Слово на день первомученика Стефана, или толкование на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 14 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 От переводчика Мы продолжаем публиковать проповеди святителя Амфилохия Иконийского и предлагаем читателю Слово на день памяти святого первомученика и архидиакона Стефана 1 . Впервые это сочинение было опубликовано в 1904 году немецким исследователем Холлем. Авторство святителя Амфилохия подтверждают характерные особенности языка и стиля. Слово носит ярко выраженный полемический характер и направлено против ариан и аполлинариан, которые неверно объясняли слова Христа: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия. Святитель Амфилохий, опровергая еретиков, раскрывает смысл Гефсиманской молитвы с помощью теории обольщения, согласно которой Христос добровольно испытал страх и боязнь смерти, чтобы перехитрить диавола и уничтожить смерть. Святой Отец не рассматривает смерть Христа как выкуп за людей, а говорит только об обольщении диавола слабостью человеческой природы Христа, причем “представляет это обольщение делом справедливости, воздающей равным, и делом мудрости, изыскивающей подходящие средства для достижения этой цели” 2 . Святитель Амфилохий, следуя своему излюбленному методу, строит проповедь в форме диалога со Спасителем. Основная часть начинается прошением к Христу раскрыть смысл Гефсиманского моления. Автор желает объяснить, почему Христос, добровольно придя на страдания и будучи всесильным Богом, устрашается смерти и боится страданий. Святитель Амфилохий считал, что Христос обманул диавола видом Своей уничиженной плоти, а диавол обольстился слабостью человеческой природы Христа. Святой Отец сравнивает Христа с рыбаком, а боязливую речь в Гефсиманском саду — с приманкой, на которую попался диавол. “Христос на крючок Божества насадил тело, как червя, чтобы диавол, подойдя к плоти, как рыба, незаметно попался и, попавшись, был извлечен”. Автор сравнивает тело Христа с закваской, проглотив которую, диавол обжегся углем Божества, а также с горчичным зерном, которое содержит в себе остроту Божества, сильно уязвившую диавола. Смерть поглотила Христа, но затем вынуждена была извергнуть поглощенных мертвецов. Идея выкупа отсутствует. Христос вступил в ад, поверг тирана и рассеял тьму. Он “никого не освобождал и всех выпустил, ничего не говорил и проповедовал свободу, никого не призывал, и все притекли”.

http://pravmir.ru/slovo-na-den-pervomuch...

Мать Богослова Григория, блаженная Нонна, была дочь добрых христиан, Фильтата и Горгонии, тетки св. Амфилохия, епископа иконийского 31 . Родители воспитали ее по правилам христианского благочестия. Брачными узами соединили ее с Григорием Арианзским, человеком богатым, владельцем земель и рабов в округах арианзсвон и назианском 32 . Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий арианский был язычник, при том улучшенного покроя. Он был последователь секты Верховников (Ипсистариев), чтил Верховного Бога и соблюдал некоторые иудейские обряды, но вместе кланялся огню и светильникам 33 . Благочестивая Нонна много пролила молитв и слез за обращение супруга к святой истине. Послушаем, что говорит об этом сын Нонны, св. Григорий. «Она не потерпела, говорит он, быть в союзе с иноверным и хотя была самая терпеливая и мужественная из жен, но не могла она переносить этого спокойно, чтобы одною половиною быть в соединении с Богом, а другою – частию самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее, неутомимо действовала на мужа, стараясь приобресть его различными способами: упреками, убеждениями, услугами, отлучениями, а более всего своею жизнию и пламенною ревностию о благочестии, чем всего сильнее склоняется и смягчается сердце, добровольно давая весть себя к добродетели. Ей надобно было как воде пробивать камень беспрерывным падением капли, от времени ожидать успеха в том, о чем старалась, как и оправдало последствие. Об атом просила она, этого ожидала не столько с жаром юных лет, сколько с твердостию веры. И на осязаемое никто не полагался так смело, как она на ожидаемое, по опыту зная щедролюбие Божие. При этом помогал делу спасения рассудок, мало по мало исцелявшийся, а равно и сонные видения, каковые Бог нередко посылает в дар душе, достойной спасения. Какое же это видение? Здесь начинается для меня самая приятная часть повествования. Отцу моему представилось, будто бы (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет он следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господен пойдем ( Пс.121:1 ). И пение небывалое, и вместе с песнию является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание: то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права; самою радостию обнаруживает величие благодеяния и ускоряет дело спасения, дабы не помешало что-нибудь призванию и не расстроило того, о чем столько старалась. В то время в Никею собиралось множество архиереев противостать бешенству Ария – недавней ереси, раздробившей Божество. Родитель предает себя Богу и проповедникам истины, открывает им свое желание и ищет у них помощи для спасения. Между ними был и знаменитый Леонтий, правивший тогда нашею митрополиею» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Отдел I. Творения св. отцов в русском переводе Ефрем Сирин, св. Гимн (Мадраша) на Рождество/Пер. с сирийского, вступ. ст. прот. Леонида Грилихеса//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 17–41 —17— Предлагаемый нами перевод с сирийского языка выполнен по изданию Эдмунда Бека 1 . В этом издании учтены две древние рукописи (D, G) 2 , содержащие собрание гимнов Ефрема Сирина на Рождество и Богоявление (в то время эти праздники отмечались в один день – 6 января), а также несколько поздних литургических сборников IX–XI вв. Рукопись D (Brit. Libr. add. 14571), древнейшая датированная рукопись сочинений преподобного Ефрема Сирина , составленная в 519 г., не содержит переведённого нами гимна. Этот гимн наряду с тремя другими, не вошедшими в сборник, представленный рукописью D. обнаруживается в другой древней рукописи, датируемой 551 г., – рукописи G (Vat. syr. 112) 3 . Кроме этого, интересующий нас гимн в разной степени сохранности дошёл до нас в нескольких более поздних рукописях. В первой из них – J (Brit. Libr. add. 14506) IX в. – содержится наибольшее количество разночтений, а также переставлены некоторые строфы; чтобы объединить всех ветхозаветных праведников в один блок, между строфами 20 и 21 вставлены 40–43, и в результате бессмысленной оказывается строфа 39, —18— где Ефрем обещает вновь, «другим образом», вернуться к повествованию о ветхозаветных праведниках. Другие рукописи – N (Brit. Libr. add. 14520) VIII–IX вв.; М (Brit. Libr. add. 14515) 893 г.; L (Brit. Libr. add. 14511) XI в. (всего несколько строк); Н (Brit. Libr. add. 14501) XI в. – в целом следуют традиции G и не содержат существенных расхождений. Обычно разночтения обнаруживаются в правописании слов, в замене синонимом и т. п., что не может быть передано в переводе, поэтому в сносках мы указываем лишь те варианты чтений, которые несут смысловое отличие. Гимны на Рождество и Богоявление принадлежат к жанру мадраша, который предполагает силлабический размер (предлагаемый гимн написан семисложной, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа 4. О жене грешнице 1) Великая радость ангелов видеть Владыку с рабами. Бога с людьми, Судию с подлежащими суду, вкушающего от общей трапезы (68 А). Христос пришёл на землю, не покинув неба, стал человеком, не перестав быть Богом. Плыл по морю, чтобы извлечь из глубины греха обуреваемых в житейском море. Пришёл, чтобы спасти одну погибшую овцу, не потому, чтобы пренебрёг 99, но потому, что те были в безопасности (68 В). 2) Душа не запечатлённая легко подпадает козням демонов. Поэтому Закхея спас от пасти (мысленного) волка и удостоил запечатления (68 С). 3) Христос принял приглашение на обед к фарисею, во-первых, чтобы освятить приглашённых, пригласившего, весь дом и самую пищу, во-вторых, чтобы вкушением пищи и питья показать истинность воплощения, в-третьих, чтобы показать книжникам и фарисеям, как должно относиться к грешникам (69 D – 72 А, В). Женщина по природе хрупка, первая добыча дьявола, начало заблуждения, учительница преступления. Созданная быть помощницей стала врагом, созданная по природе прекрасной стала по произволению худой: указала на красоту дерева, потеряла рай и была отягчена многим злом. 4) Бог создал жену из ребра Адама, чтобы она была ему помощницей. После греха и осуждения на смерть, чтобы не погиб род человеческий, учреждён брак, чтобы противиться смерти; чтобы он сеял, а она жала. Что брак учреждён после грехопадения, видно из того, что Адам познал Еву по изгнанию из рая (72 В). Раньше греха было девство, хранившее тунику природы неосквернённой. Брак учрежден после изгнания из рая и осуждения на смерть, чтобы он своей плодовитостью побеждал жатву смерти. Для этого Бог вложил в мужчину удовольствие, а в женщину – привлекательность, но не для того, чтобы предаваться блуду, ибо для законного брака законное смешение чисто, а для удовольствия подлежит смерти (72 C, D). Ради чадородия брак чист. Пример Сарры, Ревекки, Рахили. А если жена возбуждает юношу к похоти, она подлежит наказанию, как осквернительница храма Божьего (73 А). 5) Грешница прельщала юношей ко греху всеми способами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Настоящее правило вошло в 93 трулльское правило, и в толковании оного истолковано в главном и данное правило Василия Великого . В толковании этого правила Зонара обращает внимание и на подобное предписание святого Василия в 9 его правиле. В 9-м же правиле Василий Великий говорит, что прелюбодеицей является всякая жена, которая оставит своего мужа и уйдет к другому человеку. Муж же, ею оставленный, достоин снисхождения, равно женщина, сожительствующая с ним, не виновна; в настоящем 46 правиле он говорит, что блудница всякая жена, вышедшая, хотя бы и по неведению, за человека, которого, хотя бы и временно, оставила законная жена, и в последствии, при возвращении оной, законной жены, будет отпущена. Там святой Василий не осуждает (ο κατακρνεται) жену, живущую с человеком, оставленным женою, здесь же говорит, что таковая жена впала в блуд (πρνευσε), хотя бы и по неведению. Для разъяснения этого надлежит принять во внимание, что Василий Великий в первом (9) правиле говорит о человеке, которого жена оставила совсем (διλου) и не желает больше к нему возвращаться, посему-то святой Василий и снисходит к такому человеку и не осуждает женщину, вступившую с ним во второй брак; в настоящем же (46) правиле он говорит о жене, которая по какой-либо причине временно (πρς καιρν) оставила своего мужа. Поэтому, если какая-нибудь женщина вступит в брачную связь с человеком, законная жена которого временно его оставила, и об этом упомянутая женщина знала, в таком случае она виновна в прелюбодеянии, ибо присвоила себе чужого мужа, как сказано в конце 9 правила святого Василия; если же она ничего об этом не знала, ибо возможно, что она из других краев, а впоследствии вернется временно оставившая его жена и таким образом восстановлен будет первый брак, тогда вторая жена виновна в блудодеянии, хотя и по неведению (ν αγνοα). А так как эта женщина не имела намерения блудодействовать, а законно выйти замуж, то ей потому и не воспрещается снова вступить в брак с другим человеком. Однако, лучше было бы, чтобы она осталась так, т.е. вовсе не выходить замуж, говорит Василий, следуя в этом, между прочим, и предписаниям гражданского законодательства, по которому, при заключении браков, надлежит обращать внимание не столько на то, что дозволено, сколько на то, что честно (ο τ πιτετραμμνον, λλα τ επρεπς, non tam quid permissum est, quam quid honestati conveniat) 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 10 Василия Великого Кленущиеся не приимати рукоположения, когда произнесли клятву, да не принуждаются нарушати оную. Ибо хотя и мнится быти некое правило, снисходящее таковым: однако мы дознали опытом, что не благопоспешествуется поступившим противу клятвы. Должно же рассматривати и образ клятвы, и слова и расположение, с которым они клялися, и тонкия в словах прибавления: и аще ни с какой стороны нет никакого облегчения от силы клятвы, то подобает совершенно оставляти таковых. Дело же Севира, или поставленного им пресвитера, по моему мнению (аще и твое с моим согласно), получает некоторое разрешение клятвы следующим образом. Село оное, в которое произведен человек сей, подчиненное до ныне Мисфии, повели причислити к Масадам: ибо таким образом и он не будет клятвопреступником, не преходя от места, и Логгин, имея с собою Кириака, не упразднит церкви, и не подвергнет души своей осуждению, за опустение оныя: и мы не возмнимся делати нечто противу правил, снисходя к Кириаку, который клялся пребывати в Минданах, но согласился переведен быти. Ибо возвращение его будет соблюдением клятвы: а ему покорность распоряжению не вменится в клятвопреступление: поскольку к клятве его не было присовокуплено того, яко он ниже на краткое время не оставит Минданов, но во все прочее время пребудет тамо. Севиру же извиняющемуся забвением, мы простим, рекше, яко ведущий тайное, не попустит церкви своей понести вред от того, кто в начале поступал не по правилам, но связал себя клятвою вопреки Евангелию: кто перемещением учил клятвопреступлению, ныне же лжет притворным забвением. Но поскольку мы не судии сердец, но судим потому, что слышим: то Господу предоставим отмщение, а сами без сомнения приимем его, дав прощение забвению, яко немощи человеческой . ( Ап. 25 ; Трул. 95 ; Василия Вел. 17 , 28 , 29 , 64 , 81 , 82 ). В нескольких своих правилах Василий Великий говорит о присяге, ее значении и о преступающих оную. В настоящем правиле он говорит о последних, а в 64-м определяет наказание для таковых. В толковании этого последнего правила мы говорим об этом предмете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский Святитель Амфилохий, епископ Иконийский , родился в Кесарии Каппадокийской, в городе, давшем миру величайших отцов и учителей Православной Церкви. Двоюродный брат святого Григория Богослова, близкий друг святого Василия Великого, их ученик, - последователь и единомышленник, святой Амфилохий много потрудился на ниве Христовой. До того, как Господь призвал его к святительскому служению, он около сорока лет жил в пустыне, строгим аскетом. В 372 году скончался Иконийский епископ. Ангелы Господни трижды являлись в видениях святому Амфилохию, призывая его идти в Иконию на святительский подвиг. Истинность этих видений была подтверждена тем, что Ангел, явившийся в третий раз, вместе со святым воспел ангельскую песнь: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф " . Небесный посланник повел святого в ближайший храм, где собор Ангелов рукоположил Амфилохия во епископа. Святитель, возвращаясь в свою келию, встретил семь епископов, которые разыскивали его, по повелению Божию, чтобы поставить архипастырем Иконии. Святитель Амфилохий рассказал им, что уже рукоположен Ангелами. Много лет пас святитель Амфилохий вверенную ему Господом Иконийскую паству. Молитва праведника была настолько дерзновенна, что он мог испрашивать у Господа исцеления душевных и телесных недугов своих пасомых. Мудрый архипастырь, обладавший даром писателя и проповедника, неустанно учил пасомых благочестию. Строго православный Богослов, святитель беспощадно обличал ереси ариан и евномиан. Он участвовал в деяниях Второго Вселенского Собора (381) и возглавлял борьбу против ереси Македония. Сохранились послания и слова святителя Амфилохия, в которых совершенная форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и догматическим содержанием. В 394 году святой епископ Иконийский Амфилохий с миром отошел ко Господу. русском языке издано: 1. Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа//Христианское чтение. 1836. IV. С. 227 слл. 2. Слово в день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию Великому//Там же. 1837. I. С. 3 слл.

http://patriarchia.ru/db/text/912757.htm...

Третье каноническое послание Василия Великого к епископу Амфилохию Иконийскому Правило 51 Василия Великого О состоящих в клире правила положены безразлично. Они повелевают определяти падшим единое наказание, извержение от служения, находятся ли они в степени священства, или проходят служение, не имеющее рукоположения священства . ( Ап. 25 , 30 ; Трул. 4 ; Карф. 27 ; Василия Вел. 3 , 32 , 44 ). Как мы уже говорили, Василий Великий послал два канонических послания Амфилохию Иконийскому , и эти два послания составляют 50 вышеприведенных правил. По получении этих посланий святого Василия, Амфилохий снова обратился к нему с разными каноническими вопросами, на что Василий ответил ему новым посланием, которое делится на 35 правил, из которых первым является данное (51) правило. Вслед за кратким вступлением, святой Василий отвечает на каждый поставленный вопрос отдельно, и прежде всего на вопрос о том, существует ли какое-либо различие в наказаниях клириков. К клирикам святой Василий относит всех служителей церкви вообще, подобно тому, как сказано в 16 правиле первого вселенского собора, где клирики обозначаются как: ο ν τψ καννι ξεταζμενοι, или ν κλρψ τεταγμνοι, следовательно, поставленные на служение церкви посредством ли хиротонии, или же одной только хиротесии. Относительно всех этих клириков в самом широком смысле слова святой Василий, повторяя своим 32 правилом изданное предписание, говорит, что таковые, в случае совершения преступления, подлежат отрешению от службы (εκπτωσιν τς πηρεσας, amotionem a ministerio), a это значит, что должны быть наказаны извержением (δι καθαιρσεως, per depositionem) 96 . Это предписание надлежит понимать в связи с 32 правилом святого Василия, согласно которому клирик достаточно наказан извержением, так что его не нужно наказывать еще и отлучением от общения с верными мирянами в церкви. Относительно прочего см. толкования 32 правила св. Василия и остальных параллельных правил. Относительно различия в правиле между лицами, которые «находятся в степени священства», и теми, которые «проходят служение, не имея рукоположения священства», Зонара, равно и Вальсамон, в толкованиях настоящего правила, пишут: «не сильнее наказывает тех, которые занимают высшую степень, именно пресвитеров, диаконов и иподиаконов, имеющих рукоположение» (Зонара); «все клирики наказываются одинаково – посредством одного извержения, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

23/6 Святителя Амфилохия, епископа Иконийского (после 394). Святителя Григория, епископа Акрагантийского (VI-VII). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1703). Тропарь святителям Амфилохию и Григорию, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Кондак святителю Амфилохию, епископу Иконийскому, глас 2 Божественный гром, труба Духа,/веры садоделателю и сечиво ересей, иерарше Амфилохие,/Троицы угодниче великий,/со ангелы предстоя присно,/моли непрестанно о всех нас. Кондак святителю Григорию, епископу Акрагантийскому, глас 4 Светолучными сиянии Церковь Святаго Духа световодит,/светлое совершающия твое успение,/преподобне отче, всеблаженне Григорие. Ин кондак, глас 8 Яко добродетелем учителя и святителем украшение/Церковь, поющи тя, славит, Григорие,/молитвами твоими подаждь чтущим тя любовию/добродетелем исправление и соблазн избавление,/яко непобедим. Величание Величаем вас,/святителие велиции Амфилохие и Григорие,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь благоверному великому князю Александру Невскому, в схиме Алексию, Владимирскому и Новгородскому чудотворцу, глас 4 Яко благочестиваго корене/пречестная отрасль был еси, блаженне Александре,/яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище, Российстей земли,/новаго чудотворца преславна и богоприятна./И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию,/во псалмех и пениих радующеся, славим Господа,/давшаго тебе благодать исцелений./Егоже моли спасти град сей,/и стране нашей Богоугодней быти,/и сыновом российским спастися. Кондак, глас 8 Яко звезду тя пресветлую почитаем,/от востока возсиявшую, и на запад пришедшую,/всю бо страну сию чудесы и добротою обогащавши,/и просвещавши верою чтущия память твою, Александре блаженне./Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии,/моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих,/и верно вопиющия ти:/радуйся, граду нашему утверждение. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Veterum testimonia Содержание Беседа 1. На Рождество Беседа 2. На Сретение, о Богородице, Симеоне и Анне Беседа 3. О Лазаре четверодневном Беседа 4. О жене грешнице Беседа 5. В Страстную Субботу Биография Амфилохия иконийского Сочинения Амфилохия Крещение Покаяние Церковный календарь Иконы и реликвии Нравственное учение Брак Содержание фрагмента, изданного Фиккером Отношение фрагмента к Священному Писанию Источники автора отрывка О Церкви Опровержение апотактитов Критика учения апотактитов Принципы истинно церковного отречения и воздержания     ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Lib. de Spiritu Sancto, can. I) хвалит в Амфилохии постоянное стремление учиться и не оставлять неисследованным ни одного речения о Боге. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 188, can. I): «Вопросы мудрого умудряют глупого. Это случается с нами, когда получаем твои письма. Я учусь, отвечая на твои вопросы. Итак, пусть будет для меня наукой забота об ответе». ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 199, can. II): «Удивляюсь и твоему стремлению учиться и твоему смирению, потому что, поставленный учить, ты хочешь учиться, особенно от меня, чуждого великой учёности». ИЕРОНИМ (De viris illustribus, cap. 133): «Амфилохий, епископ Иконийский, недавно читал мне книгу «De Spiritu Sancto», в которой доказывает, что Дух Святой – Бог и достопоклоняем и всемогущ». Он же (Ер. 70 (col. 84) к Магну Оратору, §4): «... Книги каппадокийцев: Василия, Григория, Амфилохия, в которых не знаешь чему удивляться, светской ли учёности или знанию Писания». ФЕОДОРИТ (Hist. eccl. Lib. IV, cap. 11): «Подобным образом Амфилохий, которому была вверена для управления митрополия Ликаонская и который управлял всей провинцией, когда узнал, что эта зараза достигла туда, снова изгнал её и охранил от этой заразы вверенное ему стадо». Он же (Hist, eccl., cap. 30): «В Писидии Оптим, Амфилохий в Ликаонии, защищая веру, преподанную от праотцов, отразили нападение противников». Он же (Hist, eccl., V, cap. 8): «Были мужи достойные удивления, наделённые исключительным рвением Божественным и мудростью: Амфилохий – предстоятель Ликаонии...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010