Владыка Алексий часто приезжал в Пюхтицкую обитель, где именно его усердием многое было благоустроено: восстановлены стены, расписан собор, проведены свет и водопровод. Вот как вспоминала о тех благословенных временах игумения Варвара (Трофимова): «Владыка не только был нашим духовным руководителем, но и сам помогал нам по хозяйству. Как-то приезжает на первой неделе Великого поста, а тут аккурат уголь привезли. Он и направился туда. Я ему: “Владыка, куда вы?” А он: “Уголь разгружать. А вы не смейте ходить”. И вместе с сестрами весь уголь разгрузил. Потом увидел, что дрова не колоты, потребовал колун… Владыкиных дров нам надолго хватило. Очень жалел он сестер…» В 1964 году указом Святейшего Патриарха Алексия I епископ Таллинский Алексий (Ридигер) был возведен в сан архиепископа. В декабре того же года он был назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Синода. В годы маститой старости патриарха Алексия I ему требовался деятельный и всецело преданный помощник, каким патриарх считал владыку Алексия, близкого ему по происхождению, воспитанию и образу мыслей. В 1986 году владыка Алексий назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. После смерти патриарха Пимена в 1990 году Поместный Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол, из которых наибольшее число голосов получил митрополит Ленинградский Алексий. Диакон Илия Кокин свидетельствовал об удивительном смирении Святейшего: «Как-то мне довелось сопровождать патриарха во время его визита на Валаам. В какой-то момент наместник монастыря привел патриарха к себе в покои, а сам ненадолго отлучился, чтобы дать необходимые распоряжения. В его кабинете остались только Святейший, я и келейник наместника — молодой послушник. В кабинете стоял большой аквариум, а надо сказать, что патриарх очень любил животных… Так вот, патриарх увидел рыбок и стал внимательно их разглядывать, потом начал расспрашивать послушника о том, как он за ними ухаживает. И когда выяснилось, что в этот день послушник еще не кормил рыбок, Святейший изменился в лице и как-то совершенно по-детски спросил: “А можно я их покормлю?” Меня тогда поразила не столько эта детская непосредственность патриарха, сколько удивительное смирение: он, Предстоятель Церкви (!), спрашивает разрешение у послушника».

http://pravoslavie.ru/100508.html

Надо сказать, что 22 декабря 1964 года управляющим делами Московской Патриархии стал епископ Таллиннский Алексий (Ридигер). Пожалуй, в чем-то он был созвучен Патриарху Алексию Первому. И, пожалуй, действительно, с этого момента ключевыми фигурами в нашей церковной жизни становятся именно эти два человека: митрополит Никодим и архиепископ, а затем уже и митрополит Алексий. Что касается Патриарха Алексия Первого, то вот эти брежневские годы становятся для него временем, когда он постепенно угасает. Правда, 25 декабря 1967 года, вскоре после получения им четвертого ордена Трудового Красного Знамени он получает записку архиепископа Гермогена (Голубева) «К пятидесятилетию восстановления Патриаршества. Историко-каноническая юридическая справка», в которой он очень честно, очень последовательно показывает то, насколько не соответствует жизнь нашей Церкви её же собственному, принятому когда-то на Поместном соборе 1917–18 гг. собранию определений, во многом и не отменявшихся. Никакой значительной реакции не было. Процесс закрытия храмов идет, но вялотекущий. В 1966 году число приходов сокращается до 7 523. И, собственно, последними, опять-таки инициированными митрополитом Никодимом значительными событиями в жизни Патриарха Алексия становятся определение Синода о случаях обращения старообрядцев и католиков, допускавшее причащение старообрядцев и католиков в Православной Церкви без перехода ими в православную веру как таковую, и томос о даровании автокефалии Православной Церкви в Америке 10 апреля 1970 года. Повторяю, это произошло за неделю до кончины Патриарха Алексия, и все это уже было связано с деятельностью митрополита Никодима. Патриарх Алексий оказался в ситуации, когда он, действительно, умирал в эпоху застоя, когда, по существу, политика государства по отношению к Церкви не изменилась, но активность гонений, безусловно, пошла на убыль. Можно лишь, наверное, предполагать, хотел ли видеть в качестве своего преемника на патриаршей кафедре Алексий Первый митрополита Никодима. Вероятно, не хотел. Но надо сказать, что в его окружении, пожалуй, наиболее в чем-то соответствовал ему, действительно, его тезка, митрополит Алексий (Ридигер).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Отец Церкви – отец народа Памяти Патриарха Алексия II († 5.12.2008) Николай Лисовой   02:02 05.12.2020 779 Время на чтение 8 минут Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век - страшный и славный, кровавый и благословенный - кончился не в 2000 году, как следует по календарю, а с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пяти Патриархам - от Святителя Тихона до Святейшего Алексия II - Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: Святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма; Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и не верующего) народа в годы Великой Отечественной; Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950-1960-х, Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси… Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX - начале XXI века. Отец Церкви – отец народа Трудно сказать, кто на кого " влиял " в тот или иной период сильнее: Церковь на Державу или Держава на Церковь, или воля Божия назначила время перемен для той и другой. Несомненно одно: для Церкви годы первосвятительства Алексия II были временем возрождения и утверждения. Напомним лишь основные, знаковые события его биографии. 23 февраля 1929 г. в столице Эстонии Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей. Традиционный вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/04/...

В Москве пройдет презентация книги «Путем Христовым», посвященной памяти Святейшего Патриарха Алексия II 15 октября 2009 г. 19:17 В культурном центре Вооруженных сил РФ в Москве 21 октября пройдет презентация книги «Путем Христовым», посвященной памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В ней делятся воспоминаниями о почившем Предстоятеле 77 известных в стране и мире людей — деятелей науки, культуры, общественных деятелей, руководителей иностранных государств, рассказала Ольга Климашевская, гендиректор Института изучения реформ и предпринимательства, под редакцией которой издана книга. С обращением к читателям книги выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Высокий авторитет, который наша Церковь сегодня имеет во всем мире, во многом связан с именем и служением Святейшего Патриарха Алексия», — говорится в обращении Святейшего Патриарха Кирилла к читателям. В самые сложные моменты противостояний и конфликтов Патриарх Алексий II призывал людей к миру и согласию; заботясь о единстве Церкви, он стремился сделать все возможное, чтобы «духовное наследие Святой Руси стало неотъемлемой частью жизни наших современников», пишет Святейший Патриарх Кирилл. Книгу открывают вступительные статьи президента России Д.А. Медведева и премьер-министра В.В. Путина . Как пишет в статье глава государства, под началом Патриарха Алексия II Русская Церковь превратилась в «один из авторитетных институтов, плодотворно взаимодействующих с государством и оказывающим влияние на многие сферы общественного развития». «Не будет преувеличением сказать, что сам масштаб личности Патриарха оказал колоссальное воздействие на духовную жизнь и нравственное состояние российского общества, на укрепление национального самосознания народа», — отметил Д.А. Медведев. В качестве особой заслуги Патриарха Алексия II перед страной президент назвал его усилия по воссоединению Русской Православной Церкви. Д.А. Медведев также обратил внимание на «эталонную культуру общения», которой обладал Предстоятель, добавив, что «это испытал каждый, кто хоть раз говорил с ним или слышал его пастырское слово». В свою очередь В.В. Путин во вступительной статье отметил, что под предстоятельством Патриарха Алексия II Церковь «помогла тысячам прихожан обрести веру, надежду и любовь, научила состраданию к ближнему», «заметно расширила рамки своего социального служения». По словам премьера, во многом благодаря содействию Патриарха «в истории Православия была открыта новая страница». Книга состоит из 19 глав, каждая из которых открывается рассказом Патриарха Алексия II о себе, своем служении Богу и людям. Ее объем — 704 страниц. Издание содержит более тысячи фотографий, в том числе и ранее не публиковавшихся. Впервые читателям будет представлена родословная Ридигеров за 300 лет. «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/815361.htm...

На фоне ужесточения антирелиг. политики властей в 1948-1953 гг. священноначалие принимало меры по упорядочиванию церковно-адм. структуры М. е. Не позднее 1952 г. произошла передача приходов Москвы под непосредственное управление патриарха, приходы Московской обл. были закреплены в ведении митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) как патриаршего наместника (см. в ст. Крутицкая кафедра ). Служение всех благочинных и приходских клириков Москвы непосредственно курировал управляющий делами Московской Патриархии прот. Николай Колчицкий, согласовывавший свои действия как с патриархом, так и с митр. Крутицким и Коломенским. По инициативе прот. Николая Колчицкого в нач. 50-х гг. была упорядочена церковно-адм. система в Москве, уточнены границы существовавших 3 городских благочиннических округов. Также по предложению Колчицкого распоряжением патриарха Алексия I от 1 нояб. 1953 г. было образовано благочиние кладбищенских церквей Москвы, главой к-рого стал настоятель Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище прот. Димитрий Преображенский, в 1955 г. его сменил настоятель Ильинского храма в Черкизове прот. Павел Цветков. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) совершает богослужение в сослужении митр. Пимена (Извекова) и митр. Алексия (Ридигера). Фотография. 1968–1969 гг. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) совершает богослужение в сослужении митр. Пимена (Извекова) и митр. Алексия (Ридигера). Фотография. 1968–1969 гг. Границы благочиний менялись в соответствии с изменениями в территориально-адм. делении города. В авг. 1960 г. в состав Москвы из Московской обл. был включен 21 приход за счет присоединения к столице Красногорского, Люберецкого и др. районов, составивших т. н. лесопарковую пригородную зону Москвы. К нач. 1961 г. в Москве насчитывалось 57 приходов. Однако уже 11 нояб. 1961 г. большая часть пригородных районов была возвращена в состав Московской обл. Т. о., к имевшимся в Москве к 1960 г. 36 храмам добавилось 8 приходов: Казанский храм в Коломенском, Покровский храм в Медведкове, Никольский храм в Бирюлёве, Адриано-Натальинский храм в Бабушкине, Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, Знаменский храм в Аксиньине, Крестовоздвиженский храм в Алтуфьеве и Успенский храм в Вешняках. Остальные 13 приходов, временно находившихся в черте Москвы, вернулись в состав Московской обл., из них приход в с. Лихачёве Мытищинского р-на на момент нахождения в составе столицы в 1961 г. был закрыт. В связи с указанными изменениями в 1961 г. произошла очередная реорганизация благочиннических округов Москвы: вместо 1, 2 и 3-го округов были образованы в новых границах округа уже не под номерами, но с названиями: Северный (13 храмов), Москворецкий (17 храмов) и Преображенский (14 храмов). Кладбищенское благочиние было упразднено.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Свое последнее богослужение Святейший патриарх отслужил 4 декабря, в праздник Введения Пресвятой Богородицы—знаменательно, что в этот же день исполнился 91 год с момента интронизации (избрания на патриарший престол) святителя Тихона. Судьбы двенадцатого и пятнадцатого патриархов, при всей своей несхожести, имеют одну общую черту: обоим предстоятелям пришлось взять на себя бремя попечения о церкви в переломные эпохи—в момент распада государственной власти, в те годы, когда единство церкви как сообщества верующих находилось под угрозой. Патриарх Тихон, причисленный к лику святых, стал первым предстоятелем Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 году и первым высшим иерархом, которому пришлось принять на себя удары со стороны новой коммунистической и атеистической власти. Патриарх Алексий II, избранный на Поместном соборе 1990 года, встал во главе церкви накануне крушения этой власти, за которым последовал и распад советской империи. В новые времена, при всеобщем признании принципа свободы совести и отделения церкви от государства зачастую межцерковные и межрелигиозные противоречия использовались и «раскручивались» политическими силами в своих целях. Поэтому одной из основных пастырских заслуг Патриарха Алексия считают сохранение канонического церковного единства РПЦ «поверх» границ, прочерченных политиками на постсоветском пространстве. И, безусловно, в истории РПЦ первосвятительство Алексия II запомнится как время, когда был преодолен многолетний раскол между церковью в Отечестве и за рубежом—подписание в прошлом году Акта о каноническом общении между Московским патриархатом и РПЦЗ во многом явилось заслугой покойного предстоятеля Русской православной церкви. Шестнадцатому патриарху, который будет избран в будущем году на Поместном соборе, предстоит разрешить те проблемы, которые церковь не смогла преодолеть в патриаршество Алексия II, -- уврачевать расколы на Украине и в Эстонии. Алексий II, в миру Алексий Михайлович Ридигер, сам родился за рубежами России—в 1929 году Таллин, как и сейчас, был столицей независимой Эстонии. Известно, что «эстонский канонический вопрос» был одним из камней преткновения в отношениях между Московским и Константинопольским патриархатами—Москва оспаривает законность существования Эстонской апостольской православной церкви, которую взял под свое покровительство Константинополь. Но мало кто знает о том, что отец будущего русского патриарха, протоиерей Михаил Ридигер, был рукоположен в священники митрополитом Таллинским Александром (Паулусом), тем самым, который впоследствии возглавил «раскольническую» эстонскую юрисдикцию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И Михаил Александрович, и его будущая супруга Елена Иосифовна (в девичестве Писарева; 12 мая 1902 - 19 авг. 1959) были деятельными участниками православной церковной и общественно-религиозной жизни Таллина, участвовали в РСХД. Е. И. Ридигер родилась в Ревеле (современный Таллин), ее отец был полковником Белой Армии, расстрелян большевиками в Териоках (ныне Зеленогорск Ленинградской обл.); родственники по линии матери были ктиторами таллинской Александро-Невской церкви на кладбище. Еще до свадьбы, которая состоялась в 1926 г., стало известно, что Михаил Александрович хочет стать священником. Уклад семейной жизни Ридигеров был скреплен «не только узами родства, но и узами большой духовной дружбы». До рождения Алексея произошел случай, который семейное предание сохранило как проявление Промысла Божия о будущем Первосвятителе Русской Церкви. Незадолго до рождения сына Елена Иосифовна должна была совершить далекую автобусную поездку, но в последний момент, несмотря на ее просьбы и даже требования, ее не посадили на уходящий автобус. Когда же она пришла на следующий рейс, то узнала, что предыдущий автобус попал в аварию и все пассажиры погибли. В Крещении мальчику было дано имя в честь Алексия, человека Божия. Алеша рос спокойным, послушным и глубоко религиозным. Этому способствовала атмосфера в семье Ридигеров, являвшей собой пример «малой Церкви». С самого раннего детства интересы Алеши Ридигера были связаны с церковной службой, с храмом. По воспоминаниям Первосвятителя, будучи 10-летним мальчиком, он «знал службу и очень любил служить. В комнате в сарае у меня была церковь, были облачения». Учебу Алеша начал в частной школе, перешел в частную гимназию, потом учился уже в обычной школе. В конце 30-х гг. в Таллине открылись русскоязычные богословско-пастырские курсы под руководством протоиерея Иоанна (будущий епископ Таллинский Исидор (Богоявленский)), в первый же год их работы М. А. Ридигер стал слушателем курсов. Протоиерей Иоанн, «человек глубокой веры и очень большого духовного и жизненного опыта», был также законоучителем в школе и духовником Алеши Ридигера, позднее вспоминавшего об этом времени: «И в семье, и мой духовник учили видеть доброе в людях, так было и у родителей, несмотря на все трудности, которые им приходилось преодолевать. Любовь и внимание к людям были теми критериями, которыми руководствовались и о. Иоанн, и мой отец» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Члены семьи Ридигеров были прихожанами Александро-Невского таллинского собора, а после его передачи в 1936 г. эстонскому приходу - Симеоновской церкви. Алеша с 6 лет прислуживал в храме, где настоятельствовал его духовник.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Сегодня, в день 5-летия со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , портал Православие.Ru представляет вниманию читателей 2-ю главу из книги о Святейшем, которую писатель Александр Сегень готовит для публикации в серии «Жизнь замечательных людей». Выбранный фрагмент повествует о малоизвестных эстонских страницах жизни юного Алексия Ридигера, чудесной истории его появления на свет и первых шагах на пути к великому церковному служению. Заданный отрывок охватывает 1929–1940-е годы. Молодой Алексий Ридигер Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошла до неё, кондуктор сухо объявил: — Piletid otsa! — Кончились билеты! — Но мне очень нужно, — взмолилась беременная. — Пожалуйста! Я готова хоть стоя ехать. — Стоя ехать не полагается! — решительно отказал кондуктор. Уговаривать его было бесполезно. Единственное, что он мог для неё сделать, продать билет на завтрашний рейс. На другой день она снова пришла на автобусную остановку. При виде неё вчерашний кондуктор свысока посмотрел и сухо обронил: — Ваше счастье, что вы вчера не уехали. — А в чём дело? — Тот автобус разбился. Упал с моста в реку. Все пассажиры погибли. Она могла погибнуть вместе со всеми. И не родился бы её ребёнок. А она ещё так переживала, что не смогла уехать вчера! Бог отвёл её и малыша от погибели. Чудо милости Господней, благодаря которому на свет появится Алёша Ридигер. Другое, ещё более потрясающее чудо произойдёт на водах Невы 21 августа 1963 года. Но об этом — в своё время. Елена Иосифовна не поехала в злосчастном автобусе, её ребёнок нужен будет всей России, и он появился на свет в субботу 23 февраля 1929 года по новому стилю. В сей день Церковь отмечает память мученика Харалампия, епископа Магнезийского, пострадавшего в 202 году. Правитель Лукиан, видевший мучения, лично приблизился к терзаемому, плюнул в него, и тотчас лицо Лукиана повернулось назад, а затылок стал вместо лица. Лишь по молитве мученика лицо правителя вновь заняло привычное положение. Кроме Харалампия 23 февраля вспоминают мучеников Порфирия и Ваптоса, благоверную княгиню Анну, супругу Ярослава Мудрого, преподобного Прохора Печерского, преподобного Лонгина Коряжемского, святую Галину и мучениц дев Еннафу, Валентину и Павлу.

http://pravoslavie.ru/66446.html

Архипастырь Эстонской земли 9 декабря 2019 г. 18:43 5 декабря 2008 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии»  опубликован материал о служении Святейшего Патриарха Алексия II на Эстонской земле, которой он посвятил большую часть своей жизни. Его Святейшеству удалось отстоять предписанные к закрытию в эпоху хрущевских гонений храмы и монастырь, сохранить в них молитвенную жизнь. После избрания на Первосвятительский престол Алексию II пришлось противостоять Константинополю, чтобы защитить приходы Русской Православной Церкви в Эстонии уже от притязаний Фанара. О том, какие задачи ставил перед собой епископ Таллинский и Эстонский Алексий, с какими трудностями столкнулся в их решении и как их удалось преодолеть, говорится в статье аспирантки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Марины Непочатовой. Жизнь Святейшего Патриарха Алексия II была неразрывно связана с Эстонией Его отец Михаил Александрович Ридигер происходил из дворянской семьи, в юности соби­рался стать юристом, но Октябрьский переворот 1917 года нарушил эти планы. Семья Михаила, опасаясь репрессий со стороны новой власти, эмигрировала из Петрограда в Эстонию. В годы революции и гражданской войны многие представители дворянства, духовенства, участники белого движения эмигрировали в объявившие независимость балтийские страны, надеясь уберечься там от преследований большевистской власти. В 1926 году Михаил Александрович женился на Елене Иосифовне Писаревой, дочери офицера царской армии, убитого в 1917 году солдатами в Выборгской крепости. Революционные события принесли в жизнь молодых людей горе и нищету. Однако Михаил и Елена сохранили искреннюю веру в Бога. Супруги стали активно участвовать в церковной и общественно-религиозной жизни Таллина. Молодая чета Ридигер была в числе активистов Русского студенческого христианского движения (РСХД). Впоследствии Святейший Патриарх Алексий вспоминал, что родители были участниками Пятого съезда РСХД, проходившего в июне 1932 года в Эстонии, в Пюхтицком монастыре. В независимой Эстонии в условиях религиозной свободы могли проходить такие конференции, в то время как в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х годов гонения на Церковь приобрели беспрецедентные масштабы. О проведении подобных съездов не могло быть и речи.

http://patriarchia.ru/db/text/5544721.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010