Но в приведенных словах архиепископа Вильгельма не определяется точно место погребения Мелисенды; а близость алтаря, о котором он говорит, даже может быть относима к нынешнему алтарю над гробницами свв. Иоакима и Анны. Кроме того, архиепископ Вильгельм говорит о каменном склепе и железной двери на могиле Мелисенды, но от этого склепа и от этой двери нет и следов на месте погребения святых Богоотец. Что же касается латинского сказания, будто святые праведные Иоаким и Анна погребены в подземелье католической церкви св. Анны, устроенной на месте дома святых Богоотец, то достоверность этого не подтверждается раскопками; в указанном подземелье нет никаких следов существования еврейских гробниц: ни углублений в скале в виде печур (loculi), ни лож (широких каменных скамей, высеченных из скалы) вдоль стены пещеры. Недостоверность латинского сказания о месте погребения святых праведных Богоотец Иоакима и Анны открывается, наконец, и из того, что у древних евреев существовал обычай устраивать гробницы близких родственников совместно. По всеобщему христианскому преданию, Пресвятая Дева Мария была погребена в Гефсиманской пещере, здесь же, в Гефсиманской пещере, а не в другом месте, должны быть и могилы Ее святых родителей. Спустившись от престолов святых Богоотец на пять-восемь ступеней вниз, мы остановились на несколько минут перед армянским престолом, построенным на левой стороне лестницы; по преданию, этот престол покрывает гроб св. Иосифа-древодела, Обручника Пресвятой Девы Марии. Над гробницей-престолом горит лампада. Сойдя далее вниз еще ступеней на двадцать, мы вступили в главный подземельный храм крестообразной формы, около пятнадцати саженей длины и различной, от четырех до семи саженей, ширины (наибольшая ширина храма – против лестницы). При спуске с лестницы, у правой стены пещеры, устроен престол во имя св. Николая Чудотворца. В восточной стороне храма возвышается небольшая четырехугольная часовня из цельной скалы, увенчанная небольшим куполом. Первоначально часовня составляла одно целое с окружающими стенами пещеры, но впоследствии она со всех сторон была отсечена от скал и в настоящее время, подобно кувуклии Гроба Господня, стоит среди храма, так что ее можно обойти кругом.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

  Димитрий (Муретов) – архиепископ Херсонский и Одесский (повторно с 20.02.1882). До 1850 г. был профессором богословия и ректором Киевской духовной академии, известен своей пастырской деятельностью († 14.11.1883); Никанор (Бровкович) – архиепископ Херсонский и Одесский (с 12.12.1883). Известен как духовный писатель, оратор и философ († 27.12.1890). – Ред.  Поклонник (устар.) – поклоняющийся Богу, св. местам, мощам (См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М.: Русский язык. 2000). – Ред.  Практика – по-видимому, лоция – руководство для плавания в определенном водном бассейне. – Ред.  Топхание, или Топ-Хане (т. е. Пушечный двор) – предместье Константинополя. – Ред.  Золотой Рог – бухта, представляющая собой залив Босфора, глубоко вдавшийся в сушу. – Ред.  Иисус Назарянин Царь Иудейский (с греч.). – Ред.  Один русский путешественник так описывает впечатление, производимое внутренностью храма: «Стоит переступить порог, поднять голову и обвести глазами тысячелетний храм, чтобы сразу, мгновенно замереть от изумления». – Авт.  Вертикальная выступающая часть стены, противодействующая своим весом распору сводов, перекрывающих сооружение. – Ред.   Евр. 7, 1 . — Ред.  Там же. 7, 2. — Ред.   3 Цар. 14, 25 — 26 ; 2 Пар. 21, 16 — 17 ; 4 Цар. 14, 13 ; Дан. 1, 1 — 2 ; 4 Цар. 24, 10 — 20 и 25, 1 — 17. — Ред.  Иерусалим после распада Оттоманской империи в 1917 г. был занят англичанами и с 1920 по 1947 г. являлся центром английской подмандатной территории Палестина. После арабо-израильской войны 1948 — 1949 гг. Иерусалим был разделен на две части: восточная отошла к Иордании, западная — к Израилю. В 1950 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей и в 1967 г. захватил и восточную часть города. — Ред.  В Евангелии ( Ин. 18, 1 ) Кедрон назван потоком. — Ред.   Олесницкий А. А. Святая Земля. Киев, 1875 — 1878. Т. I. С. 29. — Авт.  На площадке пред храмом Гроба Господня в Великий Четверг происходит обряд омовения ног. Рассказывают, что около места омовения ставится масличное деревцо, под которым греческий патриарх троекратно преклоняет колена, изображая моление Господа о чаше. Под этим же деревцом читается и Евангелие об омовении Спасителем ног ученикам. После обряда омовения деревцо вмиг расхватывается православными на части, как святыня. — Авт.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Последняя находится в северо-западном углу площади под полуразрушенной от землетрясения колокольней и служит усыпальницей иерусалимских патриархов. На северной стороне площади вход в храм Гроба Господня. Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме Вход некогда состоял из двойных ворот, или дверей, с огивными арками, но в настоящее время правая, восточная половина ворот заделана камнем. Столбы входных дверей украшены группами колонн, на которые и опираются арки ворот. На одной из колонн левого дверного столба имеется трещина, из которой, по преданию, вышел священный огонь, когда раз в Великую Субботу мусульмане, по проискам армян, не допустили православных ко Гробу Господню; местное предание приписывает трещине чудесную силу, исцеляющую от зубной боли. Притолоки дверей украшены барельефами воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим, Тайной вечери и разных фантастических животных, птиц и растений. На арках ворот стоит другой ряд подобных же арок; два огивных окна выходят сюда из православного Святогробского монастыря. Направо от заделанной половины входных ворот возвышается крыльцо, которое некогда вело на Голгофу, а теперь — в отдельную от храма латинскую церковь скорби Богоматери; внизу под церковью находится греческий придел св. Марии Египетской. Обнажив головы и осеняя себя крестным знамением, мы с благоговением приблизились к входным дверям и переступили порог святейшего храма Гроба Господня. Но с первого же шага наше религиозное чувство было оскорблено: с левой стороны у дверей внутри храма сидели на возвышении, устроенном наподобие нар, три турка в чалмах и курили наргиле. «Зачем эти поклонники Магомета в святейшем христианском месте?» — спрашивали мы своего проводника. «Это стража, — отвечал проводник, — она необходима ввиду частых ссор и драк, происходящих в этом храме между лицами различных христианских вероисповеданий. Она преспокойно сидит на отведенном ей месте и вас не побеспокоит, если вы сами не дадите ей к тому повода». Но такие объяснения мало удовлетворяют возмущенное религиозное чувство. Эта турецкая стража находится при храме Гроба Господня издавна, но прежде, как о том свидетельствуют путешественники, привратники сидели вне дверей . Стража держит у себя и ключи от храма и открывает вход в него утром с пяти часов до десяти и днем с двух часов и до восьми вечера; на ночь храм запирается привратниками.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

По переходе через Кедронский поток дорога разветвляется: налево начинается подъем в гору Елеонскую, направо, к югу, мимо еврейских гробниц, при подошве Елеонской горы идет в обход ее широкий путь в селение Вифанию и на Иордан. Мы пошли по первому пути и вскоре приблизились к погребальной пещере, известной в народе под названием Гефсиманской. То пещера-часовня Богоматери, вмещавшая в себе некоторое время тело Пречистой. Гефсиманская погребальная пещера составляет северный исходный пункт Кедронского кладбища и имеет вид погреба, прислоненного к горе. Некогда над этой погребальной пещерой стоял верхний храм. Крестоносцы имели при нем женский монастырь. Но в 1187 году монастырь и верхний храм были разрушены Саладином и уцелел только нижний пещерный храм. Вход в погребальную пещеру Богоматери с южной стороны. Перед входом имеется небольшая площадка, на которую спускаются с дороги на гору по нескольким широким ступенькам. Предполагают, что эта площадка составляла некогда притвор храма. Наружные стены пещеры сложены из массивных камней, в расщелинах которых растут мох и кустики травы. Когда мы подошли к Гефсиманской пещере, то входные двустворчатые железные двери ее были открыты. Войдя, мы взяли по восковой свече и стали спускаться по широкой (около 2 саженей ширины) мраморной лестнице в глубину пещеры (лестница имеет около 50 ступеней). Если войти в пещеру с дневного света, то внутри ее кажется полный мрак, и только далеко внизу мелькают огни от множества лампад. Спустившись на двадцать ступеней, мы остановились на площадке перед двумя престолами, устроенными в углублении стены, с правой стороны лестницы. Престолы примкнуты к стене. По преданию, они покрывают гробницы святых праведных Богоотец Иоакима и Анны: престол к востоку устроен над гробом св. Иоакима, а престол к северу – над гробом св. Анны. Оба престола находятся во владении греков. Латиняне, издавна соперничающие с восточными христианами из-за владения святыми местами, не имея в Гефсиманской пещере ни алтаря, ни права совершать богослужение, стараются подвергнуть сомнению подлинность гробниц святых Богоотец Иоакима и Анны. Опираясь на свидетельство Вильгельма, архиепископа Тирского, писателя XII века († около 1193), по словам которого «направо от нисходящих (вероятно, ступеней) к гробнице Блаженной и Пречистой Богородицы и Девы Марии, в соседстве с алтарем (altare habens vicinum), была погребена (в 1161 г.) в каменном склепе, закрытом железной дверью, королева Мелисенда» , дочь Балдуина II, жена третьего Иерусалимского короля, католики и утверждают, что Мелисенда была похоронена в одной из тех гробниц, которые восточное предание приписывает святым Богоотцам. Действительное же место погребения святых праведных Иоакима и Анны, по латинским сказаниям, находится на Страстной улице, в подземелье церкви святой прав. Анны, на месте дома святых родителей Пренепорочной Приснодевы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Получив напутственное благословение и увольнительный билет на проезд от Вятского Преосвященного владыки Сергия , я 25-го числа прошлого мая г.], после окончания экзаменов , выехал из Вятки. Сначала заехал к своим родителям, чтобы оставить на их попечение своего двухлетнего ребенка; а потом держал путь в Казань. Встретившись в Казани с А. Н., мы с ним уже вдвоем двинулись в дальнейший путь – в Москву (где, между прочим, купили по паломнической книжке Православного Палестинского общества), Киев и Одессу. В Одессе нам пришлось прожить в ожидании отбытия парохода четверо суток. Так как делать было здесь нечего, то все время мы употребляли на осмотр города и его достопримечательностей. Одесса Воздвигнутый сто лет тому назад на развалинах небольшого турецкого укрепления Хаджибея, город Одесса по благоустройству и богатству своему занимает одно из первенствующих мест среди городов Империи. С какой бы стороны вы ни въезжали в город – со стороны ли моря или по железной дороге, – Одесса производит на вас приятное впечатление. Широкие, по большей части ровные улицы, обильно обсаженные деревьями по обеим сторонам, иногда даже в два ряда с каждой стороны, прекрасные, всегда содержимые в чистоте и опрятности, гранитные мостовые, величественные и роскошные здания и щегольские магазины, постоянное движение экипажей и пешеходов – все это в совокупности представляет довольно изящную картину. Особенно красивы улицы Екатерининская, Ришельевская и Пушкинская; на Ришельевской улице находится грандиознейшее и самое лучшее по архитектуре здание города – городской театр. Как город новый, Одесса не имеет памятников отдаленной древности. Все достопримечательности Одессы состоят в сооружениях новейшего времени. Из них особенного внимания заслуживает, во-первых, грандиознейшая гигантская лестница, ведущая к морю с Николаевского бульвара. Взглянуть на эту широчайшую лестницу и по ней спуститься вниз или подняться вверх считает своей обязанностью всякий путешественник. Об этой лестнице упоминается в любом учебнике географии. Лестница вся гранитная и состоит из двухсот ступенек с десятью широкими площадками. Внизу лестницы находится небольшая церковь свт. Николая, известная под названием Приморской. Вверху же лестницы, на горе, помещен памятник дюку де Ришелье, отлитый из бронзы и представляющий Ришелье в римской тоге с непокрытой головой; правая рука его протянута к морю, в левой он держит свиток. Памятник воздвигнут в 1828 году; на нем имеются следующие надписи: «Герцогу Еммануилу, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание и благосостояние Одессы. Благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий сего города и губерний Екатеринославской, Херсонской и Таврической воздвигли памятник сей в 1826 году. При новороссийском генерал-губернаторе графе Воронцове».

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

15 января 1910 года в Санкт-Петербурге в зале заседаний Свя­тейшего Синода в присутствии обер-прокурора и членов Синода состоялось наречение архимандрита Антония во епископа Вель­ского, второго викария Вологодской епархии, а через день, 17 января, – хиротония во епископа. Современники в свое время отмечали большие заслуги епи­скопа Антония в приведении в порядок Свято-Духова монастыря. Храмы обители при нем были украшены снаружи и внутри; благо­говейный молитвенник и знаток церковного Устава, владыка ис­тово служил и явился опытным руководителем монашества. При­ходя в обитель, богомольцы невольно утешались молитвенным настроем иноков-священнослужителей, стройным пением с канонархом и тем общим образцовым порядком, который был виден во всем укладе монастырской жизни. Став епископом, владыка Антоний остался таким же щедрым благотворителем как на нужды учащихся, так теперь и на приоб­ретение новых священнических облачений для бедных приходов, которые не могли сами их приобрести по скудости средств. В 1911 году епископ Антоний пожертвовал Корнилиево-Комельскому монастырю серебряную раку для установления ее над нахо­дящимися под спудом мощами преподобного Корнилия Комельского. В 1911 году тяжело заболел епископ Вологодский Никон, и Святейший Синод возложил исполнение обязанностей по управ­лению Вологодской епархией на владыку Антония. В 1912 году епископ Никон был уволен от управления Вологодской епархией, и на его место был назначен епископ Александр (Трапицын) [a] , прибывший в Вологду 12 июля. Во время исполнения обязанно­стей по управлению епархией епископу Антонию приходилось часто служить и как администратору участвовать во многих офи­циальных мероприятиях, что привело к расстройству его физиче­ского здоровья, и теперь, когда во главе епархии был правящий архиерей, он уехал на два месяца в отпуск. В поздравительном письме к 50-летию священнической служ­бы протоиерея вологодского кафедрального собора, извиняясь, что не поздравил юбиляра лично, епископ Антоний писал: «Ны­нешнее лето, с праздниками, юбилеями, высокими гостями, из­ломало меня, и я расплачиваюсь за все это в настоящее время всякого рода болезнями».

http://fond.ru/kalendar/537/antoniy/

04(17)07.2001 – 23.09(06.10) 2001 – в/у Марк Тужиков 5261 23 .09(06.10)2001 – 29.10(11.11) 2001 – в/у Даниил Доровских 5262 29 .10(11.11) 2001 – – Даниил Доровских Юрьевская (Владимирск.) Основана в 1907 г. Именование – по г. Юрьев-Польский (Владимирская область). Владимирское викариатство. Именовалась: Юрьевская; в 1930-е гг. – Юрьево-Польская. 23.11.1907 29.05.1912 Александр Трапицын 14.06.1912 08(21)11.1919 26.11(09.12)1919 13(26)12.1919 20.06(03.07)1920 Иерофей Померанцев .12.1930(13.01.1931) 01(14)04.1932 01(14)04.1932 28.05(10.06)1932 28.05(10.06)1932 Хрисогон Ивановский, паки 13(26)08.1935 09.1935 04(17)03.1937 Хрисогон Ивановский, 3-й раз Юрьевская (древняя; см. Белоцерковская) Юрьевская (Владимирск.), обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Юрьев-Польский (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1925 г. 17(30)09.1924 08.1925 Алексий Покровский 29.08(11.09)1925 07(20)11.1925 Адриан Компанийцев Юрьево-Ливонская Основана в 1570 г. в Юрьеве-Ливонском (г. Дерпт; ныне – Тарту, Эстония). Упразднена в 1582 г. (Н. Дурново) (1579 г. по Строеву. C. 1050 – неверно). Именовалась: Юрьево-Ливонская и Вельядская; с 1578 г. – Юрьево-Ливонская и Лифляндская. 08.1570 05.02.1577 Корнилий 20.12.1578 24.02.1582 Юхновская, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Юхнов (Калужская область). Калужское викариатство. Упразднена в 1928 г. (?) 22.11(05.12)1926 17(30)03.1927 Виктор Путята Владимир Дубчук (?) Якутская Основана 11.01.1858 (16.11.1859 – по: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872; Н.Д. Иерархия... С. 407). Камчатское, затем Иркутское викариатство. Самостоятельная с 12.01.1870. 5268 Упразднена ок. 1930 г. (?) Существовала 1946–1947 гг., но не была замещена. Возобновлена определением Св. Синода РПЦ от 10(23)02.1993 «в Республике Саха (Якутия)». Именовалась: Якутская; с 04.11.1869 (по др., 12.01.1870) -Якутская и Вилюйская; с 13(26)12.1995 – Якутская и Ленская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…Подобно греческой Церкви, и в нашей русской Церкви под мощами святых всегда разумелись останки от тел святых угодников, большие или меньшие, или, что чаще всего, только одни кости… Чествуя останки святых, христиане почитают чрез них присущую им чудодейственную силу, или благодать Божию. Они не «творят из них кумира», не воздают им Божеского поклонения, а чествуют их только как земные посредства, орудия благодати и силы Божией, отнеся всю честь к Самому Господу Богу, Владыке святых, избравшему их останки для прославления чрез них Своего могущества и силы. Отвергать такое чествование значило бы отвергать то, что прославляется Самим Богом к нашему почитанию…». Но и на это письмо был получен от властей отрицательный ответ. 29 мая 1919 года, в день праздника Вознесения Господня, в монастырь собралось множество богомольцев из дальних и ближних мест. Во все предыдущие годы в этот день мощи преподобного Феодосия переносились из зимнего храма в летний. После окончания ранней литургии народ обратился к настоятелю Спасо-Суморина монастыря игумену Кириллу (Ильинскому) с просьбой — положить святые мощи в гроб. Настоятель ответил, что исполнение просьбы зависит от разрешения властей. Народ двинулся за разрешением в исполком, но здесь ему было категорически отказано в просимом. После окончания поздней литургии народ, занимавший всю площадь перед собором, стал снова требовать, чтобы святые мощи были положены в гроб, а затем люди сами сорвали печати с футляра. Игумен Кирилл переложил мощи, и «в сослужении братии и городского духовенства с молебным пением Спасителю, Божией Матери и преподобному Феодосию святые мощи были обнесены вокруг храмов обители и внесены в летний храм». Сразу же после окончания вечерни власти арестовали и заключили в тюрьму настоятеля, казначея, духовника, благочинного, двух иеродиаконов и двух монахов, и в обители остались иеродиакон, два монаха и послушники; по этой причине богослужения в монастыре прекратились. 19 июня 1919 года гроб с мощами преподобного Феодосия был снова вскрыт властями, а мощи помещены под стеклянный футляр и опечатаны. Уездные власти, опасаясь волнений среди населения, обратились с просьбой к губернским властям, чтобы те разрешили увезти мощи в Вологодский музей, а монастырь закрыть. Такое разрешение было получено, и ночью 26 сентября 1919 года мощи преподобного Феодосия были тайно перевезены в Вологду, а монастырь закрыт. Тысячи верующих Вологды и окрестностей направили ходатайства к властям с просьбой возвратить мощи в храм. В одном из ходатайств они писали: «Мы… знаем, что такое мощи. Мы почитали и почитаем их как останки дорогого для нас угодника Божия, который в своей земной жизни исполнением заповедей христианского учения, добрыми делами, смиренным поучительным житием, праведною кончиною и молитвенной помощью при жизни и по смерти утешал и утешает сердца верующих…». Но несмотря на обращения епископа и верующих, мощи преподобного Феодосия в то время не были возвращены.

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

Нельзя не учитывать и тот факт, что публике официальные источники доносили информацию в искаженном виде. Широким кругам было неизвестно, что Патриарх Тихон всего лишь передал лидерам раскола право регистрации входящих документов до прибытия в Москву Место­блюстителя митрополита Агафангела (Преображенского). Сами раскольники громогласно заявляли, что получили от Святейшего всю полноту власти, представляли себя радетелями за Церковь и обещали созвать Поместный Спустя год святитель Тихон вышел на свободу, и началось возвращение в Церковь заблудших. Факт их временного отпадения после принесения покаяния был покрыт любовью. Многие затем засвидетельствовали верность Церкви ревностным служением, исповедничеством и мученичеством, некоторые из покаявшихся причислены к лику святых — ­священномученики Александр (Трапицын), Анатолий (Грисюк), Антоний (Панкеев), Иаков (Маскаев). Было принято и публичное покаяние митрополита Сергия, тем более что его общение с обновленцами оставалось формальным и за своего они его так и не признали. В тяжелые месяцы заключения Патриарха Тихона митрополит Сергий оставался для раскольников ненадежным и даже «опальным». Последующие два года мит­рополит Сергий сумел показать, что покаяние его было искренним и с обновленцами он распрощался навсегда. Неслучайно Патриарший Местоблюститель священномученик Петр (Полянский), не исключая свой арест, назначил своим заместителем именно митрополита Сергия. В декабре 1925 года священномученик Петр был заключен под стражу, начался период его скитания по тюрьмам, закончившийся расстрелом 10 октября 1937 года. Конец 1925 года стал для митрополита Сергия началом нового жизненного этапа. Фактически с этого времени, кроме нескольких тюремных месяцев конца 1926 — начала 1927 года, будущий Патриарх был бессменным главой Российской Церкви. 1926 год был отмечен борьбой с новым расколом — григорианским, а также попытками Церкви нормализовать отношения с государственной властью. В 1926 году митрополит Сергий подготовил проект своей «Декларации».

http://patriarchia.ru/db/text/5468664.ht...

По данным на 1908 г. (которые по ведомостям двух храмов несколько различаются), в селе насчитывалось около 1 тыс. человек, в основном – крестьян. Половина жителей села (159 дворов), а также жители деревень Булькуновка и Комаровка ходили в Покровскую церковь. Другая половина (160 дворов) с крестьянами деревень Горностаевка и Низовка числились прихожанами Троицкой церкви. Во втором приходе, кроме православных, жили беглопоповцы (242 человека), поповцы австрийского согласия (62), поморы (150) и молокане (19). С 1898 г. первым священником Покровской церкви, служившим в Троицкой церкви, был Зиновий Спиридонович Флоров (1863 г. р.). Сын крестьянина, он окончил Самарскую учительскую школу и был учителем Елховского двухклассного училища, заведующим и законоучителем церковно-приходскойшколы. С 1907 г. на втором штате значился священник Павел Степанович Николаев (1883 г. р.) – выпускник Самарской духовной семинарии. Последним священником в Елховке до закрытия храмов был священномученик Иаков Иванович Алферов, служивший в селе с 1921 г. В 1930 г. отца Иакова арестовали, приговорили к трём годам заключения в концлагерь и отправили на Беломорско-Балтийский канал. Домой священник вернулся три года спустя. Как выяснилось позже, он не выходил из поля зрения чекистов. В 1937 г. его арестовали по делу архиепископа Александра (Трапицына). 8 февраля 1938 г. иерей Иаков Алферов был расстрелян. Покровская церковь после закрытия использовалась в сельскохозяйственных целях: как склад зерна, пункт приготовления варенья из тыквы и пекарня. Реконструкция данного храма ещё не закончена. Троицкую церковь после закрытия переоборудовали в клуб. Верующим её вернули в 1991 г. в плачевном состоянии. Священниками храма в данный период были Александр Семёнов, Алексей Скачков, Георгий Попов, иеромонах Захарий (Сараев). С 1998 г. настоятелем является протоиерей Владимир Александрович Балашов. Благодаря его энергии и поддержке прихожан церковь во имя Троицы Живоначальной продолжает возрождаться. Ведерникова Т. И. Православные святыни Самарской митрополии/Т. И. Ведерникова, М. С. Кокарев, М. В. Курмаев, О. И. Радченко. – Самара: ООО «Книжное издательство», 2017

http://sobory.ru/article/?object=29742

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010