17 октября 1879 г. Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближнего, и бу­дешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Само­укорение легче всех добродетелей». А Исаак Сирин го­ворит, что «смирение и без дел может спасти человека»... Молись, трудись, терпи, и больше всего смиряйся, и повторяю будешь Серафим. Св. Исаак Сирин пишет: «Собрание смиренных есть собрание Серафимов». 301. Скорбишь неведомо о чем 11 января 1880 г. Преподобная, высокоскорбная, многострадальная, многоболезненная... письмо твое получил: а скорби твои великие, я признаться, и не понимаю. Ты, кажется, больше всего скор­бишь о том, чего и сама не знаешь, чего и я не знаю, и, кажется, никто не знает, а что может случиться, то есть тебя могут взять куда-то, можешь заболеть и проч. и проч. – что и со мною может случиться, и со всяким, но о чем всякий благоразумный загоде не плачет, а ждет, что пошлет ему Господь. А что Господь пошлет – хорошее ли, ху­дое ли, с радостию принимает, и старается по силе терпеть. А не стерпит – кается в малодушии. А мы с тобою замалодушествуем, еще не видя беды или скорби и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по-христиански. Веруй в Бога, создавшего тя и приведшего тя в число избранных Своих овечек. В число возлюбленных Своих невест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешние твои, (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не брыкайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценного приданого. 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 13 марта 1880 г. Преподобные сестры, новые подвижницы, не долу на земли легающия, но на одрех возлегающии, спасайтесь! Еще пропойте на глас 3-й: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, сестры, от всякия скверны, Светодавцу поюще». Читали вы это, сестрицы, или нет? А я вам писал: про­пойте еще вот что на гл. 3-й: вы, кстати, не были в понедельник в Церкви: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Он до невероятия любочестив, и многомилостив, и щедр на награды. Приемлет последнего, якоже и первого. И последнего милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает и предложение хвалит. Никтоже да рыдает – явися бо общее царство. Никто же плачет прегрешений, прощение бо от Гроба возсия. Видишь, с кем мы имеем дело? С каким Господином? Следовательно, слезы твои и помыслы мрачные бессмысленны! Но вижу, ты желаешь, сбросив модные со шпорами башмаки и бальное платье, сию ж минуту сделаться святою, преподобною, сразу просветлеть. Нет, матушка, в деле духовном так не бывает. Тут на первом плане стоит терпение, за ним еще терпение и, наконец, все это венчает опять-таки терпение. И Господь, оставляя возлюбленных своих учеников, сказал: «В мире скорбь иметь будете. Но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никто же возьмет от вас». Бывает радость всякая. Вот А. наденет, напр., с длинным предлинным хвостом юбку – ну, и радость ей. Выедет с бубен­чиками на тройке вдоль улицы, ну, и радость! И множество радостей есть Елецких, Московских, Питерских и всяких, но это чистая прелесть. Какая житейская сладость бывает печали непричастной. Какая слава стоит на земли непре­ложна? Вся – сени немощнейша! Вся соний прелестнейша! Единым мановением – и сия вся смерть приемлет! Вот была масленица, да и сплыла! Были масленные удовольствия, а что теперь осталось? Скучно, мрачно, безнадежно – хоть уми­рать! А Господь сказал: «От плод их познаете их!» Вот теперь наш о. игумен жил почище твоего папаши: миллионы имел, дома, сотни приказчиков и невесту с пятью миллионами; а теперь – спроси его: согласится он променять свою мухояровую рясу на соболью шубу? От плод их познаете их! Хотел еще тебе писать, потому что вижу, как тебе дорого теперь укрепление, но некогда – спешу! Спасайся! Отцу своему можешь сказать, что годок подожду, а там уже мне нужно решить это дело. Касательно устройства судьбы своей клади утром и вечером по 6 поклонов, т. е. три Святителю Николаю и три преп. Евфросинии с молитвою св. Николаю: моли Бога о мне грешной и устрой судьбу мою по воле Божией ко спасению! Преп. Евфросиния, моли Бога о мне грешной и устрой судьбу мою по воле Божией ко спасению! Это сам старец продиктовал тебе ответ. 363. До последнего вздоха не теряй надежды на исправление

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Не унывай, это от того тебе тяжело, что копнули гнездо гордостного беса; позыбали корешок, прозябающий ввыспрь. И о сем радуйся! Се ныне время благоприятно. Се ныне день спасения. Впрочем, не одному Богу и мне ты стала после посрамления лю­безнее: но и матушка, говоришь, изменилась. Сия измена дес­ницы Вышняго! Начнем с Богом, и потерпим, и смиримся! И Бог будет с нами во веки! Письма к Е. 342. Как избавиться от злых людей Ты спрашиваешь, чем можно избавиться от злых лю­дей? Простым образом мыслей и чувств, что ты пришла работать не демону, но Богу. И что Владыка неба и земли и всей вселенной не демон, а Бог, повелевающий и Ангелам, и демонам, а душам нашим мир дающий. На приписку твою ответствую припискою: «Если скорби твои смиряют тебя, дают духу спокойствие и влекут к молитве, знай: чувство твое необманчиво. Потому св. Марк Подвижник говорит: «В скорбях сокровенна есть милость Божия». 343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы 29 июня 1876 г. Покончил я почти все письма ответом, и приостановился на твоих, имея в руках с полдюжины. Не то, чтобы я затруднился количеством их, но опасение, чтоб утешая тебя, не лишить тебя существеннейшей пользы монаха – терпения; и чтоб, предлагая тебе терпкую пищу, не огорчить тебя... Знаю я лично тебя и твои способности, которыми ты могла бы в хороших руках приносить пользу обители: но что ж делать, если нас с тобою не ценят? Ужели самим назначать себе цену? И выказывать собственные достоинства (хотя собственного у монаха ничего не может и не должно быть). Наше мнение такое, если не можешь нести тяготы Промыслом возложенной на тебя, то мы тебя не связываем, потому что Св. Марк Подвижник в слове о законе духовном говорит: «Многие советы ближняго полезны, но свой при­личнее». И потому не возбраняем тебе, если приищешь что более для тебя полезное... А к матери, если она тебя зовет, от­чего ж не побывать? В твоих тяжелых обстоятельствах это будет немалым облегчением твоего духа. Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе – суть понятия деревенской бабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, т. е. на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное – держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а в начале, правда, иногда бывает и трудно. Да и в совершении посильных наружных молений и чтений, вам обоим, как единодушным, нечего много стес­няться друг другом. Если одна изнеможет и лежит, дру­гая, нимало не стесняясь, клади поклоны или читай, или Иисусову молитву читай. Вслух читаемая молитва пользует и лежачего. 304. Как жить дома 1 июня 1880 г. Мир тебе и благословение Господне! Получил письмо твое из дому, но поздненько; я ждал раньше. Слава Богу, что доехала благополучно. Отдыхай, высыпайся, к утрени пока не ходи, молоко пей и мать утешай. Писать ты, как вижу, пока не учащаешь, значит, тебе не скучно. Дай, Господи; а то ты все вздыхаешь да скорбишь. Впрочем, хорошо там тебе, не хорошо, а писать изволь, ма­тушка, почаще; а когда бывает скучно, возьми св. Авву Дорофея , забейся под куст и почитывай. Да молитовку-то, молитовку-то Иисусову не забывай. Се время благоприятно... 305. Как жить в келье 3 сентября 1880 г. Мир вам и благословение! Теперь Бог благословит Ан-сии в Москву. А ты, матушка Серафима, оставайся ке­лейницей – настоящей келейницей Саше. А ты, Саша, будь помощницей – настоящей помощницей Серафиме. Вот и будет мирно. Серафима хорошо делала, что помогала Ан–сии (старухе–келейнице), я с этим намерением и поместил старушку, чтобы вы обе не слишком деликатились келейни­цей и сложа ручки глядели, как она бегает и моет. Было бы тогда вам и стыдненько, а то нет, нет, да и сами подметете лестницу и водицы принесете, а чтоб не надор­ваться, достаньте кувшинчиков маленьких. А в случае недугов, подзовите бочку, накачайте воды и спите. И Саша пусть не отстает от прочих, хотя и трудно ее старым костям нагибаться и тарелки мыть, но все же лучше, чем так страдать от уныния. А если меня послушает, то и жизнь ее будет веселей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Все то Богу угодно и нам полезно, что дается за послушание; а тебе это-то и не нравится. Не слушай демона, ищущего погубить нас, а слушай Господа Иисуса Христа, Который послушлив был Отцу Своему даже до смерти. И ты будь послушна Матери своей, данной тебе от Бога. И последуешь за Христом и узришь славу Его! 223. Тяжелое послушание полезнее отрадного 10 апреля 1882 г. Я от тебя не отказываюсь, и приедешь, по силе займуся. Пристрастие есть любовь по страсти, блудная. Послушание всякое спасительно, и потому, почти всегда тяжело, по мере пользы его: а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно. Св. Лествичник говорит: «Если послушник в своем послушании исполняет свое желание, то он прелюбодей». Помни это! 224. Откровение св. отцами положено для спасения Мир тебе! Ходишь ли ты теперь на откровение? Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись. Ибо путь спасения, вообще, труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся! 225. Страсти искореняются понемногу Христос Воскресе! Ты очень скорбишь, что страсти тебя одолевают, и ты им противиться не можешь. Скорбеть об этом должно, но и то должно знать, что страсти искореняются понемногу и долгое время надо работать над собою. А теперь пока потерпим и смиримся. К матушке ходить я никого не понуждаю. А только советую, потому что на себе испытал, что открывать помыслы – облегчает тяготу душевную. А страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей, и считай себя достойною скорбей. Такая жизнь успокоит тебя. Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет. И радости вашея никто же возьмет от вас. 226. Мы обязаны всех любить, но требовать себе любви не смеем Напрасно ты матушке боишься открывать: тебе было бы легче. Но я не принуждаю. Смирять же себя всеми силами старайся. И мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому ж мы обязаны, чтобы всех любить; но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. Мир тебе, Спасайся. Потерпи и спасешься. А гневна и непокорна ты – от гордости. Молись, терпи и пройдет. 227. Блудная страсть всех воюет. Труды наши оценятся в день страшного суда

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Чтобы отвлечь больного от грустных мыслей, переменить дурное настроение, родные иногда предлагают ему некоторые развлечения. Чаще всего это телевизор, компьютерные игры и легкая литература. Такие занятия вполне возможны. Но на некоторое, ограниченное время. Так уж получается, что развлечения очень скоро переходят в удовольствия, от которых трудно отказаться. Особенно больному человеку. Кстати, «нагружать» учебой, чтением, физическими упражнениями, общеполезными делами больного ребенка необходимо. Больной гораздо больше здорового нуждается в постоянном занятии. Именно оттого, что не все ему доступно, больной должен освоить как можно лучше то, что ему по силам. Уход за больными — одно из самых замечательных служений человека. В Древнем патерике рассказывается: Брат спросил старца: «Есть два брата, один безмолвствует в келии, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая на себя трудов; другой же служит больным. Чье дело более приятно Богу?» Говорит ему старец: «Хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри подвесил себя, и тогда он не мог бы сравняться с тем, который служит больным». В письме к матери неблагодарного сына свят. Феофан Затворник пишет: «Хоть А. и не стоит того, но Господь по милости Своей, и ради вашей материнской любви, и терпения ради оскорбляющего вас примет уход за ним как уход за Собою». Служение больному особенно благодатно влияет на душу. «Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты», — писал преп. Анатолий Оптинский (Зерцалов). Неважно, в каких отношениях мы были до болезни с нашим родственником, но если ему нужна наша помощь — послужим ему. Это служение будет к пользе нашей души. Мне вспоминается женщина, много лет жившая в одной квартире со свекровью, которую очень не любила. Не знаю уж, кто там был у них прав, кто виноват, только пришла в дом беда: со старушкой случился инсульт. Хочешь, не хочешь, а пришлось за ней ухаживать. Через силу, с ропотом, иногда со слезами. Потом закончилась жизнь свекрови, закончилось и невольное служение. Только женщина та изменилась. Когда-то замкнутая на своей правоте, своих страданиях и своих добродетелях, она стала терпимее к близким, уважительнее к чужому мнению, мягче.

http://pravmir.ru/v-vashej-seme-bolnoj/

Усердно помолился я в тот день  Богу. Пришел близ полуночи к старцу, а уж он меня ждет одетый. – Пойдем! – говорит. И пошли мы к той калитке, из которой, он видел, ходит ко мне ночью женщина. Стали к сторонке; ждем. Я дрожу, как в лихорадке, и творю молитву Иисусову. И что ж вы думаете? Около полуночи смотрим, калитка в лес отворяется, и из нее выходит закутанная с головой женщина, выходит, направляется прямо к двери моей кельи, отворяет ее и скрывается за ней в моей келье. – Видишь? – говорит батюшка. А я ни жив, ни мертв отвечаю: – Вижу. Подошли к двери, а она заперта. Была перед нашими глазами открыта, а тут, вдруг, заперта!.. Отворяю своим ключом. Входим. Никого! Осмотрели всюду, все норки мышиныя оглядели: нигде никого. Перекрестились тут мы оба, и оба сразу поняли, от кого нам было это наваждение. С той поры о той женщине уже не было никакого разговора». Этот рассказ о. Иоиля вспомнил сегодня, и отошел от меня сразу соблазн на изречение, прочитанное мною в прихожей старца Иосифа. Мне-то ясно это. Ясно ли будет тем, кому попадутся на глаза эти строки?..» К старцу Амвросию, став скитоначальником, о. Анатолий продолжал относиться с тем же почтением, как и прочие, когда бывал у старца, становился перед ним на колени. Однажды о. Амвросий, указывая на коленопреклоненного о. Анатолия, сказал присутствующим: «Рекомендую: вот мой начальник!» Келлия о. Амвросия находилась по правую сторону св. врат скита, а келлия о. Анатолия по левую. К той и другой были пристроены снаружи «хибарки» для приема посторонних посетителей, в особенности женского пола. Все посещавшие о. Амвросия считали долгом посетить и о. Анатолия – иных сам о. Амвросий передавал для духовного руководства о. Анатолию – иные через о. Анатолия обращались к о. Амвросию. К о. Анатолию, еще при жизни о. Амвросия, обращались столь многие, что иногда ему приходилось сразу отвечать на полтораста и более писем, не говоря уже о том, что в хибарке у него постоянно толпились духовные дети, жаждавшие личной беседы. Но вот наступило время основания Шамординской обители. О. Амвросий, прикованный болезненным состоянием к одру и к своей келлии, особенно стал нуждаться в своем помощнике и правой руке – о. Анатолии, который и стал ему самым верным и преданным сотрудником. Его труды охватывали все стороны жизни обители и ее насельниц… О. Амвросий не раз говаривал шамординским сестрам: «Я редко вас беру к себе (на беседу) потому, что я за вас спокоен: вы с о. Анатолием».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Осень — время сбора урожая и подведения некоторых итогов. Вот и задумывается человек в осенней тишине о том, какой «урожай» он выращивает всей своей жизнью, к каким промежуточным итогам пришел, к каким хотел прийти. Задумывается, что он сделал и мог бы сделать на этой земле. Осенняя тишина — атмосфера творчества. Сколько стихов осенней тематики и вообще лирических произведений, написанных осенью, — не перечислить. Мягкая осенняя тишина дарит поэтам вдохновение: именно в тишине приходят к людям самые важные и точные слова. Мы знаем, что порой помолчать рядом с человеком не менее важно, чем поговорить. И бывает, что во время молчания люди понимают больше, чем в минуты или часы разговоров. Осень — это время, когда мир тихо шепчет, а не шумит, и это наш шанс услышать в этой тишине что-то важное. Осень — это время, когда в наших силах помочь услышать эту тишину детям. Детям, которые сегодня нередко очень много времени проводят с гаджетами в руках, которые привыкли к играм с различными эффектами, к развлечениям, заранее подготовленным для них аниматорами, к готовым игровым программам, к тому, что картинки, ролики сменяют друг друга, сопровождаются звуками. Осень — это время, когда этим детям легче всего почувствовать вкус тишины, спокойной красоты. Можно прислушиваться к шуршанию листьев, собирать букеты, подбирать желуди или каштаны для осенних поделок. Лес осенью очень живописен. Даже старые пни, как будто в сказке, начинают казаться загадочными лесными существами, застывшими на время: вот тот на маленького медведя похож, этот — на старичка-лесовичка, подальше — «улыбается», как лягушка в мультфильме и т. д. И наблюдать это с детьми увлекательно и полезно. Развивается фантазия, внимательность, открывается таинственность Божьего мира. Фантазия, творческое начало развиваются больше всего тогда, когда у человека нет уже готовых развлечений, которые придумал кто-то другой, а есть свободное время и тишина. «Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть — и составляется так помалу путь спасения», — говорит преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов).

http://pravoslavie.ru/141996.html

Случается, что человек каким-то образом сразу чувствует или угадывает причину своего несчастья. Обычно это случается, если есть грубые грехи, страсти. «Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления перед Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный» (из письма свят. Феофана Затворника). Но в большинстве своем мы не видим причинно-следственной связи болезни и греха. Это бывает, как указывает преп. Амвросий Оптинский, или от невнимания к себе, или в каком-либо увлечении. Он же говорит об одной из частых причин болезни — нечистой исповеди. То же встретим и у другого Оптинского старца: «Боли твои и тоска, пожалуй, от того, что нечисто исповедовалась» (преп. Анатолий (Зерцалов)). А потому так важно сосредоточиться в самом начале болезни и, пристрастно испытав свою совесть, как можно полнее исповедоваться. Кстати, нередко в несчастье душа сама стремится к такой откровенной, без саможаления и самооправдания исповеди. Сын графа Владимира Сергеевича Толстого вспоминает, что отец его много лет был равнодушен к вере и часто повторял кощунственные и богохульные остроты французских философов. Когда он внезапно и опасно заболел, то просил жену читать ему Евангелие и Акафист Иисусу Сладчайшему; «Но самое замечательное явление этой болезни, — пишет сын, — составляет исповедь и причащение больного. Он с необыкновенной ясностью памяти рассказал духовнику грехи свои, совершенные в течение 7 лет (ибо 7 лет он не причащался). С верою и любовию приступил к приобщению Святых Таин». Вспоминается мне одна знакомая, она говорила, что стоит ей заболеть, и она как-то совершенно иначе начинает исповедоваться. Вроде и в здоровье она не лукавит, а в болезни «то ли от испуга, то ли потому, что Господа рядом чувствуешь, открываются такие грехи, которых и не замечала; и видишь все как-то иначе, понятным становится, что — главное, а что — нет». Да такая «в испуге» или «в просветлении» от болезни внимательная исповедь — явление не редкое. Но эта рекомендация не означает, что нужно бесконечно терзать себя, свою совесть, пытаясь извлечь из нее причину несчастья.

http://pravmir.ru/pravilnye-i-nepravilny...

Каждому грешнику обещано прощение, если покается, но никому не обещан завтрашний день.Прочтите в 3-м томе Игнатия Брянчанинова, стр. 141. " Пусть никто не говорит из вас - теперь поживу как-нибудь, а вот перейду на другую квартиру, устроюсь, тогда и буду молиться. Но разве можно ожидать, что завтра ты будешь жив? Помните всегда: се время благоприятно, се день спасения " .Прошу вас, дети мои, спасайтесь.22 октября О псалме, который был последними словами умирающего о. Анатолия Зерцалова " Восстани слава мой, восстани псалтирь и гусли, восстану рано " .- Славою и честью был венчан человек. И от какой славы ниспал. Как возвеличен человек? За всех людей, от века Богу угодивших, приносится Жертва Святая. И такую честь человек часто забывает. И это бывает через грех. Такое забвение иногда бывает надолго, на несколько лет, на десятки лет - иногда же на несколько часов. И приходит в себя человек и говорит: " О человек, где мое достоинство, так высоко почтенное Богом? " И восклицает: " Восстану, восстану рано " .Ночь вокруг него, мрак греха объемлет человека. Враг отводит его, говорит: " Подожди, не спеши, еще будет время, помолишься, еще темно совсем " . А человек не слушает врага, он видит, что вокруг него еще ночь, но он спешит и восклицает: " восстану рано " . И Господь слышит этого покаявшегося человека, при какой бы обстановке это не происходило. (Рассказ Батюшки Варсонофия о его дяде.)По падении первого человека с такой чести и славы, Господь не мог видеть Свое создание ниспавшим, не мог видеть его унижения, и спас его Своими страданиями, Своим Воскресением. Привел его в прежнее состояние с растворением, т. е. с возможностью совершенствоваться. В этом свойстве совершенствоваться и заключается высшее благо, которое мы получаем духовным, божественным. Все то, чего можно легко достигнуть, теряет интерес к себе, как только достигнешь. А совершенствование духовное бесконечно: " Будьте совершени, якоже и Отец Мой совершен " .Кто-то из сестер как будто заснул. А Батюшка сказал: " Что же смущаться этим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010