† после 1389 г., 17 июня Прпп. два брата Алфановы, ихже имена Бог весть. Новгородские (4 мая). † 1390, 3 февраля Свт. Алексий, архиеп. Новгородский (14 июля). † ок. 1390 г., 27 октября Св. блгв. кн. смоленский Андрей. † 1391, 8 марта Прп. Лазарь Мурманский, Олонецкий. † после 1391 г. Прп. Феодосии Мурманский, Олонецкий (8 марта). † до 1392 г. Прп. Митрофан игумен-старец. Радонежский (4 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † до 1392 г. Прп. Василий Сухой, Радонежский (1 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 19 января Св. блж. Феодор, Христа ради юродивый. Новгородский. † 1392, 11 февраля Прп. Димитрий Прилуцкий. † 1392, 4 июня Прп. Мефодий Пешношский (14 июня). † 1392, 15 июня Св. прмч. Григорий Авнежский. † 1392, 15 июня Св. прмч. Кассиан Авнежский. † 1392, 20 июля Прп. Савва Одноокий, Стромынский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 27 июля Св. блж. Николай, Христа ради юродивый. Кочанов, Новгородский. † 1392, 29 июля Прп. Роман Киржачский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 25 сентября Прп. Сергий игумен. Радонежский и всея России чудотворец (5 июля). † 1392, 27 ноября Свт. Иаков, еп. Ростовский. † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Симон екклесиарх, Радонежский (10 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Игнатий Радонежский (20 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1394, 28 ноября Свт. Феодор, архиеп. Ростовский. † ок. 1395 г.,13 июня Прп. Андроник, игумен спасский. Московский. † 1395, 12 сентября Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, младший (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1395 г. (?) Св. блгв. кн. Глеб Смоленский (7 июля; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1396, 26 апреля Свт. Стефан, еп. Великопермский. † 1399, 26 августа Св. блгв. кн. тверской и микулинский Михаил (в иночестве Матфей) (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКИТА НОВГОРОДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Никита, еп. Новгородский. Икона Св. Никита, епископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г. Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию . Мощи впоследствии покоились в церкви святого апостола Филиппа . В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни , в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет: " После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь , поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом ; на главе - потемневшая от времени золотая митра . Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием - на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих! "

http://drevo-info.ru/articles/5793.html

Архив Пн В Храме на Крови в Екатеринбурге состоялось освящение «Царской комнаты» 13 декабря 2018 г. 16:45 12 декабря 2018 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил чин великого освящения придела в честь святых Царственных страстотерпцев Храма-Памятника на Крови в Екатеринбурге и Божественную литургию в новоосвященном приделе. Его Высокопреосвященству сослужили: архиереи Екатеринбургской митрополии епископ Каменский и Алапаевский Мефодий , епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений и епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий . Придел Царственных страстотерпцев расположен в нижнем храме и возведен на месте убиения Царской семьи и их верных слуг. Летом 2018 года по благословению митрополита Кирилла алтарь придела Царственных страстотерпцев — «Царская комната» — был благоукрашен к торжествам по случаю Царских дней в Екатеринбургской митрополии. Полностью изменилась архитектура алтаря: подобно Кувуклии в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, внутри Храма на Крови расположен еще один храм, имеющий свою архитектурную форму, своды и конструктивную часть.  Центральное место в приделе занимает уникальное мозаичное панно в центральной части алтаря, на котором изображены император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, святой врач Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, повар Иван Харитонов и комнатная девушка Анна Демидова. Мозаика отражает положение страстотерпцев в момент их мученической кончины: они стояли спиной к востоку, лицом на запад. Освящение придела стало очередным событием Царского года, широко отмечаемого в Екатеринбургской епархии в 100-летнюю годовщину подвига святых Царственных страстотерпцев. Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5322127.ht...

Архив Пн В канун праздника Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском соборе г. Москвы 18 января 2020 г. 20:34 18 января 2020 года, в канун праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Амвросий , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии ; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), насельник Новоспасского ставропигиального монастыря ; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты А.К. Майоров и Е.Ю. Логинова), а также хор учащихся хоровой школы мальчиков и юношей при Богоявленском соборе под управлением Е.М. Сидорычевой. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . Завтра, 19 января, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, праздник Крещения Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершит в Богоявленском соборе Божественную литургию и чин великого освящения воды.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5577436.ht...

Книга «От прихода к общине» адресована прежде всего священникам, настоятелям храмов и учащимся семинарий. «Эта книга не про достижения, а про то, что когда пастырь любит свою паству и служит своим прихожанам, в этом приходе обязательно появляется живая жизнь», — отметила составитель книги, редактор книжной серии «Азбука милосердия» Синодального отдела по благотворительности Инна Карпова. На презентации также выступил еще один автор книги — настоятель храма в честь равноапостольного князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов. Отец Алексий поделился собственным опытом создания приходской общины еще до того, как он стал настоятелем. Он также рассказал, как происходит процесс формирования общины на приходе, где служит несколько священников. В завершение все участники презентации получили в подарок новое издание с подписью епископа Пантелеимона. Книгу «От прихода к общине: беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении» в форматах PDF, epub, fb2 и mobi можно скачать на сайте Синодального отдела по благотворительности. Презентация книги пройдет также в онлайн-формате 5 апреля в 12.00 на Уоитиве-канале Синодального отдела по благотворительности. Презентацию проведет епископ Пантелеимон и авторы книги — священники из разных регионов страны. Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и в группе  Синодального отдела по благотворительности  в социальных сетях  «Facebook» ,  «ВКонтакте» , аккаунте Отдела в  «Instagram» . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933).

http://patriarchia.ru/db/text/5791639.ht...

Ист.: Описание о российских святых; Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера: История ее, древности, статистика и этнография. Прил. Владимир, 1865. С. 107-112. (Тр. Владимирского губ. стат. комитета; 4). Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 358; Голышев И. А. Древности Богоявленской ц. в слободе Мстере Вязниковского у. Владимирской губ. Мстера, 1870; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176; Голубинский. Канонизация святых. С. 362; Добронравов В. Г., Березин В. Ист.-стат. описание приходов и церквей Владимирской епархии. Владимир, 1898. Ч. 5. С. 276-277, 317-318, 371-372; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. описание г. Коврова с уездом. М., 1903. С. 79-80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2; Баранов В. В. Иконопись Мстеры: История, структура промысла, худож. особенности: АКД. М., 2008. С. 20-21; Монякова О. А. Святые земли Ковровской//Афанасьевский сб. Шуя; Ковров, 2011. Вып. 1: Мат-лы 1-й межрегион. науч.-практ. конф. «Религиозно-образовательная среда рос. провинции». С. 86. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2563614.html

Л., 1978; ДРИ. М.; Л., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. Н. Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983; Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. М., 1987; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М, 1989; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы, Русь. С. 351-378; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новг., 1999; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002; он же. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI -1-я четв. XII в. М., 2004; Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерус. живописи. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008; Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011; Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монументальной живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: Дис. СПб., 2011; Геров Г. Церковь Спаса на Ковалёве. Новг., 2013; История рус. искусства: В 22 т. Т. 2. Ч. 1: Искусство 20-60-х гг. XII в. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577775.html

В дек. 1919 г. председатель Ликвидационного отдела НКЮ Красиков на съезде коммунаров (членов сельскохозяйственных коммун) прямо заявил, что хотя Церковь отделена от гос-ва и уже лишена гос. субсидий, земельных и денежных фондов, она еще не уничтожена как часть «старой государственной помещичье-капиталистической машины», поскольку сохранилась церковная иерархическая орг-ция. 18 мая 1920 г. появился циркуляр НКЮ (опубл. 27 мая того же года), в котором объявлялась незаконной «всякая деятельность бывших консисторий, ныне переименованных в епархиальные советы, управления, правления, генеральную консисторию, как бы они ни назывались, всюду, где эти воспрещенные статьей 12 Декрета об отделении церкви от государства религиозные организации присваивают себе в качестве юридических лиц судебные, карательные, налоговые, финансовые, хозяйственные, административные и тому подобные функции». Губ. исполкомам было предложено ликвидировать епархиальные советы, а их членов привлекать к судебной ответственности. Состоялось неск. судебных процессов по делам «незаконной деятельности» епархиальных советов. Так, в февр. 1921 г. по делу Новгородского епархиального совета к ответственности были привлечены Новгородский митр. Арсений (Стадницкий) и его викарий, Тихвинский еп. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). Их и членов епархиального совета обвинили в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства...». Всех обвиняемых губ. революционный трибунал признал виновными и приговорил к условным срокам лишения свободы на 5 лет каждого. Новгородский епархиальный совет был закрыт. Во время проведения 1-го из Московских процессов 1922 г. отсутствие в декрете 1918 г. упоминания об органах церковного управления уже истолковывалось как доказательство незаконности всей организационной структуры правосл. Церкви. 5 мая председатель трибунала М. М. Бек допрашивал патриарха Тихона, на следующий день помещенного под арест: «Вы знаете о том, что церкви переданы в распоряжение групп верующих и никаких объединяющих организаций, в том числе и иерархии, как юридического лица, декрет не предусматривает?» (Акты свт.

http://pravenc.ru/text/2578039.html

Прор. Илия в пустыне. Икона. После 1552 г. (КГОИАХМЗ) Прор. Илия в пустыне. Икона. После 1552 г. (КГОИАХМЗ) К сер. XIX в. Кострома утратила значение самостоятельного иконописного центра. Своеобразные черты костромского иконописания исчезли из творчества мастеров в связи со стремлением к общей стилистической унификации и преобладанием академического направления. В то же время высокого уровня самобытное традиц. иконописание, базировавшееся на традициях XVII-XVIII вв. и не связанное со старообрядчеством, сохранилось в удалении от центра епархии (Галич, Солигалич, Чухлома), напр. иконы местного ряда иконостаса из Никольской ц. в с. Верховье и иконостасы из приделов этого храма (1884, Никольская (Богоявленская) ц. в Нерехте - филиал КГОИАХМЗ). Костромские старообрядцы не сформировали местной иконописной традиции, по их заказам работали приглашенные мастера из Владимирской и Ярославской губерний. Свт. Алексий, митр. Московский. Икона. 1716 г. Иконописец Иван Калычев (ЦИАМ) Свт. Алексий, митр. Московский. Икона. 1716 г. Иконописец Иван Калычев (ЦИАМ) В разное время на костромских землях существовали художественные центры, имевшие локальное значение. Старейший из них - в Галиче, бывшем в XV в. центром княжества. Древнейшие памятники иконописи Галича связаны с ростовской и новгородской традициями (икона «Свт. Василий Великий» из Василиевской ц. в Рыбной слободе (ныне в черте г. Галич), кон. XV в., ЦИАМ). Первые памятники, к-рые можно связать с местной традицией, относятся ко 2-й пол. XVI в. («Прор. Илия в пустыне» из ц. Собора Пресв. Богородицы в с. Холм Галичского р-на, после 1552, КГОИАХМЗ; «Богоматерь Одигитрия» из с. Павловского, кон. XVI в., ЦИАМ). В 1578 г. впервые упоминается местный иконописец Григорий. Характерные черты галичской иконы - архаичность и экспрессия художественного языка, особая охристая палитра красок, основанных на местных пигментах. Со 2-й пол. XVII в. галичская иконописная традиция сблизилась с народной художественной культурой и в 1-й пол. XVIII в. ярко представлена в сельской народной иконе. Позднее галичские иконописцы работали в упрощенном варианте барочной иконы для усадебных храмов.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

и Г., 9 мая - свт. Николая); в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на о-ве Липно, из Свято-Духова и Новодевичьего мон-рей, а также ряд произведений XVI-XVII вв., напр. деревянная статуя «Никола Можайский» XVI в. из с. Волосова, близ Каргополя (АМИИ)). Начиная со 2-й пол. XIV в. складываются композиции с многочисленными образами рус. святых, в т. ч. Б. и Г.: шитый воздух с деисусным чином, заказанный кнг. Марией, вдовой вел. кн. Симеона Ивановича Гордого (1389, ГИМ), где в центре - Нерукотворный образ Спасителя на убрусе, по сторонам - рус. митрополиты кон. XIII-XIV в. (Максим и Петр, Феогност и Алексий); в нижней зоне - 8 святых, среди них - Владимир, Б. и Г., а также вмч. Димитрий Солунский, небесный покровитель вел. кн. Димитрия Донского, прп. Алексий, человек Божий, соименный митр. Алексию, с к-рым связано и изображение Нерукотворного образа Спасителя (известно, что митр. Алексий привез из К-поля в Москву икону с таким изображением и основал в ее честь Андроников мон-рь). Покровительство Б. и Г. определенному городу более прямолинейно выражено в новгородских композициях XV в., напр. в «Знамении от иконы Богородицы» («Осада Новгорода суздальцами»), где на битву с «неправедными» войсками кн. Андрея Боголюбского из городских ворот выезжают для поддержки новгородцев Б. и Г. вместе с вмч. Георгием Победоносцем (ГТГ, НГОМЗ). Кон. XV-XVII вв. В кон. XV в. создается новая иконография, намечавшаяся уже с кон. XIV - нач. XV в.,- изображение Б. и Г. вместе с кн. Владимиром (первые примеры - шитый воздух 1389 г. (ГИМ), фрески ц. Феодора Стратилата в Новгороде и копия миниатюры несохр. сборника 1414 г. с минейными статьями на 15 июля, где Б. и Г. обращаются к отцу, к-рый обнимает их за плечи). От нач. XV в. до наст. времени сохранился новгородский деисусный чин, включающий икону кн. Владимира, но древние доски с фигурами Б. и Г. были в нем заменены поздними (ГТГ). Один из первых примеров этой иконографии представлен на иконе-таблетке из собора Св.

http://pravenc.ru/text/153171.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010