Прп. Илия Муромец. Икона. 1995 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (ц. прп. Илии Муромца на Вербовском кладбище, Муром) Прп. Илия Муромец. Икона. 1995 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (ц. прп. Илии Муромца на Вербовском кладбище, Муром) Единоличное изображение И. М. размещено на стене над ракой с мощами (надпись над гробницей: «преподоб. Илии из града Мурома») в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробный образ исполнен в 1844 г. на медном листе мастером И. Эриксоном, по стилю близок к портретной живописи 1-й пол. XIX в. Это поясное изображение старца вполоборота вправо в темной монашеской одежде, с непокрытой головой, с четками в правой руке (в левой - посох), черты лица правильные: высокий лоб, прямой нос, небольшой рот, седая борода средней величины. Вверху надпись: «Препод. Uлi # Муромец». В Благовещенском мон-ре в Муроме находится др. образ И. М. 1-й пол. XIX в., написанный на холсте в реалистической манере профессиональным мастером. Художник изобразил И. М. в рост, в небольшом повороте вправо, облаченным в коричневатую монашескую рясу с широкими рукавами, длинная до пола мантия почти черная, на голове куколь зеленоватого оттенка, в левой руке, с четками на запястье, раскрытая книга (текст только намечен), десница в молитвенном жесте возле груди. У него продолговатое лицо, тонкий прямой нос, впалые щеки, длинная седая борода, темные выразительные глаза. Надпись вверху: «св. пр. uлiя муромецъ чуд. печ.». В монументальной живописи образ И. М., исполненный в академической манере, был помещен в росписи интерьера московского храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). В стенописи галереи рус. чудотворцев в Почаевской Успенской лавре И. М. введен в группу подвижников XII в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/389413.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех преподобных отцов Печерских. Карта и ближайшие объекты Здание, в котором расположена церковь, было построено в 1839 г. под руководством командира киевской инженерной команды И.Г.Дзичканца как келии для монахов. В 1872 г. на втором этаже была устроена и освящена церковь " Всех Преподобных Отцов Печерских " , которую также называли " теплой церковью " . Проект по расширению теплой церкви при Ближних пещерах разработал военный инженер О.Р.Ветринский. В 1960-80-х годах в этом помещении располагалась выставка, в экспозиции которой рассказывалось об истории лаврских пещер. В 2002 г. церковь была реконструирована. Архитектурно-строительные работы возглавлял инок Макарий (Гречанюк). Ровенские иконописцы под руководством Олега Боровика расписали церковь. Работами по изготовлению резного иконостаса, двух клиросов, киотов, престола и жертвенника руководил архитектор Анатолий Бугринец. Освящение храма состоялось 21 ноября 2002 г. Ныне церковь " Всех Преподобных Отцов Печерских " - действующий храм Киево-Печерской лавры . В ней сохраняются священные реликвии: список иконы Божьей Матери Свенской (Печерской), выполненный в мастерских Киево-Печерской лавры в ст. (в алтаре храма); икона Великомученицы Варвары с частицей ее мощей, написанная во второй половине ст.; ларец с частицей мощей Серафима Саровского; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей; иконы Вседержителя и Божьей Матери Черниговской (Гефсиманской), что принадлежали священномученику Владимиру (Богоявленскому), митрополиту Киевскому и Галицкому и по его заказу были написаны в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры в конце - в начале ХХ вв.; ковчег - мощевик, изготовленный в второй половине в., с частью Древа Животворящего Креста Господнего, частью гроба св. апостола Андрея Первозванного и 40 частицами мощей святых угодников; икона Феодосия Черниговского с частицей его мощей, написанная в середине в. и пожертвованная Лавре митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05650

28. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чудотворца (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, княжны Ольшанския (ок. 1550), преподобномучеников Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182), Варлаама, игумена Печерскаго (1065), Дамиана пресвитера, целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затворника, епископа Туровскаго (XII), Афанасия затворника (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерскаго (XIII), Агапита, врача безмезднаго (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), священномученика Кукши (XII), Алексия (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливаго (XIII), Меркурия, епископа Смоленскаго (1239), Пимена Многоболезненнаго (1110). Нестора летописца (ок. 1114), преподобномученика Евстратия (1097), Елладия затворника (ок. XII–XIII), Иеремии прозорливаго (XI), преподобномученика Моисея Угрина (1031 –1043), Иоанна Многострадальнаго (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, князя Черниговскаго (1143), мученика Григория чудотворца (1093), Онисима затворника (XII–XIII), Матфея прозорливаго (XI), Исаии чудотворца (1115), Авраамия трудолюбиваго (XII–XIII), Нифонта, епископа Новгородскаго (1156), Сильвестра (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливаго (XII), Анатолия затворника (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затворника (XII–XIII), Феофила затворника (XII–XIII), Арефы затворника (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исповедника (1148), Симона, епископа Суздальскаго (XII), Никона, игумена Печерскаго (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), преподобномученика Анастасия диакона (XII), дванадесяти мастеров зодчих, Авраамия затворника (XII–XIII), Исаакия затворника (ок. 1190), мученика Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухаго (XII), Тита иеромонаха (1190), Ефрема, епископа Переяславскаго (ок. 1098). Преподобнаго Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобнаго Харитона Сянжемскаго (1509). Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго (1541).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В составе Собора Киево-Печерских чудотворцев раннее изображение И. (с нимбом) известно на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) - поясной образ в епископском облачении, с непокрытой головой, в одном из цветков древа, крайний слева среди святителей. Единоличный образ И. (в саккосе и митре, с Евангелием) на фоне собора имеется в местном ряду иконостаса 1-й пол. XIX в. ц. прп. Антония в Ближних пещерах лавры. И. в архиерейской мантии и черном клобуке, с жезлом в руке помещен среди подвижников XI в. в одной из настенных композиций в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В профиль, с окладистой седой бородой, с крестом и жезлом в руках (надпись: «пр Iлapiohъ Митр.») представлен в росписи «Шествие Русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря ( Большакова С. Е. Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря. СПб., 2005. С. 15. Ил.). На иконе «Святые первосвятители всея Руси» кон. 50-х - 70-х гг. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) он изображен в центральной части композиции на фоне собора Св. Софии в Киеве (между святителями Михаилом Киевским и Константином Черниговским), прямолично, в монашеском и святительском облачении: в схиме и куколе, в фелони и омофоре, десница на груди, в левой свиток с текстом: «Слово о закон h и благо…», на нимбе надпись: «Прп Iлapi w нъ ч u д печерск.». Лит.: Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111; Алдошина Н. Е. Благословенный труд.

http://pravenc.ru/text/389115.html

За вклад в развитие издательской деятельности и духовного просвещения в Томской области глава Издательского Совета наградил митрополита Томского Ростислава медалью прп. Епифания Премудрого I степени. Наград Издательского Совета также были удостоены: директор библиотеки им. А.С. Пушкина Н.М. Барабанщикова и директор Томской полиграфической компании А.И. Шалыгин — медали первопечатника диакона Иоанна Федорова II степени; секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко) и проректор по научной работе Томской духовной семинарии протоиерей Андрей Носков — медали прп. Епифания Премудрого II степени. Грамотами Издательского Совета были отмечены: настоятель Никольского прихода г. Стрежевого Томской области игумен Стефан (Баранников), настоятель Александро-Невского храма села Александровского иерей Анатолий Поляков, главный редактор епархиальной газеты «Томские епархиальные ведомости» иерей Евгений Маслич, руководитель Томского регионального литературного объединения «Встреча» А.И. Иванов, руководитель информационного отдела Колпашевской епархии И.Ю. Коновалова, редактор православного детского журнала «Весточка» Колпашевской епархии Е.А. Криволапова, иллюстратор журнала «Весточка» О.Е. Нечаева. По окончании церемонии награждения состоялась конференция «Церковь и творческие личности в сфере литературы, науки, искусства», организованная в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Русской Православной Церкви. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/5436319.ht...

представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован. В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач.

http://pravenc.ru/text/674768.html

монастыря в Александрове) в правой руке святого жезл (у др. архиереев его нет), на груди поверх омофора панагия; на иконе 1-й пол. XIX (ЦМиАР) правая рука М. в молении (жест орации). Образ М. узнаваем и при отсутствии надписи, в. т. ч. благодаря сохранению жеста правой руки (лежит на груди), напр., на небольших эмалевых иконах XIX в., заказываемых Киево-Печерской лаврой в качестве паломнических образков в мастерских Ростова (эмалевая иконка 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В составе избранных святых М. представлен на иконе-мощевике (ставротеке) 30-х - 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), выполненной, по мнению И. В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица для хранения св. мощей. Изображение св. епископа представлено в нижнем левом медальоне (всего 4), врезанном в основание доски с мощевиком в центре. Парным М. является образ сщмч. Автонома , еп. Вифинского. Можно полагать, что художник был знаком с иконографией епископа, поскольку М. изображен в традиционном для него облачении (мантии), однако без омофора и в белом клобуке; правой рукой он благословляет, опущенная левая отведена в сторону. В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): старец с клиновидной средней длины бородой, вьющимися волосами, в саккосе и омофоре, в митре с меховой опушкой; в руках держит крест. Образ М. был включен в программу декора 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве: поясное изображение, написанное худож. Д. Н. Мартыновым, находилось на пилястре юж. части зап. крыла собора (первоначальные материалы не сохр., выполнено по новому эскизу А. В. Чарина, А. Л. Иванова и А. В. Чувина, 90-е гг. XX в.). Предположительно М.- один из 5 святителей, изображенных при входе в лавру в композиции «Собор чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах» в стенописи 1900-1902 гг.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

Мне очень хочется надеяться на то, что время скорби для нас пройдет и наступят радостные времена, когда мы сможем снова с благодарностью Богу вознести Ему благодарственные молитвы об избавлении от губительного поветрия». Далее митрополит Иларион вручил Патриаршие награды сотрудникам ОВЦС в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей. Ордена благоверного князя Даниила Московского III степени удостоен секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук . Орденом преподобного Серафима Саровского III степени награжден заведующий Сектором протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов) . Медали «Патриаршая благодарность» удостоены секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов. Медалью благоверного князя Даниила Московского награждены сотрудник ОВЦС священник Анатолий Чуряков, секретарь председателя ОВЦС священник Александр Карзан, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, сотрудник ОВЦС диакон Федор Шульга. Медалью преподобной Евфросинии Московской награждена заведующая канцелярией ОВЦС инокиня Иулиания (Захарова). Во внимание к усердным трудам на благо Церкви Патриарших грамот удостоены сотрудник ОВЦС иеромонах Кирилл Перегудин, референт председателя ОВЦС священник Александр Ершов. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/5831628.ht...

По молитвам преподобных Антония (†1073; память 10 июля и 28 сентября) и Феодосия (†1074; память 3 мая и 14 августа) Печерских Господь даровал ему чудесное избавление из плена, накануне которого святому страдальцу явился преподобномученик Евстратий Печерский (†1097; память 28 марта) и предсказал скорое освобождение. На третий день после такого предсказания, в шестом часу дня, на глазах стражников преподобный Никон стал невидимым, только был слышен голос, воспевающий: «Хвалите Господа с Небес». Блаженный узник оказался в Печерском монастыре, в церкви Пресвятой Богородицы, где совершалась Божественная литургия. Израненный и в кандалах, святой угодник хотел из смирения скрыть дивное чудо своего избавления, но игумен и братия упросили поведать все ради славы Божией. Игумен повелел святому снять кандалы, когда тот хотел продолжать свои мученические подвиги. Святой Никон именуется «сухим», потому что высох от голода и других мучений за годы пребывания в плену. Однако он отличался необыкновенной силой духа и усердием к молитве, благодаря чему совершил много Богоугодных дел. Душа его удостоилась «наследия нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на Небесах» ( 1Пет.1:4 ). Святая Церковь призывает верующих обращаться к Печерскому чудотворцу во время тяжелых испытаний и скорбей, ибо преподобный Никон, именуемый также «столпом терпения», помогает своими молитвами всем бедствующим православным христианам, особенно находящимся в плену. Скончался преподобный Никон в середине XII века и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Неделя святых праотец На Господи, воззвах: стихиры воскресны, и восточны 3, Анатолиевы, и праотцев на 4, глас 8. Подобен: Иже во Едеме: Праотцев днесь, вернии, совершающе память,/воспоим Христа Избавителя,/возвеличившаго их во всех языцех/и чудес преславная верно совершившаго Господа,/яко державна и сильна,/и от них показавша жезл силы нам –/Едину Неискусомужную и Богоотроковицу Марию Чистую,/из Неяже цвет пройде – Христос,/израстивый всем жизнь,/и неиждиваемую пищу, и спасение вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Назначены правящий архиерей Нерчинской епархии и викарный епископ Псковской епархии 4 мая 2017 г. 21:42 4 мая 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о замещении вакантной кафедры Нерчинской епархии ( журнал 33 ). Участники заседания постановили избрать епископом Нерчинским и Краснокаменским иеромонаха Аксия (Лобова), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Место наречения и хиротонии иеромонаха Аксия (Лобова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, Синод оставил на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Также на заседании был заслушан рапорт митрополита Псковского и Порховского Евсевия о назначении ему викарного епископа. Синод постановил викарием Псковской епархии с титулом «Гдовский» избрать иеромонаха Фому (Демчука), насельника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. Место наречения и хиротонии иеромонаха Фомы (Демчука) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, участники заседания оставили на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла (журнал 34). Члены Священного Синода также заслушали рапорт архиепископа Сурожского Елисея и прошение архиепископа Керченского Анатолия , викария Сурожской епархии , о почислении последнего на покой по состоянию здоровья. Синод постановил выразить благодарность Преосвященному архиепископу Анатолию за труды по устройству церковной жизни в различных епархиях, порученных его управлению, на иных церковных послушаниях, а также за многолетние труды в качестве викария Сурожской епархии. Участники заседания также постановили почислить архиепископа Анатолия на покой согласно поданному прошению, определив местом его пребывания Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь (журнал 45). Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4885022.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010