Присел я на камушек, а навстречу идет Костя Нечаев, будущий митрополит Питирим, а тогда иподиакон Святейшего Алексия (Симанского), которого и папа, и я хорошо знали еще с тех времен. Он спросил меня, что я здесь делаю. Когда я сказал ему, что жду отца Сергия, он обещал сказать отцу Сергию об этом. Вот такой эпизод мне очень запомнился… - Сергей Алексеевич, а вы помните службы Святейшего Патриарха Алексия I? - Помню, да, помню… - Что осталось в памяти? - Улыбка… Улыбка и мягкий бархатный голос. Сейчас я хочу сообщить то, что к Лавре не относится, но о чем мы с папой часто вспоминали. И не только с папой, но и с владыкой Питиримом, и с Лидией Константиновной. Это то, что все наше семейство – папа, мама, я и все наши были в Богоявленском соборе 17-18 октября 1947 года, когда переносили святые мощи Святителя Алексия, митрополита Московского. Папа сослужил, а мы с братом молились в алтаре, а мама с сестрой стояли в правой части собора около изгороди. Тогда же Святейшему Алексию сослужил Владыка Иероним (Захаров). Они все дружили, раньше это был Владимир Иванович Захаров, в 20-е годы архимандрит и игумен Сретенского монастыря, Михаил Ефимович Губонин и папа. И когда стало известно, что передают святые мощи Святителя Алексия, Святейший Алексий I обратился к Владыке Иерониму с просьбой найти художника, который бы смог сделать эскиз и помочь в изготовлении сени и гроба для святых мощей Святителя Алексия. Тогда Владыка Иероним вспомнил Михаил Ефимовича Губонина и его пригласил. И рака была сделана по эскизу Михаила Ефимовича, он же нашел и резчиков, которые все это вырезали. Но поскольку они дружили еще с 20-х годов, когда Михаил Ефимович был иподиаконом у епископа Петра (Зверева), Владимир Иванович Захаров (архимандрит Иероним впоследствии) был наместником Сретенского монастыря, а папа, Алексей Сергеевич Беляев, был иподиаконом у архиепископа Феодора (Поздеевского), а перед этим – у митрополита Серафима (Чичагова), а еще раньше – у митрополита Антония (Храповицкого), а перед этим – у архиепископа Иоанна (Смирнова) в Риге.

http://radonezh.ru/analytics/s-imenem-pr...

О. м. был зарегистрирован, 17 июля 2006 г. решением Синода О. м. был официально открыт, 29 нояб. 2008 г. в нем состоялся 1-й постриг. Восстановлен храм Нерукотворного образа Спасителя (с отступлением от первоначальных форм: в частности, барабан купола, ранее глухой и 8-гранный, стал круглым и световым), отремонтированы 2-этажный деревянный сестринский корпус (1902) и св. ворота (кон. XIX - нач. ХХ в.), построены деревянный храм во имя св. Иоанна Кронштадтского со звонницей (2005-2006), 8-гранная надкладезная часовня мучеников Флора и Лавра (2005-2006), ограда, 2 трапезные (сестринская и для рабочих), баня, хозяйственные службы, а также корпуса для воскресной школы и небольшого музея патриарха Алексия I (Симанского), разбит парк с прудом. 4 нояб. 2010 г. в восстановленном храме Нерукотворного образа Спасителя состоялось 1-е праздничное богослужение. В авг. 2010 г. в пос. Плюсса Псковской обл. был обретен список Казанской иконы Божией Матери, к-рый считается главной святыней обители. При О. м. организована богадельня. Указом от 23 мая 2008 г. митр. Псковского и Порховского Евсевия (Саввина) в качестве подворья монастырю передан и впоследствии восстановлен храм во имя арх. Михаила (XVII в.) погоста Кухва (ныне дер. Тонковидово Островского р-на Псковской обл.); при нем построены 2-этажный келейный корпус, дом для священника и хозяйственный двор; открыто 2 источника. На базе мон-ря организуются конференции, чтения, выставки. В летний период на подворье действует правосл. лагерь для подростков. К марту 2019 г. в О. м. проживали настоятельница игум. Маркелла (Павлова) и неск. насельниц. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 177. Д. 1556; Оп. 188. Д. 2286; ГА Псковской обл. Ф. 177. Оп. 1. Д. 242. С. 21. Лит.: 50-летний юбилей церкви//Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1895. 22. С. 396-397; Открытие Казанской жен. общины в с. Екатерининском//Там же. 1897. 18. С. 315-320; Преобразование общины в жен. монастырь//Там же. 1907. 17. С. 426-427; Печанский А. Памяти свящ. о. П. В. Симанского, основателя Островского Спасо-Казанского жен.

http://pravenc.ru/text/2581663.html

Но началом оппозиционного движения не был момент издания “Декларации”; после него прошло некоторое время до первого появления оппозиции “непоминающих”. И сама по себе “Декларация” не вызвала критики, и факт ее издания тоже не стал поводом для критики. Но когда митрополит Иосиф, поскольку власти не разрешали ему жить в Ленинграде, как он тогда назывался, был в переведен Одессу, это послужило для него и его почитателей сигналом к началу полемики. Конечно, сам этот перевод вытекал из договоренностей, которые были заключены митрополитом Сергием с представителями власти, пока он был в заключении. Очевидно, что одним из условий нормализации церковно-государственных отношений было согласие увольнять тех архиереев, кому власти не разрешали жить в том городе, где они занимали кафедру, или тех, которых уже отправили в лагеря и тюрьмы. Митрополит Сергий это условие выполнял, то есть увольнял, переводил; кого увольнял на покой, кого переводил по месту ссылки, — с этим более всего и связана критика его линии, а “Декларация” стала объектом критики уже задним числом. Что же касается наиболее последовательной непримиримой оппозиции, о которой я уже говорил, что она приобретала сектантский характер, то там сам политический момент был, наверно, все-таки преходящим, а дело заключалось в глубоких экклезиологических заблуждениях, то есть по сути дело это было раскол в чистом виде, часто с еретическими наслоениями. Это был путь, до известной степени повторявший наше старообрядчество, вырождавшееся в беспоповщину. — Известно, что в послевоенное время и в первой половине 40-х годов большое количество катакомбных священников вышло на легальное служение. Как можно оценить это движение, и повлияло ли оно как-то на общественно-церковную жизнь в первые годы патриаршества святейшего Алексия I? — Это произошло после того, как в 1945 г. Поместный Собор избрал Святейшим Патриархом Алексия (Симанского). В Соборе участвовали почти все находившиеся тогда на свободе епископы, а это была большая часть русского епископата, если учитывать и архиереев, находившихся в заключении либо в эмиграции. Поэтому это избрание было очень убедительно и авторитетно. Я думаю, что имела значение уже сама перемена лица на Патриаршем Престоле, поскольку коль скоро велась полемика с митрополитом Сергием, то это создавало какие-то личные отношения, возможно, личную неприязнь, которая уже в меньшей мере была обращена к личности Патриарха Алексия I, хотя в 1927–28 годах для петроградской оппозиции очень важным пунктом было как раз требование, предъявляемое к митрополиту Сергию, об удалении из Синода, в частности, митрополита Алексия.

http://pravmir.ru/o-katakombah-xx-veka/

Но началом оппозиционного движения не был момент издания " Декларации " ; после него прошло некоторое время до первого появления оппозиции " непоминающих " . И сама по себе " Декларация " не вызвала критики, и факт ее издания тоже не стал поводом для критики. Но когда митрополит Иосиф, поскольку власти не разрешали ему жить в Ленинграде, как он тогда назывался, был переведен в Одессу, это послужило для него и его почитателей сигналом к началу полемики. Конечно, сам этот перевод вытекал из договоренностей, которые были заключены митрополитом Сергием с представителями власти, пока он был в заключении. Очевидно, что одним из условий нормализации церковно-государственных отношений было согласие увольнять тех архиереев, кому власти не разрешали жить в том городе, где они занимали кафедру, или тех, которых уже отправили в лагеря и тюрьмы. Митрополит Сергий это условие выполнял, то есть увольнял, переводил; кого увольнял на покой, кого переводил по месту ссылки, - с этим более всего и связана критика его линии, а " Декларация " стала объектом критики уже задним числом. Что же касается наиболее последовательной непримиримой оппозиции, о которой я уже говорил, что она приобретала сектантский характер, то там сам политический момент был, наверно, все-таки преходящим, а дело заключалось в глубоких экклезиологических заблуждениях, то есть, по сути дело, это было раскол в чистом виде, часто с еретическими наслоениями. Это был путь, до известной степени повторявший наше старообрядчество, вырождавшееся в беспоповщину. - Известно, что в послевоенное время и в первой половине 40-х годов большое количество катакомбных священников вышло на легальное служение. Как можно оценить это движение, и повлияло ли оно как-то на общественно-церковную жизнь в первые годы патриаршества святейшего Алексия I? - Это произошло после того, как в 1945 г. Поместный Собор избрал Святейшим Патриархом Алексия (Симанского). В Соборе участвовали почти все находившиеся тогда на свободе епископы, а это была большая часть русского епископата, если учитывать и архиереев, находившихся в заключении либо в эмиграции. Поэтому это избрание было очень убедительно и авторитетно. Я думаю, что имела значение уже сама перемена лица на Патриаршем Престоле, поскольку коль скоро велась полемика с митрополитом Сергием, то это создавало какие-то личные отношения, возможно, личную неприязнь, которая уже в меньшей мере была обращена к личности Патриарха Алексия I, хотя в 1927-28 годах для петроградской оппозиции очень важным пунктом было как раз требование, предъявляемое к митрополиту Сергию, об удалении из Синода, в частности, митрополита Алексия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/326/...

В Апреле 1927 г. архиепископ Алексий оказался среди архиереев, участие которых в образуемом Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием Временном Патриаршем Синоде представилось последнему «возможным и полезным». С тех пор Преосвященный Алексий неизменно оставался постоянным членом этого Синода, будучи одним из ближайших сотрудников митрополита, затем Патриарха Сергия до самой его кончины. В предвоенные годы, практически все стороны церковной жизни находились в поле зрения Временного Синода. Среди обсуждаемых им дел были как вопросы церковного устроения, имеющие историческое значение, так и частные недоумения из приходской практики, по которым требовалось авторитетное святительское суждение. В обсуждении всех этих вопросов Преосвященный Алексий принимал всегда живое участие. 18 Мая 1932 г. в ознаменование пятилетия Временного Патриаршего Синода Заместитель Патриаршего Местоблюстителя возвёл трёх его членов, состоявших в нём с самого основания – архиепископов Хутынского Алексия, Одесского Анатолия и Ярославского Павла в сан митрополита. При этом Преосвященному Алексию был присвоен титул «Старорусский». 503 Вскоре, в связи с кончиной митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова), уже почти десять лет проживавший в Ташкенте митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) принял назначение на его кафедру. А 11 Августа митрополиту Алексию был присвоен титул «Новгородского» по названию его фактической кафедры. Но через год его ожидало новое назначение. В связи с увольнением на покой митрополита Серафима (Чичагова) митрополит Новгородский Алексий 20 Октября 1933 года получил назначение на Ленинградскую кафедру. Однако, назначение это не всеми было воспринято однозначно. По словам епископа Мануила (Лемешевского) , «цель назначения митрополитом Ленинградским Алексия Симанского – опустошить душу народа. – Этот человек, – говорил святитель, – официальный, ...он будет далее от народа и более недоступен, чем митрополит Серафим Чичагов ». 504 Первое время митрополит Алексий служил в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Но вскоре этот храм был закрыт, как и многие другие православные храмы города на Неве. В 1935 г. отошёл к обновленцам Преображенский собор, который очень любил и сам митрополит и его многочисленные прихожане. В результате, к началу войны в Ленинграде осталось лишь пять Православных храмов (с южными и северными пригородами – десять). Характеризуя этот период служения митрополита Алексия, преподаватель Ленинградской Духовной Академии М. Добрынин писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый этап в жизни архимандрита Алексия (Симанского) начался с переводом на Новгородскую и Старорусскую кафедру епископа Арсения (Стадницкого). За год до начала Первой мировой войны, 28 апреля 1913 года, в древнем Софийском соборе архимандрит Алексий был возведен в епископа Тихвинского, викария Новгородской Наконец всесторонняя духовная и светская подготовка епископа Алексия нашла применение: он стал ближайшим помощником владыки Арсения и замещал его, когда тому приходилось бывать в К богослужениям добавились епархиальные дела, обширная переписка с приходами, ремонт и реставрация храмов, участие в трудах Новгородского церковно-археологического общества. А в годы Первой мировой войны, когда Новгородская епархия была объявлена на военном положении, – организация сбора средств на нужды фронта и Красного Креста, поддержка сирот и обездоленных, взаимодействие с благотворительными обществами и нескончаемые проводы военных частей и подразделений, напутствия, молебны... В 1916 году епископ Тихвинский Алексий попал в поле внимания царской семьи. Александра Федоровна во время поездки к новгородским святыням упоминала в письме к государю о манерах владыки, за которыми угадывалось обаяние его личности: " Молодой епископ Алексий оказался чрезвычайно изящным (лицеист) " У юности свои права: старшая из великих княжон, Ольга Николаевна, шалила. В приложении от себя она " выписала " среди снегов и туманов, стоявшего " шпалерами " эскадрона улан Ее величества и обедни в Софийском соборе епископа Алексия, " воображавшего себя красавцем " За этим следовал вполне дурашливый рассказ о радушном приеме у владыки Арсения: " ...потащили в епископский дом, потащили по всем покоям и залам. Как-то маму на 1/2 минуты усадили в кресло и снова В конце здания был лазарет. Обошли его очень скоро и спустились вниз в древлехранилищницу... На станции было порядочно народу и трубачи запасного полка. Они играли уланский марш и вальс какой-то, т.к. мы долго не уезжали... " Расставались они в тот день добрыми друзьями: " Оба епископа были, конечно, там же, они даже влезли к нам в поезд, и мы снова обнимались "

http://religare.ru/2_100972.html

Появились первые, пока еще редчайшие случаи восстановления закрытых храмов. Религиозные центры СССР признали де-факто, им снова разрешили устанавливать связи с заграничными церковными организациями. Осень 1941 г. была очень тяжелым временем для страны. Фронт приблизился к Москве. 12 октября митр. Сергий написал завещание, первый пункт которого гласил: «В случае моей смерти или невозможности исполнять должность Патриаршего Местоблюстителя эта должность во всем объеме присвоенных ей патриарших прав и обязанностей переходит к Преосвященному митрополиту Ленинградскому Алексию Симанскому» . В 1941–1944 гг. Владыка Алексий проживал в Николо-Богоявленском соборе, разделяя со своей паствой все тяготы блокады. В начале 1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. 10 марта Л.П. Берия написал Сталину о том, что немцы пытаются использовать Церковь на оккупированной территории в своих целях, и НКВД считает целесообразным силами Московской Патриархии подготовить книгу-альбом, разоблачающую действия фашистов. Вскоре Политбюро приняло секретное решение о подготовке и публикации этого издания. Предисловие к книге «Правда о религии в России» (не в СССР!) написал Патриарший Местоблюститель, заметное место в ней занимали обращения и статьи митр. Алексия, имелись и фотографии богослужений в кафедральном Никольском соборе. Подготовлена книга была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Интересно, что ее напечатали в типографии практически переставшего существовать «Союза воинствующих безбожников», и часть тиража по оплошности имела гриф антирелигиозного издательства. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта . В 1943 г. была подготовлена и напечатана еще одна пропагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. В издание вошли и послания Владыки Алексия и его телеграмма Сталину. В Ленинграде изменения в отношении городских властей к Церкви стали происходить уже в начальный период войны. Помимо церковных взносов в фонд обороны одной из сфер сотрудничества стала маскировка храмов, которые могли стать ориентирами и целями при воздушных налетах на город. Первая пробная маскировка была проведена 6 августа 1941 г. в Никольском соборе: сделали покрытие золоченого креста одного из куполов с помощью ткани и покраску нижней части купола. Работы по маскировке собора были сложными и продолжались в 1942 г., в том числе и в зимнее время. Наконец, 25 сентября 1942 г. был подписан акт о выполнении в полном объеме маскировочных спецработ, причем приходской совет оплатил их стоимость, составившую только в августе-сентябре 20 600 руб. Подобные работы проводились и в отношении других храмов города, не только действующих, но и закрытых.

http://bogoslov.ru/article/6171408

31 января — 2 февраля 1945 г. в Москве состоялся Всероссийский Поместный Собор. На первом его заседании было обсуждено и принято «Положение об управлении Русской Православной Церковью», а на втором — 2 февраля — митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) открытым голосованием избрали Патриархом Московским и всея Руси (в связи со смертью Патриарха Сергия) . В качестве почетного гостя на Собор по приглашению Московской Патриархии в сопровождении архидиакона Парфения Койнидиса (будущего Патриарха Александрийского) прибыл Предстоятель Александрийской Церкви Христофор II, который находился в Москве с 28 января по 8 февраля. Всего на Поместном Соборе присутствовали главы и представители восьми Поместных Православных Церквей, заявившие о своей признательности правительству СССР. В ответ гостям Собора, в том числе Александрийскому Патриарху, было подарено 80 музейных предметов драгоценной церковной утвари . 4 февраля Христофор II участвовал в интронизации новоизбранного Патриарха Алексия и первенствовал во время совершения Божественной литургии. В тот же день на торжественном обеде в гостинице «Метрополь», который был дан в честь избрания нового Патриарха, он произнес следующий тост: «…С другой стороны, мы видим, что и само правительство относится сочувственно к Русской церкви, оказывая ей помощь и покровительство. Эта помощь весьма ценна для Церкви. Маршал Сталин, который по всеобщему признанию является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится. Это он доказал на деле в течение последних двух лет… Ясно, что маршал Сталин, верховный главнокомандующий, под руководством которого ведутся военные операции в невиданном масштабе, имеет на то обилие Божественной благодати и благословения, и русский народ под гениальным руководством своего великого Вождя с непревзойденным самоотвержением наносит сокрушительные удары своим вековым врагам… И восточные патриархии после этого будут ожидать распространения на них покровительства России в чисто христианском духе согласно традициям русского народа и его издавна благосклонному вниманию к Православному Востоку» .

http://bogoslov.ru/article/6172590

4. Считать полезным принятое в ходе визита решение о необходимости регулярного обмена делегациями, студентами, богословами и специалистами, а также разнообразной информацией о жизни Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей. СЛУШАЛИ: Информацию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о занесении в листы Памяти " Золотой книги Санкт-Петербурга " имени митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского; † 1970), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, за огромные заслуги в деле защиты Ленинграда от вражеского порабощения. ПОСТАНОВИЛИ: С удовлетворением принять сообщение о решении Санкт-Петербургского исполкома объединения " Золотая книга Санкт-Петербурга " включить имя Святейшего Патриарха Алексия I в листы Памяти, что свидетельствует о признании его мужественного подвига, а также подвига духовенства Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви " Православное богословие на пороге третьего тысячелетия " , проходившей в Москве с 7 по 9 февраля 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты Богословской конференции Русской Православной Церкви " Православное богословие на пороге третьего тысячелетия " , состоявшейся в год 2000-летия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, особо отметив ее актуальность. 2. С учетом положительного опыта проведения настоящей конференции, давшей пример конструктивной общецерковной богословской дискуссии, считать целесообразным регулярное проведение общецерковных богословских конференций с обсуждением на них наиболее острых и актуальных богословских проблем, стоящих перед Церковью. 3. Поручить Председателю Синодальной Богословской комиссии на основании материалов данной конференции представить выводы и рекомендации предстоящему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

В это время была осуществлена полная компьютеризация редакционного процесса, существенно изменилось художественное оформление «Журнала Московской Патриархии» — фотоиллюстрации стали цветными, их количество значительно увеличилось. Применение новых информационных технологий позволило создать электронную версию Журнала, и с 1995 г. все вновь выходящие номера начали также размещаться на сайте Издательского Совета ( www.jmp.ru ); ведется и работа по ретроспективному размещению выпусков предыдущих лет: на начало 2008 г. на сайте были выставлены все его довоенные номера (1931-1935 гг.) и послевоенные за 17 лет (1943-1944 гг., 1994-2007 гг.). Епископ Тихон оставался главным редактором Журнала до декабря 2000 г. С января 2001 г. главным редактором Журнала был назначен прот. Владимир Силовьев ; ответственный секретарь — Жилкина М.В. Содержание Возобновление Журнала произошло в годы Великой Отечественной войны, публикуемые в это время материалы призывали к самоотверженному труду, утешали скорбящих, ободряли и воодушевляли защитников родины примерами славного прошлого Русской земли, широко освещали патриотическую деятельность Русской Православной Церкви — таковы статьи митр. Алексия (Симанского) «Св. Благоверный Великий Князь Александр Невский — покровитель Северного края» (1943, 2) «Христианство и война с гитлеризмом» (1943, 3), митр. Николая (Ярушевича) «Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Димитрия Донского» (1943, 2), «О русских женщинах-патриотках» (1944, 1) и др. Освещались и важные события возрождения церковной жизни в 1940-х гг.: возобновление Патриаршества, избрание Патриархов Сергия, а затем Алексия I, открытие духовных учебных заведений (сначала Богословского института и Пастырских курсов, а затем духовных академий и семинарий), 500-летний юбилей автокефалии Русской Православной Церкви, первые заграничные поездки церковных делегаций. К 1950-м годам определились основные рубрики Журнала, которые с небольшими изменениями сохранились до сего дня: «Официальная часть», «Проповедь», «Церковная жизнь» с подрубриками «Из жизни епархий» и «Вечная память».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306942...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010