4, Карф. 10, 11), – особенно, если по дознании, первое осуждение его оказывалось справедливым (1, 487, 488). Гефеле: подобные постановления содержатся и в 5 правиле Никейского и 20 Антиохийского соборов (Conciliengeschichte, 1, 575). Г. Соколов 1870: приговор низшей инстанции считается действительным, несмотря на апелляцию, и только в известных случаях приостанавливается его исполнение до тех пор, пока не будет постановлено новое решение. Сард. 14. („Прав. обозр.” 1870, ноябрь. 608). Сравн. Преосвящ. Макария „Догмат. богослов.” III, 297. Карфагенского собора прав. 9: аще который епископ, или пресвитер приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из Церкви: да будет и сам повинен равному осуждению с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа (τ οκε πιςκπ τν κανονικν ψφον, episcopi regulare judicium). Зонара: то же постановлено в правилах Апостольских 11, 12 и 32, Антиохийского собора 6 и Сардикийского 13. Валсамон: читай св. Апостол правила 11, 12 и 32, Антиохийск. собора прав. 6 и Сардик. 13; в них определяется, что должно быть с принимающими изверженных, или отлученных клириков, а равно и с принимающими отлученных мирян. Настоящее правило определяет, что если клириков по правильному суду за сделанное ими преступление отлученных от Церкви, другой епископ, или пресвитер примет в общение, то и сам он должен быть наказан так же, как допущенный им в общение. Итак, совокупляя определенное другими канонами и настоящим, говорит, что если изверженного клирика примет другой епископ в священническое общение, подвергнется извержению, а если с отлученным помолится, будет отлучен. Аристен: принимающий отлученного своим епископом и совершающий вместе с ним Божественную службу зная о его отлучении да будет отлучен и сам (Σ. III, 317). Пидалион: настоящее правило определяет, что если какой-либо епископ, или пресвитер вступит в общение с теми, которые собственным их архиереем (π τ δικ τν αρχιερων) отлучены от Церкви, или извержены, или преданы анафеме по справедливости и по достоинству их преступлений, то и сами принявшие должны подпасть тому же самому, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Както пише св. Епифаний, омиите «в зависимост от обстоятелствата на времето криели своите мисли». По тази причина сред онези, които се присъединили към течението на омиите, имало и хора с напълно православни възгледи (Панарион, 73, 23) . Тази забележка на св. Епифаний свидетелства за голямата сложност на ситуацията, в която се била оказала Църквата в периода между Първия и Втория Вселенски събори. Прокарването на ясна граница между различните богословски течения по това време било практически невъзможно. Френският изследовател Фердинанд Кавалера, анализирайки църковния живот на Изток през годините, когато там тържествували различни ариански и полуариански течения, отбелязва, че в хаоса на борбата между различните течения било крайно сложно да се различат онези, които запазвали вярност към Никейския събор, от онези, които принципно отхвърляли неговото учение Ясно е, че св. Мелетий по никакъв начин не може да бъде причислен към привържениците на строгото арианство (аномеите). Той също така едва ли е могъл да бъде омиусианин, защото е бил назначен на катедрата в Селевкия именно вместо омиусианина Евстатий. От друга страна, няма и свидетелства за това, че св. Мелетий преди 360 г. е подкрепял открито никейското течение. Най-вероятно той наистина е бил близък до кръга на Акакий Кесарийски. Но, както настоява Кавалера, тук трябва да се говори не за солидарност на св. Мелетий с богословската позиция на омиите, а само за една своеобразна «принадлежност към групата». Няма свидетелства за това, че св. Мелетий е бил идеолог и пропагандист на доктрината на омиите. Съвременниците, макар и признаващи факта на близостта на Мелетий към кръга на Акакий Кесарийски, все пак никога не са говорели за него като за еретик. Изб и ране то на св. Мелети й на Антиохийск ата ка т едр а   Сега трябва да кажем няколко думи и за ситуацията, създала се в Антиохия към момента, когато на тази катедра бил избран св. Мелетий. Още около 327-330 гг. от Антиохийската катедра бил свален св. Евстатий (да не се бърка с Евстатий Севастийски), който бил участник на I Bceлehcku събор и последователно защитавал неговите определения. Очевидно е, че той е бил свален в резултат на интригите на Евсевий Никомидийски. Против св. Евстатий били повдигнати различни обвинения: и в морална нечистота, и в оскърбяване на майката на императора, и в савелианство. Както и да е, Евстатий бил свален. Изглежда, че скоро след това той починал в изгнание, въпреки че годината на неговата смърт остава в науката предмет на дискусии .

http://new.mospat.ru/bg/authors-analytic...

Premres, р. 554; Павлов, Курс церковного права, стр. 247 fin., 430 (суд). Антиохийск. соб. пр. 8. Сельские пресвитеры не посылали, т.-е. коллегии пресвитеров с хорепископами во главе. Если бы пресвитеры не были помощниками, соправителями епископов, то они были бы и не нужны, ибо служителей епископы имеют в диаконах. И если пресвитеры не суть служители епископов, то они не могут быть ничем иным, как их помощниками. Собственное название должности – пресвитер (старшина); описательно и почетно – епископ (надзиратель). В век апостольский имел ли какое особое название позднейший в собственном смысле епископ, остается неизвестным. Что представляли (тоже, что ветхозаветные архиереи, как пресвитеры – тоже, что ветхозаветные пресвитеры) из себя в век апостольский позднейшие в собственном смысле епископы, на это ясных современных свидетельств нет; но блаж. Августин в одном послании к блаженному Иерониму дает знать, что они первоначально не возвышались иад пресвитерами так, как это после. Он пишет: Quamquam secundum honorem vocabula, quae jam ecclesiae usus obtinuit, episcopatus presbyterio major sit: tamen in muktis rebus Augustinus Hieronymo minor est, – у Гизелера 1/1, S. 116 прим. Иероним у Гизелера ibid. 8. 115 – 116 прим. (память его 15-го июня, см. Сергия, Месяцеслов Востока 140 прим.). В книге Deusdedit " a Presbyteri cardinalis tituli apostolorum in Eudox a Collectio canonum (конца XI века), а codice Vaticano edita a Pio Martinuccii, Venemius, 1869, Liber secundus, De Romano clero, pp. 175–242, содержит выписки о клире вообще, начиная с Деян. апостольских, из соборов, писаний пап и отцов. – Блаж. Августин, Pseudo-Augusminus, см. у Гизелера 1/1, 3. 140 fin.: Quid edt enim episcopus nisi presbyter primus, hoc est summus sacerdos, р. 225. Иероним, что первоначально не было епископов – рр. 232 и 235 (Папа Сириций – р. 186; у Бингама Сирипий I, р. 279 прим.). Собора Карфагенского древнее правило, не вошедшее в наш Номоканон: Ut episcopus nullius causam audiat absque praesentia clericorum suorum: alio quin irrita erit sententia episcopi, nisi clericorum sententia confirmetur (из древнего собрания правил, составленного неизвестным) – моей И.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

S. Congregazione per la Chiesa orientale, Codificazione canonica orientale, Città del Vaticano, вып. 1 (1936) 56–58: егип.; вып. 7 (1937) 234–248: сиро- малабар.; вып. 10 (1949): визант. (см. в указателе: ieiunium); вып. 12 (1940): 61 и далее: армян.; вып. 15 (1940): халд. (см. в указателе: ieiunium); вып. 28 (1943): сиро-антиохийск. (см. в указателе: ieiunium). Sieben H. J., Dossier patristique sur le jeûne, DS 8 (1974) 1175–79. Vukovic S., Как разрешился спор относительно поста на горе Афон в XI в. (на серб, яз.), in Bogoslovie 6 (1962), с. 13–15. Духовная брань Bourgignon С. – Werner F., Combat spirituel, DS 2 (1953) 1135–1142. Crouzel H., U anthropologie d’Origène dans la perspective du combat spirituel, RAM 31 (1955) 364–385. Sawhill J. A., The Use of Athletic Métaphores in the Biblical Homélies of St. John Chrysostome, Princeton 1928. Vogüé A. de, Règle du Maître (встул. ст.), SC 105 (1964) 89 слл. Лукавый Bettencourt Г., Doctrina ascetica Origenis seu quid docuerit de ratione animae humanae cum daemonibus, in Studia Anselmiana 16 (1945). Colombas G. M., Demonologia monastica, DIP 3 (1976) 440–442. Daniélou J., Démon – dans la littérature ecclésiastique jusqu’à Origène, DS 3 (1957) 152–189 Daniélou J., Exorcisme, DS 4,2 (1961) 1995–2004. Daniélou J., Théologie du judéo-christianisme, Paris-Tournai 1958. Festugière A. J., Les moines d’Orient, vol. I, Paris 1961, cc. 23–39: Le moine et les démons. Guillaumont A. и C., Démon dans la plus ancienne littérature monastique, DS 3 (1957) 189–212. Guillaumont A. и G, Встул. ст. к кн.: Évagre, Traité pratique, SC 170 (1971) слл. Ioannou С. C., Démonologie popoulaire – démonologie critique au Xle siècle, in La vie inédite de S. Auxence par M. Psellos, Wiesbaden 1971. Langton E., Good and Evil Spirits. A Study of Jewish and Christian Doctrine, its Origin and Development, London 1942. Mangenot B. E., Démon, DThC 4,1 (1939) 339–376. Ranke-Heinemann U., Die ersten Mönche und Dämonen, in Geist und Leben 29 (1956) 165–170. Satan, in Etudes Carmélitaines 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Но когда неудобно будет собраться полному собору, или многим епископам, в таком случае, по определению собора, двенадцать епископов должны исследовать дело, дабы обвиненный епископ не оставался долго под обвинением, т. е. дабы, будучи заподозрен, не был презираем подчиненным ему народом, как обвиненный. В случае обвинения пресвитера довольно для суда над ним шести епископов, для исследования о диаконах довольно трех епископов. Это правило, по-видимому противоречит 4 правилу Антиохийского собора, которое определяет, чтобы епископы извергаемы были собором, а пресвитеры и диаконы своими епископами. Для соглашения сих правил может быть кто-нибудь скажет, что Антиохийское правило исследование обвинений на пресвитеров и диаконов возлагает первоначально (в качестве 1-й инстанции) на епископа и ему дает власть произносить об них приговор; а настоящее (Карфагенское) правило на тот случай, если осужденный своим епископом почитает приговор несправедливым, дает для пресвитера шесть епископов судей, а для диакона – трех. Вальсамон: 4-е правило Антиохийск. собора определяет, что извержение пресвитеров и диаконов совершается одним епископом, а извержение епископов собором. Настоящее правило, по-видимому, противоречит Антиохийскому, определяя, чтобы по крайней мере 12 епископов судили епископа по делу о преступлении, пресвитера 6, а диакона 3. Но эти правила не противоречат одно другому. Антиохийское правило определяет вести суды иначе, а Карфагенское, гораздо позднейшее, предписывает, чтобы сии суды совершаемы были с гораздо большею осмотрительностью (σφαλεςρως), а законодательство, стремящееся к большей безопасности ( σφαλςερα ) не есть противоречие. А что для большей безопасности это узаконено, – это открывается из слов отцов, что тогда это бывает, когда неудобно собраться большему числу епископов; а если нет этого неудобства, то необходимо большему числу епископов слушать дела о преступлениях. Слова: дабы епископ не оставался долго под обвинением должно так толковать, – дабы епископ, о котором дело не решено, не был презираем паствою, как бы находящийся под обвинением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

(в марте 1905 г. Синод положил было отменить закон о завещании архиереями их имуществ, но воспрепятствовал обер-прокурор). IX. Не давать им орденов. X. Одежду носить им не роскошную, какую повелевают каноны, и вообще настоятельно рекомендовать пм возможные скромность и простоту во всем поведении и всем образе жизни, так чтобы, наконец, стали они по возможности свободны от той болезни жестокой славы, о которой говорит Регламент. XI. В каждой епархии издавать епархиальные ведомости. XII. В каждой епархии года через три – через четыре издавать шематизмы. XIII. Сделать хорошие описания всех епархий. XIV. Издать свод законов Русской церкви (Русскую Кормчую. Решено было издать его еще в 1836 г.). XV. Синоду, митрополичьим соборам и епископам всем производить дело управления и суда по возможности гласно и открыто: печатать протоколы своих заседаний, чтобы все могли знать и обсуждать их постановления. Денежные отчеты по епархиям (по расходованию епархиальных разных сумм) для той же цели, что выше, ежегодно печатать. (О гласности относительно церковного имущества Антиохийск. соб. пр. 24). XVI. Годичные отчеты обер-прокурора по духовному [ведомству должны говорить правду, а не врать. Приходское духовенство 1 . Устроить по возможности хорошо духовные учебные заведения и постараться поставить дело так, чтобы не оказывалось недостатка в хороших кандидатах во священника. 2 . Допустить священников холостых (с обязательством иметь им в доме женщин лишь мать и сестру). Но старые вдовые попы и гонения на них... 3 . Позаботиться об улучшении средств их содержания (не отменяя платы за требы, ибо иначе священники скверно будут исполнять требы). 1 всел. соб. пр. 3. 4 . Переменить одежду (старые однорядки) и голову стричь. 5 . Замещать священнические места не посредством выбора прихожанами, а посредством назначения епархиальной властью. 6 . Весьма усилить надзор за приходским духовенством. 7 . Заставить священников хорошенько законоучительствовать в приходских училищах. Приходы Возможно лучшим образом устроить приходские попечительства об училищах, бедных (особенно), о церквах...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

428 Никит. Стифат. Свящ. чтен. т. 3, стр. 311. Снес. Петр. антиохийск. Послан. к архиеп. аквилейскому: христ. чтен. 1841 г. ч, 1, стр. 404. 407–409. 430 Во всех этих местах хлеб, употребленный для Евхаристии, назван квасным (αρτος), а не пресным (αζυμος). Из того же, что евангелист Лука назвал хлеб, преломленный Спасителем во дни опресночные, словом αρτος ( Лк. 24:30, 35 ), не следует, будто и квасный и пресный хлеб безразлично называется в свящ. Писании словом αρτος : ибо – а) как в указанных нами, так и в других (наприм. Мф. 16:6–11 ) местах свящ. Писания еловом αρτος называется только квасный хлеб; б) когда словом αρτος называется хлеб пресный, то непременно с прибавлением слова αζυμος ( Числ. 6:19 . Суд. 6:20 ); а – в) иудеям повелено было употреблять опресноки в одном Иерусалиме, где был храм их ( Втор. 16:5 и след.), между тем Спаситель преломил хлеб во дни опресночные в Еммаусе, отстоящей от Иерусалима на шестьдесят стадий (Лк. 24:13): след. хлеб сей был именно квасный. 431 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4, гл. 18 и кн. 5, гл. 2: твор. стр. 251. 294. Париж, 1710 г. Мильтиад. и Сирик. у Бингам. Христ. древн. т. 6, стр. 268, изд. 1728 г. Uhhokehm. I Письм. к Децентию, еписк. евгуб.: твор. св. Льва велик, т. 2, стр. 50–51. Лион, 1700 г. Св. Епифан. О ереси 30, гл. 16: твор. т. 1, стр. 140. Кельн, 1682 г. Св. Григор. двоесл. Жизнь, гл. 23: твор. т. 4, стр. 10. Париж, 1705 г. Св. Амврос. медиол. О таинств. кн. 4, гл. 4: твор. ч. 1, л. 236, изд. 1516 г. С того времени, как изучение свящ. памятников христианских проложило надежный путь к дознанию того, как древни те или другие обычаи, существующие в вероисповеданиях христианских, и латинские писатели стали сознаваться, что обычай совершать Евхаристию на опресноках вошел у них в общее употребление в одиннадцатом уже веке, и что старающиеся доказать, будто у них никогда не употреблялся для сего таинства хлеб квасный, следуют в сем случае предрассудку детства. Сирмоид. Изслед. об опресноках. Бон. О литург. кн. 1, гл. 23. 433

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

— Что вы делаете? как смеете вы так обращаться с бедной сиротой! — вскричал я, хватая эту фурию за руку. — Это что! Да ты кто такой? — завизжала она, бросив Елену и подпершись руками в боки. — Вам что в моем доме угодно? — То угодно, что вы безжалостная! — кричал я. — Как вы смеете так тиранить бедного ребенка? Она не ваша; я сам слышал, что она только ваш приемыш, бедная сирота… — Господи Иисусе! — завопила фурия, — да ты кто таков навязался! Ты с ней пришел, что ли? Да я сейчас к частному приставу ! Да меня сам Андрон Тимофеич как благородную почитает! Что она, к тебе, что ли, ходит? Кто такой? В чужой дом буянить пришел. Караул! И она бросилась на меня с кулаками. Но в эту минуту вдруг раздался пронзительный, нечеловеческий крик. Я взглянул, — Елена, стоявшая как без чувств, вдруг с страшным, неестественным криком ударилась оземь и билась в страшных судорогах. Лицо ее исказилось. С ней был припадок падучей болезни. Растрепанная девка и женщина снизу подбежали, подняли ее и поспешно понесли наверх. — А хоть издохни, проклятая! — завизжала баба вслед за ней. — В месяц уж третий припадок… Вон, маклак ! — и она снова бросилась на меня. — Чего, дворник, стоишь? За что жалованье получаешь? — Пошел! Пошел! Хочешь, чтоб шею нагладили, — лениво пробасил дворник, как бы для одной только проформы. — Двоим любо, третий не суйся. Поклон, да и вон! Нечего делать, я вышел за ворота, убедившись, что выходка моя была совершенно бесполезна. Но негодование кипело во мне. Я стал на тротуаре против ворот и глядел в калитку. Только что я вышел, баба бросилась наверх, а дворник, сделав свое дело, тоже куда-то скрылся. Через минуту женщина, помогавшая снести Елену, сошла с крыльца, спеша к себе вниз. Увидев меня, она остановилась и с любопытством на меня поглядела. Ее доброе и смирное лицо ободрило меня. Я снова ступил на двор и прямо подошел к ней. — Позвольте спросить, — начал я, — что такое здесь эта девочка и что делает с ней эта гадкая баба? Не думайте, пожалуйста, что я из простого любопытства расспрашиваю. Эту девочку я встречал и по одному обстоятельству очень ею интересуюсь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Горе. Ну чего тебе, дед? Дровосек. Что за притча? Опять кто-то голос подал. Эй, кто тут ? Горе. Я. Дровосек. Экий голосок-то жалобный! Да кто же ты? Горе. Горе-злосчастье твое. Вот кто. Зачем зовешь? Дровосек. Горе-злосчастье? Где же ты? Слышу, а не вижу. Хоть на глаза покажись! Горе. Тут я, в дупле сижу, тебя сторожу. Жду, пока дерево на тебя свалится. Из дупла, словно из окошка, высовывается старушечья голова. Дровосек (отскакивает от дерева) . Так вот оно, мое горе-злосчастье! Да какое же оно маленькое, щупленькое, серенькое! Горе. Верно, дедушка. Это радость красна, а горе серо. Что правда, то правда. Дровосек. Скажи ты мне, бабушка, как же это я до сих пор тебя не примечал? Смолоду на горбу носил, а в глаза не видывал. Горе. А я, родимый, весь век с тобой прожила. И с отцом твоим, Кузьмой Андронычем, знакомство водила, и с матушкой твоей, Ефросиньей Евстигневной, душа в душу мы жили. И тесто с ней месили, и воду носили. Да и дедушку твоего покойного… Как, бишь, его звали-то?.. Дровосек. Андрон Потапыч… Горе. И Андрона Потапыча хорошо помню. Это я его телегой и придавила, царство ему небесное! Люблю я все ваше семейство — много вы обо мне говорите, частенько меня поминаете. Вот я и не расстаюсь с вами. Дровосек. Ну что ж, спасибо за привет, за ласку!.. Да только скажи ты мне, голубушка, как бы это тебя… вас то есть, того… с плеч долой? Избыть, проще говоря… Хоть последние бы денечки без тебя прожить. А то веку у нас мало, а горя много!.. Горе. Вижу-вижу, крепко тебе хочется от меня избавиться. Да, по правде сказать, и мне самой-то до смерти надоело твои охи-вздохи слушать! Хочу по свету погулять, с купцами да с господами знакомство свести. А может, еще и повыше куда заберусь! Я хоть и лыком подпоясана, а в любые хоромы дорогу найду. Ну, будь по-твоему, научу тебя, как меня с рук сбыть. Дровосек. Научи, Горюшко, научи! Век тебя не забуду. Горе. Хорошо, дедушка, слушай. Горе-злосчастье ни сжечь, ни утопить, ни зарубить, ни удавить, ни продать, ни подарить нельзя. Дровосек (вздыхая) . Вот то-то и оно!.. Нельзя!..

http://azbyka.ru/fiction/gorja-bojatsja-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010