После победы Дмитрий Иоаннович поставил на Куликовом поле храм Рождества Пресвятой Богородицы и установил днем вечного поминовения павших воинов Дмитриевскую родительскую субботу - ближайшую субботу к празднику св. Дмитрия Солунского. Донскую икону поместили в Кремле, сначала в Успенском соборе, а затем ее перенесли в новоустроенный Благовещенский. Потом она спасла Москву от нашествия крымского хана Казы-Гирея, и в ее честь был основан Донской монастырь. А в своей любимой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове великий князь похоронил Пересвета и Ослябю, погибших на поле брани. Известная точка зрения, что Ослябя остался жив и в 1398 году участвовал в посольстве в Константинополь, подвержена сомнению: в летописном повествовании упоминался не он, а Иродион Ослебятя, его родственник. Андрей Ослябя пал на Куликовом поле и упокоился рядом с Пересветом, в особой каменной палатке подле стен храма. Такое решение князь принял и потому, что церковь была посвящена празднику, в который пришла на Русь первая, великая победа. Так Донской хотел почтить своего духовника, преподобного Феодора, вдохновить воинов на новые ратные подвиги, и оставить святых иноков при себе, в своей домовой церкви, как благословение Сергиево. С того времени церковь стала местом паломничеств и государей, и простых москвичей и всех русских людей. После смерти Дмитрия Донского от полученных ран в этом храме слезно молилась его вдова. В мае 1389 года великий князь опасно заболел, и было явлено грозное знамение - месяц вдруг пропал с вечернего неба и появился только перед зарею. Вечером 19 мая он умер, наказав жене воспитать сыновей и до совершеннолетия наследника Василия править с ним. Оттого она на время отложила свое решение уйти в монастырь и посвятила жизнь памяти Дмитрия Иоанновича. Помня о своем обете возблагодарить Богоматерь за дарованную победу и о поездках с мужем на богомолье в Рождественскую церковь в Симонове, она захотела иметь такой же храм около своего дворца в Кремле, дабы быть с ней неотлучно. И в 1393 году на месте старой дворцовой церкви Воскрешения Лазаря была выстроена каменная церковь Рождества Богородицы на Сенях - ныне это старейшая сохранившаяся церковь Москвы. Ее белая главка с золотым куполом на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна с Моховой улицы. Эта церковь при женской половине дворца стала домовым храмом великих княгинь, а потом и цариц. До создания некрополя в кремлевском Вознесенском монастыре она служила им усыпальницей. Великая княгиня Евдокия щедро одарила церковь иконами, утварью, книгами, а потом ее расписал сам Феофан Грек.

http://pravoslavie.ru/37013.html

Схима – высшая, самая строгая степень монашеского отречения от мира. Мы доподлинно не знаем, были ли к тому моменту Пересвет и Ослябя схимонахами. А может быть, авва Сергий постриг их схиму непосредственно перед началом похода – как многие в то время принимали схимнический постриг, готовясь к смерти? Тогда это было знаком особой готовности умереть за Родину. Почему он сделал это, стало ясно некоторое время спустя. …Стоят напротив друг друга две рати. Ощерились копьями полки. Но прежде, чем битва началась, перед татарским войском, гарцуя на огромном коне, выехал богатырь Челубей. Был он велик ростом, горд и грозен, слыл непобедимым. В татаро-монгольском войске служили представители разных народов со всей Азии. Есть данные, что половец Челубей был не обычным богатырем. Он прошел посвящение на Тибете, где приобщился к тайным знаниям древней демонической религии бон-по и достиг степени «бессмертного». Идя в бой, он призывал на помощь бесов. Те парализовывали волю противника, а своего служителя наделяли нечеловеческой силой. В этом и состоял залог непобедимости Челубея. Русскому воину, дерзнувшему вступить в бой с этим знаменитым поединщиком, предстояло фактически сразиться с бесом, вселившимся в человеческое тело. Неудивительно, что никто не решался принять вызов. В рядах защитников Руси возникло замешательство. И тогда вперед выехал Пересвет – немолодой воин в схимническом одеянии. «Не смущайтесь – обратился он к соратникам – велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас равного себе; но я желаю с ним переведаться, выхожу во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!» Пересвет уповал не столько на себя, сколько на Христа. Он окропил себя святой водой, испросил у всех прощения – и пошел на бой. Это был не столько поединок двух богатырей, сколько битва добра и зла, Христа и велиара, сердечной молитвы и бесовских заклинаний. За своего духовного сына молился в монастыре преподобный Сергий – житие свидетельствует, что пока шла Куликовская битва, он стоял на молитве и по именам поминал убиенных православных, по благодати Божией видя поле сражения. Молился и стоявший неподалеку, в войске, собрат-инок – Андрей Ослябя. И конечно, сам схимонах Александр пламенел молитвой ко Христу! Эта сердечная молитва одолела демонические козни. Схима с крестом оказалась самым сильным оружием!

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/18/...

11,12. Варфоломей и Наум . О них в житии Преподобного нет упоминания, но сам угодник Божий, явившись во время осады Лавры пономарю Иринарху, сказал: «Рцы братии и всем ратным людем, почто скорбят, что вести послати к Москве невозможно? Аз послах от себе к Москве в дом Пречистыя Богородицы и к Московским чудотворцам молебное торжество совершити трех учеников своих – Михея, Варфоломея и Наума – в третием часу нощи. Воры же и Литва видеша их...» И действительно, пленные поляки показали, что видели ночью трех иноков, которые спешно ехали по дороге в Москву на худых конях, но которых они не могли поймать. Что это не был обман чувств, подтвердилось еще другими необыкновенными обстоятельствами. Один больной старец, услышав о чуде, вошел в детское сомнение: на каких конях послал преподобный Сергий трех учеников своих? И внезапно явился ему преподобный Сергий и, сказав, что послал на слепых конях, которые за недостатком корма выгнаны из каменной монастырской ограды, исцелил его от болезни и вместе от неверия. Повелев объявить сие всем, святой заключил свою беседу с исцеленным следующим и утешительным, и вместе грозным поучением и предречением: «Не так гнусен мне смрад мирян, согрешающих блудом, как иноков, не радящих о своем обещании; и под стенами обители моея всех пришедших врагов истреблю, и во обители моей нечисто и двоемысленно живущих погублю же, и со осквернившимися управлю!..» 13, 14. Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович пред своим походом против Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами Мамая, то он просил у Преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним сих двух бояр-иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди, очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем самым сослужат ему великую службу. И Преподобный не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, – говорил он им. – Да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им еще сказал: «Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашея купли».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С сер. XIV в. в источниках начинают поименно упоминаться члены митрополичьего военно-служилого двора, ведавшего судом и управлением от имени митрополита. Среди бояр и слуг в XIV в. встречаются и выходцы из Византии (напр., Михаил Щербатый Гречин). На Руси в отличие от Болгарии, Молдавии и Валахии далеко не все из них сумели сохранить высокий служебный статус для своих потомков. В основном митрополичьи бояре, стольники, дьяки и слуги упоминаются в связи с исполнением ими посольских поручений (в К-поле, Новгороде или Галиче), что отмечено в рус. летописях и греч. актах К-польского Патриархата. В кон. XIV в. в Сев.-Вост. Руси нек-рые митрополичьи бояре одновременно были монахами (напр., Андрей (Ослябя)) (см. ст. Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские ). При епископских дворах такие служебные назначения среди вотчинников были распространены еще в XV в. (напр., в Ростовской епархии). М. о. в Сев.-Вост. Руси делилась на адм. округа, во главе к-рых со 2-й пол. XIV в. были десятинники. До этого времени, как свидетельствуют записи свт. Феогноста, митрополиты нередко сами объезжали территорию М. о. в Сев.-Вост. Руси, где собирали положенную им десятину ( Присёлков, Фасмер. 1916). Размеры этих округов не были равными. В ряде случаев они могли достигать площади уездов, станов или «более мелких территориальных единиц» ( Флоря. 2007. С. 93). Возможно, подобное неравенство в размерах округов отражает первоначальную плотность их населения. Во 2-й четв.- сер. XV в. ключевые должности в управлении митрополичьим домом занимали представители черного духовенства, к-рые были дворецкими, казначеями и нередко становились митрополичьими наместниками в важнейших городах Руси (напр., они известны во Владимире-на-Клязьме, Вильно, Киеве, Новгородке-Литовском, Кричеве, Галиче и др.), где возглавляли штат светских слуг. Так, обвиненный в нач. янв. 1396 г. в отравлении Киевского вел. кн. Скиргайло (Иоанна) Ольгердовича выходец со Св. Горы Фома (Изуфов) держал у свт. Киприана наместничество у Св. Софии на митрополичьем дворе (ПСРЛ. Т. 32. С. 71, 147; Т. 35. С. 65, 72, 90, 101-102, 138, 159, 186, 207, 228). Настоятель нижегородского Благовещенского муж. мон-ря архим. Малахия Философ стал митрополичьим наместником во Владимире-на-Клязьме ( Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 69-70; Кучкин В. А. Подделки действительные или мнимые?// Он же. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века. Н. Новг., 2011. С. 216, 217, 222). В авг. 1404 г., приехав в Киев, свт. Киприан «наместника своего Тимофея архимандрита и слуг своих тамошних поима и отосла на Москву, и постави тамо наместника своего Феодосия, архимандрита Спаскаго; сице же и слуг своих избра, повеле им на Киеве быти со архимандритом наместником его» ( Присёлков. 1950. С. 458).

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Духовно-спортивные центры в честь великих православных воинов и святых откроют при храмах по всей России 19 декабря, 2018. Новостная служба Первый центр «Андрей Ослябя» открывается 19 декабря при храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле 19 декабря. ПРАВМИР. При православных храмах России будут открываться духовно-спортивные центры. Совместную программу реализуют Движение «Сорок Сороков» и Патриаршая комиссия по физкультуре и спорту. Центрам будут давать им имена великих православных воинов и святых — Александра Суворова, Федора Ушакова, Дмитрия Донского, Александра Невского, Михаила Кутузова, Евгения Родионова и т.д. «Занимаясь спортом при храмах, дети будут получать не только спортивную и физическую подготовку, но также будут окормляться духовниками храмов, воспитываться на примерах своих великих соотечественников и в соответствии с традиционными и патриотическими ценностями», – отмечают в движении «Сорок сороков». Первый подобный центр «Андрей Ослябя» открывается 19 декабря при храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Развивать спортивные инициативы в приходах Церкви рекомендовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он предложил прописать методические основы по созданию и функционированию епархиальных спортивных секций и клубов. Первосвятитель также посоветовал всем, включая архипастырей, ежедневно делать зарядку и отметил, что сам он каждый день занимается спортивными упражнениями. Совместная программа Движения «Сорок Сороков» и Патриаршей комиссии по физкультуре и спорту, была принята в конце июня. По мнению ее организаторов,  она поможет детям не только получать спортивные навыки, но и «приобретать духовно-нравственный опыт, вырваться из социально-неблагополучной среды и социализироваться в обществе». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/duhovno-sportivnyie-ts...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые защитники Руси 7/20 сентября - память прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380) 19.09.2018 999 Время на чтение 6 минут На рубежах России АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ (+8. IX.1380) АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ Во 2-й половине XIV в. на месте, избранном преподобным Сергием, святитель Алексий (Бяконт) учредил Московский Симонов монастырь. Вместе с Кириллом Белозерским и Ферапонтом под руководством игумена Феодора (+1394 г.), племянника Сергия Радонежского, там подвизались бывшие брянские бояре Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Московский великий князь Димитрий Иванович (1350-1389) перед сражением с темником Мамаем прибыл с соратниками в Сергиев монастырь помолиться и получить благословение св. Аввы. В залог предсказанной им Божией помощи великий князь упросил Преподобного благословить витязей Пересвета и Ослябю в русскую рать. Богу содействующу, Старец благословил их изготовиться на трудный подвиг приня тием великой схимы. Посвятив их, преподобный Сергий сказал: " Вот вам, други мои, нетленное оружие на враги!... " . А Димитрию рек: " Вот тебе, княже, мои оруженосцы!... " . Благословив схимников и великого князя с его соратниками, великий игумен воодушевил их: " Мир вам, мои возлюбленные! Мужайтесь, доблии воины Христовы! Пришло время постоять вам за землю Русскую... " . 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, татары числом до 120000 увидели русских (до 60000) на Куликовом поле у р. Непрядвы. С татарской стороны вперед вырвался на коне богатырь-печенег Челубей. Похулив русских и веру их, он угрожающе потрясал копьем, вызывая на единоборство. Из полка князя Владимира Александровича (Всеволожа) отделился Александр Пересвет, обратился к Димитрию Ивановичу: " Дозволь мне, княже! " . Потом, поклонившись на четыре стороны света, великому князю, также собрату Андрею Ослябе и прочим русским ратникам, сказал: " Простите меня, грешного, и благословите " . " Бог простит тебя, благословит и молитвами отца Сергия да поможет! " - был ответ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Мамай стал на возвышении со своими князьями и стал оттуда наблюдать битву. Враждебные полчища смотрели друг на друга. И вот из татарского войска выезжает богатырь по имени Телебей (Телебег), хвалится своею силою и храбростью и вызывает достойного помериться с собою. Он был исполинского роста и чрезмерно силён. Такой Голиаф шёл открывать битву: так следовало по обычаю татар; у них всегда такие удальцы-силачи начинали дело и показывали собою другим пример. «Кто против меня идёт?», – кричал богатырь; и страшен был громадный вид его, и не сразу нашёлся из Русских тот, кто бы отважился с ним на единоборство. Но тут выступил Пересвет. Шлем его был накрыт схимою, возложенною на него Сергием. Он испросил благословение у священника, сел на боевого коня, обратился к стоящим и громко крикнул: «Отцы и братья, простите меня грешного! Брат Ослябя, моли за меня Бога! Преподобный Сергие, помогай мне молитвою твоею!» И он понёсся во всю прыть на татарина. Богатырь летел ему на встречу, неистово столкнулись они и на всём скаку, со всех сил ударили один другого копьями. Кони их от удара присели на карачки, а они полетели на землю оба мёртвые. Равны были две силы и не снесли взаимных ударов. Вслед за тем, дан был знак. Затрубили трубы. Крикнули русские: «Бог христианский, помоги нам!» Крикнули татары, призывая Магомета. Началась всеобщая неистовая сеча. Такой сечи, по сказанию современников, не было ещё на Руси. Бились не только оружием, но и рукопашно; задыхались от тесноты; умирали под конскими копытами. Кровь полилась потоками по траве. Христиане и неверные испускали дыхание, переплетаясь между собою руками и ногами в предсмертных страданиях. Часа через два татары стали одолевать. Москвичи, небывальцы в бранях, как называет их Новгородский летописец, в страхе пустились в рассыпную. Татары погнались за ними, и увидевши чёрное великокняжеское знамя, направили туда все усилия; добрались, изрубили знамя и убили Михаила Бренка, которого по одежде приняли за великого князя. Ужас распространялся более и более в русских рядах. Падали князья, падали воеводы; всё бежало. Пал князь белозерский Феодор, потом его сын Иван и торусский князь Феодор и брат его Мстислав, князь Феодор Семёнович, князь Иван Михайлович, князь Димитрий Монастырёв; бояре и воеводы: Семён Михайлович, Микула Васильевич, Андрей Шуба, Андрей Серкиз, Тимофей Васильевич, Волуй Окатьевич, Лев Мозырев, Тарас Шатнев, Семён Мелик, Дмитрий Минин и Ослябя – товарищ и брат Пересвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Но современник келарь Симон Азарьин, в житии преп. Сергия, изданномъ им в 1646 г. л. 86 об. инока Ослебу, данного преп. Сергием В. Князю, называет Андреем (в рукоп. житиях Сергия иноки сподвижники не упомянуты). В слове о Задонщине инок Ослеба именуется Иаковом с прибавлением, что он пал на куликовской битве. О убиении Ослебы на донском сражении говорит Карамзин и Полевой, но в акте о местничестве Бутурлина с Плещеевым, напеч. в Известиях И. А. Н., т. V, стр. 358–366, чернец Андрей Ослеба упоминается в числе бояръ митр. Киприана в 1390–1393 годах (сн. Москов. Ведом. 1857 г. 53), а в Соф. Врем., ч. 1., стр. 418, чернец Родион Ослябя упом. посланным в 1398 г. от В Князя в Царьград с милостынею. В лаврском синодике 818, также в Соф. Врем , ч. 1., стр. 364, Супрал, летоп., изд. 1836 г., стр. 110, в сказании о убиенных на Мамаевом побоище, из иноков Сергиева монастыря упом. один Александр Пересвет. А в рукописных святцах исх. XVII в. сказано, что преподобномученики иноки-воины Адриан Ослябя и Александр Пересвет привезены с куликовской битвы в Москву и положены на Старом Симонове у деревянной церкви Рождества Богородицы, в полатке каменной под колокольнею, и дски каменныя на них безъ надписей. Снегирев в Русской Старине: Церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове, Карамзин (V, прим. 82) иначе: на камне были вырезаны имена Осляби и Пересвета. 5 Вероятно, память его и других положена здесь на основании службы всем Святым, соч. препод. Христофора. По некоторым спискам в службе Христояора так изчисляются Святые мес. марта с 10–21 числа во 2-м тропаре 6-й песни: «Подобает Кондрату со дружиною и Софронию и Феофану песнь, Никифор же песми и Венедикт и Ефросин и Александпа два и Дионисиа два же да похвалится, и дивнии мученици 7 агапий с дружною, и мученик Савин, и Божий человек Алексий, и Кирил друг Христов, Хрисанф и Дариа философица, и препод. отци в обители св. Савы избиени, и Фетиниа самаряныни, и препод. Иаков исповедник», а в 3 тропаре: «чту... и Уара». См. 346 л. 7. В следов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Благословение Сергия Радонежского стало для нас образом Победы. И в этом – ещё одно объяснение бессмертия основателя Свято-Троицкой лавры. Образ победы как национальной идеи – центральный для всей русской героики, получил импульс для развития именно в ходе осмысления Куликовской битвы. С этого времени русская героика – это героика победителей, людей, стремящихся к победе как к достижимому идеалу. Таким героям свойственна мобилизационная психология: они способны ярко проявить себя в экстремальной ситуации, совершить чудо, активизировав для этого все силы, все скрытые в человеке резервы. Сражение с ордами Мамая – это ещё и эпическая драма истории. Современный исследователь пишет: «Куликовская битва – яркая вспышка той материальной и духовной энергии, которая была накоплена созидательным и ратным трудом нескольких поколений русских людей. Составляющими той великой силы, которая на Куликовом поле надломила вековое могущество Орды, были повседневный, упорный труд крестьянина и ремесленника, горячее слово патриота-проповедника, доблесть воина и мастерство художника». Битва 8 (21) сентября 1380 года, с которой отсчитывают историю великорусского народа, остаётся лучшим примером симфонии Церкви, государства и культуры. И преподобного Сергия Радонежского называют родоначальником Земли Русской именно потому, что был он духовным отцом Куликовской победы. Олицетворяли победу герои Непрядвы – благословлённые преподобным Сергием его духовные дети, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Глядя на них, каждый ратник понимал, что это священная война. Пересвет начал битву поединком с ордынским богатырём Челубеем, в котором погибли оба противника. А Ослябя первым ринулся в бой и погиб, подав пример оцепеневшему воинству. Не столь важно, насколько историчен этот сюжет. Иногда легенда важнее документа, потому что она вдохновляла поколение за поколением, она созидала Россию. Предание об этих подвигах стало ясной метафорой взаимоотношений Церкви, государства и народа. Примером благочестия, ревностным служением Церковь вдохновляла, придавала силы – как святой чудотворец Алексий, митрополит, святитель Московский, по выражению автора Жития, «душа советов и дел князя Димитрия». И – как Сергий Радонежский, подаривший русскому народу не только победу, но и мерный свет монастырей, очагов православного благочестия Московской Руси.

http://pravmir.ru/mech-i-molitva-vozmozh...

240 Тимофей Волуевич, Андрей Серкизович, Михайло Иванович – воеводы. Их имена также названы среди имен убитых в Синодике. 242 Кликнуло Диво... – Β «Слове ο полку Игореве» – Див. Что означает это слово и в «Слове ο полку Игореве», и в «Задонщине» – неясно, и толкование его значения носит предположительный характер. Большинство исследователей предполагает, что Див – какое-то мифическое существо. 244 ...къ Караначи... -– Орнач; город Орнач упоминается в летописях, но единого мнения ο том, что это за город, нет. Н. М. Карамзин считал, что этот город находился в устье Дона. Но, может быть, так назывался в древнерусских летописях Ургенч – столица Хорезма, уничтоженная в 1388 г. Тимуром. 248 Пересвет – монах Троицкого монастыря; вместе с иноком Ослябей был послан игуменом монастыря Сергием с войсками Дмитрия Донского на Куликово поле. Β «Сказании ο Мамаевом побоище» рассказывается ο поединке Пересвета перед началом сражения с богатырем из войск Мамая, в котором оба погибли. Все сведения ο Пересвете ограничиваются данными памятников Куликовского цикла. 249 ...на суженое мсто привели. – Сражение, поединок трактовались как «Божий суд» по Божьему изволению побеждал правый. Смысл этой фразы в «Задонщине» становится понятным из «Сказания ο Мамаевом побоище», где рассказывается ο поединке Пересвета. 250 Ослябя чернец. – Ослябя называется братом Пересвета и в «Сказании ο Мамаевом побоище». Но, скорее всего, в данном случае «брат» не термин родства, а обозначение того, что оба они монахи Троицкого монастыря. 251 ...чаду моему Иякову... – Β некоторых вариантах Основной редакции «Сказания ο Мамаевом побоище» в числе воинов, посланных в поле в первом сторожевом (разведывательном) отряде, называется Яков Ослябятев. 252 ...на забралах... – Забрало (забороло) – защищенная галерея, идущая по верху крепостной стены. 253 Α Ондрева жена Марья да Михайлова жена Оксинья... – Имеются в виду жены воевод Андрея Серкизовича и Михаила Ивановича. 256 Батый – внук Чингисхана. Возглавлял нашествие монголо-татар на Восточную Европу в конце 30–40-х гг. XIII в. При нем возникла Золотая Орда н началось монголо-татарское владычество над Русью. Умер в 1255 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010