Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Палицын Василий Михайлович; 4.08.1881, с. Дубровка Рязанской губ.- 8.04.1952, Куйбышев), архиеп. Куйбышевский и Сызранский. Род. в семье священника. По окончании в 1903 г. Рязанской ДС преподавал в семинарской образцовой школе, затем учился в Харьковском ветеринарном ин-те. В 1913 г. поступил послушником в один из киевских мон-рей, где в 1914 г. принял постриг с именем А. и был рукоположен во иеродиакона, вскоре зачислен в число братии Донского (см. Донской иконы Божией Матери ) московского мон-ря, рукоположен во иеромонаха. Служил помощником делопроизводителя в Миссионерском отделе при Святейшем Правительствующем Синоде. В 1922 г. назначен настоятелем Донского мон-ря, где проживал до своей кончины свт. Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси. 1 февр. 1924 г. А. был назначен епископом Суздальским, временно управляющим Владимирской епархией, 4 февр. 1924 г. освобожден от назначения с оставлением наместником Донского мон-ря. В 1924-1926 гг. находился в ссылке в Нарымском крае. 28 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, но после хиротонии был арестован и заключен в СЛОН, впосл. пребывал в ссылке. В 1941 г. назначен архиепископом Волоколамским, осенью 1941 г.- временно управляющим Московской епархией, в 1942 г.- архиепископом Куйбышевским. Принимал активное участие в сборе пожертвований для фронта: за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Куйбышевская епархия собрала свыше 12 млн. р. Благодаря деятельности А. в епархии активизировалась церковная жизнь, стали открываться храмы. Показательно, что, напр., в янв. 1945 г. в отделе загса Куйбышева было зарегистрировано 596 новорожденных, а в церквах в тот же период крещено 356 младенцев. В кафедральном Покровском соборе в связи с увеличением количества прихожан в большие праздники совершались 3 литургии. Церковный хор собора стал одним из лучших в стране, его регентом был член Союза композиторов СССР Л. Ф. Другов. 8 сент. 1943 г. А. был участником Архиерейского Собора , на к-ром Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). А. награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Несмотря на заслуги А. перед Отечеством, Совет по делам религий считал его нелояльным к советской власти. В Госархиве РФ сохранился список архиереев РПЦ, не приславших поздравительных телеграмм к 30-летию Октябрьской революции 1917 г. Одним из первых в этом «черном списке» стоит имя А.

http://pravenc.ru/text/64674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Пантелеев Александр; 27.10.1874, Вологодская губ.- 11.09.1948), архиеп. Омский и Тюменский. По окончании Вологодской ДС и СПбДА 22 окт. 1901 г. А. Пантелеев был рукоположен во священника и служил в храмах Вологодской епархии. В 1906 г., при правящем архиеп. свт. Тихоне (Белавине), вошел в состав клира Алеутской и Североамериканской епархии. В сане протоиерея служил настоятелем приходов в г. Ситка (шт. Аляска), г. Ньюарк (шт. Нью-Джерси), в храме Эмигрантского дома в Нью-Йорке, затем вновь в Ситке. В 1915-1916 гг. преподавал в ДС в Тенафлае (шт. Нью-Джерси). С 1918 г. возглавлял Ситкинское благочиние Алеутской епархии, к-рое составляли 5 приходов, окормляемые 2 священниками. После кончины супруги принял монашество с именем А., возведен в сан архимандрита и служил на приходах в Чикаго, Сан-Франциско и Питтсбурге. 6 февр. 1927 г. А. был хиротонисан во епископа Сан-Францисского, викария Североамериканской епархии. С кон. нояб. 1934 г. епископ Алеутский и Аляскинский. Автор многих статей на религ. темы, печатавшихся в газ. «Свет» и ж. «Американский православный вестник», в т. ч. очерка «Из поездок по селениям Аляски», в к-ром описал свое первое архипастырское посещение приходов епархии в янв.- июле 1935 г. Глубоко почитая прп. Германа Аляскинского (1757-1837), А. написал о нем обширный труд. Будучи музыкально одаренным, А. создал неск. композиций церковных песнопений, исполнявшихся в храмах Североамериканской митрополии и получивших признание духовенства и мирян. С 1941 г., уйдя на покой, А. жил в Свято-Тихоновском мон-ре в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) и преподавал в Свято-Тихоновской ДС (см. Тихона Задонского мон-рь ). В отсутствие митрополита заменял его на заседаниях Митрополичьего совета. В февр. 1944 г. митр. Сан-Францисский и всей Америки и Канады Феофил (Пашковский) создал Юбилейный комитет по подготовке празднования 150-летия Православной Церкви в Америке под своим председательством, заместителем назначил А., на к-рого была возложена организационная работа.

http://pravenc.ru/text/64676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЕВЦЫ последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне . термин введен сотрудниками следственных органов ОГПУ в 1928-1929 гг., самоназвание движения в кон. 20-х -30-х гг.- «истинно православные», реже «алексеевцы». Движение возникло в кон. 1927 г., вскоре после публикации «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского). В Воронежской епархии, к-рой временно управлял Козловский еп. Алексий (Буй), стали активно распространяться документы с резкой критикой «Декларации» и указа митр. Сергия от 21 окт. 1927 г. о богослужебном поминовении гос. власти. Тогда же начались первые аресты протестующих: 25 окт. 1927 г. в Воронеже был арестован прот. Петр Новосельцев, 28 нояб.- прот. Илия Пироженко и др. Окончательно движение оформилось после отделения еп. Алексия от митр. Сергия 22 янв. 1928 г. Движение охватило ок. 40 районов Центральночернозёмной обл., в основном Воронежскую и Тамбовскую епархии, центрами его являлись Акатов во имя свт. Алексия муж. и воронежский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ри. Общее число «буевского» духовенства составляло более 400 чел.- меньше половины священнослужителей на соответствующей территории. После ареста еп. Алексия (7 марта 1929) до июня 1929 Б. окормлял Серпуховской еп. Максим (Жижиленко) , с авг. 1929 г. по янв. 1931 г.- Бахмутский и Донецкий еп. Иоасаф (Попов). Движение было разгромлено в 30-х гг., в основном в ходе арестов по 2 делам «Церковно-монархической организации «буевцев»». Следствие по 1-му делу продолжалось с февр. по июль 1930 г., были арестованы 134 чел. (не все они принадлежали к Б.), 11 были приговорены к расстрелу (на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. 10 из них были причислены к лику святых: прот. Иоанн Стеблин-Каминский , иером. Косма (Вязников) , архим. Тихон (Кречков) , свящ. Сергий Гортинский, свящ. Феодор Яковлев, прот. Александр Архангельский , свящ. Георгий Никитин, иером. Георгий (Пожаров), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников). Следствие по 2-му делу проходило с окт. 1932 по март 1933 г. В ходе него было арестовано 202 чел., большую часть приговорили к заключению в лагерь и ссылке. В сент. 1937 г. по делу «контрреволюционной террористической подпольной организации на территории Воронежской обл.» было арестовано и осуждено 102 Б. Алексий (Буй) был казнен 3 нояб. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/153587.html

Предстоятели Русской и Кипрской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Кремля Москва, 16 июля 2008 г. 16 июля, в день перенесения мощей свт. Филиппа, Митрополита Московского и всея России чудотворца (1652 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи святителя Филиппа. Предстоятелям Русской и Кипрской Православных Церквей сослужили митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Пафосский Георгий; Лимассольский Афанасий; Тамасосский Исаия; архиепископ Истринский Арсений; епископ Егорьевский Марк, сообщает Седмица.Ru . В богослужении также участвовали священнослужители и миряне Кипрской Православной Церкви, сопровождающие Блаженнейшего Архиепископа Хризостома II в ходе официального визита Предстоятеля Кипрской Православной Церкви в Русскую Православную Церковь. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Архиепископ Хризостом обменялись приветствиями. На молитвенную память Его Святейшество передал в дар высокому гостю список Владимирской иконы Божией Матери. В своем слове Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: " Празднуя это событие, которое олицетворяет собой признание важной духовно-нравственной роли Церкви в обществе, Мы испытываем искреннюю радость от совместной молитвы с дорогими гостями из Кипрской Православной Церкви. Мы знаем, что на Кипре влияние Церкви на общественную жизнь также всегда было и остается весьма значительным. Поэтому наше братское общение сближает не только наши Церкви, но и наши народы, что имеет большое значение в современную непростую и противоречивую эпоху. " В ответном слове Блаженнейший Архиепископ Хризостом II подчеркнул особые отношения между братскими Церквами: " Отношения двух наших Церквей и народов с давних пор были дружественными и братскими. Русская Церковь неоднократно спешила помочь и поддержать находящихся в трудных обстоятельствах киприотов. Особенно в 1974 году, когда вопреки всякому понятию права и попирая все божественные и человеческие законы на нас напала Турция, захватила 37% нашей земли, убивала, насиловала, заставила стать беженцами 1/3 нашего населения и теперь поселяет на нашей родине мусульман-колонистов с Востока, тогда мы многократно ощущали братскую поддержку как вашего правительства, так и вашего народа. Так четыре года назад, Ваше посредничество перед Президентом Путиным спасло Кипр благодаря тому, что в Совете Безопасности, где пытались принять в качестве резолюции губительный для Кипра план Кофи Анана, было наложено вето.

http://pravoslavie.ru/27173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПОВСКИЕ династия иконописцев из г. Романова-Борисоглебска (совр. г. Тутаев Ярославской обл.), представители к-рой работали в XVIII - 1-й пол. XIX в. А. принадлежало большое и разнообразное собрание графических иконных образцов (в наст. время хранится в ГИМ, приобретено у супруги С. Т. Большакова Е. М. Большаковой), включавшее листы с работ мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, переводы из Сийского иконописного подлинника. Основатель династии Федор Михеев Агапов-Архиповский (1746 - после 1805?) (в наст. время работы неизвестны) внес наиболее значительный вклад в собирание иконных образцов; сохранилось ок. 200 подписных листов посл. четв. XVII в.- 1805? г., в т. ч. образцы с икон ц. св. прор. Илии в Ярославле, с местных чудотворных Казанской и Феодоровской икон Божией Матери, листы житийного цикла Богородицы, подборка житийных клейм икон св. Илии Пророка, неск. образов рус. святых: «Блгв. кн. Даниил Московский», «Свт. Никита Новгородский», «Свт. Алексий Московский» и др. Старший сын Федора Василий Архиповский (1779-1844) работал по заказам от Нерехты до Пошехонья; известен по подписям на неск. листах собрания, в частности воспроизводящим редкую местную иконографию «Спас Борисоглебский», ряд изображений Акафиста Богородицы и Благовещения, икон св. Иоанна Предтечи. В наследии иконописца Максима Федорова Архиповского (1784-1845; в нек-рых документах именуется также Агаповым), брата Василия, сохранились многофигурные композиции (иконный образец «Седмица»), листы с единоличными образами святых; кроме того, он является автором ряда иконописных произведений, напр. списка с чудотворной Югской иконы Божией Матери , находившегося в кафедральном соборе г. Рыбинска (не сохранился), по свидетельству Д. А. Ровинского , «образ писан очень мелко, с богатой золотой прописью». По заказам романовских купцов выполнил в 1824 г. для П. А. Горбунова икону «Сщмч. Афиноген, еп. Пидахфойский, в житии» (ГРМ), в 1833 г. для А. И. Трутнева образ «Прп. Исаакий Далматский, в житии» (Музей-квартира П. Д. Корина). Подписных образцов младших А. не более 80. Очевидно, при жизни отца семья работала единой артелью, т. к. встречаются листы с надписью: «Иконописцев Архиповских»; впосл. образцы были поделены между братьями, о чем свидетельствуют надписи на листе «Спас Смоленский»: «Сей образец Федора Михеева»; «Сей рисунок Василия Архиповскова, верно доставшийся после родителя своего Федора Архиповскова точно также по разделу». Судя по иконографии и строгой каноничности образцов собрания, А. являлись старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/76544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Калужской и Боровской епархии РПЦ. Существовало в 1923-1929 гг. на территории Малоярославецкого у. Калужской губ., названо по г. Малоярославец. В XVIII-XIX вв. церковное управление на этих землях осуществлялось при посредстве Малоярославецкого духовного правления (в фонде 273 ГА Калужской обл. сохр. его дела за 60-е гг. XVIII - 60-е гг. XIX в.), к-рое размещалось в одной из башен малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В отсутствие на кафедре Калужского еп. Феофана (Тулякова ; впосл. митрополит) и по причине ареста викарного Боровского еп. Алексия (Житецкого) временное окормление правосл. общин епархии по поручению патриарха Московского и всея России свт. Тихона осуществлял пребывавший в Калуге с 17 авг. 1923 г. викарий Киевской епархии Звенигородский еп. Алексий (Готовцев) . В кон. авг.- 1-й пол. сент. 1923 г. от имени калужских правосл. общин еп. Феофану было направлено заявление, в к-ром среди прочего содержалось ходатайство о назначении викария в Малоярославец. 4(17?) сент. того же года состоялось заседание Синода под председательством патриарха, на к-ром было постановлено учредить М. в. и назначить викарием еп. Алексия (Готовцева). Патриаршим постановлением от 1(14?) окт. 1923 г. еп. Алексию было вверено Серпуховское викариатство Московской епархии. 22 окт. того же года на Малоярославецкую кафедру был назначен незадолго до этого принесший покаяние патриарху и воссоединенный с Церковью бывш. обновленческий еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский). В прошении свт. Тихона на имя начальника 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова от 26 нояб. 1924 г. о разрешении провести в Москве собрание под председательством патриарха «для обсуждения церковных вопросов» Малоярославецкий еп. Иоасаф упомянут в числе проживающих в Москве архиереев, намеченных первоиерархом к участию в собрании. В статусе епископа Малоярославецкого, управляющего Калужской епархией, 12 апр. 1925 г. он подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) . В 1925-1927 гг. (с перерывами) еп. Иоасаф пребывал в ссылке, не позднее осени 1927 г. был переведен на Могилёвскую кафедру, а 10 нояб. того же года на его место был назначен Оршанский еп. Стефан (Виноградов) . В 1927 г. еп. Стефан подвергся кратковременному аресту, а 5 февр. 1929 г. был перемещен на Мосальское викариатство Калужской епархии. После этого М. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2561742.html

Архив Пн В канун Крестопоклонной недели Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 17 марта 2012 г. 22:24 17 марта 2012 года, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня. Его Святейшеству сослужили:  епископ Бронницкий Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата; архимандрит Сергий (Иванников), избранный и нареченный епископом Каменским и Алапаевским;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; игумен Никифор (Хотеев), избранный  еископом Отрадненским и Похвистневским; игумен Варнава (Баранов), избранный епископом Выксунским и Павловским; игумен Елисей (Фомкин), избранный епископом Урюпинским и Новоаннинским; игумен Августин (Анисимов), избранный епископом Городецким и Ветлужским; иеромонах Алексий (Антипов), избранный епископом Бузулукским и Сорочинским; клирики кафедрального собора. В субботу третьей седмицы Великого поста во всех православных храмах во время всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится Крест, которому поклоняются священнослужители и прихожане. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий. Обратно в алтарь Крест уносится  в пятницу четвертой седмицы Великого поста. После Великого славословия Предстоятель Русской Церкви совершил чин выноса Креста. 18 марта, в неделю Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/2088736.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (29.08.1876, с. Ведерницы Дмитровского у. Московской губ.- 13.11.1937, г. Ногинск Московской обл.), сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ц. во имя свт. Николая в с. Ново-Загарье Павлово-Посадского р-на Московской обл. Род. в семье диакона. После окончания ДС рукоположен во священника. Во 2-й пол. 30-х гг. служил в ц. во имя свт. Николая в Ново-Загарье. 7 окт. 1937 г. арестован и обвинен в антисоветской агитации. На допросах признал, что осуждает антирелигиозную политику Советского гос-ва. Расстрелян по приговору от 25 окт. 1937 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-25285. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 265. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Крутицкий (1898 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 18 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Минервин (1888-1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Иванович Соловьев (1893-1937) , свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Фёдорович Виноградов (1883 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Александрович Веселовский (1873 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 28 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64090.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВ-КАРБАТОВСКИЙ Богдáнов-Карбатóвский Иван Иванович (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.), иконописец из крестьян. В 1745 г. для Кожеезерского в честь Богоявления Господня мон-ря поновлял 7 пядничных икон. В 1749 г. в числе др. иконописцев, возможно возглавляя артель, и выполнял иконописные работы для Кий-Островского Крестного мон-ря. В 1770 г. для ц. Покрова Пресв. Богородицы в Онежском у. им были написаны 52 образа (Деисус, апостолы, праздники и пророки). В кон. XIX - нач. XX в. подписные иконы Б.-К. хранились в ц. Воскресения Христова в Каргополе (не сохр.): «Рождество Богородицы» (1765), «Богоявление» (1769). Сохранились сведения, что иконостас собора Рождества Христова г. Каргополя (1562) «по преданию, Карбатовской работы» (ИИМК, ркп. арх. Р. III. 4199. Л. 7). В том же соборе хранятся подписные произведения Б.-К.: «Алексий, Человек Божий» (1767, КИАМЗ), «Богоматерь с Младенцем» (совместно с Иваном Васильевым Мининым , 1776, там же), «Царь Царем» (1776, там же), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1776, там же), а также входные двери зап. паперти (совместно с Иваном Алексеевичем Богдановым-Карбатовским, 1784). Иконы «письма греческаго» работы Б.-К. находились в церквах Иоанна Предтечи и Входа Господня в Иерусалим в Каргополе (ЦГА Карелии. Ф. 27. Оп. 2. Ед. хр. 4/54. Л. 10об., 29об.). Из Троицкой ц. дер. Мондино Архангельской обл. происходят иконы «Благовещение» (1798, АМИИ) и «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с клеймами жития» (1800, там же) работы Б.-К. Б.-К. имел соратников по артели и учеников, среди к-рых наиболее известны Григорий Федорович Максимов и Иван Алексеевич Богданов-Карбатовский. О работах последнего можно судить по 2 подписным иконам: «Свт. Николай» (1805, СГИАПМЗ) из Онежского р-на Архангельской обл. и «Святые Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие» (1820, АМИИ) из ц. свт. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл. К работам артели Б.-К. по стилю можно отнести ряд икон «Кийский крест с предстоящими» (1773, Харьковский художественный музей; 1785, ГИМ НДМ). По свидетельству Максимова, в 1790 г. он и Б.-К. описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Ед. хр. 2433. Л. 12).

http://pravenc.ru/text/149459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Павлович Широкогоров (18.08.1878, Москва - 6.03.1938), сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи диакона. В 1894 г. окончил Заиконоспасское ДУ и в 1900 г.- МДС по 2-му разряду. Служил учителем в Москве: в школе Новикова при Крестовоздвиженской ц. за Тверской заставой (1900-1904), в воскресной школе при Преображенской ц. в Спасском (1902-1906), в церковноприходской школе при Спасо-Преображенской ц. Пречистенского сорока (с 1904), в воскресной Трифоновской церковноприходской школе (с 1912). По прошению определен 16 янв. 1908 г. псаломщиком к ц. Георгия на Всполье, 11 сент. 1912 г. переведен к ц. свт. Николая в Драчах. С 15 авг. 1914 г. исполнял обязанности псаломщика за богослужениями в приходском лазарете свт. Николая Чудотворца. В 1908 г. назначен псаломщиком ц. Николая Чудотворца в Драчах. В 1918 г. рукоположен во диакона к Петропавловской ц. в Москве. В 1935 г. переехал в пос. Деденёво Дмитровского р-на Московской обл., продолжал служить в Москве. В ночь на 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Таганскую тюрьму. П. виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 3 дек. 1937 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Место заключения неизвестно. Скончался в ИТЛ и погребен в безвестной могиле. Определением Синода от 6 окт. 2005 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 62. Л. 77 об.- 78; ГАРФ. Ф. 10053. Д. П-17325. Лит.: ЖНИР. Февр. С. 345; ЖНИР. Моск. Доп. Т. 4. С. 38-39. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2581877.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010