227 42-е пр. Тр. соб. сравн 96-е: «власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих… отечески врачуем приличною епитимией руководствуя их, аки детей и проч … да очищением жития, елико можно, ко Богу приближаются, и внутреннего паче, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами». 229 «Ист. р. церкви» – кн. I. стр. 477; ср. кн. II. 576–577 с примеч., а также «Истор. Росс.» Соловьева т. 20 стр. 459. прим. 259. 232 Bingh. ibid. 418. Tomass. ib. 768; впрочем, совершенно черный цвет блаженный Иероним предписывает монахам, а белому духовенству рекомендует держаться средины между цветами – белым и черным; «черный цвет – монашеский, совершенно белый – признак изнеженности». Tomass. 761. 239 Права и обязанности древнихмитрополитов и патриархов – Bingh. t. I. стр 204–260. Tomass. t. III. гл. III. IX. X. 240 Впрочем, собор Халкидонский 28-м правилом нарушил это соответствие церковных диоцезов гражданским тем, что подчинил три диоцеза (Понт., Аз. и Фрак.) патриарху Константинопольскому, а император Феодосий Младший разделил диоцез восточный (Антиох.) на два (антиохийск. и иерусалимск). 241 Имя патриарха употребляет в первый раз собор Халкидонский; но власть и права его – гораздо раннего происхождения; по крайней мере это нужно сказать об епископах александрийском и антиохийском (Никейск. пр. 6-е; сравн. II всел. соб. прав. 2-е и Халкид. 9-е) 242 Разнообразные мнения о начале митрополитанского устройства см. Bingh. кн. 2. 204–207; верно только, что ко времени IV века оно вполне сложилось и введено повсюду (Ник. 6 и 4), точно так, как самое название мптрополит стало с этого времени общепринятым вместо прежних названий – первый епископ (34 ап. прав.), экзарх епархии (Сард. собор. прав. 6-е и проч). 243 Что старейшинство между епископами большею частью определялось политическим значением городов – это факт общеизвестный (Ант. 9); оно служило даже поводом для интриг и честолюбивых махинаций (Халк. соб. пр. 12; редко старейшинством лет, как было в Африке, или церковным значением городов; – гл. город – кафедра апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Пидалион: .... Если какой архиерей наложит запрещение, или отлучение на какого-нибудь иерея, или клирика дабы получить деньги, или по какой-нибудь другой страсти, то и сам подвергается тому же самому, т. е. запрещению, или отлучению (186). Славянская кормчая: еже запрещати и отлучати, сего ради дано есть от священных правил епископом, да прегрешения сущих под ними причетник и прочих людей духовно же купно и отечески исправляют. Аще же нецыи епископи на власть сию надеющеся отлучат некие или запрещение дадят, или упразднят кого от службы, своей ради страстной воли, или истязание ради злата или иного некоего образа, таковии вправду той же страсти повинни будут (л. 210, 211). Иоанн: Хотя древние правила Церкви предоставляли духовной власти полное право отлучения виновных по своему суду, но и весьма строго запрещали действовать этим правом по личным страстям, или вражде и т. п. и для этого отлученным всегда давали право искать оправдания пред высшим судом соборов, и даже нарочито для этого установляли областные соборы по нескольку раз в году в каждой поместной Церкви, как это видим уже в правилах 1 Всел. собора и др. (I Всел. 5; Антиохийск. 9; Сард. 14 и пр.) В наказание за несправедливый Суд и злоупотребление власти VII Всел. собор определяет подвергать виновных епископов тем же наказаниям, которые они налагают на безвинных (11, 522). Г. Соколов 1870 г.: епископ, представитель поместной части церкви-парикии является самостоятельным органом судебной власти церковной. Ему принадлежит, по канонам право возбранять служение, отрешать от духовных должностей (VII, 4). („Правосл. обозр.” 1870, ноябрь, 598). Антиохийского собора прав. 4: аще который епископ изверженный от сана собором, или пресвитер, или диакон своим епископом дерзнет совершити какую-либо священную службу: таковому отнюдь не позволяется на другом соборе ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быти. Зонара: когда обвиняются в преступлениях епископы, то для суда и исследования необходим собор. Пресвитеры же и диаконы и прочие клирики судятся своим епископом (π τδ πισκπ δικα ζονται ) и ему предоставлено произносить приговор ( κα υτ ψηφζεσϑαι δδοται). А если подвергшиеся приговору почитают себя несправедливо осужденными, приговор пересматривается митрополитом и собором области (Σ. III. 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

56 Что сказано в правилах о митрополитах, то идет к патриархам, – Двукратн. соб. пр. 15; а о митрополитах сказано, чтобы ничего важного они не делали без собора епископов, – Антиохийск. собора пр. 9. 57 Не мало было писано о мнимой неканоничности учреждения Св. Синода и мнимой неканоничности его самого; но все писанное есть невежественное (своего рода либеральное и радикальное) вранье, которого не стоит и опровергать. Cfr у Диомида Кириака ibid. стрр. 838 и 854. 58 Резний ответ митр. Арсения о Св. Синоде см. в Указателе к собранию мнений и отзывов митр. Филарета сл. Арсений. 59 От слова митрополия прилагательное митрополияльный, как от епархия – епархияльный. А митрополитачский от латинск. mitropolitanus, французск. metropolitain, немецк. metropolitan. Вместо митрополияльный можно: окружный, провинциальный, епархиальный. Митрополичий от митрополит, а не от митрополия. 60 О греческой митрополияльной системе в моей Истории Русской церкви 1-я пол. I т., 1-е изд. стр. 239, 2-е изд. стр. 274. 61 Апостолы, насаждая христианство в городах империи Римской, в каждом городе для заведывания общинами обращенных учреждали коллегии пресвитеров, – Деян. 14, 23 ; к Титу 1, 5 . Коллегии пресвитеров по городам: в Иерусалиме коллегия при ап. Иакове, – Деян. 15, 4; 11, 30; 21, 18 ; – в Ефесе коллегия, – Деян. 20, 17 . Ап. Иаков предполагает коллегии, когда говорит: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные ( τος πρεσβυτρους τς κκλησας)» 5, 14. Ап. Петр дает предполагать коллегии, – 1 посл. 5, ст. 1. В Филлиппах коллегия, – посл. ап. Павла к Филипп. 1,1. В Солуни коллегия, – 1 к Солун. 5, 12. Тимофей поставлен ап. Павлом в епископы с коллегией пресвитеров какого-то места, – 1 к Тим. 4, 14. Но необходимо предполагать, что во главе каждой коллегии ставимы были епископы, ибо предполагать, чтобы общины иных городов апостолы подчиняли власти епископов других городов, было бы совершенно несостоятельно. Следовательно, при апостолах в каждом городе, в котором насаждено было христианство, был епископ, иначе сказать – при апостолах во всех городах были епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

271, прим. X. – Не поставлять епископа в малый град βραχε πλει, – Сардик. соб. пр. 6; Лаодик. соб. пр. 67. Πολξω у Визант. 62 Cfr относительно сего приводимую нами в нашей Истории Русской церкви новеллу импер. Алексея Комнена, – I т. 1 полов., 2-го изд. стр. 304 прим. (а свидетельство о том, что у Греков и до настоящего времени остается этот, совершенно невероятный для нас, способ обозрения архиереями епархий, т.-е. что они посещают при сем в каждом селении каждый дом, принадлежащее известному востоковеду и востокоописателю преосв. Порфирию Успенскому , см. в книге П. Сырку: «Описание бумаг епископа Порфирия Успенского », Спб.,. 1891, стр. 80 sub fin.). А обозрение архиереями епархий, само собою разумеется, должно быть производимо вовсе не так, как оно производится теперь, т.-е. не так, чтобы представляло собою нашествие монголов. 63 Малочисленность наших епархий, можно сказать, противуканонична (Антиохийск. собора прав. 9). Каноны требуют, чтобы по городам областей были архиереи: у нас их нет. Предположено было привести и начато было приводить епархии в соответствие с губерниями с 1788-го года (Розанов I, стр. 209). Митр. Филарет о необходимости увеличения числа епархий, – см. в Указателе к Собранию мнений и отзывов сл. епархия стр. 406, col. 1 нач. (Собр. мнений и отзывов т. VI, стр. 117; Прибавл. к Творр. свв. отцев 1877 г., кн. II, стр. 432,0 желательности учреждения кафедры в новом губернском городе). 64 О способе избрания епископов у Греков у меня в Истории Русской церкви I т. 1 полов. 1 изд. стр. 321, 2 изд. стр. 361; у Павлова в Курсе церк. права стр. 286, § 73. У Златоустого об избраниях в епископы и о злоупотреблениях при избрании, русский перевод Петербургской академии, т. И, стр. 411, 422, 423, 428, 429, 440. У Василия Вел. об избрании епископов VI, 245; примеры беспорядков при избрании – VI, 169 – 170. В нынешнем греческ. евхологии, в чине хиротонии епископа, говорится, что он поставляется, ψφ κα δοκιμασι τν θεοφιλεσττων ερων κα κληρικν τς πλεως (τς δε), – стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вальсамон, в толковании 14 прав. Св. Апостол, замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам о не переходе епископа – из одной епархии в другую смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и Св. Григория Богослова , и Св. Прокла и многих других святейших патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (полная Кормч. 25–26 стр.). Апостольский закон, постановления, никаким собором Св. отец неотмененные, церковь на практике (в жизни) не соблюдала. – 13) 37 правило Св. Апостол «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающияся Церковныя прекословия». – Тоже 20 пр. Антиохийск. собора, 5-е правило Никейского собора, – а 6-й вселенский собор 8-м правилом и Никейский второй 6-м правилом узаконополагают однажды в год, но обязательно быти собору. Зонара в толковании 37-го Апостольск. правила, говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (полн. Кормч. 71 стр.), – в толковании 5-го правила первого собора: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, – что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует» (20–21 стр.). – Никто не отменял эти правила, – а церковью не соблюдались они и никто за это церковь не почитал еретической. 14) 69 пр. Св. Апостол требует строгого исполнения поста: «аще кто епископу, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Св. четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя; да будет извержен. Аще же мирянин да будет отлучен». 19 прав. Гангрского собора предает проклятию того, кто разрешает посты, предписанные церковью: «кто разрешает посты..., да будет под клятвою». – В Номоканоне же, печатанном в старых потребниках, полагается, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посты ест мясо, или сыр (потребник.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Я старался из писания доказать возможность восстановления священной иерархии чрез митрополита Амвросия, но мое старание было тщетно: митрополит Амвросий был сам безблагодатный, запрещенный и удаленный от всякого священнослужения, не точию архиерейского, но и иерейского. Он, вопреки канонов, дозволил себе восхитить праздный церкви престол, кроме совершенного собора прочих православных епископов (16 прав. Антиохийск. Собора). Он самовольно пришел в Белую Криницу, перескочил все установленные Богом порядки, не вошел дверью посланства Христова. Апостол Павел говорит: како проповедят, аще не послани будут ( Рим.10:15 ). И паки в другом месте глаголет: никто же сам собою не приемлет честь, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос, не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал ему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. И Христос Спаситель, по воскресении Своем, явившись апостолам, сказал: мир вам: яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы (Иоанна зач. 65). И паки: шедше в весь мир проповедите евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Пастыри и учители православные поставляемы и посылаемы были от апостолов (Кир. Лист 78), но митрополит Амвросий ни от кого не был послан в Белую Криницу и в ней ни от кого не был зависим. Он чрез самовольное бегство от своего патриарха лишился зависимости от него и этим прервал все связи с преемственною Христовою иерархиею. И беглый иеромонах Иероним, принимавший Амвросия, не имел никакого посланства, но самовольно отторгся от церкви, а потому сделался изменником и предателем оной и лишился благодати Божией. Прежде я думал, что посланство само по себе не имеет важного значения в Христовой церкви. Но однажды я прочитал в толковом апостоле слова Иоанна Златоустаг о: «Глаголют же и сие еретицы, яко уже не приносят они в жертву Христа, только приемлют и ядят тело Его и пиют кровь Его, но соблазняются о сем, ни в жервту бо не приносят, ниже приемлют тело Господне. Понеже иереев благочинне посланных не имеют. Аще бы и имели от нас от бегших, единаче тайны без единости церкви христианския ничесо же суть, ибо всем отлучившимся от единения церковного, Бог пророком рече: послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е, и разорю благословение ваше и не будет в вас, сиречь: положу клятву на благословение ваше, имже тайна совершаема бывает, ибо церковь Божия есть, яко же глаголет писание, вертоград заключен, и источник запечатлен, и того ради не возможно нигде же тайне совершитися толико во единости церкве Божия, ея же между сонмищами еретическими несть, тогда и тайны не единыя в них несть» (Апостол толк.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moe-obra...

" Кто любить мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мери: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Uoah. II, 16, 17 ). 37. Могло ли остаться безследным первое человеческое грехопадение? Разрыв с Богом, отвержение Божьей любви есть событие в жизни сотворенного мира. Потому что соблазн исходил от злой силы, направленной к богоборству, Господь, произнося приговор, только пресек «соучастие человека в деле искусителя», обращая на диавола карающее Правосудие и являя человеку возможное Милосердие. Но сразу обнаружилась зависимость падших людей от их телесного естества. Настала другая, недолжная норма бытия всего мира, Природа вступила в новое существование, глухое к добру. Земля начала родить вместе с пшеницею тернии и плевелы. Изгнанным из Рая людям была назначена скорбь; смерть стала уделом человека и с ним – всей живой твари: «... В поте лица твоего будешь «ест хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быm. III, 16–19 ). 38. Какая смерть явилась в мире после грехопадения Адамова? 1 . Смерть телесная: от тела отходить душа, оно теряет чувствование, умирает и истлевает. 2 . Духовная смерть: душа лишается Божией благодати, от нея отходит духовная жизнь, прекращается блаженство, изсякает радость; душа не исчезает в духовной смерти, но погружается в мрак, в скорбь и в страдания. 39. Итак, смертным или безсмертным сотворен человек? «Бог сотворил человека способным к тому и другому, чтоб он стремился к безсмертию, сохраняя заповедь Божию» (Св. Феофил Антиохийск. 2-я книга о вере, § 36). 40. Перешла ли всему роду человеческому греховная порча Адама и самая смертность? Все родились от Адама, познавшого грех и все унаследовали греховность. Рождаясь с греховной наклонностью, потомство Адама также грешит. «Посему, как через одного человека грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Puм. V, 12 ). »Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Nc. L,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

591 Они назывались γρμματα κοινωνικ (Евсевий Η. Е. 7, 30 ), επιςολσ ενθρονιαςικα (Евагрий 4, 4). 592 Киприан Ер. 55. Афанасий Epist ad Basilium (int Ep Basii. 61). Епифаний Haer. 42. Никейск. прав. 5. Антиох. np. G. Сардийск. пр. 13. 17. 593 Это были επιςολαι κανονικι (у Василия в. Ерю224). Антиох. Пр.8 , επιςολαι πολυτικα, ερηνικι γραφι πιςολα συςατικ, Epistolae commendatitiae, communicatoriae, formatae. Лаодик. Пр. 42 Антиохийск. Пр.7.8 Халк. Пр.13 Василий в. «Держимся отцов, которые положили не многими знаками давать знать о символах общения с одного конца земли до другого». Epist.203 594 Μυςικαι δελτοι у Аттика ad Cyrill.(int Ep. Cyril. 55) ερι ιελτοι у Кирилла ad. Attic. Ep.56. 595 Св. Игнатий: «не обманывайтесь братия. кто последует производящему раскол, тот не наследует царства Божия». (Ad. Philad. § 3 ). «Бегайте разделений, как начата зол» (Ad Smyrn. §7). Св. Ириней: «пусть духовный судит тех, которые вводят расколы. Это люди пустые, без любви Божией, более уважающие свою пользу, чем единство церкви: они по пустым причинам раздирают великое и славное тело Христово и сколько от них зависит, убивают: говорят о мире, но ведут войну, обсасывают комара и проглатывают верблюда». Adv. haer 4. 33. § 7. Св. Златоуст: «ничто так не отделяет от Бога, как отделение от церкви. Хотя бы сделали без числа много доброго: и тогда мы понесем наказание не меньше тех, которые рассекают тело Его, так как рассекаем полноту церкви». In Epist. ad Eph. Hom. 11. § 4. Августин называл раскол «святотатством, которое превышает всякое нечестие». (Ер. ad Parm. 1, 4 § 7), «святотатством, тягчайшим всякого другого», (de bapt. cout. donat. 2. 7. § 11). См: Пост. апос. 6, 1. Ориген in Levit Hom. 4 Ефрем сир. Testam, t. 2 p. 243. 244. 598 Adv haer. Lib. 1. 2. Тертуллиан de praescr. haer. c. 37. «Если они еретики, то и не христиане». – Киприан о единстве ц: «как диавол не есть Христос, хотя и называет себя Его именем: так и тот не христианин, кто не держится евангелия и истинной веры». Тоже Златоуст in acta Ар hom 33. n 4. Василий в. in Ps 48 . n. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

CI. 1 Месяцеслов при евангелии греческом XII в императ. публ. библиотеке сходствует с флорентийским 1; памяти на все дни, редко по две, а более по одной. Особенностей имеет мало, именно: 28 февр. муч. Фавсты (вместо 6 февр.), 22 авг. муч. Евстафия (т. е. патриарха антиохийского). 2 Месяцеслов при апостоле греч. XII в., одной руки с вышеописанным евангелием, имеет гораздо более особенностей, именно: 10 нояб. муч. Нестора (неизвестен), 28 февр. муч. Фавсты, как и в евангелии, муч. Антипы 9 апр. вместо 11, 2 мая Тимофея и Мавры, а 3 перенесение мощей патр. Афанасия(наоборот), 3 июня Евстафия патр. антиохийск., а Лукиана 5 июня вместо 3, 7 июня муч. Феодо.. не дописано, вероятно, Феодора стратилата, который повторен и 8 июня, Пантелеимон дважды 27 и 29 июля, муч. Максима 11 авг. вместо 13, а Евпла 12 авг. вместо 11. Сей месяцеслов имеет памяти на все дни. Имеет ту особенность, что писец с сентября по апрель писал памяти в один столбец, а с апреля начал писать в два столбца и стал сбиваться, переставляя дни, от того с апреля и пошли разности в днях, ему одному свойственные, которые можно назвать погрешностями; представляем это наглядно: Май. 1. прор. Иеремии. 2. Тимофея и Мавры. 3. перен. мощей Афанасия. Писец, привыкши писать в один столбец, после пр. Иеремии поставил Афанасия, ибо он во всех месяцесловах 2 мая пишется после Иеремии, таким образом во 2 столбце Тимофей и Мавра оказались выше Афанасия, а числа выставлялись красными чернилами после. Во многих отступлениях сей месяцеслов сходствует с прологами, которых памяти писались по месяцесловам евангелий, как видно, не совсем исправным; также сходствует с месяцесловами при евангелиях синод. 44 XI в., 440 X-XI в., музейском XI-XII в. Этот экземпляр апостола наглядно объясняет одну из причин, почему весьма часто памяти переставляются в месяцесловах на предыдущий или последующий дни. Антонинов Так называем месяцеслов при греческом пергаменном евангелии, которое по письму относится к XII веку; оно прислано в киевскую академию архимандритом Антонином из Иерусалима. Месяцеслов чрезвычайно сходствует с нанианским 2, а в некоторых местах с месяцесловом при гречес. апостоле XI-XII в. в московской академии. Происхождения константинопольского. Памяти имеет на все дни и часто на один день по нескольку памятей. Последний по времени святой патриарх константинопольский Евстафий (1019–1025). Особенности, одному сему месяцеслову свойственные: 17 окт. свв. иерархов Мнасона и Модеста (в других 18 окт. и 18 дек.), окт. 22 Анастасия в Солоне (у нас 25 окт.), 6 февр. в нем первом Фотия, патр. константинопольского, и 31 мая Евстафия, патр. константинопольского (1019–1025), июля 2 Марка муч. (вместо 3) и Феодота (вместо 4), 6 июля муч. Агны (вместо 5), авг. 17 пр. Макария исповедника при Константине Копрониме, 21 авг. св. Ии в Персиде (11 сент.). Коаленев 2-й

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

А когда Константинополь сделался столицею римского государства, то на четвертом Вселенском Халкидонском Соборе (451 г.) было постановлено: " Тожде самое постановляем и определяем о преимуществах Святейшия Церкве тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества, поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению боголюбезнейшие епископы предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима " (прав. 28-е). Таким образом, епископ Рима равен с епископом Константинопольской Церкви и с епископами прочих Церквей. И ни в одном правиле Вселенских Соборов, ни в " Правилах Свв. Апостолов " и принятых Вселенскими Соборами " Правилах Свв. отцов и учителей Церкви " нет никаких указаний на то, что Римский папа есть единый глава всей Церкви, непогрешимый судия епископов других независимых и автокефальных Церквей, преемник Апостола Петра и наместник Христа на земле. Напротив, в апостольских правилах читаем: " епископом всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творите же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух " (Правило 34; срав. 1-й Вселенский Собор прав. 6-7; 2-й Вселенск. Собор пр. 2-3; 3-й Вс. Соб. пр. 8; 4-й Вс. Соб. 6, 36 и 39 и Антиохийск. Собор пр. 9). В другом (35-м) правиле Св. Апостолов говорится: " Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения в градех и селах, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села, да будет извержен и он, и поставленный от него " . Итак, все епископы по власти в своих епархиях равны и независимы друг от друга. Если епископы каждого отдельного народа должны иметь " первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения " , то и " первый в них епископ " " ничего не творит без рассуждения всех " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/152/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010