Свет Евангельской проповеди воссиял на Афоне вскоре по вознесении Господнем, — вот как об этом говорит церковное предание (в мин. чет. св. Дим. Ростов. 15 Августа). «Когда св. Апостолы во Иерусалиме с Материю Господа кинули жребий, кому какая страна достанется для проповеди Евангельской, Божией Матери досталась Иверская земля (Грузия); но Ангел Господень возвестил Ей, что страна та просветится в последующее время, а Тебя, говорил Ей Ангел, ожидают попечения об иной земле, в которую Сам Бог приведет Тебя». Между тем четыре-дневный Лазарь, бывший епископом на Кипрском острове, усердно желал увидеть Божию Матерь; но боялся прибыть во Иерусалим по бывшему тогда гонению от иудеев и по Ея соизволению, прислал за Нею корабль, на котором Она отправилась в Кипр; но вдруг подул противный ветер и прибил корабль в пристань горы Афона, которая была тогда наполнена идолами; на ней находился храм Аполлона, множество народа стекалось туда на поклонение, и всякий получал там от прорицалища ответы на свои вопросы. Как только приблизилась к берегу Пресвятая Богородица, все идолы с воплем восклицали: «люди обольщенные Аполлоном, ступайте в Климентову пристань и примите Марию Матерь Великаго Бога Иисуса». Бесы, обитавшие в идолах, принуждены были силою Божиею против своей воли сказать истину. Услыша слова идолов, народ изумился, и все поспешили на берег моря к пристани. Увидя корабль и Божию Матерь, они приняли Ее с почтением и спрашивали: как Она родила Бога, и как Его имя. Она возвестила народу об Иисусе Христе, и все пали и поклонились Богу, от Нея рожденному, а Ей оказывали все почести, — и потом, уверовав, крестились. Многия чудеса совершила там Матерь Божия, по крещении Она поставила учителем новопросвященных одного из бывших с Нею Апостольских мужей и, возрадовавшись духом, сказала: «сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего», и благослови люди и рече паки: «благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих зде с верою и благословением, и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего, потребная же к житию на земли благая будут им с малым трудом изобильна и жизнь небесная им уготовится, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего, до скончания века; «Аз же буду заступница месту сему и Богу о нем теплая Ходатаица». Сказавши это, вторично благословила народ и отправилась в Кипр для посещения Лазаря.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Содержание    Днесь чин ангельский радостно воспевает хвалебные песни, и свет пришествия Христова воссияет верным. Днесь радостная для нас весна, Христос – Солнце правды осиял нас ясным светом и озарил умы верных. Днесь Адам обновлен и вознесенный на небо ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святаго Духа к людям. Днесь божественная благодать, надежда невидимых, освещает чудеса, превышающие разум, и явственно открывает нам от века сокровенное таинство. Днесь сплетаются венцы неизсякаемой добродетели. Днесь Бог, хотящий увенчать священные главы любящих слушать и почитающих празднества, призвал любителей непоколебимой веры как званных и наследников, и Горнее Царство поспешает призвать мудрствующих небесное, чтобы приобщить их к божественному служению бесплотных ликов. Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: «да веселятся небеса и да торжествует земля ... да возрадуются поля и ... все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет» (Псал. 95:11—13). Давид говорит [просто] деревья, а предтеча Господень называл деревья, «приносящия плоды достойные покаяния » (Лк.3:8), скорее же – пришествия Господня. Господь же наш Иисус Христос возвестил неизсякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: «увижу вас , и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).    Днесь ясно возвещается нам преславное и неизреченное таинство христиан, добровольно запечатлевших свою надежду на Христа. Днесь Гавриил, предстоящий Богу, приходит к Деве непорочной, благовествуя ей: «радуйся, Благодатная» (Лук. 1:28). Она же помышляла в себе, что бы это было за приветствие. Ангел без замедления присовокупил, говоря: «Господь с Тобою» (Лук. 1:28); «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога . Итак, Ты зачнешь во чреве и родишь Сына, и нарекут имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется. И даст ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и будет царствовать в доме Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как это будет со Мною, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:30—34). Останусь ли я и далее девой? Не будет ли нарушено достоинство девства? Когда Святая Дева недоумевала о сем, ангел возвещает ей сушность своей речи, говоря: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35). Ибо что оно есть, тем действительно и наречется.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3055...

Седьмой член Символа Веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Поучение 48 1) Изъяснение седьмого члена Символа Веры Седьмой член Символа Веры : И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В этом члене говорится о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю, для совершения последнего суда, и о Его вечном царстве. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Опять придет Иисус Христос на землю; но не в смиренном виде раба или человека, а в Божественном величии и славе; сонмы небесных ангелов будут сопутствовать Ему. Божественное величие Его, как единородного Сына Божия, Царя неба и земли, Судии живых и мертвых, – откроется пред ангелами и человеками, и тогда исполнится слово апостольское во всей силе: Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус в славу Бога Отца ( Флп. 2:10. 11 ). Иисус Христос о славном пришествии Своем на землю говорит: Егда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы ( Мф. 25:31, 32 ), и далее раскрывает Господь, как Он отделит праведных от грешных, и праведников призовет к наследованию царства небесного, а грешников пошлет в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:32–46 ). Грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин. 5:28, 29 ). Его же царствию не будет конца. О бесконечности или вечности царства Христова предсказал ангел Господень, когда возвестил преблагословенной Деве Марии о бессеменном зачатии от неё Сына Вышнего. Сей будет велий, говорил ангел, и Сын Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк. 1:32, 33 ). Земное царство Давида было образом благодатного, духовного царства Иисуса Христа, которое на земле будет продолжаться до скончания мира, а на небе в нескончаемые веки. 2) О частном суде по смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Скачать epub pdf Глава 5 1. Исцеление расслабленного 1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, [ 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.] 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Слова, взятые нами в квадратные скобки, отсутствуют во многих древних рукописях: в современных критических изданиях греческого текста они опускаются. Кирилл Иерусалимский (IV век), посвятивший целую беседу исцелению расслабленного у купели, ни одним словом не обмолвился о том, что в нее по временам входил ангел и возмущал воду. Однако его младший современник Иоанн Златоуст упоминает об этом: в том экземпляре Евангелия от Иоанна, которым он пользовался при составлении своего толкования, слова, взятые в квадратные скобки, имеются. Задолго до Златоуста на эти слова ссылался Тертуллиан . Возможно, они представляют собой примечание, сделанное редактором с целью объяснить, что означают слова «когда возмутится вода» в речи расслабленного. Однако, судя по свидетельствам Тертуллиана и Златоуста, это примечание появилось достаточно рано. Описанное чудо относится к началу общественного служения Иисуса: оно следует в Евангелии от Иоанна за рассказом об исцелении капернаумского царедворца. Место действия обозначается с максимальной конкретностью. Купальня Вифезда (согласно одной из распространенных интерпретаций, от арам. bêesd – «дом милосердия») у Овечьих ворот в Иерусалиме известна и по другим источникам, в частности, по Кумранским свиткам. Эта купальня упоминается у многих авторов, в том числе Кирилла Иерусалимского , Евсевия Кесарийского , блаженного Иеронима и Кирилла Александрийского . Купальня представляла собой целый комплекс сооружений, включая цистерны и многочисленные купели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Григория, епископа Акрагантийского Память 23 ноября Святой Григорий родился на острове Сицилии 7635 в селении Претории, близ города Акраганта 7636 от благочестивых и добродетельных родителей – Харитона и Феодотии. Родители его были люди весьма богатые и щедро благотворили из своего имущества всем нуждающимся. При крещении младенца Григория восприемником его от купели был блаженный Патамион, епископ Акрагантийский. На восьмом году от рождения Григорий отдан был для научения книгам одному искусному учителю, по имени Дамиану, и в два года прекрасно обучился читать, писать и петь церковные песнопения. На двенадцатом же году он был поставлен епископом Патамионом в клирики и поручен архидиакону 7637 Донату, который должен был руководить его в духовных подвигах и добродетельной жизни. Отрок упражнялся в молитве и целые дни и ночи проводил за чтением Священного Писания и житий святых отцов; отсюда в нем всё более разгоралось желание пойти по стопам тех, о ком он читал. Когда ему исполнилось 22 года, он вознамерился идти в Иерусалим поклониться святым местам; и он начал горячо молиться Богу, чтобы Он благоустроил путь его. Однажды ночью, когда он спал в доме архидиакона около его постели, кто-то вдруг позвал его: – Григорий! Он отвечал: «Я здесь», и, вставши, спросил архидиакона: – Зачем ты звал меня, господин мой? – Я не звал тебя, чадо, – отвечал архидиакон. И Григорий пошел, опять лег и уснул. Но тот же голос во второй раз позвал его, и он опять подошел к архидиакону, спрашивая, зачем тот звал его и опять архидиакон отвечал ему, что он никого не звал; но на этот раз архидиакон, поняв, что Григория зовет Сам Бог, затрепетал от страха и сказал отроку: – Если еще раз позовет тебя тот же голос, то ты ответь ему: «Что, Господи? Что велишь рабу Твоему»? Когда Григорий, ушедши от архидиакона, лёг опять на свою постель, голос в третий раз назвал его по имени. Зовущий же был Ангел Господень. Григорий отозвался, как был научен, и Ангел сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Неверие См. также: Жития святых . 275; Исцеление . 294; Кончина детей . 327; Молитва услышанная . 513; Муки вечные . 570; Наказание . 594; Наказание хулителей . 604; Покаяние . 785; Помыслы хульные . 827–828; Причастие . 908, 910; Самоубийство . 979; Хула . 1187. 611. Преподобный Давид за неверие к словам Ангела был лишен дара речи вне богослужения См. также: Милосердие Божие ; Наказание . Однажды преподобный Давид сидел в своей келии и ему предстал Ангел Господень: “Давид, Давид, Господь Бог простил тебе твои грехи, и теперь ты будешь совершать знамения.” – “Не могу поверить, – отвечал он Ангелу, – что в столь короткое время я заслужил прощение моих грехов, которые многочисленнее песка морского.” – “Если я не пощадил Захарию, не поверившего мне, когда я возвестил ему о рождении сына, но связал его язык в наказание за неверие моим словам, пощажу ли тебя? – сказал Ангел. – Отныне ты будешь лишен дара слова.” – “Как! Когда я был в мире и совершал безбожные дела и кровопролитие, – вскричал Давид, бросившись к ногам Ангела, – я мог говорить, а теперь, желая служить Богу и возносить Ему хвалу, теперь ли свяжешь мой язык?” – “Ты не будешь лишен дара слова во время Божественной службы, а во все остальное время будешь всегда молчать.” Так и было. И много знамений явил Бог через него. Он пел псалмы, но других речей – ни длинных, ни кратких – никто не слыхал от него. Тот, кто рассказал нам это, прибавил, что ему часто приходилось видеть его. И за это он прославлял Бога. (Луг духовный. С. 169). 612. Хулитель Таинства исповеди был наказан недугом, от которого умер сам и все его семейство См. также: Вольнодумство ; Исповедь ; Наказание ; Суд Божий . Преподобному Дионисию случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан, так как они питали к нему чувство особенного благоговения и преданности. В Турий был один отъявленный и давний враг Божественного Таинства исповеди, не только не исполнявший никогда этого христианского долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнение его считал необходимым условием для очищения себя от греховных скверн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Причастие См. также: Блудная брань . 65; Вера . 127; Грех смертный . 202; Кончина праведника . 348–349; Милосердие Божие . 439; Молитва . 502; Неверие . 613; Пресвитер . 898; Церковь . 1199; Чародейство . 1212. 905. Пресвитер Аммон видел Ангела, отмечавшего братию, приступавшую к Святым Тайнам; имена тех, кто не пришел в храм, были изглажены, и через три дня они умерли См. также: Ангел . Однажды, во время службы Божией, пресвитер Аммон видел Ангела, который, стоя по правую сторону жертвенника, отмечал братий, приступавших к Евхаристии, и записывал их имена в книгу и изглаждал имена тех, которые не пришли в церковь и через три дня умерли. (Лавсаик. С. 203). 906. Авва Макарий видел, что тем, кто недостойно приступил к Причастию, бесы клали на руку уголья, а Тело Христово возносилось обратно к алтарю См. также: Видение . Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении. Братия приступали к принятию Святых Тайн. Лишь только иные простирали длани для принятия Святых Тайн, эфиопы, как бы опередив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании Святых Тайн. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, что во время бдений при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братий по внушению злых духов предавался помышлениям, и не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братии, приступавших к алтарю. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 105). 907. Святые Тайны, оставленные православным в доме еретика, произрастили стебель и колос См. также: Еретик . Прибыв в Селевкию близ Антиохии мы встретились с епископом города, аввой Феодором. Он рассказал нам о следующем событии, происшедшем при его предшественнике на епископской кафедре – блаженном Дионисии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Ныне Ангельские лики воспевают славу Божественную, и свет Христова пришествия воссиявает верным. Ныне для нас – радостная весна: Солнце правды – Христос лучезарным сиянием просветил нас и озарил умы верных. Ныне обновляется Адам и вознесенный на небо торжествует с Ангелами. Ныне вся вселенная исполняется радостью по причине снисшествия на людей Святого Духа. Ныне явилась Божественная благодать, надежда (благ) невидимых, и ясно открыла нам чудеса, превышающие ум, таинство сокровенное от века. Ныне соплетаются венцы за постоянство в добродетели. Ныне Бог, желая увенчать священные главы людей благопослушных и соблюдающих дни празднственные, именует хранителей веры званными и наследниками, и в небесное царство со тщанием приглашает мудрствующих небесное принять участие в Божественной службе бесплотных ликов. Ныне исполнилось слово Давида: да возвеселятся небеса и радуется земля. Возрадуются поля и вся, яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет ( Псал. 95:11–13 ). Давид говорить о деревах: Предтеча же Господень, во время самого пришествия Его, говорит уже о деревах, приносящих плоды достойные покаяния ( Матф. 3:8 ). А Сам Господь наш Иисус Христос возвещает и всегдашнюю радость для всех верующих в Него: ибо Он говорит: узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас ( Ин. 16:22 ). Так ныне проповедуется нам преславное и неизреченное таинство христиан, запечатлевших свое упование во Христа святостью и благочестием. Ныне Гавриил, предстоящий пред Богом, приходит к Пречистой Деве и благовествует Ей: радуйся, Благодатная ( Лук. 1:28 )! И когда Она начала размышлять в Себе, что бы это было за приветствие, Ангел тотчас присовокупил: Господь с Тобою! не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:29–33 ). Мариам сказала Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? то есть, останусь ли Я девою, или отнимется достоинство девства? Когда с удивлением размышляла об этом Святая Дева, то Ангел в кратких словах выразил Ей сущность своей речи: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий ( Лук. 1:34–35 ). т. е. каково Оно есть, таким действительно и будет названо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на литургии в день праздника Обрезания Господня 14 января 1975 г. «Ты еси Бог наш! Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем!» В восьмой день по рождении Господа нашего Иисуса Христа, во исполнение закона, над Ним был совершен обряд обрезания, символизировавший вступление потомков Авраама в завет с Богом. В этот же день, по обычаю, наречено было Младенцу имя Иисус – то самое, которое предвозвестил Его Матери, Пресвятой Деве Марии, Архангел Гавриил во время Благовещения. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк. 1:30–31 ). Имя Иисус, по-еврейски Иегошуа или Иешуа, было одним из любимых и весьма распространенных среди иудеев того времени. Оно состоит из двух частей, первая из которых соответствует имени Божию «Иегова», а вторая говорит о спасающей или избавляющей деятельности Божией по отношению к людям. Таким образом, имя Иисус означало для ветхозаветного израильтянина «Иегова спасает» или «Иегова спасающий». Это имя носил живший во времена глубокой древности великий вождь народа Израильского, ученик и преемник Моисея, Иисус Навин, который, одержав с чудесной помощью Божией ряд побед над врагами, избавил свой народ от многих опасностей и ввел его в землю Обетованную. Так же назывался и великий первосвященник, который возглавлял иудеев, вернувшихся в VI столетии до Рождества Христова из многолетнего Вавилонского плена. Для этих великих избранников Божиих имя Иисус не столько относилось к их личности и служению, сколько должно было постоянно напоминать и им самим, и их единоплеменникам о Боге, как Избавителе всех бедствующих и находящихся в опасности. Носивший имя Иисус в Ветхом Завете должен был сознавать и помнить, что и он, как многие другие, есть тот, «чье спасение есть Иегова». Но когда в Вифлееме, во дни Ирода царя, родился от Девы Марии предреченный пророками Богомладенец, то и самое имя, которым Его нарекли, приобрело новый и совершенно исключительный смысл. «Ангел Господень, – говорит нам об этом св. евангелист Матфей, – явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово того же грешного монаха о расслабленном, по Бытию и по евангельскому повествованию, – в четвертую неделю по Пасхе Неизмерима небесная высота, неисследима преисподняя глубина, непостижима и тайна Божьего промысла, ибо велика и несказанна милость его к человеческому роду, та, которой были мы помилованы. Потому должны мы, братья, славословить, петь и восхвалять Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, возвещая о великих его чудесах, сколько он их ни сотворил, ибо непостижимы они и ангелам, не то что людям. Ныне вот побеседуем о расслабленном, о ком сегодня помянул сам Господь, кого призрел он и помиловал, – того, кем пренебрегли врачи, кого забыли погружавшие больных в купель служители; все они, когда вскипала вода, печась о здравии богатых, отталкивали того, кого ныне благой человеколюбец Христос исцелил словом, – ибо врач он нашим душам и телам, и слово его было делом. Глаголет евангелист: пришел Иисус в Иерусалим в преполовение еврейского праздника, когда множество народа со всех городов собирается по обычаю в Иерусалим. Тогда и Господь пришел, помогая всячески своим рабам и обличая безумие непокорных иудеев; поистине, пришел, чтобы найти заблудших и спасти погибших. Много сотворил он чудес по всей Палестине, но не веруют ему и в ответ на благодать хулят его, называя соблазнителем и лжецом. Потому пришел он при стечении множества народа к Силуамскому водоему, что зовется Вифезда, или Овчая купель (ибо там внутренности жертвенных овец полоскали). Над ней был храм с пятью притворами, и там лежало множество больных, хромых и слепых, и страждущих другими недугами, чающих движения воды; ибо ангел Господень приходил и возмущал воду, и первый, кто входил в нее после возмущения, исцелялся. И был это прообраз святого крещения. Ибо не всегда вода та исцеляла, но лишь когда возмущал ее ангел. А теперь к крестильной купели сам владыка ангелов, Святой Дух, приходит и ее освящает и подает здравие душам и телам и грехам очищение; если кто ослеп разумом, или охромел неверием, или иссох от отчаяния за многие преступления, или расслаблен еретическим учением – всех крещальная вода делает здоровыми. Та купель многих принимала, но одного исцеляла, да и то не всегда, а единожды в лето, – а крещальная купель всякий день многих оживляет и делает здоровыми. Ведь даже если люди со всей земли придут к крещению, не уменьшится Божья благодать, подающая всем исцеление от недугов греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010