17 декабря 2007 г. Свято-Тихоновский университет: 15 лет со дня основания Торжественный акт, посвященный 15-летию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, состоялся 5 декабря в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На открытии торжественного акта выступил ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев. С поздравительным словом к присутствующим обратился Святейший Патриарх Алексий. Приветственное послание университету направил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.  Поздравить Свято-Тихоновский университет с праздником пришли министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, ректор МГУ В.А. Садовничий, выпускники университета митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Святейший Патриарх Алексий наградил ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева орденом свт. Макария, митрополита Московского (II степени). Орденами и медалями был отмечен труд многих других тружеников ПСТГУ.   Слово ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева на открытии торжественного акта, посвященного 15-летию университета Православный Свято-Тихоновский богословский институт был создан 15 лет назад из катехизаторских курсов. Наша цель была в том, чтобы, воспользовавшись наступившей свободой, выйти из гетто, в которое была загнана Церковь советской властью. Было очевидно, что вернуть православную веру нашему народу трудно. Для этого он должен найти дорогу к Богу. Эту веру нужно ему объяснить, сделать понятной. Значит, Церковь должна идти к людям, лишенным своего прошлого, находить с ними контакт, говорить о вере, о Боге на понятном им языке, развеять советский миф о том, что религия — это удел темных, невежественных людей, не знакомых с наукой, которая будто бы доказала, что Бога нет.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 апреля 2017 года Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) Родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в семье протоиерея Михаила Александровича Ридигера. В 1944 г. стал иподиаконом архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского). В 1945-1947 гг. служил алтарником и ризничим в Александро-Невском соборе, псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквях Таллина. В 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949 г., стал студентом Ленинградской духовной академии. 15 апреля 1950 г. рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. — в сан иерея и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. закончил Ленинградскую духовную академию. 15 июля 1957 г. переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. 17 августа 1958 г. возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 г. избран епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. возведен в сан архимандрита. Архиерейская хиротония состоялась 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. Богослужение возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). 14 ноября 1961 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. 22 декабря 1964 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, с 7 мая 1965 г. одновременно — председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском монастыре.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кузнецов Николай Николаевич; 31.08.1875, Царское Село - 18.11.1938, Ижевск), архиеп. Сарапульский и Елабужский. Род. в семье священника С.-Петербургской епархии, впосл. митрофорного прот. Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском ДУ и С.-Петербургской ДС. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия по представлении соч. «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впосл. в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской ДС, 23 авг. 1903 г.- преподавателем рус. языка Устюжского ДУ, 20 февр. 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского ДУ. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сент. 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской ДС, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской ДС. В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 дек. 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митр. Антония (Вадковского)) А. выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской ДС сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на А. губернатору, к-рый вызвал его для объяснения. В февр. 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке А. из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиеп. Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиеп. Ярославским свт. Тихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митр. Антонию (Вадковскому) о назначении А. настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской ДС усиленно просил о переводе А. преподавателем гомилетики в Пензенскую ДС. Сам А. хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода 1758 от 20-22 марта А. был оставлен в Ярославской ДС, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля А., «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода 2898 от 12-30 мая А. уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов .

http://pravenc.ru/text/64664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (Церпицкий Николай Львович; род. 13.04.1946, дер. Залужье Столбцовского р-на Барановичской (ныне Минской) обл.), митр. Новгородский и Старорусский . Из семьи священника. По окончании средней школы проходил в 1966-1969 гг. срочную военную службу. В 1969 г. поступил в Ленинградскую ДС, затем продолжил обучение в ЛДА. 28 марта 1971 г. Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Лев в честь свт. Льва I Великого . 7 апр. рукоположен во диакона, 20 апр.- во иерея. В 1972-1975 гг. исполнял послушание личного секретаря митр. Никодима. В 1975 г., по завершении обучения в ЛДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Постановление II Ватиканского Собора «Конституция о богослужении»» и направлен на стажировку в Григорианский университет в Риме, к-рую проходил до 1978 г. 8 авг. того же года возведен в сан архимандрита; в составе делегации РПЦ присутствовал на погребении папы Римского Павла VI и на интронизации папы Иоанна Павла I . 14 окт. 1978 г. назначен настоятелем петрозаводского Крестовоздвиженского собора и благочинным храмов Олонецкой епархии; одновременно читал курс лекций по сравнительному богословию в Ленинградской ДС. Осенью 1980 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Рабат (Марокко). С 1982 г. работал в ОВЦС в Москве. С 13 окт. 1983 г. служил настоятелем выборгского Спасо-Преображенского собора. Постановлением Синода от 10 сент. 1987 г. Л. был определен епископом Ташкентским и Среднеазиатским. 1 нояб. его хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ). Первые годы архиерейского служения Л. совпали с периодом кризиса гос. власти в СССР. В Ср. Азии это характеризовалось обострением межнациональных противоречий. Л. удалось оградить Церковь от вовлечения в местные конфликты и установить хорошие отношения с государственными структурами, с руководителями исламских объединений региона, с лидерами др. конфессий.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

К. с молодости испытывал тяготение к большим живописным формам, масштабным композициям, подобным полотну «Явление Христа народу» А. А. Иванова, к-рого высоко чтил. Замысел композиции «Реквием», ставшей основной в творчестве К. и до конца не осуществленной, оформился у него в дни похорон свт. патриарха Московского и всея России Тихона в 1925 г., когда, казалось, вся православная Русь пришла в московский Донской монастырь отдать последний долг архипастырю. Большое значение для этой работы имела поддержка Нестерова. В «Реквиеме» К. стремился отразить настроение переломного и трагического для Церкви времени. Наброски свидетельствуют, что автор первоначально планировал изобразить своих персонажей в Иосафатовой долине под Иерусалимом. Согласно поздним эскизам, на общей картине должен был быть изображен конец последней церковной службы, на Пасху 1918 г., в Успенском соборе Московского Кремля. Смысловым центром композиции являются митр. Трифон (Туркестанов) в пасхальной ризе и архидиак. Михаил Холмогоров, за ними стоят патриарх Московский и всея России свт. Тихон, буд. патриархи Алексий (Симанский) и Сергий (Страгородский), в правой части - иером. Пимен (Извеков; впосл. также патриарх). Служащие и молящиеся с разными оттенками чувств воспринимают трагические события XX в., К. впосл. записал: «Их трагедия была моей бедой... сердце мое обливалось кровью» (Из Дневников художника/Архив дома-музея П. Д. Корина). Замысел картины с течением времени трансформировался, менялся ее колорит. В первых эскизах преобладали мрачные тона, краски и настроение Страстной седмицы, а после Отечественной войны, в которой Церковь вновь показала себя неотъемлемой частью общества и начала возрождаться, К. усилил пасхальное начало композиции, введя яркую цветовую гамму, что заметно на эскизе 1959 г. Неизменным в сюжете картины оставалось основное - изображение Св. Руси на пороге Второго пришествия Христа, Страшного Суда и Воскресения: неслучайно взгляд служащего митр. Трифона обращен к образу Спасителя в композиции «Страшный Суд» на западной стене Успенского собора. В центральных фигурах - диакона нарочито богатырской внешности с кадилом в поднятой руке и старца-архиерея в пурпурной пасхальной ризе - художник стремился передать мысль о превосходстве духа над творившимся в стране насилием, о «непоколебимости и силе Церкви Божией», к-рую, по предречению Христа, «врата адовы не одолеют» (слова самого художника). По совету Максима Горького, покровительствовавшего художнику, картина получила дополнительное название «Уходящая Русь» (позднее измененное советскими искусствоведами на «Русь уходящую», что умаляет трагический смысл названия).

http://pravenc.ru/text/2057286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

ЦВ 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г. Духовное наследие свт. Игнатия Брянчанинова и современность Святитель Игнатий Брянчанинов широко почитается в Русской Православной Церкви, хотя канонизирован он был всего два десятилетия назад. Трудам святого была посвящена церковно-общественная конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова», которая прошла 14 мая в Москве. Конференция, организованная Фондом апостола Андрея Первозванного, собрала самых разных участников: священнослужителей и прихожан, монашествующих, учащихся Московской духовной академии, специалистов в области святоотеческого наследия, людей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и трудами святителя Игнатия. Свое приветствие участникам и организаторам конференции направил Святейший Патриарх Кирилл. С докладами выступили архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, потомок рода Брянчаниновых экономист Ольга Шафранова, протоиерей Максим Хижий. В центре внимания докладчиков были малоизвестные факты из жизни святителя Игнатия, поставленные им научные и богословские вопросы. Доклад архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов» был посвящен одному из важнейших принципов христианской жизни — послушанию. Святитель Игнатий писал, что «послушание старцам, такое, как было в древних веках, сегодня невозможно». Архиепископ Максимилиан, соглашаясь со святителем, обосновывал его позицию опытом святых отцов (надо заметить, что именно эта часть учения святителя Игнатия часто оспаривается или неверно трактуется современными авторами). Докладчик убедительно показал, что сегодня, так же как при жизни свт. Игнатия, нет необходимых условий для послушания, описанного в древних патериках. Такими необходимыми условиями можно считать: наличие опытного духоносного старца, наличие ревностного послушника, наличие благоприятных внешних условий. Архиепископ Максимилиан показал, ссылаясь на мнение наших духовно авторитетных современников, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святитель Феофан Затворник, что ни одно из этих условий в наше время не выполнимо. «Мы не имеем того, что имели древние подвижники, и это надо не отрицать, а принимать со смирением», — отметил он. Если же мы станем обманываться на этот счет, то неизбежно столкнемся с такими духовно опасными явлениями как младостарчество и лжестарчество, неверно понятое послушание, фанатизм. Все это может быть крайне губительно для души.

http://e-vestnik.ru/history/duhovnoe_nas...

Закрыть itemscope itemtype="" > Только согласие спасает Интервью с настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, Представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси архимандритом Антонием (Пантеличем) 12.05.2006 567 Время на чтение 12 минут Архимандрит Антоний (Пантелич) - Сербское подворье, если брать его новейшую историю - одно из самых молодых подворий Поместных Церквей в Москве. Но известно, что до революции такое подворье все-таки существовало. Могли бы Вы об этом рассказать в двух словах. - Уже в XVII веке сербский афонский монастырь Хиландар имел свое представительство в Москве. Оно находилось на Таганке. Это сейчас храм, который является Болгарским подворьем. В этом храме находится икона Божией Матери " Троеручица " . А когда-то это было подворье Хиландарского монастыря. Сербское подворье, которое являлось представительством Поместной Автокефальной Церкви, берет свое начало со времени митрополита Михаила (Йовановича), который, как и многие сербские архиереи, был выпускником Киевской духовной академии. Он обратился к Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой об открытии сербского представительства в Москве. И подворье открылось на древней московской улице Солянка. Храм подворья был посвящен святым Киру и Иоанну и создан в честь коронации Российской императрицы Екатерины II. В это же время был построен и храм св. вмч. Екатерины, который сейчас является представительством Американской Православной Церкви. Оба эти храма были спроектированы одним архитектором. Позже на сербском подворье была простроена часовня в честь свт. Саввы Сербского. В 1938 году и храм Кира и Иоанны, и часовню свт. Саввы снесли безбожные коммунистические власти. Так что там практически ничего не осталось, кроме приходского дома, который сейчас используется под другие цели. От храма же остался один столб, который можно видеть с улицы Солянка. В 1948 году Патриарх Алексий I (Симанский) и Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) договорились об открытии храма - подворья, которое стало бы новым представительством Сербской Церкви в Москве. Этот вопрос решался, когда Сербский патриарх приехал с официальным визитом в Россию. Была достигнута договоренность, что подворьем должен стать храм Петра и Павла на Яузе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕРЕВЯНИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в 4 верстах от Вел. Новгорода (ныне в черте города), на правом берегу р. Волхов. Назван по речке Деревянице (Деревянке), к-рая впадала в Волхов. История Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Основан как мужской. Впервые упоминается под 1335 г. в связи со строительством по благословению архиеп. Новгородского свт. Моисея каменного храма в честь Воскресения Христова (НПЛ. С. 346), при к-ром он основал мон-рь «на Деревяницы». По инициативе свт. Моисея в Д. м. был построен и 2-й каменный храм - в честь Успения Пресв. Богородицы (Новг. летописи. 1879. С. 136). В 1348 г. по указу Новгородского архиеп. св. Василия Калики Воскресенский собор был расписан (НПЛ. С. 361; ПСРЛ. Т. 16. С. 79). В XIV - нач. XVI в. Д. м. был тесно связан с домом Св. Софии. В монастыре существовали «владычне хоромы» (НПЛ. С. 404) для ушедших на покой Новгородских архиереев. В каменной паперти Воскресенского собора были похоронены святители Новгородские Алексий († 1390) и Иоанн II († 1417), в 1421 г.- Симеон (ПСРЛ. Т. 30. С. 166). В 1424 г. из Д. м. был избран по жребию на Новгородскую кафедру «владычен духовник» мон. Омельян (впосл. епископ Евфимий I ). В 1454 г. еп. Евфимий вложил в монастырь служебную Минею ( Кадыкин. С. 7). Согласно записи на списке Устава Иерусалимского 1498 г., еп. Евфимий был погребен в Д. м. (ИРЛИ. Новгородско-Псковское собр. 89. Л. 296 об.). В 1553 г. в Д. м. принял постриг «владычен сын боярский Василий Борисович Осенин» (Новг. летописи. С. 86). «Владычен огород» близ мон-ря упоминается и в писцовой книге 1582 г. ( Неволин. С. 134). По реформе 1528 г. при архиеп. Новгородском св. Макарии в Д. м. был введен общежительный устав. В связи с Ливонской войной и захватом Швецией территории Карелии в 1581 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/171729.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010