«С призванием Святые Троицы», как писал Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон на 69-е правило Трулльского Собора, назначали и снимали патриархов . Следует заметить, что какого-либо альтернативного, твердо установленного порядка выбора патриарха или его назначения Византия не знала. Помимо этого императоры устанавливали порядок избрания епископов. Первый раз это было сделано императором св. Юстинианом Великим, который трижды – в 535, 546 и 565 годах – обращался к данной проблематике и установил необходимую процедуру своими законами (6-я и 137-я новеллы) . А через четыре столетия император св. Никифор II Фока издал еще одну новеллу, согласно которой царь решил самостоятельно определять лиц для назначения их на архиерейские вакантные места, а епископский собор должен лишь испытать кандидатов и совершить над ними епископскую хиротонию. В 1107 году Алексей I Комнин также издал новеллу, регулирующую вопросы избрания епископов и прочих клириков. Констатировав, что «христианская Церковь доведена до опасного положения, поскольку иерархический чин ежедневно приходит все к худшему и худшему состоянию», император назвал себя высшим блюстителем церковных порядков. Если уж мы коснулись личности и творчества Алексея I Комнина, то нужно сказать, что он не отказывал себе в праве вторгаться в вопросы деятельности самого Константинопольского патриарха. В 1112 году им была издана новелла, определявшая права патриарха по отношению к монастырям. В соответствии с этим законом патриарх обязывался неукоснительно наблюдать и исправлять душевные заблуждения и падения во всех монастырях Византии, кому бы они ни принадлежали. Для этих целей Константинопольскому патриарху дозволялось беспрепятственно входить во все монастыри или направлять туда своих представителей, осуществляющих контроль над монашеской жизнью . «Внешний» епископ, как назвал себя св. Константин I Великий, все больше становился епископом «внутренних дел» Церкви, принимая самое непосредственное участие в выработке православного вероисповедания . Не удивительно, что император Исаак II Ангел принял титул епистимонарха, то есть «опытнейшего правителя Церкви», «благочинного Церкви». Тем самым недвусмысленно заявив, что хотя царь и не является священником, но именно он стоит во главе церковного управления и несет персональную ответственность перед Христом за состояние дел в Церкви.

http://pravoslavie.ru/58936.html

Альфа и омега – первая и последняя буква греческого алфавита, которые характеризуют начало и конец мира, божественную природу Христа, могущество Господа. Этот символ часто соединяется с хрисмой или крестом, располагаясь по сторонам последнего. Амальфи – южноиталийский город, купцы которого имели в X в. торговые базы в Константинополе и крупную колонию в Антиохии, в Иерусалиме и, возможно, в Египте. Они торговали с северной Италией, Сицилией, Пиренейским полуостровом, северной Африкой, с арабами. Их торговое благосостояние было нарушено вторжением норманнов. В 1082 г василевс Алексей I Комнин передал их торговлю с Византийской империей Венеции. Амандос (Amandos) Костас (1874–1960 гг.) – греческий византинист. Амастра – см.: Амастрида. Амастрида – византийская Амастра, древний портовый город на южном берегу Черного моря в исторической области Пафлагония (ныне тер. Турции), центр пользовавшегося широкой известностью панигира. Амбра – пахучее вещество (экскременты кашалота), закрепитель аромата. Товар мирепсов. Амвон – каменная, мраморная возвышенная площадка или ступенчатый помост с балконом, огражденном невысокой оградой, где во время церковной службы помещался диакон, анагност – чтец Евангелия во время богослужения, певчие (псалты), откуда священник провозглашал проповедь, ектении, иногда совершал обряд Причащения, троекратно горящей свечой осенял крестным знамением новичков, прошедших обряд «отрицания сатаны и сочетания к Христу», предшествующий крещению, после чего они переставали быть оглашенными. А. символизировал иерусалимскую скалу Голгофу, на которой был распят Иисус Христос , либо камень, который отодвинул ангел от гробницы Спасителя и с которого рассказал же- нам-мироносицам о Его воскресении. Сначала А. располагался в середине храма, с XV в. – в центре северной стороны. В сирийских церквах А. имел форму экседры со скамьей для клира и назывался вима. Иногда А. было два, по сторонам хора, один против другого – с одного читалось Евангелие, с другого – Апостол. Кроме того, роль А. в византийской церкви мог выполнять выступ солеи напротив Святых (Царских) врат алтаря, выдвинутый к центру храма. В католических храмах А. – лекториум; сооружался около алтарной преграды в виде кафедры для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этих пор существует императорская фамилия, члены которой именуются «багрянородными», существуют династии: Македонская, правившая 189 лет, династия Комнинов, правившая 104 года, Палеологов, занимавшая трон в течение 192 лет. Почти всемирный почёт окружает императорскую власть. По общему убеждению «тот, кто правит в Константинополе, всегда остаётся победителем», и восставать против законного императора более чем преступление – безумие. Характерно, что в этой восточной монархии правили даже женщины, чего никогда не было на Западе, и эти женщины, Ирина, Феодора, Зоя, пользовались популярностью. Порой мы сталкиваемся здесь с необычайными и странными явлениями. Как бы для того, чтобы искупить преступление против законности, наследник узурпатора присуждает к смерти тех, кто участвовал в заговоре, подготовленном его отцом: Феофил казнит убийц Льва V, свергнутого с престола его собственным отцом Михаилом II; Лев VI посылает на казнь друзей Василия I, которые помогли ему убить Михаила II. Конечно, это не мешает узурпациям: в X в. они совершаются Романом Лекапином, Никифором Фокой, Иоанном Цимисхием, но эти узурпаторы чувствуют себя обязанными сохранять жизнь законным государям вместо того, чтобы, как прежде, освобождаться от них посредством убийства; и общественное мнение всегда готово поддерживать права законного государя, как это показывает переворот 1042 г., когда народ Константинополя восстал, чтобы восстановить на троне императрицу Зою, свергнутую Михаилом V, «ту, которая законно владела наследием императорской власти, ту, чей отец был императором, как и дед и прадед». Однако развитие идей законности не исключает узурпации и переворотов даже в среде самой императорской фамилии. Андроник Комнин свергает сына своего двоюродного брата императора Мануила, Алексей Ангел – своего брата Исаака, Михаил Палеолог захватывает место законного государя Никеи, и в XIV в. сыновья Иоанна V u Mahyuлa II восстают против своих отцов. Интересно взглянуть, как осуществляются эти перевороты и в ком они находят поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь св. Самуила близ Евдома (86) (πλησον το Εβδμου) ( Janin. 1969. P. 449-450), построена в нач. V в. при имп. Аркадии по случаю перенесения в К. мощей прор. Самуила, к-рые и были в ней положены. Разрушена землетрясением 14 дек. 557 г., в позднейших источниках не упоминается. Церковь святых Сергия и Вакха (Кючюк-Аясофья-джами) (87) - см. Сергия и Вакха храм в Константинополе . Церковь св. Силы (88) (Δναμις) ( Janin. 1969. P. 101), возможно, построил имп. Константин Великий, посвятив ее Силе Божией, подобно тому как ц. Св. Софии была посвящена Мудрости, а ц. Св. Ирины - Миру. В источниках XII-XIII вв. говорится, что церковь имела форму базилики, на основе чего Жанен высказал предположение, что она была сооружена к нач. VI в.: начиная с имп. Юстиниана I (527-565) такой тип постройки больше не использовался. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), 16 мая в этой церкви, которая находилась недалеко от гавани Неория, совершалась служба мц. Евфимии (SynCP. Col. 689). Последнее упоминание о церкви относится к нач. XIII в.: в соглашении от 13 нояб. 1202 г. говорится, что имп. Алексей III Ангел Комнин (1195-1203) даровал генуэзцам право на владение Золотым Рогом вплоть до ц. св. Силы ( Miklosich, M ü ller. Vol. 3. P. 52). Церковь Сорока мучеников в квартале Кесария (89) (το Καισαρου) ( Janin. 1969. P. 482-483), была основана, согласно «Пасхальной хронике», консулом и префектом претория Кесарием в связи с обретением в 451 г. имп. Пульхерией мощей Севастийских мучеников , которые и были здесь помещены (впосл., вероятно, перенесены в Св. Софию, где их видел анонимный рус. паломник во 2-й четв. XV в.). Церковь находилась за стенами Троадских портиков, т. е. недалеко от Золотых ворот; др. прямых упоминаний о храме нет. Церковь Сорока мучеников на Месе (90) (τς Μσης) ( Janin. 1969. P. 483-484; Иванов. 2011. С. 263-264), основана на месте претория имп. Тиверием I (578-582) и его женой имп. Анастасией. Согласно Иоанну Эфесскому, император употребил для работ материалы, на к-рые разобрал не достроенный его предшественником Юстином II колосс в Зевксиппе.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

После захвата К-поля участниками 4-го крестового похода (см. в ст. Крестовые походы ) в 1204 г. и распада Византийской империи Н. стала главным центром сопротивления византийцев лат. вторжению, столицей Никейской империи . Митрополия Н. в 1208-1261 гг. превратилась в патриаршую кафедру К-польской Церкви. Здесь находилась постоянная резиденция патриархов Михаила IV Авториана , Феодора II Ириника , Максима II , Мануила I Сарантина , Германа II , Мефодия II , Мануила II , Арсения Авториана и Никифора II . Основной резиденцией патриархов служил Иакинфа монастырь с древним храмом Успения Божией Матери. Значение Н. как крупного политического центра в XIII в. отразилось и на увеличении объема информации визант. источников о состоянии города. Имеются известия о существовании в эту эпоху ряда храмов и мон-рей в Н. В 1208 г. византийский богослов Николай Месарит , бежавший из К-поля, некоторое время жил в Н. в мон-ре Анолакки (Ανλακκοι). Эта обитель была одной из крупнейших в городе; вероятно, она же упоминается в актах Вселенского VII Собора 787 г. как монастырь Лакки, или Ханолаккос. Умерший в 1240 г. патриарх Герман II был похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы Кириотиссы. В 50-х гг. XIII в. мон. Иакинф основал школу при ц. арх. Михаила. В 1255 г. имп. Феодор II Дука Ласкарь реконструировал ц. мч. Трифона и организовал при ней школу грамматики и риторики. Упоминаются также ц. св. Антония Великого, мон-рь свт. Климента Римского, арм. церковь, в к-рой был похоронен имп. Алексей III Ангел Комнин († 1211). Ныне все эти комплексы утрачены; зачастую их местонахождение в городе или его окрестностях не может быть определено ( Janin. Grands centres. P. 111-114, 121). После восстановления в 1261 г. единой Византийской империи кафедра Н. вновь занимает свое место в церковных делах. Так, в 1276 г. по решению имп. Михаила VIII Палеолога митр. Феофан из Н. вместе с митр. Львом Ираклийским был отправлен в посольство в Рим для переговоров об объединении Церквей (см. ст. Лионская уния ). Вместе с тем возвращение визант.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Если в царственной чете женщина обладала большими талантами и силой воли, муж, несмотря на свой сан и титулы, становился при ней второстепенной фигурой. Так случилось в последние годы царствования царя Юстина II (он был уже тяжело болен), которого супруга София убедила венчать на царство Тиверия, рассчитывая стать второй женой нового василевса римлян, разведя его с первой. По счастью, эта комбинация не удалась честолюбивой царице. Так было и при Михаиле I Рангаве (811–813), супруга которого царица Прокопия отличалась большим честолюбием и силой характера. Многие решения император принимал под ее давлением. И лишь с большим трудом ему удалось переломить сопротивление супруги, когда 24 июня 813 года царь в силу вынужденных обстоятельств заявил о сложении с себя императорской мантии и принятии монашеского пострига . Как известно, император Алексей III Ангел Комнин (1195–1203) мало занимался общественными делами, отдавая свою энергию пышным мероприятиям и развлекаясь частой сменой золотых одежд. Дошло до того, что его супругаЕвфросинья, которая вполне могла достойно заменить мужа, открыто бранила его за леность и безумную расточительность. Впрочем, вскоре ей действительно пришлось брать управление государством в свои руки. Взору изумленных византийцев предстали невиданные картины: по приказу царицы были изготовлены два одинаковых золотых кресла, на которых она вместе с мужем на равных сидела во время официальных приемов. Нередко послы были вынуждены делать два визита: один – к царице, второй – к царю; и чем дальше, тем чаще императрица отменяла бессмысленные распоряжения супруга и отдавала собственные . Если императрица являла собой личность, она всегда активно участвовала в делах Римского государства. Ирина, венценосная супруга императора святого Иоанна Дуки Ватаца (1222–1254), даже несмотря на тяжелую травму, приведшую ее к длительной болезни, а потом смерти, активно и постоянно соцарствовала супругу. «Оба они прекрасно и достойным образом, – пишет летописец, – управляли царством, всеми мерами заботясь, чтобы в городах процветали правосудие и законность и вывелись корыстолюбие и хищничество. Оба они создали и храмы, отличавшиеся редким изяществом, не жалея издержек на то, чтобы они были и велики, и красивы. Приписав к церквам многие имения и большие ежегодные доходы, они устроили при них обители для монашествующих и аскетов, полные благодати и духовного веселья. Не довольствуясь и этим, они завели больницы, богадельни и много такого, что ясно показывало в них любовь к Богу» .

http://pravoslavie.ru/59983.html

Не принесло пользы империи и организованное в 1196 г. убийство болг. вождей Петра и Асеня : на смену им пришел еще более энергичный царь Иоанн (Калоян), к-рый в 1201 г. штурмом взял Варну - последний оплот визант. власти к северу от Балкан. Пленных ромеев болгары закопали в землю живыми. После этого был заключен невыгодный для империи мир. Визант. влияние ослабло и в Сербии: жупан Стефан II (буд. кор. Стефан Первовенчанный ), еще в 1190 г. женившийся на дочери А. А. К., через неск. лет обвинил ее в супружеской измене и с позором отослал на родину. Одновременно росла напряженность в отношениях с Западом. Только последовавшая в 1197 г. смерть герм. имп. и сицилийского кор. Генриха VI Гогенштауфена избавила Византию от угрозы войны или выплаты тяжелой дани. Оставляли желать лучшего отношения с венецианцами, к-рым правительство пыталось противопоставить пизанских купцов. Наконец, когда в кон. июня 1203 г. у стен визант. столицы появились корабли участников 4-го крестового похода , А. А. К., не сумевший организовать сопротивления, после безуспешной вылазки против осаждавших тайно бежал из столицы. В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, он, стремясь избавиться от соперника, обманом ослепил своего зятя, имп. Алексея V Дуку , но в итоге был вынужден сдаться в Фессалонике Бонифацию Монферратскому . Позже свергнутый василевс, все еще желавший вернуть престол, обратился в поисках поддержки ко Льву Сгуру и эпирскому правителю Михаилу I Дуке Комнину Ангелу, а затем уехал к иконийскому султану Кей-Хюсреву II. В 1211 г., после гибели султана в битве при Антиохии-на-Меандре, А. А. К. попал в плен к никейскому имп. Феодору I Ласкарю , своему зятю, и закончил жизнь в мон-ре Иакинфа. Ист.: Никита Хониат. История. Т. 2. С. 138-285; Акрополит. Летопись. С. 12 сл.; Виллардуэн. С. 20-21; 35-47; 68-70; Darrouz è s J. Les discours d " Euthyme Tornikès (1200-1205)//REB. 1968. T. 26. P. 56-72. Лит.: Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 117-159; Queller D. E. The Fourth Crusade: the Conquest of Constantinople, 1201-1204. Phil., 1977. P. 5-29; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. Τ. Β. Σ. 726-801. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64536.html

Афон – гора высотой 2033 м на одном из трех выступов Халкидского полуострова в Эгейском море. В античную эпоху на ее вершине находилась статуя Зевса Фракийского. Согласно некоторым православным преданиям, после распятия и воскресения Христа ангел указал Марии путь на Афон, ставший местом особого посвящения Богоматери. Ок. 880 г. на Афоне начали появляться первые монастыри (исследователи называют и более ранние даты – IVV вв.). В 962 или 963 г. монах Афанасий (в миру Авраамий, родился ок. 925 г. в Трапезунде) основал образцовый монастырь – Великую Лавру с крестово-купольным храмом – Католиконом (между 963 и 1060), состоявшим из трех частей. Главная часть имела расширенное подкупольное пространство, большие полукружия для хора и широкие апсиды, примыкавшие к южному и северному концам креста. Его купол на высоком барабане возвышался над всем комплексом зданий. Над нартексом, находившимся между двумя небольшими крестово-купольными приделами, располагалась монастырская библиотека. В начале XIV в. Католикон был расписан художником Мануилом Панселином. В X в. в центре Афона появился монастырь Протатон с базиликой и фресками, созданными позднее Панселином (сцена «Введение Богоматери во храм» и др.). Со временем каждый из народов, исповедовавших православие, строил на Афоне свой монастырь: греческие монастыри Ватопедиу, напоминавший афинскую церковь св. Апостолов (X в.), Филотеу (XII, возможно, Х в.), русский монастырь Пантелеймонос (еще в 1080 г. император Алексей Комнин издал указ о передаче небольшого по размерам монастыря Успения Богородицы – Ксилургу – русской церкви, в 1169 г. русским был передан опустевший монастырь Фессалоникийца – Пантелеймоновский монастырь, со всеми его владениями), грузинский Иверский монастырь, перестроенный в 1531 г., и др. Предполагают, что последний монастырь – Ставроникита, был основан в 1533 г. Самым отдаленным был сербский монастырь Хиландар (XII в.), находившийся на Афонском полуострове и окруженный массивными зубчатыми стенами с квадратными башнями, одна из которых была жилой (пирг), и глубокими входными воротами. В нем были постоялые дворы с большими сводчатыми подвалами, сложенными из камня и кирпича. Сохранилась кухня с высокими сводчатыми дымоходами. Хиландарская церковь с обилием двойных и тройных окон была восстановлена в 1303 г. Ее порталы были обрамлены профилированными полосами, пол выложен из цветного мрамора с мозаичной инкрустацией. Церковь имела внешний нартекс, построенный мастерами из Моравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации VII Комнины и Ангелы (1081 - 1224) Алексей I Комнин, Иоанн II Комнин, Мануил I, Алексей II, Андроник I Комнин, Исаак II Ангел, Алексей III Ангел, Алексей IV, Алексей V. VII Комнины и Ангелы (1081 - 1224)  Алексей I Комнин, Иоанн II Комнин, Мануил I, Алексей II, Андроник I Комнин, Исаак II Ангел, Алексей III Ангел, Алексей IV, Алексей V. Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/720586/

Так легко смотрели тогда на такие ужасные злодеяния, как ослепление целой толпы пленников. К чести наших предков, мы должны сказать, что, если у них и бывало, по подражанию грекам, ослепление отдельных лиц, за то ослепления целыми массами небывало никогда. У Зонары есть и еще несколько драгоценных для русско-византийской истории известий напр. о крещении Ольги (ed. cit. II, 194) о войне Святослава с Цимисхием (ibid. II 205, 210–14) и т. д., но мы не касаемся их, так как они не вошли в составь русских хронографов. Обращаемся снова к русским хронографам, с прекращением летописи Манассии под 1080 г. оставшимся без источника и руководителя, и скудное содержание их, состоящее только в сухом и неточном перечне византийских царей, излагаем в следующей таблице: Имя царя Начало Продолжительность царствования Указание важнейших разностей впоказании русских перечней. царствования действительная по хронограф. по Никон. Лет. Алексей Комнин Апрель1081 15 авг. 1118 37 л. И около 6 м. 7 л. 3 м. 7 л. 6 м. Убавлео на 30 лет Иоанн Комнин 16 авг. 1118 8 апр. 1143 24 г. 7 м. 23 дн. 24 г. 7 м. 23 дн. 24 г. 7 м. 23 дн. Мануил Комнин 8 апр. 1143 24 сент. 1180 37 л. 5 м. 16 дн. Не обозначено. Прибавлено на 1/3 года Алексей II Комнин 24 сент. 1180 1 сент. 1183 2 г. 11 м. и 6 дн. Убавлено на 2 г. и 5 м. Андроник I 1 сент. 1183 в нач. с. 1185 Не упоминаетс. 2 г. и 6 м. Прибавлено на 6 м. Исаак Ангел 12 сент. 1185 8 апр. 1194 8 л. 7 м. 26 дн. 8 л. 6 м. 8 л. 6 м. Алексей III (Скимнин) 8 апр. 1194 18 июл. 1203 9 л. 4 м. и 10 дн. 9 л. 6 м. 9 л. 6 м. Алекс. IV с отц. Исааком 19 июл. 1203 14 янв. 1204 5 м. и 26 дн. 7 м. 20 дн. 7 м. 20 дн. В русских перечнях эти государи переставленны именно т. е. Алексей Мурцуфл поставлен прежде Алексея IV Алексей Мурцуфл 14 янв. 1204 13 апр. 1204 2 м. 10 дн. 2 м. 10 дн. Феодор Ласкарис 1222 во 2 пол. Иоанн Дука Ватацци Прибавлено на 1 год Феодор II 5 нояб. 17 авг. 1258 2 г. 9 м. 12 дн. Не упоминается Ммхаил Палеолог («Латынин») Сент. 1258 1282 летом Около 24 л. Андроник II Палеолог Около 45 л. Андроник III Палеолог 25 июн. 1341 Около 13 л. Иоан. Палеол. С мат. Анною 25 июн. 1341 8 янв. 1347 5 л. 6м. 13 дн. Прибавлено на 1 и 1/3 года 8 янв. 1347 Около 9 л. Убавлено на 2 года. Иоан Палеолог один Около 35

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010