64. Крестились ли у нас троеперстно задолго до Стоглавого собора люди благочестивые? Крестились. В Киево-Печерском монастыре, за пятьсот лет до патриаршества Никона, лет через полтораста после принятия христианской веры святым Владимиром, жил преподобный Спиридон. Он и скончался с троеперстным сложением правой руки своей, и доселе, в Киевских ближних пещерах, почивает с троеперстным сложением. 65. Крестились ли у нас троеперстно вскоре после Стоглавого собора люди благочестивые? Через шестнадцать лет после Стоглавого собора, составитель жития преподобного Александра Ошевенского (память его апр. 20), иеромонах Ошевенского монастыря Феодосий писал о себе: «три перста верхних едва возмогох вместо содвинути, еже на лицы своем крестное знамение воображати». Не смотря на слабость сил своих Феодосий, болящий, троеперстно сложил руку и оградил себя крестным знамением (Рукопись 16-го столетия, в библиот. Московск. почетн. гражд. Хлудова 105). 66. Крестились ли у нас троеперстно лет через пятьдесят после Стоглавого собора? Лет через пятьдесят после Стоглавого собора, иностранец Петр Петрей, писал, что в его время Русские «крестились тремя согнутыми пальцами, большим, указательным и самым долгим» (Смотр. Православный Собеседник. Казать. 1870 года. Часть перв. стран. 59). Этот посторонний и беспристрастный свидетель, Швед, несколько раз приезжал в Россию, долго жил в ней и хорошо ознакомился с нашим отечеством. 67. Крестились ли у нас троеперстно перед временем и во времена патриаршества Никона? Крестились. Принявши патриаршество в 1652 году, Никон на соборе в 1656 году и собор после Никона в 1667 году, объявляли, что в то время простые мужи и жены, не знавшие Феодоритова слова, знаменовались, по древнему обычаю, тремя первыми перстами (Скрижаль, изд. 1656 года. Слово отвещательно. Лист 1, 2, 4, 9–15. Дополн. к Историч. Актам том пятый, стран. 463, 486). 68. В какой книге, одобренной восточными патриархами еще до патриаршества Никона изложено учение о троеперстном крестном знамении?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Сырья. Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь (упраздненный). Успенский Сырьинский монастырь Деревянный монастырь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1450 - 1550. 1601 - Успенская церковь, 1667 - теплая Никольская церковь. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, с.Сырья Координаты: 63.643187, 39.114125 Проезд:С а/д Онега - Ярнема свернуть направо 3 км не доезжая Б.Бора, + 300 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основатель монастыря - прп. Кирилл (Кириак), постриженик Александро-Ошевенского монастыря, сын священника из соседнего онежского села Чекуево. Годы его жизни точно неизвестны, родился предположительно в конце XV в., умер " в маститой старости " во второй половине XVI в. (по другим данным - в 1402 г.). На Сырьевой Горе Кирилл основал обитель, а в ней поставил церковь Успения (не сохранилась), под стенами которой и был похоронен. В 1883 г. над его могилой возведена часовня, названная в его честь. Из Сырьинской (Сырьегорской) обители вышли иеромонах Нифонт, положивший начало иноческой жизни на Кожеозере, и старец Пахомий Сырьинский, вызванный патриархом Никоном на Кий-остров для строительства Крестного монастыря. Крестный монастырь был заложен в 1657 году, а в 1658 г. Сырьинский монастырь стал его приписной пустынью. В 1667 г. здесь был построен второй (теплый) храм в честь Николая Угодника. В 1764 г. пустынь была упразднена, а храмы приписаны к Верхне-Мудьюгскому приходу. В 1847 г.  Успенскую церковь (в источниках упоминается ее шесть глав и год постройки 1601 - т.е., вероятно, не первая с таким посвящением) перевезли в с. Поле, а обветшавшую Никольскую возобновили в 1866-67 гг. В трапезной в 1875 г. был устроен придел в честь вмц. Екатерины. Церковь сохранилась до наших дней. Алексей Реутский, e-vestnik.ru Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь, где под спудом хранятся мощи святого Кирилла, восстановят в селе Сырья Онежского района Архангельской области. Как сообщил благочинный Онежского округа протоиерей Александр Коптев, которого цитирует пресс-служба Архангельской епархии, в настоящее время идет работа по оформлению земельного участка. Он также рассказал, что обитель в средневековье основал преподобный Кирилл, постриженик Александро-Ошевенского монастыря и сын священника из соседнего онежского села Чекуево. В 1883 году над могилой святого возвели часовню, названную в его честь. В 1764 году обитель упразднили, а храмы приписали к Верхне-Мудьюгскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=19592

Как говорит автор Жития преподобного Александра Ошевенского, он не приехал, а «наехал на город», «надмеваясь» высотой своего положения. Через некоторое время к наместнику прибыл игумен Ошевенского монастыря Кассиан с монахом Евсевием. Игумен привез дары и монастырскую несудимую грамоту чтобы сразу внести ясность во взаимоотношения монастыря и наместника. В грамоте говорилось, чтобы наместник и его тиуны не судили игумена, братию и монастырских крестьян ни в чем и сами бы не въезжали в монастырь. Боярин грамоту похвалил, но сказал, что игумен и крестьяне монастырской вотчины должны уплатить ему некую пошлину. Поскольку пошлина была незаконной, старец Евсевий, до той поры все время молчавший, возразил боярину: «Нет, господин, тебе никакого дела до нас, и мы тебе не дадим». Боярин пришел в ярость и гневно сказал: «Как повелю брать с вас, так и возьму». Но старец был неробкого десятка и ответил: «Тогда будет, когда возьмешь!» (РГБ. Унд. 276. Л. 111 об.). От такой дерзости боярин взревел, как зверь: «Царь государь меня пожаловал градом Каргополем и всей рекой Онегой и прилежащим Поморьем, а этот чернец не хочет мне повиноваться, да еще вопреки глаголет!» Выгнав монахов, Юрьев еще долго кричал и бушевал на крыльце своих палат, а потом созвал приближенных и устроил пир. Тут пришла ему в голову мысль послать слуг в монастырь, схватить непокорного Евсевия и посадить в темницу, а там он еще подумает, что с ним сделать. С этими мыслями сильно выпивший боярин уснул. Тем временем монахи возвращались в обитель. По дороге игумен выговаривал старцу Евсевию: «Как ты мог говорить вопреки такому великому человеку, славному боярину!» Когда они приехали в монастырь, игумен созвал братию и рассказал все бывшее с ними. Монахи сильно испугались и накинулись на Евсевия с такими словами: «Большое зло ты сотворил. Если ты не вернешься и не утолишь гнева боярина, он сам пошлет за тобой, и с великим бесчестием возьмут тебя. Мы же тебя сами отдадим как некоего злодея. И если тебе случится пострадать, то мы тебе помогать не будем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напротив, они злословили то троеперстное крестное знамение, которое везде и издревле употреблялось между иноземными православными, как видно из перстосложения Мелетия патриарха Антиохийского, из разговора православного грека с латиняном Азимитом 10 , из книги Дамаскина иподиакона, впоследствии митрополита Селунского, из заявленного, еще до рождения Никона, свидетельства Аллатия, латинского писателя, о современных ему греках, из свидетельства о том же грека Христофора, писателя жившего задолго до патриаршества Никона 11 и свидетельства современных Никону православных всех патриархов и многих митрополитов, архиепископов и епископов. Злословили враги Никона то троеперстное крестное знамение, которое употреблялось и у нас издревле, как видно из троеперстного сложения руки преподобного Спиридона просфорника, жившего за пять сот лет до патриаршества Никона и доселе с таким перстосложением почивающего в Киевских ближних пещерах, и как видно по изображению на иконе Корсунской, принесенной за 664 года до патриаршества Никона из Корсуня равноапостольным князем Владимиром и находящейся в Новгородском Софийском соборе, и по изображениям на одном древнем потире, найденном в Киеве и устроенном слишком за четыреста лет до патриаршества Никона, на печати государственной грамоты, положенной за триста двадцать четыре года до Никона, на иконе Ростовских чудотворцев, поднесенной преемнику царя Иоанна Грозного, или же самому Грозному, скончавшемуся за шестьдесят восемь лет до патриаршества Никона, и по изображению в одном уставе, писанном за сорок четыре года до Никонова патриаршества, и хранящемся в Московской публичной библиотеке под 449-м 12 и как открывается из слов иеромонаха Феодосия, священноинока Ошевенского монастыря, нынешней Олонецкой губернии Каргопольского уезда, составителя жития преподобного Александра Ошевенского. В 1567 году, то есть, за сто лет до вопроса о перстосложении при Никоне, Феодосий писал о себе, как он сделался болен и как во время этой болезни усиливался ограждать себя обычным крестным знамением: «три перста верхних едва возмогох вместе содвигнути, еже на лицы своем крестное знамение воображати» 13 . Даже посторонний, следовательно, совершенно беспристрастный, свидетель, один иностранец, живший в России более, чем за пятьдесят лет до Никонова патриаршества, Петр Петрей, писал, что русские его времени «крестились тремя согнутыми пальцами, большим, указательным и самым длинным; крест клали сперва па переднюю часть головы, потом на грудь, за тем на правое плечо, после чего делали сильный удар в грудь» 14 , когда то есть, полагали троеперстно сложенную руку на левое плечо свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни. В советское время монастырь был закрыт. Постройки использовались до 70-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). После монастырь остался пустовать и неуклонно разрушался. Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (12 деревень, две с половиной тысячи жителей). Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек, состоящее из пяти деревень: Погост, Ширяиха, Низ, Гарь и Халуй. Александро-Ошевенский монастырь - один из самых интересных северных монастырей. По странному стечению обстоятельств, возрожден только в самом конце 2008 г. На начало 2009 года - в монастыре старший иеромонах Киприан. Основным же катализатором и вдохновителем для возрождения монастыря стал некий Владимир Петрович, искренне желающий восстановить обитель. На территории монастыря находятся: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. - главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью (!) приделами. На текущий момент это руины, которые предстоит как-то восстанавливать (сейчас речь идет о том, чтобы их как-то хотя бы законсервировать). В конце 80-х приехали реставраторы, разобрали на этом храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще. По всей видимости, под спудом этого храма покоятся мощи основателя монастыря Александра Ошевенского. Храм удивительный - если будете, обязательно зайдите внутрь. 2. Надвратная церковь Николая Чудотворца 1834 г. Церковь минимально восстановлена. В ней совершаются регулярные богослужения. 3. Каменная ограда с башенками. Часть ограды утрачена (будет восстанавливаться). Очень живописно смотрятся башенки. 4. Колодец, выкопанный самим Александом Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная как бы часовенка. Но так как она полностью сгнила, то пока поставили современное обрамление. Когда будет возможность, восстановят исторический облик. 5. Монастырский корпус (там сейчас живут монахи) и Игуменский корпус (законсервирован). Также на территории была когда-то деревянная церковь, которую сломали большевики (тоже планируется ее восстановление). Посещение монастыря приветствуются, люди очень приветливые, расскажут историю, поводят по территории если попросить. Также вокруг монастыря есть ряд интересных мест, связанных с именем Александра Ошевенского: два камня-следовика, святой источник, исчезающая река, святое озеро и т.д. 

http://sobory.ru/article/?object=07397

Пока в обители не были очищены и обработаны поля, она очень нуждалась в хлебе. В это трудное время прп. Диодору опять явился тот же таинственный угодник Божий, который приказывал ему основать монастырь, и велел уповать на Бога и ловить в озере рыбу. Прп, Диодор спросил его имя. «Я игумен Ошевенского монастыря, — ответил ему явившийся, — мое имя Александр» (память Александра Ошевенского 20 апр.). Он повторил ему свое обещание помогать ему во всем и стал невидим. Ловитва была чудесна. В другой раз, в подобном же случае, голос от иконы Божией Матери приказал преподобному ловить рыбу. И опять ловитва была чудесна. Когда же поля были наконец засеяны, нужда в обители прекратилась. Много невзгод и скорбей пришлось претерпеть прп. Диодору в своей обители. Он достиг многих благодатных даров и между прочими — дара прозорливости. Пришел раз к нему за советом один человек и сказал, что хочет выдать замуж свою дочь. Преподобный велел ему подождать определенное время. По истечении этого срока девица умерла. Прп. Диодор предсказал и свою кончину. Он поручил обитель своему первому сподвижнику — иноку Прохору, а сам поехал в Каргополь по монастырским делам и там скончался в доме одного священника 27 ноября 1633 г. Ученик его Прохор перенес его нетленное тело в обитель и там похоронил, а Господь прославил его многими чудесами. Был в монастыре молодой послушник Андрей, невнимательной жизни. Господь наказал его слепотой. Он неоднократно каялся на гробе преподобного, прозревал, но опять возвращался к прежнему — и опять терял зрение. Так продолжалось, пока он не покаялся во всем чистосердечно настоятелю. Тогда он исцелился окончательно. Этот Андрей хотел оставить монастырь. Ему явился прп. Диодор во сне и сказал: «Потерпи, останься здесь — и будешь блажен!» Андрей проснулся в страхе и радости, вспомнил все милости преподобного и остался в монастыре, обещая терпеть все, что Богу будет угодно ему послать. Впоследствии он постригся и стал хорошим монахом. • Преподобный родился в поморской семы, на р. Онеге близ Белого моря.

http://sedmitza.ru/lib/text/437924/

Свои «агиологические» и «исторические» «очерки» (так чаще всего он сам определял жанр своих исследований в этой области) Н. публиковал на страницах периодических изданий (ж. «Русский паломник», епархиальные и губернские ведомости разных городов), издавал отдельными брошюрами и книгами. В нек-рых «очерках» Н. лишь обобщал сведения о святых, заимствованные им из трудов своих предшественников (Амвросия (Орнатского), Филарета (Гумилевского), Е. В. Барсова, Н. П. Барсукова, К. А. Докучаева-Баскова и др.). «Очерки» Н. о соловецких старцах XIX в.- Зосиме и Науме, целиком основаны на сведениях из «Соловецкого патерика» (СПб., 1873), об Адриане Андрусовском в «Олонецком патерике» - из брошюры иером. Иосифа «Андрусова-Николаевская пустынь Олонецкой губ.: Историко-статистический очерк» (СПб., 19054) и т. д. В др. трудах Н. изложил результаты собственных исследований ряда агиографических сочинений и истории почитания святых (работы об Антонии Сийском, Александре Ошевенском, Иове Ущельском, о Никодиме Кожеозерском и др.). Источниками для работ Н. служили рукописи из монастырских архивов (Кожеозерского, Сийского, Ошевенского, Спасо-Каргопольского и др. мон-рей) и приходских церквей, из рукописных собраний С.-Петербургской и Московской духовных академий, Троице-Сергиевой лавры, И. А. Вахрамеева в Ярославле и др. Рукописи из Соловецкой б-ки, хранившейся с 1855 г. в Казанской духовной академии, Н. присылали по его просьбе в С.-Петербург. Кроме Житий святых, Н. обращался и к месяцесловам, монастырским синодикам и описям, кормовым и хозяйственным книгам, иконописным подлинникам, «Книге, глаголемой Описание о российских святых…», автором к-рой он ошибочно считал патриарха Никона (согласно совр. исследованию, это памятник нач. XVIII в., имеющий, скорее всего, старообрядческое происхождение). Сведения о почитании нек-рых святых в XIX в. Н. получал от приходских священников (об Иове Ущельском - от свящ. Ф. Смирнова; о Диодоре Юрьегорском - от П. Пятницкого). Чудеса Иова Ущельского и почитаемого на Мезени неканонизированного старца Иуды Конещельского для Н. записывал в кон. XIX в. мезенский крестьянин Г. Я. Ситников. В петербургский период (1892-1904) большую помощь в решении задач агиологии оказал Н. профессор СПбДА Н. В. Покровский. Н. впервые исследовал и опубликовал по рукописям нек-рые редакции Житий Никодима Кожеозерского, Антония Сийского, Александра Ошевенского, соловецкое соч. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких…» (РНБ. Солов. 1195/1366, XIX в.), повесть XVIII в. о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы в Калуге и др., пытался решать вопросы текстологии, датировки и атрибуции ряда рукописных памятников.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Вот подлинные слова Дамаскина, учителя греческого, жившего перед взятием Константинополя Турками в 1453 г. Χρειωςε αϑες εσεβς χριςιανòς πρια μν ν συμμαζξ τ τρατου δτυλα δι τν Αγαν Τριδα τòν μεγλον δκτυλον, κα τ λλα δο πουεναι κονιιου πειτα μν ν τ ϑσ ες τò βλφαρον του, δειερον ες τν κοιλαν του… стр. 427. В некоторых списках „Домостроя“ (см. врем. общ. ист. и древн. 1849 г. кн. 1) находится церковнославянский перевод этих слов Дамаскина: но едва ли эта труд самого Сильвестра, хотя он немного знал греческий язык; потому что в старших рукописях Домостроя нет этого перевода. 103 См. ист. св. Сол. обит. стр. 92 и 93. В библиот. А. И. Хлудова есть древнейшее (XVI в.) рукописное житие 105 Александра Ошевенского, где буквально одинаково с соловецкою рукописью описывается чудо, бывшее над Феодосием. Не лишним считаем заимствовать из сего жития некоторые подробности о сем чуде. В среду Светлой недели является как бы на яву пр. Александр и повелевает Феодосию идти в Новгород, чтобы получить там священство. Феодосий не хотел было, но после пошел, – и посвятился. Феодосию было еще несколько явлений. Некогда он почему-то стал сомневаться в действительности этих явлений, считая их за мечтание. Когда же открылись чудотворения от преподобного, Феодосий перестал более сомневаться, и решился описать жизнь преподобного; но устрашась трудности сего дела, заленился. Когда-то в первый день Пасхи, после вечерни, Феодосий заснул; во сне видит преподобного с прутом в руке, гневно обличающего Феодосия за леность. Феодосий, хотя со слезами просит прощения, но в то же время пререкает преподобному: что не будет его звать отцом и грозит ему уходом из монастыря. Преподобный с веселым лицом сказал: «не пререкуй, пади ниц!» Феодосий пал. Святой же «назнаменуя его прутом трижды, аки ударения творя, и повеле ему возстати. Аз же, говорит Феодосий, возбнув от видения, никогоже виде, начать плакати, понеже много пререковах святому», и в это время почувствовал, что правая рука его поражена так, что он едва мог троеперстно перекреститься. По времени, когда Феодосий получил исцеление, он докончил начатое житие, присовокупив к нему и означенное над собою чудо. В библиотеке Сергиево-лаврской 694, есть пролог с житием Александра Ошевенского, принадлежащий к началу XVII века: и в сем прологе описание чуда над Феодосием читается совершенно одинаково, на лист. 335 и обор. В послесловии говорится, что «сия святая книга препод. отец написана Германом Тулуповым, в лето от создания мира 7141, июня в 5 день». 104 Надобно думать, что поморский ответчик видел сам сию икону, однако упомянул только об изображении Апостола Петра, будто у него в молении ко Спасу правая рука молебная, тогда как она на самой иконе изображена для преподания благословения; но про изображение Ап. Павла он ни слова не сказал, ибо ясно видел обличение своего мудрования о двуперстии (Археол. опис. дерк. древ, в Новгороде арх. Макария 1860 г. част. 2 стр. 93 и 94.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

1 Шляпкин П. А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг„ 1915. С. 16. Автор указывает, что на миниатюрах лицевых рукописей XVI–XVII вв. князь изображался в виде воина верхом на коне, тогда как на иконах того же периода Александра Невского писали в схиме. Старообрядческие рукописи и иконы сохраняют схимнический вариант изображения князя. 3 Милъчик М. И. Северный деревян­ный монастырь на иконах XVII–XIX вв.//ПК НО: Ежегодник 1978. Л., 1979. С. 333–346. Вид Александро-Ошевенского монастыря встречается на иконах второй половины XVII в. См.: Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского севера: Страницы истории. Л., 1981. Рис. 53,54. 4 Мильчик М. И. Северный деревян­ный монастырь на иконах... С. 344, при- меч. 25. В иконописных подлинниках ука­зывалось: «...кверху Спас во облаце...» (Свод, 22). Изображение Спаса в об­лаках на иконе XVII в. Александра Ошевенского с монастырем см. в кн.: Препо­добный Сергий Радонежский/Сост. Н. Чугреева. М„ 1992. С. 207. Ил. 114. 7 Репродукцию с поясной иконы Александра Свирского XVI в. из собрания ГРМ, ДРЖ 1791 см. в кн.: St. Alexander, Karelian Miracle-worker. Exhibition catalogue. Helsinki, 1996. P. 21. Kat. 1. В этом же издании воспроизведены прориси с икон XVIII–XIX вв. из собрания ГРМ, изображающие Александра Свирского . См.: Там же. Р. 4. Kat. 15. (ПМ-4265), Р. 8, Kat. 13. (ПМ-4261), Р. И. Kat. 14. (ПМ-4266). 8 См. воспроизведение иконы в кн.: Kobrzeniecka-Sikorska Cr. Ikony staroobrzedowcdw w zbiorach muzeum Warmii Mazur. Olsztyn, 1993. Kat. 63. Эта же композиция с некоторыми отличиями в де­талях воспроизведена на иконе XIX в. из музея Синебрихова в Хельсинки и в рукописном лицевом Житии Александра Свирского 1715 г. из собрания ГРМ. См.: St. Alexander, Karelian Miracle-worker. P. 29. Kat. 39, P. 6. Kat. 12. 12 Сведения об изображениях Анны Кашинской, об отмене канонизации ее и последующем восстановлении празднования см.: Голубинский, 1903. С. 159–169, 558. 13 Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография Антониево-Дымского монастыря//Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902–1981). Архангельск, 1992. С. 137–154. В статье указаны две иконы с изображением Антониева Дымского монастыря из собрания ГРМ: 1) ок. 1842 г. – ДРЖ, Б-662; 2) XIX в. (середина)–ДРЖ, Б-28. Благодарю М. И. Мильчика за консультацию по данному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 17.03.1427, Важеозерская вол. Белозерского края – 20.04.1479), прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря . Род. в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет ушел в Кириллов Белозерский мон-рь , где ок. 1452 г. принял постриг с именем Александр и получил благословение на священство. Его отец в это время переселился «от насилия земных властей» на р. Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда звал приехать сына. А. О. получил благословение белозерского игумена (видимо, Кассиана) на основание новой обители близ места поселения своей семьи и вместе с неким «искусным иноком» пришел в Ошевенскую слободу. Благословение на строительство мон-ря и игуменский сан А. О. получил от свт. Ионы , архиеп. Новгородского (1459–1471). Строительство обители было омрачено конфликтом между А. О. и его родными братьями – Амвросием и Лукианом, чьи сыновья Петр и Никон без отцовского благословения были пострижены в монашество. Амвросий грозил разорить обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как рассказывает житие, этот конфликт стал причиной болезни А. О., от к-рой его исцелил прп. Кирилл Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед кончиной А. О. предрек братии трудные времена, ожидающие мон-рь. А. О. был первоначально погребен по правую сторону от построенной им деревянной ц. свт. Николая. Позднее мощи преподобного находились под спудом в каменном Успенском храме Ошевенского мон-ря, где с 1707 г. преподобному посвящен придел. Сведений о вскрытии мощей в советское время не имеется. Прп. Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. Каргополье (ЦМиАР) Прп. Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. Каргополье (ЦМиАР) Составление жития А. О. началось в Ошевенском мон-ре при игум. Максиме (1483–1485) по настоянию инока Леонтия, брата преподобного, к-рый «повеле клириком писати житие преподобного Александра, понеже он ведый известно житие его и пророчествия святого вся сбывшася».

http://pravenc.ru/text/82048.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010