Однажды старца спросили, не возмущался ли он против своих учителей. Тот ответил: «Нет! Мне это и в голову не могло прийти. Только раз провинился я чем-то и прислали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьет (не так, как я вас!). А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что старец за палку берется, я бежать, а потом прощения просил». Про преп. Анатолия (Зерцалова) старец рассказывал: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу». И, обращаясь к посетительнице, прибавил: «Так вот, матушка, если хочешь быть монашенкой, так и ты считай себя последней дочерью и плохой ученицей. Нужно всегда думать о себе, что находишься в новоначалии». Преп. Нектарий был строг, проникновенен и своеобразен. Он испытывал сердца приходящих к нему, давал им не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял и ставил человека перед духовными трудностями, не боясь и не жалея его малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и великую силу благодати, помогающей ищущему правды. Основными чертами преп. Нектария были смирение и мудрость. И свет его был, как светлый меч, рассекающий душу. К каждому человеку он походил лично, индивидуально, с особой мерой, и говорил: «Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы. Каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково». Одна монахиня рассказывала, как однажды старец спросил ее: «Что же, матушка, благоденствуешь?». «Очень хорошо, батюшка!», – по простоте ответила она. «Хорошо!», – повторил он. Потом ушел к себе и через несколько времени вернулся суровый, сердитый. Она его спрашивает о житейском, о доме, о разных вопросах, что тут решить надо, а он молчит. Потом сказал, направляя к другому духовнику: «А ко мне и не ходите! Отказываюсь я от вас!» Она – плакать, а он не глядит. Других батюшка принимает, а с ней и не занимается, отчаянные помыслы пошли у нее. Тогда он взял ее за руку и подвел к иконам: «Говори, хочешь в Царство Небесное!», – и так сурово, только что не кулаком толкает.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Господи, часто мы ропщем на старца, духовника и на священников вообще и думаем, что они якобы не входят в наше положение и не принимают нас. А оказывается, нам надо обернуться на себя и подумать: «А не грешны ли мы? – Может старец потому нас не принимает, что ждет нашего покаяния и испытывает нас?» Господи, прости нас, что таких мыслей не достает в нашей голове, и мы не прибегаем к покаянному плачу: «Господи, какие же мы великие грешники, что и старцы нас не принимают!» Господи, прости нас за отсутствие в нас покаянного дерзновения видеть себя в свете старческого вразумления. Прости нас, что не домогаемся глубокого покаянного исправления. Однажды старца спросили, не возмущался ли он против своих учителей. Тот ответил: «Нет! Мне это и в голову не мог­ло прийти. Только раз провинился я чем-то и прислали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьет (не так, как я вас!). А я, ко­нечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что старец за палку берется, я – бежать, и о том прощения просил». Господи, нам трудно сказать, что мы не возмущались против своих учителей. И за это прощения не просили. Господи, прости нас за наше возмущение и дерзость. Про отца Анатолия Зерцалова старец рассказывал: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу». И, обращаясь к посетительни­це, прибавил: «Так вот, матушка, если хочешь быть монашенкой, так и ты считай себя последней дочерью и плохой ученицей. Нужно всегда думать о себе, что находишься в новоначалии». Господи, нам следует, если хотим быть настоящими христианами, считать себя последним сыном или дочерью и плохими учениками. Господи, прости, что не думаем о себе, что находимся в новоначалии, что не считаем себя «последними». Та же монахиня рассказывает: «Однажды старец спросил ее: «Что же, матушка, благоденствуешь?» – «Очень хорошо, батюшка!» – по простоте ответила она. «Хорошо!» – повторил он. Потом ушел к себе и через некоторое время вернулся суровый, сердитый.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   Чему же тут радоваться? Тому, что искушения попустил Бог к нашей же пользе, в чем через некоторое время убедимся сами. Тому, что искушения не бесконечны, придет и покой, в котором забудутся все наши скорби. Тому, что через искушения мы становимся лучше, а значит они в наших интересах.    А также тому, что познаем, что смирение, которое вырабатывается в нас искушениями, отбрасывает и сами искушения. Преп. Анатолий (Зерцалов) утешает:     …Эти годы – это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол (т.е. Н.), уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь – все твои искушения всею цепью отлетят от тебя т.1, с. 302].    Искушения в нашей жизни сменяются, не меняется лишь регулярность, с которой они настигают нас. Это говорит о том, что нам, к сожалению, нужен не один, а много уроков для того, чтобы понять, что от нас требуется. Мы ходим вокруг да около, ищем некие частные причины искушений. В то время как их корень – наша самоуверенность в том, что мы умные и все знаем, тщательно закрывается от нас нашим самолюбием и нашей гордостью.    Но стоит смириться и осознать свою немощь, так тут же и увидим, сколько неправого от нас исходит в жизни. И что искушения только лекарство, нужное нам для исправления. Так исправимся, и вся цепь искушений отлетит от нас. Глава 9. Учение о любви    Старцы в своих поучениях говорят о любви Бога к человеку, человека к Богу и человека к людям. Если первая любовь в прямом смысле божественна и совершенна во всем, то вторая и третья часто несовершенны даже по человеческой мерке. Тем не менее, старцы раскрывают и сущность любви, и пути ее совершенствования в человеке, а также предостерегают от ошибочных или неточных мнений в этом жизненно важном вопросе. 9.1. ЛЮБОВЬ БОГА К ЧЕЛОВЕКУ»    Оптинские старцы говорят о любви Бога к человеку реже, чем о любви человека к Богу и другим людям. По-видимому, они исходили из того, что Бог через Священное Писание сказал о Своей любви все. С другой стороны, от их внимания не ускользало, что отдельные люди по немощи все же сомневаются в любви Бога, особенно в отношении себя лично. В таких случаях старцы разъясняли людям, что и их лично Бог любит гораздо больше, чем они думают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Старец и его действия не подлежат суду ученика. Его указания должны приниматься без всяких рассуждений. Поэтому даже защита старца воспрещается, т. к. это уже в каком-то смысле является обсуждением или судом. По неопытности своей о. Нектарий защищал в спорах своего старца, о. Амвросия, от нападок некоторых неразумных и дерзких братий. После одного из таких споров явился ему во сне его прозорливый духовник о. Анатолий (еще при жизни своей) и грозно сказал: «никто не имеет права обсуждать поступки Старца, руководясь своим недомыслием и дерзостью; старец за свои действия даст отчет Богу; значения их мы не постигаем» 7 . Скажем несколько слов о скитоначальнике о. Анатолии. По словам о. Пимена, настоятеля Николо-Угрешского м-ря (оставившего после себя ценные записки, о. Анатолий Зерцалов разделял еще при жизни о. Амвросия его труды по старчеству. Он был из студентов семинарии, трудившихся в переводах святоотеческих книг при о. Макарии, совместно с о. Амвросием и о. Климентом Зедергольмом . «С 1874 года о. Анатолий состоял духовником всего братства и скитоначальником. Почти все посетители, бывшие у старца Амвросия на благословении, приходили за бласловением и советами также к о. Анатолию; он был старцем и некоторых братий Пустыни и скита, и у большинства сестер Шамординской Общины», – так повествует о. Пимен. И добавляет! «Он настолько предан был умной молитве, что оставлял всякия заботы о вещественном, хотя и нес звание скитоначальника». После кончины о. Амвросия (1891 г.), о. Анатолий был старцем всего братства. Скончался 25-го января 1894 г. семидесяти двух лет. Прямым учеником о. Анатолия был старец о. Варсонофий, († 1912), в миру полковник, прибывший в Оптину, когда о. Амвросий был уже в гробу. Старец Варсонофий обладал высокими духовными дарованиями, провел немало лет в затворе. По вступлении о. Варсонофия в Оптину в 1891 г., о. Анатолий назначил его келейником к о. Нектарию, тогда иеромонаху. Под руководством последнего в течение десяти лет о. Варсонофий изучал теоретически и практически св. Отцов и прошел все монашеския степени вплоть до иеромонашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Успокоенный любовию старца и получив от него благословение и разрешение своих недоумений, купец оставил его келлию утешенный и в совершенно здоровом состоянии. После сего он остался в обители еще на некоторое время, говел, причастился Св. Христовых Таин и уехал, славя Бога и смиренного раба Божия, научась явным наказанием не уничижать смиренных, о них же благоволит Господь, сказавший: Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет. И: Уши Его в молитву их [ Пс.33:19,16 ]. Еще наказательно-вразумительный случай, записанный иеросхимонахом Анатолием (Зерцаловым) : Белобережской общежительной пустыни некий послушник Адриан по поступлении в эту обитель начал проходить путь жизни подвижнической хотя усердно, но самочинно. Ищущий же погибели душ христианских лукавый враг внушил ему мысль ради спасения души своей принимать к себе странников и успокаивать их. Около семи лет подвизался так Адриан в своей обители. В это время в Оптиной Пустыни старчествовал описываемый здесь высокой духовной жизни старец Макарий. Как истинный пастырь, собственным опытом изведавший пользу старческого пути, он всячески оберегал врученное ему стадо Христово, отлучая тех вновь поступивших послушников, которые не хотели следовать этим путем. Другие же из них и сами оставляли Оптину Пустынь и переходили в иные монастыри или обращались в праздношатающихся странников. Послушник Адриан вместе с другими странниками принимал и этих оптинских выходцев, которые наносили на старца Макария много клеветы. Таким образом, Адриан, хотя старца никогда не видал, но составил о нем понятие самое невыгодное. Старец представлялся ему человеком нрава жестокого, самовольно и пристрастно распоряжавшегося братиями. За год до кончины старца Макария Адриан вместе с другими пятью послушниками представлен был своим настоятелем к постригу в рясофор. Но в то время как он подписался к пострижению, видит ночью во сне, что входит к нему в келлию их настоятель и за ним неизвестный старец в мантии, камилавке и с двумя крестами на шее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но гордость – не союзник, а враг истинной любви, и губительно действует на любовь даже в том случае, когда предметом гордость является сама любовь. Поэтому особое значение имеет наше реальное поведение, а не то, что мы думаем или говорим. Старцы предостерегают, что мы склонны любить Бога только на словах. Преп. Анатолий (Зерцалов) наставляет: Ты опять скорбишь? Все не желается тебе терпеть болезни душевные? Значит, тебе не хочется войти в Царство Небесное? Ведь Писание говорит, что «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Вот любовь-то наша какая к Небесному Жениху! На словах любим и желаем Его, а коснись делом, мы и плакать т.1, с. 388]. Любовь к Господу заключается в том, чтобы смиренно принять указанный Им путь. Не можем мы без скорбей войти в Царство Небесное, значит, должны терпеть и не жаловаться. По малодушию и изнеженности у нас это часто не получается. И мы либо впадаем в безмерную печаль и долгие сетования, либо бесконечно жалуемся другим о своих бедах. Между тем любовь долготерпит . Как бы ни было тяжело на душе, любовь должна преодолевать все душевные болезни – через это и входят в Царствие Божие. Впрочем, старцы учат и тому, чтобы мы знали меру в любви и не повреждались сами. Преп. Лев разъясняет: …Вспомните вторую заповедь Господню… в которой повелевается любить ближнего яко самого себя. Чем же и как любить? Никак не возможно и сего исключить, дабы, в чем можем, вспомоществовать ближним, и всевозможно да стараемся в прощающем и сострадающем духе утешать, но дабы только по силе – сиречь когда, при помощи Божией, не вредишься сама, а когда кто сам, при назидании другого, повреждается, то советуют святые отцы следовать лучшему, т.е. себе внимать и себя coxpahяmь&hellip т. 1, с. 389]. Ближайшим образом, конечно, любовь к ближнему обнаруживается в посильной помощи и утешении. Делаются такие добрые дела при помощи Божией и умеренности, чтобы не повреждался помогающий. При неумеренности можно повредиться, о чем и предупреждает старец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Не будь искушений, и никто бы не спасся, говорит авва Евагрий, и прочие отцы тоже, и что как не чрез искушение приходим в разум истины, а святой Петр Дамаскин: «смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений». Итак, не должно бояться искушений и не дерзать на ohыe&hellip т.1, с. 296]. В искушениях человек получает возможность правильно понять свою жизнь. Все льстивые предположения о себе и уничижительные о других – рушатся. Полагал ли себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, ты достиг самого малого, а другие превзошли тебя. Неустанно требовал что-то от других, не пытаясь разобраться в их ситуации? Теперь от тебя требуют то, что ты считаешь несправедливым, и не только требуют, но и притесняют, и гонят, и злословят. Лелеял в душе мысль о своей особой святости, которая принесет глубокий покой душе? Сейчас же беззащитен от грубого насилия помыслов… В таких обстоятельствах человек воочию видит, сколь он немощен: в своих суждениях, поступках, делах, эмоциях и т.д. Поняв и приняв эту немощность, он и делает важный шаг в «разум истины», начав правдиво оценивать себя как немощного. И за этим шагом делает и второй – признает, что правильная жизнь не может совершаться иначе, как в смирении. Данный переход к мышлению, основанному на смирении, и желание на деле быть смиренным есть «порождение смирения от разума». В это время приходит к человеку понимание всей сложности и тяжести его проблем, понимание того, как непросто смириться по-настоящему и жить во смирении. И что такая жизнь требует искусства. И вновь старцы приходят к нам на помощь своим советом. Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит: Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: «кто есть, иже поживет и не узрит смерти» (Пс. 88:49), т.е. искушения. Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невеждами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не т.1, с. 304]. Искушения неизбежно заставляют нас учить терпению, ибо любое нетерпение, раздражение и прочее только усиливают искушения. Терпеливо неся искус, становимся более терпеливы и осторожны во всем: терпеливо относимся к людям, терпеливо понуждаем себя не считать лучше и достойнее других, терпеливо обдумываем и разбираемся в словах и поступках других и своих собственных, терпеливо ищем решения проблем и т.д. Со временем обнаруживается, что, поступая так, мы начинаем лучше понимать жизнь и других людей, и занимаем более выверенную и правильную позицию. Другими словами, мы становимся искуснее. Тогда приходит к нам и утешительный смысл старческого слова о том, что мы должны были пройти через искушения, чтобы не остаться теми «невеждами глупыми», которыми были ранее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

(Письмо старца Амвросия) Сестра о Господе и чадо духовное, М. Письмо твое от 4-го Апр. получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет писать тебе часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотския движения и скверные, и хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем и, ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молиться особенно во время смущения и за себя и за оскорбляющих: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь. Просишь приехать. Если и приедешь, не скоро доберешься, потому что я стал стар и слаб и народом очень обременен. Мир тебе и Божие благословение! Многогр. И. Амвросий. 24 апреля 87 г. P.S. Отцу Анатолию пиши и проси ответа. 153. Еще о молитве Иисусовой 30 октября 1889 г. Мир тебе и благословение Божие, преподобная мать М.! Письмо твое получил. Когда оно послано не выставлено. А я тебя просил обозначать число и год и проч. И грозил, что писать не буду. Все ничего! За то и попущаются тебе испытания. Получивши письмо, я отложил его, чтобы заняться особо. Но оно исчезло. Келейники и я все перебрали, перетрясли, но письма нет. Вот только что, случайно, мне отыскали его. Прочитавши письмо твое (от неизвестнаго числа), я тогда же пошел к батюшке Амвросию. И вместе разбирали его. Мы не нашли в молитве неправильностей. Только таких вещей, как благоухание, принимать не должно. Об этом пишет Св. Симеон Новый Богослов во 2-м образе молитвы. Сердечнаго места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова Г. И. Х. С. Б. п. м. Святитель Димитрий учит: «где ум, там и сердце».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Если в свиней не смели войти бесы без воли И. Х., как же они войдут в людей? И еще монахов? Если полезешь в ризничие или еще куда и попросишь помощи ее: то пожа­луй... А теперь не бойся. Пока скорбишь Господа ради, Он с тобою неотходно. Мир тебе! 344. Сестрою милосердия ехать не нужно 16 ноября 1876 г. Мир тебе и благословение от Господа! Желание твое ехать сестрою милосердия батюшка не одобрил, а я и по­давно. Ты избрала путь, обрекла себя Богу – и будь покойна. А кто тебя научает, пусть сам исполнит свой совет делом... Батюшка о. Амвросий посылает тебе свое благосло­вение! 345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей Христос Воскресе!.. Не неприлично нам почтить праздник сей радостию и делами благими: молитвою, терпением, смирением, а паче беструдным самоукорением. Говорил о тебе батюшке Амвросию и о всех ваших обстояниях. Он благословил еще потерпеть. Да и как спешить-то? Будет, пожалуй, мало скорбей, – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народу и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это, те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид. Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то вбок, то взад, – ну, и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки. Так, сделай Е. игуменьей, и выйдет не то, что ожидалось... Скорби есть во всех монастырях. Верь. К новому старцу относись осмотрясь. А лучше погоди. Пиши ко мне, не стесняясь. 346. Молитвенный порядок дня 3 марта 1877 г. Сестра о Господе Е.... Все твои немощи, описанные 20-го января, доводящие тебя до отчаяния, суть обычные искушения монахов. Терпи, крепись и благодари Бога, что Он помог тебе удержаться и не вылететь из такого жестокого и холодного жития в горячий круг сестер милосердия. Терпи, окаявай себя и будет с тебя. Вместо утрени читай утренния молитвы, 12 псалмов. Потом часы. Вместо вечерни: 9-й час, повечерие, и сколько можешь канонов и акафист. До 12 часов не спать – нет нужды. Лучше раньше встать. А твое мудрование о 12-м ч. ближе к прелести, чем ко благу и пользе... Иисусову молитву читать на помыслы – един­ственное против них средство; но и всегда ее мы обязаны иметь в устах, хотя бы и сокровенно. А собственно умную без разрешения и руководства учителя нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Ну, что же нам делать? Ужели так уж и руки опустить? Нет, матушка! Пусть люди, исправляющие добродетель, живут спустя рукава; а мы, немощные, непременно должны взывать к Иисусу, пришедшему не праведные, но грешные призвати к покаянию. И потому, не имея ни дел, ни сил душевных для подвигов, неизбежно должны взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, то же, что орех разгрызть. А смерти ты желаешь потому, что во 1-х, не понимаешь, что такое смерть, и что нас там ожидает. А во 2-х, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия. Впрочем, если будешь смиряться, все это со временем примется (сердцем) и уразумеется. Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленная ты монахиня! Ее жжет справа огнем; а слева обдает холодною водою. Да, несмысленная ты, возьми воды и залей ею огонь! Т. е. потерпи немощной сестре! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджогой) – гордостью и нетерпением! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «Потерпи Господа; мужайся: И да крепится сердце твое; и потерпи Господа!» 272. Неси данный Богом Крест 25 января 1878 г. Ты, сестра, пишешь, что изнемогаешь от болезней и скорбей и не знаешь, как спастись? Очень не мудро: неси свой крест, уже готовый, уже надетый тебе Богом на шею, надетый Самим Богом желающим всем человекам спастися, и в разум истины приити. А ты, матушка, разум-то истинный совсем потеряла! Ибо скорбишь на м. Игуменью напрасно. А она хорошо, очень хорошо делает, что не позволяет вам шататься по городу. Это совсем не монашеское дело. И как это еще терпели! Будь же хоть теперь-то поумнее: смири себя, зазри, и терпи терпеливо и по силе благодарно, посланное тебе Богом, врачевство. Это очень немудрено, и даже, ближе всего к тебе, ибо сама сознаешься, что произвольных подвигов, ни молитвы нести не можешь. И помни святое слово: сила Божия в немощи совершается. Мир тебе и благословение Божие. 273. Что пользы от здоровья, когда нет успеха в духовной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010