Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМВРОСИЙ (Шевцов Андрей Григорьевич; род. 9 дек. 1975 г.), епископ Светлогорский, викарий Гомельской епархии АМВРОСИЙ (Ермаков Виталий Анатольевич; род. 15 июня 1970 г.), митрополит Тверской и Кашинский, глава Тверской митрополии АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_8.html

Юрий 2 августа 2012, 14:54 Для р.Б.Анатолий: Надо давно прозреть нам всем. И спасать себя в первую очередь. Идёт жестокая борьба за наши души, нас хотят уничтожить изнутри те, кому это выгодно. Да и сами себя губим своей безрассудностью (я, по крайней мере). Будем же бдительны и трезвы! Своих детей воспитать можно личным примером, чтобы они не упрекали нас в безнравственности. А Священство пусть хоть на самолётах летает на дачу, не нам судить наших пастырей. Не надо утрировать (мерседесы..., виллы..). Или батюшкам надо жить в пещерах? Надеюсь Вы меня поняли и не осудили. Храни Вас Бог! Константин 2 августа 2012, 14:24 Все это правильно. Только евреи - давно уже не Народ Божий. Иисус Христос сказал: " Нет больше ни иудея, ни эллина " . И было это 2000 лет назад. К сожалению, до сих пор большинство евреев не приняли Христианство. Впрочем, время еще все покажет. Сириус 2 августа 2012, 14:22 В наше время существует два основных идола вокруг которых и вертится всё наше сознание-ЭГО И СОВРЕМЕННОСТЬ.Статья читается даже не как диагноз,но как приговор современному обществу.Я сейчас говорю не о той части верующих праведников кои ещё есть среди нас ,а о тех кого принято называть среднестатистическое народонаселение.Ради себя любимого многие готовы со ссылкой на современность переписать [переосмыслить] даже заповеди Христовы.Не думаю,что после таких блужданий с лукавым под ручку мы выйдем на дорогу праведности.Сам ход нашей жизни показывает,что чем больше нас захватывает наша современность,тем крепче в центре нашего бытия утверждается наше эго.А если в центр мы ставим себя,то где же место для Бога? р.Б.Анатолий 2 августа 2012, 14:06 Спаси Господи! Все правильно, такова реальность сего времени. А с кого молодежи брать пример? Кто в наше время может стать примером? Если родители не верующие, так как родились в атеистические времена, а священство разъезжает на мерседесах и живет на загородных виллах, и красуется дорогими часами. То что можно ожидать от нового поколения? После всего увиденного и услышанного тяжело убедить их в обратном, и втолковать им Священное Писание. Простите если кого обидел. Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/55251.html

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://pravoslavie.ru/155384.html

156 О возведении в степень Доктора и о вызове на чреду служения в Спб. состоялись определения Св. Синода одновременно, именно по первому предмету 22/30 Ноября, а по второму 28/29 Ноября 1848 г., – о чём Иннокентий, как присутствующий в Синоде, и знал за подлинно. 158 В формулярном списке преосв. Антония значится это, между прочим, буквально так: «Св. Правитель. Синодом за сочинение «Догматическое Богословие», принятое учебником в духовных семинариях и в высших учебных заведениях светских возведён на степень Доктора Богословия». 163 Письмо Анатолия, архиеп. Могилевского, писанное А. Антонию, находившемуся на чреде в С.-Петербурге. 164 В полном тексте слова Св. Ап. Петра следующие: «...тщание же все привнесше, подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь». Вроде подтверждения указываемых отношений между обоими Иерархами приведём следующий рассказ, бывший известным в своё же время и между нами студентами. Когда была получена телеграмма о кончине Иннокентия и прочитана Митр. Филарету, он будто бы перекрестился и сказал: «ну, слава Богу! и я теперь умру спокойно». Видевшие и слышавшие это недоумевали. Он же проговорил: «Я ведь часто думал и боялся, как бы он после меня не был митрополитом Киевским». Это вызвало новое удивление... а он продолжал: «да! тогда бы досталось, небось, всему – даже и святым пещерам и самим-то св. Угодникам. Я знаю, как он и мне однажды планировал, что и что нужно бы сделать в пещерах, какие устроить разные новые входы и выходы, трубы, вентиляции и пр. пр. И что же! Случись бы быть ему здесь митрополитом, небось, он напланировал бы и ещё, не знай чего... Я помню, и тогда на силу урезонил его и даже в глаза ему посердился на него за такие неуместные его проекты и просто напросто фантазии: в конце же концов сказал я: «станем, Преосвященный, лучше помнить пословицу, что «бодливой корове недаром и Бог не даёт рог».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Кому из Христиан неизвестно, с какими трудами, изнурениями и подвигами стремились к вечному отечеству Патриархи, Пророки, Апостолы, Мученики, подвижники и все Святые? Многие из них сами себя обрекали гонениям, осмеянию, мукам, заключению в темницах; многие ради царствия небесного были то перепиливаемы, то побиваемы камнями, то посекаемы мечем; иные скитались в кожаных одеждах по непроходимым местам и пустыням, жили в пещерах и горных ущельях, претерпели зной и мороз, всякого рода недостатки и бедствия, не смотря на то, что их не стоит весь мир. Имея в виду такие примеры, на каком основании надеяться нам, братья, войти в царствие небесное, если, по словам вечной Истины, только усильные искатели приобретают его ( Мф. 11:12 ); если к нему нет другого пути, кроме тесного, усеянного тернием скорбей и бедствий? 2. Но неужели, спросит кто-либо, вся сущность усилий к приобретению царствия небесного состоит в перенесении горестей и страданий? Братья, Слово Божие называет путь, ведущий в жизнь вечную, тесным ( Мф. 7:14 ), колючим, потому что он действительно таков, особенно в начале, для греховной нашей природы; но для решившихся по нему идти до того, что встречающиеся на нем злоключения радуют путников. Посему можно сказать, что усилия, требуемые для приобретения вечного блаженства, почти нетягостны. В самом деле, от желающего получить вечную жизнь не требуется ни переносить гор с места на место, ни взбираться на недоступные высоты и стремнины, ни спускаться в недра и пропасти земные... не нужно ничего подобного. Спаситель требует от нас только живой, деятельной любви, – самого сладкого для нас чувства, которое облегчает всякие труды, доставляет самое вожделенное для сердца нашего удовольствие. Отклоняя всякое в сем отношении недоумение, Исуса Христос всякому желающему получить царствие небесное говорит ясно и решительно: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостью твоею, и всем помышлением твоим; и ближняго своего, яко сам себе ( Лк. 10:27 ). В сем состоит вся сущность закона и Евангелия, вся сущность учения Пророков, Апостолов и самого Спасителя. Предмет заповеди очевидный, не требующий никаких указаний или объяснений. Вся трудность в употреблении сего средства к поиску вечного блаженства происходит от наших страстей, от гнусных навыков, от превратных мирских обычаев. Если ты не решаешься победить эти трудности, значит не любишь Бога, потому что для угождения любимому предмету любовь облегчает, превозмогает, услаждает все трудности. В этом удостоверяет пример Спасителя и Его последователей, которых ни начала, ни власти, ни огонь, ни меч, ни жизнь, ни смерть, ничто не могло отлучить от любви Бога и ближнего в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тона, римском императора Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III, первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, религиозном философе Евгении Трубецком, авторе замечательных произведений о русской иконе, а также его брате, религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), нашем современнике, замечательном ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий организаторе репрессий против православной церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности (в алфавитном порядке) о священномученике, пострадавшем при Диоклетиане Транквиллине, новомученике Триандафилле, казненном в Константинополе в 17 в. за исповедание христианской веры, о тридцати отцах Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, константинопольском патриархе Трифоне, святом ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), Трифоне, мученике Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, почитаемом на Руси египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Тунис, Туркменистан, Турция и Уганда. Из статьи о Турции читатель сможет получить подробную информацию о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

—745— Россию, мне удалось обследовать 48 гротов в следующих местах; Balsignano (около Modugno), Andria, Monopoli, Fasano, Brindisi, S. Vito dei Normanni, Palagianello, Massafra, Palagiano. Будучи вынужден прервать начатые занятия по изучению столь важного памятника, как василианские гроты Южной Италии, области, которая в IX-XII вв. была почти сплошь населена греческими монахами-выходцами с востока, располагавшимися здесь в пещерах и культивировавшими византийское современное искусство, я питаю надежду, что Совет Академии, давний мне возможность начать обследование, одобрить мое намерение продолжить его в ближайшем будущем. Время и естественные причины постепенно стирают память об этих гротах у местного населения и разрушаюсь их. Между тем, они имеют громадное значение, так, как только благодаря знакомству с ними и можно вскрыть истории православного монашества востока IX-XI вв., принужденного бежать сюда от гонений иконоборцев, с одной стороны, и варварских полчищ, с другой. В заключение настоящего отчета считаю своим долгом выразить глубочайшую благодарность нашему знаменитому византологу академику Никодиму Павловичу Кондакову , к голосу которого прислушиваются и на Западе, в продолжение последних 14 лет работающему в Италии над иконографией Богоматери, который именно и направил мое внимание на обследование василианских гротов, дав нужные указания в этом направлении». Определили: Принять к сведению. VI. Прошение и.д. доцента Академии по кафедре истории и обличения русского сектантства А.В. Ремезова: «Отсутствие каких бы то ни было сектантов в Сергиевском Посаде делает невозможным непосредственное ознакомление моих слушателей с представителями сектантства. Многие из студентов еще до сих пор ни разу не видели ни одного из этих последних. Между тем, огромное значение личных сношений в таком случае не может подлежать сомнению. Смею думать, что даже одна поездка моих слушателей в местность, населенную сектантами, и присутствие их на беседе какого-нибудь опытного —746— миссионера с этими последними не только даст им возможность составить себе живое представление о сектанте, но и, несомненно, заинтересует их обсуждением спорных с сектантами вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13:2. Михмас. Михмас (совр. Mukhmas) расположен к юго-западу от Вефиля на высоте 2000 футов над уровнем моря. Скудость археологических находок железного века заставляет некоторых специалистов отдавать предпочтение идентификации с Khirbet el-Hara el-Fawqa, всего на одну милю севернее, где обнаружено больше следов поселения этого периода. Горный рельеф этой местности препятствовал применению колесниц. 13:3. Филистимский охранный отряд в Гиве. Гиву отождествляют с современным селением Jaba, в 6 милях к северу от Иерусалима. Раскопки здесь не проводились, но исследование поверхностного слоя обнаружило остатки поселения железного века. Город возвышается над стратегически важной переправой через глубокое ущелье вади Swenit у Михмаса, открывавшей путь из северного региона к Иерусалиму. 13:4. Расстояние от Галгала до Михмаса. Название «Галгал» носили многие селения, а их местоположение точно неизвестно (см. коммент. к 7:16). Галгал в 10:8, по-видимому, находился недалеко от Гивы. Если Галгал, в котором расположился стан Саула, – это город времен Иисуса Навина, то он находился значительно дальше к востоку, близ Иордана, примерно в 20 милях от Михмаса. В таком случае Саул был далеко от театра военных действий. 13:5. Войско филистимлян. В этой ситуации филистимляне, располагавшие тридцатью тысячами (по уточненным данным – тремя тысячами) колесниц и шестью тысячами всадников (колесничих), имели подавляющее военное преимущество. Если уточненная цифра верна, то на каждую колесницу приходилось два воина, как и в Египте, Анатолии и Ассирии того времени. Например, ассирийский царь Салманасар III (IX в. до н. э.) утверждал, что он переправился через Евфрат с войском, насчитывающим 120 тыс. человек. В обязанности правителей ассирийских провинций входило формирование отрядов из 1500 всадников и 20 тыс. пехотинцев для ассирийского войска. Учитывая, что таких провинций было более двадцати, можно предположить, что ассирийское войско было очень велико. 13:6. Укрытия. Склоны гор близ вади Swenit и вади Kelt изобилуют пещерами. В Палестине люди часто прятались в пещерах, когда им угрожала опасность. Иногда пещеры служили родовыми гробницами. Эти пещеры были труднодоступны, и только местные жители знали их расположение. О том, что пещеры служили укрытием, свидетельствует надпись в одной из пещер близ укрепленного иудейского города Лахиса. На ее стене написано: «Пощади меня, Боже милосердный, пощади меня, Яхве. О Яхве, спаси».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

— А, Анатолий Эммануилович, раньше за вами надо было кареты посылать, а теперь сами пришли. — Да, теперь сам пришел. — Пожалуйста! Он вводит меня в кабинет, довольно непрезентабельный, — он небольшая фигура. — Я решил выехать за границу. Имею вызов в Израиль. Но ОВИР и заведующий столовой, где я работал, озорничают: не дают мне ни характеристики, ни визы. — Так вы решили нас покинуть? Жаль, жаль, очень жаль. Так пишите заявление начальству. — Сейчас? — А зачем откладывать? И тут же с необыкновенной готовностью мне протягивается перо и бумага. (Видимо, страсть как хочется им от меня отделаться.) Написал заявление на имя Шелепина. С жалобой на действия ОВИРа и заведующего столовой. Простились. Через несколько дней телефонный звонок. “Говорит Андрей Димитриевич”. “Какой Андрей Димитриевич? Сахаров?” — Голос не его. “Какой Андрей Димитриевич? Профессор?” “Да нет. Это тот, с кем вы третьего дня говорили”. Только тут я сообразил, что Шилкин тоже Андрей Димитриевич. “Зайдите в столовую. Я думаю, все будет в порядке”. Все и было в порядке. Характеристику мне, правда, на руки не дали (могу себе представить, что там было написано). Заведующий переслал ее в ОВИР. Между тем проходило лето. Ездил в Киев. Посмотрел город, любимый отцом. Помолился в Пещерах. Потом в Почаев. В Литву. И наконец вернулся в Москву. В последних числах августа жили мы с женой на даче в Пушкине. Под Москвой. 31 августа. Суббота. Были у всенощной. Возвращаемся домой. Новость. Звонит из Москвы сестра жены — была телеграмма из ОВИРа, что есть для меня виза в Израиль. На другой день вместе с женой к обедне. Говорю другу-священнику: “Знаете вы, какая новость?” “Какая может быть новость за ночь?” “Получена виза для отъезда”. После литургии напутственный молебен. И начались хлопоты. Последние хлопоты. И прощание. Это было, как в угаре. Хождение по храмам. Сборы. И люди. Люди. Люди. Никак не думал, что у меня столько друзей. Побывало в общей сложности около 500 человек. Два приема. Один у меня. Другой у милейшей Надежды Яковлевны Иофе. Из Питера приехала сестра моей няни. Единственный человек, который помнит меня двенадцатилетним мальчиком.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010