Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_2.html

Ермоген (Голубев) Ермоген (Голубев), архп. б. Калужский и Боровский. Родился в 1896 году в семье профессора Киевской духовной академии и университета С.Т. Голубева (доктора Церковной истории). Окончил Киевскую 2-ю гимназию с золотой медалью и затем – Московскую духовную академию при ректоре епископе Феодоре (Поздеевском) со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество в Московском Даниловом монастыре и там же рукоположен в иеродиакона. В 1919 году переведён в качестве миссионера в Киево-Печерскую Лавру. В 1920 году в Москве Святейшим Патриархом Тихоном рукоположен в иеромонаха и определён членом Духовного Собора Киево-Печерской Лавры. В 1921 году – участник Православного Всеукраинского Собора. В 1922 году возведён в сан архимандрита. В 1926 году избранием братии Киево-Печерской Лавры (к этому времени лишившейся лаврских храмов, занятых обновленцами) избирается настоятелем Лавры на место отсутствующего настоятеля архим. Климента (Лавра в 1924 году получила права ставропигии), в каковой должности и был утверждён Зам. Патр. Местоблюстителя митрополитом Сергием. Управлял братией Лавры (совершавший свои службы в Ольгинской церкви на Печерске в Киеве), в то время состоявшей в 600 с лишним человек, до 1931 года включительно. С 1942 года – настоятель собора в г. Самарканде. 1 марта 1953 года хиротонисан во епископа Ташкентского Среднеазиатского. Хиротония состоялась в Патриаршем Богоявленском соборе. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митрополит Коломенский Николай и архиепископ Макарий Можайский. С ноября 1955 года по июнь 1956 года временно управлял Алма-Атинской епархией. 31 мая 1956 года был освобождён от временного управления Алма-Атинской епархией. По его инициативе в начале 1957 года было начато в Ташкенте строительство обширного и вместительного храма и 11 декабря 1957 года этот храм был освящён. С 20 февраля 1958 года епископу Ермогену вторично поручено временное управление Алма-Атинской епархией. 28 августа 1958 года освобождён от управления ею и одновременно возведён в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ЛЕОНТИЙ Степанович Гримальский (1869 - 1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЛЕОНТИЙ Клименко (1887 - 1920), свящ., сщмч. (пам. 29 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ Леонтий Иосифович Строцюк (янв. 1878 - 1941), диак. , сщмч. (пам. 21 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ (Карягин Лаврентий; 1870 - 1918), мон., прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ мч. К-польский (пам. 9 авг.) - см. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Григорий, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр и Мария, мученики К-польские († 726 или 730) ЛЕОНТИЙ мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомидийские ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_57.html

Свято-Троице-Никольский женский монастырь (Ташкент) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троице-Никольский монастырь — женский монастырь Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ. Содержание История [ править править код ] Женская православная община Ташкента была образована в 1893 году. 15 февраля 1894 года первая церковь Николаевского общежительного мужского монастыря была освящена как домовая церковь женской общины. 1 октября 1894 года община получила название «Никольской». В 1897 году был возведён жилой сестринский корпус, а также трапезная с домом для священника. В 1900 году обитель приобрела соседние участки, расширенная территория была обнесена оградой, был построен новый корпус с просфорней и трапезной. В 1901 году община получила статус монастыря. В 1920 году монастырь закрыли. После закрытия Николаевского монастыря здание церкви пришло в упадок. В начале 1990-х годов Священный синод Русской православной церкви принял решение о восстановлении монастыря. В 1992 году настоятельницей монастыря стала игумения Любовь (Якушина). В 1996 году монастырь посетил Алексий II. В монастыре проводятся ежедневные богослужения. Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого), 19 декабря Святыни [ править править код ] 1. Прор. Иоанн Предтеча 2. Мч. Трифон 3. Свт. Иоанн Златоуст 4. Свт. Игнатий Ростовский 5. Свт. Гурий Казанский 6. Свт. Иоанн Тобольский 7. Блж. старица Варвара Уфимская 8. Свт. Иннокентий Иркутский 9. Прп. Петр Афонский 10. Блгв. кн. Константин Муромский 11. Прп. Даниил Переяславский 12. Прп. Евфросиния Суздальская 13. Прав. Симеон Верхотурский 14. Прп. Климент Киево-Печерский 15. Св. братия Киево-Печерская 16. Прп. Евфросиния Полоцкая 17. Прп. мц. Елисавета 18. Блж. старица Матрона Московская 19. Прп. Феофил Христа ради юродивый 20. Прп. Евстратий Киево-Печерский

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троице-Н...

Святейший Патриарх Алексий поздравил митрополита Киевского Владимира и паству Украинской Православной Церкви с праздником Успения Пресвятой Богородицы Москва, 27 августа 2008 г. В канун праздника Успения Предстоятель Русской Церкви направил Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины, архипастырям, пастырям, монашествующим и пастве Украинской Православной Церкви свое послание, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Его Блаженству, Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины, архипастырям, пастырям, монашествующим и пастве Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка Митрополит, Высокопреосвященнейший Владыка Наместник, братия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, всечестные отцы, многочисленные паломники обители! Тысячу двадцать лет минуло с тех пор, как подвигом святого равноапостольного князя Владимира в Киевской купели наши предки восприняли благодать и силу учения Христова, давшего возможность всем последующим поколениям и нам быть причастниками обновленной жизни. Вместе с христианством на Руси получило распространение и монашество. На протяжении всего исторического бытия нашей Святой Церкви монастыри были и остаются доныне центрами духовного просвещения, хранителями православной веры, училищами благочестия, неложными путеводителями христианской жизни. Немало таких духовных твердынь Православия расположено в пределах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Среди них Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра занимает особое место. Эта обитель была основана преподобными Антонием и Феодосием Печерскими на берегу Днепра вскоре после Крещения Руси. С момента основания и до сего дня монастырь находится под особым небесным покровительством Божьей Матери. Благодаря заступничеству Царицы Небесной, он был и остается оплотом Святого Православия. Многое судил Господь пережить Лавре в минувшие годы. Но во все времена его насельники, гармонично сочетая молитву и труд, следовали своему призванию и древним монашеским традициям, являли силу православного свидетельства и верность отеческому преданию.

http://pravoslavie.ru/27485.html

Элладская Православная Церковь : Новости [Новости] [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru ИТАР-ТАСС/Православие.Ru Контакты двух братских Церквей носили в последнее десятилетие исключительно тесный и дружественный характер. Состоялся обмен визитами предстоятелей обеих Церквей, которые были приняты в обеих странах на высшем государственном, политическом и церковном уровнях. Проходили неоднократные встречи и беседы Патриарха Алексия и Архиепископа Христодула с послами Греции и России. Главы обеих Церквей принимали участие во многих религиозных, политических и культурно-образовательных мероприятиях, что позволяет рассматривать церковную составляющую как стабильную и позитивную часть российско-греческих отношений. [Новости] ОВЦС МП В сентябре 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился с посланиями к Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей, в которых сердечно поблагодарил их за участие делегаций этих Церквей в торжествах в Киеве, посвященных 950-летию основания Киево-Печерской лавры. В посланиях отмечается, что присутствие посланников Поместных Церквей " не только украсило киевские торжества и придало им поистине общеправославный характер, но и стало ярким свидетельством братского единства Святых Божиих Церквей в стоянии за истину Священного Предания. Денис Туранский [Новости] Медиа Простир Православие.Ru [Новости] ОВЦС МП На пресс-конференции для представителей украинских и зарубежных средств массовой информации в Киево-Печерской лавре Блаженнейший Архиепископ Христодул отметил, что уврачевание расколов, существующих среди православных верующих Украины, возможно лишь на твердом основании священных канонов Церкви, поскольку всякое иное решение окажется заведомо нежизнеспособным. О раскольнической деятельности так называемого “Киевского Патриархата” в Греции глава Элладской Православной Церкви сказал: “Ни одна Поместная Церковь не признает организацию, возглавляемую бывшим митрополитом Киевским Филаретом”. [Новости] Интерфакс-Украина [Новости]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Алексий, митрополит Вознесенский и Первомайский (Шпаков Алексей Алексеевич) Дата рождения: 25 января 1975 г. Дата хиротонии: 4 сентября 2012 г. Дата пострига: 21 декабря 2008 г. Страна: Украина Биография: Родился 25 января 1975 г. в г. Львове (Украина) в крестьянской семье. В 1990 г., по окончании 9 классов Михайловской средней школы 1 пгт. Михайловка Запорожской области, поступил в Михайловское высшее профессиональное училище 52. В 1993-95 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил Украины. В 1995-2000 гг. нес послушание псаломщика и занимался строительством храма Покровы Пресвятой Богородицы пгт. Михайловка Запорожской обл. В 2000-2004 гг. обучался в Киевской духовной семинарии . В 2006 г. окончил Черновицкий православный богословский институт. 16 марта 2008 г. епископом Бердянским и Приморским Елисеем рукоположен в сан диакона. 17 марта того же года назначен пресс-секретарем Бердянской епархии . 30 марта 2008 г. архиепископом Ровенским и Острожским Варфоломеем рукоположен во пресвитера. 5 апреля 2008 г. года назначен на пастырское служение в храм Рождества Христова г. Бердянска, 12 апреля назначен клириком храма Новомучеников Бердянских г. Бердянска. 27 апреля награжден наперсным крестом. 4 мая 2008 г. назначен секретарем Бердянской епархии с сохранением должности пресс-секретаря епархии. 20 мая того же года назначен председателем епархиальной ревизионной комиссии, 8 июля — председателем церковного суда Бердянской епархии. 10 ноября 2008 г. определен на пастырское служение в Свято-Троицкий храм г. Бердянска. В 2008 году поступил на заочный сектор Киевской духовной академии. 21 декабря 2008 г. в Благовещенском храме Дальних пещер Киево-Печерской лавры ректором Киевских духовных школ архиепископом Бориспольским Антонием пострижен в монашество с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского. 22 января 2009 г. епископом Бердянским Елисеем возведен в сан игумена. 15 октября 2009 г. почислен за штат Бердянской епархии с правом перехода в другую епархию Украинской Православной Церкви. В ноябре 2009 г. зачислен в штат Киевской епархии с несением послушания в Киевской духовной академии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198879...

В том же году был призван к архиерейскому служению в связи с присоединением к СССР Закарпатья и переходом в юрисдикцию Московской Патриархии Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви. 24 сент. того же года в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем Нестор, 30 сент. возведен в сан архимандрита. 14 окт. 1945 г. хиротонисан во епископа Уманского, назначен викарием Киевской епархии и администратором Мукачевско-Пряшевской епархии. Хиротонию Н. в московском храме в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Лыщиковом пер.) возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий I . 24 окт. того же года Н. назначен епископом Ужгородским и Мукачевским (резиденцией епархиального архиерея оставалось Мукачево). Н. участвовал во Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., принявшем решение о воссоединении униатов Зап. Украины с РПЦ. В Закарпатье в это время насчитывалось 135 правосл. приходов и 399 униат. общин; активные мероприятия по ликвидации унии долгое время не проводились, к Православию добровольно присоединилась лишь небольшая часть закарпатских униатов. Осторожная политика Н. в отношении присоединения униатов вызывала растущее недовольство у советских властей и некоторых архиереев РПЦ. Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) обвинял Н. в бездеятельности, неавторитетности и корыстолюбии и требовал его удаления из Закарпатья. Патриарх Алексий I ссылался на эти слова митр. Иоанна в письме председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову от 26 февр. 1948 г., но сообщал, что имеет др. мнение о Н. Однако патриарх был вынужден согласиться на перемещение Н. на др. кафедру (Письма патриарха Алексия I. 2009. С. 340). Помимо управления епархией Н. выполнял важные внешнецерковные поручения Патриархии. Во время визитов в Венгрию в авг. 1946 и июне 1948 г. он вел переговоры о переходе в юрисдикцию РПЦ правосл. венг. приходов. В апр. 1948 г., во время визита в Албанию и Югославию, Н. совместно с Тиранским и всея Албании архиеп. Христофором (Киси) совершил хиротонию архим. Паисия (Водицы) во епископа Корчинского. Это имело большое значение для Албанской Православной Церкви (АПЦ), поскольку албан. власти арестовали 3 из 4 ее архиереев и, т. о., церковная иерархия АПЦ могла прекратить свое существование. В Белграде Н. провел переговоры с Сербским патриархом Гавриилом V . По итогам поездки Н. составил патриарху Алексию I обстоятельный доклад о положении в Албанской и Сербской Церквах.

http://pravenc.ru/text/2565140.html

Патриарх Алексий совершил чин освящения храма-часовни на Белорусском вокзале Москва, 11 мая 2005 г. 6 мая 2005 года на Белорусском вокзале Москвы Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения храма-часовни во имя святого великомученика Георгия Победоносца, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . На торжественной церемонии присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр транспорта И.Е. Левитин, президент ОАО " Российские железные дороги " Г.М.Фадеев, работники Белорусского вокзала и Московской железной дороги, а также многочисленные гости. Белорусский вокзал Москвы по праву называют " вокзалом Победы " . Отсюда в 1941 году отправлялись первые военные эшелоны, и на этом вокзале в 1945 году встречали возвращающихся из Западной и Центральной Европы советских воинов-освободителей. Поэтому именно в этом месте было решено воздвигнуть храм и освятить его накануне юбилея Победы, в самый день праздника святого великомученика Георгия Победоносца. Златоглавый храм-часовня в честь святого великомученика Георгия Победоносца находится внутри нового здания Белорусского вокзала. Высота храма – 6,5 метров, длина – 13,5 метров. Настоятелем новопостроенного храма назначен председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев. В настоящее время на московских вокзалах уже действуют четыре часовни и один храм-часовня. Первая из них, – часовня во имя святителя Митрофана Воронежского, – была освящена 20 августа 2001 года на Павелецком вокзале. Вторая часовня во имя блаженной Матроны Московской была открыта на Курском вокзале 16 апреля 2005 года. Третья часовня на Ярославском вокзале носит имя Преподобного Сергия Радонежского, поскольку именно отсюда идут поезда до Сергиева Посада, до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Весной 2004 года в правом крыле зала ожидания Киевского вокзала были завершены работы по возведению храма-часовни в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери. Администрация Казанского вокзала также выделила помещение для храма-часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Сейчас отделочные работы практически закончены и в ближайшее время храм будет открыт.

http://pravoslavie.ru/13412.html

Патриаршество История Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа – крещение князя Владимира в 987 году и в 988 году Крещение Руси. Церковь в домонгольский период Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель. С Х века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Церковь и объединение Руси Татаро-монгольское нашествие, постигшее Русь в XIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Дмитрия Донского. Великий подвижник Церкви Русской преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на величайший ратный подвиг – Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/patriarc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010