1 Мошна (мошня) – кошель, сумка, мешочек денежный; частная казна, деньги, богатство (В. Даль). 4 Толкач: 1) пест для толчения или растирки в ступе; 2) кто приставлен толочь что-либо (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 6 Заклать кого-то или закалывать, заколоть – колоть до смерти, убивать уколом, ножом или другим подобным орудием (В. Даль). 8 Постригать, постричь кого-то во что-то − посвящать, рукополагать в монахи либо в духовное звание; причем, по обряду сему, выстригают немного волос (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 18 Илия – замечательнейший после Исайи из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (Библейская энциклопедия). 20 Иаков – патриарх, родоначальник народа израильского, брат Исава. Его история излагается в Книге Бытия. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 23 Подвижник – подвизающийся на пути веры и праведничества. Подвизать, подвигнуть кого-либо на что-то – побудить, заставить сделать что-либо (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 28 Содом – древний город, находился в долине Иорданской, которая была в то время очень плодородной, поэтому и поселился в ней Лот, племянник Авраама, хотя жители Содома «были злы и весьма грешны пред Господом». «Сей же праведник, живя между ними (людьми неистово развратными), замечает апостол Петр, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ( 2Пет. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Но нет ни малейшего упоминания о письмах и сборнике статей в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия! Весь православный русский народ с благоговением внимал и внимает «мудрым речам» почившего старца; за тысячи верст предпринимал нарочитые путешествия с единственной целию: получить благословение и услышать хотя бы только одно словечко батюшки, и в настоящее время бережет, как святыню, каждую его строчку, если удалось списать ее, тем более — получить самому от почившего. А наши философы даже и не подозревают существования мудрости у оптинского старца!!! Впрочем, печалиться ли нам об этом? Да, явление прискорбное. Но, с другой стороны, и утешительное. Молчание наших философов, и может быть, и намеренное игнорирование ими произведений оптинского старца не характеризует ли лучше всяких слов самих „наших философов“?! Не ясно ли, что их „философия“ не имеет ни малейшего отношения к действительной жизни? что их психология не подозревает даже и существования какой-либо русской народной жизни?! „Наши философы“ не хотят знать и упоминать о мудрости отца Амвросия. Но именно это самое, то есть явное отчуждение их и отречение от „мудрости“ оптинского старца всего лучше обережет весь русский православный народ от философии „наших философов“» (1892. 10. С. 368–369). Отвечая на духовные запросы общества, редакция подтверждала, что публикация материалов, связанных с духовным наследием Амвросия Оптинского и Феофана Затворника, будет продолжена. В 1894 г. редакция обращалась к читателям: «…за последнее время в нашем журнале обращено особенное внимание на выдающееся служение в Бозе почивших оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия и преосвященного Феофана-затворника. Редакция " Душеполезного чтения " полагает, что их жизнь, письма и статьи представляют вполне авторитетное и самое удобопонятное чтение для всех званий и состояний во всей православной России. Сборник их писем и статей составляет лучшее собрание поучений и ответов на различные вопросы и на всевозможные случаи, — поучений не школьных, а таких, за которыми русский народ шел и к „Батюшке Амвросию“, и к преосвященному Феофану-затворнику за тысячу верст» (1894.

http://bogoslov.ru/article/6192482

918 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб. 1907. 919 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Детская вера и оптинский старец Амвросий. СПб. 1913. 920 . Просвирнин Анатолий, свящ. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) //ЖМП 1971. 11. 61–77. 921 . Dunlop J. B. Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky’s Staretz Zossima. Belmont, MA 1972. пер.: Le starets Ambroise d’Optino. Bellefontaine 1982. (Spiritualité orientale. 34). пер.: Amvrosij di Optina. Bose 2002. 208. 922 . Lossky V. Le starets Ambroise//Contacts. 1962. 14(38–39). 219–236. Схиархимандрит Варсонофий Павел Иванович Плиханков, 5.07.1845–1.04.1913, пам. 1 апр. 923 . Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь 1995. 464. 924 . [ Варсонофий Оптинский , преп.] Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СТСЛ; СПб. 1991. 75. 925 . Варсонофий (Плиханков) , схиархим. Келейные записки 1892–1896 гг./Сост., предисл. Багдасаров Р. В. М. 1991. 61, ил. 926 . Варсонофий Оптинский . Беседы с духовными детьми. М.; Рига 1995. 89. 927 . Варсонофий, старец Оптинский. Духовные стихотворения. М. 1997. 48. 928 . Варсонофий Оптинский , преп. Духовное наследие. СТСЛ 1998. 368. 929 . Марченков А., свящ. Оптинский старец Варсонофий (Плеханков)//ЖМП 1991. 6. 24–28. Иеросхимонах Анатолий Алексей Моисеевич Зерцалов, 24.03.1824–25.01.1894, пам. 25 янв. 930 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1994. 352. 931 . Анатолий (Зерцалов) , иеросхим. Собрание писем к монахиням/Предисл. протопресв. Сергия Четверикова . Сергиев Посад 1910. Собрание писем. Оптина Пустынь 1998. 312. пер.: Anatoly (Zertsalov) of Optina. A collection of letters to nuns. Jordanville 1993. 308. 932 . [ Анатолий (Зерцалов) , иеросхим.] Письма оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1998. 306. 933 . Воспоминания о старце иеросхимонахе Анатолии, житоначальнике Оптиной пустыни. М. 1908. 934 . На службе Богу – на службе ближним: Какую пользу приносят народу православные монастыри? (По письмам оптинских старцев Амвросия и Анатолия). М. 1909. М. 1996. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Изд. 2-е. М., 1862. 3) Климент (Зедсрголъм). иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. 4) Иеромонах Леонид (Кавелин) . Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М.: [Изд.] Введенской Оптиной пустыни, 1881. 5)  Ювеналий (Половцев) , архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. 6)  Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм . иеромонах Оптиной пустыни. Изд. 2-е. М., 1882. Из печатных источников второго рода заслуживают внимания по достоверности сообщаемых сведений и по правильности взгляда на личность почившего три следующие статьи: 7)  Корсунский И. Н. , проф. Некролог: иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец//Душеполезное чтение. 1891. Ч. III. Ноябрь. С. 478–482. 8) Неподписанная автором очень хорошая статья: Старец иеросхимонах Амвросий//Калужские епархиальные ведомости. 1891. 20. 31 октября. С. 662–669. 9) Неподписанная автором статья: Памяти почившего Оптинского старца, иеросхимонаха Амвросия//Церковные ведомости. 1891. N 44. С. 1548–1553. Рукописный материал наш составляют: 10) Семинарский аттестат о. Амвросия//Архив Оптиной пустыни. 378. 11) Записки бесед и изречений о. Амвросия, сделанные верной ученицей покойного N. N. – 13 с. 12) Записки бесед и рассказов о. Амвросия, ведённые с 1869 года монахиней М. О-вой. – 17 с. 13) Записки бесед и изречений о. Амвросия, веденные с 1879 года (теперь) монахинею М. Ф-вой. – 28 с. [Возможно, здесь упоминается Мария Дмитриевна Францева. дворянка из Симбирской губернии. Поступила в Шамординскую обитель в 1887 г. В 1892 г. определена в число послушниц. Исполняла послушание благочинной в церкви.] 14) Запись изречений старца, сделанная рясофорной монахиней. Е. Л-вой (Здесь упоминается Екатерина Лебедева, из дворян Московской губернии. Обучалась в Московском Мариинском институте. Поступила в Шамординскую обитель 1887 г., исполняла послушание письмоводительницы). 15) Записки иер. Г -ия. – 7 с. 16) Слова батюшки, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

10 Протоиерей С. Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной пустыни. 1912, стр. 59. 11 В некоторых жизнеописаниях датой рождения старца Амвросия указывается 21 ноября. Сам же старец рассказывает, что в семье не запомнили день его рождения; в памяти его родителей осталось лишь только то, что в этот день был большой праздник. 59 У него то усиливался катар желудка и кишок, то открывалась рвота, то ощущалась нервная болезнь, то простуда с лихорадочным ознобом. К тому же стали появляться геморроидальные страдания, которые по временам до того измождали страдальца, что он лежал в постели точно мертвый. (Жизнеописание. Цит. соч., ч. I, стр. 48). 71 Иеросхимонах Амвросий. Письма к монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908, п. 176. стр. 152. 76 О внешней обстановке старца Амвросия подробно говорится в “Жизнеописании”. Цит. соч., ч. I, стр. 74–77. 105 Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Изд. пустыни, 1908, стр. 78. 151 Е. В. Л. Н. Толстой и Оптина пустынь. Душеполезное чтение, 1911, январь, стр. 23. Об этом также сообщается в книге Е. В. Николаева “По Калужской земле”. Изд. “Искусство”, М., 1968, стр. 20. 214 Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, ч. I, 2-е изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни с дополнениями. Сергиев Посад, 1908. 215 Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим, выпуск I, изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Сергиев Посад, 1908. Вып. II, Сергиев Посад, 1909. Так как в работе будут делаться сноски исключительно на сборники писем иеросхимонаха Амвросия, то для удобства имя автора повторяться не будет. 519 В тексте использованы изречения старца Амвросия, извлеченные из следующих: источников: Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим, выпуск II, Сергиев Посад, 1908, стр. 17. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, часть I, Сергиев Посад, 1908, стр. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

В самом начале “бросания” мне крупно повезло. По радио “Радонеж” один всеми уважаемый священник прочитал молитву преподобному Амвросию Оптинскому “об избавлении от страсти табакокурения”, а я как раз записывал эту передачу на магнитофон. Привожу ее полностью в конце моего повествования. Ежедневно я стал читать ее по несколько раз в день, особенно, когда очень хотелось покурить, а по графику было еще рано. Теперь про график. Убежден, что лучше и проще бросать курить с ним, чем без него. Между сигаретами вы делаете определенный интервал и строго его придерживаетесь. Советую также включить молитву преподобному Амвросию Оптинскому в утреннее и вечернее правило, попросив благословение у своего духовника. Шаг 5. “День здоровья” Прочитав в одной православной книге, что в день Святого Причащения курить вообще нельзя по той причине, что на выброшенном окурке могут остаться частицы Причастия, я крепко задумался и решил попробовать устроить “День здоровья” в Воскресенье после Причастия. Естественно, попросил благословения у своего батюшки. После службы (если, конечно, не просто стоять, а стараться молиться) курить вообще-то не очень хочется, но когда приедешь домой, пообедаешь, то тут начинает “тянуть”. Здесь самое время прибегнуть к молитве преподобному Амвросию Оптинскому, к чтению Евангелия и после заняться какими-нибудь всепоглощающими делами или активным отдыхом, творчеством, чтением и т. д. При этом можно погрызть всякие сухарики или семечки (тыквенные, по-моему, лучше).  Когда в первый раз “День здоровья” удался на славу и я ложился спать, не покурив с восхода и до заката, появился первый опыт новой (давно забытой старой) жизни, давно забытое ощущение чистоты. Хотя и тянуло к сигарете, но приобретенное было дороже. Шаг стенку или на шкафчик) Когда я перестал выходить за пределы “горячей десятки”, то следующим послушанием от моего батюшки был переход к норме в 5 сигарет в день. Но поскольку я знал, что сил у меня на такой подвиг никаких нет, то попросил благословить хотя бы на 7 сигарет. И после этого продолжил борьбу. Еще 2 месяца ушло на привыкание к этой норме. Постепенно увеличивая интервалы между сигаретами, я пришел к выводу, что лучше всего удается сохранить норму в 7, а затем и в 5 сигарет, если первая сигарета будет выкурена как можно позже.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-ya-brosil-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 22  голоса:  4.4 из  5) Оглавление Святыня под спудом Тайна православного монашеского духа От составителя Один сеет, а другой жнет, другие трудились, а вы вошли в труд их. ( Ин. 4:37-38 ) Предлагаю благочестивым читателям материал, на живых и ярких примерах повседневной жизни выясняющий истинную тайну монастырской миссии, проливающий яркий свет в самые затаенные уголки монашеского сердца, освещающий внутреннюю келейную жизнь иноческой души, которая изливала в материале этом мысли свои и чувства не для славы и чести мирской, не для удовлетворения самолюбивой гордости, а глаголала от избытка сердца к самой себе и к своему Богу. Материал этот — келейные заметки, письма, черновики, а также записи некоторых выдающихся событий внутренней монастырской жизни, мною найденные в книгохранилищах Оптиной Пустыни, мною собранные и систематизированные в форме дневника ныне уже приложившегося к праотцам Оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова). Не ему одному принадлежал этот материал, — он был достоянием коллективного Оптинского духа, — но я присвоил его ему одному, потому что при жизни восстановителя Оптинской славы Архимандрита Моисея он был к нему едва ли не самым близким лицом; потому что он вел дневник всему тому, чему был очевидным свидетелем во все время долголетней иноческой жизни, начавшейся еще во дни основателя старчества в Оптиной Пустыни, старца Льва, продолжавшейся при его преемнике по старчеству, старце Макарии, и окончившейся во дни современника нашего, старца Амвросия Оптинского ; и, наконец, потому, что, по отзывам его современников, он сам был иноком выдающейся духовной жизни. Дневник отца иеромонаха Евфимия послужил мне канвою с намеченным его рукою узором, но самый узор, как и драгоценнейший жемчуг дивного шитья, составлен и собран из многоцветных раковин, извлеченных из сокровенных глубин безбрежного и бездонного моря великого Оптинского духа, питавшего православную русскую мысль в таких богатырских ее представителях, как братья Киреевские, Гоголь, Достоевский и те «молодшие» богатыри, имена которых — как звезды на тверди православного русского неба.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В Москве состоится литературный вечер из цикла мероприятий в честь 200-летия Амвросия Оптинского 27 сентября, 2012. Новостная служба О современной литературе, о «болевых точках» нашего времени и возрождении традиции расскажут писатели Виктор Николаев, Елена Пустовойтова, Вадим Наговицын, литературный критик Капитолина Кокшенёва, о. Ярослав Шипов, Евгений Москвин, поэт Валентин Сорокин и др. 27 сентября. ПРАВМИР. В библиотеке  искусств им. А.П. Боголюбова 29 сентября состоится литературный  вечер «Современная проза: в поисках утраченных смыслов». Встреча является одним из мероприятий цикла «Оптинское старчество и судьбы России», приуроченных к 200-летию Амвросия Оптинского и организованных Оптинским монастырем. О современной литературе, о «болевых точках» нашего времени и возрождении традиции расскажут писатели Виктор Николаев, Елена Пустовойтова, Вадим Наговицын, литературный критик Капитолина Кокшенёва, о. Ярослав Шипов,  Евгений Москвин, поэт Валентин Сорокин и др. Вечер проведут историк Вячеслав Румянцев и редактор литературного журнала «Молоко», писатель Лидия Сычева     Светлана Твердова исполнит русские песни и романсы. Оптина пустынь и ее старчество конца 19 века — начала 20 века является уникальным явлением в истории России. Оптинские Старцы известны всему миру. Своеобразие их духа, отличающегося особой светлостью и жизнеутверждением, кротостью, любовью и в то же время твердостью в отстаивании духовных основ жизни и традиций привлекало к ним в 19 веке многих выдающихся деятелей культуры и искусства, которые в свою очередь повлияли на многие умы и души России и даже за рубежом. Начало встречи в 13.00. Вход свободный. Адрес: Сущевская улица, д. 14, м. Новослободская Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-moskve-sostoitsya-li...

Вот еще воспоминания художника-резчика из Донецка Сергея Каштана. Работы этого талантливого мастера уже известны по епархиям. А началось все так. В 1991 году художник впервые приехал в Оптину, мучаясь вопросом, как прокормить семью с тремя детьми, если даже нищенскую зарплату месяцами не платят. «Мы хорошо живем, — доверчиво сказал тогда его маленький сын, — даже курицу ели в этом году». У детей начиналось уже малокровие, и Сергей приехал в Оптину с тяжелым чувством — неужели надо уходить в рекламу и ради денег кривить душой? Но Господь судил иное. Рассказывает Сергей Каплан: «Приехав в Оптину, я в первый день стал рисовать портрет преподобного старца Амвросия Оптинского . Работа так захватила меня, что через два-три дня портрет в карандаше уже был готов. „Покажи портрет о. Ферапонту“, — сказал мой друг Сергей Лосев и повел меня к нему в келью. Уж как мне понравился о. Ферапонт! Помню, вышли из кельи я говорю Сергею: „Слушай, какой красивый человек! Нельзя ли его сфотографировать? Это же Тициан — точеные скулы, ярко-голубые глаза и золото кудрей по плечам“. Главное — в нем угадывалась нежность души. Человек я по натуре стеснительный и показать кому-то свою работу для меня пытка. А тут без тени смущения я сразу отдал ему рисунок. Отец Ферапонт долго и молча смотрел на портрет преподобного Амвросия, а потом как-то быстро взглянул на меня и сказал: „Тебе надо заниматься этим“. Причем сказал это с такой внутренней силой, что, вернувшись от него, я тут же перевел портрет в прорись и начал резать икону преподобного Амвросия Оптинского . Я никогда не резал до этого, но как же хорошо работалось! Позже меня благословили вложить в мощевик на иконе частицу мощей преподобного Амвросия, и я передал эту икону в дар храму. Так нежданно-негаданно начался мой путь резчика. Помню, о. Ферапонт показал мне свою первую работу — резной параманный крест. Впечатление было очень сильным, но как передать его? Вот бывают нарядные кресты со множеством деталей и подробностей. Каждый завиток тут отделан так изящно, что можно любоваться им как самостоятельной картиной. Частности заслоняют главное, и на первый план проступает мастерство художника и его горделивое „Я“: вот я какой мастер.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

Мещанка г. Ливен, Вера Леонтьева Васильева, уведомляла письменно оптинского отца архимандрита Исаакия, что у нее года три или более болел левый бок. Лечили и доктора, но помощи не было. Бывши в июне 1887 года в Оптиной, больная спросила батюшку отца Амвросия, чем бы ей полечиться. Старец велел подать ей бумагу и карандаш и тут же записал траву, которую она должна была взять из аптеки и пить. Исполнивши совет старца, больная выздоровела. В том же письме Васильева прибавила, что она еще в одно время была в таком положении, что должна бы была на веки погибнуть, но, по молитвам старца, была сохранена. Еще: муж ее страдал внутренней болезнью – в желудке и кишках. И вот увидела она во сне, будто пришла к старцу и усердно просила его сказать, чем бы полечить мужа. Батюшка до трех раз сказал ей, чтобы пить укроп. По совету, полученному во сне от старца, муж ее стал пить укроп и почувствовал облегчение. Государственная крестьянка Лебедянского уезда, Тамбовской губернии, Анисья Ф. Монаенкова, имела такую сильную боль в пояснице и нижней части живота, что не могла ни ходить, ни лежать. Медицинские средства не помогали. По освидетельствовании больной акушерками признано было, что у нее внутри язва, почему и советовали ей ехать в Москву для операции, если только она желает остаться в живых. Но она предварительно приехала к старцу Амвросию, чтобы получить от него благословение на эту поездку, и скоро была им принята. «Дурак! – сказал старец, – Зачем в Москву? Я травки дам». Вскорости выслал он ей с одним монахом травы. Стала она пить, и болезнь прекратилась. В бытность, летом 1898 года, оптинского иеромонаха отца Венедикта в Калужской Тихоновой пустыни дворянка Данковского уезда Рязанской губернии девица Марья Тимофеевна Турчанинова передала ему записку, в которой ею объяснено, что с самого детства страдала она кровотечением из носа, но в 1890 году исцелена была старцем отцом Амвросием. «Однажды летом, – рассказывал оптинский монах отец Памво, – пришлось мне быть в Калуге. На возвратном пути в Оптину пустынь догнал меня священник с женою и мальчик лет 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010