Воскресение Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне. Повествуя о величайшем событии Воскресения Христова, все четыре Евангелиста ничего не говорят о таинственной и непостижимой для нас стороне этого события, не описывают, как именно оно произошло, и как Воскресший Господь вышел из гроба, не нарушив его печатей. Они говорят только о происшедшем землетрясении, вследствие того, что Ангел Господень отвалил камень от двери гроба (уже после того, как Господь воскрес, что подчеркивается и в наших церковных песнопениях, а не так, как обыкновенно думают, будто Ангел отвалил камень для того, чтобы Господь мог выйти из гроба), о речи Ангела, обращенной к пришедшим ко гробу женам-мироносицам, и затем о целом ряде явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам и ученикам Его. Приход жен-мироносиц ко гробу (Матф. 28:1-8; Марка 16:1-8; Луки 24:1-12 и Иоан. 20:1-10). Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на первый день недели, уже на рассвете, поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Возлюбленному Учителю. Воглаве этих глубоко преданных Господу женщин, вошедших в историю с именем «жен-мироносиц,» как свидетельствуют об этом все четыре Евангелиста, была Мария Магдалина; за ней следовала «другая Мария,» или Мария Иаковлева, Саломия и другие жены, последовавшие Господу от Галилеи (Лук. 23:55). Это был целый сонм жен, из которых одни шли быстро, почти бежали, быть может, другие шли медленнее, не с такой большой поспешностью. Нет ничего удивительного поэтому, что и время их прихода ко гробу у Евангелистов определяется различно, чем, на первый взгляд, и создается впечатление как бы некоторого противоречия между ними, которого, в действительности, нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Глава 14 Мк.14:1 . Чрез два дня надлежало быть празднику Пасхи и Опресноков; и искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить. Пасха, это – главнейший и торжественнейший еврейский праздник. Установлен он в память чудесного избавления Евреев от рабства египетского при Моисее, почти за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Название Пасха – значит прохождение. Оно дано празднику потому, что в ночь перед выходом Евреев из Египта, когда, ангел Господень поражал всех первенцев Египетских, он проходил дома еврейские ( Исх.12 ). Пасха праздновалась после весеннего мартовского полнолуния, в 14 день месяца Нисана (марта), в соединении с праздником Опресноков, который начинался на второй день Пасхи, и праздновалась 8 дней. Приготовление к празднику пасхи начиналось с 10-го числа, когда отцы семейств должны были избрать по однолетнему, без порока, агнцу – ягненку, которого в 14-й день закалывали во дворе святилища, после известного приготовления пекли и затем ели. Кровью пасхального агнца, когда в первый раз совершена была Пасха в Египте, кропили пороги домов, чтобы ангел, губитель египетских первенцев, проходил эти дома; впоследствии же кровью кропили только жертвенник, почему агнцы и заколались при скинии или храме. Вот как описывается в Толковом Евангелии епископа Михаила празднование Пасхи во времена Христовы. „Вкушение Пасхи начиналось вечером 14-го числа Нисана, по захождении солнца. Прежде всего приступали к чаше с вином, разбавленным водой. Воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним, по очереди, пили все присутствующие. Это называлось – первая чаша. После сего умывали руки, произнося слова благодарения Богу. Затем вкушали понемногу агнца пасхального, пресного хлеба и горьких трав и род соуса с финиками, смоквами, виноградом и уксусом, произнося славословие; после чего блюда сии уносились, и снова поставлялась чаша с вином и водой. Блюда уносились для того, чтобы возбудить любопытство детей и иметь таким образом случай рассказать историю праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 26 Зач. 107. Извещение апостолов Иисусом Христом о пасхе и Своих страданиях и совещание врагов убить Его Читается в великий четверток на литургии 1. И бысть, сконча вс словеса реч учнкмъ своимъ: Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2. всте, к по двою дню пасха бдетъ, и снъ преданъ бдетъ на вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Окончил (сконча) слова сии, т. е. притчи о 10 девах, талантах и учение о страшном суде (гл. 25). Пасха будет. Пасха, это главнейший и торжественнейший еврейский праздник. Установлен он в память чудесного избавления Евреев от рабства египетского при Моисее, почти за полторы тысячи лет до Р. Хр. Название пасха значит прохождение. Оно дано празднику потому, что в ночь пред выходом Евреев из Египта, когда ангел Господень поражал всех первенцев египетских, он проходил дома еврейские ( Исх. 12 ). Пасха праздновалась после весеннего мартовского полнолуния, в 14-й день месяца Нисана (Марта), в соединении с праздником Опресноков, который начинался на второй день Пасхи, и праздновалась 8 дней. Приготовление к этому празднику начиналось с 10-го числа, когда отцы семейств должны были избирать по однолетнему, без порока, агнцу ягненку, которого в 14-й день закалывали во дворе святилища, после известного приготовления, пекли и затем ели. Кровью пасхального агнца, когда в первый раз была совершена Пасха в Египте, кропили пороги домов, чтобы ангел-губитель египетских первенцев проходил мимо этих домов; в последствии же кровью кропили только жертвенник, почему агнцы и закалывались при скинии или храме. Вот как описывается в Толков. Евангелии еписк. Михаила празднование Пасхи во времена Христовы. «Вкушение Пасхи начиналось вечером 14-го числа Нисана, по захождении солнца. Прежде всего приступали к чаше с вином, разбавленным водою. Воздав хвалу Богу, глава семейства пил из неё, а за ним, по очереди, пили все присутствующие. Это называлось первая чаша. После сего умывали руки, произнося слова благодарения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 3 Третья речь: день Господень. 1–12. Очистительное действие суда Иеговы. 13–18. Божественное правосудие несомненно существует. ( Мал.3:1–12 .) В ответ на заявляемое евреями желание – увидеть праведный суд Божий – пророк возвещает, что Иегова, как Ангел завета, явится прежде всего для суда над потомками Левия, чтобы очистить их от их неправд, а потом произведет суд Свой и над всеми евреями, которые теперь оскорбляют Иегову своекорыстием в отношении к выбору жертвенных животных и утаиванием полагающихся на храм десятин и приношений. Пусть евреи исправятся – только тогда они могут рассчитывать на милости Божии. Мал.3:1 .  Вот, Я по­сылаю Ангела Моего, и он при­готовит путь пре­до­ Мною, и внезапно при­дет в храм Свой Го­с­по­дь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Го­с­по­дь Саваоф. На поставленный в 17-м стихе второй главы вопрос – существует ли, на самом деле, правосудие Божие, пророк говорит, что это правосудие существует, и скоро явится Иегова, Которого так жаждут узреть евреи, как Судию над нечестивцами. – «Вот, Я посылаю» – точнее: «вот, Я посылающий». В еврейском тексте здесь поставлено причастие наст. времени в соединении с частицей «вот», а такое соединение особенно часто употребляется для обозначения будущих событий, имеющих наступить рано или поздно. Поэтому и в настоящем случае вместо: «Я посылаю» лучше читать: «Я пошлю». Я – это, как видно из последних слов стиха, Сам Господь Саваоф. «Ангела Моего». Стоящее здесь в еврейском тексте слово «Малеахи» может означать и одного из бесплотных духов, посылаемых для исполнения на земле велений Иеговы, и простого человека, уполномоченного от Иеговы возвестить Его волю людям. Но Господь Иисус Христос относит это название к Своему Предтече, Иоанну Крестителю ( Мф 11.10 ). Так же истолковывали это наименование и Евангелисты ( Мк 1.2–4 ). Поэтому, во избежание недоразумений и, в особенности, ввиду того, что во второй половине стиха снова говорится об «Ангеле», под Которым разумеется уже не простой смертный, в настоящем случае вместо выражения «Ангела Моего» лучше поставить выражение: «вестника Моего». Кого понимали под «вестником» слушатели пророка – этот вопрос не имеет особого значения. Можно только сказать – на основании IV гл. 5-го стиха, – что они могли видеть здесь предсказание о пришествии пророка Илии. Для нас важно, что все толкователи христианской древней Церкви видели здесь, согласно с Евангелием, предсказание о пришествии Иоанна Предтечи. Разбор мнений новейших западных толкователей см. у Тихомирова, с. 422–431.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 43 Иез.43:1–3 . И введе мя ко вратом, зрящым на востоки, и изведе мя: и се слава Бога Израилева грядяше по пути к востоку, и глас полка, аки глас усугубляющих многих (в еврейском и сирском нашел я: «как глас вод многих»): и земля светяшеся аки свет от славы Его окрест. И видение, еже видех, по видению, еже видех, егда вхождах помазати град (и здесь опять и у сирского и в еврейском нашел: когда вошел я погубить град). Указует же Пророк на второе видение, в котором видел, что приносят секиры и побивают жителей города ( Иез. 9:2, 5 ), один же рассыпает угли на весь город ( Иез.10, 2 ), и когда видел знамение, положенное на стенящих о беззакониях народа ( Иез.9,4 ). И вероятно семьдесят, вникнув в смысл речи, назвали помазанием положение знамения на челе избавленных от наказания поражающих секирами. и видение колесницы подобяшеся видению, еже видех на реце Ховар. И как скоро увидел я, говорит Пророк, «падох». Иез.43:4 . Слава же Господня вниде в храм, по пути врат зрящих на восток. Не сказал: «вниде Господь», потому что естество Божие не описуемо, но говорит: «вниде слава Господня», то есть явившееся видение. Иез.43:5–6 . И взя мя дух, и введе мя во двор внутренний: и се полн славы дом Господень. И стах, и се глас от храма глаголющаго ко мне. Поскольку, и когда блаженный Моисей поставил скинию, наполнила ее слава Господня, и когда Соломон, окончив построение храма, совершал праздник обновления, опять так же исполнила дом слава Господня, то и в сем, показанном Пророку здании является Владыка и наполняет дом Своею славою, показуя сим, что храм не только созиждется, но и исполнится Божией силы. И муж стояше близ мене. Сим дает видеть, что измерявший и показывавший здание был Ангел, вероятно же сам святый Михаил, ибо ему поручено было попечение о народе израильском. Иез.43:7 . И рече ко мне (не Ангел, но Владыка): сыне человечь, видел ли еси место престола Моего и место стопы ног Моих? Так и блаженный Давид именует божественный храм подножием Божиим, ибо говорит: «покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» ( Пс. 98, 5 ) «Местом» же «престола» назвал Бог, как упокоевающийся во храме. К сему присовокупляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

(говор. в Чудов. Кафедр. Церкви Святителя Алексия, 1850 г.) Родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). Таким благовестием обрадовал Ангел Господень пастырей вифлеемских, в ту самую ночь, когда совершилось всемирное знамение, предреченное Пророком: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф.1:23 .). Обрадованные не умедлили воспользоваться и тем знамением радости, какое указал им Ангел, глаголя: се вам знамение обращение Младенца в пеленах, лежаща во яслех ( Лк.2:12 .). Они поспешно пришли к пещере, обрели Марию и Иосифа, и Младенца, положенного в яслях ( Лк.2:16 ), и прославили Бога за все, что дано им слышать и видеть, поскольку верно усвоили и приняли к сердцу все, что слышали и видели. И в наших душах уже многократно, воспоминательным празднованием Церкви, печатлеется радостное благовестие о рождении Спаса, Христа, Господа Иисуса. Пред очами веры, изобразительно, в песнопениях церковных, представляются все обстоятельства сего дивного события, – и созерцание оного, в душах благочестивых, не должно не иметь своего действия. Оно, вероятно, уже сказало множащим из вас, подобно пастырям вифлеемским: прейдем до Вифлеема и видим, – приблизимся к Богомладенцу и всматриваясь размышлением в знамения, окружающие пречистое рождество Его, не умедлим приложить их к своей жизни, во славу Божию. По указанию Евангелия, не многочисленны те обстоятельства, на которые особенно благопотребно каждому устремить свою мысль, с благоговейным и сердечным вниманием. Евангелие повествует, что во время народной переписи, Иосиф с Марией, сущей непраздной, пришли в Вифлеем. Здесь Богоневестной Марии исполнились дни родити и родила она Богомладенца в пещере вифлеемской, и, спеленавши, положила в яслях. Но при всем убожестве, видимом окрест Богомладенца, вскоре, по устроению Промысла, открылось духовное величие Положенного в яслях, и засвидетельствовано в мире ангельском и человеческом ( Лк.2:1–20 ; Мф.2:1–12 .). При сих-то немногих обстоятельствах рождества Христова, не представляющих, повидимому, ничего, кроме беспримерного убожества, христианскому размышлению свойственно поучаться в уразумении знамений дивных, достойных Небесной Премудрости, – знамений славы Того, Чья колыбель столь неблистательно окружена уничижением. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

«ГОТОВИСЯ, ВИФЛЕЕМЕ, ОТВЕРЗЕ ВСЕМ, ЕДЕМЕ, КРАСУЙСЯ ЕВФРАФО, ЯКО ДРЕВО ЖИВОТА В ВЕРТЕПЕ ПРОЦВЕТЕ ОТ ДЕВЫ: РАЙ БО ОНОЯ ЧРЕВО ЯВИСЯ МЫСЛЕННЫЙ,В НЕМ ЖЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ САД,ОТ НЕГОЖЕ ЯДШЕ, ЖИВИ БУДЕМ, НЕ ЯКОЖЕ АДАМ УМРЕМ. ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОЗСТАВИТИ ОБРАЗ» (Тропарь Предпразднства). «... В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов , называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. (Лука, 2:1-19.) КОГДА автор этих строк в середине девяностых побывал с группой па­ломников на Святой Земле, то разместили нас именно в городе Рождества Хрис­това, в одноименной гостинице «Бетлехем», недавно построенной и содержащей­ся православными арабами. Она была стилизо­вана под Рождественский вертеп, и ум не вмещал тогда, что мы и вправду на Земле Христа, что здесь где-то совсем рядом, в пещере явился в земной истории, воплотился, родился Бог!..

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/11/...

Двадцать шестой день. Собор св. архангела Гавриила. (Об ангелах). I. Подобно тому, как на следующий день после праздника Крещения Господня празднуется в честь св. Иоанна Крестителя, так и в день, следующий после Благовещения, св. церковь собирается для торжественного празднования тому святому архангелу, который ниспослан был Богом для принесения Пресвятой Деве радостной вести о воплощении Сына Божия. – Св. архангел Гавриил почитается одним из семи духов, предстоящих пред престолом Божиим, вестником таин Божиих. Он же возвестил пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из Вавилона и о времени пришествия Мессии, и святому Захарии о рождении св. Предтечи. II. Для общего назидания благовременно будет в день архистратига Гавриила заняться размышлением об ангелах. а) Начнем с первого вопроса: кто суть ангелы и какова их природа? Ангелы духи бесплотные, а потому телесными нашими очами невидимые; одарены умом, волею, могуществом, совершеннейшими и превосходнейшими, чем человек; обитают на небе, но, когда нужно, с быстротою молнии слетают на землю. Апостол Павел называет ангелов духами: не все ли они суть служебные духи? но, по учению Спасителя, – дух плоти и костей не имеет. Хотя ангелы являлись нередко людям в чувственных образах, например, в виде юноши или мужа совершенна; но они принимали этот чувственный вид на время, для удобнейшего откровения людям воли Божией. В сущности же ангелы суть духи безтелесные, не облеченные плотию. б) Отличаясь от человеков умом, ангелы превосходят их и совершенством воли и могуществом. Слово Божие называет ангелов святыми: и вси святии ангели с Ним ( Мф. 25, 31 ), а о человеке говорит: нет человека, который не согрешил бы (3 царь. 8, 46). Ангелы по благодати Божией, за свое беспрекословное повиновение Богу, достигли такой святости, на столько утвердились в добре, что соделались вовсе неподвижны на зло, не могут согрешить, а из человеков ни один, доколе жив, не безопасен от падений греховных. О могуществе ангелов апостол Петр говорит, что они крепостию и силою больше, чем человек ( 2Петр. 2, 11 ). По откровению Иоаннову, ангелы владычествуют над огнем, водой и ветром ( Апок. 8, 1; 14, 18; 16, 5 ). По свидетельству истории, один ангел может поражать целыя тысячи людей, так, напр., ангел Господень в одну ночь поразил войско Сеннахирима, царя ассирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жены-мироносицы – вестницы Воскресения Христова 05.05.2014 1734 Время на чтение 7 минут В мирской, околоцерковной и часто даже в церковной среде бытует некий предрассудок, предубеждение – что положение женщины, по сравнению с мужчиной, в Церкви несколько принижено. И это надо понимать именно в самом прямом смысле этого слова – как пред-рассудок, как то, что принимается без рассуждения, как убеждение, которое рождается прежде самого убеждения в том, что это действительно так. То, что это пред-убеждение принимается с такой легкостью, объясняется, на мой взгляд, тем, что те, кто соглашаются на это, просто не знакомы с проблемой – и потому принимают такие взгляды по какому-то эмоциональному предпочтению, а, проще говоря, по страстному и корыстному, в сущности, мотиву и порыву. Это мнение особо льстит мужчинам, но Евангелие обличает всех мужчин, ведь возле распятого Христа остались женщины-мироносицы, - ведь это они, как это позволил иудейский закон, отправились к месту Его погребение, чтобы умастить Его тело благовониями. Они шли просто исполнить положенный при погребении обряд – они, не ожидали не застать Его в могиле – они не ожидали Его Воскресения, иначе - зачем же им надо было бы брать с собой благовония для умащения мертвого тела? Они были обеспокоены только одним – кто отвалит им камень, закрывающий вход в могилу. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28: 2). Женщины с удивлением увидели, что на месте, где они ожидали застать тело, лежали сброшенные пелены, которыми иудеи обвивали тело умершего. Явившийся им Ангел сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал…пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 5-7). Женщины сразу же поверили Ангелу – у них не возникло и тени сомнения в том, что Иисус воскрес - они, как сказано в Евангелии, «выйдя поспешно из гроба, …со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28: 8). А вот про учеников сказано, что «иные усомнились» (Мф. 28: 17). Евангелист Лука рассказывает об этом более подробно и с обличающей апостолов откровенностью – «и показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24: 11). Из Евангелия мы узнаем, что первыми вестниками Воскресения стали женщины – они восприняли это право первенства – и фактически стали апостолами апостолов.

http://ruskline.ru/special_opinion/zheny...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Церковь прилежно молилась о нем…» Николай Кокухин призывает всех православных христиан вознести усердную молитву ко Господу и Его угодникам о даровании свободы русскому патриоту Николаю Каклюгину 07.06.2019 2416 Вот уже почти восемь месяцев русский патриот Николай Каклюгин, врач-нарколог, кандидат медицинских наук, пребывает в темнице. Он схвачен по ложному, недоказанному, грубо сработанному уголовному делу. Следствие и суд делают все для того, чтобы как можно дольше продержать его в заключении: не вызывают нужных свидетелей, которые сказали бы правду о нем, и, наоборот, дают слово тем свидетелям, которые нагло клевещут на него, приводя недоказуемые, явно ложные факты. Уголовное дело трещит по всем швам, а следователи и судьи делают вид, что не замечают этого. Все говорит о том, что «дело Николая Каклюгина» носит заказной характер. Узник приводит в свое оправдание множество убедительных фактов, но они почему-то игнорируются. Несмотря ни на что, мы верим, что правда восторжествует, а лживое уголовное дело лопнет, как мыльный пузырь. Порукой тому - молитва многих православных христиан. Мы молимся Святителю Николаю, чтобы он своей сильной десницей вывел раба Божия Николая из узилища. Соборная молитва - это великая сила. Вспомним один эпизод из «Деяний святых Апостолов». Царь Ирод схватил Апостола Петра и посадил его в застенок. Схватил потому, что тот с большим успехом и с большим дерзновением проповедовал Евангелие, обращая своих соотечественников к истинной спасительной вере. «Итак, Петра стерегли в темнице, между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу». Однажды ночью, когда Петр, скованный двумя цепями, спал, необыкновенно яркий свет осиял тюремную камеру. Это явился Ангел Господень. Он разбудил Петра и сказал: - Встань скорее. В то же мгновение цепи упали с рук Апостола. Ангел приказал: - Опояшься и обуйся. Потом говорит ему: - Иди за мною. Двери темницы отворились, и они вышли на улицу. Вскоре они подошли к железным воротам, ведущим в город, и они сами собой открылись.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/07/ce...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010