Новый архиепископ начал регулярно посещать старообрядческие приходы, расположенные на пространстве от Молдавии до Сибири и от С.-Петербурга до Кавказа, зачастую в удаленных и труднодоступных местах. В нек-рых старообрядческих приходах до приезда А. не видели архиерея по полвека, а в иных - вообще никогда. В год Тысячелетия Крещения Руси (1988) на освященном Соборе старообрядческой Церкви было принято решение о создании митрополии. Разрешение на ее учреждение было исходатайствовано у гос. власти еп. Анастасием еще в 1980 г., однако тогда Совет по делам религий при Совете Министров СССР не допустил создания митрополии. 24 июля 1988 г. А. был возведен в сан митрополита Собором старообрядческой Церкви. За годы возглавления старообрядческой Церкви А. совершил 6 епископских хиротоний (принял участие в двух архиерейских хиротониях в Румынии), а также десятки священнических и диаконских хиротоний, благодаря чему большая часть старообрядческих приходов приобрела постоянных священников. При А. были возрождены старые и созданы новые епархии: Ярославско-Костромская, Сибирская, Дальневосточная, Казанско-Вятская. Впервые после 1917 г. была возобновлена связь со старообрядческой поместной Церковью Румынии. Особое значение имеет Великий освященный Собор, проходивший в с. Белая Криница (Украина) в нояб. 1996 г., в к-ром приняли участие духовенство и миряне Московской и Румынской старообрядческих митрополий. На Соборе состоялась канонизация митр. Амвросия (Паппа-Георгополи), основателя Белокриницкой иерархии. Стараниями А. начало активно развиваться старообрядческое книгоиздательство. С 1990 г. издаются: церковный календарь, ж. «Церковь», сб. «Духовные ответы», епархиальные и приходские газеты, богослужебная лит-ра. Вышли в свет: энциклопедический словарь «Старообрядчество», неск. научых трудов по истории старообрядчества, ряд сочинений апологетов старообрядческой Церкви и т. д. А. регулярно выступ на страницах периодической печати (отечественной и зарубежной), принимал участие во встречах глав конфессий; осуществлял прием адм. лиц, политических деятелей и дипломатов, знакомя их с жизнью и особенностями старообрядческой Церкви, ее вероучением и культурным наследием. А. освящал возрожденные и построенные храмы.

http://pravenc.ru/text/114248.html

Проповеди, послания, воззвания. Ржев, 2010. С. 88-92). Была создана двусторонняя комиссия, к-рая рассматривала вопрос об объединении. Со стороны ГЦС в нее вошли Н., архимандриты Никон (Салещанский) и Серафим, миряне Рыбалов и Г. Е. Лысяков, но только последние двое принимали участие в работе комиссии. Со стороны Московской архиепископии в комиссии состояли архиеп. Мелетий (Картушин), епископы Савва (Ананьев) Калужско-Смоленский, Геронтий (Лакомкин), публицист свящ. Владимир Макаров, И. Моржаков (см. Иосиф (Моржаков)), М. И. Бриллиантов, начетчик А. А. Селезнёв. Н. не принял участия ни в одном заседании. Работа свелась к тому, что беглопоповцы задавали вопросы о канонических основаниях присоединения к старообрядцам митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) в 1846 г., другая сторона на них отвечала и выражала сомнения в каноничности действий Н. «до перехода, во время перехода и после перехода» в старообрядчество. К 1928 г. работа комиссии зашла в тупик, в том же году беглопоповцы на соборе в Саратове заявили о прекращении своего в ней участия. Собор Белокриницкой иерархии в 1928 г. по итогам доклада свящ. Владимира Макарова и Селезнёва принял решение о продолжении изучения обстоятельств присоединения Н. и о распространении всех связанных с ним документов. Резко о беглопоповской иерархии высказался белокриницкий писатель и историограф Ф. Е. Мельников ( Мельников. 1999. С. 352). Присоединение Н. к беглопоповцам было первым шагом на пути создания в согласии иерархии. На соборе беглопоповцев 8-11 сент. 1925 г. была учреждена комиссия для приискания епископов в правосл. Церкви, поставленных до 1923 г. (до обновленческого поместного собора), готовых перейти в старообрядчество. Собор постановил «в случае крайней нужды просить владыку поставить себе наместника». 8 янв. 1925 г. в московском храме свт. Николы к беглопоповцам через миропомазание был присоединен правосл. Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский). Чин присоединения совершил свящ. Александр Соколов в присутствии Н. Филипп и Н. должны были совершить епископскую хиротонию архим.

http://pravenc.ru/text/2565614.html

Григорий Карабинович. Фотография. Нач. XX в. Григорий Карабинович. Фотография. Нач. XX в. В XIX - нач. XX в. поселения Б. были многочисленны в Поволжье. Одним из центров беглопоповства являлась моленная во имя Успения Пресв. Богородицы в Городце, основанная при имп. Екатерине II на месте древнего Феодоровского мон-ря. В соответствии с правилом, изданным в 1803 г., местная старообрядческая община могла открыто приглашать священников из иргизских мон-рей. В XIX в. моленную посещали до 50 тыс. старообрядцев из Нижегородской, Владимирской, Костромской губерний. При часовне было 7 жилых строений и школа. В 1893 г. часовня сгорела, но затем с разрешения правительства стала быстро восстанавливаться, уже каменная и с колокольней, поставленной в 1896 г. Через дорогу от нее стояла трехэтажная богадельня. Часовня славилась звоном и замечательным хором. Служба в ней совершалась до 1933 г. Также славились своими беглопоповскими моленными поволжские города Н. Новгород, Вольск, Хвалынск, Самара, Астрахань. В 1890 и 1901 гг. в Вольске проходили соборы, на к-рых обсуждалась возможность учреждения епископской кафедры, была подтверждена незаконность, с т. зр. Б., Белокриницкой иерархии. Во 2-й пол. XIX в. Б. в Стародубье были малочисленны, но делились на множество согласий: лужковское, «перемазанское», дьяконовское; священников было очень мало. 19 июля 1892 г. в Лужках собирались участники беседы о митр. Амвросии (Паппа-Георгополи) и о законности учрежденной им старообрядческой иерархии. 20 июля начал свою работу большой Лужковский собор для обсуждения поездки, предпринятой на Восток для исследования о митр. Амвросии; в соборе участвовали ок. 200 чел. разных согласий и взглядов на Белокриницкую иерархию. Бурные прения не привели спорящих к единому мнению. В 1-й пол. XIX в. традиции беглопоповщины были сильны на Урале и в Сибири. Особенность существования согласия в этих регионах состояла в его начавшемся еще в XVIII в. постепенном превращении в беспоповство, с одной стороны, с др. стороны, богатая верхушка согласия предпринимала попытки легализации старообрядческих священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/77768.html

Майнос. Взятие российскими войсками в ходе русско-тур. войны 1828-1829 гг. Эносской крепости привело к окончательному перемещению Н. на оз. Майнос, озеро было отдано им тур. властями в вечное пользование. Основу благосостояния Н. составляла рыбная ловля, к-рой занимались мужчины полгода - от «осеннего Димитрия» до «весеннего Георгия». После возвращения домой и уплаты налогов Н. сдавали заработок в войсковую казну, из нее каждый получал 2/3 заработанных денег; 1/3 шла в кош и делилась на 3 части: на войско и вооружение, на школу и церковь, нуждающимся. Хлебопашество и скотоводство занимали меньшее место в хозяйстве Н. Обучение по крюкам. Фотография. 2-я пол. XX в. Обучение по крюкам. Фотография. 2-я пол. XX в. В лит-ре отмечается, что возвращение Н. в пределы Российской империи, несмотря на запрет Некрасова, началось в 10-х гг. XIX в., усилилось после завершения русско-тур. войны 1828-1829 гг. Поселения Н. появились в Бессарабии - в окрестностях Измаила и в др. местах. По мнению Д. В. Сеня, под именем Н. возвращались липоване, по происхождению не имевшие отношения к Дону, давно жившие рядом с казаками, но не разделявшие «Заветов Игната». В 1829 г. с частью старообрядцев переселился в окрестности Измаила последний атаман Н. на Дунае - И. С. Гончаров , считавшийся потомственным Н., хотя родители его происходили из г. Литина Подольской губ. У Гончарова возникли разногласия с Н., и в 1837 г. он вместе с семьей вернулся в Сарыкёй. В 40-х гг. XIX в. старообрядцы активизировали поиски архиерея. Из Белой Криницы в Турцию прибыли иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), остановившиеся в Сарыкёе в доме Гончарова, к-рый вместе с М. В. Чайковским помог им наладить контакт с жившим в Стамбуле митр. Босно-Сараевским Амвросием (Паппа-Георгополи) . Чайковский и Гончаров организовали тайный переезд митр. Амвросия в Австрию и устройство его в Буковине. В окт. 1846 - авг. 1847 г. митрополит рукоположил 5 священников и 3 диаконов, хиротонисал во епископа Майносского Кирила (Тимофеева) , во епископа Славского - Аркадия (Дорофеева) .

http://pravenc.ru/text/2564848.html

(Тимофеев Киприан; ок. 1787, Буковина - 2.12.1873, белокриницкий Покровский мон-рь), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь ). Род. в старообрядческой семье. В сер. 40-х гг. XIX в. служил уставщиком (дьяком) в старообрядческом храме в с. Белая Криница (ныне Черновицкой обл., Украина), к этому времени был вдовцом. 10 нояб. 1846 г. на общем собрании представителей старообрядческих общин в Белокриницком мон-ре Тимофеев был избран кандидатом во епископы и одновременно наместником Белокриницкого митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , присоединившегося к старообрядчеству в кон. окт. того же года. Поскольку 2 др. кандидата - игумен мон-ря Геронтий (Колпаков) и казначей священноинок Нифонт - были выходцами из России, то, согласно условиям выборов, 3-м кандидатом решено было выдвинуть местного уроженца. 16 нояб. 1846 г. Тимофеев был пострижен в иноки, 30 нояб. по жребию избран наместником Белокриницкого митрополита. 25 дек. 1846 г. состоялось его поставление во диакона, 1 янв. 1847 г.- во иерея. 6 янв. митр. Амвросием К. был хиротонисан во епископа с. Майнос (Турция). 4 авг. 1847 г. К. был утвержден в качестве наместника австр. правительством и после удаления митр. Амвросия в ссылку в г. Цилли (ныне Целе, Словения) принял на себя управление Белокриницкой кафедрой. 24 авг. 1847 г. митр. Амвросий и К. рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского, в сент. 1850 г. Аркадий был возведен в сан архиепископа. В качестве своего наместника, согласно Белокриницкому уставу, 29 авг. 1848 г. К. рукоположил во епископа Браиловского инока Белокриницкого мон-ря Онуфрия (Парусова) . 3 янв. 1849 г. учредил Симбирскую кафедру и рукоположил 1-го епископа для старообрядцев России - Софрония (Жирова) , дав ему поручение управлять всеми делами в России до учреждения Московского архиеп-ства. 4 янв. епископы Онуфрий и Софроний возвели К. в сан митрополита. 3 февр. 1853 г. при участии К. и инока Павла (Великодворского) учреждена Владимирская архиепископия, в тот же день для России К. и еп. Онуфрий рукоположили архиеп. Антония (Шутова) .

http://pravenc.ru/text/1840251.html

В 1-й пол. 40-х гг. XIX в. Б. К. (в особенности Покровский муж. мон-рь) стала центром деятельности прибывших из России старообрядческих иноков Павла (Великодворского) , Алимпия (Милорадова) и Геронтия (Колпакова), целью к-рых была организация здесь архиерейской кафедры для старообрядцев-поповцев. В 1844 г. на это было получено разрешение австр. властей, и 28 (или 29) окт. 1846 г. в Покровском соборе Белокриницкого муж. мон-ря произошло присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского (К-польский Патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . В 1848 г. он был удален из Б. К. по требованию российских властей, однако митрополия была сохранена. Первоначально она была единственным высшим духовным управлением для старообрядцев белокриницкого согласия. Однако, поскольку к кон. XIX в. усилилось значение архиепископии белокриницкого согласия на Рогожском кладбище в Москве, за митрополией в Б. К. сохранились лишь «первенство чести» и духовная власть над приходами согласия, расположенными вне Российской империи. В 1940 г. Сев. Буковина была присоединена к СССР. Незадолго до входа в Б. К. частей Красной Армии старообрядческая митрополия переехала в г. Брэила (Румыния). В 1940 г. мон-ри в Б. К. были закрыты, в зданиях муж. обители и митрополии была расквартирована погранзастава. В результате боев в июне 1941 г. эти постройки были почти полностью разрушены, после 1944 г. руины использовались в качестве источника стройматериалов, однако отдельные келейные корпуса оставались еще в сер. 70-х гг. XX в. К наст. времени от Покровского муж. мон-ря остались лишь отдельные захоронения с надгробиями на бывш. монастырском кладбище. Могила иноков Павла (Великодворского) и Алимпия (Милорадова) в Покровском мон-ре. Фотография. 1995 г. Могила иноков Павла (Великодворского) и Алимпия (Милорадова) в Покровском мон-ре. Фотография. 1995 г. Среди них - могилы Белокриницких митрополитов, а также иноков Павла и Алимпия. Неск. могил со старинными крестами уцелели и на кладбище жен. мон-ря. Из его зданий в наст.

http://pravenc.ru/text/77858.html

Писку, где он вскоре скончался. Чин погребения совершили старообрядческие епископы Тихон (Качалкин) и Арсений (Лысов). Е. А. Агеева, В. В. Боченков Сочинения Начиная с 1-го произведения И., полемика с православными миссионерами, с различными старообрядческими направлениями и сектантами занимала в его творчестве большое место. В 1898 г. он подготовил и напечатал на гектографе в Н. Новгороде «Беседу старообрядца Ивана Усова с миссионером новообрядческого общества Сергеем Романовским, бывшую в с. Башкарка Пермской губ. в конце ноября 1897 г.». В 1907 г. в ж. «Старообрядец» 10/11. С. 1127-1132) И. опубликовал свой труд «Главнейшее оправдание беспоповцев», в к-ром содержатся упреки беспоповцам в отсутствии у них таинств. Ответом на него стали изданные Всероссийским попечительским братством Спасова согласия в 1908 г. в Н. Новгороде «Опровержения на статью «Главное оправдание беспоповцев», составленную Иннокентием, еп. Австрийской иерархии». Против адвентистов направлены сочинения И.: «О бессмертии души: (Беседа с адвентистом)» (Н. Новг., 1915), «Почему христиане празднуют воскресение, а не субботу: (Ответ адвентистам седьмого дня)» (Харбин, 1930). Значительная часть сочинений И. посвящена важнейшей для него теме - апологии Белокриницкой иерархии и ее основателя митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) : «Об исповеди преосвященного Амвросия, митрополита Белокриницкого» (Черновцы, 1900); «Церковь Христова временно без епископа» (Черновцы, 1901); «О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина» (Черновцы, 1902); «О крещении греческой Церкви и митрополита Амвросия» (Черновцы, 1903); «О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им старообрядческой Белокриницкой епархии» (Черновцы, 1904); «Преосвященный Амвросий, митрополит Белокриницкий» (Черновцы, 1904); «О жалованье митрополита Амвросия и о преданности его старообрядческой церкви» (М., 1910); «Митрополит Амвросий: Его искренняя преданность старообрядчеству» (М., 1910). (Все публикации, на титульных листах к-рых местом издания указан г.

http://pravenc.ru/text/468763.html

Так же как и епископат Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), иерархия ДСЦР ведет происхождение от Белокриницкой иерархии, созданной митр. Амвросием (Паппа-Георгополи) в 1846 г. На офиц. уровне ДСЦР также использует названия «Старообрядческая православная митрополия» (Mitropolia Ortodox de Rit Vechi) и «Старообрядческая Белокриницкая митрополия древлеправославных христиан». В наст. время ДСЦР имеет 7 епархий: 4 в Р. и 3 за рубежом. Белокриницкая епархия (eparhia de Fântâna Alb), во главе к-рой стоит предстоятель ДСЦР - Белокриницкий митрополит, окормляет старообрядцев в жудецах Брэила и Галац, в муниципии Бухарест, в Бордушани (жудец Яломица). Кафедральным собором Белокриницкого митрополита является Покровский собор в г. Брэила. В Белокриницкой епархии создано Браильское вик-ство. Славская епархия (eparhia Slavei) с центром в Слава-Русэ (жудец Тулча) включает приходы и мон-ри в муниципии Констанца, в городах Чернаводэ и Нэводари, в селах Слава-Русэ, Слава-Черкезэ, Каркалиу, Гиндэрешти, Журиловка, Дой Май, приходы в Болгарии. Епархия Буковины и Молдовы (eparhia Bucovinei i Moldovei) с центром в г. Тыргу-Фрумос (жудец Яссы) включает приходы и мон-ри в жудецах Яссы, Нямц, Сучава и Ботошани. Тульчинская епархия (eparhia Tulcii) с центром в муниципии Тулча окормляет старообрядцев в муниципии Тулча, городах Сулина и Махмудия, селах Сарикёй, Периправа, Килия-Веке, Мила 23 и Сфиштофка. Епархия Америки, Канады и Австралии (eparhia S.U.A., Canada i Australia) создана для старообрядцев в шт. Орегон (США), в Канаде и Австралии. Зап. епархия (eparhia Occidental) с центром в Турине (Италия) включает приходы в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Австрии и Венгрии. Прибалтийская епархия (eparhia rilor Baltice) с центром в Екабпилсе (Латвия) объединяет старообрядцев в Эстонии, Латвии и Литве. На территории Р. ДСЦР имеет 43 прихода, 59 церквей, в клир входят 47 священников, 8 диаконов, паству составляют ок. 32,5 тыс. чел.; за рубежом в составе ДСЦР - 10 приходов, служат 6 священников.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Однако, за прошедшие между двумя этими решениями сто лет слишком многое изменилось. Всероссийский император был более чем просто властитель России: он был главой Третьего Рима, светским главой и защитником всего православного мира, и потому имел право от имени всего же православного мира действовать. Российский же Синод послереволюционной поры – это голос уже не Вселенской, а только Поместной Церкви. Оттого это постановление московского Синода вызвало законное недоумение Вселенского Патриарха, и из Константинополя попросили разъяснений. Ответ Москвы, по правде сказать, был странен: “Поскольку этот вопрос относится ко внутренней церковной жизни Московского Патриархата и не имеет отношения к компетенции Константинопольского Патриаршего Престола, синодально отклонить настоящий вопрос” . Что касается вопроса отношений Московской Патриархии с русскими старообрядцами – это действительно преимущественно наш внутренний вопрос (хотя и в нем есть законный повод спросить мнение Константинополя: самый многочисленный толк русских раскольников – “белокриницкое согласие» – основан епископом Амвросием (Паппа-Георгополи), перешедшим к русским раскольникам из Константинопольского Патриархата, и, соответственно, запрещенным в служении Вселенским Патриархом Анфимом VI). Но раскол с католиками официально начался с того, что папские легаты анафематствовали именно Константинопольского Патриарха. И споры православных и католиков – это споры, разделившие не Москву и Рим, но все восточные Церкви и римского епископа. Утверждать, что вопрос соединения с католиками может быть решен на уровне лишь одной Поместной Церкви (равно же считать, что разделение многомиллионных Церквей может быть преодолено просто частным решением одного человека (скажем, церковного публициста) – значит забыть о церковной соборности. В конце концов, спустя 17 лет на заседании 16 декабря 1986 года московский Синод постановил “отложить применение синодального разъснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой», так как она «не получила развития» . Кстати, со своей стороны II Ватиканский Собор предупреждал об опасностях слишком поспешного восстановления “интеркоммюниона” на уровне частных инициатив: “Общение в таинствах, наносящее ущерб Церкви и предполагающее формальное присоединение к заблуждению или опасность заблуждения в вере, соблазна или безразличия, запрещается Божественным законом” (Декрет о восточных католических церквах, 26).

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/10

Стремясь освоить запустевшие земли империи, Иосиф II в 1781 г. издал патенты о переселении и веротерпимости. Между 1783 и 1786 гг. на практически незаселенную Б. из османских владений близ устья Дуная перебралось значительное число старообрядцев (липован), к-рым власти предоставили земельные участки и льготы (см. Белая Криница ). Буковинские старообрядцы активно занялись поисками епископа. Присоединение в 1846 г. к старообрядчеству Босно-Сараевского (К-польский Патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) положило начало Белокриницкой иерархии . В янв. 1873 г. Буковинская епископия была возведена в ранг автокефальной митрополии с подчинением ей Далматинской епархии и получила название Буковинско-Далматинской (в Черновцах сохр. дворец митрополитов). Высшим органом церковной власти стал митрополичий Синод, устав к-рого был утвержден 21 авг. 1884 г. имп. Францем Иосифом. На положение правосл. Церкви в Австрийской империи оказывали негативное воздействие неск. факторов: давление со стороны австр. правительства и усиление католич. пропаганды среди правосл. населения, а также нарастающая национальная разобщенность между румын. и укр. населением. Нахождение Б. в составе Галичины, обращенной окончательно в унию к кон. XVIII в., не повлияло на религ. ситуацию на ее территории. Несмотря на нажим австр. администрации, население Б. не приняло унии, процент униатов в крае был незначительный. С 1919 г. Буковинская епархия находилась в составе Румынской Православной Церкви . После вхождения Сев. Буковины в состав СССР была учреждена Черновицкая епархия (1941). Лит.: Гедеон (Губка), иером. Правосл. церковь на Буковине в Молдовлахийский период (1402-1777). Серг. П., 1996; он же. История Правосл. Церкви на Буковине в период вхождения Буковины в состав Австрийской империи, 1777-1918. Серг. П., 1996. Н. М. Пашаева Рубрики: Ключевые слова: ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины)

http://pravenc.ru/text/153613.html

   001    002   003     004