Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Кирпичная соборная церковь, построенная в 1681 г. игуменом Лаврентием. Храм состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием, завершённого пятиглавием. Алтарь крупный полукруглый (первоначально состоял из двух апсид), с западной стороны примыкают паперть и крыльцо. С севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата и преп. Аркадия. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Церковь отреставрирована в 1970-х гг. В 1997 г. возвращена монастырю. Соборная церковь каменная, прочная, летняя, однопрестольная - во имя усекновения главы св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Рядом с жемчужиной Угличской архитектуры вознесла свои зелёные лемеховые главки не менее интересная церковь. Это стоящий по соседству с Дивной Успенской церковью храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный вместе с ассиметричным приделом Феодора Стратилата в 1681 году. Он является самым первым бесстолпным храмом Углича. Церковь увенчана пятиглавием, причём каждая из глав довольно крупная, хотя и покоится на относительно тонком барабане. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Первое, что бросается в глаза при осмотре храма - широкий и массивный основной объём традиционной кубической формы и его сочетание с очень большой, явно непропорциональной всему зданию апсидой (первоначально состояла из двух апсид). Большие массы всегда порождают ощущение тяжести и нарочитой приземлённости архитектурного объекта, которые в случае с Предтеченским Божиим домом вдобавок усиливаются широкой трапезной. С западной стороны примыкают паперть и крыльцо, с севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата. Абсолютным контрастом этому храму кажется высящаяся рядом стройная трезубая " корона " Успенской церкви. К тому же, несмотря на внешнюю массивность конструкции, церковь Иоанна Предтечи сравнительно невелика.

http://sobory.ru/article/?object=05719

Алексеевский Угличский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Дата основания : 1371 Алексеевский монастырь, стоящий за Каменным ручьем, на возвышенности, которая в древности носила название Огненной горы, был основан в 1371 году Алексием, митрополитом Московским. Это самый древний монастырь Углича. Московский митрополит, ведший очень активную политическую жизнь, неспроста основал здесь обитель - это также был политический шаг. Московское княжество, набиравшее в то время силу, стремилось распространять свое влияние по удельным княжествам. В Алексеевском монастыре в 1584 году была построена первая каменная церковь Углича вне кремля. Это была церковь Митрополита Алексия, от которой в наши дни сохранились только неузнаваемые остатки стен. Долгое время остальные постройки монастыря оставались деревянными. Монастырь пользовался симпатиями царственных особ. Сохранились сведения о посещении его Алексеем Михайловичем, Екатериной II, Николаем II. В XIX веке при монастыре существовал приют для сирот, было открыто училище для служительских детей, библиотека; для бездомных устраивали бесплатные трапезы. Главная жемчужина монастыря - это видная издалека великолепная Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами. «Дивной» ее прозвали практически сразу после постройки. Церковь была возведена в 1628 году, когда город стал оправляться от страшного польско-литовского разорения. В 1608-1612 годах, когда Углич осаждали поляки, за деревянными стенами Алексеевского монастыря скрылось более пятисот жителей города, долгое время оборонявшихся от врага. Но в конце концов поляки ворвались и в монастырь; все, кто там оставался, были перебиты. Возможно, что первыйхрам, шатровый, и был поставлен в обители в память об угличанах, погибших здесь. Это предположение тем более может быть верным, что шатровые храмы со времен Ивана Грозного строились в память о победах или о погибших. И три высоких стройных шатра «Дивной» Успенской церкви, скорее всего, поставлены как памятник жителям города и монахам, погибшим здесь.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_У...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Алексия, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты В Угличе найдена Алексеевская церковь, построенная в XVI веке. Его обнаружила экспедиция древнерусского археологического отряда " Эрмитаж " на территории Алексеевского женского монастыря. Оказывается, в недрах современного здания прекрасно сохранились старинные стены и даже своды старинного здания. Выстроено оно было в XVI веке в честь митрополита всея Руси Алексия. Алексеевский женский монастырь в Угличе теперь претендует стать одним из самых посещаемых мест в городе. В этой обители сохранился древний шатровый храм. И вот еще одна более дивная находка - Алексеевская церковь. При работе в одном из зданий монастыря археологи обнаружили не только фундамент ее алтарной части, но и стены. " Храмы XVI века в России сейчас уже известны все, и найти новый памятник, который бы сохранился выше сводов, почти на всю высоту и со всеми декоративными деталями " , - рассказала начальник архитектурного отряда древне-русской археологической экспедиции Екатерина Турова. В советское время здание перестраивали и достраивали. Был здесь и детский сад, и картинная галерея. Сейчас же церкви планируют вернуть первозданный вид. " В храме обязательно должна твориться молитва и должна совершаться Литургия " , - заметила настоятельница Алексеевского монастыря матушка Магдалена. В свое время церковь была очень почитаема верующими. Об этом говорят протоптанные дорожки. " Кирпичный пол изначально был толщиной 6,5-7 см, а сейчас он толщиной где-то около 1 см. То есть 80 % толщины была схожена, стоптана ногами людей, которые входили в этот храм, желая помолиться " , - отметила Екатерина Турова. Сотрудники " Эрмитажа " предполагают, что в строительстве Алексеевской церкви принимали участие и итальянские мастера, которые трудились в Московском Кремле. А угличане надеются, что храм в веке XXI будет восстанавливаться также быстро, как и столичные соборы. ГТРК " Ярославия "/Русская линия 2005-07-15 Алексеевская церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы. В 1629-1631 гг. была восстановлена после Смутного времени. С южной стороны был пристроен Богоявленский придел. Церковь была сильно перестроена в XIX веке. После 1829 г. церкви был придан классицистический вид. В начале 2000-х гг. архитектурно-археологическим отрядом Угличской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е. А. Туровой было выявлено, что здание XVI века практически полностью (кроме утраченых апсид) сохранилось и было включено в объем позднейших перестроек. Характерной особенностью церкви были мелко-граненые апсиды, аналогичные апсидам построек Григория Борисова в Борисоглебске (1522-1524) и Свято-Троицком Даниловом монастыре в Переславле-Залесском (1532).

http://sobory.ru/article/?object=24553

Дивны дела Твои, Господи 29.12.2019 19:22:03 Александр Владимирович Богатырев А церковь всеми гранями своими Такой прекрасной вышла, что народ Ей дал свое – незыблемое имя, - Ее доныне «Дивною» зовет.                                Ольга Бергольц В молодости у меня было несколько заветных мест, куда постоянно хотелось вернуться: Пюхтицкий, Псково-Печерский  монастыри, Троице-Сергиева лавра. И я время от времени в них возвращался. Приехав в Москву, как не побывать в Троице?! От Петербурга до Пскова невелик путь. Можно на престольный праздник (Успение Пресвятой Богородицы) в Печеры съездить. С Пюхтицей нынче сложнее. Захочешь поехать, да не пустят. Подумать только – заграница. В русскую обитель изволь покупать шенгенскую визу. А мне: то ли оттого, что в Пюхтицу не пускают, то ли от непомерно выросших цен на билеты при мизерной пенсии, никуда теперь и ездить не хочется. И, не то, чтобы возлюбил свою келью, найдя в ней и Иерусалим, и Афон, и святую Софию Константинопольскую, а просто поселилось в душе нечто, чему и название не подобрать. Не хочется – и все тут. Но, все же, когда позовут на что-нибудь важное, не отказываюсь – еду. А с недавних пор появилось у меня новое место душевного притяжения. – Угличский женский Алексеевский монастырь. Побывал в нем я уже 3 раза. Вернувшись из последней поездки, пытаюсь понять, почему готов и в четвертый раз ехать в славный град Углич в обитель со знаменитой трехшатровой Успенской церковью, названной в народе Дивной. А, ведь, воистину дивная! Шатровых церквей осталось на Руси немного. Их и до большевиков уничтожали. Первым сокрушителем церковных шатров был патриарх Никон. Он и Дивную приказал разрушить. Но угличане упросили подождать, пока не построят новый храм. А вскоре Никон лишился сана и был заточен в Ферапонтов монастырь, где сидел в келье в надвратной церкви, увенчанной двумя шатрами. Смотрю на фотографию Дивной церкви и, вдруг, начинаю понимать причину особого к ней притяжения.  В детстве дедушка подарил мне большую коробку карандашей. Один карандаш был белый. Он стал предметом моей гордости. Ни я, ни соседские мальчишки и девчонки,  никогда не видели белых карандашей. Но как, и что можно им рисовать на белых листах альбомов для рисования?!

http://radonezh.ru/2019/12/29/divny-dela...

У стен Алексеевского монастыря в Угличе незаконно построен элитный коттедж 3 августа 2007 г. 20:01 У стен памятника архитектуры федерального значения — древнего Алексеевского монастыря в Угличе — возвели частные хоромы. Межрайонная прокуратура пытается найти виновных. Алексеевский женский монастырь был основан в 1371 году митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства. За свою историю обитель пережила немало печальных страниц. Так, в период польско-литовской интервенции 1608-1611 гг. монастырь был почти полностью разрушен, а защищавшие его угличане убиты. Очевидно, в память о героях на территории святыни поставили трехшатровую Успенскую церковь с трапезной. В неспокойные годы «борьбы с религией» на территории монастыря были разобраны колокольня, башни и стены ограды, хозяйственный корпус, а также ликвидировано кладбище. Ныне монастырь передан Русской Православной Церкви, идут восстановительные работы, проходят богослужения, а в одном из корпусов открылся православный детский дом. Вид возрождающейся обители ничто не портило еще весной. Зато теперь рядом стоит коттедж почти десятиметровой высоты. Построили его очень быстро, и в результате оно заслонило собой зеленые купола храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. «Я категорически против этой постройки, и уже обратилась с заявлением в межрайонную прокуратуру», — сообщила настоятельница монастыря матушка Магдалина. По словам заместителя главы Углича Олега Ашмарина, в администрацию действительно обращался заявитель с просьбой выдать ему разрешение на строительство коттеджа. Однако в представленных документах ничего не было сказано об ограничениях, наложенных на данный земельный участок, хотя коттедж появился в охранной зоне Алексеевского женского монастыря. По закону, на строительство подобного объекта требовалось обязательное согласование с Росохранкультурой. Однако ее бумаг среди прочих нет. Более того, эта федеральная служба еще в середине мая предупредила будущего застройщика, что согласно закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», на территории охранных зон устанавливается особый режим использования земель, запрещающий строительство. Однако работы у стен монастыря продолжались, причем в обход главного архитектора Угличского муниципального района Александра Сычева, который даже не знал, кто и что там делает. Теперь межрайонная прокуратура пытается найти виновных. В правоохранительных органах не скрывают, что если дело дойдет до суда и появится решение о незаконности возведения коттеджа, то его попросту снесут. АНН /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/276676.htm...

Ярославская школа архитектурный стиль - все храмы (26 всего, 26 на карте) Костромская область Нерехтский район. Нерехта. Владимирской иконы Божией Матери, церковь Тверская область Сонковский район. Кой. Троицы Живоначальной, церковь Ярославская область Ярославль, город. Ярославль. Илии Пророка, церковь Ярославль, город. Ярославль. Николая Чудотворца (Николы Мокрого), церковь Большесельский район. Ильинское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь Ярославль, город. Ярославль. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь Ярославль, город. Ярославль. Феодоровской иконы Божией Матери, собор Рыбинский район. Хопылёво. Богоявления Господня на Острову, церковь Ярославль, город. Ярославль. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Ярославль, город. Ярославль. Михаила Архангела ( " Гарнизонная " ), церковь Ростовский район. Никольское. Спаса Преображения, церковь Борисоглебский район. Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сергия Радонежского Некрасовский район. Троицкое (Берсенево). Троицы Живоначальной, церковь Ярославль, город. Ярославль. Богоявления Господня, церковь Угличский район. Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Угличский район. Углич. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова Ярославль, город. Ярославль. Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенского прихода), церковь Пошехонский район. Пошехонье. Троицы Живоначальной, собор Ярославль, город. Ярославль. Вознесения Господня (Вознесенского прихода), церковь Некрасовский район. Левашово. Воскресения Христова, церковь Ярославль, город. Ярославль. Петра и Павла на Волге (в Петровской слободе), церковь Ярославль, город. Ярославль. Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Ярославль, город. Ярославль. Михаила Архангела (Никитского прихода), церковь Ярославль, город. Ярославль. Храмовый комплекс в Коровниках Ярославль, город. Ярославль. Церковь Иоанна Богослова Ярославль, город. Ярославль. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках, церковь --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?style=11

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Поставить на вид соответствующим епархиальным архиереям отсутствие положительных результатов в получении лицензии или аккредитации вверенными им семинариями. 2. В случае принципиальной и объективной невозможности успешно завершить процесс получении лицензии и аккредитации следует до 24 декабря 2024 года приступить к преобразованию таковых семинарий в Центры подготовки церковных специалистов.   ЖУРНАЛ 110 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Павла утвердить в должности игумена Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря города Коломны иеромонаха Иоанна (Железова). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора назначить архимандрита Гавриила (Головко) на должность наместника Свято-Духовского мужского монастыря города Волгограда. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения переименовать Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Благовещенский Борисоглебский женский монастырь поселка Краснояр Свердловской области. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Переславского и Угличского Феоктиста назначить монахиню Ольгу (Сельскую) на должность игумении Алексеевского женского монастыря города Углича.   ЖУРНАЛ 111 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить категорический протест в связи с грубыми и дискриминационными действиями болгарских властей по высылке из страны под надуманным предлогом представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Вассиана (Змеева), секретаря Подворья протоиерея Евгения Павельчука и сотрудника В. Бонько.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6066201...

В 1895 году Иркутский потомственный почетный гражданин И.М. Сибиряков пожертвовал в пользу Угличского Богоявленского женского монастыря значительный капитал. По удовлетворении всех монастырских нужд явилась возможность, с согласия г. Сибирякова, отчислить из его жертвы 6500 рублей на строительство при монастыре церковно-приходской школы». В настоящее время в двух церквах бывшего Богоявленского монастыря уже начались службы. Эти храмы освящены в честь Смоленской и Феодоровской икон Божией Матери. Стоит вопрос о возвращении Богоявленского собора. Сохранились и другие здания обители, но используются они пока не по назначению. Давно разорен Богоявленский монастырь. Не сохранился и храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского, который был построен на монастырском подворье по просьбе Иннокентия Сибирякова в честь его небесного покровителя. Черные ветры революций, войн и народного бедствия пронеслись над Угличем, над всей русской землей… А нам, живущим на рубеже XX и XXI веков, Милосердный Господь дал застать пору возрождения. Смотрю на девочек подросткового возраста, вошедших в притвор. Оказывается, при Алексеевском женском монастыре действует приют для девочек, которые сейчас рядом с нами ждут своей очереди к исповеди. Одеты девочки нарядно, хотя и скромно. Ведут себя сдержанно, соответственно обстановке. И на сердце властно приходит чувство надежды на восстановление в России благочестивой жизни. Снова и снова взглядываю на икону Божией Матери «Свеща Неугасимая». Конечно, она напоминает образ Игуменьи Горы Афонской, но как печален образ Угличской Богоматери! Более того, Царица Небесная кажется мне не только по-особому кроткой, но словно обиженной и даже заплаканной. Эта икона вызвала во мне чувства сострадания и жаления, и с таким восприятием образа я вернулась в Петербург. Знакомясь с историей Углича, поняла причину, из-за которой иконописец изобразил лик Божией Матери именно таким. В уже упомянутом плаче о разорении Углича на полях рукописи значилось и такое свидетельство: «В оном же 1611 году при четвертом разорении города Углича, когда разорены быша собор и дворец, разграблен и опустошен малый Богоявленский девический женский монастырь… Сия содеяся в 20 день месяца марта в великую среду. Игумения Анастасия собра в монастырския церкви Богоявления Господня и Смоленския Богородицы всех сестер обители числом тридесять пять и с ними сошедшееся два ста чистых дев градских и шестьдесят дев чистых; вси бо моляху Господа и Его Пречистую Матерь о спасении своем; иереи же с церковными совершающе Божественную утреню. По разрушению крепостных врат… зазжена бысть стена и келлии и храмы загорешася. Нечестивии же имаху монастырская имения, и чистых дев и чистых жен и инокинь постниц оскверняху и побиваху; иереи Божии умроша лютою смертию, бяху пытаемы и посечены мечем, тако скончахуся. …Тако вси блаженнии страдальцы умроша и обитель сгоре…».

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

В настоящее время в Никольском проживает немало верующих семей. Духовные чада батюшки Иоанна специально переселились сюда. Очередь на покупку домов велась в храме, так как дома продаются не часто. Подводя итог нашего пребывания в храме села Никольского, отец Геннадий особо подчеркнул ревность схиигумена Иоанна, его молитвенность. Слушая Фотину в автобусе и общаясь с нею в Угличе, Брейтово, нашла много контактных точек, связанных с моим прошлым багажом, и удивилась еще раз милости Божией к падшему человеку. А пребывание в Никольском – это ли не чудо для меня? Уезжая на Леушинское стояние, я надеялась что как бы оторвусь от самой себя, войду в другие реалии, в новый срез жизни, а оказалось, что новое качественно расширило мой прежний опыт, обогатило меня, плотнее пригоняя нить к нити ткущейся во времени жизненной ткани. Никольский храм на Слободищах стал для меня одним из самых больших узелков на память на всем маршруте Крестного хода. Да, не без Промысла Божия взяла я на Девятое Леушинское стояние икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Углич Мы направляемся в Угличский Алексеевский женский монастырь, где сегодня, наряду с праздником Владимирской иконы Божией Матери – покровительницы всея Руси – празднуется и день единственной в своем роде иконы, находящейся лишь в Алексеевской обители. Это образ Пресвятой Богородицы с дивным названием «Неугасимая Свеща Огня Невещественнаго». По дороге отец Геннадий сообщает краткие сведения об основании Углича и основных этапах его истории. Он особо подчеркивает, что убийство в Угличе Царевича Димитрия – сына Иоанна Грозного – привело к страшной смуте на Руси в начале XVII века, когда Россию лихорадило 10 лет, когда была Русская земля территорией, народом, но не государством. «Град Углич сравним с Екатеринбургом, – объясняет отец Геннадий. – И Углич, и Екатеринбург – города-Голгофы двух русских династий. Царевич Алексей встал рядом с Царевичем Димитрием. Господь запечатлевает правление царских династий на Руси смертью отрока».

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Переславль-Залесский Монастыри у нас являются паломническими и туристическими центрами. У монашествующих есть возможность и желание трудиться на этом поприще, и мы бы не смогли реализовывать наши проекты, в том числе и социальные, если бы не было паломников и туристов. То же самое можно сказать и о реставрации храмов. Центрами социальной деятельности тоже являются наши обители, и все самое значимое в епархии происходит на базе монастырей. Для меня очень важно то, что делает наш Феодоровский женский монастырь. Он занимается созданием Центра святителя Луки. Святитель 9 лет провел в Переславле-Залесском, где был главным врачом в земской больнице. К моменту моего назначения в Переславль здания больницы были заброшены, мы взяли их себе и сейчас собираемся делать ремонт. Там мы планируем открыть паллиативное отделение на 10–15 коек как филиал московской Алексеевской больницы. Мы стараемся оказывать социальную и гуманитарную помощь, ведь люди у нас живут небогато, а некоторые – даже на грани нищеты В Даниловом монастыре благодаря игумену большому количеству людей оказывается материальная помощь. Мы стараемся идти в сторону социальной и гуманитарной помощи, ведь это провинция, ведь люди у нас живут небогато, а некоторые – даже на грани нищеты. У нас нет избытка, но у нас есть то, чем мы можем поделиться. Мы стараемся не проходить мимо нуждающихся. – Как говорил святитель Лука, «Всякий малый свет угоден Богу!» Насколько, на ваш взгляд, актуально создание и развитие сети «малых» епархий в Русской Православной Церкви, в которых, как мы видим, творятся большие дела? – Я полагаю так: если священноначалие нашей Церкви решило, что создание таких епархией актуально и необходимо, значит, так оно и есть. У меня нет доступа ко всей полноте информации о жизни нашей Церкви, но я убежден, что если было принято решение об увеличении количества епархий, то для этого были весомые основания. Но я могу свидетельствовать, что новые епархии позволили активизировать церковную жизнь в тех местах, которые ранее воспринимались как удаленные от центра церковной жизни.

http://pravoslavie.ru/142465.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010