Прощай, и если ты считаешь, что эта дидрахма вверена мне не бесплодно, если у тебя есть что-то еще, не усомнись вверить. 2 (Maur. 65). Амвросий Симилициану 68 1. Ты сообщил мне, что при чтении был озадачен: что именно означают слова о том, что Моисей, когда совершили священнодействие и заклали Господу спасительные жертвы, половину крови влил в наши, а другою половиной окропил жертвенник ( Исх. 24. 6 ). Но почему ты сомневаешься и спрашиваешь это у нас, в то время как сам ради веры и из жажды божественного познания объехал весь свет 69 и всю жизнь свою ежедневно в смене дней и ночей посвящаешь чтению, острым умом объемля все, что доступно пониманию, ибо даже и в философских книгах ты обычно видишь, насколько они отклонились от истины и насколько большинство из них пусты, так что в сочинениях этих писателей смысл исчез еще до того, как окончилась их жизнь? 2. Однако поскольку собирание слов, как и денег, приносит большую пользу и обещает огромный прибыток для общей пользы дела, не могу умолчать, с коль удивительно это разделение крови. Ибо часть ее, как представляется, обозначает нравственное учение премудрости, а часть – таинственное. 70 Та кровь, что собирается в чаши, означает нравственное учение, та, что изливается на алтарь, – таинственное; потому что божественным даром и неким вдохновением изливается она в человеческие души, чтобы они мыслили о Боге как подобает и исполнялись верою. 3. Наконец те, кто говорил о Его величии и о вещах пренебесных, – это или апостолы, или святые пророки, отважившиеся говорить об этом не иначе как получив божественное откровение. Поэтому и Павел в своем послании свидетельствовал, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12. 4 ), а также Стефан видел небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Дсин. 7. 56), а пророк Давид видел Его сидящего. 71 И что мне сказать о Моисее, о котором говорит Писание: Не восстал во Израиле пророк такой, как Моисей, который знал Господа 72 лицом к лицу по всем знамениям и чудесам, которые соделал Он в земле Египетской ( Втор. 34. 10–11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. — И хорошо сделала. Елей означает милость. «Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его» (Пс.102, 17), и «нет скудости у боящихся Его» (Пс.33, 10); и еще: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33, 20) (преп. Амвросий). Мужайся, и да крепится сердце твое. Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем Апостольских слов: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3, 12), если не по древне­му, различными муками, то по-новому, различным поношением. Но чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Ср.: Мф.5, 11—12). Если же еще по немощи нашей не можем... побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми, и покаемся. — Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели (преп. Амвро­сий). ...Знай, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры и бури, и сверх того неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии большей частью он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению (преп. Амвросий). ...Пишешь... что согласна бы жить в N.. если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Слова эти ясно показывают, что, хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь, везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

составитель Терещенко Т. Н. ВЛАСТЬ Видно, не устрашают вас словеса святого апостола Павла: Противляяйся власти повелению Божию противляется (ср.: Рим. 13, 2 ) 44 . И с таковым беззаконным вашим жительством никогда не возможете мир Божий иметь в душах ваших, а разве обручение геенны (прп. Лев, 30). Слава Богу, что N. обстоятельства поправляются. Жаль только безрассудно удалившихся. Впрочем, ежели они без призвания и произволения жили в обители, то хорошего ожидать от них невозможно было. Рано или поздно они должны были забунтовать и произвести возмущение, подобно современным нигилистам, которые не довольствуются тем, что сами не верят ни в Бога и ни во что святое, но и другим хотят делать зло и всячески усиливаются произвести общее возмущение восстанием своим против предержащей власти, тогда как в Слове Божием сказано: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение ( Рим. 13, 1–2 ) (прп. Амвросий, 1). Объясняешь безотрадное твое положение по причине постригающихся прежде тебя, по твоему мнению, и менее достойных. С одной стороны, жаль тебя, что ты так скорбишь, а с другой стороны, я считаю это дело и промыслительным для тебя, чтобы ты после снисходительно думала о имеющих находиться в подобном положении и по опыту знала, как горько такое положение, и здраво об этом судила и рассуждала. Верховным апостолам попущено было искушение: Петру отречение от Христа, а Павлу гонение на христиан, чтобы после милостивы были к согрешающим. Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются только через одних людей, без участия Промысла Божия. Кроме властей земных на земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святой, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий. Держись за эту мысль, и ты успокоишься, молясь за тех, на кого скорбишь и кого презираешь (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Жив Господь Бог мой, и жива будет душа моя; а ты знай, что над всеми владыками есть Вышний Владыка (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПРАЗДНИК Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (прп. Антоний, 20). Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушено тебе было от врага. В этот день одни только противники плачут, верные же все радуются (прп. Иларион, 20). По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т.п., то к вечеру можно поработать (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Святой апостол Павел пишет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5, 25–26 ). И паки: Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти ( Гал. 5, 16 ). И паки: Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ). Апостольские слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями (прп. Амвросий, 2, ч. 2). По праздникам не следует работать; довольно будних дней (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. И все еще твержу: празднуй в разуме сей великий праздник… ибо празднование в разуме от празднования видимого, черствого отстоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот даже если бы и желал согрешить – не согрешит. А празднующий внешне – хотя и не мало охраняется блеском торжеств от падений, но не причастен оным (прп. Анатолий, 18). Христос воскресе! Со светлым и радостным днем поздравляю тебя… Желаю тебе праздновать свято, мирно, благоговейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувствуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СТРАХ БОЖИЙ Враги наши бодры, бессонны, бесплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надо от нападения их заключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и смирения, то нужен и страх Божий, ибо страх Господень отводит от зла ( Притч. 16, 6 ), нужны иногда и поползновения, к познанию своей немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами неуловимое, а через падения и познаем, что их предварила гордость (прп. Макарий, 20). Знайте же, что поползновения обуздывают нашу самолюбивую часть, показывают нам нашу нищету и худость, только не смущайтесь во оных и не теряйте душевного мира, а принимайтесь за дело покаяния и добродетели. Смущением же вашим враг веселится и, наводя отчаяние, отвращает от добродетелей. Не давайте ему порадоваться вами (прп. Макарий, 20). Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и паче меры не обнадеживался. Ежели святым людям повелевает пророк Давид, глаголя: Бойтесь Господа, все святые Его ( Пс. 33, 10 ), то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божии, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью буией. Не без причины апостол возражает, глаголя: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает… Силен Бог восставить его ( Рим. 14, 4 ) (прп. Амвросий, 1). Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих – и чтобы делать все по совести (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Трудно найти слова для достойной похвалы митрополиту Амвросию, столь велик его подвиг. В истории Церкви этот святитель навсегда останется одним из выдающихся пастырей словесных овец Христовых, истинным подражателем и учеником начального Пастыря Icyca Христа. Святитель Амвросий во всем повиновался евангельскому гласу и совершенно исполнил слова Спасителя: «Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец» (Евангелие от Иоанна 10, 11-15). Таковым пастырем добрым был и святитель Амвросий. Ничто не могло отлучить митрополита от паствы, вверенной ему Самим Господом. Ибо в его сердце горел огонь чистой Христовой любви, которую так разъяснил нам апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией? Скорбь или теснота? Или гонение? Или голод? Или нагота? Или опасность? Или меч?» (Римлянам 8, 35). Равноапостольный подвиг служения Церкви принял на себя святой Авросий. Ни злоба сильных мира сего, ни клевета еретиков, ни тягостная ссылка, ни смертельная болезнь не отлучили его от Христовой Церкви. До последнего часа он не преставал молиться и думать о Ней. И Церковь не забыла своего доброго пастыря. 10 лет назад, в 1996 году на Всемирном Старообрядческом Соборе Митрополит Амвросий был прославлен в лике угодников Божиих, как истинный святитель Христов и исповедник древлего православия. Но, говоря об этом великом святителе, невозможно умолчать о его верных соратниках и спутниках, благочестивых иноках Павле (Великодворском) и Алимпии (Звереве). Господу было угодно сделать этих верных сынов русской земли органами Святого Духа и златоковаными трубами истины. Ведь именно через них Господь обратился к митрополиту Амвросию, призвав его вернуться в Церковь. Подобно тому, как утренняя звезда являет восход солнца, эти богоизбранные иноки приуготовили всему миру явление истинного святителя Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/142599.htm...

Цель... православных, при исполнении заповедей Божиих... — видеть свои недостатки, познавать свою немощь, и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину. Смирение же и при неисправности человека очень ему помогает, как это показывает Сам Господь в Евангелии чрез притчу о фарисее и мытаре. И в другом месте, убеждая нас к смирению, Господь сказал: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Когда так должно смиряться исполняющим заповеди Божий, то кольми паче потребно и необходимо нарушающим заповеди Божий (преп. Амвросий). Апостол говорит: «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1, 28). То есть что годится для мира, Господь избирает для Себя и не требует великих способностей, а говорит Своим неспособным: только терпите свою неспособность, а не малодушествуйте, уповая на милость и благость Божию. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), глаголет Он в Святом Евангелии; и означил целый ряд блаженных обителей для неспособных для мира. Первая обитель — нищих духом, то есть смиряющихся перед Богом и перед людьми ради своей неспособности. Вторая блаженная обитель — плачущих о грехах своих. Третья обитель — кротких, подавляющих в себе самолюбивые претензии и удерживающих себя от гнева на других, оставляя всякие причины и поводы (преп. Амвросий). ...Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место, а уже сзади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, да в том же стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, есть ли в нас залог истинного смирения. Святой Иоанн Лествичник пишет: «иное есть возноситься, иное — не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй, хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает» (Степень 25, отд. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову святого Аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10. Да умрет душа моя среди душ их ( Числ. 23. 10 ), умрет для этой телесной жизни, чтобы среди душ праведных ( Числ. 23. 10 ) стяжать благодать жизни той, вечной. 777 Здесь уже открыто величие небесного таинства святого Крещения, чрез действие которого люди умирают для древнего греха и для дел неправедных, чтобы в обновленной жизни ( Рим. 6. 4 ), преобразившись в уделе праведных, воскреснуть с их нравственными достоинствами. И что удивительного, если люди умирают для греха, чтобы жить для Бога? 778 11. Слыша это, Валак вознегодовал и сказал: Я привел тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты благословляешь ( Числ. 23. 11 )! А тот ответил: Поношение терплю из-за того, чего не ведаю, ибо я ничего не говорю от себя, но, как кимвал звучащий, 779 издаю звук. 780 И когда его стали водить с места на место, 781 он вновь, желая проклясть, благословлял: Нет бедствия в Иакове, и нет несчастья ( Числ. 23. 21 ), Бог защищает этот народ. И затем приказывает приготовить семь жертвенников и жертвоприношения. Конечно, он должен был просто уйти, но в слабости ума своего и переменчивости суждения полагал, что может отклонить волю Божию. Пребывая в исступлении ума, он желал одного, а говорил другое. 12. Как прекрасны, – изрек он, – жилища твои, воинство еврейское! Шатры твои расстилаются как рощи тенистые, как сады при реке, как кедр у воды. Выйдет человек из Иакова и будет властвовать над множеством племен, и возвысится царство его ( Числ. 24. 5–7 ), и на земле распространит он владычество свое на Египет. 782 Благословляющий его благословен, и проклинающий его проклят ( Числ. 24. 9 ). Так о ком же говорит Бог и кого Он благословляет, как не народ Христов, в самую сердцевину которого снизошло слово Божие, до разделения души, составов и мозгов ( Евр. 4. 12 )? И Валаам стяжал бы благодать Господню, если бы благословил его по собственной воле и собственным чувством. Но так как душа злая связана своими помышлениями, а тайны духа обличаются, выходя на поверхность, поэтому истинное его лицо раскрывается в последующих кознях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

10 . Имеющий эту любовь, ничего не боится, ибо любовь прочь изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 ), и потому, отложив и совлекши страх, всё терпит, всё переносит ( 1Кор. 13:7 ). Тот, кто благодаря любви всё переносит, не может бояться мученичества. И потому апостол, как победитель, говорит в конце: Для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ). Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим. 67 (Maur. 80). Амвросий 142 1 . Ты услышал, брат, евангельское чтение, в котором рассказывалось, как Господь Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения ( Ин. 9:1 ). Мимо него счел невозможным пройти Господь, поэтому и мы не должны обойти вниманием того, кто был слепорожденным. 2 . Это упомянуто особо – ведь бывает слепота, которая происходит от болезни, помутняюшей зрение, но она проходит со временем; бывает слепота, которая происходит от излияния жидкости, и она также, если устранить ее причину, в основном лечится при помощи искусства медицины. Упомянуто же это, чтобы ты знал, что исцеление того, кто слеп от рождения, совершилось не искусством, но могуществом божьим. Ибо Господь даровал здравие, а не применил лечение; ибо Господь Иисус исцелил тех, кому никто не мог помочь. 3 . Насколько глупы иудеи, объясняющие телесные немощи бременем грехов, вопрошая: Кто согрешил, он или родители его? ( Ин. 9:2 ). Потому Господь говорит: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин. 9:3 ). То, чего недоставало по природе, может возместить Творец, Создатель природы. Поэтому Он прибавляет: Доколе Я в мире, Я свет этому миру ( Ин. 9:5 ), – то есть «все слепые могут обрести зрение, если попросят света у Меня». Приступите и вы и просветитесь, чтобы обрести способность видеть 143 . 4 . Он Своею волей даровал жизнь, Своим словом даровал спасение. Он сказал мертвому: Иди вон! ( Ин. 11:44 ), – и вышел Лазарь из гробницы. Он сказал расслабленному: Встань, возьми постель твою ( Мк. 2:11 ), – и встал расслабленный и сам понес свою постель, на которой носили его, неподвижного членами. Что означает Его действие? Он плюнул и сделал брение и помазал очи слепого и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и начал видеть ( Ин. 9:7 ). Какой в этом смысл? Смысл, если не ошибаюсь, великий: больше видит тот, кого касается Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

11. Следовательно, если уж небесные творения и силы сносят рабство тлению ( Рим. 8. 21 ), но в надежде, чтобы впоследствии радоваться за нас и с нами, то и мы в страданиях века сего будем утешаться надеждой и чаянием будущей славы. 672 Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим. 22 (Maur. 35). Амвросий Оронциану 1. В предыдущем письме был дан ответ на твой вопрос, это же часть моего ответа, которая не отменяет, но дополняет предыдущее письмо. Ибо, когда я вспомнил его заключение, признаюсь, мое внимание привлекло добавленное апостолом слово «вся»: ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает ( Рим. 8. 22 ), в то время как чуть выше он сказал без добавления: тварь покорилась суете ( Рим. 8. 20 ), таким образом, он сказал не «вся тварь покорилась», но «тварь покорилась». И еще говорит: что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению ( Рим. 8. 20 ). А в третий раз он добавил, что вся тварь стенает ( Рим. 8. 23 ). 2. Что, по-твоему, означает это добавление, если не то, что не вся тварь покорилась суете и что не вся она суете покорилась, не вся освобождена будет от рабства тлению ( Рим. 8. 20–21 )? Ибо зачем освобождаться от рабства тому, что было непричастно и неподвластно суете и тлению? Однако вся тварь стенает – не о своем, но о нашем страдании – и, может быть, в муках рождает ( Рим. 8. 22 ) дух спасения, дух сладости, ожидая усыновления, чтобы стяжать общую радость и ликование об искуплении человеческого рода. Или из-за любви стенает вся тварь о нашем страдании, или же из-за того, что это часть тела, глава которого – Христос. 673 Но так ли это, как мы сказали, или апостол просто сказал, что вся тварь, покорившаяся, стенает и мучается, – понимай, как хочешь. 674 3. Сейчас поразмыслим о том, что он добавил: И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8. 23 ). Что такое усыновление, показано на предыдущей странице и потому, ради того чтобы понять его смысл, надо вернуться на предыдущую страницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010