В притчах Христовых Пастырь, найдя потерянную овцу, берет «ее на плечи свои с радостью» ( Лук.15:5 ), а женщина, обретшая потерянную драхму не только сама радуется, но и призывает подруг и соседок разделить эту радость ( Лук.15:9 ), причем под образом последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у которых «бывает радость об одном грешнике кающемся» ( Лук.15:10,7 ), но и все христиане. «Братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» ( Фил.4:1 , 1Фес.2:20 ) – так обращался ап. Павел к современным ему христианам. «Радость моя», – приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт. Феофана Затворника : «Будьте со всеми так же приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы не угрюмничали» мысль хорошо иллюстрируется жизнью преп. Амвросия Оптинского , который прошел тяжелый путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества, имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить c. 11]. 5. Радость прощения как мотив доброделания Но радость Божья не может лишь декларироваться устами христианина – она обязательно проявляется деятельно. В этом заключается ее важная, можно сказать, психологическая особенность и преимущество перед просто «печалью», которая зачастую неплодотворна и ведет к пассивности и духовному застою. Как в случае Иуды Искариота, такая печаль может привести даже к самоубийству.  Напротив, человек, переживший в своем сердце радость прощения, духовно окрыляется («не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас» ( Неем.8:10 )) и активно стремится поделиться ею с окружающими. Хорошей иллюстрацией этому служит следующая притча Христова: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Подобным образом и Закхей, узнав, что Господь хочет побывать в его доме, «принял Его с радостью» ( Лк.19:6 ). И, как следствие этой встречи человека с Богочеловеком, он самим делом являет свое покаяние, обещая воздать тем, кого обидел, вчетверо – даже сверх требований Закона Моисеева. 6. Житейские радости

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

Во время оно, ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых, и исцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся. И той возвед очи свои на ученики своя, глаголаше: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущии ныне, яко насытитеся. Блажени, плачущии ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси. В то время стал Иисус на ровном месте, и толпа учеников Его и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима и с побережья Тира и Сидона, – они пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих; также – мучимые духами нечистыми; и исцелялись. И вся толпа старалась прикасаться к Нему, потому что сила от Него исходила и исцеляла всех. И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и отвергнут имя ваше, как бесчестное за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возликуйте, ибо вот, награда ваша велика на небесах. Лк 6:17–23 Причастен В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится./ Аллилуиа, трижды. Вечно в памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Аллилуия. (3) Пс 111:6Б–7А Молитва О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя Небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

Во многих православных семьях есть святое Евангелие, но много ли его читают? Как часто оно у нас лежит и пылью покрывается. Зато кушаем мы как минимум три раза в день: завтракаем, обедаем и ужинаем. Я знаю только одну семью, в которой отец начинает трапезу такими словами: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф.4:4 ). Семья перед едой встает, читает главу Евангелия, а потом уж все садятся завтракать, обедать или ужинать. Сначала душу накормили, а потом тело. Никто из нас так не поступает, к сожалению. Значит, кто мы? Мы — самые настоящие духовные дистрофики, голодные без слова Божьего. И мы должны подумать о том, какие мы внутри своего сердца, о нашей внутренней сути надо позаботиться! Мы думаем о чем угодно, только не о душе и сердце. И наше духовное сердце — в темнице, связанное по рукам и ногам страстями. А самая главная из них: гордость и вытекающий из нее эгоизм. Евангелие нам говорит о том, что надо задуматься о себе, о том, что внутри тебя, накормить себя словом Божиим, развязаться от уз грехов и страстей. Самый тонкий грех — это грех привязанности к чему бы то ни было, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:21 ). Почти все мы к чему-то привязаны: один — к машине, другой — к работе, третий — к даче, четвертый — к квартире, пятый — к здоровью. И все эти привязанности стоят у нас на первом месте, а Бог — когда время останется, вот тогда о Боге подумаем: в праздники, в воскресенье, в субботу. Это тоже болезнь — когда главное становится второстепенным, а второстепенное становится главным. Это духовная болезнь. Истинной заботой о самом себе и будет укрепление в вере в Господа Иисуса Христа. Когда у преподобного Амвросия Оптинского спросили: «Отче, скажи нам, почему сказано в Священном Писании: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 )?», он ответил: «Змея, когда ее бьют, в первую очередь старается сохранить свою голову, потому что если сохранит ее, то сохранит потом и все тело, и отрастет у нее потерянная часть. Так и вы в первую очередь храните правую веру, потому что кто сохранит ее, сохранит все». Как нам исполниться веры истинной, православной, о которой Господь сказал: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас ( Мф.17:20 ). Для этого, прежде всего, мы должны вникать в смысл того христианского учения, которое оставил нам Господь, потому что все последователи Христовы назывались не иначе, как учениками. Если мы не хотим учиться, если мы не помним слова нашего Господа, не вникаем в них, тогда какие мы ученики Христовы и последователи Его?

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

«Враги человеку домашние его». Всегда ли? Можем ли мы смириться с тем, что нашим близким иногда хорошо и без нас? 23 марта, 2015 Можем ли мы смириться с тем, что нашим близким иногда хорошо и без нас? Как совместить заповедь о любви к ближнему со словами Христа о том, что «враги человеку домашние его»? Что на самом деле говорит Евангелие о самых близких для нас людях – размышления иерея Михаила Немнонова. Дома, среди самых близких людей, мы сдаем свой первый экзамен в духовной жизни. В Новом Завете заповедь о любви к ближнему – возлюби… ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27), – сочетается с предупреждением о том, что враги человеку домашние его (Мф. 10, 36). Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе. Домашние становятся нам врагами, то есть людьми, которые вольно или невольно желают нам зла, только в том случае, когда пытаются отвратить нас от веры или от жизни по вере. Но и здесь и даже в самых тяжелых случаях остаются в силе слова: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Отсюда заповедь о том, чтобы возненавидеть своих близких, – это не призыв к ненависти в привычном смысле этого слова. Мы призваны лишь отвергнуть пристрастие к своим близким, – ту слепую любовь, которая греется и питается любовью к себе в ущерб любви к Богу. Один из примеров такой любви как бы к ближнему описан в житии преподобного Амвросия Оптинского, изданном Оптиной Пустынью вскоре после его преставления, в воспоминаниях одной из духовных дочерей

http://pravmir.ru/vragi-cheloveku-domash...

Вчитайтесь в жизнеописания - и в особенности - наших русских святых. Им ли не были известны слова великого апостола любви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, похоть его...» (1 Ин. 2-15,16,17). И всё же никто из них не звал к уходу из него, к бегству из жизни: они понимали, что ненавидеть должно похоть плоти, похоть очей житейскую, господствующие в мире, но не самый мир, Божье творение в котором Бог не только являет Себя как Творец, но в которое в Боговоплощении вливает освящающие мир Свои силы, в нераздельном и неслиянном соединении в Богочеловеке Бога и человека. Остановитесь на наставлениях русских святых, обращенных к нам: преп. Сергия, посылающего в княжеское войско двух своих иноков, Серафима Саровского, говорившего о своём тысячедневном стоянии на камне: «томлю томящего мя» и потом встречавшего каждого приходившего к нему не иначе как из последней глубины сердца вырывавшимися словами - «радость моя». Вспомните наставления Оптинского старца Амвросия в ответ на вопрос, как надо нам жить? «Надо жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать..» Это потому что святые отцы хорошо знали и понимали и другое, сказанное о мире тем же великим апостолом любви: «Кто говорит - я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.» (1 Ин.4,20). Разрыв и противопоставление святости и «мира», трагический дуализм религии и жизни, сакрального и профанного порядка вещей, их нет у отцов, у святых, они надуманы нами, они являются достоянием несовершенного, недоразвитого религиозного сознания, в особенности в форме обычных, довольно ещё распространенных у нас, плоских, большей частью и неискренних и - во всяком случае - недодуманных до конца обличений «мирской деятельности». Мы празднуем сегодня память всех святых, сподобившихся многоразличных даров одного Духа. Многоразличнейшими подвигами подвизались они в удалении от мира и в самом миру, каждый по своему снискав благодать Св. Духа, освятившую его. Светлее звёзд светят они с высоты умного духовного неба, освящая пути нашей жизни в этом мире. Каждого из нас они зовут к святости, т.е. к очищению сердца, к освящению жизни, к освобождению от подавленности грехом, к уничтожению похоти плоти и очес. К святости, которая есть раскрытие в нас образа Божия, данного в присущей каждому человеческому сердцу силе чистой, возвышенной любви, придавленной и обезображенной страстной похотливостью... Святые, сияющие дивной своей светлостью от Света присносущного, зовут и нас к просветлению, к преображению и к озарению, к осиянию жизни своего сердца тем же светом, чтобы таким образом предначалась во времени жизнь вечная и для каждого из нас. Наши сердца жаждут жизни, достойной вечности.

http://sedmitza.ru/text/1187809.html

...Если бы по какому-нибудь случаю, паче же по смотрению Божию начались разговоры о Церкви, особенно же о предложении каких-либо перемен в ней или нововведений, тогда должно говорить истину по соображению, как требует того истина, которою именует Себя Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, глаголя в Евангелии: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14, 6 ). Держась этой истины, можете сказать не обинуясь 122 : «Судьбы Церкви земной воинствующей и небесной торжествующей объявлены в откровении Иоанна Богослова. Обо всем, что говорится в этом откровении, говорить я не могу; потому что не понимаю всего таинственного смысла, там содержащегося. А что понимаю, то скажу». Тут можете потребовать Новый Завет и прочтите подлинником 18-й и 19-й стихи 22-й главы Откровения: Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей ( Откр. 22, 18–19 ). Что Дух Святый через истинных рабов Своих и служителей, угодников Божиих, постановил и узаконил в Церкви, то изменять людям обыкновенным невозможно и страшно, потому что страшно впасть в руки Бога Живаго ( Евр. 10, 23 ). Ежедневно в церкви повторяются богодухновенные слова Псалмопевца: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех 123 ( Пс. 140, 4 ). Если грешны мы и немощны, то должно себя за таких и признавать, а не искать извинения и самооправдания в каких-либо недозволенных послаблениях. Господь в откровении Иоанна Богослова во 2-й главе говорит к семи Асийским Церквам, обличает прямо и строго, что Он ненавидит и не терпит в Церкви дел николаитских, т.е. каких-либо благовидных послаблений, носящих печать язычества. Впрочем, об этом великом и важном предмете должно быть осторожным и умерять свои убеждения опасением, как бы в чем-нибудь и нам не согрешить, особенно неуместным обвинением других. В 5-й главе Откровения сказано: И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее ( Откр. 5, 1, 3 ), кроме Сына Божия, Агнца, за мир закланного. Что это за книга, которой никто не только из земных, но и из небесных жителей ни читать, ни зреть не мог и не может? Толкователь Откровения святой Андрей Кессарийский говорит, что это книга сокровенных судеб Божиих, которые непостижимы, и потому никто, особенно из земных жителей, да не дерзает нерассудно проникать в оные. Такое дерзновение святой Иоанн Лествичник относит к возношению. А должно довольствоваться писанным совне этой таинственной книги, сколько открыто в Священном Писании и в писаниях богодухновенных мужей, преимущественно тем, что только необходимо для нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Если же иметь духовное отношение к кому-либо, то уже не следует по своей воле проходить или брать на себя безрассудные подвиги вопреки полученного благословения или совета, и этим не только нельзя угодить Богу, но такое самочиние не остается безнаказанным, а навлекает на человека искушение. Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Кто одним воздержанием брань сию укротить покушается, тот подобен плывущему одной рукой и хотящему выплыть из моря», а вот указано в другом месте им настоящее средство: «Если сопряжешься с послушанием, то тем самым от нее (т.е. брани плоти) разрешишься; если стяжешь смирение, то тем отсечешь ее главу». А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием, какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребной, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией при послушании и умеренном воздержании (2, ч. 3, с. 90–91). Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб неомовенными руками. Тогда Господь в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой и сказал: ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека (см. Мф. 15, 11 ). То есть как бы так сказал Господь: как бы ни были нечисты твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним – душу. Если, говорит, внешний наш человек, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Еще прямое указание в Евангелии о различии жизни в мире и жизни в монастыре такими словами Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ), а если оставит отца или мать, и жену, и детей, и братьев, и сестер, и все, что имеет, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (см. Мф. 19, 29 ), т.е. еще в настоящей жизни вместо пяти или семи братьев и сестер будет иметь сто или более сестер или братьев, как вы и видели в Оптиной пустыни и в Казанской женской общине. Пишете, что многих из сестер этой общины вы видели и говорили с ними, и удивляетесь, и недоумеваете, через что они получили спокойствие духа. Отвечаю: через то, что они отреклись от мирских забот и от своей воли и делают все и поступают по духовному совету, с откровением своей совести, и своих поступков, и намерений, и сердечных помышлений духовному наставнику и наставницам. Несправедливо некоторые толкуют вам, что удаление в монастырь есть проявление малодушия, боязнь борьбы, тогда как поступающие в монастырь должны поступать на борьбу с врагом с мужеством, и с верой, и надеждой на милость и помощь Божию. Из всего сказанного вы можете видеть различие жизни в мире и жизни в монастыре. Считаю нелишним объяснить вам, что мужчины в настоящее время так же, как и в древние времена, могут буквально исполнить евангельское слово Господа: Продай имение… и раздай нищим… и следуй за Мною (см. Мф. 19, 21 ). Говорю это о мужчинах, поступающих в монастырь. Женскому полу так нельзя. Для них требуется обеспечение и в монастыре, чтобы было на что иметь келью и себя содержать. В мужских штатных монастырях дается живущим жалование из доходов, а в общежительных дается и одежда, и обувь, и общая трапеза, а в женских монастырях, как показывают примеры, неудобно всего этого иметь от монастыря, а приходится прибавлять и свои средства и по слабости телесной или по воспитанию, и по другим причинам (2, ч. 1, с. 169–170). ...Ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали, ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь разные изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, рассуди сама и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он управил путь твой (2, ч. 3, с. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Жуковского от преследований, от возможного ареста. Идет она как-то после большого перерыва к Старцу, а сама думает: «Да помнит ли он мои добрые дела, как я ему помогала?» Не успела она в дом войти, как Старец ей отвечает: «Варвара Михайловна! Я все помню» и начинает перечислять все ее добрые дела. Однажды он сказал ей: «Отправь-ка ты Константина (мужа) куда-нибудь подальше. Да поскорее!» Варвара Михайловна послушалась и отправила мужа на Дальний Восток. Только он уехал, пришли его забирать. Спрашивают Варвару, где муж, она только плечами пожимает. Так ни с чем и ушли. А тех, которые с ним работали, забрали без вести. Прошло много времени, пока Старец не известил, что опасность миновала. «Пиши, – говорит, – своему, чтобы возвращался». Константин вернулся и больше его никто не трогал. Старец Сергий, великий прозорливец, всегда видел козни бесовские и с силой, дарованной ему Богом, противостоял им. Мы знаем, что многие из его чад познакомились со Старцем, когда он был еще юношей. Открывшееся в нем по благословению Старца Амвросия Оптинского дарование стало быстро широко известно. И люди ехали к нему в Павшино, везли одержимых, бесноватых, некоторых привозили связанных (в соответствии с Евангельским рассказом о бесноватом). Этим действиям Старца, а также его борьбе с самыми тяжелыми пороками человеческими посвящается следующая глава повествования. XII «Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». Мк.5:8–9 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Еф.5:18 Самое подробное свидетельство борьбы Старца за человека, одержимого бесом, мы находим в семейной летописи Манаевых. Мы знаем, что дед ныне здравствующих сестер Манаевых, Михаил Васильевич Анисимов, познакомился с ним именно по этому поводу, когда возил к нему стр. 82 одержимую жену, Марию, Марьюшку, как звал ее потом Старец. Старец долго лечил ее, а потом велел уезжать из родной деревни, так как все его лечение было бесплодно: Старец исцелял, а соседка вновь «поселяла» бесов в Марьюшку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И говорил Он Свое обличение не прямо: " Ты предатель " , или " ты меня предашь " , - но лишь намекал в разговоре со всеми учениками на внутреннее состояние одного из них, так что другие подчас не понимали, о чем идет речь. Поступал Он так именно для того, чтобы Иуда раскрылся. Между прочим, таков один из основных принципов откровения помыслов - не тогда ученик или послушник получает пользу, когда прозорливый старец видит его мысли, но когда он сам добровольно о себе рассказывает. Как-то спрашивали, если не ошибаюсь, Амвросия Оптинского или кого-то из более поздних оптинских старцев: почему он, зная мысли, не говорит о них. И он ответил: " потому, что люди не получили бы пользы, если бы я им рассказал их мысли сам " . Итак, старец ждал, пока те раскроются. В крайнем случае прозорливые старцы начинают намекать, что они что-то знают, и этим намеком подталкивают своих запутавшихся учеников к тому, чтобы те раскрыли свое внутреннее состояние. Именно таким образом поступал Господь Иисус Христос, Который, конечно, был не просто прозорливый, а всеведущий. И вот, после проповеди Господа о таинстве его Тела и Крови, когда многие не поняли Его учения и отошли от Него, Он спросил двенадцать: Не хотите ли и вы отойти? (Ин.6:67). Для чего Он спросил именно так: не хотите ли и вы отойти? Неужели Он думал, что они все хотят уйти? Нет, это был намек - намек на то, что один из них хочет так поступить. Но Христос не желал задевать этого человека, не желал обличать его явно, предоставляя, однако, ему возможность высказаться, покаяться и таким образом исцелиться от своего тайного греха, от своей страсти. Потому Он так и говорит: " Не хотите ли и вы отойти? " - или по-славянски: " Еда и вы хощете ити? " Ответил на эти слова Симон Петр. Ему, как человеку порывистому, открытому, и в голову не могло прийти, что кто-то из двенадцати может думать иначе, чем он сам. Он говорит: " Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога Живого " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010