Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Муляр Александр Петрович; род. 4 нояб. 1976 г., г. Луцк Волынской обл., Украинской ССР), еп. Саянский и Нижнеудинский. Из семьи священника. С детства прислуживал в храме, помогая отцу. Нес послушание иподиакона у архиеп. Волынского Варлаама (Ильющенко) и у еп. Волынского Варфоломея (Ващука) . В 1994 г. окончил среднюю школу в г. Луцке. В 1994-1998 гг. обучался в Московской ДС. В 1998 г. ректором МДАиС еп. Верейским Евгением (Решетниковым) поставлен во чтеца. В 1998 г. поступил на очное отделение Киевской ДА, которую окончил в 2002 г., защитив дипломную работу «Распространение христианства в Европе, Африке и Азии в I-III вв.». В 2002-2004 гг. нес певческое и иподиаконское послушание в Киеве. В 2004 г. поступил в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, где нес послушание казначея. 2 апр. 2005 г. по благословению архиеп. Костромского и Галичского Александра (Могилева) наместником Ипатьевского монастыря архим. Иоанном (Павлихиным) пострижен в малую схиму с именем Алексий в честь свт. Алексия, митр. Московского. 10 апр. 2005 г. архиеп. Александром рукоположен в сан диакона, 12 апр. 2005 г. — во иерея. В 2010 г. по представлению архиеп. Александра возведен в сан игумена. 19 окт. 2011 г. перешел в клир Магаданской епархии. 6 нояб. Того же года назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора г. Магадана и казначеем епархии. Решением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. избран епископом Саянским и Нижнеудинским. 6 окт. 2013 г. еп. Магаданским и Синегорским Иоанном (Павлихиным) возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 1 нояб. 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 2 дек. за Божественной литургией в храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . Награжден орденом Украинской Православной Церкви прп. Феодосия Черниговского (2013). Лит.: Наречение и хиротония архим. Алексия (Муряра) во епископа Саянского и Нижнеудинского//ЖМП. 2014. 2. С. 60-62. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1973042.html

Иона (Собина) епископ рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин), епископ рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру; архиепископ Полоцкий и Великолуцкий с 06.04.1563 Афанасий (Палецкий), епископ рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 Елевферий, епископ рукоположен архиепископ Полоцкий и Великолуцкий Пафнутий, епископ рукоположен с 1566 (1567) 26.11.1570 (1569) Варлаам, епископ рукоположен 21.07.1586 Григорий, епископ упоминается около 1616 Иов, епископ рукоположен архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое; 24.06.1594 Галактион, архиепископ с 1593 по 1608 удалён с кафедры тушинцами; 13.07.1610 (1609, 1613) Кафедра пустовала около четырёх лет. Герасим, архиепископ рукоположен в 1612 (Великим постом) 20.02.1617 Арсений (Апостол), архиепископ свт., бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 1615 по начало 1626 на покое; 29.04.1630 Иосиф (Курцевич), архиепископ бывший епископ Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучён и сослан в Сийский монастырь; 15.06.1642 Софроний, архиепископ, свт. рукоположен с 05.10.1634 Серапион, епископ рукоположен с 29.01.1654 13.09.1654 Иосиф, архиепископ рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; в начале 1657 Филарет, архиепископ рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан, архиепископ рукоположен с 09.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661–1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Имена Сведения Стефан, архиепископ повторно с 1666 по 02.07.1679 лишён сана и сослан в Новгородский Лисицкий монастырь; 1679 Маркелл, архиепископ рукоположен с 21.03.1680 по 06.09.1681 митрополит Псковский и Изборский Павел (Моравский), архиепископ бывший архиепископ Коломенский и Каширский с 06.09.1681 по ноябрь 1681 митрополит Рязанский и Муромский Иларион, архиепископ, свт. рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; 14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович), митрополит бывший митрополит Сербский 18.03.1712

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексию (Симанскому; впосл. патриарх Алексий I ), сохранность мощей Н. и других Новгородских святых находилась под большой угрозой («...Св. мощи находились в обнаженном виде в гробницах. В раках стекла были выбиты, и в соборе тоже, так что дождь и разный мусор попадал в гробницы. Немцы и испанцы с папиросами во рту и с собаками прогуливались по собору и прикасались своими нечистыми руками ко св. мощам, а собаки обнюхивали их»). 5 нояб. 1941 г. прот. В. Николаевский и прот. Петр Чесноков, добившись у нем. властей пропуска в Софийский собор, «св. мощи свт. Никиты обтерли чистой сырой губкой, предварительно вынув его из гробницы; одели длинную белую сорочку, сшитую специально благодетелями, также облачили его в подризник, епитрахиль, фелонь, малый омофор и возложили на главу его митру; лицо его покрыли воздухом и с благоговением вновь положили его в вычистенную и вытертую гробницу» (Кафедра новгородских святителей. Вел. Новг., 2011. Т. 1. С. 248). 4 июня 1942 г. Софийский собор попал под артиллерийский обстрел и получил 18 пробоин. Вскоре после этого прот. В. Николаевский обнаружил, что «некоторые гробницы были сдвинуты со своих мест, св. мощи разворочены, а около гробницы Никиты лежал неразорвавшийся снаряд (если бы он разорвался, то уничтожил бы гробницу с мощами угодника Божия)» (Там же. С. 249). Указанные новгородские священники с 3-й попытки получили разрешение нем. военных властей на вывоз св. мощей из Софийского собора. Согласно докладной записке, мощи Н. вместе с найденными рядом с ними мощами прп. Антония Римлянина и мощами, к-рые верующие опознали как принадлежащие свт. Новгородскому Моисею , были положены в оказавшуюся пустой гробницу свт. Иоанна (Илии) Новгородского . Вместе с др. обнаруженными св. останками они были вывезены на подводах под молебное пение в ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Георгий (Егорье) Новгородского р-на, где были встречены крестным ходом, в к-ром участвовало ок. 5 тыс. чел. По прибытии обнаружилось, что на мощах Н. была «сорочка... вся изодрана, подрясник тоже, митра измята и брошена в ноги».

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с февраля 1492 до 1501 † неизвест. Никон епископ, рукоположен с 05.05.1502 Вологодская и Великопермская (Пермская) Стефан епископ, упоминается с 1508 по 1514 † неизвест. Протасий (Тарасий) епископ, упоминается с 1514 по 1520 † неизвест. Пимен (Ходыкин) епископ, рукоположен с 16.02.1520 Алексий епископ, рукоположен с 9.04.1525 до 1543 Афанасий епископ, упоминается на кафедре с 1543 † неизвест. Киприан епископ, рукоположен с 30.01.1547 † после 1558 Иоасаф I епископ, упоминается Макарий епископ, упоминается с 1571 (1565) по 1575 (1577) † неизвест. Варлаам епископ, упоминается с 1575 по 1584 на покое; † 21.04.1610 Антоний епископ, свт., рукоположен с 11.10.1586 †26.10.1588 Иона (Думин) епископ, рукоположен с 1588 архиепископ с мая 1589 по 1603 митр. Ростовский и Ярославский Иоасаф II архиепископ, рукоположен с декабря 1603 †3.06.1607 (1609) Сильвестр епископ, бывший еп. Корельский с 1611 по сентябрь 1612 с 11.07.1613 еп. Псковский и Изборский Нектарий архиепископ, бывший архиепископ Охридский назначен с 25.06.1613 по 1616 лишен сана и заточен, в 1621 оправдан и в 1625 занял свою кафедру Макарий архиепископ, рукоположен с 9.02.1617 по 22.07.1619 митр. Новгородский и Великолуцкий Корнилий епископ, рукоположен с 6.02.1620 †17.03.1625 Нектарий архиепископ, повторно †3.06.1626 Варлаам епископ, рукоположен с 8.10.1627 по январь 1645 † неизвест. Маркелл архиепископ, свт., рукоположен с 16.01.1645 по 1657 Переименован архиеп. Вологодский и Белозерский Вологодская и Белозерская С1657 года Маркелл архиепископ, свт., бывший архиеп. Вологодский и Великопермский †22.03.1663 Симон архиепископ, рукоположен с 23.10.1664 по 1684 на покое; †29.04.1685 Гавриил (Кичигин) архиепископ, рукоположен с 8.09.1685 (по Строеву, 7.09.1684) †30.03.1707 Иосиф архиепископ, рукоположен с 17.10.1708 по 18.01.1716 на покое; †1719 Павел (Васильев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на правом берегу р. Волхов. История Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря. 1113-1119 гг. Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря. 1113-1119 гг. Мон-рь основан прп. Антонием Римлянином , согласно духовной грамоте преподобного (известна в 2 списках: 2-й пол. XVI и XVII в.), а также НПЛ, при свт. Никите , еп. Новгородском, т. е. не позднее янв. 1109 г. (время кончины святителя), на земле, купленной преподобным на собственные средства. Зафиксированные в купчей прп. Антония (известна в тех же рукописях, что и духовная грамота) границы монастырских земель воспроизводят реалии не XII в., а 2-й пол. XVI в. По мнению В. Л. Янина , А. Р. м. был кончанским и находился под патронатом Плотницкого конца Новгорода. Игуменом прп. Антоний был поставлен лишь зимой 1131/32 г., в первый год епископства свт. Новгородского Нифонта . В 1147 г. перед кончиной прп. Антоний назначил преемником своего ученика инока Андрея, к-рый настоятельствовал до 1157 г. Известны имена также нек-рых др. игуменов А. Р. м. древнейшего периода: Алексий (1157-1162), Мануил (с 1162), Моисей († 1187), Власий (с 1187). В 30-50-х гг. XII в. в мон-ре трудился доместик (регент хора) диак. Кирик , автор трактата, посвященного счету времени и основным понятиям юлианского календаря, и один из авторов «Вопрошания» к архиеп. Нифонту. В 1117-1119 гг. в А. Р. м. при прп. Антонии был возведен каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (сохранился), где впосл. покоились до обретения мощи прп. Антония. В 1127 г. построена ныне утраченная каменная трапезная церковь, что свидетельствует о существовании в обители общежительного устава. В 1365 г. свт. Алексием , архиеп. Новгородским, над зап. святыми вратами возведена надвратная Сретенская ц., разобранная в нач. XIX в. в связи со строительством на этом месте настоятельского корпуса. В 1386 г., при подходе войск св. блгв. кн. Димитрия Донского к Новгороду, А. Р. м. был сожжен новгородцами, затем восстановлен. Постройки мон-ря горели также в 1378, 1396, 1467 гг. В 1533-1536 гг. возведена трапезная Сретенская ц., после чего надвратная церковь была освящена во имя прп. Иоанна Лествичника. В сер. XVI в. рядом с Троицким собором сооружен храм, «иже под колоколы», во имя прп. Антония Великого, храм обрушился в 1804 г. и был разобран до основания (фундамент обнаружен при раскопках В. А. Булкина и Г. М. Штендера в 80-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/114056.html

Геннадий возлагал надежды на активное участие митрополита в искоренении ереси, о чем писал в том же году Сарскому еп. Прохору ( Казакова, Лурье. С. 310). Новгородский архиепископ послал вел. князю и митрополиту «подлинники» следственного дела еретиков. В нач. 1488 г. в Москве был созван Собор, на к-ром рассматривались присланные свт. Геннадием сведения. По-видимому, центральная власть (как духовная, так и светская) не придала особого значения этому делу, лишь 3 новгородца (2 священника и диакон) были признаны виновными, за что их «биша... по торгу кнутьем». О соборном решении Новгородскому архиепископу, не участвовавшему в Соборе, сообщили в посланиях вел. князь и Г. Впосл. свт. Геннадий упрекал Г. в нерешительности: «Геронтий митрополит о том великому князю не подокучил, да тем еретиком конца не учинили» (Там же. С. 375). Попутно он ставил в вину Г. то, что тот не воспрепятствовал переносу храмов, мон-рей и кладбища за пределы Кремля в связи с начавшимся в нем строительством. При Г. в Кремле служили переведенные вел. князем в Москву из Новгорода в 1480 г. протопопы Алексий (в Успенском соборе) и Денис (в Архангельском соборе), к-рых свт. Геннадий обличал как еретиков. По мнению прп. Иосифа Волоцкого, изложенному в «Сказании о новоявившейся ереси», Г. «сам же убо христианьская мудръствуа, о прочих же ни мало попечеся, погыбающим... Христовемь овцамь еретическымь учением, или грубостию съдръжим, или не радяше о сих, или бояшеся дръжавнаго» (Там же. С. 471, 481). Новый Собор на новгородских еретиков состоялся только после смерти Г.- в окт. 1490 г., при новопоставленном митр. Зосиме. Как предстоятель Русской Церкви Г. возглавил ряд епископских хиротоний: в июле 1473 г.- хиротонию Никиты (Семешкова) во епископа Коломенского, в дек. 1477 г.- хиротонию Вассиана (Стригина-Оболенского) во епископа Тверского. В 1481 г. были поставлены Коломенский еп. Герасим (Смердков), Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский) и Рязанский еп. Симеон, к-рый в период управления Г. Коломенской епархией был протопопом в Коломне, затем являлся духовником митрополита.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Архив Пн В канун Крестопоклонной недели Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 17 марта 2012 г. 19:47 17 марта 2012 года, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня. Его Святейшеству сослужили:  епископ Бронницкий Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архимандрит Сергий (Иванников), избранный и нареченный епископом Каменским и Алапаевским; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; игумен Никифор (Хотеев), избранный  еископом Отрадненским и Похвистневским; игумен Варнава (Баранов), избранный епископом Выксунским и Павловским; игумен Елисей (Фомкин), избранный епископом Урюпинским и Новоаннинским; игумен Августин (Анисимов), избранный епископом Городецким и Ветлужским; иеромонах Алексий (Антипов), избранный епископом Бузулукским и Сорочинским; клирики кафедрального собора. В субботу третьей седмицы Великого поста во всех православных храмах во время всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится Крест, которому поклоняются священнослужители и прихожане. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий. Обратно в алтарь Крест уносится  в пятницу четвертой седмицы Великого поста. После Великого славословия Предстоятель Русской Церкви совершил чин выноса Креста. 18 марта, в неделю Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2087075.ht...

[греч. Αλξιος - отражающий, защищающий] († 3.02.1390), свт., местночтимый (пам. местн. 3 февр.), архиеп. Новгородский (12.07.1360 - апр. 1388). Был монахом, ключником (экономом) Софийского архиерейского дома в Новгороде и ближайшим сподвижником Новгородского архиеп. свт. Моисея . После удаления последнего на покой избран жребием на кафедру 15 сент. 1359 г. Зимой 1359/60 г. Тверским свт. Феодором (Добрым) рукоположен во диакона, затем во священника, 12 июля 1360 г. во Владимире хиротонисан во епископа свт. митр. Московским Алексием . 30-летнее святительство А. ознаменовано конфликтом Новгорода с митрополией. Причиной его поначалу было самовольное усвоение А. себе крещатых риз (полиставрия), являвшихся отличием высших церковных иерархов (Патриархов и митрополитов), лишь в виде исключения по особым церковно-политическим соображениям пожалованных предшественникам А.- святителям Моисею и Василию Калике . В ответ на обращение митр. Алексия К-польский Патриарх в июне 1370 г. направил А. весьма резкое послание с требованием сложить кресты с фелони и подчиниться митрополиту. Из письма ясно, что дело вряд ли ограничивалось внешним отличием, по-видимому, предпринимались попытки придать Новгородской архиепископии ту или иную степень независимости от митрополии. О последствиях Патриаршего послания ничего не известно, но, видимо, конфликт продолжился, и с ним было связано добровольное удаление А. в Деревяницкий Воскресенский мон-рь в кон. 1375 г. По усиленным просьбам новгородцев, к-рые особым посольством даже испросили на то благословение митр. Алексия, А. 9 марта 1376 г. вернулся на кафедру, а в августе отправился в Москву, где примирился с митрополитом и вел. князем. Характерно, что сразу же вслед за этим в Новгороде, сославшись на Москву, отказались принять грамоты новопоставленного митр. Киприана . В 1380 г., когда на Москве не было митрополита, А. во главе новгородской делегации заключил со св. блгв. вел. кн. Димитрием Донским договор «на всей старине новгородчкой» (НПЛ. С. 376), а в 1385 г., при митр. Пимене , конфликт с митрополией обострился снова из-за решения новгородцев отказать митрополиту в «позывном» (апелляционном) суде (см. Митрополичий суд ) и судиться только у своего архиепископа, к-рому были бы приданы светские заседатели, что не только подрывало единство Русской Церкви, но и существенно задевало фискальные интересы митрополии. В 1386 г. А. вновь, на этот раз неудачно, выступил посредником при заключении с Москвой «мира по всей старине», заключенный договор не имел церковного аспекта, и конфликт из-за позывного суда был улажен только при митр. Киприане. А. к тому времени уже не было в живых: в апр. 1388 г. он удалился в Деревяницкий мон-рь, «изволив молчанное житие», где и скончался, погребен там же.

http://pravenc.ru/text/64558.html

Волхов. Вероятно, свт. Алексий , архиеп. Новгородский (1360-1388; † 1390), передал патриарху К-польскому через свт. Дионисия просьбу прислать грамоты, обличающие стригольников. Отъезд архиепископа Суздальского вынудил Михаила срочно отправиться на поставление в К-поль (июль 1379). Во время заключительного этапа путешествия по Чёрному м. вблизи визант. столицы Михаил неожиданно скончался (нач. осени 1379) и был похоронен в Галате, к-рая принадлежала генуэзцам. После длительных споров участники рус. посольства приняли следующее решение: не ставя в известность вел. кн. Димитрия Иоанновича, вписать в пустые бланки княжеских грамот имя члена делегации архим. Пимена , к-рый и должен был быть представлен как кандидат на митрополию. В К-поле в тот момент находился не только свт. Дионисий, но и свт. Киприан, рассчитывавший на фоне резкого обострения отношений с вел. князем Московским подать на последнего жалобу патриарху и подтвердить свои права как митрополита. Однако свержение прогенуэзского режима и восстановление - при поддержке венецианцев и с согласия османского султана Мурада I (1362-1389) - на имп. престоле Иоанна V Палеолога (1 июля 1379), который удалил Макария К-польского с кафедры, не изменило положение Киприана к лучшему. Н., избранный новым патриархом, равно как и стоявший за ним имп. Иоанн V, не могли не учитывать сложной внешнеполитической ситуации. Исход заключительного этапа борьбы между Венецией и Генуей (война Кьоджи 1378-1381) был еще не до конца ясен, поэтому император и патриарх были вынуждены принимать во внимание позицию генуэзцев, а также рус. послов, к-рые, согласно сведениям «Повести о Митяе», использовали кредит, выданный им генуэзцами и турками, для подкупа должностных лиц в К-поле («Тверской сборник»: ПСРЛ. Т. 15. Стб. 439-440; «Рогожский летописец»//Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 130-132; анализ ист. контекста см.: Мейендорф. 1990. С. 243-271). В июне 1380 г. Н. созвал Собор, призванный решить вопрос о замещении Русской митрополичьей кафедры. В соборном определении (RegPatr, N 2705; изд.: Miklosich, M ü ller.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

Петра. Недолго пробыл Местоблюститель на свободе, но до самой своей мученической кончины 10 октября 1937 года он оставался живым символом единства Русской Церкви и ее стояния в вере и правде. Предвидя насильственное удаление от дел, свт. Петр 8 декабря 1925 года за три дня до ареста составил завещание о назначении трех кандидатов в Заместители Патриаршего Местоблюстителя. После ареста свт. Петра в должность его Заместителя вступил первый из названных им иерархов митрополит Нижегородский Сергий, который, в свою очередь, был арестован 8 декабря 1926 года. 12 апреля 1927 года митрополита Сергия освобождают, а 29 июля того же года он издает свою так называемую «Декларацию», где, в надежде на легализацию Церкви, бывшей фактически вне закона после издания Декрета «Об отделении Церкви от государства», призывает к лояльности в отношении Советской власти. «Декларация» вызвала большие споры в церковной среде, многие ее не приняли. Начались расколы в Патриаршей Церкви, верной памяти свт. Тихона и признающей своим Первоиерархом свт. Петра. Гонения тем временем только усиливались, их кульминацией стали страшные 1937-1938 годы, и лишь в 1939 году пошли на спад. Великая Отечественная война, принесшая русскому народу неисчислимые жертвы и страдания, принесла также возрождение Церкви. Власти не могли уже по-прежнему бороться с верой народной. Знаком возвращения Церкви к нормальной жизни явилось восстановление Патриаршества. Митрополит Сергий, с 1934 года имевший титул Блаженства, с 1937 года имевший звание Местоблюстителя, 12 сентября 1943 года избирается Патриархом Московским и всея России. Патриаршество его было, однако, недолгим: 15 мая 1944 года он скончался. Преемником его стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), епископскую хиротонию которого в 1913 году возглавил Патриарх Антиохийский Григорий. Патриаршество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия — это целая четверть века: 4 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года. Первые 10 с небольшим лет этого Патриаршества были наполнены созидательной работой по возрождению приходов, монастырей и духовных школ, которой внимательно и мудро руководил Святейший.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010