Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «ангела» найдены статьи: АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок.1153-1211 или 1212), визант. имп. в 1195 – 1203 АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ (ок. 1183-1204), визант. имп. в 1203-1204 АНГЕЛ " вестник " , название сотворенных Богом личных духовных существ АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа АНГЕЛ КЛАРЕНСКИЙ (ок. 1247-1337), итал. спиритуал и аскет, диак. АНГЕЛОВ Боню Стоянов (1915-1989), болг. славист, археограф, историк лит-ры, проф. АНГЕЛОВ Димитр Симеонов (1917-1996), болг. историк-византинист АНГЕЛОМ († ок. 855), диак. в мон-ре Люксёй, автор компилятивных комментариев на книги ВЗ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ангелы, исполняющие в вещественном мире определ. виды служения Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/ангела.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСЕЙ I КОМНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексей I Комнин. Миниатюра из рукописи XII века. Ватикан, Biblioteca Apostolica Алексей I Комнин (греч. λξιος Α " Κομνηνς; ок. 1057 - 1118 ), византийский император (с 1081) Родился около 1057 года в знатной семье, с 14 лет начал военную карьеру под началом старшего брата Исаака. Уже в 1074 году возглавил экспедицию против мятежа Руселя, предводителя норманнского отряда на византийской службе. С тех пор и до конца жизни оставался неутомимым военачальником. В 1078 году имп. Никифор III Вотаниат удостоил Алексея Комнина должности великого доместика, зап. схол и чина новелиссима. Фактически Алексей стал главнокомандующим византийским войском и вскоре получил чин севаста. В 1078 году Алексей Комнин женился вторым браком на Ирине Дукене, происходившей из знатного и могущественного рода Дук, чем весьма укрепил свое положение. Военные успехи и семейные связи обеспечили Алексею поддержку войска и знати, что в конечном счете и привело к провозглашению его императором в 1081 году. Приняв государство, до предела сократившееся территориально и ослабленное внутренне за десятилетия правления сменявших друг друга императоров, Алексей Комнин немедленно приступил к укреплению внешнего и внутреннего положения империи. В целом его усилия по реставрации былого могущества Византии увенчались успехом, и панегирические отзывы, которыми награждает отца Анна Комнина в посвященном ему историческом сочинении " Алексиада " , не лишены оснований. На протяжении всего правления Алексей Комнин вел непрерывные войны и сложную дипломатическую игру с норманнами , сельджуками , печенегами , половцами . Весьма непростые взаимоотношения сложились у него с участниками I крестового похода , пересекавшими земли Византии в 1096 - 1097 годах. Алексей Комнин стремился использовать крестоносцев для возвращения утраченных во время нашествия турок-сельджуков владений империи в Малой Азии, те же в свою очередь, желая действовать независимо, обвиняли византийцев в нарушении договоров, предательстве и т. д.

http://drevo-info.ru/articles/13679408.h...

войска были отозваны из осадного лагеря под Антиохией. Воспользовавшись разгромом сельджуков, в 1097-1099 гг. византийцы вернули себе значительную часть ранее утраченных территорий в Анатолии. Были освобождены Никея, Смирна, области Вифинии, Асии, Фригии, Ликии, Памфилии, Пафлагонии. Сельджукские владения были более чем на столетие ограничены центральной частью М. Азии. В 1097 г. крестоносцы временно захватили Иконий. В 1101 г. византийцы организовали поход в Вост. Анатолию крестоносного войска графов Раймунда Сен-Жиля, Гильома Неверского и Гильома де Пуатье. Крестоносцы овладели Анкирой, но в битве при Амасии были разгромлены и потеряли все завоевания. Главным достижением имп. Алексея в Анатолии стал поход 1116 г., когда визант. армия разбила силы иконийского султана Масуда, осаждала Иконий, но решающего успеха не добилась, и Алексей заключил договор о вассальной зависимости тюркского правителя от К-поля. Имп. Мануил I Комнин. Монета Имп. Мануил I Комнин. Монета Дальнейшая борьба в М. Азии велась с переменным успехом. В кон. XI в. здесь сформировались 2 мусульм. гос-ва: султанат наследников сельджукида Сулеймана со столицей в Иконии и владения династии Данишмандидов в Каппадокии. В 30-40-х гг. имп. Иоанн II Комнин вел против этой династии затяжную войну. Византийцы овладели крепостью Кастамон, временно удерживали Гангру, угрожали осадой Анкире и Неокесарии. Эти успехи привели к политическому кризису и упадку гос-ва Данишмандидов. В 1143-1146 и 1160 гг. имп. Мануил I Комнин вел войны против Иконийского султаната; ок. 1161/62 г. султан Кылыч-Арслан II прибыл для заключения мира в К-поль. Долговременное присутствие тюрок в Анатолии стало сказываться на ситуации в регионе. Кочевые группировки, зачастую неподконтрольные султанам, совершали регулярные набеги на визант. приграничные районы, вынуждая население покидать обжитые места. Тюркизация все новых территорий позволяла сельджукидам постепенно укреплять свои позиции. В 70-х гг. XII в. Кылыч-Арслан II объединил все тюркские владения в М.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Ко временам Алексея Комнина, современника первого крестового похода, относятся два сохранившиеся до. нас факта, в которых выразились стремления к соединению церквей: посольство около 1112 г., в Риме и публичный диспутах в Константинополе около того же времени. Умный Алексей Комнин, необыкновенными своими военными и политическими даровавшая поддержавший византийскую империю, доставивший ей даже некоторый блеск, успешно действовавший против турок на востоке и норманнских владетелей южной Италии на западе, умевший искусно пользоваться в борьбе с последними услугами неприязненных к норманнам (союзникам папы) германских Императоров 42 , замешанный таким образом еще до 1-го крестового похода в дела запада, после 1-го крестового похода должен был еще зорче смотреть на запад. Видя, какая громадная сила в руках римского первосвященника и как опасна эта сила не только для турок, но и для. византийцев при добром согласии между собою главных вождей запада немецких императоров и пап, с другой стороны, как непрочно взаимное согласие между теми и другими Алексей Комнин должен был естественно прийти к мысли, нельзя ли ему самому заменить, для пап и для всего христианского Запада, немецкого императора, с которым видимо не ладит папа, что было бы, как без сомнения ему казалось, одинаково хорошо и для Рима и для Византии. Вот почему, после уже l-ro крестового похода, обратившего особенное его внимание на запад, Алексей задумал дело, по видимому, немыслимое, невозможное, в сущности же весьма согласовавшееся с обстоятельствами времени, достойное его смелого государственного ума, именно простереть свои виды на корону западных императоров, а с тем вместе неизбежно, конечно, поднял вопрос о соединении церквей. Услышав, что пала Пасхалий II потерпел страшное унижение от императора Генриха V (Взявшего его вместе с кардиналами в плен и принудившего насильно короновать себя в 1111 г. императором), Алексей отправляет к Пасхалию II послов, предлагая папе свои услуги и изъявляя свою готовность отправиться в Рим для принятия западной императорской короны или послать на запад для этого своего сына; при этом, высказывая готовность подчиниться «Апостольскому престолу», он желал только знать, может ли папа, как за долго писал, принять его. Следствием этого письме было торжественное посольство от папы в Константинополь, состоявшее из 600 человек. Посольство это весьма хорошо, по словам Петра диакона, было принято императором; Алексей Комнин велел было уже передать аббату Кассинской обители (приславшему вместе с папскими послами и от себя послов в Константинополь), что, когда он поедет в Рим на коронацию, то пусть и аббат выедет ему на встречу и они вместе отправятся в Рим. Но, не смотря на все эти приготовления, коронование императора, разумеется, не состоялось 43 и попытка политически и религиозно соединиться с западом остановилась в самом начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Наряду с этим, как показывает В. Г. Васильевский на основании привлечённых им источников, византийский император Алексей Комнин, этот «истый и кровный византиец» 11 , ревностный богослов, до мозга костей «проникнутый воззрением строгой противолатинской партии» 12 , не шедший ни на какие уступки в спорах с Римом в области догматики, теперь, ожидая помощи с Запада, шёл на уступки и протянул руку примирения папе Урбану II, зная, что многое зависит в Западной Европе от Него. Разбор взаимоотношений Византии и Запада в области церковных дел позволил В. Г. Васильевскому ещё резче подчеркнуть трагическое значение для Византийской империи печенежских походов и катастрофическое положение государства, вызванное этими походами. Стесненный турками, находясь накануне своей гибели, византийский самодержец готов был отречься не только от принципов, на которых была построена его монархия, но и от живого символа этой монархии – столицы Константинополя. Чтобы понять всю трагичность положения Византийской империи я её правителя, который был готов отказаться от своей столицы, надо осознать всё значение Константинополя в то время, всё его величие. И вот «в 1091 году с берегов Босфора, – читаем мы у В. Г. Васильевского , – донёсся до Западной Европы прямой вопль отчаяния, настоящий крик утопающего, который уже не может различать, дружеская или неприязненная рука протянется для его спасения» 13 . Византийский император в письмах, которые он отправлял во все стороны, описывал ужасы печенежского и турецкого нашествия и молил о спасении Византии. «Я сам, – писал Алексей Комнин, – облечённый саном императора, не вижу никакого похода, не нахожу ни какого спасения: я принуждён бегать пред лицом турок и печенегов, оставаясь в одном городе, пока их приближение не заставит меня искать убежища в другом» 14 . И почти вслед за этим, умоляя всех, кто бы они ни были, придти помочь гибнущей христианской державе, Алексей Комнин заявлял: «Мы отдаёмся в ваши руки, мы предпочитаем быть под властью ваших латинян, чем под игом язычников. Пусть Константинополь лучше достанется вам, чем туркам и печенегам» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В этом смысле он сделал представление императору. У Алексея Комнина потребовано было объяснение. Комнин дал объяснение довольно правдоподобное, хотя натянутое, а именно, что в данном случае действует оптический обман, солдаты поднимаются с разных мест и, благодаря разбросанности, людям несведущим кажется, что их очень много; факт движения войска к столице Комнин отвергнул. Как бы то ни было, этот эпизод должен был убедить Комнина, что Борилл и Герман начинают не без успеха проникать в его планы. Борилл и Герман в свою очередь пришли к убеждению, что дело находится в таком положении, когда необходимо принять решительные меры. Анна Комнина уверяет, что они рискнули на свой страх и риск арестовать Исаака и Алексея Комнинов и ослепить их, дополняя свое показание еще сведением, что оба славянина заботились при этом не о царе, а о самих себе, так как Борилл сам домогался царства, Герман же помогал ему. Уверение Анны мы вправе считать преувеличением, допущенным с целью оправдать поведение отца. В нем верна лишь основная мысль, что славяне сознали необходимость и решились действовать, – Комниным грозила опасность. Неизвестный по имени 957 магистр, из грузин, донес Комниным об опасности. Тогда и они увидели, что необходимо приступить к действиям. Алексей Комнин отправился к армянину Пакуриану и обещал ему сан доместика, если поможет вступить на престол; получив согласие Пакуриана, он отправился к норманну Убертопулу и от него тоже заручился клятвенным обещанием помощи. Затем Алексей и брат его, Исаак, отправились во Влахернский дворец, выбрали себе в царских конюшнях лучших лошадей, остальным подрубили задние ноги, чтобы пресечь возможность погони, и поспешили ускакать из столицы, склонив еще перед выездом свояка, Георгия Палеолога, следовать за ними. Выезд Комнинов из столицы совершился ночью с воскресенья на понедельник сырной недели, 958 т. е. с 7 на 8 февраля 1081 г. После выезда Комнины сочли необходимым известить еще одного из своих приверженцев: послан был гонец к деду жены Алексея, кесарю Иоанну Дуке, с приглашением спешить на сборное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Глава 1. «Новый Юстиниан» Молодой император, которому едва исполнилось 24 года, относился к тому типу людей, для которых бесстрашие, мужество и решимость являются прирожденными чертами характера, нормой жизни. Красивый мужчина с темно-коричневым лицом, статный, Мануил I был невероятно силен, и даже ставшая легендарной сила Антиохийского князя Раймунда де Пуатье блекла перед его физическими возможностями. Он всегда сражался в первых рядах, и даже враги, не говоря уже о византийцах, с восхищением называли василевса «Александром Великим» и «Гераклом» 442 . Как и отец, он отличался невероятной энергией, фантастической работоспособностью, умением владеть собой, а также любезностью и остротой ума, ненавидел лесть и ложь. Мануил Комнин был очень образованным человеком и охотно направлял свой ум и интерес ко всему, что заслуживало внимание. Галантный и обходительный, император слыл любимцем девиц, и в молодости его досуг не был лишен обычных аксессуаров этого возраста – веселых застолий и доступных женщин. Даже после женитьбы он поддерживал альковные отношения с племянницей Феодорой Комнин, от которой у него появился на свет незаконнорожденный сын Алексей Комнин, – правда, тот не сыграл в истории Римской империи никакой особой роли. Связь царя с племянницей продолжалась и дальше 443 . Патриот до последней капли крови, василевс, тем не менее, восторженно относился к рыцарскому Западу – его не зря называли царственным паладином. Он много проводил времени в общении с французскими и германскими рыцарями и вообще стремился к сближению Византии с другими европейскими державами 444 . На то были свои объективные причины. Во-первых, вопреки мнению некоторых современных популяризаторов византинизма, Западная Европа эпохи Крестовых походов вовсе не представляла собой нищую, грубую, варварскую страну, лишенную культуры и технически отсталую. Даже на фоне разложившегося и безнравственного папства на Западе в то время велись глубочайшие богословские споры, а среди самих понтификов встречались удивительно волевые, цельные и благочестивые натуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем проще казалось решить эту задачу троюродному брату царя, сумевшему снискать любовь императрицы. Кое-что из этого плана протосеваст начал реализовывать почти сразу. Так, в частности, по столице ходили упорные слухи, очень похожие на правду, будто Алексей Комнин пытается дарами и наградами привлечь к себе сторонников из числа высших сановников 723 . Однако он был слишком ленив и избалован, чтобы проявить должную решимость и последовательность. Кроме того, опасаясь представителей известных аристократических семей, способных составить ему конкуренцию, протосеваст ошибочно сделал ставку на латинских советников, надеясь при их помощи прийти к власти. Неудивительно, что национально мыслящие сановники искали другое лицо, которое могло заслужить их поддержку. И такой претендент нашелся – им стал дядя императора Алексея II, двоюродный брат Мануила I, Андроник Комнин. Эта колоритнейшая фигура своего времени, бретер, можно сказать, «византийский гусар», жизнеописание которого мы поместим в соответствующем месте. Силой обстоятельств в те дни он находился в Пафлагонии, в городе Энее, и эта деталь имела немаловажное значение. Андроник был небезызвестной фигурой для Константинополя. Член царской династии, один из самых красивых мужчин своего времени, легенда Византии (пусть и сомнительная с точки зрения нравственности и благочестия), он стал действующим лицом множества романтических и приключенческих историй. Иными словами, это была «узнаваемая фигура» в народе, чем Андроник и решил воспользоваться 724 . Правда, замыслы Андроника простирались гораздо дальше того, чтобы просто прийти в Константинополь и отодвинуть от престола латинскую партию и протосеваста. Всю свою жизнь Андроник Комнин, подошедший к 60-летнему возрасту, мечтал об императорстве и теперь решил испробовать свой, возможно, последний шанс. Положение его с точки зрения легитимизации собственных прав на престол усугублялось тем, что незадолго до смерти царя Мануила I он был вынужден написать клятвенное письмо, в котором обещал василевсу и наследнику Алексею II: «Если я увижу или узнаю, или услышу что-либо такое, что клонится к вашему бесчестию и к вреду для вашего венца, то и вам дам знать, и сам, сколь мне возможно, буду тому противодействовать». Казалось, после такой клятвы любая попытка лишить Алексея II императорского сана однозначно должна негативно восприняться в народе. Тем не менее «ищущий – да обрящет». Андроник долго изучал текст собственной клятвы и не нашел в ней никаких препятствий – по крайней мере на этой стадии реализации тайного плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все лучшие, просвещеннейшие и любознательнейшие из числа Константиновых преемников на троне византийском во все время существования христианской Византии, т. е. до половины XV в., следовали примеру первого христианского императора, покровительствовали и содействовали процветанию общества любителей просвещения. Императоры: Юстиниан Великий (527–565), Лев Мудрый (886–912), Константин Порфирогенит (912–959), Роман III (1028–1034), Константин Мономах (1042–1056), Алексей I Комнин (1081–1118), Мануил Комнин с сыном Алексеем (1143– 1183), Андроник Комнин (1183–1185), Андроник II Палеолог (281 –1332) – все они в той или другой мере содействовали оживлению и развитию деятельности византийского Общества Любителей Духовного Просвещения. Одни из них прославились заботами о науке и просвещении, желая в этом отношении подражать Антонинам, Марку Аврелию и Августу, окружали себя философами и риторами, любили с ними беседовать, некоторые из таких императоров на науку обращали больше внимания, чем на дела управления; ученые, принадлежавшие к этому кружку, исследовали в особенности трудные вопросы о сверхъестественных предметах; 1127 дворец таких императоров открыт был для образованнейших людей, между которыми можно было встретить и молодых, Начинающих ученых, и почтенных старцев, украшенных сединой. 1128 Другие из вышеперечисленных императоров считали, как вырахсаются византийские историки, «небесную философию» (т. е. богословскую науку и просвещение) делом важным и ценили весьма высоко, «воздавали похвалы красноречивым ораторам и, приближая ученых к своему трону, часто поощряли их дарами и удостаивали немаловажных почестей». 1129 С особенным отличием могут быть вспомянуты здесь имена двух византийских императоров – Мануила Комнина и Андроника II Палеолога. Их деятельность, в Особенности последнего из них, направленная ко благу Общества Любителей Просвещения, вероятно, не по случайным причинам, Изображена византийскими историками в чертах очень ярких. Q Мануиле один византийский историк говорит: «Св. Писание задавало ему многие трудные для понимания вопросы, и он, доискиваясь их решения, собирал к себе и спрашивал всех, кто отличался ученостью». 1130 В царский дворец при Мануиле, по его изволению, с указанной целью приходили «сонм архиереев и все отличавшиеся ученостью». 1131 Описывая эти собрания, историк членов этих собраний именует людьми, «любящими заниматься божественными догматами» 1132 , т. е. прямо называет их любителями духовного просвещения – термином, которым обозначаются и члены нашего общества. Другой византийский историк дает очень обстоятельные сведения о любительских собраниях при Андронике Палеологе и Ив находит достаточно слов, чтобы восхвалить покровителя этих собраний – Андроника. Пусть эти похвалы преувеличены, 1133 не беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010