...При полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову. Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато (2, ч. 1, с. 32). Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно – ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем евангельские слова Самого Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Возрадуйтесь в той день и взыграйте, ибо велика ваша награда на небесах и награда вечная (см. Мф. 5, 11–12 ). На земле же все временно и кратковременно и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: Все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ) (2, ч. 2, с. 158). Старайся настоящие твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить, подражая, как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево – подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок – не очень на это смотрят (2, ч. 1, с. 178). Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего верного. Но не беспокойся о сем и не сомневайся, а возлагай надежду на всеблагий Промысл Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу, только понуждайся во время настоящей зимы переносить благодушно имеющие быть неудобства и неприятности, в подкрепление свое всегда вспоминая евангельское слово: тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (см. Мф. 7, 14 ). Если будешь разумно рассуждать и терпеть, то настоящая зима мало-помалу, как бы незаметно, и пройдет. Когда пройдут неприятное время и неприятные неудобства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение. Посмотри на свои обстоятельства и на обстоятельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем желающим спастись коротко сказано: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ). А мало ли скорбей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение! (2, ч. 1, с. 178).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Притч 10:31А; 10: 32А; Ср. Притч 11:2Б; 10:2Б; Притч 11:7А; 11:19А; Ср. Притч 13:2А; Притч 13:9А [] (?); 15:2А; Ср. Притч 14:33 ; Притч 22:11А [] (?). Прем 6:13 ; 6:12Б; 6:14А; 6:15Б; 6:16А; 7:30Б; 8:2Б; 8:2Б; 8:3Б; 8:4; 8:7Б; 8:8; Ср. Прем 8:9Б; Ср. Прем 8:17Б; Прем 8:18Б; 8:21Б; 9:1–3А; 9:4–5А; 9:10; 9:11Б; 9:14. 3. Премудрости Соломона чтение Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их. И еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле, искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют и, яко искры по стеблию, потекут. Судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеют истину и вернии в любви пребудут Ему. Яко благодать и милость в преподобных Его, и посещение во избранных Его. Души праведных в руке Божией, и не коснется их мучение. Показались они в глазах неразумных умершими, и сочтен бедствием исход их, и шествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя и были они в глазах людей наказаны, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Как золото в горниле Он проверил их и как жертву всесожжения принял их. И во время посещения их они воссияют и, как искры в соломе, пробегут. Будут судить племена и владычествовать над народами, и Господь будет над ними царствовать вовеки. Надеющиеся на Него уразумеют истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление – об избранных Его. На литии стихира храма и святого, глас 6 Преподобне отче наш Амвросие,/всея России наставниче богомудрый,/жезле немощных и страждущих,/образе веры и благочестия,/проповедниче смирения и терпения,/молитвенниче за Отечество наше православное,/днесь ублажаем честную твою память,/с верою и любовию притекающе,/взываем ти дерзновенно:/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

Протестанты сделали подсчет: всю Библию можно прочесть за 50 часов, если читать ежедневно по четыре главы. Но дело не в том, чтобы сделать это чисто механически, а потом вообще ее не открывать. Для нас важно другое: эта книга должна стать настольной книгой, чтобы дух времени не господствовал над нами, чтобы мы всегда помнили о том, что огромные духовные богатства Церкви заключены именно в Книге вечности — в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Вот как говорил о Церкви и Св. Писании священник и богослов о. Павел Флоренский: «Небо и земля многими веками делают тут свои вклады. Затаенные чаяния, сокровеннейшие порывы к Богоуподоблению, лазурные, после бурь наступающие минуты ангельской чистоты, радости Богообщения и святые муки острого раскаяния, благоуханные молитвы, тихая тоска по небу, вечные искания и вечные обретения, бездонно глубокое прозрение вечности, детская умиленность души, благоговение и любовь — любовь без конца. Текли века, и все это пребывало и накапливалось». Так было и в Ветхом Завете. Было время, повествует священный писатель, когда любовь Божия в полной мере проявлялась на тех или иных детях Божиих. Помните: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх 34:29-30).   Но то, что было почти единственным исключением в Ветхом Завете для личного друга Божия (Моисей принимается как друг Божий), стало почти правилом в Новом Завете. Об этом нам говорит опыт Церкви: «Кто знает истину, тот знает этот свет, а кто знает этот свет, тот знает вечность. Любовь знает его» (блж. Августин, «Исповедь»). Мы знаем примеры, когда этим светом просвещались лица Амвросия Оптинского, Серафима Саровского. Это примеры духовного озарения Словом Божиим, через изучение и просвещение. Вы знаете, что прп. Серафим прочитывал ежедневно одно Евангелие и почти наизусть знал многие тексты Св. Писания. В древности многие люди знали наизусть главы и тексты Ветхого Завета. Я знал человека, который читал наизусть всю Псалтирь. Это не так просто, это дар Божий. Поэтому, приступая к этой книге, нужно молиться, чтобы Господь послал нам дар познания, просвещения и закрепления этих знаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Разделы портала «Азбука веры» Спор – словесное состязание по тому или иному вопросу двух или нескольких сторон, в рамках которого каждая отстаивает свое мнение. Как не спорить, если чувство справедливости и гражданский долг требуют вмешательства и отстаивания своей точки зрения? Нет ничего греховного в том, что люди имеют разные мнения по тому или иному вопросу (разумеется, если речь не идет об оспаривании истин, открытых Самим Богом, или к примеру, об иных случаях особого характера). Ап. Павел пишет, что надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные ( 1Кор.11:19 ), ведь неслучайно говорят, что в споре рождается истина. Избежать споров человеку невозможно, но нужно следить за тем, чтобы спор не перерос в ссору. В споре важно не просто зафиксировать то или иное неправильное положение вещей, а предложить свое решение проблемы. Кроме того, нужно уметь вовремя остановиться, следуя совету преподобного Амвросия Оптинского , который говорил: «Кто уступает, тот больше приобретает!». «О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость», – читаем мы в Священном Писании ( Иов.13:5 ). И уж тем более, не следует ничего доказывать человеку агрессивному, находящемуся в состоянии помутнения: «Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его» ( Сир.9:4 ). Как сделать, чтобы споры проходили мирно? Когда люди, с которыми ты ведешь дискуссию, тебе дороги, когда ты понимаешь, в человеке есть не только обеспокоенность проблемой, но и такое же стремление к доброй цели, как и в тебе, ты будешь стараться найти компромиссное решение, чтобы любая дискуссия, проясняя ваши расхождения, помогала лучше понять друг друга, обогащала вас, а не приводила к распаду ваших отношений. Каждый из нас сегодня не такой, каким был вчера и каким будет завтра. Столкнувшись по какой-то проблеме сегодня, мы завтра можем увидеть, что эта проблема совершенно не важна или решается каким-то другим образом. Поэтому так важен мир. Также важно разобраться, что на самом деле хотят сказать оппоненты. Нужно учитывать, что человек, который имеет противоположную точку зрения, видит то, о чем идет спор, совсем иначе. Он не враг, просто он видит предмет спора с другой стороны. Очень часто люди, употребляя одни и те же слова, имеют в виду совершенно разные вещи. Надо выяснить, в каком значении они употребляют эти слова, что они хотят сказать. Как в споре действует диавол?

http://azbyka.ru/spor

Сказано в старчестве: «От ближнего живот и смерть», т.е. через ближнего только может быть жизнь наша истинная и наследуем жизнь блаженную и вечную, а если будут отношения наши к ближнему неправильные и презорливые, то мудрено убежать смерти душевной, а потом и второй, вечной, от нее же да избавит Господь всех понуждающихся на исполнение Его божественных и живо творных заповедей и всех, аще и храмлющих 69 от немощи, но ищущих Его великой милости покаянием и смирением. Апостол Иоанн пишет: Любящий Бога должен любить и ближнего (см. 1Ин. 4, 21 ), а апостол Павел говорит: Вы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (см. Рим. 15, 1 ) и Исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ) (2, ч. 2, с. 129). Что делать, хотя начальственному лицу неудобно быть больным ради неудобства к управлению, но Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее. Он вся премудростью сотворил и творит. Попустил Господь первоверховным апостолам одному – отречение, а другому – неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом. Так, думаю, и теперь по пущает Господь болезнь начальственным лицам, чтобы снисходили к подчиненным немощствующим и болезненным. А то здоровые телом начальники часто не верят подчиненным, когда они ему объясняют какую-либо немощь телесную или болезнь. Не вотще святой Давид глаголет в псалмах: Прошли мы через огонь и воду, и вывел нас в покой ( Пс. 65, 12 ). Кроме известных обстоятельств мученических, и болезнь телесная часто, как огнем, жжет болезнующее тело и, как водой, поливает обильной испариной. Но еще тяжелее больному бывает, когда болезнь его телесная происходит не от одних телесных причин, но и от внутренних скорбей, а в таком случае болящему бывает сугубое томление. Но святой Давид, все скорбное испытав, взывал ко Господу: При умножении страданий моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою ( Пс. 93, 19 ). И апостол Павел пишет: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12, 6 ). И паки, получив много ран телесных, несправедливо ему нанесенных, святой апостол написал: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ) (2, ч. 2, с. 142–143).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку в келье простую (2, ч. 3, с. 35). Пишешь: не могу вместить попечения о временной жизни, оно как цепью оковало дух мой. Не страшное ли это высокоумие? Сказано: «Попечение лукаво дал Бог сынам человеческим, да не в горшее 106 уклонятся». Вспомни из жития преподобного Макария, что ему говорил бес: «Он не пьет, и не ест, и вовсе не спит, одного только смирения у него недостает» (2, ч. 3, с. 9). Пишешь о своих немощах душевных. Святой Исаак Сирин в «58-м Слове» пишет, что Господь оставляет страсти в человеке к пользе его душевной, чтобы не возносился, а смирялся. И святой Иоанн Богослов пишет в 1-м Послании: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1, 8–9 ) (2, ч. 3, с. 57–58). Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований, смирение – это прочнее (2, ч. 3, с. 105). Должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари (1, ч. 1, с. 99). Когда говоришь со смиренным, то отдыхаешь, легко с ним; а когда говоришь с тем, кто себя оправдывает, а других винит, – ох, куда как умариваешься (3, с. 220). Одной сестре... давно было сказано, что мы стоим на втором плане. На этом плане стоять полезнее, потому что смиреннее. Смирение прочнее всяких возвышений (15, с. 48). ...Старайся успокаиваться на втором плане, памятуя всегда, что денница со своим чином по причине гордости не обрел покоя и на первом плане, стоя выше всех, выше всех чинов ангельских, и за то превозношение низвергся в бездну погибели со всеми послушавшими его. Девять же чинов других Ангелов, пребыв во смирении и покорности воле Божией, не рассуждая, кто выше и кто ниже поставлен Промыслом Божиим, доселе блаженствуют. Не место успокаивает человека, а смирение и покорность воле Божией (13, с. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Страх Божий Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу (2, ч. 2, с. 62). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих и чтобы делать все по совести (1, ч. 2, с. 76). Всем потребен страх Божий к отражению козней супротивного 110 , кольми паче юным, когда легкомыслия в силе и опыта во вреде не приобретено (13, с. 409). В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято? Сам Господь через того же апостола Петра указывает на это средство, глаголя: Если называете Меня Отцем, нелицемерно судящим каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (см. 1Пет. 1, 17 ). Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содействии этого страха, с помощью Божиею и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит ( Пс. 111, 1 ). А без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина , не получит пользы, имея гордыню, которой сатана, и Адам, и многие пали. Ежели и святым всем в слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному: Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его ( Пс. 33, 10 ), то кольми паче нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий и страх смерти и Страшного Суда Божия и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждой наследовать Царствие Небесное, если будем елико возможно понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: Помни о конце твоем, и во век не согрешишь ( Сир. 7, 39 ) (2, ч. 2, с. 49–50). Сказано еще в Ветхом Завете, что Начало мудрости – страх Господень, доброе разумение у всех, водящихся им ( Притч. 1, 7 ), т.е. всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный...

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Так, не умаляя ни призывающей силы Господней, ни чудесной решимости учеников, Лука дает и возможное психологическое обоснование этой решимости, облегчая возможность верить. Вообще мы видим, что Петру, который должен будет некогда «обратившись, утвердить братьев своих» ( Лк.22:32 ), – Господь и времени уделял больше. Он тщательнее, и даже суровее воспитывал его, чтобы Петр, ступенька за ступенькой, поднимался по лестнице Богопознания. Потому что лишь тот, кто прошел более тщательный и последовательный путь обращения, может успешнее утверждать в вере других. Вторник. О Боге и Божьем человеке Лк.5:12–16 > Флп.1:8–14 Когда Господь исцелил прокаженного, Он велел ему во-первых «никому не сказывать», а во-вторых – «пойти и показаться священнику и принести жертву свою, как повелел Моисей». «Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему – слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился». В жизни последующих учеников Христовых, преподобных и Богоносных отцов, видим нечто подобное. Как только подвижник достигает духовной высоты, Бог открывает дорогу в его уединение. И приходят не только те, кто хотел бы научиться идти тесным путем, но и те, кто хотел бы расширить свой путь, стесненный Божьей волей. И, как прежде Христос, так и во все времена – Божий человек не отвергает и таких. Сам добровольно несущий бремя болезни – других он исцеляет. Сам стремящийся предстоять Богу в уединенной молитве – он снисходит к самым обыденным людским делам. Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла крестьянка с просьбой помолиться о ее индюшках, и он обещал. И сказал окружающим: «ведь в этих индюшках вся ее жизнь»! Где истинная духовная высота, там нет высокомерного презрения к слабому. И как Сам Господь, так и Божий человек не хочет, чтобы о нем шла молва. Чудеса он старается совершать прикровенно, например, посылает омыться в таком-то источнике. Как и Сам Господь однажды послал слепорожденного к Силоамской купели ( Ин.9 ). А если уж невозможно скрыть силу своей молитвы, то он, как и Господь, искренне просит не разглашать об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Так, не умоляя ни призывающей силы Господней, ни чудесной решимости учеников, Лука даёт и возможное психологическое обоснование этой решимости, облегчая возможность верить. Вообще мы видим, что Петру, который должен будет некогда «обратившись, утвердить братьев своих» ( Лк.22:32 ) – Господь и времени уделял больше, и тщательнее, и даже суровее воспитывал его, чтобы Пётр, ступенька за ступенькой, поднимался по лестнице Богопознания. Потому что лишь тот, кто прошёл более тщательный и последовательный путь обращения, может успешнее утверждать в вере других. О Боге и Божьем человеке Вторник Лк. 5:12–16 Флп. 1:8–14 Когда Господь исцелил прокажённого, Он велел ему, во-первых, «никому не сказывать», а во-вторых – «пойти и показаться священнику и принести жертву свою, как повелел Моисей». «Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему – слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился» … В жизни последующих учеников Христовых, преподобных и Богоносных отцов, видим нечто подобное. Как только подвижник достигает духовной высоты, Бог открывает дорогу в его уединение. И приходят не только те, кто хотел бы научиться идти тесным путём, но и те, кто, напротив, хотел бы расширить свой путь, стеснённый Божьей волей. И, как прежде Христос, так и во все времена – божий человек не отвергает и таких. Сам порой несущий добровольное брея болезни – других он исцеляет. Сам стремящийся предстоять Богу в уединённой молитве, – он снисходит к самым обыденным людским делам. Так, однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла крестьянка с просьбой помолиться о её индюшках, и он обещал. И сказал окружающим: ведь в этих индюшках вся её жизнь!.. Это сочетание духовной высоты с состраданием ко всем страждущим, – важнейший признак Божьего человека. В нём нет высокомерия и презрения к слабому. И как сам Господь, так и Божий человек, – не хочет, чтобы о нём шла молва. И поэтому чудеса он старается совершать прикровенно, например, посылает омыться в таком-то источнике, как и Сам Господь однажды послал слепорождённого к Силоамской купели ( Ин.9 ). а если уж невозможно скрыть силу своей молитвы, то он, как и Господь, искренне просит не разглашать об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тебя обдержит боязнь, как бы не сделали тебя начальницей по смерти матушки игумении. Если будешь так же больна, как теперь, то не сделают, а изберут какую-нибудь другую. Если же здоровье твое до некоторой степени поправится и будут тебя назначать, то не скоро отделаешься, тем более что и в молитве ежедневно говорим: «Отче наш, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Кроме того, будет ли хорошо, если бы и пришлось тебе уклониться от начальства? Ну-ка новая начальница ваша будет вводить новые порядки, а сестры, смущенные, будут к тебе приходить с объяснениями. Как ты тогда будешь поступать и что делать? Поэтому лучше молись: «Господи, устрой о мне полезное по воле Твоей святой; точию помилуй мя и спаси мя» (2, ч. 3, с. 117–118). Сан игумена и игуменьи произведен от слова «игемон» – простой правитель, а для отличия от простых правителей духовные начальники названы игуменами и игуменьями. Потому и правление их должно быть не простое, а духовное, согласное со словами апостола Павла, глаголющего: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал. 5, 25 ). Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5, 26 ). И паки: Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ) (2, ч. 2, с. 190). Благословляю тебя быть игуменьей... над самой собой и над своими дурными привычками. А остального благословить тебе не могу, потому что это начинание не только не может быть полезно, но и опасно (2, ч. 2, с. 65). Касательно игуменства, о чем предрекал Иванушка, положись на волю Божию и веруй, что Господь никому не посылает искушений выше сил и если кого определяет на какое-либо служение, то в то же время готов бывает подавать и Свою всесильную помощь обращающимся к Нему с верой и усердием (2, ч. 3, с. 122). И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем, не озираясь, хотя бы предстояли скорби и встречались препятствия и различные затруднения. В затруднительном положении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10, 38 ); Претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ). Евангельский крест твой – Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении N. общины и живущих в ней сестрах. И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телесного и душевного, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Большего же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов, и своих, и чужих (2, ч. 2, с. 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010