В Макеевке (Донецкая область) состоялось прославление в лике местночтимых святых схимонаха Илии (Ганжи) 24 сентября 2012 г. 17:44 23 сентября 2012 года в Свято-Георгиевском соборе города Макеевки (Донецкая область) состоялось прославление в лике местночтимых святых схимонаха Илии (Ганжи). По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира торжественное богослужение в этот день возглавил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , которому сослужили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион , архиепископы Ровенский и Острожский Варфоломей , Запорожский и Мелитопольский Лука , Святогорский Арсений , схиепископ Алипий (Погребняк) , епископы Белгород-Днестровский Алексий , Горловский и Славянский Митрофан , Макеевский Варнава , Изюмский и Купянский Елисей , благочинные Донецкой и Горловской епархий. На богослужении присутствовали мэр Донецка А. Лукьянченко, мэр г. Макеевки А. Мальцев, руководители предприятий Донецкого региона. Мощи преподобного Илии Макеевского были доставлены в Свято-Георгиевский собор монахами Святогорской лавры . До этого братия монастыря, которая помогала обрести святыню, изготовила раку и облачения. Схимонах Илия (в миру Илья Яковлевич Ганжа) проживал в Макеевке с 1937-го по 1946 г. Уже столетним старцем он приехал сюда предположительно из Киево-Печерской лавры, насельники которой были вынуждены бежать из родной обители от гонений безбожной власти. О том, как он попал в Лавру, имеются только предположения. Доподлинно известно лишь то, что долгие годы схимонах подвизался в Ильинском скиту Святой горы Афон. Перед революцией многим русским монахам пришлось покинуть благодатную землю. Среди них, скорее всего, и оказался отец Илия. Старец почти до конца жизни не имел собственного жилья. Его приютом становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. Несмотря на гонения, грозившие не только арестом, но и гибелью, многие считали большой радостью, когда в их доме жил старец. В народе отца Илию считали сильным молитвенником, обладавшим даром прозорливости, в котором убеждались многие, кто приходил к нему со своими вопросами и бедами.

http://patriarchia.ru/db/text/2489045.ht...

Владимирская епархия Дата создания: 1214 г. Описание: Входит в состав Владимирской митрополии Владимирская епархия была учреждена в 1214 г. при святом благоверном великом князе Владимирском Георгии Всеволодовиче путем выделения ее из состава Ростовской епархии. Первым ее епископом стал игумен Богородице-Рождественского монастыря во Владимире Симон. Резиденция епископа разместилась в Рождественском монастыре г. Владимира. Титул епархиального архиерея — Суздальский и Владимирский. В 1274 г. во епископа во Владимире был хиротонисан архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион, кафедральным городом которого стал город Владимир. Правящий архиерей получил титул Владимирского, Суздальского и Нижегородского. Территория епархии в это время включала земли Владимирского великого княжества, а также княжеств Городецкого, Костромского, Московского, Переславского, Стародубского, Суздальского с Нижним Новгородом и Юрьевского. Вероятно, Владимирским епископам подчинялось в церковном отношении также Галицко-Дмитровское княжество. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав Митрополичьей области (с 1589 Патриаршая область, с 1721 Синодальная область). Муромская земля находилась под управлением Рязанских епископов. В 1347 г. на землях Суздальско-Нижегородского княжества была образована Суздальская епархия. С 6 декабря 1352 г. до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил святитель Алексий (впоследствии митрополит Киевский и всея Руси). 1 сентября 1742 г. указом императрицы Елисаветы Петровны была создана Московская и Владимирская епархия, включившая в себя большую часть Синодальной области. 16 июля 1744 г. Императорским указом во Владимире учреждена епархия с названием Владимирская и Арзамасская. В ее состав вошли следующие территории: Владимир с десятиной, Гусская и Ярополчская десятины Владимирского уезда, Гороховецкая десятина, Арзамас с десятиной, десятина Полесских станов Арзамасского уезда, Балахна с десятиной, Городецкая, Заузольская и Толоконцовская десятины Балахнинского уезда, Кинешемская, Лухская и Юрьевец-Повольская десятины. С 20 марта 1748 г. — Владимирская и Яропольская епархия, в 1764-1788 гг. — Владимирская и Муромская епархия.

http://patriarchia.ru/db/text/31108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Закаляк Григорий Михайлович; 5.02.1908, г. Ходоров, ныне Львовской обл., Украина - 9.02.1984, г. Мукачево, Украина), архиеп. бывш. Мукачевский и Ужгородский. Род. в униатской крестьянской семье. Начальное образование получил в классической гимназии г. Станислава (ныне Ивано-Франковск). В 1928 г. поступил на юридический фак-т Львовского ун-та, по окончании к-рого в 1932 г. продолжил учебу в Станиславской католич. ДС. 8 июня 1936 г. греко-католич. Станиславским еп. Григорием Хомишиным рукоположен целибатом во диакона, 15 июня - во пресвитера с назначением в клир Станиславского кафедрального собора. С 1938 г. служил настоятелем греко-католич. Покровской ц. в Станиславе. В 1945 г. вошел в состав инициативной группы по воссоединению греко-католиков Галиции с РПЦ. 23 февр. 1946 г. в Воздвиженской ц. Киево-Печерской лавры экзархом Украины Киевским митр. Иоанном (Соколовым) Закаляк вместе с др. членами группы во главе с прот. Гавриилом Костельником был присоединен к Православию. Принимал активное участие в работах Львовского Собора 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение об упразднении Брестской унии и воссоединении униатов с правосл. Церковью. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. С 1949 г. исполнял послушание секретаря Станиславского ЕУ. 18 окт. 1954 г. награжден правом ношения митры. 11 сент. 1956 г. определен быть епископом Самборским и Дрогобычским. 17 сент. того же года Станиславским и Коломыйским архиеп. Антонием (Пельвецким) в Успенской Почаевской лавре пострижен в монашество и 21 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротонию Г., состоявшуюся 27 сент. в Успенском кафедральном соборе Одессы, возглавил Патриарх Алексий I . В связи с упразднением Дрогобычской кафедры 21 мая 1959 г. назначен епископом Черновицким и Буковинским. 15 сент. 1960 г. переведен на Львовскую и Тернопольскую кафедру с сохранением управления Черновицкой епархией (до 16 марта 1961). 11 мая 1963 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 15 окт. 1964 г. вновь назначен правящим архиереем Черновицкой и Буковинской епархии. Из-за резкого обострения болезни 26 окт. 1964 г., согласно прошению, уволен на покой. С 5 февр. 1965 г. архиепископ Мукачевский и Ужгородский. Летом того же года вместе с др. архиереями подписал подготовленную Калужским архиеп. Ермогеном (Голубевым) петицию на имя Патриарха Алексия I, в к-рой предлагалось пересмотреть решения Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , лишавшие настоятелей права непосредственного управления приходами. 18 марта 1977 г. ушел на покой.

http://pravenc.ru/text/166658.html

Мстислав (Волонсевич Димитрий Иванович), архп.Горьковский и Арзамасский Родился 12 ноября 1906 года в гор.Вильно. Среднее образование получил там же, а высшее богословское на богословском факультете Варшавского университета, который закончил в 1936 году. В апреле 1934 года принял монашество в Свято-Успенской Почаевской Лавре и на другой день был рукоположен во иеродиакона. В феврале 1935 года рукоположен во иеромонаха и назначен на миссионерский приход в гор.Галиче. В 1937 году сдал экзамен на степень магистра богословия и осенью того же года был назначен настоятелем Георгиевской церкви в г.Львове и помощником благочинного всей Восточной Галиции. С 1936 года в сане игумена – наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря и помощник зав.псаломщицко-диаконеких курсов при том же монастыре. Получив сан архимандрита, он служил некоторое время на приходе в с.Гировое на Лемковщине (Прикарпатье), затем был возвращен в Яблочинский монастырь и, наконец, переведен в Варшаву, где состоял при Варшавской митрополии, обслуживая православную общину в гор.Жирардове (под Варшавой). С 1946 года находился в ведении раскольнического Карловацкого Синода и вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии 25 ноября 1953 года. После этого он состоял настоятелем русского православного храма-памятника в Лейпциге, а в июне 1955 года был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. 4 марта 1956 года хиротонисан во епископа Великолукского и Торопецкого. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митр.Новосибирский Нестор и еп.Сергиепольский Василий. С 8 августа 1957 года – епископ Свердловский и Ирбитский. 21 февраля 1958 года перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. 27 июля 1959 года – епископ Вологодский. 25 февраля 1965 года – архиепископ. 25 мая 1965 года – Архиепископ Горьковский и Арзамасский. Труды: «Возвращение на Родину». «ЖМП» 1954, 9, стр.20–25. Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1956, 4, стр.5–7. «Мои впечатления«· «ЖМП” 1956, 3, стр.72–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Православные Украины подадут на Ющенко в суд Киев, 28 июля 2008 г. Патриархи Московский и Константинопольский в воскресенье при стечении тысяч верующих и представителей Православных Церквей многих стран вместе отслужили Божественную литургию на Владимирской горке в Киеве. После Литургии Святейший Патриарх Алексий II npuзbaл к осторожности и взвешенности в межцерковных отношениях: «Подвергая сомнению то, что было бесспорным столетиями, мы подвергаем опасности наше общее будущее». Затем состоялся Крестный ход к Киево-Печерской Лавре, причем, помимо икон, верующие несли плакат с портретом Предстоятеля Русской Церкви и с надписью: «Украина приветствует своего патриарха». По словам верующих, это было сделано не только из уважения к Предстоятелю Русской Церкви, но и «в знак протеста против действий Ющенко», сообщает «Новый Регион» . Украинские власти буквально «завалили» Киев рекламой с изображением Константинопольского Патриарха Варфоломея вместе с президентом Виктором Ющенко, но в то же время фактически запретили наружную рекламу с изображением патриарха Алексия II (по данным общественного оргкомитета празднования 1020-летия Крещения Руси, рекламистам просто грозили лишением лицензий). Многие обратили внимание на то, что вдоль дороги к Лавре стоят «пустые» лайтбоксы. Участники крестного хода в разговорах между собой строили предположения, что на них «были портреты Алексия, но их сняли». Корреспондент «Нового Региона» попытался выяснить этот вопрос у представителей МВД, но те ответили, что ничего об этом не знают. Однако эту информацию подтвердил заместитель главы организации «Союз Православных Братств Украины» (СПБУ) Геннадий Литвинов. «Еще позавчера тут были портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но их сняли, по всей вероятности, по указанию властей, другой причины мы не видим. В то же время повсюду висят плакаты с Варфоломеем и Ющенко. Что тут можно сказать: Ющенко сегодня разделил Украину, для себя он пригласил Константинопольского Патриарха, тогда как Украина является канонической территорией Русской Православной Церкви», – сказал он.

http://pravoslavie.ru/27279.html

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Пимену Сергиев Посад, 3 мая 2010 г. 3 мая 2010 г., в день 20-летия со дня кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. У гробницы Патриарха Пимена в крипте Успенского собора лавры Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по почившему Первосвятителю. На богослужении также возносились заупокойные молитвы о Святейшем Патриархе Алексии I, 40-летие со дня кончины которого отмечалось в минувшем месяце. Патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 года; его гробница также находится в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. На панихиде молились Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Истринский Арсений, ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел, архиепископ Брянский и Севский Феофилакт, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московский Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; настоятели московских храмов, служившие в разные годы иподиаконами у приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, — ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве протоиерей Георгий Студенов, настоятель храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря протоиерей Николай Чувикин; а также настоятельницы женских монастырей Московской епархии. По окончании панихиды всем молящимся были розданы иконки преподобного Пимена Великого — небесного покровителя Святейшего Патриарха Пимена.

http://pravoslavie.ru/35072.html

Преставился ко Господу насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Никон (Деев) 30 апреля 2020 г. 21:49 29 апреля 2020 года, на 84-м году жизни, отошел ко Господу схиархимандрит Никон (Деев), более полувека бывший насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры . 30 апреля в Духовской церкви лавры была совершена Божественная литургия, по ее окончании — отпевание новопреставленного схиархимандрита Никона. Погребение состоялось на монастырском кладбище в селе Деулино Сергиево-Посадского района Московской области. Родился в 1936 году в городе Юрьев-Польский (на родине преподобного Никона Радонежского), точная дата неизвестна. Считал датой своего рождения 1 июля — праздник Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. В официальных документах указано 13 июня. Воспитывался в благочестивой семье, мать Пелагея Ивановна была духовной дочерью преподобного Алексия Зосимовского (Соловьева). Крещен через несколько дней после рождения, назван Валентином в честь мученика Валентина. Крестины состоялись в храме святых Космы и Дамиана г. Юрьева-Польского. После окончания школы по достижении совершеннолетия был призван в армию, служил в ракетных войсках. В связи с болезнью был комиссован на год раньше. После армии во время паломничества в Киево-Печерскую лавру на вопрос о поступлении в число братии обители получил совет сначала окончить семинарию. В 1957 году поступил в Московскую духовную семинарию . На последнем курсе Московской духовной академии был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры и вскоре был пострижен в монашество с именем Никодим в честь праведного Никодима. Постриг в Троицком соборе обители совершил архимандрит Платон (Лобанков; 1927-75). 11 апреля 1965 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом в Богоявленском соборе в Елохове г. Москвы рукоположен в сан иеродиакона и назначен на послушание в Патриаршую резиденцию в Чистом переулке г. Москвы. Через два года, в день Казанской иконы Божией Матери, в Богоявленском соборе Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен в сан иеромонаха. В этот день Святейшему Патриарху Алексию сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и архиепископ Таллинский Алексий — два будущих Патриарха.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

святитель Дионисий Суздальский (около 1300–15.10.1385) Послания святитель Дионисий Суздальский Архиепископ Суздальский, Нижегородский и Городецкий, митрополит Киевский и всея Руси. Дионисий (в мире Давид) родился около 1300 г. в пределах Киевских, но кто были его родители и где они жили, точно не известно. Постригшись в Киево-Печерском монастыре и рукоположенный в иеромонахи, Дионисий ушел к Нижнему Новгороду и в «трех поприщах» от него основал в 1330 г. Печерскую обитель с храмом во имя Вознесения Господня. В этом монастыре Дионисий был сперва игуменом, а затем архимандритом. Обитель приобрела всеобщее уважение, сделалась «училищем христианской веры и благочестия», и в ней считалось до 900 иноков. В 1371 г. Дионисий был хиротонисан в епископа суздальского и нижегородского, а в 1375 г., при избиении нижегородцами послов Мамая, ему пришлось много поработать для умиротворения смуты. Через три года после этого скончался св. митрополит Алексий и в русской церкви настали сильные замешательства. Великий князь Димитрий Иоаннович желал возвести на митрополичий престол своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Михаила (которого называли Митяем), но духовенство противилось желанию великого князя. Дионисий также протестовал против поставления Михаила без санкции Константинопольского патриарха и, приехав в Москву, не явился с поклоном к нареченному митрополиту. Когда Михаил послал ему за это выговор, то Дионисий пришел к нему и сказал: «Ты присылал сказать мне, что ты мой начальник, но ты мне нисколько не начальник; не мне к тебе, но тебе ко мне надлежало прийти с поклоном: я епископ, а ты поп, но кто больше – епископ или поп?» Михаил ответил угрозой «сделать из Дионисия меньше чем попа», а затем, как говорит летописец, «многа брань бысть и молва промеж их». Дионисий решился идти в Константинополь, чтобы самому добиваться митрополии, но великий князь приказал схватить его и посадить в заключение. Однако Дионисий «преухитрил» великого князя: дав обещание не ездить в Константинополь и выпущенный на поруки прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Suzda...

Свято-Покровский мужской монастырь (Голосеевская пустынь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский мужской монастырь, Голосеевская пустынь — мужской монастырь, расположенный в лесу на южной окраине Киева. Голосеевская пустынь — место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII—XIX веков, а со второй половины XIX столетия — резиденция Киевских митрополитов. При обители имеется гостиница. Содержание История [ править править код ] Святитель Петр (Могила, +1647, память 31 декабря/13 января) обратил внимание на особую красоту и уединенность живописной окрестности Киева — Голосеева. Он приобрел часть леса вместе с небольшой поляной в свою собственность и построил здесь храм во имя великомученика Иоанна Сочавского и несколько домиков-келий для братий. Таким образом, было положено начало скиту Киево-Печерской Лавры, впоследствии названному Голосеевской пустынью. Со временем храм переименовали в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». В 1910-1912 годах на месте старого деревянного был построен новый каменный храм. Кроме храмов и келий в Голосеевской пустыни находились летняя резиденция Киевских митрополитов с домовой церковью в честь преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, гостиница, хозяйственный хутор Лавры и другие постройки. В 1852 году обитель по благословению правящего архиерея, святителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого (Амфитеатрова), была названа Свято-Покровской. В Голосеевском уединении подвизались святители Петр (Могила) и Филарет (Амфитеатров, +1857, память 21 декабря/3 января), преподобные Парфений Киевский (Краснопевцев, +1855, память 17/30 марта) и Алексий Голосеевский (Шепелев, +1917, память 11/24 марта), Христа ради юродивые Феофил (Горенковский, +1853, память 28 октября/10 ноября) и Паисий (Яроцкий, +1893). Все они прославлены Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых. В 1926 году, спустя девять лет после октябрьского переворота, Голосеевскую пустынь упразднили. В советский период истории были разрушены все ее храмы и строения, за исключением дома Киевских митрополитов. Трое монахов-священнослужителей, которые подвизались в обители в разное время, приняли мученическую смерть за Христа и ходатайствуют о нас перед Престолом Всевышнего. Это преподобномученики – Кассиан (Кузык), Ипполит (Семенов) и Филипп (Безуглый).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010