#3a7eaf794c Закрыть [Аудио] Окончилась ли Гражданская война в России? В Москве состоялся круглый стол, посвященный 90-летию Русского исхода Анатолий Степанов   Валерий Расторгуев   Владимир Семенко   Алексей Сенин   Священник Александр Шумский   Сергей Пыхтин   Сергей Тимченко   Василий Дворцов   Дмитрий Меркулов   Иеромонах Никон (Белавенец)   Андрей Хвалин   Николай Сомин   Анастасия Митрофанова   Виктор Саулкин   20:04 17.11.2010 1589 Время на чтение 8 минут Вчера, 16 ноября, в Москве в здании Международного фонда Славянской письменности и культуры прошел очередной круглый стол Клуба национальной прессы. Тема для дискуссии: «Извлечены ли уроки из гражданской войны в России? К 90-летию Русского исхода». Вели круглый стол председатель Клуба национальной прессы, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов и ответственный секретарь Клуба, редактор журнала «Славянка» Сергей Тимченко. Анатолий Степанов в своем вступительном слове отметил, что актуальность темы круглого стола связана с ростом социальной напряженности в современном российском обществе. В настоящее время ситуация в России такова, что она в любой момент может перерасти в открытое вооруженное гражданское противостояние, считает А.Степанов. По его мнению, для предотвращения повторения Гражданской войны необходимо выяснить природу и истоки гражданского противостояния в России в начале XX века. В связи с этим участники круглого стола, по его словам, должны были ответить на следующие вопросы: Чем является Гражданская война для России? Является ли она социальным или идеологическим противостоянием? Существует ли в настоящее время угроза повторения в России Гражданской войны? Как православно-патриотическое сообщество может предотвратить повторение гражданского противостояния? Анатолий Степанов напомнил, что гражданские войны проходили во многих странах мира, но именно в России гражданское противостояние приобрело особо жестокие формы. Это обстоятельство связано, по мнению А.Степанова, с тем, что Гражданская война в России носила религиозный характер.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2015/06/25/oko...

II. Ближний Боярин, Дворецкий и Оружейничный Богдан Матвеевич Хитрово, второй ктитор Троицкого Лютикова монастыря В конце XIV века из большой Татарской Орды выехали в Россию при Великом Князе Олеге Ярославиче Рязанском два родные брата, по имени Салах-мир и Едуган- сильно хитр. Сей последний (во святом крещении Андрей, а в иночестве Антоний) был родоначальником Хитровых, прапрадедом Окольничего Елизария Яковлевича Хитрово, сын которого Матвей Елизарьевич (отец Богдана Матвеевича) 28 получил в 1620 году за службы их рода жалованную грамоту и поместья, и в том числе Перемышльского уезда село Григоровское 29 , которое было первым постоянным местопребыванием Хитровых. Здесь-то, надобно полагать, родился любимец двух Царей Алексея и Федора, славный и сильный в свое время Боярин, Дворецкий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. t Будучи по летам почти ровесником Царю Алексею Михайловичу, он начал свое служебное поприще при дворе его под покровительством сильного вельможи того времени, Царского дядьки, Бориса Ивановича Морозова 30 . Молодой Хитрово сперва служил при дворе в Спальниках или Постельничих (1635), а потом по пожаловании в Стольники находился Воеводой в Темникове (1646), обвел земляным валом город Керенск; обстроил вновь Корсунь (в Симбирской губернии) 1647 году, и за сию службу пожалован (1648 г.) из Стольников в Окольничие и получил 500 крестьянских дворов 31 . Тогда Царь поручил ему обвести валом и город Симбирск. С 1651 года Хитрово управлял сперва челобитным приказом, потом земским и новой чети. В 1653 году января 12, в именины сестры Государевой, Царевны Татьяны Михайловны, Б. М. Хитрово был пожалован из Окольничих в Бояре (см. Дворовые записки под сим годом). В том же году он был отправлен в Польшу вместе с Боярином Князем Борисом Александровичем Репниным, Оболенским и Дьяком Алмазом Ивановым в Посольство к новому Польскому Королю Яну Казимиру. Свита их, говорят иностранные писатели, состояла из 600 человек. Послам сим поручил Царь посредство между Королём и Гетманом Запорожского войска Хмельницким, приглашая Короля принять его с войском в свое покровительство, с обеспечением всех привилегий оного, а главное – истребить в Украйне ненавистную всему народу Унию и обеспечить свободу и право Православной веры, и в тоже время приказал требовать у Речи Посполитой: почему они изменили Царский титул, в противность мирному трактату. Богдан Матвеевич в то время уже имел титул Оружейничего и Наместника Ржевского, как видно из его собственноручной надписи на книге «Беседы Евангельские толкование св. Иоанна Златоустог о», приобретенной им для себя во Львове, во время этого посольства: «7161/1653 года июня в....д, сия книга глаголемая беседы Апостола и Евангелиста Иоанна, а куплена сия глаголемая книга севож году в Литовском городе во Львове, как по указу Великого Государя ходили великие и полномочные послы: Окольничей и Оружейничей 32 и Наместник Ржевский Богдан Матвеевич Хитрово».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

II. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого Верстах в 10 от Ростова, за озером Неро, в Воржской волости, есть небольшая деревенька, называемая Ангелово. Вблизи этой деревни в старину была густая роща, у опушки которой находилась усадьба князей Луговских. В конце XVI века на месте усадьбы был уже погост, в котором жил поп Сысой, и у этого попа около 1607 года родился сын, впоследствии митрополит Иона Сысоевич. О первых годах жизни Ионы не сохранилось никаких известий, и мы знаем его прямо уже иноком Угличской Воскресенской обители. Затем Иона был архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, а позднее настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 15 августа 1652 года патриархом Никоном Иона был посвящен в сан митрополита и назначен в Ростов; при самом вступлении в управление епархиею он написал окружное послание к ростовскому духовенству. Иона Сысоевич вступил на кафедру во время того великого движения в русской церковной жизни, которое составляет отличительную черту царствования Алексея Михайловича и которое особенно стало заметно с возведением на патриарший престол новгородского митрополита Никона. Отречение Никона от кафедры, самовольный уход его в Ново – Иерусалимский Воскресенский монастырь и вмешательство оттуда в дела управления, и в то же время начатый уже пересмотр церковных книг, все это создало в среде правящего духовенства положение в высшей степени тревожное и неопределённое, которое и послужило причиной созыва многократных соборов. На всех соборах мы видим присутствующим и Ростовского митрополита Иону Сысоевича, без которого не было ни одного собрания как при Никоне, так и после Никона; без Ионы не предпринималось ни одного более пли менее выдающегося дела того времени. В первый же год своего поставления на кафедру, а именно через 4 ½ месяца, – 30 декабря 1652 года Иона выехал из Ростова в Переяславский Данилов монастырь, где свидетельствовал св. мощи преподобного Даниила Переяславского. Любопытен документ по поводу открытия этих мощей, сохраняющийся в Переяславском Даниловом монастыре: «И мы, богомольцы твои», – пишет Иона к патриарху Никону , – «мощи преподобного чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели подлинно; и мощи, государь, преподобного чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая; обвит мантиею и сплетен плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда обветшала, и была, государь, буря велика по три дня, и как мы чудотворцевы мощи в седьмом часу нощи обрели и милостию Божиею и его чудотворными молитвами Бог дал тишину» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

I. Рождение Петра. – Детские годы. – Первоначальное обучение. – Майский бунт 1682 г. В ночь на 30 мая 1672 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, второй его жены, родился сын, царевич Петр. В субботу 29 июня, в день тезоименитства новорожденного царевича, в шестом часу утра, до обедни, в церкви св. Алексия митрополита в Чудове монастыре совершенно было над младенцем таинство крещения. Крестил царский духовник протопоп Благовещенского собора Андрей Савинов, восприемниками от купели были царевич Федор Алексеевич и сестра Алексея Михайловича, царевна Ирина Михайловна. К крещению выносила царевича назначенная к нему в «мамы» боярыня княгиня Ульяна Ивановна Голицына. С новорожденного царевича была снята мерка, и в тот же день 29 июня иконописцу Федору Козлову заказан был образ тезоименитого царевичу св. апостола Петра на кипарисовой доске мерою в рост царевича: длиною в 11 вершков, шириною в 3 вершка. Новорожденного царевича окружала та же царственная роскошь, в какой проходили младенческие годы всех царевичей XVII века. К младенцу приставлен был целый штат. При нем мы видим кормилицу, «маму», и помощницу «мамы». При детской царевича состояли еще шесть женщин: казначея, заведовавшая бельем и платьем, и пять постельниц. Царевич со своим штатом помещался в особых пристроенных к дворцу деревянных хоромах. По мере роста царевича детская его наполняется игрушками, описание которых нам также сохранили хозяйственные документы дворцовых приказов. В январе 1673 г. восьмимесячному царевичу были сделаны «два стульца деревянных потешных на колесах». В мае того же года внесена в хоромы царевича исполненная шестью костромскими иконописцами «потешная книга» (книга с картинками). Ко дню именин годовалого ребенка был сделан «конь деревянный потешный» на колесах железных прорезных, обтянутый жеребячьей кожей, с седлом, положенным на войлок, обитый серебряными гвоздиками, с прорезными железными позолоченными стременами и с уздечкой, украшенной изумрудцами. К тому же дню были сделаны царевичу игрушечные два «барабанца», размерами один в четверть аршина, другой в 3 вершка. В июле 1673 года в детской появляется музыкальный инструмент «цымбальцы маленькие» с золотым шнурком и кистями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #2a1b9620e5 Закрыть Самостояние Поэта К 75-летию Валентина Голубева Григорий Калюжный   14:24 25.11.2023 322 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором Замечательный русский поэт Валентин Голубев родился 25 ноября 1948 года в посёлке Сосновая Поляна под Ленинградом в семье плотника. И отец, и мать Серафима были выходцами из крестьян Костромской губернии. От них он перенял песни, сказки, уклад сельской жизни. Валентин начал писать стихи ещё в детстве. После окончания техникума учился в Ленинградском университете. Прошёл трудовой путь от слесаря до начальника заводского цеха. Но главным делом жизни стало поэтическое слово. Публиковался в периодике. Автор десяти поэтических книг, которые получили высокую оценку в прессе. Лауреат Всероссийских литературных премий «Ладога» имени Александра Прокофьева, имени Алексея Константиновича Толстого, а также Православной литературной премии имени Святого князя Александра Невского. Член Союза писателей России с 1990 года, куда вступил по рекомендации Виктора Бокова и фольклориста Александра Горелова. Живёт в Санкт-Петербурге. В его стихах обозначилось необратимое возвращение к родным истокам и корням. А мне вспоминаются наши первые встречи в Литературной мастерской Союза писателей при журнале «Аврора», которой руководили поэты Александр Шевелёв и главный редактор журнала Владимир Торопыгин. В этой мастерской бывали Юрий Ростовцев, литературовед Борис Бурсов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий и др. Кроме этого, надо отметить выход в 1976 году поэтической кассеты, в которую входили книжки Анатолия Белова, Валентина Голубева, Григория Калюжного, Светланы Молевой, Андрея Романова.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/25/sa...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Москве учрежден Клуб национальной прессы Руководителями клуба избраны Анатолий Степанов и Сергей Тимченко 10:14 27.01.2010 587 Вчера вечером в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялось совещание руководителей православно-патриотических средств массовой информации, по итогам которого была учреждена общественная организация Клуб национальной прессы. В совещании приняли участие главный редактор журнала " Русский дом " Александр Крутов, главный редактор газеты " Русский вестник " Алексей Сенин, главный редактор журнала " Славянка " Сергей Тимченко, главный редактор газеты " Русь Державная " Андрей Печерский, сопредседатели движения " Народный Собор " и соредакторы одноименной газеты Олег Кассин и Владимир Хомяков, главный редактор журнала " Благодатный огонь " Сергей Носенко, обозреватель радио " Радонеж " , публицист и живописец Виктор Саулкин, первый заместитель главного редактора журнала " Человек и закон " Николай Бондаренко, главный редактор газеты " Вифлеемский глас " (Нижний Новгород) Сергей Чесноков, публицист и общественный деятель, сопредседатель общественной организации " Журналисты России " Сергей Терехов и главный редактор информационно-аналитического агентства " Русская линия " Анатолий Степанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/27/v_...

XXXVII. Завещание Феофана Одр умирающего архипастыря окружали довереннейшие лица духовного сана. Чувствуя приближение смерти, Феофан объявил им свое завещание, которое с слов его написано было одним из приближенных, но которого он не успел скрепить своею подписью «за тяжкою своею болезнию и за конечною при смерти невозможностию». Вручая преосвященному Питириму реестр своих наследников, он в особенности просил об учащихся детях – дать им способы продолжать образование и поручить их людям, достойным доверия, пока они сами придут в совершенный возраст и разум. Без сомнения эти-то дети и составляли все его утешение в жизни. Он набрал их из простого состояния и воспитывал на счет кафедры, жертвуя многим и из собственного достояния. Так как они были не из фамильных, то он сам давал им прозвания сообразно с усмотренными в них склонностями, или по наружности, или по случаю какому-нибудь. У него были и Барашко, и Бурмистр, и Сурик, и Утенок, Алхимист, Сыч, Светлой, Орешко, Типик и пр.: и этих-то сироток (большею частью) он воспитал и сделал своими наследниками. Вот его завещание. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Остаются после нас персональные наследники в следующих статьях. Первая: интендант Илия Ксиландер и живший при келии питомец Семен Иванов; вторая: Михайло Павлов, Иван секретарь, Яков Осипов и Мартиниан Шеин; третья: Григорий Барашко, Петр Бурмистр, Иван Сурик, Алексей Утенок; четвертая: Яков Алхимист, Иван Сыч, Федор Светлой; пятая: Трофим Ульянов, Сергей духовный отец, Ульян Калмык, Павел Калмык и Василий Орешко; шестая: Иван Калмык, Никита Савельев, Антон Калмык и Андрей Типик; седьмая: Иван Андреев , Прокофий Макарьев, Нестор Дмитриев, священник карповской церкви, пономарь и дьячек той же церкви. На повседневную праздничную службу и на всякия в тую церковь потребности п убранства церковныя во весь год. На достройку приморской мызы. Служитель Иван Степанов». В деле архива св. Синода о смерти преосвященного Феофана находятся следующие реестры его недвижимого и движимого имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

     Ричард Дэйвис — фотограф, основатель фонда Wooden Architecture at Risk. Книга Ричарда Дейвиса «Wooden Churches of the Russian North (Деревянные церкви — путешествуя по Русскому Северу)» рассказывает о храмах Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и республики Карелия. В 2002 г. Ричард Дэвис, главный фотограф таких архитекторов как Норман Фостер, Давид Чипперфильд и Джон Поусон, вдохновлённый рисунками художника начала 20 в. Ивана Билибина, впервые отправился на Русский Север. Там он нашел то, что долго искал — свою тему; в последующие 9 лет он возвращался в Россию множество раз, разыскивая деревянные церкви и делая новые снимки. Изображённые в его книге здания — остатки тысяч подобных, строившихся по всей стране со времён князя Владимира, который после своего обращения в христианство в 988г, «повелел, чтобы деревянные церкви ставились на местах, где до этого были языческие идолы». Большинство из сохранившихся построек находятся в малонаселённой северо-западной части России, особенно в Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и в республике Карелия. Это протяжённый район, и авторам пришлось преодолеть тысячи километров — на машине, джипе, аэроплане, лодке, поезде, снегоходе, на санях и пешком для того, чтобы их разыскать. Эти хрупкие, зачастую осквернённые постройки хранят божественное присутствие даже несмотря на отсутствие в них золочёных икон. Но очень многие из них находятся на краю гибели. Вместе с фотографиями Ричарда Дэвиса в книге публикуется рассказ Матильды Мортон об их совместных с Ричардом путешествиях; а также высказывания писателей и художников, путешественников и историков, агитаторов и политиков. Среди них: Корней Чуковский, отрывки из «Пути Паломника», Лев Толстой, Александр Родченко, Михаил Булгаков, Андрей Синявский, Василий Гроссман, Александр Солженицын, Евгений Носов, Алексей Леонов и Виктор Ерофеев. «Деревянная архитектура, которая является наиболее своеобразной и уникальной составляющей культурного наследия России, находится на грани полного исчезновения» — Михаил Мильчик, Санкт-Петербург, октябрь 2011г.

http://pravoslavie.ru/94582.html

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором 22 января 2018 года, в день празднования святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается ОЦАД. За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, настоятель Покровского храма в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви из города Москвы и Московской области, Киевской митрополии, Тихвинской, Ростовской и Новочеркасской, Нижнетагильской, Кузнецкой, Иваново-Вознесенской, Лысковской, Витебской, Ростовской епархий. В их числе сослужащего духовенства единоверческих старообрядных приходов – архимандрит Иринарх (Денисов), архимандрит Ахилла (Шахтарин), игумен Кирилл (Сахаров), иеромонах Сергий (Гапонов), иеромонах Антоний (Аненко), иеромонах Варсонофий (Яшин), протоиерей Евгений Саранча, протоиерей Борис Кицко, протоиерей Сергий Гончаров, протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Виктор Баденков, иерей Андрей Фастов, иерей Алексей Гугливатый, иерей Сергий Чиж, иерей Даниил Хохоня, иерей Валерий Булычев, иерей Сергей Комаров, иерей Сергий Ефременко. В алтаре молился проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин).

http://religare.ru/2_114867.html

  разделы   рассылка  распечатать Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы [ Патриарх : документы ] Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы. 1. Образовать Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы в следующем составе: 1. епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации; 2. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии; 3. протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Зарубежной Церкви; 4. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 5. архимандрит Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря г. Киева; 6. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи; 7. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии – секретарь Редакционного совета; 8. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук – по согласованию; 9. Вяземский Юрий Павлович – профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений (университета) – по согласованию; 10. Гайденко Пиама Павловна, член-корреспондент Российской академии наук, заведующая сектором философских проблем истории науки Института философии Российской академии наук – по согласованию;

http://religare.ru/2_66583.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010