Весьма проблематично общее утверждение относительно распространенности грамотности на Руси в XV–XVII веках: „то количество грамотных, какое было в Московском государстве в XV–XVII веках, казалось людям того времени вполне достаточным, и мы совсем не слышим ни от правительства, ни от частных лиц жалоб на недостаток в них; равным образом мы не слышим ни от кого ни кому никаких похвал за простую грамотность, не замечаем, чтобы простая грамотность сколько-нибудь высоко ценилась“ 932 . Все основания, приводимые в пользу этих положений, по необходимости, не имеют решительного характера. Отмечается „ряд указаний, что одно уменье читать и писать в XVI и XVII веках многих не удовлетворяло“. Но один тот факт, что находились люди, которых простая грамотность не удовлетворяла, не может с решительностью доказывать, что вообще „простая грамотность не высоко ценилась“. Затем ссылаются на известные слова Геннадия, который идеалом —567— духовного лица ставит знание „силы божественных писаний и церковного порядка“, но не должно упускать из внимания, что Геннадий скорбит собственно не о том, что во время не было таких идеальных духовных лиц, а о том, что он не мог найти достаточно людей, которые были бы, по крайней мере, „грамоте горазды“; он жалуется, что вместо последних ему представляли для поставления „мужиков невежд“. Наконец, ссылаются на свидетельство жития св. Максима Грека . Но тот факт, что „Максим Грек был хвалим за то, что был „словесного любомудрия зело преисполнен, священные же философии до конца навыкл“, не в состоянии вполне обосновать заключение, будто „значение придавалось тогда лишь людям, вполне изучившим священное писание и святоотеческие творения и проникшим в их смысл, а сверх того, свободно владевшим церковно-славянским языком“. Из свидетельства жития Максима следует лишь то, что тогда ценили таких начитанных людей, но, чтобы тогда мало или вовсе не ценились менее начитанные люди, этого житие прямо не говорит. Наконец, что касается предположения, будто бы Московская Русь XV–XVII веков имела еще особые училища, специальные для тех подростков, которые предназначались в священники и в диаконы, то ни слова Геннадия и Стоглава, ни свидетельства жития Александра Ошевенского и грамматики Мелетия Смотрицкого не дают что-либо решительное в его пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь Александра Ошевенского (Кречетово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Александра Ошевенского — одна из церквей храмового комплекса в деревне Кречетово Каргопольского района. Содержание История [ править править код ] Храмовый комплекс с церквями в честь Святой Троицы (другое название - Рождества Пресвятой Богородицы) и Александра Ошевенского является самым южным в Архангельской епархии. На 90-м км от Каргополя по Санкт-Петербургскому тракту находится деревня Кречетово, центр Кречетовской округи, старое название которой Большая Шалга (не путать с Большой Шалгой близ Каргополя). Этот район вытянут вдоль тракта, а в центре его расположен Погост и деревня Кречетово. Местность эта окружена болотами, которые, возможно, в далеком прошлом были озерами. И по ним когда-то двигались первопоселенцы, славяне в том числе. Часть таких дорог связывают Кречетово с Каргополем, Москвой, другие вошли в магистраль Архангельск - Санкт-Петербург. Название Кречетовская округа сложилось после 1930-х гг., а деревня Кречетово на протяжении последних 200 лет была и остается главной деревней всей округи и самой населенной. Ядром всей округи стали Большешальский погост и деревни вокруг него на расстоянии не более 2-3 км. Большая часть деревень округи - среднего размера, но есть и крупные - Сварозеро, Кречетово, Медведево. На 2008 г. в пределах бывшей волости жилыми считались 15 деревень, из них полноценно действующими - всего 5. Крупные деревни расположены вдоль С.- Петербургского тракта. В 1 км к югу от Кречетова рядом с Большешальским погостом расположена деревня Погост. В XVII в. здесь находились две церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и святых мучеников Козьмы и Дамиана. В первой половине XIX в. церкви перестраиваются в камне: Рождественская - в 1870 г, вторая (в честь Александра Ошевенского) - в 1800 г. Внешне обе церкви похожи одна на другую, но их планы сильно отличаются. В Рождественской церкви один престол, во второй церкви в честь Александра Ошевенского пределов два: Александра Ошевенского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Алекса...

У виставка «Спадщина 6 травня 2014 р. 13:40 С 23 мая по 30 июня 2014 года в выставочном зале Российского православного университета в Москве пройдет выставка «Наследие Севера», посвященная истории и святыням, православным подвижникам и культуре Каргополья. Выставка приурочена к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, часть учеников которого принесла просвещение и духовную культуру на Север. Главная цель, которую ставят перед собой организаторы выставки из попечительского совета при Александро-Ошевенском монастыре и Фонда «Наследие Севера», — привлечь внимание общественности к Каргополью, некогда процветающему краю, богатому культурными и духовными традициями. На выставке представят подлинные иконы, фото-, видео- и печатные материалы, 3D-мakemы, рассказывающие о «духовной колонизации» и последующем расцвете Каргополья. Посетители познакомятся с историей Александро-Ошевенского и Кирилло-Челмогорского монастырей, узнают о святых древней Руси, пришедших на землю Каргополья двумя дорогами — из Москвы и Новгорода. На выставке можно будет увидеть репродукции икон преподобных Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Пахомия Кенского, Антония Сийского, Диодора Юрьегорского, Макария Унженского и других святых северной Руси. На открытие выставки из возрождающегося Александро-Ошевенского монастыря привезут подлинные иконы преподобных Сергия Радонежского, Кирилла Белоезерского, Александра Ошевенского и Кирилла Челмогорского. Один из стендов расскажет о репрессированных в советское время монахах и священниках Александро-Ошевенской и Кирилло-Челмогорской обителей — документы на двоих из них поданы к рассмотрению в комиссию по канонизации. Архимандрит Досифей и игумен Феодорит могут быть причислены к лику святых XX века. Также посетители смогут увидеть стенды с изображениями каргопольских икон XVII-XIX вв., прошедших в последние годы реставрацию благодаря деятельности Попечительского совета при Александро-Ошевенском монастыре и фонда «Наследие Севера». Яркий экспонат выставки — уникальные северные «небеса» из храма Иоанна Богослова в селе Ошевенское. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии и срочно требует консервации и реставрации. Отдельный стенд выставки посвящен Каргопольскому детскому дому, воспитанники которого занимаются творчеством и художественными ремеслами, возрождают традиции родного края. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3642719...

Состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению Свято-Александро-Ошевенского мужского монастыря (Архангельская обл.) 27 декабря 2012 г. 13:45 26 декабря 2012 года митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил возглавил первое заседание Попечительского совета при Свято-Александро-Ошевенском мужском монастыре (село Ошевенское, Каргопольский район Архангельской области). В ходе встречи, которая прошла на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве , были утверждены положение о Совете и план работы на 2013 год. Митрополит Даниил был единогласно избран председателем Совета. По словам заместителя председателя Попечительского совета, доцента Государственного университета управления Елены Кутуковой, в 2013 году планируется организовать ряд мероприятий, в том числе проведение выставки, посвященной истории обители, издание буклета о монастыре, подачу заявок для включения памятников архитектуры, расположенных на территориях Александро-Ошевенского монастыря и села Ошевенское, в федеральную программу «Культура России» на 2014 год и др. Информация о деятельности Совета представлена на сайте Александро-Ошевенского монастыря www.oshevenskoe.ru . Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру Алексей, в юношеском возрасте принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре). По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр пришел на реку Чурьюгу и в 44 верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вел его отец — Никифор Ошевень; при жизни преподобного был возведен первый монастырский храм — Никольский. После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок, в нем оставались только пять пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумена монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нем возросло число братии, увеличились земельные владения, была построена еще одна церковь — в честь Успения Богородицы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 г., когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. При митрополите Филиппе в 1578 г. была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а Царём Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии. После пожара 1706 г. в Александро–Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней. Облик монастыря до пожара 1706 г. помогают восстановить иконы. В 17 в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение. Они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь преп. Александра Ошевенского (20 апреля/3 мая — память прп. Александра, Ошевенского Чудотворца). А в 1667 г. было установлено проведение крестного хода из Каргополя в Ошевенский монастырь, как заповедали прп. Александр и свт. Иоанн Златоуст, явившись одному крестьянину. Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII вв. горели церкви, роптали монахи. В 1707 г. выстроено сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Здесь же, в храме, покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Прп. Кирилл Челмогорский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин Прп. Кирилл Челмогорский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин Во 2-й пол. XVII в. Челмогорская пуст. была приписана к Кийскому Крестному мон-рю, в XVIII в.- к каргопольской Спасской обители, а во 2-й пол. XIX в.- к Александрову Ошевенскому мон-рю. Т. о., появились иконы основателей каргопольских обителей, объединенных в одной композиции. В алтаре церкви свт. Николая Чудотворца Ошевенского монастыря в кон. XIX в. хранилась икона «Преподобные Кирилл Челмогорский и Александр Ошевенский» (ГААО. Ф. 1514. Оп. 1. Д. 213. Л. 7). Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеезерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы» XVIII в. под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в. находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; К.- справа, вместе с прп. Никодимом, облачен в мантию и схимнический куколь, в правой руке - свиток. Длинная борода святого внизу раздвоена, что подчеркнуто вырезом в окладе. Преподобные К. и Пахомий Кенский представлены в клейме живописной рамы с композицией «Коронование Богоматери» и образами избранных святых, созданной каргопольским иконописцем в кон. XVIII в. (КИАМЗ). Здесь изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие (Святые каргопольской земли. 2002. Кат. 24). Ростовой образ К. напротив изображения прп. Макария Унженского помещен на поле иконы «Преподобный Александр Ошевенский, с видом Ошевенского монастыря» кон. XIX в. (из с. Ошевенского Каргопольского р-на Архангельской обл., КИАМЗ; см.: Там же. Кат. 10). Этот образ, незамысловатый по мастерству и технике исполнения, написан каргопольским мастером, к-рый также является автором иконы «Святитель Николай Чудотворец и преподобные Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Челмогорский» кон. XIX в. из часовни в дер. Низ в с. Ошевенском (АГМДЗиНИ). К. изображен в рост крайним справа, голова покрыта синим куколем, в руке четки (надпись: «Пр. Кирилъ Челмогор.»).

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, г. Каргополь, Октябрьский проспект, 54 Телефон: +7 (81841) 2-11-90 Официальный сайт храма Подробнее... Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Каргополь) [ править править код ] В 1692 году на Старой торговой площади возводят Благовещенскую церковь. Сто рублей дал на постройку Пётр I. Стены из местного белого камня кубического по объёму здания прорезаны в стройном ритме расположенными оконными и дверными проёмами. Белокаменная гладь стен – как бы фон, по которому идут резные наличники с тонко выработаными деталями. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, г. Каргополь, ул. Красноармейская Телефон: 8(81841) 2-14-96 Электронная почта: museump@yandex.ru Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Кречетово) [ править править код ] Зимний храм Большешальского прихода. Построен в XIX веке в духе эклектики. Храм представляет из себя однокупольный четверик с притвором. В тридцатые годы здесь расположилась машинно-тракторная станция. Затем здание передали совхозу с тем же назначением: мастерские, кузница, склад. В результате храм был изуродован, территория вокруг загромождена всяческим мусором. Храм восстанавливается с 2004 года. Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, д. Кречетово (Погост) Подробнее... Церковь Александра Ошевенского (Кречетово) [ править править код ] Храмовый комплекс с церквями в честь Святой Троицы (другое название – Рождества Пресвятой Богородицы) и Александра Ошевенского является самым южным в Архангельской епархии. На 90-м км от Каргополя по Санкт-Петербургскому тракту находится деревня Кречетово, центр Кречетовской округи, старое название которой Большая Шалга (не путать с Большой Шалгой близ Каргополя). В 1 км к югу от Кречетова рядом с Большешальским погостом расположена деревня Погост. В XVII в. здесь находились две церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и святых мучеников Козьмы и Дамиана. В первой половине XIX в. церкви перестраиваются в камне: Рождественская – в 1870 г, вторая (в честь Александра Ошевенского) – в 1800 г. Внешне обе церкви похожи одна на другую, но их планы сильно отличаются.

http://azbyka.ru/palomnik/Каргопольский_...

325 Святые Каргопольской земли: (Живопись, графика). Из собраний музеев Архангельской области: Каталог. Сост. Т.М. Кольцова, М.Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Нумерация страниц отсутствует. 326 Кроме того, заглавие «Чуда 1» («Чюдо 1 преподобнаго о явлении его, како велъ икону свою написати») не соответствует его содержанию: в видении является Александр Ошевенский, но повелевает написать икону Макария Желтоводского. Это противоречие может объясняться тем, что источником «Чуда 1» послужил, по-видимому, рассказ из Жития Александра Ошевенского «О явлении преподобнаго старцу Тимофею и о написании образа святаго Александра»: Александр является «аки наяве» некоему старцу Тимофею и просит его передать игумену и братии повеление написать свою икону (см. Житие Александра Ошевенского//ГИМ, собр. Барсова, 783, л. 130 об. 133 об., XVI в.). 327 Именно так их и представляют некоторые исследователи (см., например: Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 179; Критский Ю.М., Синяговский С.А. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV – начале XX века//Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 120121). 328 Согласно описи Хергозерского монастыря 1769 г., в монастыре в этот период кроме чудотворного образа хранились ещё 3 иконы с изображением Макария Желтоводского (см. РГИА, ф. 834, оп. 3, 2457, л. 141 об.). 329 См. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. С. 182−183, 245. В описи Хергозерского монастыря 1769 г. (см. предыдущее примеч.) икона с изображением Тихона не отмечена. 332 См. Понырко Н.В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия//ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 43. С. 58−69. 334 Коллекция старопечатных книг XVI–XVII вв. из собрания М.И. Чуванова: Каталог. М., 1981. С. 74−75 (запись воспроизведена также на ил. 13). 335 Архив СПбИИ РАН, колл. 115, 41, л. 21−23. Документ входит в подборку грамот (в копиях XIX в.) Александро-Ошевенского монастыря за 1539−1656 гг. Хергозерский монастырь был одно время приписан к этой обители, чем, вероятно, и объясняется включение документа в данную подборку. Документ опубликован: Пигин А.В. Материалы к истории Макарьевской Хергозерской пустыни в Каргопольском уезде. С. 273−275.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Сырьинский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с избранными карельскими преподобными». 2011 г. Иконописец И. И. Лапин (ц. Собора Сийских святых Антониева Сийского мон-ря) Прп. Кирилл Сырьинский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с избранными карельскими преподобными». 2011 г. Иконописец И. И. Лапин (ц. Собора Сийских святых Антониева Сийского мон-ря) (Кириак; † 1-я пол. XVI в., Успенский Сырьинский мон-рь), прп. (пам. 28 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых), Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского мон-ря (ныне дер. Сырья Онежского р-на Архангельской обл.). О К. известно из Жития прп. Александра Ошевенского, составленного в 1567 г. монахом Александрова Ошевенского муж. мон-ря Феодосием. В Житии есть рассказ «о сырияньском началнике игумене Кирилле», основанный, вероятно, на воспоминаниях старожилов Ошевенского мон-ря. Мирское имя святого было Кириак. Он род. в семье священника из Заветровья Чекуевской вол. на р. Онеге («волостка Чекоево конец острова на Онеге»), где стояли 2 церкви: холодная Преображенская и теплая Успенская. Оставшись в раннем возрасте сиротой, «ремесла же не имея никоего», юноша отправился в Ошевенский мон-рь. Ученик прп. Александра игум. Максим, управлявший Ошевенским мон-рем между 1489 и 1535 гг., принял Кириака в обитель и постриг в монашество с именем Кирилл. Под руководством опытного старца К. постигал иноческую жизнь. Сначала его послушанием было работать в поварне и хлебне, позднее он стал пономарем и просфорником; в мон-ре К. выучился грамоте. Прожив здесь мн. годы, он по благословению игум. Максима направился в Новгород, где архиепископ (вероятно, свт. Геннадий (Гонзов) ) совершил его иерейскую хиротонию. Из Новгорода К. вернулся в родные места, какое-то время служил в знакомом с детства Преображенском храме в вол. Конец Острова: «Он же отиде восвояси и пребысть в некоей веси, именуема Кеноозеро, служа Богови. И оттуду прейде на Онегу на реку в весь, зовома Конец-островие, ту есть храм всемилостиваго Спаса, и тамо пребысть чисте, принося жертву Богови».

http://pravenc.ru/text/1840275.html

В нынешнем году по милости Божией было освящено 5 новых храмов. Возжигаются свечи пред Богом и все больше людей обретают дорогу к храму. 6 февраля мы освящали новый храм в Маймаксанском округе г. Архангельска, названный в честь св. блаж. Ксении Петербургской. Добрым знаком можно назвать строительство новых церквей в тех микрорайонах, где храмов раньше никогда не существовало. Для русского человека храм всегда был вторым домом, эталоном красоты, сокровищницей таланта. Храм гораздо больше, чем дом молитвы. По выражению русского мыслителя Е.Н. Трубецкого " Храм - это целый мир, не тот греховный, хаотический и распавшийся на части мир... а мир, собранный воедино благодатью " . Еще мы называем храм иконно преображенного космоса. Большой вклад в воссоздание подобных икон в нашей епархии сделан трудами и усилием Российского фонда архитектурного наследия им. преп. Андрея Рублева. Совсем недавно был освящен восстановленный зодчими этого фонда деревянный храм во имя св. Николая Чудотворца в с. Конецдворье Приморского района. Фондом им. Андрея Рублева построена деревянная церковь Св. Иоанна Богослова в п. Плесецк, отремонтировано здание епархиального управления, где мы сейчас собрались для работы, воссоздан храм-колокольня Трех Святителей московских в Свято-Троицком Антониево-Сийском мужском монастыре, отреставрирована часовня св. пророка Илии с. Церковное, построена паломническая гостиница в Сийском монастыре, деревянная церковь вмч. Георгия Победоносца в с. Тойнокурье, возведен деревянный храм Платона, Исповедника Студийского в с. Подомо, обновлен внешний облик Антониево-Сийского монастыря и впереди предстоит еще много славных дел. Нынешний год 525-летия преставления преп. Александра Ошевенского. 3 мая в с. Ошевенск проходили торжества, посвященные этой дате. Впервые за многие десятилетия в Ошевенске в Богоявленском храме была совершена Литургия архиерейским чином. Затем проведен крестный ход и у стен Успенского Александро-Ошевенского монастыря отслужен молебен и освящен поклонный крест. На торжества прибыло много паломников. Что свидетельствует о почитании преп. Александра Ошевенского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010