Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; нач. XIX в., посад Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (совр. г. Клинцы Брянской обл.) - 11.11.1868, старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава в Добрудже (совр. с. Слава-Русэ, Румыния)), «епископ странствующих христиан, экзарх некрасовский», управляющий Славской епархией старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в мещанской семье, в молодости был женат на вдове. В 1826 г. оставил семью и удалился в старообрядческий («поповщинского» направления) Лаврентьевский муж. мон-рь в Стародубье , где принял постриг с именем А., в 1832 г. избран настоятелем. В настоятельство А. в Лаврентьевском мон-ре жили Павел (Великодворский) , Аркадий (Дорофеев ; впосл. архиеп. Славский), Онуфрий (Парусов ; впосл. еп. Браиловский), старообрядческий писатель И. Г. Кабанов (Ксенос) и др. После закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1839 г. А. переселился в старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава. А. участвовал в обсуждении возможности принятия в «древлеправославие» нестарообрядческого епископа для организации старообрядческой иерархии, первоначально не поддержал эту идею, однако вместе с др. старообрядцами встречал митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , еще не присоединившегося к старообрядчеству, в г. Сулина (совр. Румыния) в апр. 1846 г. После прочтения «Соображения о верах», составленного Павлом (Великодворским), А. стал сторонником присоединения митр. Амвросия к старообрядчеству. На соборе в Славском мон-ре в окт. 1846 г., где обсуждалась форма чиноприема митр. Амвросия (см. Присоединение к Православию ), А. высказался за «третий чин», без повторения над митрополитом таинства Миропомазания, однако собор решил принимать митрополита «вторым чином», через проклятие ересей и Миропомазание. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучрежденную Белокриницкую иерархию, были избраны 3 кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона. А. был выдвинут кандидатом во епископа, но, ссылаясь на 18-е прав. святых апостолов, запрещающее рукополагать женатого на вдове, объявил о своем недостоинстве принять священный сан. После настойчивых просьб участников собора А. согласился с избранием во епископа. Однако митр. Амвросий на прошение об архиерейской хиротонии А. ответил отказом, решение митрополита не изменилось и после повторного рассмотрения кандидатуры А. уже на соборе в Белой Кринице, участники к-рого, во многом под влиянием инока Павла, повторили прошение Славского собора. Во епископа был рукоположен инок Аркадий (Дорофеев), к-рого первоначально предполагалось возвести в сан священноинока. А. из Белой Криницы возвратился в Славский мон-рь. В последующие годы А., обладавший большим авторитетом среди некрасовцев, активно помогал архиеп. Аркадию (Дорофееву) в управлении Славской епархией.

http://pravenc.ru/text/76048.html

В 1852 г. инок вернулся в Войновский мон-рь, к-рый под его руководством стал важным центром духовной жизни федосеевцев Вост. Пруссии. П. П. расширил обитель, учредил б-ку, организовал обучение детей. В Йоханнисбурге (ныне г. Пиш, Польша) по инициативе П. П. была создана типография, работами в к-рой заведовал его ученик К. Е. Голубов (Голубев или Чайков). В Йоханнисбурге было напечатано не менее 17 книг, публиковался ж. «Истина». Близ Экертсдорфа, в Пупах (ныне с. Спыхово, Польша), П. П. создал женский мон-рь. В нач. 50-х гг. XIX в. П. П. вступил в полемику с иноком Белокриницкого мон-ря Павлом (Великодворским) , благодаря усилиям которого был присоединен к старообрядчеству митр. Амвросий (Паппа-Георгополи) и учреждена Белокриницкая иерархия (лично полемисты не встречались). П. П., стоявший тогда на беспоповских позициях, считал, что рукоположение, совершаемое в послениконовское время в Русской и Греческой Церквах, недействительно, поэтому присоединение греч. иерарха к старообрядчеству не дает возможность создать старообрядческую иерархию. Ок. 1856 г. П. П. отказался от федосеевского неприятия брака и разрешил принимать на исповедь и общее моление новожёнов (беспоповцев различных согласий, допускавших вступление в брак; подробнее см. в ст. Брак ). В 1858 г. П. П. был вызван в Москву для объяснения, которое завершилось разрывом с федосеевским согласием. В 1859 г. часть мазурских старообрядцев во главе с П. П. примкнула к брачным поморцам , др. часть сохранила федосеевские взгляды на брак. В 1861 г. П. П. установил в Войновском мон-ре моление за обретение священства. В 1867 г. П. П. вместе с 15 монахами покинул Войновский мон-рь. В Москве он был представлен митр. св. Филарету (Дроздову) как желающий перейти в правосл. Церковь. П. П. вместе с учениками определили в Никольский мон-рь, устроенный в единоверческой части Преображенского кладбища, где уже жили присоединившиеся ранее к православной Церкви последователи Белокриницкой иерархии. Вместе с П. П. в единоверие перешли многие его ученики.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 18.01.1857, близ дер. Гурьяновки Красноуфимского у. Пермской губ. (совр. дер. Платоново Шалинского р-на Свердловской обл., в 25 км к северу от ст. Шамары)), преподобномученики, почитаемые старообрядцами Белокриницкой иерархии (пам. 18 янв., 29 июня). Родные братья из состоятельных уральских старообрядцев часовенного согласия в молодости приняли иноческий постриг. Узнав о появлении старообрядческой иерархии (см. в ст. «Амвросий (Паппа-Георгополи)» ), предприняли поездку в Белую Криницу . Вернувшись в Россию и познакомившись со старообрядческим архиеп. Антонием (Шутовым) , А. и К. Ш. признали Белокриницкую иерархию и через нек-рое время приняли священнический сан. После возвращения на Урал поселились в окрестностях г. Лысьва (Пермская губ.), затем перебрались в леса близ дер. Гурьяновка, вели аскетический образ жизни, носили вериги. О иноках-братьях узнали местные старообрядцы- беспоповцы и стали обращаться к ним с просьбой о молитве и духовном совете. А. и К. Ш. были убиты местным крестьянином, искавшим у иноков деньги. Убийца, по преданию, на допросе рассказал, что, пока он расправлялся с одним отшельником, другой, не испугавшись и не сопротивляясь, молился, говоря: «Господи, вот брата моего убивают, сейчас меня убьют. Прости нас, Господи». Нетленные останки А. и К. Ш., лежавшие на земле под березовыми ветками, были найдены 29 июня 1857 г. С этого времени началось местное почитание отшельников, на месте их захоронения многократно видели чудесное свечение. После того как братья явились неск. раз во сне местному жителю и попросили захоронить их в др. месте, в 1927 г. их останки были тайно перенесены прибывшей для этого группой старообрядческого духовенства. Через неделю недалеко от могилы забил источник, у к-рого начали исцеляться не только старообрядцы-поповцы, но и беспоповцы, православные и даже атеисты. 13 мая 1996 г. старообрядческой делегацией во главе с митр. Алимпием (Гусевым) было произведено освидетельствование мощей А. и К. Ш. Их канонизация как местночтимых святых состоялась на соборе РПСЦ 21-24 окт. 1997 г. Лит.: Духовные ответы. М., 1998. 9. С. 21-27, 29-36; Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия шамарских. Большой Камень, 1998; Православный старообрядческий церковный календарь (РПСЦ) за 1998 год. С. 108-109. Д. Н. Канаев Рубрики: Ключевые слова: АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/76058.html

Амвросий родился в 1791 году и при крещении назван был Амиреем 388 . Отец его, Георг, был священником румелийского города Эноса и считал себя двадцать вторым священником в своем роде, поставляя себе это обстоятельство в особенную честь. Сына он решился воспитать, по примеру предков, также для священнического звания, и с этой целью отдал его в духовное училище, где Амирей, получивший по отцу фамилию Паппа-Георгополи (Παππα-Γεωργοπλοι), выслушал курс богословских наук 389 . В 1811 году, имея 20 лет от роду, он женился и тогда же эносским митрополитом Матфеем поставлен во священника. С женою молодой священник жил очень недолго: в 1814 году она скончалась, оставив ему сына Георгия. Овдовев он провел еще три года в звании приходского священника и потом решился принять пострижение в иноки: в иночестве получил имя Амвросия. Это было в 1817 году; Амвросий имел тогда отроду 27 лет. Тот же эносский митрополит Матфей принял новопостриженного инока к себе в архиерейский дом. Дальнейшая служба Амвросия шла вообще довольно успешно. В 1823 году он сделан, в сане игумена, настоятелем Троицкого монастыря, что на острове Халки; здесь успел обратить на себя внимание константинопольского патриарха Константия, и в 1827 году, по желанию патриарха, переведен ближе к столице в настоятели же мека-ревмской церкви, что в Босфоре, а потом патриарх Константий взял его в самую патриархию, на должность протосингелла великой церкви. Здесь Амвросий стал уже на прямую дорогу к получению архиерейского сана. В 1835 году умер босно-сараевский митрополит Вениамин: Амвросий предложен был, в числе других кандидатов на упразднившуюся кафедру. Патриарший синод, состоявший из архиереев ефесского Хрисанфа, аравийского Дионисия, который имел полномочие и от Панарета никомидийского, анкирского Герасима и софийского Паисия, собравшись под председательством патриарха Григория в патриаршей Георгиевской церкви, «… избрал и предпочел всем другим его, священно-словеснейшего (πανοσιολογιτατον), великого протосингелла святой Христовой великой церкви, господина Амвросия, яко достойного восприяти архиерейское предстоятельство (προστασαν) и пастырский жезл святейшей митрополии боснийской» 390 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В посл. четв. XVIII в. позиции Д. с. в старообрядчестве пошатнулись в основном вслед. усиления Рогожского кладбища , становившегося центром всех старообрядцев-поповцев и принявшего ветковскую практику присоединения священников к старообрядчеству - через миропомазание. Эта практика была утверждена 1 нояб. 1779 г. на московском соборе поповцев. Собору предшествовали споры о сваренном в 1777 г. на Рогожском кладбище свящ. Василием Стефановым «мире». Открытый протест против этой акции высказали стародубские дьяконовцы во главе с Михаилом Калмыком и Никодимом. Между представителями разных центров беглопоповства завязалась переписка, спор был разрешен собором в 1779 г. в пользу противников Д. с. К нач. XIX в. малочисленные последователи Д. с. жили на Керженце, Ветке, в Москве, Торжке и Орле. В Стародубье большая их часть до 1800 г. перешла к «перемазанцам», т. е. ветковцам, рогожским или иргизским. Старообрядческий собор в Макариевом мон-ре близ Гомеля, созванный в нач. XIX в. для примирения дьяконовцев с др. поповцами, хотя и не принял постановления, но заявил, что Д. с. подлежит полному искоренению. Спор прекратился в связи с посланием попечителей Рогожского кладбища М. И. Самойлова и Т. А. Острякова от 22 марта 1816 г., в котором всем поповцам предписывалось быть согласными с «московским обществом». В сер. XIX в. воззрения дьяконовцев на 4-конечный крест повторил в «Окружном послании» И. Кабанов , призвавший их к соединению с Белокриницкой иерархией . Дьяконовцы в отличие от ветковцев и лужковцев (см. ст. Лужковское согласие ) не упоминаются в числе участников лужковского собора в Стародубье, созванного 20 июля 1892 г. для обсуждения результатов поездки на восток с целью разысканий о митр. Амвросии (Паппа-Георгополи) (Вторая поездка на Восток для исследования о м. Амвросии в 1892 г. и результаты этой поездки//Братское слово. 1893. 1/3. С. 68-92, 146-176, 227-250). Сведений о Д. с. в ХХ в. нет. Благодаря особенностям учения дьяконовцев археографы (А. И. Плигузов, О. К. Беляева) выявили ряд сборников, созданных и бытовавших в Д. с., а также каталог книг дьяконовского скита на Керженце (опубл. Плигузовым).

http://pravenc.ru/text/180764.html

гражданство. (При оформлении документов Г. назвался Левоновым, с этой фамилией, иногда в варианте Леонов, он фигурирует в ряде работ по истории старообрядчества.) В 1841 г. во исполнение требования австр. властей Павел составил «Устав Белокриницкого монастыря». 6 июня документ был подписан старообрядцами, в т. ч. Г., к-рый в нем назван уставщиком. 4 июля 1841 г. после смещения с поста настоятеля Белокриницкого мон-ря Иоиля на эту должность был избран Г., утвержденный австр. властями. В 1844 и 1846 гг. он совершил поездки в Россию (побывал в Москве и С.-Петербурге), во время к-рых сообщал руководителям старообрядческих общин о предстоящей организации кафедры в Белой Кринице и собирал пожертвования. Под рук. Г. в 1845 г. Белокриницкая обитель была капитально отстроена: Покровская часовня перестроена в соборный храм, возведено неск. жилых и хозяйственных зданий. Находившиеся в это время в длительных поездках др. участники учреждения кафедры - иноки Павел и Алимпий (Милорадов) - состояли с Г. в переписке. 12 окт. 1846 г. Г. возглавил встречу в Белой Кринице митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . 27 окт. рассматривался вопрос о чиноприеме митрополита в старообрядчество, Г. высказывался за принятие 3-м чином - без совершения миропомазания, хотя не возражал и против принятия 2-м чином. Вскоре после присоединения Амвросия Г. был возведен им на священные степени: 3 нояб. поставлен иподиаконом, затем рукоположен во диакона, 8 нояб. рукоположен во иерея, 6 дек. возведен в сан архимандрита. В сер. янв. 1847 г. Г. отправился в Москву для информирования российских старообрядцев о присоединении митр. Амвросия и для сбора пожертвований. В соответствии с распоряжением имп. Николая I 12 марта 1847 г. о препятствовании сношениям между российскими и зарубежными старообрядцами за Г. было установлено наблюдение, о ходе к-рого докладывали императору. 28 мая 1847 г. Г. и сопровождавшие его лица на обратном пути из Москвы в Белую Криницу были арестованы и доставлены в С.-Петербург. Следствие, к-рое возглавлял И.

http://pravenc.ru/text/164861.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПИН (Самоварников) Андрей Алексеевич (2-я пол. XIX в., дер. Коровино Горбатовского у. Нижегородской губ.- 6.09.1918, с. Павлово Горбатовского у.), глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия (малого начала). Рано остался без отца, с 12 лет мастерил перочинные ножи (металлообработка была основным занятием местных жителей). Самостоятельно освоил азбуку, начал приобретать книги, посещал полемические собеседования между местными старообрядцами Белокриницкой иерархии и правосл. миссионерами. За активные выступления против последних был неоднократно судим и сослан на Кавказ. После издания имп. указов «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906) А. много сделал для упорядочения малоначального об-ва спасовцев, объезжал общины в Нижегородском крае, призывая их регистрироваться. Его стараниями были организованы общины в Сохтанке, Каменке, Богданове, Ичалках, Личадееве, М. Силине, Костянке, Кувалдине с общим числом старообрядцев в них более 9 тыс. А. являлся настоятелем общины во имя архистратига Михаила в с. Ворсма (закрыта в 1922) - важного центра спасовцев малого начала. 15 авг. 1906 г. в Н. Новгороде А. открыл 1-й съезд старообрядцев Спасова согласия (малоначальных). На съезде обсуждались вопросы: 1) о «вечности Христовой Церкви, священства и таинств», Спасово согласие как Церковь Христова; 2) «о Церкви Великороссийской и ее ересях»; 3) «о возможности обращаться к еретикам за таинствами»; 4) «о возможности простолюдинам совершать таинства и какие»; 5) «о чиноприеме от еретиков»; 6) об антихристе; 7) о мерах для поддержания согласия. А. выступал по всем вопросам. Во исполнение постановлений съезда и для руководства старообрядцами-спасовцами всей России было избрано Попечительное старообрядческое братство Спасова согласия, делопроизводителем к-рого был назначен А. Большое значение для жизни согласия имел выход в 1913 г. «трудами старообрядческого настоятеля А. А. Антипина» Потребника, к-рый до сих пор широко бытует среди староверов на Нижегородчине и в др. областях. Был опубликован ряд полемических бесед, в к-рых принимал участие А. Наиболее широко распространены «Беседы старообрядца Спасова согласия Василия Антипова Войкина с Андреем Алексеевичем Антипиным (он же и Самоварников) общества малого начала», посвященные чину принятия в об-ва малоначальников и большеначальников, а также иночеству. По этим вопросам внутри согласия шли споры: А. считал, что пострижение в монашество в сообществе христиан, не имеющем епископа, безблагодатно. В полемике с представителями Белокриницкого согласия А. утверждал, что «австрийское» священство не является «христопреданным», потому что имеет начальником не Христа, а митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , крещенного в Греческой Церкви обливательно, и существует Белокриницкая иерархия только с 1846 г.

http://pravenc.ru/text/115806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ [Белокриницкое согласие], условное наименование Русской православной старообрядческой Церкви (РПСЦ, до 1988 Древлеправославная Церковь Христова), к-рая в наст. время является наиболее крупным сообществом старообрядцев-поповцев и имеет епископат, ведущий свое начало от бывш. Босно-Сараевского (К-польский Патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . РПЦ не признает действительность епископата Б. и. РПСЦ состоит из 2 независимых друг от друга митрополий: Московской (центр в Москве, во главе с 1986 архиеп., с 1988 митр . Алимпий (Гусев) ) и Белокриницкой (центр в г. Брэила, Румыния, во главе с 1996 митр. Леонтий (Изотов) ). К 1 янв. 2001 г. в подчинении Московского митрополита, иерархическая власть к-рого распространяется на старообрядцев, проживающих на территории России и стран СНГ, находится 10 епархий: Московская, Киевская и всея Украины, Кишинёвская и всея Молдовы, Костромская и Ярославско-Архангельская, Клинцовско-Ржевская, Новосибирская и всея Сибири, Уссурийская и всего Дальн. Востока, Донская и Кавказская, Казанско-Вятская, Уральская,- к-рыми управляют 6 епископов. В РФ существуют 184 прихода, на Украине - 46, в Молдавии - 15, в Белоруссии - 2, в Казахстане и Киргизии - 4. В составе Московской митрополии действуют 2 мон-ря, осуществляют служение ок. 100 священников и диаконов (примерно половина из них рукоположены митр. Алимпием). В состав Белокриницкой митрополии входят 4 епархии: Браило-Тульчинская, Славская (архиепископия), Фрумосская, Австралийская и Американская,- в к-рых существуют 48 приходов: 40 - в Румынии, 1 - в Болгарии (на территории, до второй мировой войны принадлежавшей Румынии), 4 - в Австралии, 2 - в США и 1 - в Канаде. В Румынии действуют 4 мон-ря белокриницкого согласия (2 муж. и 2 жен.). Э. П. Р. Возникновение Б. и. Церковь в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище. Фотография.1990 г. Церковь в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище. Фотография.1990 г.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Погребен в общей могиле на Волынском кладбище г. Твери. 19 сент. 1999 г. Тверским и Кашинским архиеп. Виктором (Олейником) канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Научные взгляды Основные работы И. были посвящены вопросам истории старообрядчества и сектантства, каноническому, прежде всего брачному, праву. В общей сложности ему принадлежат до 70 статей, в т. ч. в энциклопедиях (ПБЭ, Гранат), рецензии и очерки. Сохранился также ряд его стихотворений послереволюционного периода. В работах по истории раскола («О сущности и причинах русского раскола», «Русский раскол и Вселенское Православие» и др.) И. полагал основной его причиной не социальные факторы, невежество народа и церковнослужителей или личную неприязнь к патриарху Никону (Минову) , а отрицание сторонниками старины преобразовательного движения, возникшего под влиянием знакомства с Западом, но ориентированного на греч. Восток. Они считали, что «русская жизнь во всех ее сторонах… есть нечто высшее», а греч. вера оказалась уже «испорчена» (О сущности и причинах рус. раскола. 1895. 5. С. 250-251). Укоренилось мнение, что одна Русская земля остается теперь верной хранительницей правосл. истины. И. рассматривал раскол как «протест религиозно-национального самосознания известной части русского народа против попытки подчинить его стороннему авторитету, в то время когда - по мнению русских людей - религиозный быт их достаточно сложился и окреп для того, чтобы громко заявить свои права на самостоятельность» (Там же. С. 267). По мнению И., «в двояком потемнении вселенской православной идеи - в пространстве и времени - выразился с полной ясностью начинавшийся процесс национализации веры и Церкви на Руси. Верный критерий Вселенского сознания подменился сомнительным признаком старины» (Рус. раскол и вселенское Православие. 1898. 4. С. 42, 44). Раскол, по его словам, превознес начало старины и национальности и от этих человеческих начал поставил в зависимость действия Божественной благодати. И. останавливался также на вопросе каноничности Белокриницкой иерархии, подчеркивая множественные нарушения церковных правил старообрядцами: самовольное оставление одной и занятие др. кафедры митр. Амвросием (Паппа-Георгополи) , к тому же при поддержке светской (австр.) власти, неканоничное миропомазание и прием в сущем сане. При этом он возражал против «фанатического предубеждения, отчужденности и озлобленности, которые так неуместны и нежелательны в отношениях православных людей к своим заблуждающимся братьям» (Обзор рус. журналов. 1902).

http://pravenc.ru/text/389319.html

Икона Божией Матери " Огневидная " . Нач. XIX в. (ВМНТ) Икона Божией Матери " Огневидная " . Нач. XIX в. (ВМНТ) Надежды на обретение полноты церковной иерархии у поповцев нашли отражение в старообрядческих изводах иконографии «Союзом любви связуемы апостолы» , являющей образ Церкви со своим Главой Христом. Эту иконографию иконописцы-старообрядцы обогатили рядом смысловых акцентов, создав собственную структуру образа. Так, апостолы соединены между собой и с Христом визант. плетенкой - символом духовного вервия. Текст тропаря внутри плетенки («            », глас 4) раскрывает духовный смысл образа: мистическое соединение Церкви Земной и Небесной со своим Главой. Жертвенный путь этого соединения выражен через крестоцентричную композицию, где Крест - средство спасения на пути к Богу. В центре композиции, как правило, представлен Христос Первосвященник в образе Ангела Великого Совета с восьмиконечным нимбом, в священнической ризе, в поручах и со скрещенными на груди руками; встречаются изображения Господа Вседержителя, «Спаса Благое Молчание», Распятия, Св. Троицы (ветхозаветной), а также Богоматери «Призри на смирение» в образе Невесты-Церкви, связанной узами единства и любви с коронующим Ее Женихом-Христом. Художественными средствами этот образ раскрывается через светоносную структуру цвета и света, золото полей и фона. Возникновение этой иконографии в 1-й пол.- сер. XIX в. в Белой Кринице не случайно, именно там в 1846 г. совершилось присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского митр. Амвросия (Паппа-Георгополи), и старообрядцы получили собственную иерархию. в XVIII в. появление на В. иконографии Богоматери «Огневидной» связано с осмыслением Ее образа как полноты Церкви. Эта идея соединена с темой божественного огня и выражена в иконе через символику красного цвета лика и одежд Богородицы. Цвет Воскресения Христова для образа Богоматери является наиболее адекватным воплощением обоженной нетленной плоти, соединившей земное и небесное и ставшей «Престолом огненным». Эта иконография связана с праздником Сретения Господня , отмечаемым в католич. Церкви как Богородичный (Очищение Марии) и известным в Польше и Юго-Зап. Руси под названиями «Огненная Мария», «Громница» (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1996. Кат. 60). У беспоповцев образ Богоматери «Огневидной» отсутствует; в РПЦ известен только в Своде чудотворных икон Богоматери.

http://pravenc.ru/text/158276.html

   001   002     003    004