Патриарх Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Лавры Сергиев Посад, 10 марта 2006 г . 10 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, сообщает Седмица.Ru. За литургией Его Святейшеству сослужили архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии, и епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры. На богослужении присутствовал глава администрации Сергиева Посада Анатолий Александрович Упырев. В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона и уже в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, был совершен молебен, на котором был прочтен особый канон св. мученику Феодору Тирону и, по традиции, освящено коливо. 10 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16561.html

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес… Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12: 18-29). Разное, разноприродное отношение к вышесказанному характеризует словесный бой, в котором и по смерти земной принял участие почивший праведный протоиерей Александр Агейкин. Как известно, память его подло зацепил гнилым выдохом «оппонент», юродивый во гордыне пасквилянт Кураев. Испражнение содержимого души Кураев, по какому-то недоразумению (?) носящий сан диакона, в безумии своём сопроводил ссылкой на недавнее интервью почившего настоятеля Богоявленского собора Москвы. В той беседе отец Александр, очевидно знавший о своей уязвимости перед поветрием (у батюшки был диабет), твёрдо исповедал надлежащее священнику поведение в сложившихся обстоятельствах. Сославшись на опыт Русской Церкви, пастырь привёл в пример двух митрополитов: блаженной памяти митрополита Феогноста и его преемника святого патриарха Московского Алексия. В те времена, то есть во времена Сергия Радонежского случались реальные моры, один из которых и прервал земную жизнь митрополита Феогноста. А вот митрополит Алексий несмотря на многие опасности и на тот же мор прожил долгую жизнь, пронёс длительное многотрудное служение. И то, и другое, сказал батюшка, проявление воли Божией. Служителю же Бога и Церкви следует не оставлять, но исполнять в полной мере служение, не пугаясь никаких обстоятельств. Сказано всё было без ложного пафоса. Можно сказать, скромно, но вместе с тем сильно и твердо. Дело в том, что, когда человек принимает решение стать священнослужителем, он должен понимать, что в дальнейшем имеет право придерживаться исключительно такой позиции. Также как человек, который идёт на военную службу и принимает присягу, понимает, что в случае необходимости ему придётся рисковать и даже жертвовать собственной жизнью. Хороша будет та армия, которая, завидев вооруженного неприятеля, бросит защищаемое мирное население и побежит сломя голову прятаться по оврагам и лесам.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/30/ig...

Однако «без веры, одним телесным деланием» человек не может войти в покой и совершенство бесстрастия (Св. Никита Стифат . Добр Т.5 С.155). Кроме того, преподобный Феогност ясно говорит, что, достигнув деятельной добродетели, человек не может войти в пристанище бесстрастия, если в то же время ум его «не будут обымать духовные созерцания просветительного ведения и познания сущего» (Добр. Т.3. С.389). Это место является очень важным. Ведь и сегодня существуют люди, которые утверждают, что бесстрастия можно достичь деятельной добродетелью. Преподобный Феогност не соглашается с этим. Деятельной добродетели непременно должны сопутствовать и духовное созерцание, покаяние и молитва, главным образом так называемая умная молитва. Существенную помощь в приобретении бесстрастия может оказать плач по Боге. По словам преподобного Иоанна Синайского, «плач есть укоренившаяся от навыка скорбь души... Плач бывает у многих предтечею блаженного бесстрастия, предукрасив, предочистив душу и потребив вещество» (Леств.7:52–53). Вот почему плач является образом жизни. Он очищает душу и ум, делая его способным принять божественные утешения. Такой плач сочетается с покаянием, подлинное же покаяние есть ненависть к самому себе. Господь говорил о ненависти к своей душе, которая необходима, чтобы последовать за Христом и достичь Царствия Небесного. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12, 25 ). «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... а притом и самой жизни ( ψυλν) своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ). Святитель Григорий Палама пишет, что «живущие в миру должны принуждать себя делать мирские дела по Божиим заповедям». Это принуждение, «укоренившись со временем в привычку, производит устойчивую наклонность к исполнению заповедей и превращает эту наклонность в постоянное свойство», которое, в свою очередь, «дарит душе прочную ненависть к дурным свойствам и состояниям, а такая ненависть к злу приносит плод бесстрастия» (Свт. Григорий Палама . Триады... С.179). Таким образом, ненависть ко злу и нашему извращенному существу становится источником бесстрастия. Когда же человек приобретет бесстрастие, тогда «грех не будет уже обладать им, пребывающим в свободе и под законом Духа» (Св. Никита Стифат . Добр. Т.5. С.156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

То есть: не все обязываются быть девственниками, но те, которые «могут это вместить», которые чувствуют себя способными к этому. Этим самым девство, как высший подвиг, к которому не все способны, поставляется выше супружества. Хотя и честное супружество благословлено (см. Евр. 13:4 ), но чистое девство выше супружества, как это всегда учила Церковь : «брак – серебро, а девство – золото» (4-ое огл. сл. св. Кирилла Иерусалимского ). «Нет подвига более девства», – говорит св.Феогност, и это потому, что, как учит св. Иоанн Лествичник , «выше природы ставший малым чим или если позволено сказать, ничем не умален есть от ангел». Справедливо поэтому многие из Свв. Отцев называют девство «совершенной святостью» (св. Иоанн Лествичник ), «печатью совершенства» (св. Антоний Великий ), «цветами в саду Церкви» (св. Киприан), «красою и прославлением благодати, образом Божиим, сообразным святыне Господа» (св. Киприан), «приятнейшим благоуханием Господу Иисусу Христу» (св. Амфилохий Иконийский ). Из житий Святых мы знаем, что многие девственники и девственницы, ради сохранения девства, готовы были пожертвовать всем, даже жизнью своей. Но почему так высоко ценится девство и ставится выше брака, если брачная жизнь установлена Самим Богом еще при сотворении первых людей, которые созданы мужем и женою? Цель и высокое достоинство девства в том, что оно есть подвиг, в котором человек добровольно отказывается от дозволенного ему, ради того, чтобы всецело посвятить себя Богу, жить только ради Бога и в Боге. Об этом ясно говорит в 7-ой главе своего 1-го послания к Коринфянам св.Апостол Павел: «А о чем вы писали мне, то хорошо человеку не касаться женщины… ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (девственниками)… вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков… таковые (то есть вступившие в брак) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль… я хочу, чтобы вы жили без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И не переставал возвещать об этом и словом, и примером на протяжении всего Своего земного поприща. Он начинает с того, что, будучи «Царем царей и Господем господей», рождается в убогом вертепе и в пеленах полагается в яслях для скота, и первые слова Его первой общественной проповеди – о блаженствах – посвящены смирению: «блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное». И потом Он «не имеет, где главу подклонити». И кончает тем, что умыв ноги ученикам, «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя»… Темой любви начинается и кончается Его земное поприще. В самые первые минуты Его появления на свет, когда Богомладенцу еще не следовало говорить, Ангелы, которые ничего не говорят от себя, но суть вестники Божии, возвестили пастухам Его слова: «Слава в вышних Богу, и на земли – мир, и в человецех – благоволение». И в конце Своего земного поприща, на Тайной Вечери, Он говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. И по тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». И не только учил о любви к врагам, но на Кресте показал это самым делом, на Своем примере, вознося молитву за распинающих. Ибо Он и за них распинался… Последнее слово и дело Господа было о самом главном – о любви. И о смирении. И первое и последнее слово. Начало и конец. Альфа и Омега… Кемь «Если желаешь дары принести Богу, принеси благодарно от вдовствующей души своей две лепты – смирение и любовь» (преподобный Феогност, Добротолюбие. Т.3). Гонения и тесные обстоятельства, в которые была поставлена Церковь, причиняли христианам последних времен те же, хотя и невольные, спасительные скорби, которых добровольно искали бескровные мученики – первоначальные иноки, пустынники, пророчествовавшие, что последние христиане ничего не сделают, но спасутся скорбями и «будут больше нас и отцов наших». Цивилизация комфорта намеренно вела к тому, чтобы даже члены Церкви все меньше были способны променять вольготность существования на экстремальные обстоятельства пустыни, в которой отсутствует «телесный покой».

http://ruskline.ru/opp/2021/04/02/kak_vy...

Пресвятая Троица помилуй нас! Господи, очисть от грехов нас. Владыка, прости беззакония наши. Святой, осмотри [ ] и исцели немощи наши Именем [ ] Твоим. Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, в сей час и всегда и во веки веков, аминь. Отче наш, Сущий на небесах! Святись Твоё имя! Приди Твоё Царство! Буди Твоя воля и на земле как и на небесах. Хлеб наш насущный дай нам в сей день! И отпусти нам долги наши, как и мы отпустили должникам нашим. И не введи нас во искушения, но и избавь нас от лукавого. Поистине у Тебя Царство и сила и слава — у Безначального Отца и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, в сей час и всегда и во веки веков. ПСАЛОМ 50 [ ] Помилуй меня, милосердный Боже, и очисть от беззаконий моих. Отмой меня от вины моей и сотри все следы греха моего. Преступленье своё я сознаю и вина моя пред глазами моими всегда. Пред Тобою, пред одним лишь Тобою я согрешил, на глазах Твоих зло совершив. Потому правдивы Твои слова и справедлив Твой суд. Едва я родился, на мне был грех, едва мать зачала меня. Правда о сокрытом любезна Тебе и явил Ты мне Своё знанье о тайном. Окропи меня иссопом, и буду чист. Отмой меня, и стану белее снега. Весельем и радостью слух мой наполни, и возликуют кости мои, Тобой сокрушенные в гневе. Отведи взор Твой от вины моей и сотри с меня все грехи мои. Чистое сердце создай во мне, Боже, и вновь всели в меня Дух правды Твоей. Не гони меня прочь от Лица Твоего и Духа Святого Твоего не отнимай у меня. Возврати мне потерянную мною радость спасения Твоего, и Духом Твоей доброты укрепи меня. И тогда научу я заблудших путям Твоим, и грешников обращу к Тебе, Боже. От кровавой доли избавь меня Боже, Боже Спаситель мой, и язык мой радостно воспоёт справедливость Твою. Отверзи уста мне, Владыка, и устами своими я прославлю Тебя. Не желаешь Ты моих жертвоприношений и всесожжения неугодны Тебе. Жертва Богу — надломленный дух, и смиренным сердцем Господь не гнушается. Милостью Твоей и благоволением одари Сион и воздвигни стены Иерусалима. Тогда Ты благосклонно примешь праведные жертвы, всесожженья и приношенья, и на алтарь Твой возложат тельцов.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Если кто-либо из невежд вознамерится очернить лучшее и начнёт со лжи, то окончит всегда ложью. Скажи, остановится ли он на чём-нибудь и найдёт ли где конец? 154. Феогносту Не знаешь, может быть, брат, что трезвенно соблюдающих закон Божий этот закон хранит и покрывает. 155. Декуриону Как невозможно вдохнуть в себя весь воздух, так и ум наш и слова наши не вмещают сущности Божией. Но, думая о Боге и зная свойства Божии, собираем одно за другим и составляем себе некое представление о Боге. 156. Ему же Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7:14 ). Если и обретающих этот путь мало, то еще меньше тех, кто имеет силу войти. Есть и те, кто не входит по собственному нерадению. 157. Ему же Ум – владыка, а плоть – раба. Поэтому не угождай без меры рабе чревоугодием, чтобы забыв свою меру не стала она самоуправствовать, и не осмелилась поднять оружие на владыку. Поэтому Соломон, зная неразумие тела, сказал: Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями ( Притч. 19:10 ). 158. Ему же Если хочешь быть начальником области, то опозоришься, а если смиришь самого себя, то будешь помилован. Как написано: покрывает стыдом знаменитых, и силу могучих ослабляет ( Иов. 12:21 ). 159. Криту, дворцовому стражу Иные, сверх должного напрягая мысль в намерении постигнуть нечто большее, отпали от истинного знания и впали в заблуждение. И это – суета, как говорит Соломон (см. Еккл. 2:15 ) 160. Деве Юлиане Для чистой и благочестивой девственницы самое лучшее зеркало – пост. В нём дева увидит Бога, сколько ей возможно. Так она приобретёт бесстрастный образ мыслей, непоколебимый и неподвижный. 161. Той же деве Многократно читала ты, что пишет святой Моисей об одном превосходном и премудром муже, что он сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания (Исх., 38 гл.). 162. Феодору Не ленись каждый день, прежде чем приступить к какому-либо делу, помолиться Господу. 163. Ему же Для того Бог, как некие пристани на море воздвиг повсюду церкви, чтобы насколько возможно избегать бури житейских забот, укрываясь в церкви, насладиться нам спасительной тишиной и великим весельем. 164. Трибуну Софронию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Апостол Павел призывает своего ученика Тимофея: «Не неради о пребывающем в тебе даровании» ( 1Тим.4:14 ). Это обращение аналогично обращению к христианам: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» ( 2Кор.6:1 ) и уверению самого апостола: «...и благодать Его во мне не была тщетна» ( 1Кор.15:10 ). Кроме того, он дает заповедь апостолу Тимофею: «По сей причине напоминаю тебе возгреват дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). В своих так называемых пастырских посланиях апостол Павел часто обращается к этому предмету. Епископ, и вообще священнослужитель, должен вести борьбу, чтобы сохранить в себе дар священства, чтобы достойно служить Богу и людям, охраняя вверенное ему. Из многих высказываний на эту тему мы хотели бы привести некоторые наиболее характерные: «...упражняй себя в благочестии» ( 1Тим.4:7 ); «...будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» ( 1Тим.4:6 ); «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12 ). Апостол просит Тимофея соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6:14 ) и убеждает его сохранять предание: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» ( 2Тим.1:14 ). Это хранение предания должно осуществляться Духом Святым, живущим в Тимофее. Апостол требует от него проявлять трезвение, внимание, неусыпную заботу о том, чтобы отвечать великому призванию Божию: «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ). В отеческом учении упомянуты все основные достоинства, которые должны украшать священника, чтобы он мог отвечать своей великой задаче и высокому призванию. В дальнейшем мы попытаемся сделать небольшую подборку цитат из святоотеческих сочинений, прежде всего святителя Иоанна Златоуста и преподобного Феогноста. Учение этих двух отцов является выражением всего учения святой Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

(Игумения Таисия. Автобиографиче­ские записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским . М.: Отчий дом, 2007. С. 80.) 195 С пристани «Борки» мы поехали на пароходе к Рыбинску и вниз по Волге на далекую Каму, куда приглашали Батюшку. – В 1908 г. отец Иоанн путешествовал по Волге и Каме на пароходе «Талант», принадлежавшем елабужским купцам Стахеевым. 1 июля отец Иоанн совершил Литургию в имении Стахеевых «Святой ключ» (Котлин. 1908. 149, 3 июля). 197 Все таковые ответы и указания я помню, и записаны они у меня для памяти, а объявить их для всех, тем более в печати, я не решаюсь. – Авт. 198 …к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту... – Владыка Феогност (Лебедев; 1829–1903) – архиепископ Новгородский и Старорусский с ноября 1892 г.; с августа 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий. 199 Печатается по изданиям: Таисия, игумения Леушинского монастыря. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Таисия, игумения. Пре­бывание отца протоиерея Иоанна Сергиева в Леушинской обители в 1899 году//Русский паломник. 1899. 35; Таисия, игумения. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909; Беседа отца протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игумении Таисии. СПб., 1909; Таисия, игумения. Светлой памяти доброго Крон­штадтского пастыря//Кронштадтский пастырь. Б/г, 18. 205 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства. 206 Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. 207

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

3 Патриарх Иаков, благословляя пред своею смертию детей своих и предсказывая им судьбу их потомства, когда очередь дошла до Иуды, между прочим сказал ему: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). См. Введение в Богословие Макария § 61. 4 Моисей обетовал израильтянам, что некогда Бог возставит им Пророка, подобного ему: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – его слушайте» ( Втор.18:15–18 ). См. там же в § 73 п. 3. 7 Это возвышенное понятие о Боге противопоставляется y Иустина филоновско-платоническому – το ον неоплатоническому – αντoεv и гностическому προηατως; но кроме внешней формы ничего общего с ними не имеет. 8 Этот символ читается так: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго; и во единаго Господа Иисуса Христа, Слово Божие, в Бога от Бога, в Свете от Света, в Жизнь от Жизни, в Сына Единороднаго, перворожденнаго всей твари, Который прежде всех веков родился от Бога Отца, чрез Котораго все произошло, Который для нашего спасения воплотился и пожил между человеками, и страдал и воскрес в третий день и возшел ко Отцу и приидет опять во славе судить живых и мертвых. Верую и во единаго Духа Святаго. Верую, что каждый из них есть и имеет бытие, что Отец истинно Отец, Сын – истинно Сын, Дух Святый – истинно Дух Святый, как и Господь наш, посылая своих учеников на проповедь, сказал: шедши научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». 9 Это слово более всего возбуждало споры на соборе, и имеет свою историю, полную разных превратностей. Первый слово это ομοονσιος употребил Ориген , затем Дионисий и Феогност александрийские, потом Григорий Чудотворец . У Манеса затемнен смысл этого слова. В последующее время оно предложено было на антиохийском соборе против Павла Самосатского; но не принято, потому что употреблялось в Савелианстве. Ариане порицали это слово как еретическое, отвергающее отдельное существование Сына Божия и пр. Но св. Афанасий говорил, что слово это, хотя не содержится буквально в св. Писании, – однако же хорошо выражает мысль о единосущии Сына Божия со Отцом, – что в этом смысле его правильно употребляли и защищали древние Отцы; a еретики употребляли его в другом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010