Конечно, были и такие, которые пошли за большевиками, потому что они пообещали им землю и сладкую жизнь. Но считать, что все «красные» были шкурниками и лодырями, так же нелепо, как полагать, что все «белые» воевали за дворянские привилегии. Да, «красные» были обмануты, да большевистские главари использовали их иллюзии в своих нечестивых целях. Но не будем забывать, что и те, кто воевал за «белых», тоже были обмануты. Девятнадцатилетний подпоручик-доброволец, истекающий кровью под Новочеркасском или под Ростовом, конечно, ничего не знал ни об участии генерала Алексеева в антицарском заговоре в феврале 1917 года, ни о сговоре Колчака с английской разведкой и американскими олигархами. Доброволец этого ничего не знал, он умирал за Россию. Гражданская война слишком противоестественная и сложная вещь, чтобы простому человеку было сразу понятно, на чью сторону идти. Это ведь только нынешним борцам с коммунизмом всегда ясно, что надо всегда быть неважно с кем, но против «коммуняк». А 92 года тому назад разразилась великая народная трагедия: Братоубийственная война. И подходить к явлению Гражданской войны надо именно как к трагедии, а не как к очередному поводу свести счёты со своими политическими противниками. Между тем, русский народ, и «белые», и «красные», никогда не принял коммунизма, идеи «мирового пожара» и «всемирной революции». К концу 20-х годов всем стало понятно, что явил собой большевизм. Но если большая часть проигравших «белых» все свои надежды связывала с новой иностранной интервенцией против Советской России, то православные люди, оставшиеся в ее пределах, понимали, что большевизм попущен народу России за грехи, что нужно переболеть большевизмом, выстрадать прощение Божие. Примечательно, что все Святейшие Патриархи Московские постреволюционного периода, начиная от Патриарха Тихона и заканчивая Патриархом Кириллом, либо сами, либо их семьи, пострадали от большевизма. Патриарх Тихон (Белавин) был фактически убит большевиками, Патриарх Сергий (Страгородский) неоднократно арестовывался, Патриарх Алексий I (Симанский) был арестован и сослан, Патриарх Пимен (Извеков) был арестован и сослан, дед Патриарха Алексия II (Ридигера) был расстрелян большевиками, родители были вынуждены бежать заграницу от гонений большевизма, дед и отец Патриарха Кирилла (Гундяеева) были узниками советских концлагерей.

http://pravoslavie.ru/37618.html

Однако произведённый ремонт носил по большей части «косметический» характер, что, в частности, подтверждается информацией, размещённой на сайте Компании «Волга-Альп», производившей работы по ремонту кровли храма-памятника. «В 2005 году, в год 1000-летия Казани и приезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, - сообщалось, в частности, в размещённой на нём 24 января 2008 г. статье, - специалистам компании «Волга-Альп» предложили поучаствовать в косметическом ремонте внешней обшивки стен Храма. Мы откликнулись на предложение и нами были выполнены работы по частичной замене и ремонту металлических листов кровли и его окраске. Ремонтировали самыми дешёвыми материалами и красили самой дешёвой краской. Бюджета на полноценные работы не хватало. В любом случае, это лучше, чем ничего и более того, мы осознавали свою глубокую причастность к восстановлению исторической и архитектурной ценности. Сколько мы себя помнили, Храм представлял собой заброшенный, осквернённый надписями, исторически-культурный позор на въезде в город. Для нас было большой честью первыми участвовать в восстановлению внешнего облика Храма, который стоял запущенный с пятидесятых годов прошлого века».(44) Представители той же компании помогли вернуть на храм-памятник Георгиевский крест, установленный в июле 2005 г.(45) «Настоятель Храма Отец Феодор, - отмечалось в той же статье, - попросил нас о помощи. Силами прихожан был изготовлен деревянный прототип георгиевского креста, которого не было на храме 55 лет. Под торжественную процессию и молитву, с помощью альпинистских методов подъёма, нашими силами и Б[о]жьей помощью, этот крест был установлен на своё историческое место и освящён. Эта работа была для нас большой честью. Впоследствии крест был заменён на металлический».(46) Вместе с тем, состояние самого памятника продолжало давать повод для постоянных нареканий, усилившихся на фоне празднования в 2005 г. 450-летия Казанской епархии РПЦ и подготовки посещения Казани Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (А.М.Ридигером).

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

Заявленный в начальном периоде руководства Г. курс на «перестройку» не предполагал отказа от основополагающих принципов советской системы, в т. ч. и по отношению к религии. Религ. убеждения по-прежнему воспринимались как предрассудок, ставились задачи по усилению атеистической работы. В 1985 г. было принято решение рассылать Информационный бюллетень Ин-та научного атеизма не только в областные, но и в районные комитеты партии, тираж издания был увеличен в 20 раз. Принятая в 1986 г. новая редакция Программы КПСС декларировала, что формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание являются важными задачами в области идейно-воспитательной работы. Проводившаяся РПЦ с нач. 80-х гг. ХХ в. подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси явилась поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности». В сент. 1985 г. Секретариатом ЦК КПСС было принято секретное постановление «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», в к-ром подчеркивалась отрицательная роль христианства как разновидности религиозно-идеалистического мировоззрения, оправдывавшей социальную несправедливость. В ответ на развернутую в зап. странах кампанию по защите свободы совести в СССР ЦК КПСС в марте 1986 г. принял постановление «О мерах по противодействию клеветнической клерикальной зарубежной пропаганде в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции», в к-ром указывалось на необходимость тщательного контроля за деятельностью религ. орг-ций. Особую активность в этот период проявлял 4-й отдел 5-го Управления КГБ СССР, утверждавший перечень основных агентурно-оперативных мероприятий по подготовке к 1000-летию Крещения Руси. Предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в сфере государственно-церковных отношений не находили понимания у руководителей гос-ва. 17 дек. 1985 г. в адрес Г. было направлено письмо управляющего делами Московской Патриархии Таллинского митр. Алексия (Ридигера, впосл. Патриарх Алексий II ) с предложением о пересмотре устаревшего законодательства о религ. объединениях. Ответом на это обращение было указание Совета по делам религий при Совете Министров СССР, что подобные вопросы Церкви поднимать не следует (ПЭ. Т. 1. С. 707).

http://pravenc.ru/text/166175.html

Многолетний сотрудник патриарха архиепископ Арсений рассказывал нам, что всегда во время своих частых поездок патриарх Алексий непременно посылал из каждого пункта своего пребывания письмо или хотя бы открытку кому-то из близких людей. - Такая обязательность Святейшего удивительна, особенно на фоне того, что эпистолярный жанр у нас давно утратил свою популярность, - говорит владыка Арсений. - Я и сам в этом убедился, когда, невольно подражая Святейшему, во время поездки вдруг взял да и черкнул несколько строк на открытке одному знакомому священнику в Москву. Того это так встревожило, что он долго пытал меня по приезде в столицу: что это со мной случилось, что же на самом деле означало то послание? Дворянин Привычка к личным письмам у Алексия Ридигера из семейной традиции. Его дворянское происхождение вообще дает себя знать во многом и многое объясняет. Конечно, воспитывался он совсем не в то время и не в тех условиях, которые связаны с расхожими представлениями о русском дворянстве. Эмигрантские невзгоды родителей, Эстония тридцатых годов и военных лет, скромная по достатку семья. Ни званых вечеров с балами, ни слуг с гувернантками. И дедушек своих он не помнит живыми. Однако сильны были гены и семейные традиции от старинного рода Ридигеров, прославившегося еще в войне 1812 года, и от другого знатного рода - Писаревых. Отец матери будущего патриарха, полковник-белогвардеец был расстрелян большевиками в Териоках, нынешнем Зеленогорске под Питером. Дворянское происхождение в советское время было не только не в чести, но и опасно. Даже в церковной среде, истерзанной репрессиями до крайней степени, такие, как Алексий Ридигер, могли уцелеть лишь чудом. И в высшем духовенстве потомственные дворяне оказывались редким исключением. Одним из них был и тогдашний патриарх Алексий I (Симанский). Судя по всему, он чувствовал себя страшно одиноким в с........оветском окружении. И сразу расположился душой к провинциальному священнику, который сумел пробиться на прием к самому патриарху, чтобы сообщить о неотложных нуждах своего храма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Помню, мы гостили у него вместе с моим другом отцом Леонидом Грилихесом, который сейчас служит в Брюсселе. Мы гуляли по городу, ходили во всем музеи, отец Сергий много рассказывал о Ван Гоге. Он прекрасно знал культуру этой страны и даже написал о Голландии книгу. Оставаясь человеком совершенно русской, петербургской культуры, он воспринимал страну, в которой ему Господь благословил служить в течение 25 лет, как родную и людей, которые там живут, от себя не отделял. Это видно уже потому, что половина его прихода составляли голландцы. Он был настоящим апостолом, миссионером в своей стране благодаря тому, что сумел воспринять голландскую национальную культуру. Мне очень горько от его ухода.  Я полюбил этого человека, мы хорошо друг друга понимали. Он написал для одной из моих книг предисловие, и для меня это огромная радость. Я знаю, что сейчас ко мне должна прийти его последняя книга о свободе, которую он буквально за несколько дней до смерти подписал специально для меня. Протоиерей Сергий Овсянников родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, затем Ленинградскую духовную семинарию (1982) и Ленинградскую духовную академию (1986). Кандидат богословия. На протяжении многих лет работал консультантом по библейским переводам в Объединенных библейских обществах. Женился на Е. А. Фоогд. Рукоположен во диаконы в 1987 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) (впоследствии Патриарх Алексий II). Переехал в Голландию. Во священники рукоположен в Лондоне в 1990 г. митрополитом Сурожским Антонием (Блумом). Настоятель Свято-Николаевского прихода в г. Амстердам (Голландия) после ухода на покой протоиерея Алексия Фоогда. Проживал в Амстердаме. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/otets-sergiy-byil-nast...

Заседание Попечительского совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». 31 мая 2005 г.      — Что для Патриарха Алексия II значила Россия? — У него была своя связь с Россией, он был от нее неотделим. Святейший много ездил по епархиям и по стране. Когда приезжал из поездок, никогда не рассказывал о том, как замечательно его принимали, и с кем из важных людей он встретился. Патриарх всегда шутил, что к его приезду будут отремонтированы дороги к храмам. Уже это для него было счастьем. Он очень много рассказывал про то, о чем говорили с ним простые люди. Помню, как в 1990-е годы, после возвращения в Москву из одной епархиальной поездки, Патриарх рассказал, что люди просили его о том, чтобы он помолился о них Богу и попросил Господа дать им силы «потерпеть еще». Это произвело на него огромное впечатление. Он часто об этом вспоминал, все время к этому возвращался. Я никогда не слышал от него слов о том, что он любит Россию или что он сын России. Для Святейшего любовь к родной стране была настолько же естественным состоянием, как и любовь родителей к детям. Когда он выезжал за пределы страны, то по возвращении никогда не сравнивал Россию с другими странами. Он любил ее такой, какой она была и есть. Молодой Алексий Ридигер — Часто ли Патриарх вспоминал о детстве? — Он часто вспоминал одну историю, как в 1940 году в Эстонию вошли советские войска. Тогда в Таллине среди местного населения и русских эмигрантов начались аресты и высылки в Сибирь и северные области России. Такая судьба была уготована и семье Ридигеров, однако Промысл Божий сохранил их. Семья спряталась в сарае вместе с собаками, которые постоянно лаяли. Когда за семьей приехали, то все вокруг обыскали, но никого не нашли. Даже собаки, которые обычно вели себя очень чутко, даже ни разу не гавкнули и тем самым не выдали своих хозяев. Но мне больше всего запомнилась история о том, как маленький Алексий в восьмилетнем возрасте начал вести переписку с монахом Иувианом. Это было для него очень важно. Мне кажется, что когда к Патриарху приходили вот такие, как мы, эта история повторялась. Только уже он был монахом Иувианом, а мы — теми восьмилетними мальчиками, с которыми надо было разговаривать.

http://pravoslavie.ru/66445.html

Итак, в первую очередь выскажу ряд замечаний по названию работы. Автор назвал свою статью «Православное образование в России после 1917 г. и в СССР», принимая во внимание, что издатели требуют от авторов статей формулировать название последних лаконично, название статьи о. Д. Конюхова не соответствует тексту публикации. Речь в статье идет по большей части о высшем духовном образовании (духовных семинариях и академиях, вопросы же среднего образования, как и воскресных школ, вынесены за скобки исследования). Частично автор касается темы обновленческих духовных заведений (которые нельзя называть православными в полной мере), и, наконец, в названии фигурирует аббревиатура СССР, хотя, за исключением упоминаний об Одесской духовной семинарии, речь в статье ведется о духовных школах, расположенных на территории РСФСР. Теперь перейдем непосредственно к тексту рецензируемой работы. Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных результатов, является обзор деятельности духовных школ в советскую эпоху. В статье обоснованно на первый план выдвигается история Московской и Санкт-Петербургской духовных школ, а также дается краткая характеристика церковным деятелям, трудившимся на административных и профессорских постах в непростой период существования Церкви. Автор, безусловно, углубляет наше представление о состоянии духовного образования непосредственно после Октябрьской революции, вскрывает новые черты взглядов прогрессивной православной общественности на реформирование духовного образования, применительно к сложившимся в стране политическим изменениям. Автор проявил умение разбираться в характере взаимодействия администрации духовных академий и семинарий с государственной властью в лице Совета по делам РПЦ, систематизировал материал по Русскому студенческому христианскому движению и обобщил его. Безусловной заслугой о. Димитрия являются некоторые уточнения существующих понятий о богословской школе и богословской науке, сложившейся в лоне Русской Православной Церкви Заграницей, а также других братских Поместных Церквах. Работа, бесспорно, проливает свет на некоторые прежде неизвестные, а также малоизвестные аспекты деятельности Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, а также его председателей (митрополита Григория (Чукова), митрополита Алексия (Ридигера)).

http://bogoslov.ru/article/1939559

Архив Пн К 200-летию научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» 26 января 2021 г. 09:00 Научному журналу  Санкт-Петербургской духовной академии   «Христианское чтение» исполнилось 200 лет. Журнал по праву считается старейшим научно-богословским периодическим печатным изданием России. В октябре 1820 года на одном из заседаний конференции академии ректор архимандрит Григорий (Постников) (1784-1860), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова), обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?». Это предложение было единодушно принято. В состав редакции журнала, помимо ректора академии, вошел также ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». С 1848 по 1917 годы «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были переводы святоотеческих творений, но и не только они. Так, начиная с 1906 года в качестве приложения к журналу публиковались отредактированные профессором А.И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней Церкви» профессора В.В. Болотова. В 1870-1915 годах в виде приложения выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии». В 1918 году редакция «Христианского чтения» была вынуждена прекратить свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской духовной академии» было возобновлено в 1990 году ЛДАиС. Номер открывался благословением  митрополита Алексия (Ридигера)  (вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси): «Божие благословение на издание ежеквартального журнала " Вестник Ленинградской духовной академии " , который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией " Христианского чтения " , публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии».

http://patriarchia.ru/db/text/5758001.ht...

Статья 24. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Религиозные объединения вправе осуществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и через общественные организации (фонды). Они имеют право создавать культурные и просветительские организации, а также учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение, на условиях и в порядке, установленном для общественных объединений в РСФСР. Статья 26. СОБСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В собственности религиозных объединений могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для их деятельности. Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами, организациями или переданное государством, приобретенное на других законных основаниях... Статья 31. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Граждане, включая священнослужителей, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и учреждениях, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими, служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций. В этих целях религиозные объединения, их предприятия и учреждения производят отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения в порядке и размерах, установленных для общественных организаций. Всем гражданам, работающим в религиозных объединениях, на их предприятиях и в их учреждениях, государственная пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством на общих основаниях. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповеданиях и религиозных объединениях. М., 1994. Документы органов управления религиозных организаций 1985–1990 гг. 1989 г., декабрь. – Выступление митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера) на II съезде народных депутатов СССР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со стороны материнской, а именно со стороны бабушки, родичи А. Ф Лосева происходили тоже из станииы Урюпинской. Эго известная семья Жите–невых, некоторые черты из биографии которой проследил большой знаток архивов математик Л. А. Новиков, которому я, как всегда, глубоко благодарна за ценные сведения. Бабушка А. Ф. Лосева Евдокия Алексеевна Житенева родилась в 1836 году Ее старший брат, Петр Алексеевич — в 1833 году Дочь Е. А. и сын П. А Евдоким Петрович (р. 1868), таким образом, оказались двоюродными братом и сестрой, а Е П — двоюродным дядей А. Ф. Лосева. Имя этого дядюшки, который жил в Москве на Остоженке в собственном доме, был членом правления Грибановской мануфактуры, постоянно встречается в дневниках студента Лосева. Эго тот самый добрый дядя Авдоша, в дочь которого Люсю, то есть свою кузину, был влюблен юный Лосев. Мать Евдокима Петровича, урожденная Анастасия Ивановна Упоренкова из казачьей дворянской семьи, дочь войскового старшины, владевшего в Хоперском округе 120 десятинами земли, в Урюпинской станице двумя домами Житеневы, судя по всему, были люди почтенные, достойные, большей частью военные Так, отец бабки Алексея Федоровича, то есть его прадед, Алексей Евдокимович Жите–нев, потомственный казак, имеет замечательную биографию, хотя он родился в 1797 году, но совершенно юным уже участвовал в военных кампаниях 1812—1814 годов Из его послужного списка известно, что он, сын есаула, в июне 1812 в походе с Дона на запад шел под командой генерала Тормасова, брал Варшаву под начальством генерала Беннигсена, участвовал под Лейпцигом в знаменитой Битве народов 1813 года под командованием генерал–лейте–нанта графа Ф. В. Ридигера, предка патриарха Всея Руси Алексия II В боях за переправу через Рейн он был под командованием генерала Витгенштейна Через Страсбург дошел до Парижа За участие по взятии Парижа был награжден орденом св Георгия 27850) и удостоен потомственного дворянства, а за кампании 1812–1814 годов получил памятную серебряную медаль. Алексей Житенев воевал и в 20–е годы XIX века. Он участник русско–турецкой войны 1822–1829 годов. За турецкую кампанию получил из рук графа Воронцова серебряную медаль Охранял границы по Черному и Азовскому морям С корпусом генерал–лейтенанта Сухомлина сражался против турок, когда русские войска разбили верховного турецкого визиря и переходили через Балканы, вытесняя турок Получил патент на чин сотника и скончался, находясь в боях с пятнадцатилетнего возраста, в возрасте сорока двух лет в 1839 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010