Так вначале юты и германцы получили себе во владение часть Галлии. После этою германцы по мере роста их силы стали пренебрежительно относиться к Теодориху и, перестав бояться его, двинулись войной на Алариха и визиготов. Узнав об этом, Аларих со всей поспешностью вызвал па помощь Теодориха. Он двинулся ему на помощь с большим войском. В это время визиготы, услыхав, что германцы стали лагерем около города Каркасианы, двинулись им навстречу и, устроив там лагерь, держались спокойно. Когда у них прошло долгое время в таком ожидании, они стали выходить из себя и негодовать, так как их страна опустошалась неприятелями. В конце концов они стали оскорблять Алариха, говоря ему неприятные речи по поводу его страха перед врагами и порицая медлительность его тестя. Они утверждали, что они равны силами и мужеством неприятелю и очень легко в бою и одни победят германцев. Поэтому Аларих был принужден вступить в сражение, хотя готы еще не пришли к ним на помощь. Германцы в этом сражении оказались сильнее, и они убили очень многих из визиготов и самого их короля Алариха. Овладев большей частью Галлии, они усиленно стали осаждать Каркасиану, так как они услыхали, что там находятся царские сокровища, которые в прежнее время взял Аларих старший, ограбив Рим. В числе их были драгоценности иудейского царя Соломона, в высшей степени удивительные по виду. Большинство из них было украшено драгоценным камнем смарагда; их в древние времена римляне взяли в Иерусалиме. Оставшиеся в живых визиготы выбрали себе королем Гизелиха, побочного сына Алариха, так как Амаларих, его сын от дочери Теодориха, был еще совсем маленьким ребенком. Но затем, испугавшись прибытия Теодориха с готским войском, германцы сняли осаду Каркасианы. Удалившись оттуда, они подчинили своей власти земли Галлии, лежащие по ту сторону Роны и обращенные к океану. Не имея возможности изгнать их оттуда, Теодорих разрешил им владеть ими, сам же он сохранил за собой обладание остальной Галлией. Устранив с пути Гизелиха, он всю власть над визиготами передал своему внуку по дочери, Амалариху, а так как он был еще маленьким мальчиком, то опекунство над ним он взял на себя. Взяв все сокровища, которые хранились в Каркасиане, он быстро вернулся в Равенну. Посылая в Галлию и Испанию начальников и войска, Теодорих работал над тем, чтобы предусмотрительно закрепить за собой навсегда власть над этими странами. На тамошних начальников он наложил определенные подати, которые они должны были ему посылать. Получая их каждый год, чтобы не показаться корыстолюбивым, он посылал войску готов и визиготов ежегодные подарки (донативы). Поэтому с течением времени готы и визиготы, будучи управляемы одним вождем и живя в одной стране, заключая взаимные браки между своими детьми, смешались и стали одним народом благодаря таким родственным отношениям.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

29. После этого Хильдеберт отправился в Испанию 443 . Когда он вместе с Хлотарем вторгся в эту страну, их войска окружили город Сарагосу и осадили его. Но осажденные со смирением обратились к Богу. Надев власяницы, воздерживаясь от пищи и питья, ходили они вокруг городской стены с пением псалмов и с туникой блаженного Винценция-мученика. Женщины, накинув черные покрывала, распустив волосы и посыпав их пеплом, следовали за ними с плачем, так что можно было подумать, что они оплакивают мужей. И все [жители] этой местности возложили такую надежду на милосердие Господне, что там говорили, что они постились, как ниневитяне 444 , и считали, что их молитвы непременно умилостивят Господа. Между тем осаждающие, не понимая, что делают осажденные, и видя, что те ходят таким образом вокруг стен, думали, что они совершают какое-то колдовство. Тогда они схватили одного простого горожанина и спросили его, что означает то, что они делают. Тот ответил: «Они носят тунику блаженного Винценция и молят у нее, чтобы Господь сжалился над ними». Испуганные этим, франки отошли от города 445 . Однако, завоевав большую часть Испании, они вернулись в Галлию со значительной добычей 446 . 30. После Амалариха королем в Испании был провозглашен Теода 447 . После того как его убили, на королевский трон возвели Теодегизила 448 . Однажды, когда он пировал со своими друзьями и от души веселился, внезапно погасли светильники, и он погиб, возлежа за столом 449 , от меча своих недругов. После него королевскую власть получил Агила 450 . Ведь готы усвоили ужасный обычай, что если кто-либо из королей им не нравился, они предавали его мечу 451 и ставили королем того, кто им был по душе. 31. Теодорих, король Италии, был женат на сестре короля Хлодвига 452 и после своей смерти 453 оставил жену с малолетней дочкой. Когда же дочь стала взрослой 454 , она по своему легкомыслию пренебрегла советом матери, прочившей ей в женихи королевского сына, выбрала себе своего слугу по имени Трагвилан и сбежала с ним в город, где бы она могла найти защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Интерес этот, конечно, во все времена должен был быть высок. Можно, впрочем, согласиться с тем, что в данную эпоху на Западе литургия становится предметом особого внимания богословской литературы. К IX в. относятся толкования Амалария и Флора диакона. Сам Пасхазий написал свой трактат по просьбе ученика Варина, аббата ново-корбейского монастыря, испрашивавшего, вероятно, такое сочинение с катехизическими целями. Но, само собою разумеется, что повышенный интерес к литургическому истолкованию еще не может объяснить происхождения евхаристического спора. Далее Naegle придает большое значение в смысле создания почвы для евхаристических исследований определению 7-го вселенск. собора, внесенному в Libri Carolini, о котором речь шла у нас выше. Но на это определение не ссылается ни Пасхазий, ни оперируют с ним другие участники спора. Если Пасхазий говорит его языком, то он рассуждает применительно к учению Амвросия. Искусственно устанавливаемой причиной у Naegle является также христологический, будто, характер тех проблем, какие ставила богословская мысль каролингского времени и естественный переход от этих проблем к вопросу о таинстве евхаристии. Naegle в подтверждение своей мысли может сослаться только на адопцианское движение предшествующей эпохи. Христологический характер спора de partu virginis устанавливается, конечно, только с натяжками. Спор о предопределении тоже не может быть отнесен к христологическим проблемам. – За многочисленными причинами, вызвавшими первый евхаристический спор, у Naegle ускользает главное – именно, свойство того святоотеческого материала (resp. творений Августина), какой был в распоряжении участников первого евхаристического спора и какой мог, и даже должен был, привести к разногласиям. По последнему вопросу у Naegle лишь беглые заметки, не нашедшие приложения при дальнейшем раскрытии евхаристического спора, так как полемику между Пасхазием, Рабаном и Ратрамном Naegle склонен выводить из неправомыслия Скота Эригены и распространения грубо-чувственных воззрений на таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Corpus Christi et sanguis, postquam consumitur, et in secessum emittittur more aliorum ciborum, iterum redeunt in naturam pristinam, quam habuerant antequam in altari consecrarentur (Mon. Germ. hist, Ер. V, 513). Вопрос Герибальда как будто предуказывает для евхаристического вещества какую-то особую чудесную судьбу. Речь идет о возвращении телу и крови их прежнего вида, т. е. освобождении их от оболочек хлеба и вина. Но при такой плоскости воззрений Герибальда как можно было поднимать речь о сецессе, какому могут подвергнуться евхаристические тело и кровь? У Герибальда получилось удивительно нелепое и бессмысленное сочетание возможностей. Надобно обратить внимание, что вопрос Герибальда нам известен не непосредственно от него, а в передаче Рабана, который держится августиновской точки зрения и который вопросу Герибальда (склонного к иному пониманию евхаристической перемены, как внешне более чудесной) мог придать такую формулировку или так его распространить, что абсурдность его становилась очевидной 295 . Во всяком случае, Герибальда приходится винить не за то, что он разделяет стеркоранистические воззрения, а за то, что вопрос его получил такую стеркоранистическую окраску. Католические богословы, впрочем, не считают Амалария и Герибальда стеркоранистами, а ссылаются на указанные письма в подтверждение того, как взгляды века были близки к слиянию евхаристических тела и крови с видами. Таким образом, определенных представителей стеркоранизма назвать трудно. Тем более представляется сомнительным существование богословской доктрины с указанным содержанием, что не скрывается иногда и теми католическими учеными, которые в Ратрамне видят противника, главным образом, стеркоранистов 296 . Но, если даже допустить невероятное, что стеркоранизм, как определенная богословская доктрина, существовал, если он имел в своей основе ту идеологию, что тело и кровь Христовы становятся всецело хлебом и вином, то все-таки придется признать в изложении этого учения Ратрамном известное перетолкование, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ORDINES ROMANI [Лат. Римские чинопоследования], принятое в литургике наименование раннесредневек. уставных указаний для совершения мессы и др. таинств по римскому обряду . Название введено в научный оборот 1-м издателем Г. Кассандром ( Cassander G. Ordo Romanus de officio missae... Coloniae Agrippinae, 1561). В рукописях сами сборники не имеют общего заглавия, а входящие в их состав чинопоследования всегда называются по-разному: наряду с ordo используются термины «capitulare», «breviarium», «instructio», но чаще всего описательные конструкции, начинающиеся с De или Quomodo (лат. «О [том, как]…» или «Каким образом [совершается]…»). Амаларий Мецский, ссылаясь на O. R., использует выражение «римское чинопоследование» всегда в ед. ч. ( Amalar. Ord. antiphon. LII 1). Изучение O. R. имеет огромное значение, т. к. ранние литургические книги содержат в основном только тексты изменяемых молитв и песнопений при минимальном количестве рубрик; обрядовые же действия священнослужителей в них не описываются, что не позволяет реконструировать богослужение в полном объеме. Благодаря тому что в O. R. тексты молитв и песнопений отмечены инципитами, разные литургические книги могут быть соотнесены друг с другом. Однако, как именно на практике использовались O. R., неизвестно: одни исследователи считают их просто своего рода учебниками по литургике, памятками или примерными образцами, другие видят в них полноценные уставы, обязательные к исполнению. Издания Кассандра, а затем М. Хитторпа ( Hittorp M. De divinis catholicae Ecclesiae officiis et mysteriis. Coloniae Agrippinae, 1568) базировались на поздних интерполированных рукописях. Первым значительную часть аутентичных древних чинов из корпуса O. R. издал Ж. Мабильон (Мабийон) ( Mabillon J. Antiqui libri Rituales//Museum Italicum. Lutetiae Parisiorum, 1689. T. 2. P. 1-548=PL. 78. Col. 851-1406). Всего им было издано 15 чинопоследований. При издании древних O. R. он опирался на рукописи St. Gallen. 140 (X в.); Paris. lat. 2399 (XI в.); Vat. Palat. lat. 487 (долгое время эту рукопись датировали IX в., однако Б. Бишофф передатировал ее рубежом VIII и IX вв., что делает ее одним из самых ранних источников). Однако часть опубликованных текстов относится к более поздней эпохе (литургические разделы Liber politicus каноника Бенедикта и Liber Censuum камерария Ченчо Савелли (буд. папа Римский Гонорий III ), а также более поздние папские Церемониалы). После Мабильона отдельные чины из O. R. издавали Ф. Бьянкини, М. Герберт, Ж. Б. де Росси, Ф. Пробст, Л. Дюшен, К. Сильва-Тарука и др.

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Впрочем, пятнадцать лет спустя тот же «непререкаемый авторитет» в произведении «Contra Duas Epistulas Pelagianorum», датируемом 419/420 г. 5 , указывает и на иного автора «Комментариев» – Илария 6 , видимо ошибочно ассоциируя автора со свт. Иларием Пиктавийским . Таким образом, считается общепризнанным, что блж. Августин был знаком с «Комментариями» и считал их автором св. Илария, очевидно, Пиктавийского. Впрочем, это не означает, что св. Августин имел на руках весь корпус Амвросиаста . На это указывает Бернард Лиминг (Bernard Leeming), говоря, что в произведениях Амвросиаста содержится много антипелагианских идей и никакая из них, кроме одной, не используется блж. Августином 7 . А. К. де Вир (A. K. de Veer) также отмечает, что цитация св. Августина неточна, на основании чего исследователь заключает, что последний, скорее всего, пользуется не полным манус-криптом «Комментариев», а некой флорилегией, которая является списком третьей авторской редакции памятника 8 . Последнее мнение представляется не точным: можно показать, что цитация блж. Августина следует за второй редакцией произведения Амвросиаста 9 . Есть основания полагать, что с произведениями Амвросиаста были знакомы и другие древние писатели, в частности блж. Иероним 10 и Пелагий 11 , однако они никак не обсуждают тайну принадлежности «Комментариев». Следующим по времени автором, высказывающим своё мнение по поводу принадлежности «Комментариев», является Флавий Магн Аврелий Кассиодор Сенатор. В своих «Institutiones» он сообщает, что св. Амвросий написал комментарии на все послания апостола Павла, однако Кассиодор сетует, что не имеет возможности ознакомиться с самим произведением, хотя усердно ищет его 12 . Цитация более поздними авторами и рукописная традиция Амвросиаста довольно часто цитируют авторы последующей латинской литературной традиции, считая его свт. Амвросием. Исследователь Хенрик Фогельс указывает следующих: Клавдий Туринский (Claudius of Turin), Атто из Верчелли (Hatto of Vercelli), Амаларий (Амалар) из Меца (Amalarius of Metz), Хаймо из Хальберштадта (Haymo of Halberstadt), Седулий Скотт (Sedulius Scottus), Рабан Мавр (Hrabanus Maurus), Пруденций Труаский (Prudentius of Troyes) и Хинкмар Реймсский (Hincmar of Reims) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

о литургическом творчестве на территории Галлии относятся к сер. V в. По словам Геннадия Марсельского († кон. V в.), пресв. Музей Марсельский († 458, 459 или 461) по поручению еп. Венерия († 452) и сменившего его еп. Евстафия отобрал чтения из Свящ. Писания на весь год (лат. lectiones totius anni) и респонсории и capitula из псалмов, а также составил Сакраментарий (sacramentorum egregium non parvum volumen) ( Gennad. Massil. De script. eccl. 79). Сидоний Аполлинарий († до 490), еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран), в послании к еп. Магецию сообщал, что он составил евхаристические молитвы (contestatiuncula букв.- небольшая торжественная речь или моление; в последующей традиции утвердилось название «contestatio», аналог рим. префации) ( Sidon. Apol. Ep. 7. 3. 1). Позже они были собраны Григорием Турским в отдельную книгу (libellus missarum) ( Greg. Turon. Hist. Franc. 2. 22). Кроме того, тот же Сидоний передал, что Клавдиан Мамерт († ок. 474), будучи пресвитером Вьенны, отобрал чтения из Свящ. Писания для всего литургического года ( Sidon. Apol. Ep. 4. 11. 6). В 21-м прав. Турского Собора (567) говорится о неких «канонических книгах» (canonicis libris), содержащих, в частности, молитвы благословения вдов. О существовании в Галлии местных традиций совершения таинства Крещения, отличающихся от рим. обряда, говорится в «Изъяснении молитвы Господней» и «Изъяснении Символа веры» Венанция Фортуната , еп. Пиктавийского (совр. Пуатье) († ок. 600) (MGH. AA. 4. 1. 221-229, 253-258). Детальное сравнение нек-рых литургических книг галликанского и рим. обрядов было произведено Амаларом Мецким ( ок. 850). Романизация Начиная с обращения Хлодвига (498) Рим стали посещать многочисленные паломники из франк. земель, к-рые помимо реликвий стали привозить домой рукописи, в т. ч. литургические (свидетельства см.: MGH. Scr. Mer. 2. S. 457; 15. S. 73; ActaSS. Iul. 22. P. 276; Febr. I. 6. P. 860). Однако ни папы, ни местные правители до сер. VIII в. не были заинтересованы ни в унификации богослужения, ни в распространении рим. обряда. 1-я волна «романизации сверху» приходится на правление Пипина III Короткого (751-768) и связывается с приездом в Галлию папы Стефана II (MGH. Capit. 1. S. 61, 80; Conc. 2. Suppl. 21; Capit. 2. S. 508).

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

Так что можно однозначно говорить о том, что Теодорих в вестгото-франкском противостоянии соблюдал большей частью свои интересы и, естественно, не желал усиления франков и бургундов за счет родственных ему вестготов. При этом он и сам не прочь был управлять провинциями южной Галлии и Испании. Это вылилось и в позицию, занятую им в отношении Гезалеха. Сначала он признал его королем, а впоследствии, когда счел его недостойным этого звания, повел борьбу против него, закончившуюся гибелью незаконнорожденного сына Алариха II. В результате он стал управлять оставшейся частью Вестготского королевства, объявив себя опекуном малолетнего Амалариха, сына Алариха II, и дочери Теодориха. Основная часть налогов из Вестготского королевства стекалась в Равенну, где и стала храниться казна вестготских королей. Теодорих сам назначает на различные должности своих ставленников и размещает остготские гарнизоны в городах Вестготского королевства. Д. Клауде давно высказывал свое мнение об узурпации власти в Вестготском королевстве Теодорихом Великим. Ведь не совсем понятно юридическое обоснование его правления в Вестготском королевстве. Прокопий Кесарийский говорит нам об опекунстве Теодориха над законным правителем Амаларихом, сыном Алариха II. Но, по вестготским законам, Амаларих должен был приступить к управлению с 14 лет, т. е. примерно в 516 г. 1166 Но этого не произошло. Видимо, начав с опекунства, Теодорих не желал расставаться с властью и разделять свое королевство, поэтому отстранил своего внука от власти, намереваясь передать объединенное королевство своему зятю Эвтариху. Но его политику в этом вопросе поддерживали далеко не все даже в Равенне, о чем говорит произошедший после его смерти в 526 г. добровольный раздел между его внуками. Причем факт добровольности не вызывает у исследователей сомнений. В тексте жития Далмация есть утверждение, что в 524 г., когда Далмаций был посвящен в епископы, в Нарбонне тиран (tyrannus) владел готским троном. Под этим тираном, скорее всего, подразумевается король остготов Теодорих Великий, так как именно он в 524 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же Теодорих понял, что тот разгадал его намерение, он, придумывая уловку, начал говорить то об одном, то о другом. Наконец, не зная, как сгладить свое коварство, он подарил ему в знак благодарности большое серебряное блюдо, и Хлотарь, поблагодарив его за подарок, простился с ним и вернулся к себе. А Теодорих жаловался своим на то, что он зря лишился блюда и, обратившись к своему сыну Теодоберту, сказал ему: «Ступай к своему дяде и попроси его отдать тебе по своей воле подарок, сделанный мною». Теодоберт ушел и получил то, что он просил. Именно вот на такие хитрости Теодорих был очень ловок. 8. А Теодорих, возвратившись на родину, велел пригласить к себе Герменефреда, уверив его в безопасности, и достойно наградил его подарками. Но однажды днем, когда они беседовали на крепостной стене города Цюльпиха, кто-то столкнул Герменефреда с высокой стены, он упал на землю и разбился насмерть. Кто его оттуда сбросил, мы не знаем; однако многие утверждают, что, очевидно, здесь не обошлось без коварства Теодориха 391 . 9. Но когда Теодорих еще находился в Тюрингии, в Клермоне разнесся слух о том, что он убит. Вот почему Аркадий, один из сенаторов Клермона, предложил Хильдеберту занять Клермонскую область. И Хильдеберт немедля отправился в Клермон. Но в тот день был такой густой туман, что ничего нельзя было различить дальше двух третей югера 392 . Король же до этого не раз говорил: «О как хотел бы я увидеть когда-нибудь своими глазами Лимань 393 , которая, как говорят, так красива и привлекательна». Но увидеть это ему не суждено было Богом. И так как городские ворота были на запоре и не было ни одного входа, через который можно было бы войти, Аркадий, сорвав замок с одних ворот, впустил Хильдеберта в город. Тем временем пришло известие о том, что Теодорих жив и что он вернулся из Тюрингии. 10. Когда Хильдеберт полностью удостоверился в этом, он, покинув Клермон, направился в Испанию 394 ради сестры Хлотхильды, которая, исповедуя католическую веру, терпела от Амалариха, своего мужа, многочисленные оскорбления 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Пойдем­те с Божьей помощью на них и, победив их, подчиним нашей власти страну”. И так как его речь понравилась всем, Хлодвиг, выступив с войском, направился в Пуатье» 1017 , где тогда находил­ся Аларих. Сражение франков с вестготами произошло в доли­не Вогладе (Вуйе), близ Пуатье. Вестготы потерпели пораже­ние, а сам Аларих пал в этой битве. И лишь вмешательство короля остготов Теодориха Великого, на дочери которого был женат павший король, спасло королевство вестготов от уничто­жения. Новым королем вестгтов стал сын Алариха и по матери внук Теодориха Великого, 5-летний Амаларих, которого увезли в Испанию. Ввиду его несовершеннолетия правил государством оруженосец Теодориха Тиудис, которого он назначил опекуном (tutor) своего внука. В Галлии однако с франками продолжал воевать незаконно­рожденный сын Алариха Гезалих, пока он не умер в 511 г. Раз­вивая успех в этой войне, франки оккупировали Аквитанию, по меньшей мере до Гаронны, овладели столицей вестготов Толозой, захватили хранившуюся там королевскую казну, а затем, действуя в союзе со своими недавними противниками бургундами, осадили Арелат. Но Теодорих, решив вмешаться в ход воен­ных действий, направил войска под командованием комита Иббы против франков и бургундов, и тот одержал победу: враги, по, возможно, преувеличенной оценке Иордана, потеряли более 30 тысяч человек убитыми 1018 . Оставшиеся в живых франки и бургун­ды ушли на север. После их поражения не вся старая римская Провинция была возвращена вестготам: ту ее часть, которая расположена к вос­току от Ронны, Теодорих включил в состав своего королевства, но Септимания (Семиградие) с городами Нарбонн, Ним, Кар­кассон, Магалон, Лодев, Агд и Безье была оставлена вестготам. Главный город провинции Нарбонн и стал, после утраты Толозы, захваченной франками, новой столицей Вестготского королев­ства. С этих пор не только территориально, но и по количеству готского населения основную часть королевства составляла уже Испания. Туда уже в массовом порядке переселялись остававши­еся до тех пор в Галлии готы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010