Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и, прежде всего, требует глубокого смирения перед Богом и перед людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближнего, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ты должна иметь любовь, а любовь с крылами: с одной стороны – смирение, а с другой – милостыня и всякое снисхождение к ближнему (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту 24 желает спасения 1. Ты подал мне прекрасную мысль, брат: направить рассуждения в письмах и беседы с отсутствующими на истолкование небесного пророчества, – спросив меня, что означает та дидрахма, половину которой еврею предписано приносить во искупление души своей. 25 Ибо что еще так объединяет людей, как не разговор о предметах божественных? 2. Половина же дидрахмы – это драхма, а искупление души – вера. Итак, вера – это потерянная драхма, которую та евангельская жена, как мы читаем, прилежно ищет, возжегши светильник и подметая дом свой, и, если найдет, созывает подруг и соседок, прося порадоваться вместе с ней, потому что она нашла драхму, которую потеряла. 26 Ибо великий это ущерб для души, если кто потеряет веру или благодать, которую приобрел себе ценою веры. Так что и ты зажги светильник твой, потому что светильник твой – это око 27 твое, то есть, надо понимать, внутреннее око твоего ума. Зажги этот светильник, который принял духовный елей и светит в доме твоем 28 . Ищи драхму, искупление души твоей, которую кто потеряет, тот приходит в смятение, а кто найдет, радуется. 3. Искупление души – это также и милосердие. Ведь искупление души человека – его богатство ( Притч. 13. 8 ), от которого, конечно, проистекает милосердие, помощь бедным из своих средств. Следовательно, вера – благодать, милосердие – искупление души, которое приобретается за драхму, то есть за полную стоимость наибольшей суммы. Ведь так написано, где Господь говорит Моисею: Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при смотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу, и не будет у них ошибки при смотре их. И вот что они дадут, сколько их придет на смотр, половину дидрахмы, то есть по дидрахме священной: двадцать оболов – дидрахма, а половина дидрахмы – приношение Господу. Всякий, приходящий на смотр, от двадцати лет и выше, даст приношение Господу. Кто богат, дает не больше, кто беден, не меньше половины дидрахмы, когда будут давать приношение Господу для выкупа душ своих. И ты возьмешь деньги приношения от сынов Израилевых и отдашь их на служение скинии завета; и будет это для сынов Израилевых законной памятью пред Господом, для искупления душ ваших ( Исх. 30. 12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Мы всё поставили в своей жизни вверх ногами» 21.11.2016 11:50:34 Архимандрит Амвросий (Юрасов) Архимандрит Амвросий (Юрасов), основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы радиослушателей. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/26/21-02.html Иеродиакон Елеазар (Титов): –  Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его и это все приложится вам». (Мф. 6, 33)  Порою человеку бывает трудно исполнить эту заповедь потому что он считает, что если все выпустит из рук,  не будет контролировать, заботиться, все развалится. В другом месте в Евангелии сказано: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34)  – то есть Господь нам говорит, что не нужно чрезмерно планировать. Как рассудить правильно? Как понять эти слова Спасителя? Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь сказал это 2000 лет назад, но и сейчас все остается в силе. Мы должны искать, прежде всего, Царства Божьего и правды Его. Допустим, человеку 15-20 лет, если он поставит духовное на первое место – это прекрасно. Почему? Потому что мы – не только плотские люди, но и духовные. Самое главное у нас – не тело, а душа. Тело – только одежда нашей души. Большинство людей вроде бы не отрицают Бога, а все равно, к чему они стремятся? Только к одному – все для плоти, для земной жизни, а для души, порой, ничего нет: ни молитвы, ни поста, ни смирения, ни целомудрия, ни кротости – ничего. И служения Богу тоже нет. Вот это и плохо. Мы можем прямо сказать, что мы всё поставили в своей жизни вверх ногами. Я помню слова Христа, Он говорил: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 19). Когда я это прочитал, то стал думать: «Что же я получил?» Вспоминаю: оказывается, 250 гектаров земли и много отцов – священников, матерей, братьев и сестер – монахов, и друзей и множество келий – больше 100 и в любой из них можно жить. То, что сказал Господь, остается в силе. Он дает нам все необходимое для жизни. Но на первом месте должно быть спасение души.

http://radonezh.ru/text/my-vs-postavili-...

Напрасно вы приняли к сердцу мои замечания; я написал просто, что находил нужным высказать. Неудовольствия тут никакого не было ни на волос. Неправильно вам советовали, чтобы наставнику писать под влиянием чувства действующего; иное дело с другими людьми, а наставнику должно описывать действия обсуженные, особенно ошибки свои, или действия гнева, или вообще движения ветхого человека и оскорбления самолюбия (прп. Амвросий, 1). Святой апостол Павел говорит: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12, 14 ). И паки: сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1, 11–13 ). Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир, и единодушие, и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание как делящихся, так и не делящихся и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещевают всех к взаимной любви (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь (прп. Амвросий, 3, ч. 2). С духовными [чадами] твоими да поможет тебе Господь умудряться. Больше к смирению склоняй и к сознанию [греховности]. Можно и понести немощи их и неисправности, потому что не сразу все делается, а с трудом и терпением. Но от сплетен старайся отучать, чтобы говорили о себе, о своих немощах, а не других осуждали. Обижаться на тебя за то, что с другими лучше обращаешься, никто не должен. Это не ихнее дело. А то можно таких обидливых и не принимать некоторое время, да исправятся в мыслях. И очень потрафлять 189 им нет надобности (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ненавидящие Сион, устыдитесь Господа:/ибо вы будете иссушены,/как трава огнем. Слава, и ныне: Святым Духом/всяка душа живится,/и чистотою возвышается,/светлеется Троическим Единством священнотайне. Слава, и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется/и очищением возвышается,/в священной тайне просветляется/Троическим Единством. Прокимен, глас 4 Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне. Пс 115:6, 3 Другий прокимен: Всякое дыхание/да хвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его. Второй прокимен: Всё, что дышит,/да восхвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. Пс 150:6, 1 Евангелие от Матфея, зачало 43 Рече Господь Своим учеником: вся Мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Сказал Господь Своим ученикам: Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко. Мф 11:27–30 По 50м псалме Слава: Молитвами преподобнаго отца нашего Амвросия,/Милостиве, очисти/множества согрешений наших. Слава: По молитвам преподобного отца нашего Амвросия,/Милостивый, изгладь/множество согрешений наших. И ныне: Молитвами Богородицы,/Милостиве, очисти/множества согрешений наших. И ныне: По молитвам Богородицы,/Милостивый, изгладь/множество согрешений наших. Таже, глас 6: Помилуй мя, Боже,/по велицей милости Твоей/и по множеству щедрот Твоих/очисти беззаконие мое.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

«Ну бывает, человек заболел или с работы его уволили, – объясняет мне батюшкин духовный сын, священник. – До этого он в церкви или где-то там в монастыре был нужный человек, его принимали как духовное чадо. А оказался без денег, здоровья нет – и до свидания! Вот этот «Аксиос» (как называл его о. Павел и повторял при этом: «Аксиос – это истинно!») и принимал таких брошенных чад, чтобы не остались без духовного окормления». «В Церкви – как в миру», – много раз слышала я от разных людей. В Верхне-Никульском напомнили мне такую историю из жизни оптинских старцев. Преподобный Амвросий Оптинский , когда приехал к нему царь, сказал: – Государь, на тебе лежит ответственность воспитывать народ. – А как же Церковь ? – возразил Государь. – Церковь из мира, – ответил старец. – Как в миру, так и в Церкви. Желая узнать, что думает преподобный Амвросий о будущем, царь спросил его: – Как миряне будут жить? – Как скоты, – ответил Амвросий. – А монахи? – Как миряне. Кажется, наше время вполне исполнило пророчество преподобного оптинского старца Амвросия. «Мы ведь все из мира, – признался один священник. – И все мирские пороки несем с собой в церковь . Да еще искушения у алтаря начинаются». «Воры не идут туда, где солома и мякина, а туда, где золото и драгоценные камни», – записано в тетрадях о. Павла. Так и в духовной жизни – где более святость и благодать, там жди особо яростных нападений бесовских. «Чадо мое! Аще хочеши Господу Богу служити, приуготовь душу свою ко искушениям и потерпи», – предупреждал ученик Христов апостол Павел. И повторял, что только «любовь побеждает всё»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Обычные немощи человеческие: младшие толкуют про старших, а старшие про младших, и все мы забываем Апостольский совет или, вернее, заповедь: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших» (Кол. 3, 12—13). Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его, т. е. Божие, и Апостол пишет: «пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин.4,16). «Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не зави­дит, не превозносится, не гордится» (то есть не уничижает никого), «не бесчинствует, не ищет своих си, не мыслит, и не помнит зла, всех любит» (то есть покрывает всех немощи и недостатки), «вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 4—5, 7—8) (преп. Амвросий). ...Никого презирать не следует. Мы не знаем, — какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: вздохнут и рекут, како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих (прей. Амвросий). Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи, один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в первоначальном правиле арифметики слагается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху и внизу, с какою-либо преградою посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и сверх того будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «Со святыми упокой». Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление, или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: Нет мира в костях моих от грехов моих ( Пс. 37, 4 ). И праведный Иов взывал: Не искушение ли есть человеку житие сие (ср. Иов 7, 1 )? А мы все путаемся на том, нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедший грешные спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (ср. Мф. 7, 14 ). Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 28– 29 ). И тогда иго Мое будет для вас благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11, 30 ). Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение – на все победа (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святого изреченные через пророка Давида: Уповай на Господа и делай добро, и населяй землю и воспользуешься богатством ее. Утешайся Господом, и Он для тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой Господу путь свой, и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его ( Пс. 36, 3–7 ). Псаломские слова населяй землю и воспользуешься богатством ее относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. Покорись Господу и моли Его – означает: всячески старайся жить по евангельским заповедям Божиим и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. Утешайся Господом – означает: не находи ни в чем ином утешения, как в Законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118, 165 ). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете ( Лк. 6, 37 ). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие (прп. Амвросий, 1). Всеблагой Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, имиже приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысел Божий укажет место, как сказано в псалмах: На всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа! ( Пс. 102, 22 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 1). Убеждаю поверить... евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ). И паки: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7, 21 ). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7 , (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прочитай «Живый в помощи Вышняго» (см. Пс. 90 ), да и иди прощение проси на кого немирна (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о евангельских словах Самого Господа: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5, 39 ). То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом или пред людьми и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша паки Господа, глаголющего: если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их от сердец ваших... (см. Мф. 6, 14–15 ). Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует Слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: Усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией ( Рим. 10, 3 ). Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. Не вотще сказано в псалмах: Ищи мира и стремись к нему ( Пс. 33, 15 ) (прп. Амвросий, 20). Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения (прп. Анатолий, 18). Спрашиваешь, просить ли у Магд. прощения? Конечно, если в чем против нее провинилась! А если она ворчит без твоей вины, в чем же ты будешь извиняться? Если безвинно сердится, то пусть ее. А с тебя достаточно, если потерпишь ее немощь (прп. Анатолий, 18). Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично – то же, что орех разгрызть (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010