Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. В одно время Иисус Христос, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и последуй Мне. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот и потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо, если кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, то и Сын Человеческий постыдится его, когда придет во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И сказал им: истинно говорю вам, некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, который придет в силе в Царствии Своем (Мф.16:24–28). В день преподобного Алексия человека Божия беседуя, мы говорили, что в Иисусе Христе мы найдем покой душам нашим и что учение Его для нас самое радостное, успокоительное. Ныне же мы слышим от Иисуса Христа, что мы должны отвергнуться самих себя и взять крест свой, переносить страдания в жизни, даже должны быть готовы потерять душу свою, то есть умереть ради Иисуса Христа и Евангелия, и никогда ни при ком не стыдиться Иисуса Христа и Его слов, то есть не стыдиться, что мы веруем в Него, живем, поступаем и действуем по Его учению. Как же, так уча, Иисус Христос может дать покой душам нашим? Какой же это покой душ будет, когда мы должны и отрекаться, отказываться от того, что нам по душе, что нравится, должны и делать то, что нам неприятно, ради Иисуса Христа, ради Его учения? Однако тогда-то мы и будем истинно спокойны, когда будем так жить и действовать, и не только по смерти, в будущей жизни, но и здесь истинным покоем будем наслаждаться. Почему Иисус Христос учит, чтобы мы отверглись самих себя, чтобы не слушались себя, не исполняли своих пожеланий? Потому что мы большей частью сами желаем только греховного. А греховное всегда оставляет в душе нашей беспокойство, мучительное раскаяние. При грехах покоя в душе быть не может. Грехи губят его, заставляют страдать, бедствовать. Да, все беды, все несчастья, всякие болезни и воздыхания – от нас самих, от наших грехов, от исполнения наших пожеланий. И что было бы на земле, если бы мы ни в чем себе не отказывали? Чем была бы эта жизнь, если бы всякий человек ни в чем себе не отказывал, как хотел, как вздумается, так бы действовал, говорил, распоряжался? Тогда люди жить бы не смогли, все жили бы, как в аду, весь мир погиб бы от себя, от грехов своих.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Кто его такие? Те, которые они мыслят о земном, которые говорит: мы построим дома. Где? На земле. Говорит: купим поля, – опять на земле; получим власть, – опять на земле; достигнем славы, – тоже на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, их бог – чрево! Те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землей, поистине имеют богом чрево, говоря: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор. 15: 32)…Смотри, как Бог почтил тебя разумом, чтобы ты подражал Ему; а ты не хочешь, но, видя желудок переполненным и расстраивающим всю твою природу, и обращающимся в болото, не смеешь сдержать и сделать умеренным. Их бог, – говорит, – чрево. Посмотрим, как Павел служил Богу; посмотрим, как и чревоугодники (служат) чреву. Не подвергаются ли они бесчисленным смертям? Не боятся ли отказать ему в каком бы то ни было требовании? Не раболепствуют ли ему даже в невозможном? Не хуже ли они невольников? Но Павел не таков, потому он и сказал: Наше же жительство – на небесах» (Беседа 13). Как видим, свт. Иоанн Златоуст говорит совершенно о другой проблеме, нежели о. Алексей Шляпин и прочие «небесные граждане». Раскрывая мысль апостола, он обличает вовсе не патриотов, любящих свою Родину, свой народ, а тех, кто привязан к богатству, удовольствиям и прочим земным благам. Другая цитата апостола из текста о. Алексия Шляпина, которая также часто приводится другими уранополитами: ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13: 14). Процитируем более полно: то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. (Евр. 13: 12-14). Толкование блж. Феофилакта на первую часть фразы, которую обычно опускают уранополиты: « Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. Так как Иисус Христос пострадал вне врат, то выйдем и мы к Нему вне врат, то есть будем вне мира, нося Его поругание, терпя одни и те же страдания. Он, как осужденный и разбойник, был распят вне; не постыдимся и мы удалиться от мира и от роскоши его, хотя бы и казалось это бесчестием.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/03/nebesn...

— Кто-то из американских астронавтов вспоминал, что в космосе видел нечто необъяснимое, глубоко потрясшее его. Некоторые комментаторы предполагали, что то была, возможно, близость к Богу. Вы допускаете хоть малейшую вероятность чего-либо подобного? — «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8), — говорится в Евангелии. Каждый человек может искренней молитвой приблизиться к Творцу, и тогда Он приближается к нам (Иак. 4.8). В Священном Писании есть замечательные слова о том, что Господь «недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17. 27-28). Однако, и об этом говорили святые, есть опасное состояние духовной прелести, при котором человек высоко думает о себе, считает себя достойным лицезреть Божественные тайны. В таком состоянии можно оступиться, принять ложное за истинное. Чтобы этого не произошло, необходимо смирение, осознание своего недостоинства, ибо, повторю, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4.6). — Верно, что до драматических событий 1993 года у вас не было телохранителей? И появились они по настоянию Лужкова? Что за люди сегодня день и ночь рядом с вами? Доводилось ли убеждаться в их профессионализме? — Это очень воспитанные, ответственные люди. Глядя на них, понимаешь, что не все так плохо с нашей молодежью. Покушений на меня, по счастью, не было, но иногда нужно удержать толпу, причем сделать это тактично, аккуратно, чтобы никто не пострадал и не обиделся. Это, насколько вижу, удается. — Не в том же ли 1993-м, после того как вы выразили готовность участвовать в переговорах в Свято-Даниловом монастыре, у вас в переделкинской резиденции появилась правительственная связь? С кем сегодня доводится говорить по «вертушке», стоящей в домашнем кабинете? — Связь также была и раньше — в Патриархии. А говорить приходится, естественно, с «сильными мира сего». Они ведь тоже люди, точно так же, как и все мы, имеют духовные потребности. Бремя власти, особенно в нашей огромной стране, — оно не из легких. Не все власть имущие выдерживают громадное напряжение, колоссальную ответственность. Вообще идущие во власть должны быть очень сильными людьми, способными противостоять всевозможным соблазнам.

http://patriarchia.ru/db/text/223988.htm...

М.Н. Боголюбов Шаталов О. В. К вопросу о развитии отечественной миссиологии Сразу хочется оговориться, что тема, вынесенная в заголовок данной статьи, носит в какой-то мере искусственный характер, хотя бы только потому, что миссиологии как специальной научной дисциплины, изучающей сам ход, особенности, методы, структуру организации миссионерского движения, не существует в нашей стране вовсе. Вместе с тем она не более искусственна, чем то большое количество самых разнообразных: научных, научно-популярных и даже нисколько не научных и уж совсем не популярных работ, которые посвящены доказательству ставшего особенно излюбленным в нашей историографии тезиса о том, что проповедническая деятельность христианских миссий на Востоке, впрочем не только там, почти всегда с неизбежностью предшествовала военно-политической и торгово-экономической экспансии. Результаты такого рода отношения к предмету изучения нам хорошо известны. Не став одним из самостоятельных и плодотворных направлений исследовательской работы наших ученых, большая научная проблема быстро выродилась в скалярный набор самых хрестоматийных и никого не впечатляющих сведений насчет того, что в деятельности той или иной миссии было хорошего или плохого. «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Послание Иакова 3: 17–18 ). Так сказано в Священном Писании . И в справедливости этого мы убеждаемся всякий раз, когда видим, насколько полнее и всестороннее она изучалась в России в XIX – начале XX вв. и продолжает изучаться сейчас в западных странах. Миссионерская тематика была существенным направлением издательской деятельности таких журналов, как «Китайский Благовестник», «Миссионер», «Миссионерское обозрение», «Православный Благовестник», «Православный собеседник» и других. Капитальные же труды иеромонаха Николая (Адоратского), С. А. Архангелова, митрополита Московского Макария (Булгакова) , иеромонаха Алексия (Виноградова) , А. Можаровского и многих других авторов, печатавшихся в этих изданиях, стали заметной вехой в изучении истории миссионерского движения России на Востоке, в том числе и в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Матушка ждала его ответа. Горящие глаза и щёки, и дрожащие губы… Измотанная, истерзанная отчаяньем, бессонницей, одиночеством, а теперь и хлипкой надеждой. Жалко смотреть на неё. Отец Алексий встал перед Афонским образом Божией Матери. Положил, молясь, несколько земных поклонов. Снял с крючка полушубок и шапку на радость запричитавшей матушке, взял рукавицы… - Меня арестуют, я чувствую это. Она ничего не слышала, уже, торопясь, отворяла дверь в непроглядную чёрную, секущую снегом ночь… Войдя в дом, он увидел направленный на него револьвер в руке незнакомого человека с портфелем. Откуда-то вышли двое в военной форме и надели ему наручники. Операция удалась. Отца Алексия увезут в ирбитскую городскую тюрьму (бедная, бедная матушка!). Арестуют ещё шестнадцать человек: весь церковный совет и самых убеждённых защитников храма из прихожан, а также людей совершенно не причастных к этому делу. Храм закроют, с богослужениями будет покончено. На первом же допросе ему было предъявлено обвинение, которого, и при последующих допросах, он не признал, но пытался заверить следователя в своей невиновности, отрицая, что будто бы проповедовал и вёл агитацию против советской власти. А признал за собой лишь то, что, правда, дежурил по ночам в церковной сторожке, уступая настойчивым просьбам своих прихожан. Кончалась зима. Но допросы не прекращались. - Как вы можете объяснить такой факт. В помещении церкви вами был повешен церковный календарь на текущий год, снабжённый вашей выпиской из Библии следующего содержания: «Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а ещё и праведных Его попрали и говорили в сердце своем: «Нет Бога», хотя и знали, что они смертны. Как вас ожидает то, о чём сказано прежде, так и их - жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто преуготовил им жизнь. Посему суд Мой ныне приближается» и так далее. Кого вы имели в виду? - спросил его следователь.

http://foma.ru/sud-moy-nyine-priblizhaet...

Многие из вас являются создателями наших законов, по которым живет сейчас наше Отечество. Многие законы только находятся в стадии разработки. Все вы - люди, обладающие бессмертной человеческой душой, созданной по образу и подобию Божию. Очень бы хотелось, чтобы в наших российских законах их неотъемлемой составляющей была, прежде всего, их человечность, гуманность. За каждой статьей, за каждым определением стоят человеческие судьбы, а не просто механическое применение норм и правил. Строгость - не синоним жестокости, и в каждом наказании должно быть больше нравственной помощи человеку, нежели просто изоляции его от общества. Позвольте напомнить вам слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, визита которого на уральскую землю все мы с нетерпением ожидаем: " Выше Закона может быть только Любовь, выше Прав - лишь Милость, выше Справедливости - лишь Прощение. " Ныне, как и много веков назад, верны слова апостольские: " Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; - итак, любовь есть исполнение закона " (Рим.13, 8-10) Интересно, что это разъяснение апостол Павел, обратил к римлянам, чье светское законодательство, чье " Римское право " до сих пор является одной из основ нашего законотворчества. А вот информация о Правилах Апостольских, о решениях Православных Соборов, о правилах святых отцов нашей Матери-Церкви - ныне для многих юристов остается тайной за семью печатями. И мне кажется, что от этого наше законотворчество многое теряет. Уважаемые участники сегодняшнего собрания! Дорогие братья и сестры. Мы все граждане нашей любимой матери России, чада ее Церкви. Труд каждого из нас да будет направлен на ее укрепление, прославление ее величия, обеспечения покоя и порядка для наших соотечественников. Я хочу, чтобы вы знали, что Церкви дорог каждый человек. И пусть такое же отношение ко всем живущим в нашем Государстве будет и у вас, дорогие участники конференции.

http://moral.ru/Arch_Vikent_law.htm

Много рядом с нами людей, считающих, что свободу приносят деньги или власть, сила или здоровье, вседозволенность или безнравственность. Поклоняясь этим идолам века сего, соревнуясь в гордыне и эгоизме, они до времени не замечают, как все глубже и глубже погружаются в рабство — в рабство себялюбия, порока и страстей. Благо тем, кто приходит в храм Божий и здесь познаёт, что есть истинная свобода и как стать на путь совершенствования. Благо тем, кто ради обретения этой свободы неленостно трудится над своим спасением, сохраняя верность Христу среди всех невзгод и печалей века сего. Церковь наша неуклонно идет по пути возрождения. В обществе, где еще совсем недавно отрекались от Бога, а затем немало сил положили в погоне за ложными благами мира сего, ныне умножается число людей, которые стараются жить как православные христиане. Но чтобы совершенная радость, радость о Христе Воскресшем год от года возрастала в сердцах наших соотечественников, нам самим предстоит возрастать в добродетели и призывать к этому наших ближних. Господь по великой и неизреченной Своей милости благословляет наши усилия по созиданию приходских и монашеских общин. Во всех сферах жизни нашего общества: в экономике, в политике, в семье — укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианской нравственности. Но потрудиться нужно еще очень и очень много! Особо следует заботиться об укреплении семьи, дабы сделать ее крепкой и гармоничной, способной к воспитанию новых поколений в правде и чести, Духе и Истине. Если наши семьи воистину станут «малыми церквами», сильными единой верой, полными взаимной любви мужей и жен, родителей и детей, — наши народы забудут о моральном кризисе и о многих бедах, этим кризисом порождаемых. Везде — и в храме, и дома, и там, где мы совершаем наш трудовой подвиг, — повсюду, куда Господь нас направляет, мы должны быть свидетелями Христа Распятого и Воскресшего, просвещать мир светом духовной радости, разума, мира, свободы. В этом наше посланничество миру, где еще много страданий, безверия, вражды, несправедливости, порока и неправды. Будем же побеждать их Светом Христовым и силой Его благодати! Исполним апостольский завет: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). И будем помнить всегда, что сказал Господь Своим ученикам, являясь им по Воскресении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).

http://pravoslavie.ru/5697.html

Моим молодым согражданам хотел бы напомнить библейские слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11, 9; 12, 1). — Ваше Святейшество! В светской прессе публикуется крайне мало материалов о вашей личной жизни. Наши читатели очень хотели бы узнать о Вашем режиме дня, Ваших увлечениях. Часто ли в повседневной жизни Вы обращаетесь за помощью и заступничеством к Вашему небесному покровителю — святителю Алексию? Удается ли Вам следить за событиями культурной жизни? Какой вид искусства Вам наиболее близок? Каких животных Вы любите и содержите? — День для меня начинается в половине восьмого. Он всегда насыщен различными событиями. Преимущественно это богослужения, встречи с людьми, работа с документами. Рабочий график, как говорится, расписан по минутам. Нередко беру в Переделкино, где я живу, «домашнее задание» — бумаги, которые не удалось рассмотреть в течение дня. Отхожу ко сну не ранее часа ночи. Стараюсь постоянно совершать богослужения, в чем нахожу великую поддержку своим силам. Люблю служить в Богоявленском кафедральном соборе, в котором почивают мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. В дни великих праздников Патриаршие богослужения обычно совершаются в соборном Храме Христа Спасителя. Но еще чаще приходится совершать богослужения в других храмах и обителях, особенно в соборах Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, приходах Москвы. Удается ли мне следить за событиями культурной жизни? Из-за загруженности на это практически не остается времени. Сейчас восстанавливается множество храмов, так что определенные познания в области архитектуры, по сути, необходимы. Когда удается, перечитываю духовную литературу, из светских авторов предпочитаю Чехова, Тургенева, Лескова. Слушаю классическую музыку. Люблю в редкие часы досуга собирать грибы, общаться с «братьями меньшими». В резиденции есть подсобное хозяйство, где мы держим коров, коз. А дома живут собаки, кошки, птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/31194.html

Мы попросили прокомментировать состав Координационного совета лидера Ассоциации родительских комитетов России (АРКС) Ольгу Леткову . В Координационный Совет вошли давно известные на ювенальном поле лица: Алексей Головань, Ольга Костина, Марина Егорова и многие другие. Такой «ювенальный» состав не сможет нормально сформулировать приоритеты в области прав детей, потому что большинство из этих людей откровенно проповедует ювенальную юстицию западного образца, полное введение ювенальной системы в России. Истинные приоритеты защиты прав детей находятся в семье. Только в своей родной семье ребенок по-настоящему счастлив и защищен. Но этого не учитывает ювенальная система и ее адепты. Поэтому от такого состава Координационного совета по реализации стратегии, к сожалению, ничего хорошего ожидать не приходится. Как, впрочем, и от самой стратегии, которая предусматривает полномасштабное введение ювенальной системы в России. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. ю.ю. Не препятствуйте детям приходить ко Мне (Мф. 19, 14) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Х Международных Рождественских образовательных чтений Уважаемое собрание! Сегодня мы проходим трудный путь очищения от скверны, от всего, что затемняет подлинный лик Русской земли. В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание минувшего десятилетия. Но свобода, обретенная людьми, не должна смениться рабством греху и пороку. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13), - мудро остерегает Апостол.... облекитесь, как избранные Божии... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий... (Кол. 3, 2, 12-15). Мир в душе человеческой, мир в семьях и в коллективах соработников, мир в стране и мире немыслим без возрождения духовной жизни

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/11/ol...

На допросе отец Алексий заявил, что не признает себя виновным, так как никакой агитации и проповедей против советской власти не вел. Священнику было поставлено в вину, что он в церкви повесил православный календарь, снабдив его выпиской из Священного Писания: Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попрали и говорили в сердце своем: «Нет Бога», хотя и знали, что они смертны. Как вас ожидает то, о чем сказано прежде, так и их — жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто преуготовил им жизнь. Посему суд Мой ныне приближается… (3 Езд 8 :56—61). 11 апреля 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Кротенков был расстрелян 18 апреля 1930 года и погребен в общей безвестной могиле. ν Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. Тверь, 2005–2008» и других и размещены на сайте: www.fond.ru. Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail: at249@yandex.ru скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий (Железнодорожный) 11 мая 2012, 11:48 Всегда, при прочтении таких чудовищных историй, примеряю ситуацию на свою шкуру и пытаюсь искренне перед самим собой смоделировать свое поведение. Волосы дыбом становятся от переживаний. И я не уверен что выдержал бы такое и молю Бога укрепить меня и нас. Господи, дай нам крепость веры и духа достаточной, чтобы быть такими же непоколебимыми и достойными тебя, как наши святые отцы и братья! Аминь. Илия 20 апреля 2012, 11:05 Священномучениче Алексие, моли Бога о нас! Игорь 19 апреля 2012, 14:59 Честна пред Господем смерть преподобных Его! Не то чтобы я кликушествую, но доверия к сегодняшней очередной " симфонии " как-то не ощущаю. Господи! Дай мне малодушному силы и веры в час испытания!

http://pravoslavie.ru/52988.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010