Галко полагает, что Житие было написано до весны 1175 г. ( Г[алко] В. И. Житие Аркадия, епископа Новгородского//Письменные памятники. 2003. С. 196; ср.: Лосева. 2009. С. 193-194; см. др. т. зр.: Водов В. Первые новгородские святыни и святые: До нач. XV в.//Вел. Новгород в истории средневековой Европы: К 70-летию В. Л. Янина. М., 1999. С. 383). С кон. XVI в. ко времени архиепископства И. стали относить явление мощей св. братьев бояр Алфановых (см. Алфановы Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий , преподобные), живших в действительности во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. ( Дубровин Г. Е. Легенды о братьях Алфановых//ДРВМ. 2006. 3(25). С. 35-47).

http://pravenc.ru/text/468947.html

299 Safafik . Pamatky drevniho pisemnictvi. Сам Симеон в хризовуле Хиландарю: «Воз­двиг я погибшую дедину свою и приобрел от Поморья Зету с городами, от Албанцев Пилот, от Греков земли Лаб с Лепланом, Глубочицу, Реку, Загралату, Левчье, Белицу, Лепеницу» (Григорович В. Очерк путешествия). Сербляк (л. 124) показывает, что от греков отобрано было 30 городов при императоре Андронике Комнине, следовательно, в 1183– 1185 г. Андроник хотел сокрушить молодое Сербское государство – но жестоко ошибся. 300 Эта зависимость, по условиям начальным, была почти только номинальною (Theophanes Continuatus//Theophanes Continuatus, Ioannes Camsniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/E rec. I. Bekkeri. Bonnae, 1838. Р. 291). Мануил Комнин, предоставивший Немане звание великого жупана, велел написать на картине возведение Немани в жупана: он надеялся увидеть в Немане безответного вассала; но – ошибся. Евстафий Солунский в похвальном слове Мануилу не опускает этого деяния Мануи- лова, но как грек прибавляет: «Одно не одобряется в живописце, что везде украшает он раба трофеями, но не называет Неманю рабом» ( Th . L . Fr . Tafel . De Thessalonica ejusque agro dissertatio geogrphica. Berolini, 1839 (далее – Tafel. De Thessalonica. – Ред .)). 301 С такою подписью древнее изображение его в храме Юрьевых столбов (За­писки географического общества. Т. VI). 303 Сербская летопись, найденная Гильфердингом в ркп. XV в., начинает историю Сербии с Немани именно потому, что «Когда угасла первая проповедь в Сербской земле и различные ереси умножились в ней на много лет, начальствующие нимало не заботились об истреблении еретических плевелов до того времени, когда явился великий жупан Неманя» (Русская беседа. М., 1860) 304 Главный пастырь Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получивший паллиум из Рима, и ему подчинены были епископии Сербии и Албании: Которское, Свач- ское, Скодринское, Дивотское, Пилотское (Пулати сев. Албании), Сербское, Боснийское, Требинское. Булла п. Александра (1062 г.) Антиварийскому архиепископу см.: Farlati. T. VII/Ed. Coletti; Philipp Jaffe. Regesta pontificum romanorum ad annum 1198. Berolinum, 1851. Такие отношения Сербии начались с сербского князя Михаила Воиславовича, подчинив­шего Сербию папе около 1050 г. Со времени имп. Василия Сербская Церковь находилась в ведении Константинопольского патриарха. О Ядринской Славянской метрополии, Бо- санском епископе Феодоре и Белградском епископе Феодосии 1055 г. см.: Гласник. Кн. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

трапезундский имп. (февр. 1222-1235). Муж Анны, дочери Алексея I Великого Комнина , основателя Трапезундского гос-ва. Единственный из Великих Комнинов , занявший имп. трон не по прямой линии из-за малолетства наследника престола (буд. имп. Иоанна I ). С большой долей вероятности А. В. К. можно отождествить с полководцем никейского имп. Феодора I Ласкаря Андроником Гидом, разгромившим в 1207 г. при Трахее отряд франков, выступивший из Никомидии в помощь Давиду Комнину, брату Алексея I. На 2-м году своего царствования А. В. К. возобновил договор 1214 г., согласно к-рому Трапезунд должен был выплачивать дань и послать отряд воинов Иконийскому султанату (см. Рум ). В дальнейшем мирные отношения с сельджуками были прерваны из-за захвата последними трапезундского судна. Это и др. события подробно излагаются в Житии св. вмч. Евгения , покровителя Трапезунда, написанном Трапезундским митр. Иоанном Лазаропулом . Согласно Житию, после успешного нападения трапезундцев на Синоп некий «султан мелик», личность к-рого достоверно не отождествлена ни с одним из сельджукских правителей, вторгся на территорию Трапезундской империи и осадил ее столицу. После усердных молитв А. В. К. вмч. Евгений явился императору и обещал ему помощь от Бога в отражении сельджуков. В эту же ночь во время бури вражеское войско в панике бежало, а их предводитель был пленен. Впосл. отпущенный на свободу «султан мелик» стал данником А. В. К. и посылал щедрые пожертвования трапезундским мон-рям. Вероятно, в Житии нашли отражение события, действительно имевшие место в царствование А. В. К., но происходившие с нек-рым промежутком во времени. Если разграбление трапезундского судна и поход на Синоп следует отнести к 1225-1228 гг., то вторжение «султана мелика», наиболее вероятно, связано с войнами хорезмийского шаха Джелал ад-Дина и коалиции, возглавляемой иконийским султаном Ала ад-Дином Кей-Кубадом I. В этом конфликте А. В. К. принял сторону хорезмшаха. После поражения Джелал ад-Дина в долине Яссычаман в 1230 г., вероятно, и произошел поход «султана мелика», описанный у Иоанна Лазаропула.

http://pravenc.ru/text/115412.html

Династия, основанная Митридатом, успешно правила Понтом вплоть до 1 века до Р.Х. Понтийское царство крепло и богатело, в его городах процветали наука и искусство. Последним царем династии был Митридат VI Эвпатор, правивший с 120 по 63 гг. до Р.Х. Он дольше всех остальных греческих правителей сопротивлялся римской экспансии, но все же был побежден, и Понт потерял независимость, подчинившись Риму. В 35 г. по Р.Х. св. апостол Андрей проповедовал в Понте христианскую веру, и это стало началом новой — христианской — эпохи понтийской истории. Понт дал миру многих великих святых, таких как мученик Евгений Трапезундский, святитель Василий Великий, святой Филарет Милостивый… Здесь же в 386 г. на горе Мелас был основан один из первых христианских монастырей — обитель Богородицы Сумельской (Παναγα Σουμελ — Панагия Сумела, от понтийского «σου Μελ», т.е. «на Меласе»). В 9 веке афинские монахи, святые Варнава и Софроний, перевезли в монастырь из Афин древнюю чудотворную икону Богоматери Афинской, написанной, по преданию, апостолом Лукой. С тех пор икона эта известна как образ Богородицы Сумельской. Она стала главной святыней Понта, а в страшные годы геноцида — к которым мы еще вернемся — «ушла в изгнание» вместе с понтийским народом. В эпоху Средневековья Понт был частью Империи Ромеев (европейским историкам больше известной как «Византия», хотя сами греки-ромеи свое государство так никогда не называли). В конце XI века, когда почти вся византийская Малая Азия была захвачена сельджуками, византийский военачальник святой Феодор Гаврас отстоял территорию Понта, положив, таким образом, начало процессу восстановления его самостоятельности. А когда в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, внук византийского императора Андроника I Комнина, Алексий Комнин, основал на территории Понта новое государство — т.н. Трапезундскую империю (по названию столицы — города Трапезунда). Эта империя продолжала существовать под властью династии Великих Комнинов и после освобождения Константинополя от крестоносцев, вплоть до 1461 г., когда она была окончательно завоеванатурками-османами.

http://pravmir.ru/pontijskij-genocid/

† Кафигумен честного и святого монастыря Завулона иеромонах Никодим Лазаропул». 716 В июле 1386 г. император Иоанн Алексей III Великий Комнин посетил монахов, подвизавшихся на горе Завулона, и пожаловал им соседние села и земли, подтвердив свою милость и особой грамотой. В последней и было отмечено, что вместе с царем к монахам прибыли дуки «и судьи богоспасаемого и богохранимого города Трапезунта», среди которых в грамоте были поименованы: великий коноставл и глава всей области Мацуки Константин Тцанихит, татас царского двора Феодор Евнух, дукс и глава всей области Трапезунта и пинкерн Георгий Симати и другие лица, в числе семи. 717 Вселенские судьи существовали в Трапезунте и в последующее время, причем они иногда назывались «царскими старцами ( γροντες βασιλιχο)». Так, в сентябре 1415 г. в местности Хора состоялось письменное судебное решение ( κρισιμγραφον) по делу парика Андрея, у которого оспаривал право на пользование двумя ореховыми деревьями Георгий Харсонит. Судьи, выслушав показания истца и ответчика, каждый из которых утверждал, что деревья принадлежат ему, вызвали двух свидетелей, которые под страхом епитимий ( μετ πιτιμου) и заявили: «Те ореховые деревья отрясал ( τνασσε) Андрей, а Харсонита мы никогда не видели, чтобы он вместе с Андреем ел или делил орехи». И суд постановил, чтобы Андрей владел ореховыми деревьями, как и подтвердили свидетели, а Харсонит и его сторона не должны беспокоить Андрея, в противном случае им грозит штраф в 500 аспр, а настоящее судебное решение должно сохранять силу перед всяким законом и во всяком судебном учреждении ( ν παντι δικαστηρω). Документы подписали: «† Судьи по тому же делу, царские старцы Андроник Царуа и Конста Стратиги. † Примикирий Феодор Псален, † Дука Лев Ликодопул.† Игумен Завулона иеромонах Лазарь». Для большей безопасности и твердости настоящую судебную грамоту ( κρσιμος γραφ) как правильную и законную подписал и дука Феодор Кисори. 718 Вообще, вселенские судьи выполняли свое назначение в пределах Трапезунтской империи почти вплоть до ее падения (1461 г.), как об этом свидетельствуют и другие документы с их решениями по судебным делам имущественного характера. 719

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Византия ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (ок. 1370 - 1408), визант. имп. (1390), соправитель имп. Андроника IV (1376-1379), имп. Мануила II (с 1399) ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ (1392-1448), визант. имп. (с 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122994_3.html

Очевидно, что не гонения были прямой причиной упадка городов и церквей, а нежелание христиан расставаться с языческими благами этого мира, роскошью и комфортом, что наиболее ярко проявилось в судьбах Лаодикии и Сардиса. Ещё один вывод, который необходимо сделать на основе данного церковно-археологического исследования – удивительное переплетение истории церкви и города. Угроза, звучащая в адрес некоторых церквей «... сдвину светильник твой с места его» в исторической перспективе говорит о том, что Господь, сдвигая светильник ослабевшей церкви, сдвигает и светильник города. Ослабевшая духом, хотя и богатая материально церковь неизбежно влечёт за собой город к угасанию (Ефес, Сардис), сильная своим духом церковь способна поддержать и сохранить город в самых тяжёлых испытаниях (Филадельфия). Учитывая весь опыт толкования и изучения Апокалипсиса, следует отметить, что выявление вечных ценностей благовестия ап. Иоанна Богослова на историческом фоне формулирует религиозно-нравственные постулаты, актуальные для христианского сознания во все времена. Приложения 1. Индекс персоналий Авдий 181 Адриан 93, 149, 158, 227 Александр Македонский 14, 15, 42, 71, 105, 118, 135, 163, 176 Алексей Комнин 120 Андроник II Палеолог 200 Антиох II 209 Антиох III Великий 15, 72, 181 Антиох IV Епифан 59 Антипа 142, 143, 144 Антоний 140 Антонин Пий 181, 187, 190, 194, 196 Апулей 49 Ататюрк Мустафа Кемаль 23, 24, 121, 161 Аттал I 135, 140 Аттал II 136, 197 Аэлий Эр и стид 148 Баязет 200 Браун Реймонд 5 Венизелос Элефтериос 23, 24, 121 Вергилий 43 Веспасиан 47, 57, 180, 198 Виктор Римский 98 Викторин Римский 40 Витрувий 86, 87, 105, 216, 217, 225 ВудД. 82, 84, 88 Гай Гракх 16 Гален 16, 141 Гарнак А. 214 Геродот 174 Герострат 105 Гомер 121, 174 Даниил 60, 66, 67, 90, 127 Дарий 176 Деций 102, 104 Дион Кассий 54 Дионисий Александрийский 54 Домициан 36, 37, 38, 40, 41, 42, 47, 48, 54, 55, 56, 57, 58, 75, 76, 77, 81, 144 Друзиана 36 Евсевий Кесарийский 54, 78, 98, 123, 125, 182 Екатерина Еммерих 91, 92 Зелинский Ф. 152 Иаков Зеведеев 30 Иаков, брат Господень 30 Игнатий Антиохийский НО, 199 Иезавель 170 Иероним 41, 78 Иоанн V Палеолог 200 Иоанн Дука 120 Иоанн Златоуст 79 Иоанн пресвитер 77 Иосиф Флавий 142, 181, 182, 193, 213

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010