Однако же при всем том Аллаций представляет их нам свидетелями достойными великого вероятия. Приметили в нем сей порок многие ученые мужи: приметил и Адам Зерникав, муж весьма высокого учения: и правда, хотя должно признаться, что Аллаций был довольно учен, однако удивительно то, что труды свои употребил в худую сторону. Но возвратимся к нашему предмету, и оставив сии ненужные и примечания недостойные повести, рассмотрим те плачевные приключения, которые с того времени происходили из толикого церьквей несогласия. Чего для мимоходом здесь целые почти триста лет, и как прочие маловажнейшие распри, так и оную Михаила Церулария Патриарха Константинопольского с Гумбертом Папским посланником оставляем, поспешая к концу правления Мануила Комнина: ибо там много имеем увеселительного. В лето 1200. по кончине Императора Мануила, вступил на престол Андроник Тиранн. По убиении сего поздравлен Императором Исаакий Ангел. См. у Никиты Хониата кн. 2. в конце о Андронике. Потом Исаакия, брат его Алексей Комнин, лишив очей и правления, заключил в темницу, и сам начал царствовать см. у того же Хониата о Исаакие кн. 3. к концу. Ослепленного Исаакия сын Алексей убежал в Сицилию к Королеве того острова, своей сестре, просить у нее помощи и совета. Случилось же кстати, ибо в самое то время многолюдное Римское воинство под предводительством Балдуина Графа Фландрийского и Дандула Венецианца и прочих шествовало морем к Палестине против Сарацинов; и так оный Алексей Ангел начал просить у них вспоможения под условием многих и великих обещаний, и между прочим дал им слово, что он все Восточные церкви принудит к соединению с Римлянами, ежели помощию их возвратит наследие отца своего. См. Хониата о Алексее кн. 3. Сим обольщенные Римляне остановили флот свой близь Константинополя. Комнин будучи не в силах сопротивляться неприятелю, убежал из города, и так ослепленный Исаакий немедленно гражданами из темницы выведен и посажен на престол. Потом отправил он посланников уведомить сына своего и полководцев Римских о своем на престол возвращении, дабы тем прекратить осаду города.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Вмешательство Мануила в дела этого государства не прекращалось на протяжении полутора десятилетий. 8 июля 1167 г. военачальник империи Андроник Кондостефан одержал над «уграми» решительную победу под Землином. В результате спорные территории – Хорватия и Далмация со многими городами – на несколько десятков лет подпали под власть ромеев. В 1154 г. Комнин начал боевые действия в Италии. Но стратиг Константин Ангел, возглавивший кампанию на Апеннинском полуострове, попал в плен, а германский король Фридрих Барбаросса, вопреки заключенным ранее соглашениям, не собирался поднимать меч на норманнов. Оставшись без союзника, Мануил стал действовать на свой страх и риск. В 1156 – 1157 гг. византийские полководцы Михаил Палеолог и Иоанн Дука, используя в равной мере и оружие, и подкуп, отняли у норманнов многие города, в том числе Бари и Трани. Однако назначенный после смерти Палеолога Алексей Вриенний проиграл несколько битв, а вскоре сам попал к норманнам в плен, вместе с Иоанном Дукой. Посланный в Италию доместик Алексей Аксух не сумел добиться перевеса, крахом завершилась в 1157 г. попытка греков овладеть Бриндизи. Италийская кампания истощила казну, огромные людские потери вызвали рост недовольства императором. Мануил круто изменил курс, примирился с норманнами и даже заключил с ними союз против Фридриха Барбароссы. Дипломатическими мерами Комнин добился значительных успехов. Оставив Италию, император устремился на Восток. В 1158–1159 гг. он совершил поход в армянскую Киликию, и ее правитель признал себя вассалом империи. Антиохийский князь Рено в знак покорности явился в лагерь василевса с веревкой на шее, зашиты Мануила просил иерусалимский король Балдуин III, а преемник последнего Амальрих объявил Византию сюзереном королевства. В 1161 г. император скрепил договоры с крестоносцами своей женитьбой на Марии, дочери покойного Раймунда Антиохийского. В 1168 г. Андроник Кондостефан и король Амальрих осадили Дамиетту. Тяготы войны, отвратительное снабжение, осуществляемое иеруса-лимцами, и их откровенное нежелание воевать вынудили ромеев снять осаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дела с тех пор шли так плохо, что императору для набора армии пришлось еще более урезать содержание золота и серебра в монетах. Разумеется, это вызвало соответствующую реакцию со стороны населения. Но и эта мера не помогла. Летом 1194 г. верный Василий Ватац погиб со всей своей армией, а второй полководец, Алексей Гид, потерпев поражение от болгар, потерял лучшую часть своего войска. А осенью 1194 г. болгары нанесли византийцам еще одно поражение у Аркадиополя. Поэтому император решил опять лично возглавить римскую армию, для чего прибег к широкому набору наемников. Кроме того, он запросил помощи у тестя – Венгерского короля Беллы III. В марте 1195 г. царь выступил из Константинополя, не зная, что рядом с ним уже созрел заговор, в который оказались вовлечены самые близкие ему люди, а возглавил мятежников его родной брат Алексей Ангел. Прибыв в город Родосто на берегу Мраморного моря, Исаак II встретил там праздник Пасхи и услышал тревожное пророчество от местного святого юродивого Васильюшки, на которое, однако, не обратил никакого внимания. Затем на судах император прибыл в город Кипселлы (ныне – город Ипсала), где остановился лагерем, поджидая отставшие части. Свободное время он решил скоротать охотой и предложил Алексею Ангелу составить ему компанию. Но едва они отъехали от лагеря, как Алексей отделился от императора, а его сообщники по заговору – Феодор Врана, Георгий Палеолог, Иоанн Петралифа, Константин Рауль, Михаил Кантакузен, как бы насильно схватили брата василевса. Затем они привезли Алексея в царский шатер и 10 апреля 1195 г. провозгласили его Римским императором 907 . Весь лагерь, включая царских слуг и солдат, присоединился к ним. Хотя чему удивляться: ведь в основной массе это были наемники. Исаак II в это время охотился и, получив уведомление об избрании брата царем, остановился как вкопанный, вынул из-за пазухи образ Пресвятой Богородицы и воззвал к Спасителю с просьбой, чтобы «Бог избавил его от часа сего». За ним была брошена погоня, и Исаак II, нигде не находя надежного убежища, добрался наконец до города Макри. Но тут некий чиновник Пантевген схватил царя и передал в руки преследователей. Его препроводили в Вирскую обитель, где и ослепили. Пробыв после этого несколько дней без пищи и воды, Исаак II был временно заключен вместе с сыном Алексеем во дворец Диплокония в Константинополе. Впрочем, немного спустя его выпустили «на свободу», и он, бывший владыка Византийской империи, был вынужден влачить жизнь бедного поселянина, питаясь подаяниями. Едва ли кто-нибудь мог предположить, что Исааку II еще будет суждено сыграть свою роль в последующей судьбе Римской империи, но именно так вскоре и случится 908 . LXV. Император Алексей III Ангел Комнин (1195–1203)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В священной агиасме В. происходил ритуал омовения императора и его семьи. После пожара 1069 г. Алексей I Комнин (1081–1118 гг.) начал строительство нового Влахернского дворца, который стал основной императорской резиденцией взамен обветшавшего Большого императорского дворца, в части помещений которого была устроена свалка. Мануил I Комнин (1143–1180 гг.) построил во В. новый высокий трехэтажный дворец с множеством арочных окон, который стал самым роскошным из всех прежних дворцовых построек. В 80-х гг. XII в. василевс Исаак II Ангел построил рядом с дворцом Мануила высокую башню для защиты В. Вблизи этой башни возвышалось мрачное здание башни Анема, под которой находилась тюрьма, где в заточении находились многие знатные узники. Комнины, считавшие В. своей резиденцией, не жили здесь постоянно, перебираясь время от времени в Большой императорский дворец. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. императорская резиденция во В. потеряла свой былой блеск, покрылся копотью и пылью. После возвращения ромеям Константинополя в 1261 г. В. были приведены в надлежащий вид и стали единственной резиденцией василевсов эпохи Палеологов вплоть до крушения Империи в 1453 г. Влахернский храм Богородицы, пока не сгорел дотла в 1434 г., соперничал славой с храмом Св. Софии и был известен далеко за пределами Византии. После захвата города турками-османами на месте руин дворцового комплекса В. была сделана насыпь и построены турецкие жилища, мечети, высажены сады. Здесь чудестным образом была обретена замурованная в нише мечети одна из главных святынь В. – Икона Влахерской Божьей Матери, которая с 1653 г. нашла приют в России (празднование дня Влахернской Богоматери 7/20 июля). Влахи – средневековое романизированное население севера Балканского полуострова (Македонии, Паристриона, Дакии), а также северной Греции (Фессалии, Эпира), главным образом скотоводы, изготовители знаменитого влашского овечьего сыра и брынзы. Первые упоминания о В. как новом «варварском» населении в византийских исторических источниках относятся к X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

дворец 732 . Но наступивший мир не был долог – как ни странно, теперь борьба развернулась вокруг фигуры Константинопольского патриарха Феодосия. Протосеваст Алексей не мог простить ему, что тот поддержал порфирородную Марию, а потому инициировал через не самых самостоятельных во мнении епископов вопрос о низвержении столичного архиерея. Ему активно и удачно противодействовала кесарисса, прекрасно понимавшая, что без патриарха ей грозит неминуемая гибель. В результате все попытки узурпатора выдвинуть какие-то официальные обвинения против патриарха ни к чему не привели. И в скором времени архипастырь в окружении громадной толпы народа в праздничном одеянии прошествовал в Святую Софию 733 . Казалось, наступило время мира, но все основные события были еще впереди. Тем временем Андроник Комнин двигался из Пафлагонии, прекрасно зная от своей дочери Марии обо всем, что творится в столице. Его войско постепенно увеличивалось – Андроник умел располагать к себе людей, и уже достигло пределов Понтийской Ираклии. Ситуация в столице стала настолько неуправляемой, а авторитет Андроника достиг той верхней планки, что, появись он в Константинополе уже в эти дни, его бы ждал неминуемый успех 734 . Но вне стен столицы Андроник иногда сталкивался с неожиданностями. Хотя он провозгласил, будто идет защищать законного Римского царя, далеко не все поверили ему. Например, Никея закрыла свои ворота при приближении «освободительной» армии, а Иоанн Дука, близкий родственник протосеваста, на которого была возложена охрана города, решительно отклонил предложения Андроника присоединиться к нему. Аналогичную позицию занял и великий доместик Иоанн Комнин, управляющий Фракией. А в Тарсии против Андроника открыто выступил Андроник Ангел, хотя и потерпел поражение. В этом не было ничего странного: старые воины, знавший в деталях все перипетии жизненного пути Андроника Комнина, не обольщались на его счет. Они понимали, что за величественной красотой и благородными сединами, льстивыми речами и рыцарскими манерами скрывается совсем иная натура.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При дворе астрологи были необходимыми лицами к которым частенько обращались во всехважнейших случаях. Так известно, что Михаил V Калафат обращался к астрологам по поводу задуманного дворцового переворота (Mich.Ps. I. P. 96-98). Глубокое уважение питал к астрологии Константин IX Мономах, который и сам частенько следил за движением звезд. Император Михаил VII обращался за прогнозами для выяснения благоприятных обстоятельств исхода событий государственной важности (Att. P.257). Император Мануил I Комнин вообще слепо доверял астрологам и не предпринимал никаких действий, не выяснив «благоприятного положения светил», о чем довольно подробно пишет в своей «Истории» Никита Хониат (Nic. Chon. P. 95-96, 146, 153-154, 169). Причем сам император Мануил Комнин, в своей переписке с иноком монастыря Пантократора, прямо упрекает монаха в ограниченности и необразованности и защищает астрологию, приводя цитаты из Священного Писания и трудов Отцов Церкви. Согласно рассказам Никиты Хониата, император Алексей III Ангел и шага не делал, не посоветовавшись с астрологами (Nic. Chon. P. 530). Известен тот факт, что с большим почтением относился к астрологии выдающийся византийский ученый Лев Математик, который вел постоянные наблюдения за небесными светилами, стараясь предугадать по ним будущее. В двух написанных им гекзаметрах Лев Математик восхваляет Павла Александрийского (автора «Введения в астрологию», которую с VII в. использовали в качестве учебного пособия), как великого знатока звезд и указывает, что именно он помог овладеть тайнами искусства предсказания (AP. IX. 201) С. 309]. О работах самого Льва Математика известно очень немного, его считают автором фрагмента небольшого трактата, содержащегося в Венецианской рукописи, посвященного значению затмений в предсказаниях войн и других бедствий. Исследовавший этот текст историк Ф.Болл считает всю рукопись относящуюся к более раннему времени, нежели текст Льва Математика (CCAG. VII. 1. Р. 150-151) [Lemerle P. Op. cit. P. 171.]. Еще один византийский астролог XII в.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

для поправления расстроенных финансов государства, но встретил сильное противодействие со стороны тогдашнего патриарха Михаила Керуллария. В 12-м веке Мануил Комнин (1143-80 г). вновь поднял вопрос о недвижимых церковных имуществах и повторил закон Никифора Фоки против их увеличения. Еще смелее и бесцеремоннее обращались императоры с движимой церковной собственностью, а именно с церковными драгоценностями, так как их было быстрее и удобнее обратить в ценные знаки. Император Алексей Комнин (1081-1118 г.), готовясь к войне с Робертом Гюискаром, взял из константинопольских церквей золотые и серебряные оклады с икон и обратил их в деньги, несмотря на недовольство духовенства и ропот народа. А император Исаак Ангел (1185-1204 г). в первое свое правление допустил настоящее святотатство. Он, по свидетельству историка (Никиты Хониата), брал из церквей священные сосуды и употреблял их за собственным столом, снимал оклады с крестов и Евангелий и делал из них для себя ожерелья и цепи и прочие украшения. В оправдание своего святотатства он утверждал, что царям позволительно делать все и что между Богом и императором в управлении земными делами отнюдь нет несоединимого и неощутимого расстояния. Тот же Исаак со своим сыном, царевичем Алексеем, окончательно ограбил все церковные драгоценности, для уплаты крестоносцам 4-го похода (за возвращение ему престола). С завоеванием же Константинополя крестоносцами в 13-м веке все движимые и недвижимые имущества были присвоены латинянами. То же было и в других восточных патриархатах, где имущество было отнято сначала турками, а потом латинянами при крестоносцах. После отнятия у латинян Константинополя, недвижимые имущества церкви были возвращены, по крайней мере, некоторые. Император Михаил Палеолог тогда даровал церкви доходы, приписал к ней некоторые сёла, а другие жаловал в пользу священнослужителей. В других же патриархатах, после падения на востоке государств, основанных крестоносцами, церковные имущества перешли опять к туркам. У церквей остались одни здания, которые тоже иногда подвергались разрушению и грабежу со стороны турок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Во время очередного похода против болгар, в который И. А. выступил в марте 1195 г., он был схвачен и ослеплен по приказу его старшего брата Алексея, вскоре взошедшего на престол (см. ст. Алексей III Ангел Комнин ). В июле 1203 г., после бегства Алексея III из К-поля, И. А., будучи слепым и уже престарелым человеком, ненадолго номинально вернулся к власти. Императором-соправителем при нем стал его сын Алексей ( Алексей IV Ангел ), приведший под стены К-поля войско крестоносцев. Незадолго до захвата К-поля крестоносцами И. А. скончался. Церковная политика Вскоре после прихода к власти И. А. получил от католикоса Армянской Апостольской Церкви Григора IV Тха (1173-1193) послание на арм. и араб. языках. Поздравляя И. А. с вступлением на престол, Григор просил оказать милость живущим вокруг Филиппополя армянам, а также выразил желание возобновить переговоры о воссоединении Церквей. В ответ католикосу был отправлен питтакий, в котором император выразил горячее стремление к воссоединению греков и армян. В питтакии говорилось, что между греками и армянами существует 2 вида разномыслия - по вопросу обрядов (разное время празднования Рождества Христова, Благовещения и Богоявления) и по вопросу догматов. По обрядам, дабы не соблазнять людей колеблющихся и неустойчивых, со временем можно будет прийти к соглашению. Однако в догматике нельзя допустить никакого разномыслия. Изложив основные положения учения о соединении двух природ во Христе и подкрепив их цитатами из святоотеческих творений, И. А. указывал, что лишь кратко осветил вопрос, и предлагал католикосу прибыть в К-поль вместе с учеными мужами для диспута. И. А. уверил католикоса, что визант. епископ Филиппополя не принуждал живущих там армян переходить в др. веру, ведь, как пишет и сам католикос, у греков и армян вера одна и оба этих народа служат Единому Богу и Христу (RegImp, N 1567g Вскоре, однако, эта церковно-дипломатическая инициатива завершилась провалом для Византии. Для дальнейших переговоров арм. посольство отправилось в Рим, где была заключена уния между Армянской и Римско-католической Церквами ( Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861. С. 164-166). По свидетельству Хониата, в 1189-1190 гг. арм. население дружески встречало войска Фридриха Барбароссы ( Nicet. Chon. Hist. P. 403).

http://pravenc.ru/text/674141.html

Надежные сведения об О. вновь появляются с сер. IX в. В это время победившие в Византии иконопочитатели возродили интерес к чудотворной иконе, а сам мон-рь стал одним из важнейших св. мест, почитаемых имп. фамилией. К этому времени при храме существовал мон-рь, к-рый, возможно (по предположению Р. Жанена; Janin. Eglises et monasteres. P. 199-200), был основан при имп. Михаиле III (842-867). Весной 866 г. О. посетил кесарь Варда, соправитель имп. Михаила III, перед тем как отправиться в экспедицию на Крит. Он вошел в храм, чтобы помолиться перед иконой об успехе, но в этот момент с его плеч упал плащ, что было истолковано как роковое предзнаменование ( Theoph. Contin. P. 204; Josephi Genesii Regum libri quattuor/Ed. A. Lesmuller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 103. (CFHB; 14); Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 179). Спустя краткое время в ходе чрезвычайно напряженной борьбы за власть Варда был убит по приказу имп. Михаила III. О почитании иконы «Одигитрия» в О. упомянуто в итинерарии Анонима Меркати между 1063 и 1081 гг. ( Mercati S. G. Santuari e reliqui Constantinopolitane secondo il cod. Ottob. lat. 169//Rendiconti d. Accad. di Archeologica. Napoli, 1936. P. 144). В это время церемониал почитания иконы еще сохранял традиционную форму. Многолюдные крестные ходы с иконой устраивались по вторникам (как и в V в.) (см. в ст.: «Одигитрия» ). В 1094 г. Иоанникий, катигумен О., участвовал в соборном заседании в патриаршем дворце, на к-ром состоялось примирение иерархов К-польской Церкви и митр. Льва Халкидонского. В 1157 г. в мон-рь был отправлен ересиарх Сотирих Пантевген после его соборного осуждения (PG. 140. Col. 196). В 1186 г., когда поднявший мятеж полководец Алексей Врана осаждал К-поль, имп. Исаак II Ангел возглавил процессию с иконой «Одигитрия», к-рую носили вдоль городских стен ( Nicet. Chon. Hist. Vol. 1. P. 382). В 1201 г., когда еще один мятежник, Иоанн Комнин Толстый, сумел захватить Большой дворец, имп. Алексей III Ангел с приближенными и охраной тайно высадился на зап. берегу Боспора, ночью проник на территорию плохо охраняемого дворца через мон-рь и расправился с мятежниками (Ibid. P. 527).

http://pravenc.ru/text/2578201.html

Как ни тяжелы были условия внешнего положения монашества в конце XII и начале XIII в., оно, однако, продолжало развиваться. В последние годы XII столетия было основано несколько монастырей. Вдова императора Мануила Комнина начала строить женский монастырь Иоанницы, но окончил его император Исаак Ангел, не щадивший на сооружение никаких издержек. В нем он постриг и водворил на жительство свою старшую дочь, посвятив ее Богу, как чистую агницу. 919 Исааком же был обновлен монастырь св. Маманта, в который он положил главу мученика, принесенную из Каппадокии. 920 Исааком, отцом царя Андроника, была сооружена обитель в Вире (в Пере), где был ослеплен Исаак Ангел. 921 Преп. Савва, впоследствии архиепископ Сербский, содействовал возобновлению монастыря Богоматери Евергетиссы, за что считается одним из его ктиторов. 922 Константинопольские патриархи этого времени также строили для себя монастыри. Патриарх Феодосий (1172) построил монастырь на острове Теревинфе. 923 Патриарх Георгий II Ксифилин соорудил себе Фриганский ( Φρυγανν) монастырь в царствование Алексея III. 924 Из провинциальных монастырей известно лишь о возобновлении фессалоникийской обители Филокалии усердием и помощью преп. Саввы Сербского . 925 Для правильного представления о состоянии византийского монашества с середины XI до начала XIII в. не следует упускать из виду и того, что жизнь монахов не оскудевала и в старых монастырях, из которых очень многие упоминаются в истории этого времени. В столице кроме тех монастырей, которые упомянуты выше, существовали монастыри: Петрион ( Πετρ ον), или Петра, во имя Иоанна Предтечи (здесь проживала Мария, супруга Парапинака, с сыном Константином после низвержения мужа с престола; отсюда она потом была взята, приближена ко двору и сделалась супругой Вотаниата; 926 здесь же была заключена Вотаниатом мать Комнинов – Анна Далассенская вместе с приближенными женщинами, когда Алексей поднял восстание против царя 927 ); Мануила; 928 Космидион; 929 св. Сергия; 930 Каниклия; 931 Фоки; 932 Источника, или Пиги; 933 Перивлепт; 934 Душеспасительницы ( Ψυχοσωστδος); 935 св. Анастасии, игумен которого – Феодот был Константинопольским патриархом (1151–1153); 936 Анкуриев; 937 Ефоров; 938 Манганский; 939 св. Диомида, куда Андроник Комнин заключил вдову Мануила и мать Алексея II – Ксению; 940 св. Дидима; 941 монастырь τς Σαρακ νης; 942 Богородицы Покаяния ( Μετανοας); 943 Одигов, или Одигитрии; 944 Евергетский; 945 Сосфенов; 946 Пантанасский, или Владычицы; 947 свв. Флора и Лавра, в котором монашествовал Евстафий, впоследствии митрополит Фессалоникийский; 948 ερων; 949 Полиелея выше Каниклия; 950 Непостижимого ( καταλ πτου, Incomprehensibilis) Спасителя ниже Камари ( κατ Κμαριν); 951 монастырь το Οκοπροτρου; 952 св. Лазаря; 953 Филофея; 954 Проба, Тараха и Андроника; 955 Πρασινου; 956 Мокия; 957 Πτερυγου. 958

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010