Долгое время о. Алексий служил на приходе один, поэтому ездил на все требы. Об опасности, вспоминал А., не думали в те послевоенные годы - близко ли, далеко ли, надо ехать отпевать, крестить. С детства любивший храм, молодой священник много служил; впосл., уже будучи архиереем, А. часто с любовью вспоминал свое служение на приходе. В эти же годы свящ. Алексий Ридигер продолжал учиться в академии, к-рую в 1953 г. закончил по первому разряду со степенью канд. богословия за курсовое соч. «Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист». Выбор темы был не случаен. Хотя в то время книг у молодого священника было немного, 5 томов «Слов и речей» свт. Филарета (Дроздова) были его настольными книгами. В сочинении о. Алексий привел неопубликованные архивные материалы о жизни митр. Филарета. Личность Московского святителя всегда являлась для А. эталоном архиерейского служения, а его произведения - источником духовной и жизненной мудрости. 15 июля 1957 г. свящ. Алексий Ридигер был переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. Здесь он нашел совершенно иную среду, нежели в Йыхви. «Я застал,- рассказывал он,- и в приходе, и в приходском совете старую юрьевскую университетскую интеллигенцию. Общение с ними у меня оставило очень яркие воспоминания» (ЖМП. 1990. 9. С. 13). Вспоминая о 50-х годах, Святейший Патриарх говорил, что ему «довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будет судить Бог и история» (Там же. С. 40). Успенский собор находился в тяжелом состоянии, требовал срочного и большого ремонта - грибок разъедал деревянные части здания, в приделе во имя свт. Николая во время богослужения провалился пол. Средств на ремонт не было, и тогда о. Алексий решил поехать в Москву, в Патриархию и попросить о финансовой помощи. Секретарь Патриарха Алексия I Д. А. Остапов, расспросив о. Алексия, представил его Патриарху и доложил о просьбе, Святейший Патриарх распорядился помочь инициативному священнику.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

Общество Все рубрики Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы. Статья Святейшего Патриарха Алексия в специальном выпуске альманаха «Европейский взгляд» Иногда говорят, что Православная Церковь хочет стать государственной. Но нужно ли это самой Церкви? Синодальный период истории Церкви Русской, которая тогда испытывала сильное давление государственного аппарата, нельзя назвать временем расцвета всех сторон церковной жизни. Предшествовавшие и сопутствующие этому периоду акты изъятия церковного имущества вели епископов и пастырей к унизительной зависимости от светской власти. Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы. Статья Святейшего Патриарха Алексия в специальном выпуске альманаха «Европейский взгляд» Иногда говорят, что Православная Церковь хочет стать государственной. Но нужно ли это самой Церкви? Синодальный период истории Церкви Русской, которая тогда испытывала сильное давление государственного аппарата, нельзя назвать временем расцвета всех сторон церковной жизни. Предшествовавшие и сопутствующие этому периоду акты изъятия церковного имущества вели епископов и пастырей к унизительной зависимости от светской власти. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/an...

Отрок Алексий всем сердцем полюбил древний Валаам. На помещенной здесь фотографии 1939 года Алеша Ридигер сидит перед игуменом Харитоном (Дунаевым) вместе с братией и паломниками Валаамского монастыря. Именно здесь, вспоминал впоследствии Святейший Патриарх, он почувствовал призвание идти по пути служения Церкви Христовой. Благочестивый отрок приглянулся духоносным валаамским старцам. На всю жизнь запомнил мальчик встречи с насельниками обители схиигуменом Иоанном (Алексеевым), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым). Особенно теплые отношения сложились у Алеши с архивариусом отцом Иувианом (Красноперовым), который принял отрока в свое сердце. Между ними завязалась переписка. Вот небольшой фрагмент из письма о. Иувиана. «Дорогой о Господе, милый Алешенька! Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. . Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. . . Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь. В своей чистой детской молитве вспомни и о мне недостойном. Искренне любящий тебя о Господе м. Иувиан». Отец Иувиан посылал Алексею образки и духовные стихи, сугубо молился о его здравии во время его детских болезней. Через монаха Иувиана духовная нить соединяет Святейшего Патриарха Алексия с ангелом-хранителем России святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению св. Иоанна отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно он рассказывал милому его сердцу мальчику Алеше о великом пастыре. Эта связь напомнила о себе в июне 1990 года, когда Поместный собор Русской Православной Церкви, избравший Святейшего Патриарха Алексия, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. Уже в детстве Алеша Ридигер хотел стать священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой игрой его было «служить». Дома он сооружал алтарь и иконостас и имитировал церковную службу. Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно.

http://patriarchia.ru/db/text/124985.htm...

Наша вечная и благодарная память сподвижникам Патриаршего местоблюстителя в работе Поместного собора Русской Православной Церкви. Ими были председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов); управляющий делами Патриархии митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер); председатель Хозяйственного управления Патриархии архиепископ Курский и Белгородский Серафим (Никитин). Владыка Никодим — мой учитель и наставник, о котором я молюсь так же, как дышу. Он — человек Церкви в самом чистосердечном и подлинном смысле этих слов. …Владыка Серафим скончался ночью 22 апреля 1979 года, во время Божественной литургии, в праздник Пасхи Христовой, в Спасо-Преображенском соборе северной столицы. В своей телеграмме Святейший Патриарх Пимен писал: «Взволнован благочестивой кончиной в пасхальную ночь митрополита Серафима. Вечная ему память и упокоение в Горнем Иерусалиме...». Святейший Патриарх Алексий (Ридигер) в своем служении был не просто преемником предыдущего Патриарха Пимена… Он был хранителем многовековой Патриаршей традиции, хотя стиль и во многом содержание его деятельности по управлению Русской Православной Церковью кардинально отличались от периода патриаршего управления Московским Патриархатом и Святейшего Пимена, и Святейшего Алексия (Симанского). Но отличие это является столь очевидным лишь из-за перемены внешних обстоятельств жизни Русской Православной Церкви. Внутренняя, духовная связь этих трех Святейших Патриархов очевидна. Мне бы хотелось, чтобы читатель сам почувствовал эту глубинную, неизменную и нерушимую преемственность, вчитавшись в следующие слова прямой речи: «Когда еще не зажила рана расставания с почившим Патриархом Алексием, появляется внутренняя потребность остановиться на светлой личности Святейшего и говорить о его умозрении, о глубине веры и православном благочестии… Мы и сейчас живем как бы в его присутствии, сохраняем порядки, им установленные, повторяем мысли, им высказанные. Это значит, что благочестие Патриарха Алексия продолжает жить в его делах, словах и поучениях, оставленных нам в наследство. И от того, как мы будем использовать это наследство, зависит многое в дальнейшей нашей церковной деятельности».

http://patriarchia.ru/db/text/1227641.ht...

В музее Санкт-Петербургской духовной академии открылась обновленная экспозиция 26 февраля 2011 г. 16:13 25 февраля 2011 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, и в день тезоименитства приснопамятного Патриарха Алексия II состоялось торжественное открытие обновленной экспозиции в двух залах музея Санкт-Петербургской православной духовной академии . В торжественном открытии обновленной экспозиции принял участие ректор Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий , который обратился к собравшимся с приветственным словом. Открытие новой экспозиции приурочено ко дню тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II , которому и посвящен первый из открывшихся залов. Мемориальный зал Патриарха Алексия II в СПбДА — первый из существующих музеев покойного Предстоятеля, созданный еще при его жизни в конце 1990-х годов. Музей расположен в бывших покоях ленинградских митрополитов. Своей резиденцией эти покои имел и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Открытый зал получил новое дизайнерское оформление, а также пополнился рядом экспонатов — фотографиями, архивными документами и другими предметами. Экспозиция Патриаршего зала посвящена жизненному пути Патриарха от рождения до преставления ко Господу. Особое внимание в экспозиции уделяется периодам жизни, связанным с учебой будущего Патриарха в Ленинградских духовных школах, управлением Ленинградской кафедрой и Первосвятительским служением. Экспозиция представлена собранием фотографий, облачений Патриарха, архивных документов, диссертационных исследований, памятных панагий и медалей, икон, переданных Святейшим Владыкой в дар Санкт-Петербургским духовным школам. Первым экспонатом созданного в 1998 году музея стал Тихвинский образ Пресвятой Богородицы, принадлежавший ранее Патриарху Алексию I и переданный в формируемый фонд экспозиции по благословению приснопамятного Патриарха Алексия II. Другая икона — Собор Московских святителей — передана во время Первосвятительского визита Алексия II, прибывшего в 2006 году в академию для участия в торжествах по случаю 60-летия возрождения Духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/1417661.ht...

Инициатором издания и автором текста является член Синода Эстонской Православной Церкви, руководитель ее Издательского отдела Сергей Мянник. Он рассказал о том, как сложно было собрать из разных источников фотографии для новой книги; многие снимки, опубликованные в книге, сохранились в семейном архиве самого С. Мянника, отец которого был иподиаконом митрополита Алексия (Ридигера), будущего патриарха, возглавлявшего Таллинскую кафедру более четверти века (с 1961 г.). Автор альбома с детства знал архиерея, он вспомнил его доступность, активность (объезжал все приходы, часто – сам за рулем старенького ЗИМа) и отметил, что книга создана в аскетичном духе, «с большой любовью». Гостем презентации стал митрополит Истринский Арсений, викарий Московской епархии. Он рассказал, что в 1978 г. он был определен иподиаконом к митрополиту Алексию (Ридигеру) всего на два богослужения, но «они превратились в тридцать лет рядом с ним». Выступавший в 1983—1989 годы был референтом и личным секретарём митрополита Таллинского и Эстонского (с 1986 года — Ленинградского и Новгородского )  Алексия, им же был рукоположен во диакона, затем во иерея и наконец хиротонисан в епископский сан. По словам митрополита Арсения, главный дар митрополита Алексия Эстонскому православию – Александро-Невский кафедральный собор в центре Таллина. Символично, что юноша Алексей Ридигер был первым, кто ударил в колокол этого собора в 1945 году,  после окончания Второй мировой войны, а в дальнейшем приложил немало усилий, чтобы спасти храм от превращения в планетарий, согласно планам советских властей Эстонии. «Митрополит Алексий употребил весь свой ум, чтобы создать ситуацию, которая изменила решение эстонского руководства о судьбе собора. И поныне он является замечательным памятником русского зодчества в центре Таллина», – сказал митрополит Арсений. Он вспомнил также несколько эпизодов, связанных с богослужениями в этом соборе в советское время. В частности, в конце 70-х гг., когда митрополит Алексий служил пасхальную заутреню, перед храмом собралось так много людей, что архиерей на свой страх и риск (без согласования с властями) открыл двери храма и обратился к верующим с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» «Мало кто ответил тогда: «Воистину воскресе!» Кто кричал «Ура!», кто – «Да здравствует митрополит!»» – с улыбкой вспоминал митрополит Арсений, подчеркнув мужество митрополита Алексия, не побоявшегося  открытого «акта религиозной пропаганды» в храме, стоящем напротив Дома правительства Эстонской ССР. Пасхальные разговения запомнились рассказчику духом братства и любви: «разговлялись все вместе – митрополит с иподиаконами, не было никакого разделения на «касты». К слову, были упомянуты и скромные вкусы главы Таллинской епархии: на столе не было «разносолов»; как и многие жители Эстонии, митрополит предпочитал салаку.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Там Вас знают как иподиакона, пусть к Вам привыкнут как к священнику, а если захотите, то через полгода я Вас переведу в собор. Тогда я выбрал Йыхви, потому что это на полпути между Таллином и Ленинградом. Я очень часто в Таллин ездил, потому что родители жили в Таллине, мама не всегда могла ко мне приехать. И в Ленинград я тоже ездил часто, потому что я пусть и учился экстерном, но заканчивал вместе со своим курсом». Священническое служение (1950-1961). 15 апреля 1950 г. А. Ридигер был рукоположен во диакона, а через день - во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма г. Йыхви. Молодой священник начинал свое служение под впечатлением речи Святейшего Патриарха Алексия I к студентам Ленинградских духовных школ 6 дек. 1949 г., в которой Патриарх нарисовал образ русского православного пастыря. Приход у священника Алексия Ридигера был очень сложный. На первое богослужение о. Алексия, бывшее в Неделю жен-мироносиц, в храм пришли всего несколько женщин. Однако постепенно приход оживал, сплачивался, начали ремонт храма. «Паства там была непростая,- вспоминал впоследствии Святейший Патриарх,- в шахтерский город после войны приезжали из самых разных регионов по специальным направлениям на тяжелые работы в шахты; многие погибали: аварийность была высокой, поэтому как пастырю мне пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами, с различными социальными пороками, и прежде всего с пьянством и порождаемой пьянством жестокостью». Долгое время о. Алексий служил на приходе один, поэтому ездил на все требы. Об опасности, вспоминал Патриарх Алексий, не думали в те послевоенные годы - близко ли, далеко ли, надо ехать отпевать, крестить. С детства любивший храм, молодой священник много служил; впоследствии, уже будучи архиереем, Патриарх Алексий часто с любовью вспоминал свое служение на приходе. В эти же годы о. Алексий продолжал учиться в академии, которую в 1953 г. закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист». Выбор темы был не случаен. Хотя в то время книг у молодого священника было не много, 5 томов «Слов и речей» святителя Филарета (Дроздова) были его настольными книгами. В сочинении о. Алексий привел неопубликованные архивные материалы о жизни митрополита Филарета. Личность Московского святителя всегда являлась для Патриарха Алексия эталоном архиерейского служения, а его произведения - источником духовной и жизненной мудрости.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

15 июля 1957 г. священник Алексий Ридигер был переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. Здесь он нашел совершенно иную среду, нежели в Йыхви. «Я застал,- рассказывал Патриарх Алексий,- и в приходе, и в приходском совете старую юрьевскую университетскую интеллигенцию. Общение с ними у меня оставило очень яркие воспоминания» (ЖМП. 1990. 9. С. 13). Вспоминая о 50-х годах, Святейший Патриарх говорил, что ему «довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будет судить Бог и история» (Там же. С. 40). Успенский собор находился в тяжелом состоянии, требовал срочного и большого ремонта - грибок разъедал деревянные части здания, в приделе во имя святителя Николая во время богослужения провалился пол. Средств на ремонт не было, и тогда о. Алексий решил поехать в Москву, в Патриархию, и попросить о финансовой помощи. Секретарь Патриарха Алексия I Д. А. Остапов, расспросив о. Алексия, представил его Патриарху и доложил о просьбе, Святейший Патриарх распорядился помочь инициативному священнику. Испросив благословение на ремонт собора у своего правящего архиерея епископа Иоанна (Алексеева), отец Алексий получил выделенные деньги. Так произошла первая встреча Патриарха Алексия I со священником Алексием Ридигером, через нескольких лет ставшим управляющим делами Московской Патриархии и главным помощником Патриарха. 17 авг. 1958 г. о. Алексий был возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. Протоиерей Алексий совершал богослужения на церковнославянском языке, в эстонских приходах - на эстонском, которым он владеет свободно. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «не было никакого напряжения между русскими и эстонскими приходами, тем более между священнослужителями». В Эстонии священнослужители были очень бедны, их доходы были значительно меньше, нежели в России или на Украине. Многие из них вынуждены были помимо служения на приходе работать на светских предприятиях, часто на тяжелых работах, например, кочегарами, совхозными рабочими, почтальонами. И хотя священников не хватало, крайне трудно было обеспечить клирикам хотя бы минимум материального благополучия. Впоследствии, уже став иерархом Русской Православной Церкви, владыка Алексий сумел помочь эстонскому духовенству, установив священнослужителям пенсии с более раннего, нежели прежде, возраста. В это время протоиерей Алексий начал собирать материал для своей будущей докторской диссертации «История Православия в Эстонии», работа над которой шла в течение нескольких десятилетий.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

В окт. 1919 г., во время гражданской войны, вместе с отступавшими войсками ген. Н. Н. Юденича выехал из Гатчины в Эстонию. С собой вывез, спасая от осквернения, святыни Гатчинского собора: икону Божией Матери «Филермская», десницу св. Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня. Впосл. эти святыни были отосланы в Копенгаген вдовствующей имп. Марии Феодоровне. В Эстонии служил в Александра Невского соборе в Таллине, стал позднее его настоятелем. В течение мн. лет был членом, впосл. председателем епархиального совета Нарвской епархии, которая объединяла русские приходы Эстонской Православной Церкви (с 1923 по 1940 в составе К-польского Патриархата). Являлся благочинным Ревельского (Таллинского) рус. окр. Нарвской епархии. Получил известность как яркий, талантливый проповедник, пользовался большой любовью и уважением среди прихожан. Некоторые проповеди прот. И. Богоявленского, застенографированные его слушателями, продолжают издаваться. С 1930 по 1940 г. редактировал выходивший в Таллине ж. «Православный собеседник». Преподавал Закон Божий в таллинских рус. учебных заведениях. Был лектором Русского народного ун-та в Тарту. Разработал учебное пособие по преподаванию Закона Божия для рус. детей в эмиграции. Активно участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). Возглавлял делегацию от Эстонии на I Прибалтийском съезде РСХД в Спасо-Преображенской пуст. под Елгавой (Латвия) в авг. 1928 г. Был председателем Ревельского отд-ния РСХД. В 1936 г., после передачи Александро-Невского собора эст. правосл. приходу, стал настоятелем таллинского храма во имя святых Симеона и Анны, куда был перемещен рус. приход Нарвской епархии. В 1938 г. основал 3-летние богословско-пастырские курсы на рус. языке (действовали до 1940). В числе их выпускников был, в частности, свящ. Михаил Ридигер, отец Патриарха Алексия II . Алексей Ридигер (впосл. Патриарх) с 6-летнего возраста прислуживал в храме под рук. прот. И. Богоявленского, о котором сохранил воспоминания как о «достойнейшем труженике на ниве Божией, продолжателе лучших пастырских и духовно-просветительских традиций», «человеке глубокой веры и очень большого духовного и жизненного опыта». По воспоминаниям современников, был большим молитвенником, для молитвы часто оставался в храме после службы. Во время Великого поста прихожане часто исповедовались у него дома, обсуждали с ним свои жизненные проблемы.

http://pravenc.ru/text/674890.html

Вот небольшой фрагмент из его письма к Алеше Ридигеру: « Дорогой о Господе, милый Алешенька! Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым Годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. Будем надеяться, что Господь по Своей великой милости сотворит это. Мы тоже с любовию вспоминаем всех вас: вы для нас — точно свои, родные по духу. Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь! В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном. Искренно любящий тебя о Господе м. Иувиан». Так в самом начале сознательной жизни будущий Первосвятитель прикоснулся душой к чистому роднику русской святости — «пречудному острову Валааму». Через монаха Иувиана духовная нить соединяет нашего Патриарха с Ангелом-Хранителем России — святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению этого великого светильника земли Русской отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно же он рассказывал о великом пастыре милому его сердцу мальчику Алеше. Эта связь напомнила о себе спустя полвека — Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года, избравший Святейшего Патриарха Алексия II, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. Юность. Учеба, начало служения (конец 30-х — конец 50-х годов) Путь, который веками проходили святители земли Русской, — путь пастырского служения, берущий начало от воцерковленного детства во Христе, — был при советской власти под запретом. Божий Промысел о нашем нынешнем Предстоятеле выстроил его жизнь от самого рождения так, что жизни в России советской предшествовали детство и отрочество в старой России (насколько это было тогда возможно), и с советской действительностью встретился возрастом юный, но духом зрелый и мужественный воин Христов. С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви. Его духовным отцом был протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор (+1949). С пятнадцати лет Алексий был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; +1946), а затем и у епископа Исидора. Учился в русской средней школе в Таллине.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245130...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010