Вот здесь происходит рождение православного имперского сознания на Москве. И символично, что потом, при сыне Димитрия Донского Василии Димитриевиче, посольство в Константинополь в 1398 г. возглавит тот самый Андрей Ослябя, один из героев Куликовской битвы, который лежит в Старом Симонове вместе с Пересветом. Его великий князь пошлет в Царьград для переговоров с Константинопольским патриархом. Приемлется, принимается. И когда Василий Димитриевич, еще молодой и неопытный, в 1393 г., через четыре года после смерти Димитрия Донского, неосторожно говорит в одном из своих посланий: «Патриарха Константинопольского знаем и признаём, а императора не призна ё м и знать не хотим» (сказал вот так неосторожно), он получает великолепную отповедь Вселенского Константинопольского патриарха Антония IV, который говорит: нет, сын мой, если ты православный, значит, ты подданный императора; если Русь православная, значит, она часть православной империи. Причём это говорится в той самой православной Византийской империи, которая находится на обрыве, на грани исторического слома, на грани коллапса, а сознание, что такое православная империя, что все православные входят в эту православную империю, есть. Что это значит? Это означает вселенская, вселенская не в смысле кафолическая (кафолон означает «всё во всём»), но именно в смысле экуменическая, в хорошем, здоровом смысле: все входящее в состав империи. Пространство православия совпадает с пространством империи, и по мере того, как империи становится всё меньше на Босфоре, её всё больше становится в Москве, происходит плавное перетекание. К тому моменту, когда империя в Константинополе прекращает существование, она уже продолжает существование на Руси, и осуществлено это святым князем Димитрием Донским, Преподобным Сергием Радонежским, святителем Киприаном, его продолжателем святителем Фотием. То есть именно Церковь является главным инструментом и главным организмом построения имперской православной государственности на Руси. И это естественно, потому что в православной восточной парадигме отношение Церкви и государства всегда именно такое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

7 . Исаакий Молчальник. Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. По отзыву летописца, преподобный Исаакий отличался незлобием, необыкновенной кротостью и послушанием, любил читать Священное Писание и, смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез. Он удостоился видеть Ангела, сослужившего преподобному Сергию, скончался зимой 1388 года, за три года до кончины своего блаженного наставника, и погребен близ Троицкого собора к востоку. 8 . Макарий, соучастник Исаакия в видении Ангела. 9 . Келарь Илия, «старец добрый и послушный»; скончался 1384 года, на Троицкой неделе. 10 . Экклесиарх Симон, видевший благодатный огонь, которым причащался преподобный Сергий. О нем с похвалой отзывался сам преподобный. 11 . Игнатий, вскоре после смерти преподобного Сергия удостоившийся видеть его стоящим в церкви на своем месте и поющим с братией. 12 и 13. Варфоломей и Наум, известные по явлению преподобного Сергия во время осады лавры. 14 и 15. Александр Пересвет и Андрей Ослябя, названные в древних рукописных святцах преподобномучениками. 16 . Иоанникий, не упоминаемый в житии, но изображенный на древней иконе вместе с другими учениками преподобного Сергия. 17 . Епифаний премудрый , также изображен купно с своим наставником и прочими его учениками на иконе Троицкого собора. Епифаний впоследствии был духовником в обители Сергиевой и оставил нам описание жития своего великого старца. Это был человек образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития преподобного Сергия, похвальное ему слово, житие и похвальное слово в честь святителя Стефана Пермского, с которым он вместе жил в молодости своей в Ростове, в монастыре Григория Богослова , именуемом «Затвор». 18 . Никон, подобно Михею удостоившийся сожития в одной келлии с святым старцем и бывший потом его преемником по игуменству. Древний жизнеописатель, говоря о его строго подвижнической жизни, выражается, что его имя «яко священие некое обношашеся» еще во время его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

протоиерей Олег 22 января 2016г. 00:31 Уважаемый Николай! В этом списке 14 местночтимых святых. Вероятно, на Соборе готовится их общецерковное прославление, для этого и собираются свидетельства об их почитании. Здесь будет очень важно сообщить обо всех случаях почитания - называют ли в честь этих святых храмы, пишут ли их иконы, служат ли им молебны, дают ли их имена в крещении. Говорить о почитании без этой конкретики будет неправильно. Наличие чудес в случае общецерковного прославления местночтимого святого так же необходимо, на Соборе они должны быть представлены, как это было, например, при прославлении преподобного Далмата Исетского в 2013 году. Другие 16 подвижников из этого списка никогда не были канонизированы. Вот их имена: воин схимник Александр Пересвет, воин схимник Андрей Ослябя, преподобная Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополит Московский и всея Руси Геронтий, преподобный Елисей Лавришевский, иеромонах Иона Псково-Печерский, преподобный Корнилий Переяславский, иеромонах Леонид Устьнедумский, преподобный Марк Псково-Печерский, преподобный Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, благоверный великий князь Ростислав - Михаил, епископ Тверской Симеон Полоцкий, игумен Симон Сойгинский, княжна София Слуцкая. Для их прославления, во-первых, необходимо подготовить жития. А далее, как уже было сказано в рекомендациях, утвержденных Священным Синодом: «для рассмотрения вопроса о канонизации подвижника, необходимо собрать документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы». Полагаю, что опрос епархий, который сейчас проводится, имеет целью собрать предварительные материалы об их почитании. Николай Казаков 25 января 2016г. 00:28 Досточтимый о. Олег, благодарю Вас за подробный ответ. Но возникают новые вопросы.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Е. Грачева: Владыка, пользуетесь ли Вы банковскими картами? Можно ли православному человеку работать в банке? Митрополит Иларион: Конечно, я пользуюсь банковскими картами и не вижу, почему православный человек не может работать в банке. Я знаком с целым рядом банковских работников, многие из них являются православными людьми. Е. Грачева: Нужно ли и можно ли монахам идти служить в армию? Митрополит Иларион: Монахам не нужно и не следует идти служить в армию, за исключением особых обстоятельств. Мы знаем из истории, что среди учеников преподобного Сергия Радонежского были два схимонаха, которые участвовали в боевых действиях, и они прославлены в лике святых. Это Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Е. Грачева: Что такое любовь и как ее отличить от влюбленности? Как тут не ошибиться? Митрополит Иларион: Любовь — это чувство, которое сохраняется вне зависимости от внешних обстоятельств и имеет жертвенный характер. Влюбленность может прийти и уйти. Влюбленность перерастает в любовь, во-первых, со временем, во-вторых, после того, как двое любящих людей пройдут вместе через какие-то испытания и останутся друг другу верны, а в-третьих, конечно, любовь испытывается временем. В этом — тайна брачного союза. Когда жених и невеста встречаются, они как правило молодые, внешне друг для друга притягательные, но эта внешняя притягательность со временем либо должна пройти, либо она перерастет во что-то совсем другое: в какую-то внутреннюю, эмоциональную, духовную близость. В православном понимании брачный союз — это именно тот союз, который основан на прочной, долгосрочной и жертвенной любви. Е. Грачева: Как быть человеку, который любит своего супруга, живет с ним давно, но на него нахлынуло чувство влюбленности к другому человеку? Митрополит Иларион: Если это супружеский союз, то любая влюбленность за рамками этого союза несет ему угрозу. Поэтому человек должен работать над собой для того, чтобы этого просто категорически не допускать. Е. Грачева: Спасибо большое, владыка, за то, что ответили на наши вопросы и на вопросы телезрителей.

http://patriarchia.ru/db/text/5912900.ht...

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

К сожалению, изменений на информационно фронте у нас, судя по всему, пока не предвидится. Обратной связи с Министерством Обороны, хотя бы через какой-нибудь общественный консультационный орган, у нас по-прежнему нет. В такой безнадёжной и безответной ситуации, мы, конечно, и дальше будем молиться и уповать на Господа Бога... Но неужели наше руководство так и будет молчать, неужели оно не заинтересовано в том, чтобы граждане Украины прозрели и, наконец, узнали, что мы очищаем их страну от фашизма, а не освобождаем украинскую землю от украинцев? И, конечно, нашему воинству на полях сражений в качестве символов праведной борьбы нужны не столько буквы, сколько более осмысленные традиционные образы, близкие каждой душе – например, Спас Нерукотворный, Георгий Победоносец или Георгиевская лента, означающая Великую Победу. Могут быть и другие символы, в которых заложен глубокий смысл единства и исторической преемственности героических побед нашего Отечества. И в текущей войне это сейчас главнейшая задача на информационном фронте . Решать ее надо как можно быстрее! Уверен, что новая, она же старая, традиционная русская символика будет не только направлять наших доблестных воинов в Победе, но и оказывать всемерную поддержку и духовную помощь со стороны всего нашего великого и могучего многовекового пантеона Защитников Отечества. Молите Бога о нас святые воины наши – равноапостольный княже Владимире, преподобные Илия Муромец, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, благоверные князи Александр Невский, Димитрий Донской и Довмонт Псковский, святые воины Феодоре Ушаков и Александр Суворов, и все святые, в Земле Российской просиявшие! Владимир Алексеевич Азаров , член Союза писателей России, кандидат политических наук, ветеран локальных войск и военных конфликтов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Красное Знамя Великой Победы и Красный Стяг с Ликом Спаса Нерукотворного

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/17/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123030.html

(ЦАК МДА), очевидно изготовленная ко дню празднования 40-летия служения А. в должности наместника ТСЛ на основе ветхой митры, принадлежавшей свт. Филарету (Дроздову); на живописных дробницах воспроизведены образы небесных покровителей А. в миру и монашестве, а также святых, в дни памяти к-рых происходили важные события жизни преподобного. Ист.: РГБ. Ф. 213. К. 111. Ед. 3 (портрет). Лит.: Духовные светочи России. С. 149-153. Кат. 136-139. Я . Э . Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИГНАТИЙ Троицкий, Радонежский († не ранее 50-х гг. XV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), ученик прп. Никона Радонежского ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/115982.html

– Всё сие я уже сделал, отвечал ему Великий Князь, но враг мой ещё более возносится. «Если сие так, сказал Угодник Божий, то его ожидает конечное погубление, а Тебя, Великий Княже, помощь, милость и слава от Господа». И, полагая на чело преклонившегося пред ним Великого Князя крестное знамение, Богоносный Серий громко произнес: «Иди, Господине, небояз-ненно! Господь поможет тебе на безбожных вра-гов!», а за тем, понизив голос, сказал тихо одному Великому Князю: «победишь врагов твоих»... С умилением сердечным внимал Великий Князь сему предречению; он прослезился от душевного волнения, и стал просить себе у Преподобного Сергия особого дара. – В то самое время, в обители Живоначальной Троицы, в числе братии, подвизавшейся под руководством сего святого мужа против врагов невидимых, были два инока: Александр Пересвет (бывший боярин Брянский) и Андрей (так называется в синодиках лаврских 2 ) Ослябя (бывший боярин Любецкий). Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри, и люди весьма опытные в воинском деле. Сих то иноков – воинов и просил теперь в свои полки Великий Князь у Преподобного Сергия, надеясь, что они как люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем принести ему великую пользу. И Преподобный не усомнился исполнить просьбу Великого Князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С верою и радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца Игумена, а он приказал им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: «Вот вам, чада мои, оружие нетленное, – говорил при сем Преподобный: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!». Поручая их Великому Князю, Святой Старец сказал ему: «Возлюбленный Княже! Вот тебе мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им изрёк: «Мир вам возлюбленные мои во Христе братия! Мужайтесь, яко добрые воины Христовы, присно бо время вашей купли!»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И еще несколько слов о том, как складывались судьбы этих древнейших московских святынь, связанных с памятью Куликовской битвы. В 1509-1510 гг. итальянский зодчий Алевиз Фрязин, построил на месте деревянной каменную церковь Рождества Богородицы в Симонове - она и сохранилась до наших дней. В престольный праздник здесь всегда совершали панихиду по всем православным воинам Куликовской битвы, первыми из которых поминали Пересвета и Ослябю. Кланяться их могилам приходили сюда и Иван III, и сам Иоанн Грозный - стены церкви помнят этого царя! - и Алексей Михайлович, и Екатерина II, которая посетила храм после коронации и приказала устроить надгробную белокаменную плиту над могилами святых иноков. И только когда по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, к церкви были пристроены новая колокольня и трапезная, могилы героев Куликовской битвы оказались внутри храма. В 1870 году скромная Рождественская церковь стала центром торжеств, посвященных 500-летию Куликовской битвы и местом августейшего паломничества. Могилу иноков увенчала чугунная сень и платиновая лампада, украшенная фигурами архангелов - дар военно-морского ведомства, ибо Александр Пересвет и Андрей Ослябя чтимы покровителями военно-морского флота России, их имена носили два крейсера. 22 апреля 1900 года церковь посетили государь Николай II с императрицей Александрой Федоровной и великий князь Сергей Александрович с Елизаветой Федоровной. Для Николая II это было первое посещение храма в Старом Симонове, и его потрясла изумительная палехская роспись, исполненная в 1894 году. С этой росписью потом случилась поистине чудесная история. После революции храм оказался на территории завода «Динамо» и был подготовлен к сносу: Куликовская битва тогда не интересовала тех, кто идейно не имел Отечества. Каким-то чудом его сохранили под компрессорную станцию, говорят, за крепкие стены. Несколько десятилетий здесь, у гробов Пересвета и Осляби, ревели моторы, сотрясая бесценное здание. Чугунная сень была продана как лом, по новейшему преданию, за 317 рублей 25 копеек. Лишь в канун 600-летия Куликовской битвы вспомнили, что здесь лежат ее герои. За эту церковь заступились художник П.Д.Корин, архитектор П.Д.Барановский, писатели Л. Леонов, В. Распутин, В. Астафьев, космонавт В. Севастьянов, скульптор В.М.Клыков, и... Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Когда в январе 1977 года поступило прошение соорудить для завода новую компрессорную станцию, а церковь освободить и отреставрировать, Косыгин подписал соответствующее распоряжение. Моторы из храма удалили - и с того начался почин его возвращения. В начале 1980-х годов храм передали под филиал Исторического музея.

http://pravoslavie.ru/37013.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010