Или со Христом соцарствовать, или в геенне с бесами томиться во веки и в веки. Ты это не видишь и мало понимаешь, а дьявол-то очень понимает. И вот он томит и душит тебя – авось прогло­тит. Ему отраднее, если он там будет не один... Мир тебе и благословение Божие! Больше писать не могу! 353. Спеши высказаться М.! Спасайся! Письмо твое последнее получил. Тебе не хочется высказать что-то! Сейчас же перекрестись и пиши! Все! Пожалей себя и нас! Пока не выскажешь, ничто в свете тебе не поможет! А помилуй Бог – смерть нагрянет! Смерть! Письма к казначеее N. 354. Враг препятствует откровению. Неумерен­ная скорбь о почившем старце неуместна 19 августа 1892 г. Письмо ваше от 11 августа получил, в котором пи­шете, что сами не приучились работать мыслию над собою, а привыкли все делать по распоряжению батюшки, коего не на­деялись так скоро потерять. Сколько раз хотели написать мне свою скорбь, но ничего не выходит кроме сетования и слез. Каждый раз, когда собираетесь писать мне, припоми­нается Оптина, пред мыслями восстает батюшка, и вы на­чинаете плакать до тех пор, пока ляжете в постель, так и кончается все. И теперь ничего не можете спросить, забыли, мысли путаются. Приходит в голову, не враг ли мешает, отвлекая от старчества, потому что вы теперь ни к кому не относитесь. Очень может быть, что и враг мешает вашему откровению, коего он ненавидит в ком бы то ни было; а в начальственном лице тем более ненавистно ему обращение к старцу, чтобы примером самосмышления и самоволия и подначальных держать в плену замкнутости, целого лаби­ринта и мысленной, и желательной деятельности. А пока язва закрыта от взора врача, она неудобоисцелима. Врагу же на­шего спасения только и нужна наша проказа душевная, чтобы вернее направлять корабль жизни нашей вместо тихой при­стани в пучину потопляющую. Этой пучиной можно назвать самопрельщение и на нем основанные – забвение, неведение и нерадение и зазрение ближнего. Батюшка же о. Амвросий умер по воле Божией и значит в свое время и неумерен­ная о нем скорбь и ему неприятна, и для души может быть вредна скорбящих паче меры. Ваша же многосложная и суетливая деятельность не должна смущать вас, потому что это послушание ваше, а всякое послушание душеспасительно, когда оно проходится достодолжно в смирении и безро­потно. 355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Давно я собирался ответить тебе, преподобнейшая сестра о Господе, и брался: но неослабное прибывание новых лиц и рукописаний смиряли меня. Жалуешься, что не сладишь с собою... И не можешь смириться в сердце. Да, умница ты моя хорошая, и говорил я тебе и писал: если бы ты была на деле так хороша, как в желаниях (конечно, тщеславных) твоих быть хорошею, прехорошею монахинею. Тогда б тебя сделали прямо игуменьею, и заставили бы не учиться терпению, а учить других. А тебе этого могущие не поручили, а советуют самой поучиться. И учись. Понемножку. Понемножку. Еще прочти у аввы Дорофея в средине 14 поучения (стр. 193 по изд. 66 г. Оп. п.) о лестнице. Прочти, да заруби; хорошенько заруби где-нибудь у себя. И благодушествуй. Если бы ты помнила эту лестницу, то не поспешила бы смутиться, что в сердце не можешь смириться. Ну, скажи, пожалуйста, куда ты лезешь! Ведь ты сигаешь-то целиком на верхние ступеньки. Посвящаемый во иеродиакона великий Моисей Мурин на оскорбление его сказал: смутихся и не глаголах! А каширская преподобная не хочет равняться с Моисеем. Ей дай такое смирение, чтобы и в сердце не копало. Ты хоть наружно-то смирись. А то смирение постигается и достигается не горбом и ползаньем, а силою Животворящего Духа. Вот, что говорила дерзко, это неловко; но все же грех не к смерти. Сто раз еще погрешишь, и сто раз вста­нешь, и Господь всякий раз тебя примет, и простит, и не помянет уклонений твоих, только по силе смирись. А что матушка продолжает подозревать тебя в том, это ни в каком случае не повредит тебе. А что послу­жит вместо Ангела Хранителя в этом нет сомнения. Будь же мирна. О тебе заботятся больше, чем ты думаешь. А что стыдно тебе было даже до смерти, и даже больше того: «Легче было бы мне умереть!» Это, это матушка ты моя, Е. А., уж просто ты светская барышня. Мать от искреннего сердца – не без боли для него – говорит, кому говорит? Губерна­тору? Льву бульварному? Заезжему барину? Нет, говорит отцу ее: что эта матушка не сохраняет монашеского чина, не умеет смиряться! О, какой стыд! А тебе значит хотелось, чтобы я не знал твоих немощей? И мнение о тебе м. Игумении было бы тайной? Видишь ли, родная, куда тебя увлекло тщеславие-то! Ну, аминь! Начнем исправляться! И я желаю тоже положить начало. Господи, помоги нам! А что касается моего расположения к тебе: то после этого страшного погрома твоего, после такого унижения и уничтожения, которое показалось тебе хуже смерти, ты, сестра, стала ко мне ближе. Да, думаю, и к Богу тоже. Бог на смиренные призирает, так и смотрит в очи, в самое дно сер­дечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

27 апреля 1884 г. Письмо твое получил, и прежние получал исправно. Желается тебе в Оптину – Бог благословит попроситься. Но только не настаивай крепко, а если отпустят благодушно. Пешком-то тебе будет трудно, но зато полезнее телесному здоровью, а, пожалуй, и душевному. Воздух теперь целительный, что для больной груди твоей хорошо. Только идти нужно тише. Если состоится путешествие, то прежде всего, чтобы обужа была не тесна, и ноги обернуты помягче... А путников чтоб было не менее 5-ти и были бы две пожилых. А не пустят, то по писанию: «Сиди в своем Иерусалиме, дóндеже призрит Господь свыше». Только ни в том ни в другом случае не теряй имени Сладчайшего Иисуса, и сидя, и ходя, тверди: Г. И. Х. С. Б. помилуй мя грешную. Счеты со старшими оставь – не монашеское дело. Тебе лукавый шепчет, что ты достигла почтенных 18 лет, а по-моему, ты девчонка. Да то же скажут и старшие. 200. Будь кротка. Не будь лакомкой – сладость разслабляет 20 декабря 1884 г. С удовольствием исполняю просьбу твою. Посылаю же­лаемое. Только и ты исполни мое желание: помни немощь свою, молодость, беспомощность, и держись крепко, прекрепко за кротость. Мать кроткого не плачет, говорит древняя пословица. А резвый, говорят, сам набежит. Резвость, дер­зость, упрямство не к лицу молодой девочке. Старайся обрабатывать себя. Я не требую, чтобы ты была образцовая, а желаю, чтобы старалась быть таковою. А кротость и скром­ность есть лучшее украшение юной. Говорю это не к тому, чтобы ты не щадила себя, а чтобы спасала себя разумно. Можно отказаться от послушания дерзко и можно с тихостию, с просьбою помиловать твою немощь. Результат выйдет совсем другой. А главное, боюсь прославять тебя упря­мицей! А это есть! Сознайся!.. Говорят, что ты большая лакомка! Старайся попроще есть и жить! Сладость, как нравственная, так и пищная не укрепляет, а расслабляет. Больше всего будь благопокорлива и смиренна, и Господь будеть с тобою. На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливого, и трепещущего словес моих! 201. Блудные мысли – от недостатка смирения

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

30 декабря 1892 г. Взаимно и вас поздравляю с Новым Годом при же­лании обновления жизни, яже ко спасению. Разумеется, все сие небеструдно достается, а с большими скорбями и терпением при достодолжном несении своего послушания. Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже 20 лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею; но кто может самолично снять с себя-то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим; но Господь Едино ведает все, не лишит мзды своея и доброго произволения и расположения сердца. Сказать нужно без сомнения, что всякому дается свой Евангельский крест для спасения, и он вырос на почве нашего сердца и этим крестом только можем мы спастись. Отсюда следует, что если мы отрицаемся нести свой крест послушания без благословной вины, то мы отрицаемся идти путем Христовым, путем спасительным и хотим для себя сочинить иной путь беструдный к восхищению царства Небесного, а этого быть не может, нудится царствие Божие и нуждницы восхищают оное. Любить ближнего и удовлетворять потребностям сестринским и снисходить немощам их – дело благое и спаситель­ное. Но если же игумения идет в разрез этому, то более благотворите в тайне и успокаивайте кого чем можете; а в споре толку мало, – скорее повредит обеим сторонам, чем воспользует... Не отвечал вам долго и по болезни, и по крайнему недосугу. Прошу великодушно простить моему многонедужию... Письма к А. Л. 356. Проходи набранные уроки делом 2 декабря 1880 г. Мир тебе! Мир и благословение Божие! Получил письмо твое из Е. от 27 ноября. Значит, таки доехала. Радуюсь. Теперь ты возвратилась из дальних странствий не без запасов знаний... Начнем спасаться. Уроков набрала себе в Оптиной целую пазуху. Исполняй делом... Главное – помни сказанное тебе мною изречение св. Исаака Сирина : «Для юных охранение паче дел». Так и ты от своих родичек, если сердце чувствует вред, убе­гай, улепетывай во все лопатки. Сказано в Писании: юный на брань да не ходит... Четки носить можешь под прикрытием. Но чтобы не носить их без ума, знай, что они – суть выражение того, что в сердце, т. е. имени Иисуса. Как круг четок бесконечен, так и имя Христа всегда зовется. 357. Рождественское пожелание понимать цену мирских радостей

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Когда стал петь на клиросе, его, как высокого ростом, чтобы не закрывал нот, выгонял регент за клирос. Затем регент-простец рассердился на нового певчего, так как тот, будучи знатоком пения, делал ему иногда деловые указания, и пожаловался на него отцу настоятелю. Отправили Алексея на кузницу. Тяжело пришлось ему и на этом послушании. Для отдыха и сна предназначалась одна скамеечка, маленькая, узкая и короткая. Ляжет, укроет голову – ногам холодно; ноги накроет – голове холодно. Путем этих мелких по видимости, но очень тяжелых огорчений вырабатывались в молодом послушнике смирение и терпение, кротость и твердость духа. В скиту Оптиной Пустыни      Рекомендую: мой начальник Став скитоначальником в 1874 году, смиренный подвижник не изменился и по-прежнему вставал на исповеди на колени перед преподобным Амвросием. Однажды отец Амвросий, побеседовав с отцом Анатолием, стоящим перед ним, как всегда, из почтения на коленях, подозвал к себе одну особу и, показывая на преподобного Анатолия, сказал: «Рекомендую: мой начальник», – преподав этим урок смирения и послушания. Особый дар Преподобному Анатолию поручил старец Амвросий окормление новосозданной Шамординской женской обители, нередко отмечая, что отцу Анатолию дан особый дар утешать молодых. Мать София, незабвенная первоначальница Шамординской обители, не раз говаривала, что хороший монах ничем не отличается в приемах обращения от самого благовоспитанного аристократа. Но разница между ними есть, и большая: аристократ держит себя с тактом из приличия, а примерный монах – из убеждения и любви к ближним. И как на образец для подражания указывала в этом случае на отца Анатолия. Природа возвышает человека к Богу Когда старец Анатолий приезжал в Шамордино, прогулки с ним были для всех сестер незабвенным утешением, которое скрашивало трудную жизнь первых насельниц обители. Среди сестер сохранилась память об одной из таких прогулок и тот разговор, который они вели. Мать София спросила: «А что бы нам сказала мать Сарра, которая 30 лет не выходила из пещеры, чтобы посмотреть на природу?»

http://pravoslavie.ru/68212.html

Валентина. Скажем несколько слов о первой шамординской игумении Софии, рожденной Болотовой, сестры оптинского иеромонаха-художника о. Даниила Болотова. Мать София была незаменимой помощницей Старца по устроению юной обители его, что называется правой рукой. К сожалению, ее управление продолжалось недолго. Разумная, хорошо понимавшая и жизнь духовную и дела хозяйственные, всею душой преданная Старцу, она, под его непосредственным руководством, вступив на путь иноческой жизни и приняв самое тяжелое в обители послушание начальницы, стала подвизаться с великою ревностью. В мокрую, холодную погоду в осеннее время, случалось по целому дню, с утра и до вечера, ходила она сама по всей обители, следя за всеми монастырскими работами, и уж к ночи возвращалась в свою келлию, вся промокшая и прозябшая. Эти труды и заботы, в соединении с строгой подвижнической жизнью, вскоре сломили ее крепкое здоровье. Кроме того, мать София несла еще личный крест: отрекшись от мира, она пожертвовала своим материнским чувством к дочери, которую теперь уже не она воспитывала. Много было ею пролито слез в ночной тиши. Она постепенно стала чахнуть и, мало-помалу таяла, как свеча; наконец, 24 января 1888 г. уснула вечным сном праведницы, получив от Господа воздаяние, соответствующее ее великой ревности и трудам. Старец Амвросий, при воспоминании о ней, говаривал нередко с особенным чувством умиления: «Ах, мать! Обрела милость у Бога!» Ввиду увеличивающегося все время числа сестер в обители, старец Амвросий не мог сам быть духовником каждой из них. Потому он передал многих духовничеству отца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , который относился к ним с самой заботливой отеческой любовью, как это видно из его «Писем к монахиням». Вначале ее деятельности мать София нашла в Шамордине всего лишь очень скромные строения: деревянный дом с домашней церковью и несколько изб для жилья сестер. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни запасов. А между тем население обители с каждым днем увеличивалось. Старец посылал в обитель не только работоспособных сестер, но еще больше больных и калек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

За мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть Преподобный Анатолий (Зерцалов) в письме к духовной дочери предостерегал ее от излишних светских удовольствий. Музыка и театр, танцы и балы развлекают, и за развлечениями люди забывают о духовной жизни, которая одна – во спасение души: «…Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова “Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала поста – всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. На что крепок зуб, и тот у сладко ядущих поддается и рассыпается, как песок. …И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней». Об этом же напоминал преподобный Варсонофий: «Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе. Воспоминаются суетные разговоры, вольное обращение, увлечение мужчинами, а мужчин – женщинами. И такая пустота остается не только от греховных удовольствий, но и от таких, которые являются не очень грешными. А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: “В чем застану, в том и сужу”. А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Страшно подумать! Ведь это на всю вечность!» С точки зрения полезности для души Оптинские старцы не отвергали искусство , но рассматривали его с точки зрения полезности для души человека, с точки зрения спасения. Старцы критиковали лишь те произведения искусства, которые распаляли страсти человеческие, привязывали сердца к земному, тварному, вместо того чтобы возносить сердца людей гор е , к духовному. Преподобный Варсонофий ценил то искусство, которое отрывает душу от житейских мелочей и устремляет к Богу:

http://pravoslavie.ru/63004.html

Случаев прозорливости отца Иосифа также множество. Несколько их приводится в его житии, составленном его учениками. Например, случай с дочерью одной помещицы: она не поехала в Оптину пустынь с матерью и сестрой, желая повеселиться дома с гостями. Помещица с другой дочерью побывала у отца Иосифа; она сказала, что ей здесь так понравилось, что она решила пожить тут подольше, но отец Иосиф велел ей поспешить домой: «А то, пожалуй, и гроба не застанете», – сказал он. Подъехав к своему дому, она увидела, что в раскрытые двери выносят гроб... Дочь ее, отказавшаяся от поездки в Оптину, упала на прогулке с лошади и убилась до смерти. Другая дама просила у отца Иосифа благословения на перестройку дома. Он принялся чертить план, говоря, что вот тут вход, здесь столовая и тому подобное. Уже выйдя от старца, дама спохватилась и стала удивляться – откуда старцу известно устройство ее дома? Другая женщина сильно скорбела, так как ей кто-то сообщил, что ее дочь умерла; отец Иосиф успокоил ее, сказав, что дочь жива. Так и оказалось. Родственник одной послушницы, больной человек, боялся за своих мать и сестру, что если он умрет, то их будет обижать зять, и просил благословения разделиться. «Не надо, – сказал старец. – Бывает, что и здоровое дерево падает, а гнилое скрипит да скрипит». И вот здоровый зять вдруг умирает, а больной человек живет... А некая монахиня благословилась у старца ехать в Саратов. При этом он сказал: «Только случится с тобой несчастье, придется тебе потерпеть». На обратном пути украли у нее весь багаж. Подобные случаи бесчисленны. Для старца это было как бы обыкновенное дело, а люди поражались и дивились, нередко даже меняли свою жизнь, обращаясь к вере в Бога, к послушанию старцу; другие укреплялись в том, что уже имели. После кончины отца Иосифа келейники его рассказывали о том, как проходили его дни. «Батюшка Иосиф вставал к утрени сам, – вспоминал рясофорный монах Стефан, – потом будил нас, келейных, по монастырскому благовесту. Спал батюшка или, лучше сказать, отдыхал от дневных трудов весьма мало, да и то ложился всегда в одежде, то есть в балахоне, опоясанный ремнем, в чулках и с четками на руке. Из этого можно видеть, что батюшка отходил ко сну в молитвенном настроении духа, следовательно, батюшка всегда был настроен в молитвенном духе. Например, на время приема посетителей батюшка всегда имел в руке четки, которые непрестанно теребил с молитвою. После приема батюшка уходил к себе, ложился немножко отдохнуть – до тех пор, пока опять попросят к посетителям, и этот отдых опять проводился за чтением книги, а более с молитвою Иисусовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ед. хр. 62. Л. 1, 2. Письмо, рук. 380 Как ужасно о Сереженьке! — имеется в виду смерть С. И. Шмелева, сына писателя. 381 “…и Аз воздам…” — Втор. 32:35 . 382 … увлекшись одним врачом… — личность неизвестна, далее упоминается как “Dr. S.”, “врач No 2”. 383 …в форме S.A. — т.е. в форме штурмовых отрядов (Sturmabteilungen) военизированной организации (создана в 1921 г. в Мюнхене) национал-социалистической партии Германии. После 30 июня 1934 г., когда отрядами СС (службы безопасности партии) были убиты лидеры СА (Рем, Гейнес и др.), СА потеряла политическое влияние и была преобразована в подразделение вермахта (1934—1945). 384 Ивик — здесь: ласкательное обращение к И. С. Шмелеву. 385 Зерцалов — сведений о нем нет.  Ед. хр. 62. Л. 8, 9. Письмо, рук. 386 Частных же… — частная медицинская практика русских врачей в Германии была закреплена в 1913 г. имперским судом Германии.  Ед. хр. 8. Л. 43, 44. Письмо, рук. 387 …скрадено у Катулла… — вероятно, Шмелев имел в виду стихотворения римского поэта Гая Валерия Катулла (84—54 гг. до н. э.), в которых соединялись образы любви и вина. 388 “Быть может, чувствий пыл старинный…” — А. С. Пушкин “Евгений Онегин” (Гл. 4). 389 …как у “Demi-vierges” M. Прево. — в романе “Les demi-vierges” (1894, рус. перевод “Полудевы”, 1898) Эжен-Марсель Прево (1862—1941) выступил против слишком свободного сексуального воспитания девушек. Шмелев мог познакомиться с творчеством Прево по собранию его сочинений на русском языке (СПб., 1912. 14 т.). 390 …“рассказ о семье”… — имеется в виду семья Бредиусов. 391 …Betty… — И. С. Шмелев имеет в виду Элизабет Бредиус, сестру Арнольда Бредиуса. 392 Кони — Анатолий Федорович Кони (1844—1927), известный русский адвокат и общественный деятель, член Государственного Совета, почетный академик Петербургской Академии Наук. 393 Венгеров — Семен Афанасьевич Венгеров (1855—1920), критик и историк русской литературы, по его просьбе Шмелев написал автобиографию (1913). 394 Василий Иванович Немирович-Данченко — русский писатель (1848—1936), брат главного режиссера Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко, с 1921 г. в эмиграции. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Так и оказался о. Анатолий на годы связан со святым старцем, войдя в его труды и при основании Шамординской Казанской Пустыни. Сам уже очень немощный, прикованный к одру болезни, батюшка Амвросий поручал о. Анатолию ведение практических дел, и окормление сестер обители, частенько повторяя: «Я редко вас беру к себе на беседу потому, что я за вас спокоен: вы с о. Анатолием». Двадцать лет служил о. Анатолий насельницам Шамординского монастыря, принимая, по благословению старца Амвросия, и сестер из ближних епархий. В Казанской Пустыни он сам обучал сестер уставу богослужения, учил их петь, первое время каждый день присутствовал на службах. Игумения монастыря мать София (Болотова), духовная дочь преп. Амвросия, образованная, происходившая из дворянской семьи, всегда отзывалась об о. Анатолии с почтением.  Матушка говорила, что истинный монах не отличается в приемах обращения с людьми от самого благородного аристократа, а внутреннее различие между ними в том, что у человека из благородного сословия такт проистекает по большей части из наружных правил поведения, из этикета, а у настоящего монаха – из любви к ближним. И, вот, отец Анатолий был для нее таким аристократом духа. Письма Непростое дело – духовное водительство, и еще более непростое  – окормление женских монастырей . Надо было быть достаточно искушенным, чтобы, распутывая «узелки» духовной брани, не поранить души, не оскорбить суровостью и не поддаться раздражению, когда плодов подвига было еще не видно. Сегодня поучения о. Анатолия (Зерцалова) включены во многие сборники, и, читая их, замечаешь, сколько терпения положил батюшка, отогревая сестер своим вниманием и понемногу исправляя внутренний строй каждой  – разного возраста, разного устроения. Двадцатилетнюю он ободряет шуткой и удерживает от желания опередить время: «Не унывай. Хоть ты и борима от страстей – несмотря, как пишешь, на свои преклонные лета, так как тебе уже более двадцати лет, – но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет» . Более старшую по возрасту удерживает от «мнения»: «Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда» А ослабленную, старенькую, утешает: по немощи и в келье, и даже лежа можно помолиться, и не в осуждение будет попросить у матушки отпустить с послушания, когда тяжело.

http://pravmir.ru/anatoly-optinskij/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010