Бывали у о. Алексия нуждающиеся лица из интеллигентных кругов, которые не только не могли просить себе помощи, но и стыдились взять предлагаемое: батюшка, будучи не только чутким к чужой нужде, но и вместе с тем и деликатным человеком, умел и таким лицам оказывать помощь. Со слезами на глазах такие лица благодарили дорогого батюшку. Не ограничиваясь милостынею, раздаваемою в келии, о. Алексий нуждающимся деньги посылал по почте, развозил к праздникам подарки по больницам, богадельням и тюрьмам. А сколько монашествующих и послушников ходят в одеждах, купленных на средства о. Алексия! Такая любовь и милосердие старца привлекали к нему сердца всех соприкасающихся с ним людей. К о. Алексию все шли как к отцу родному. Каждый был убеждён, что у батюшки он встретит одну ласку и сочувствие своему горю. А поэтому с полным доверием духовные дети о. Алексия раскрывали ему свои душевные раны и с радостью принимали от него отеческие наставления. Любовь преп. Алексия по отношению к людям выражалась не в одних только советах и сочувственных словах и материальной помощи приходящим к нему несчастным людям, но она выливалась и в его горячей молитве к Богу и Его святым за всех просящих у него помощи и содействия. И сам батюшка больше значения придавал своей молитве, чем советам и материальной помощи. Иногда бывало так, что советы батюшки не принимались посетителями или не имели влияния, тогда он переставал убеждать своего гостя, видимо соглашался с ним и даже благословлял его на предпринимаемое им дело; но когда тот уходил из келии старца, батюшка начинал молиться о его вразумлении. И бывало, что человек, не вразумлённый советами старца, изменял своё намеренное под влиянием его молитв, или обстоятельства так изменялись, что невозможно было этому человеку исполнить своё желание. Так, пришёл однажды к о. Алексию один молодой человек и стал просить у него благословения на женитьбу. О. Алексий не благословил его и отговаривал его от этого шага. Юноша настаивал на своём. Тогда старец взял икону и благословил его, но сам внутренно молился о том, чтобы Господь не допустил этого брака.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

2615 П. собр. р. лет. 2. 352 (351); Данилович. Летоп. князей литов. в Учен. записк. II Отд. Ак. наук 1. Отд. 3. С. 40 (352). Стрыйковский же передает, будто этот митрополичий наместник, отравивший Скиригайлу, был киево-печерский архимандрит Авраамий (4. С. 2 (455)). А Длугош говорит только: «Ab uno religioso Ruthenorum venenatus moritur (Умер, отравленный каким-то русским клириком – (лат.))» (Hist. Polon. Lib. X. Р. 142. Lips., 1711 (435)). 2618 П. собр. р. лет. 8. 27 (351); нашей «Истор.» 4. Прим. 44 (318); Акт. эксп. 1. 9 (232). Надобно заметить, что наместники нашего митрополита отнюдь не были его викарными епископами и таких епископов у митрополитов наших тогда вовсе не встречаем (пр. Филар. Ист. Русск. Ц. 2. § 26 (416)). Алексий считался наместником Феогноста только до рукоположения своего в сан епископский, а сделавшись епископом Владимирским, называется уже прежде бывшим наместником (Ник. лет. 3. 201 (374)). Афанасий Волынский управлял митрополиею только временно на место митрополита Алексия и по его поручению, пока сам Алексий ходил в Царьград (П. собр. р. лет. 6.121 (351); см. еще нашей «Истор.» Т. 4. Прял. 20. Числ. 6 (318)). Герасим Коломенский также управлял митрополиею временно и уже по смерти митрополита: «Бяше бо в ты дни на Москве не сущу никому же митрополиту, Алексею убо к Господу отшедшу, а другому не у пришедшу» (житие Стефана Перм. в Памяти. старин, русск. литер. 4. С. 125 (283)). 2619 П. собр. р. лет. 8. 27 (351); Ник. лет. 8. 58 (374); Степ. кн. 1. 450 (308); Акт. эксп. 1. 9 (232). 2624 Ник. лет. 4. 60, 61, 63 (374); Снегирев. Памятн. Моск. древн. С. 131, 142–143 (390). Известна собственноручная запись святителя Алексия: «Черкизово сельцо куплено на мое серебрецо» (Карамз. 5. Прим. 397 (301)). 2626 П. собр. р. лет. 6.148 (351); Ник. лет. 5. 33–35 (374); Акт. эксп. 1. 20, 23 (232); Акт. до юрид. быта. 1. 63; 8. С. 446 (229). 2628 Правосл. собеседн. 1860. 2. 97 (356). И далее Киприан говорит: «Тако же отприснаа села софийская отпала к князям и к бояром, и яз тых доискываюся и оправдаю, чтобы по моей смерти было, кого Бог оправдаеть» (98). Что разумел здесь Киприан под именем десятины, которую доспел к митрополии? Не дань ли церковную, которую собирали для митрополита десятинники в своих десятинах?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   22 января 1992 г. в Киеве состоялось епископское совещание Украинской Церкви. На совещании принято было новое обращение к Святейшему Патриарху Алексию II, в Священный Синод и ко всем архиереям Русской Православной Церкви, в котором содержался упрек в том, что священноначалие Русской Церкви умышленно затягивает положительное решение вопроса об автокефалии, что «определенные силы, в том числе и из Москвы, сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян в отдельных областях, и тем самым фактически работают против православия на Украине... Некоторые московские средства массовой информации развернули клеветническую кампанию против предстоятеля Украинской Православной Церкви, пытаясь путем грязной клеветы смущать умы и сердца несведущих людей». Однако вскоре три архиерея Украинской Церкви епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (По-гребняк) дезавуировали свои подписи под обращением. На следующий день, 23 февраля, решением Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр и направлены в другие епархии. Решение Синода вызвало возмущение в пастве, находившейся в окормлении этих архиереев, и паства не выпустила их из своих епархий. Тогда епископы Онуфрий и Сергий направили личные послания Святейшему Патриарху, в которых заявляли об отказе от своих подписей под определением Собора Украинской Церкви, который состоялся в Киеве 1—3 ноября, и от своих подписей под обращением епископата Украинской Церкви от лица Собора. За отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии с должности наместника был смещен архимандрит Елевферий (Диденко).    Между тем поток писем и телеграмм, направленных в Московскую Патриархию от приходов, монастырей, духовных школ, отдельных священнослужителей и мирян с просьбой предотвратить разделение Русской Церкви и сохранить существующий статус Украинской Церкви, нарастал. Встревоженный ситуацией, Святейший Патриарх Алексий II направил митрополиту Филарету телеграмму, предлагая в связи с опасным развитием церковных событий в некоторых областях Украины до заседания Священного Синода (18 19 февраля) «воздержаться от любых канонических прещений». 17 февраля от митрополита Филарета в адрес Святейшего Патриарха поступило две телеграммы; в первой он просил «не принимать» в Синоде «никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви», а во второй заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Это было явное игнорирование действий священноначалия кириар-хальной Церкви, направленных на разрешение тяжелого кризиса. Перед заседанием Священного Синода Святейший Патриарх Алексий II получил также «открытое письмо» Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в котором Совет настаивал на предоставлении Украинской Православной Церкви автокефалии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И что же? Благодаря каким-то обстоятельствам, свадьба была отложена на некоторое время, а потом случилось то, чего боялся старец: невеста неожиданно умерла. И духовные дети о. Алексия высоко ценили молитвы своего старца: они часто больше нуждались в молитвах своего батюшки, чем в советах и материальной помощи. Все приходящие к о. Алексию особенно усиленно просили у него молитв. И старец молился за всех. Он молился не только днём, но и целыми ночами; не только в уединении, но и тогда, когда беседовал со своими посетителями. Следуя завету св. Апостола ( 2Солун. 5:17 ), он стяжал непрестанную молитву. 12. Сила молитвы МОЛИТВА одухотворяла преподобного Алексия, вселяла в его сердце Св. Духа. Дух же Святый просвещал его разум и давал ему видеть то, что сокрыто от обычного человека. Преп. Алексий под влиянием Св. Духа постигал мысли других людей, узнавал прошедшую жизнь своих посетителей, предвидел будущее. Этот дар Св. Духа, который у нас принято называть прозорливостью, с одной стороны, привлекал к о. Алексию массу духовных детей, а с другой – давал ему возможность безошибочно определять нравственное состояние приходящих к нему людей и предлагать им соответствующие советы. Но старец не всегда и не перед каждым человеком проявлял свою прозорливость, но только тогда и пред тем, когда была в этом нужда и когда человек, стоящий перед ним, был способен воспринять для себя с пользою проявление этого дара. Всех случаев прозорливости преп. Алексия нет возможности перечислить. Укажем только некоторые. Зашла однажды к о. Алексию приехавшая из Харькова на богомолье в Киев одна интеллигентная дама с сыном гимназистом 4-го класса. После продолжительной беседы с матерью батюшка неожиданно обратился к сыну и говорит: «Слушайся, Митя, маму. Меня не школа учила, не гимназия, а родная мать. Если будешь слушаться маму, будешь как Иоасаф Белгородский ». Дама была восхищена ласковою беседою о. Алексия, но она особенно была поражена тем, что батюшка назвал неизвестное для него имя её сына и предсказал ему великую будущность. Уходя, она даёт о. Алексию 10 руб. и просит у него молитв. О. Алексий принимает деньги, поспешно идёт во внутреннюю комнату, берёт там ещё 5 руб. и, имея в руке 15 руб., говорит: «Простите, не сердитесь на меня, возьмите всё это: вам нечем будет за квартиру заплатить». Дама упала к ногам старца и со слезами благодарила его за любовь. Она, действительно, отдала о. Алексию последние 10 руб. и не имела, чем заплатить за квартиру.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

57 Хотя в современной практике чин отпевания святительного совершается по чину иерейскому, подобно тому как отпевание диакона совершается по чину мирскому, но в древле-славянских богослужебных книгах мы встречаем некоторые особенности, касающиеся, впрочем, не столько самого чина и погребения архиереом, сколько совершаемой пред ним Литургией. Особенности сии мы приводим по книге «Номоканона с Чиновником», изданной в 1877 г. (от созд. мира 7385, индикта 5) в Молдовалахии, в Никольском Мануиловом монастыре (стр. 92–93). Сюда же чин сей взят из Устава погребения в Филаретовском Потребнике, напечатанном при царе Михаиле Федоровиче, в Москве, коего при переводе я, к сожалению, не имел под руками. 70 Dieser Text der Pannychide befindet sieh in dem Buche: Kanon (Prawilo) zur göttlichen Communion, gedruckt in der Kiewo-Petscherskischen Laura, 1831, wovon auch eine Separat-Ausgabe bezüglich dieses Textes erschienen ist. Bis hierher stimmt dieser Text, abgesehen davon, dass er die Troparien (Ton 6) mit dem Kehrreim: Gelobt bist du, o Herr... nicht hat, im Wesentlichen mit der jetzt zur Gewohnheit gewordenen Praktik überein, nach welcher meist nur der 3., 6. und 9. Irmos des Kanons (nach welchen die kleine Ektenie folgt) mit den entsprechenden Kehrreimen (Lass ruhen, o Herr, die Seelen deiner entschlafenen Knechte) gesungen werden. Nach dem Vater unser aber folgen nach jetziger Praktik anstatt der Troparien (Ton 6): Der du allein... die Troparien (Ton 4): Mit den Geistern der vollendeten Gerechten... Nach welchen unmittelbar die Ektenie des inbrünstigen Gebetes und die Entlassung gesprochen wird. 71 Настоящий текст панихиды помещён в книге: «Правило к Божественному Причащению», напечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры в 1831 г. и там же изданной отдельной книжкой. Доселе в главных своих частях он согласен с обычным существующим в церковном употреблены с тою лишь особенностью, что обычно ныне поются ирмосы 3, 6 и 9 (после коих положена малая ектенья) с соответствующими припевами (Покой, Господи, душу (и) усопшаго (ия – их) раба (ы – ъ) Твоего (ея – их), прочие же ирмосы и тропари должны быть тайно читаемы. По Отче наш... в настоящей практике следуют вместо тропаря (гл. 6): Един естеством сый Животворец... тропари (гл. 4): Со духи праведных, после коих следует сугубая ектенья и отпуст. В Киевском изд. нет также тропарей гл. 5 с припевом: Благословен еси, Господи.., кои обычно теперь поются на панихидах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Что, где, когда? В Санкт-Петербургской епархии лучше всех ответы на эти вопросы знает Иван Судоса. И если кто-то считает, что роль мирян в Церкви сегодня невелика, то Иван Николаевич своей деятельностью совершенно опровергает это мнение. О своей необычной службе и о себе самом корреспонденту «ВЖ» рассказывает председатель Петербургского филиала ОВЦС и Протокольного отдела епархии. Анастасия Коскелло редактор новостной службы «Вода Живая» - Иван Николаевич, как давно вы в Церкви? - С самого детства. Я родился на Украине, в селе Красные Партизаны Черниговской области, что в 120 км от Киева. У нас была настоящая патриархальная православная семья, мы были прихожанами небольшой сельской церкви. Все мое детство и юность были связаны с Киево-Печерской Лаврой - помню, как меня совсем еще маленьким родители привозили туда. Там была очень хорошая традиция (наверное, она и сейчас сохранилась) - всех паломников кормили обедом. И я запомнил одно правило: нужно не только весь обед съедать, но и вытирать хлебом дочиста свою тарелку. Ну и, конечно, прекрасные монастырские храмы и службы. Особенно посещение Ближних и Дальних пещер. Маленьким я очень боялся там ходить. - А в детстве вы чувствовали, что вы и ваша семья - не совсем такие, как большинство советских людей? - Чувствовали - мягко сказано. Я родился в 1951 году, в школу пошел в 1958м, - это был самый разгар антирелигиозной борьбы у нас в стране. И, конечно, я испытал на себе все тяготы советской школы. Наш директор был председателем общества «Знание». Это общество ратовало, скорее, не за, а против всякого знания. Узнав, что я верующий и хожу в школу с крестом, директор начал со мной настоящую «перевоспитательную» работу. А мне ведь и дед, и отец, и духовник - отец Алексий Покиньборода, настоятель храма в Нежине, - с детства внушили, что с крестом расставаться никогда нельзя. Тогда цепочек не было, но отец сплел мне очень прочную веревку, на которой я крестик и носил. И вот, никогда не забуду, во втором классе директор в своем кабинете ухватил меня за шею и стал срывать этот крест, но никак не мог сорвать, потому что веревка была очень крепкая. И вдруг откуда-то взявшимся куском стекла он ее разрезал. А крестик, как я потом узнал, выбросил в туалет…

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Интересно при этом, что прозорливостью, по рассказам болховских жителей, отличался и брат архим. Макария о. Алексий, живший в киево-печерской лавре (ibid. 26, 27. 50). Видавший его там Г. Т. Мизко свидетельствовал, что он жил «в великом убожестве и нестяжательности, приобретая смирением высокая, нищетою богатая. Это птица небесная, ищущая в пустыне Бога, спасающего от малодушия и бури, отложивши всякое житейское попечение о пространном питании тела. Это муж безмолвие водящий, и прилежно подвигом священнослужения подвизающийся, страждущий, терпящий, любящий, радующийся. Внешним видом, речью и нравом, в некоторых отношениях, во многом подобен покойному о. архим. Макарию»... V. Учено-литературные труды архим. Макария Глухарева. Настоящая глава представляет перечень трудов архим. Макария в связи с историей их написания и издания в свет. Расположен он в хронологическом, насколько это оказалось возможным, порядке. Опущены только студенческие работы о. Макария, хранящиеся в библиотеке Московской дух. академии, как написанные на заданные темы и притом еще не изученные его биографами. 1. Поминовение преосвящ. Иова, архиепископа Екатеринославского. Так озаглавленное нами произведение архим. Макария 207 найдено нами среди бумаг его в библиотеке казанской дух. семинарии и напечатано в «Письмах архим. Макария» (Казань, 1805), на стр. 28–39. Написано оно в Костроме между 28 марта 1823 г., днем смерти архиеп. Иова, и 15 янв. 1824 г., когда было послано в Екатеринослав Гр. Т. Мизку при письме с этой датой, помещенной на первой странице рукописи. Так как оно не закончено, то его нужно придвинуть ко второму хронологическому показанию, но нельзя не отметить, что оно написано в два срока, так как поправки в некоторых местах сделаны чернилами другого оттенка. – «Поминовение преосв. Иова» изложено в форме исповеди автора, напоминающей по тону «Confessiones» блаж. Августина, которыми о. Макарий усердно занимался еще в Екатеринославе и которые затем переводил на русский язык. Оно представляет потому богатый материал для истории личной жизни автора, его нравственного развития с первых обнаружений сознания и отношений его как к архиеп. Иову, так и к духовнику его и своему – иеросхим. Ливерию, – отношений, положивших глубокий отпечаток на самый характер его. Те эпизоды столкновений Макария с архиеп. Иовом, о которых рассказывают вслед за свящ. Герболинским 208 его биографы, при свете «Поминовения» получают иное освещение. Получает также беспристрастное освещение личность архиеп. Иова и скромного о. Ливерия. – Полагаем, что это «Поминовение» и есть та исповедь или те воспоминания о жизни Макария, начиная с 10-тилетняго возраста, которые он, по словам Д. Д. Филимонова 209 , написал для настоятеля глинской пустыни Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

(Виноградов Александр Николаевич, 5.11.1845, с. Чамерово Весьегонского у. Тверской губ. -1919, Оптина пуст. ), иером., миссионер и китаевед. Род. в семье священника. В 1859-1865 гг. учился в С.-Петербургской ДС; после ее окончания в 1867-1868 гг. посещал занятия в СПбДА, но полного курса не окончил. Состоял учителем рисования при Ярославской ДС с 1868 по 1873 г., слушал лекции в Демидовском юридическом лицее, к-рый окончил в 1871 г. В 1874 г. был принят на службу в канцелярию военного прокурора С.-Петербургского окружного суда. Посещая семинары в Археологическом ин-те Н. В. Калачова в 1878-1881 гг., одновременно занимался в имп. Академии художеств , где успешно прошел программу обучения в объеме 2 курсов. В мае 1880 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1881 г. прибыл в Пекин, где в составе Русской духовной миссии в Китае занимался миссионерской деятельностью до 1887 г. В связи с тяжелой болезнью по разрешению Святейшего Синода досрочно вернулся в Россию, продолжил службу в Киево-Печерской лавре , а затем с окт. 1888 г. на Киевском подворье в С.-Петербурге. После публикации ряда серьезных научных трудов, в т. ч. посвященных Китаю, вновь был направлен в Пекин, где в составе духовной миссии с 1896 по 1898 г. продолжал интенсивно заниматься миссионерской деятельностью и научными изысканиями. Из-за тяжелого психического заболевания отозван в Россию с назначением в число монашествующих Оптиной пуст. В пустыни прошла его оставшаяся жизнь, посвященная подготовке к печати собранных в Китае материалов, а также благотворительной деятельности, особенно в пользу Красного Креста (в период восстания ихэтуаней 1898-1901 и русско-япон. войны 1904-1905). В 1904 г. предпринял попытку покинуть мон-рь, но его прошение о снятии сана и расстрижении было отклонено Святейшим Синодом. Ни одна из его работ, написанных в Оптиной пуст., не напечатана. В период гражданской войны А. умер от голода. Место захоронения неизвестно. Оставшиеся после его смерти рукописи и материалы личного архива хранятся в ОР РГБ (Ф. 52).

http://pravenc.ru/text/64650.html

Несмотря на конкуренцию, у всех претендентов был один интерес: уйти из-под финансового контроля государства. Тогда уже в РПЦ хлынул поток верующих, доходы возросли. Сотрудники Совета докладывали, что когда, например, открыли пещеры Киево-Печерской лавры, деньги оттуда выносили мешками без всякого учета. И это тоже было во времена Филарета. - Как менялся уровень жизни иерархов РПЦ на протяжении перестройки? - Первое, что я понял, когда пришел на должность председателя: иерархи Церкви живут так же, как партийная верхушка. Ничуть не хуже. Отличались только тем, что у них было больше свободы в приобретении материальной выгоды. Квартиры иерархам Совет давал. Обращался ко мне, например, тот же Алексий, я передавал просьбу в Совмин. И там, как правило, не отказывали. Давали вне очереди площадь такую же, как партийным работникам высшего звена. Скажем, в Москве получали на одного трехкомнатную квартиру. Отдыхали они в санаториях ЦК. Епископу, как правило, предоставляли 3-4-комнатный люкс, и еще номера для его охраны и всех обслуживающих матушек. Зарплату им не платили, РПЦ содержала сама себя. Но поскольку церквей было мало, а верующих много, то всегда были они при деньгах. Вот пример. Едем мы вместе с иерархами за границу. Я получаю 26 долларов командировочных в сутки. Боюсь лишний раз зайти куда-то. А епископ, который со мной, приглашает в ресторан. Я ему: не могу. А он: не волнуйтесь - и показывает полный бумажник долларов. Кто ему обменивал эти доллары? Государство. Их же деньги обменивали на валюту - за их международную деятельность. В год выделялось примерно 3 миллиона долларов. А курс был, кажется, 50 копеек за доллар. - Другие религии тоже почувствовали послабления по время перестройки? Горбачев ведь принимал главу Церкви объединения Муна? - Мун - это деньги, капитал. Тогда он нужен был. Горбачеву его «подсовывали». Других протестантов он не принимал. Мы пытались поставить все религиозные движения в одинаковые условия. Открывали синагоги. Раввинов стали готовить в Венгрии. В Москве стали производить мацу. Признали кришнаитов - по просьбе индийского посла. Он позвонил мне и говорит: как посол посла прошу, посмотрите, как можно помочь? Было принято решение, и впервые наши кришнаиты поехали на съезд в Индию.

http://ruskline.ru/opp/2015/6/5/predseda...

Поступил я потом в Свято-Тихоновский, но спустя год пошел в армию. Отслужив там, восстановился в университете, но вскоре все-таки перевелся в семинарию. – Я же тебе сразу про семинарию говорил, – помню, напомнил мне тогда владыка Алексий, он действительно всё про нас знал всегда заранее: как всё должно быть. Диакон Александр Шевченко. Служение      Стал я учиться в семинарии. Я был уже женат. Иногда и экзамены переносил из сессию в сессию. Потом, году в 2004-м, владыка вызвал меня к себе: – Саша, тебе надо определяться с рукоположением, – говорит. При мне позвонил отцу Владимиру Дивакову, секретарю Патриарха по городу Москве: – У меня вот есть ставленник Александр, – и стал уточнять на счет прохождения епархиального совета перед рукоположением: что там потребуется. Включил громкую связь. Отец Владимир всё объяснил. Владыка у меня еще переспросил, положив уже трубку: – Ну, ты сможешь? А там как раз речь о том шла, что я, считай, с детства знал, прислуживая по крайней мере с подросткового возраста в алтаре. Но при том, что у меня перед глазами был пример владыки Алексия… Я не чувствовал себя достойным к рукоположению. Являть собой образ Христа… Кто я такой? Владыка сказал подумать. Я тогда как раз уходил в отпуск. Владыка больше благословлял паломничать, – так я в свое время по его благословению в Киево-Печерскую лавру ездил, в Почаев. Это то, что нас, конечно, духовно укрепляет. Но я тогда так и не решился. Потом мы с владыкой возвращались к этому разговору, когда у меня уже было двое-трое детей. – Ну, чего ты, Саш? – поинтересуется владыка. Я ему честно отвечал: какой высотой мне видится священнослужение, а я кто? Однажды он мне сказал: – Может быть, так и правильно относиться. Как написано в Апостоле про диакона, что это должен быть «хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим. 3, 12). То есть этому сначала как следует научиться надо, и уже так, на примере, воспитывать паству. Набирайся, мол, опыта. Сейчас у меня шестеро детей. Я принял диаконский сан. Дети по благословению

http://pravoslavie.ru/133954.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010